Математика входит в жизнь ребёнка с момента
рождения. Какие слова произносит акушерка или
другой человек, присутствующий при родах? Рост
53см, вес 3кг 300г. Время рождения 11часов 50 минут и
так далее.
Ребёнок растёт и каждый день слышит много для
себя нового, в частности, слова, обозначающие
количество, название величин, единицы измерения
разных величин, названия разных геометрических
фигур и их свойств и много другой математической
информации. И так как никто, слава Богу, не
затыкает ему уши, он постепенно привыкает к этим
словам и мало-помалу начинает вникать в их смысл.
Если пустить всё на самотёк, ребёнок, конечно,
когда-нибудь и дойдёт до всего сам, получая
незначительные отрывки информации из речи
взрослых, из книг, сказок, детских передач, но
если и дойдёт, то этот процесс будет продолжаться
слишком долго. А скорее всего в голове образуется
околонаучная каша из разных кусочков, которая
может и помешать дальнейшему изучению предмета.
Потом он пойдёт в школу, будет изучать
математику в обязательном порядке, так как без
неё нельзя обойтись. А если он с раннего детства
чувствовал, что это какая-то тайна за семью
печатями, то она может так и остаться для него
тайной или приоткроется совсем чуть-чуть, но не
увлечёт его.
А вот если с самого начала предоставить ребёнку
возможность познакомиться с математикой или,
говоря расхожими фразами, подружиться с ней,
увидеть в неё интересную игру а, точнее, игры, где
надо что-то угадывать, придумывать, переделывать,
как тебе хочется и так далее, познавать что-то
новое, необычное. Тогда, наверно, с математикой
будут связаны положительные эмоции, чувство
владения предметом, интерес к нему.
Итак, наша цель: познакомить ребёнка с
математикой, чтобы он впоследствии мог ею
овладеть в совершенстве (или около того).
А теперь давайте разберёмся, из чего же состоит
математика, а потом поговорим о каждой теме
подробно.
- Первое, что приходит в голову - это количество
чего бы то ни было и манипуляция с этим
количеством - пересчёт, сложение, вычитание,
умножение, деление, сравнение и т.д. Это только
одна сторона медали - арифметика. И многие
родители думают, что на том математика и
заканчивается. Но в математику входит много
других разделов, к которым тоже нужно готовиться.
- Геометрия - гармония линий и фигур поражала
меня в детстве больше всего в математике.
Наверно, потому, что она была хорошо видна
глазами (тогда как гармонию чисел увидеть трудно,
её можно почувствовать только хорошо овладев
счетом).
- Чтобы научиться понимать математику, нужно
разобраться в свойствах, признаках различных
предметов, научиться объединять предметы,
классифицировать по этим признакам, сравнивать
эти признаки между собой и видеть между ними
разницу.
- Кроме этого, нужно, конечно, развивать у детей
логику, иначе им будут не по силам математические
задачи. Для начала это - логика жизни, логика всех
окружающих нас явлений ( это случилось, потому
что… или наоборот, чтобы было так, как нам надо,
нужно сделать так…, чтобы не было так, нужно… и
т.д.) У всех событий есть причины и следствия и это
нужно подчёркивать, обсуждать, обыгрывать.
Математика, конечно, на этом не заканчивается,
но нам пока хватит.
|