Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 5 ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Июнь
СообщениеДобавлено: Вт июн 17, 2008 4:05 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Пн фев 04, 2008 4:29 pm
Сообщения: 561
Откуда: Москва, Новогиреево
ИЮНЬ
Лето началось! Ура! Поздравляю Вас с началом этого чудесного времени года!
/Не забудьте !!! 22 июня – самый длинный день в году. Про него говорят: день летнего солнцестояния. И с этого дня день идёт на убыль…/

Откуда пошло название «июнь»?
Свое название июнь получил от имени богини Юноны, особенно чтимой древним языческим Римом. Из женских божеств Юнона является самой главной, равной Юпитеру.
Юнона считалась покровительницей плодородия, но плодородия уже зреющей природы, повелительницей дождя. Она покровительствует влюбленным, ведет невесту в дом жениха, благословляет брак, вообще является добрым гением семьи и домашнего очага.

Названия июня чрезвычайно разнообразны:
хорваты зовут июнь розенцвет,
кроаты - розенцвет, иванчак, клисенъ,
карниольцы - розенцвет, кресник (от слова креса - огонь, костер, который зажигают в ночь на Ивана Купалу),
чехи – червень (т.е. красный месяц),
поляки – червец (в это время собирали насекомое – червеца – для получения багряной краски),
иллирийцы - липань,
сорабы - смазник, розовой,
венды - шестник, прашник, кресник.
в древней Руси июнь звали изок, что значило сверчок, кузнечик (вероятно, потому что и это время появляется много кузнечиков),
в церковных книгах, дошедших к нам из Византии, июнь называли «Иуний».
В народе первый месяц лета также величали разноцветом (за буйство цветов), светозаром (за светлоту дня), хлеборостом (растут хлеба, румянец года), хлебородом, скопидомом, «Румянец года».

В старой русской жизни месяц июнь был четвертым. Когда год начинали считать с сентября, он был десятым; а с 1700 года он приходится, по счету, шестым.

ГОВОРИЛИ:
Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту.
В июнь – разноцвет дня свободного нет.
Знойный июнь – на рыбалку плюнь.
Во время восхода солнца стоит духота – к ненастью.
Туман утром стелется по воде – будет солнечная погода.
Сильные росы – к плодородию, а туманы – к обилию грибов.
Вода чиста, как никогда, - к дождю.
Если вокруг муравейника много муравьев – к хорошей погоде.

ЗАМЕЧАНИЯ СТАРЫХ ЛЮДЕЙ В ИЮНЕ МЕСЯЦЕ (по некоторым датам)
* Вы можете обыграть с малышом все обряды, перечисленные здесь.

8 июня.
Гром и молния, появляющиеся с этого дня, по замечанию поселян Тульской губернии, предвещают худую уборку сена. Старушки с этого дня наблюдают восход льна и конопель по утренним росам. Они замечают, что если утренниками появляются большие росы, хотя бы лето было и сухое, урожай будет хороший и выгодный для сбыта.
Колодезники, особенный класс народа на Руси, выводящие начало своего искусства из Вологодской и Пермской губерний, считают сей день важным в своих работах. С вечера под этот день они кладут сковороды на места, назначенные для колодезей. На другое утро, при солнечном восходе, они снимают их и, по отпотевшей сковороде, выводят свои наблюдения: сковорода, покрытая водяными струями, указывает на обильные водяные жилы; сковорода, слегка отпотевшая, обещает маловодный колодезь; сковорода, совершенно сухая, ничего не обещает хорошего; сковорода, облитая дождем, предвещает все невыгоды их летних занятий.

10 июня.
По замечаниям поселян, будто к голодному году на этот день бывают разные знамения: то по гумнам бегают вереницами мыши, что никакой глаз сосчитать их не может; то по полям во все утро бродят голодные волки стадами, что ужас нападает и на самого бесстрашного; то вороны стадами летят из-за лесов, что и свету божьего не видно; то будто самая земля стонет, и так жалобно, что у крепкого мужика текут слезы от надсады; то будто яровой и озимый хлеб играет от межи до межи, что православному человеку и глядеть страшно на такие ужасти; то будто весь скот ходит по полю избитым и изломанным, что у мужика опускаются с горя руки. Всего этого вдруг будто в одном месте не бывает: одно знамение покажется в одном месте, другое в другом. Зато в селах знают все, что делается в других местах. Стоит только одному мужику съездить на базар, так уж к вечеру верно будут знать в десяти деревнях, что делается и было доброго и худого у соседей.

13 июня - Гречишницы
В степных губерниях поселяне начинают сеять гречиху, смотря по погоде. Обыкновенный срок сеяния гречихи, по их замечаниям, наступает или за неделю до Акулин, или спустя неделю после Лкулин».
Наши поселяне сохранили о гречихе свои наблюдения в поговорках:
гречиху сей, когда рожь,
не ровна гречиха, не ровна и земля: в иную и воз бросишь, да после зерна не сберешъ,
холь гречиху до посева, да сохни до покоса,
государыня гречиха ходит боярыней, а как хватит морозу, веди на калечий двор,
не верь гречихе на цвету, а верь закрому.

По старому русскому обычаю, наши степные поселяне варили в этот день мирскую кашу для нищей братии. На такой радушный привет сходились нищие и слепые со всех сторон. После небогатого, но сытного стола нищия братия благодарила хозяев ласковым словом: «Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом — на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди боже вам, православным, гречи без счету. Без хлеба, да и без каши ни во что и труды наши».

Наши слепцы из нищей братии сохранили народную сказку о переселении гречи на Русь. Вот она:
«За синими морями, за крутыми горами жил-был царь с царицей. На старость послал им господь на утеху единое детище, дочь, красоты несказанныя. Вот они, царь с царицей, и думают думу крепкую: как бы им назвать свое нарожденное детище? И молвит царь: а кабы так назвать? А царица молвит: а и то-то имя есть у боярина. И молвит царь на инако? А царица молвит: а и то-то имя есть у княжича. И молвит царь: ну ин так шать? А царица молвит: а и то-то имя есть у посадского.— Думали, думали и придумали: пошлем, де, посла на встречного спрошать по имени и по изотчеству, и во то имя наречем нарожденное детище. И ту свою думу крепкую оповедали князьям и боярам. И князья и бояре приговорили: быть делу так! Снарядили посла.
По слову царскому, по приговору боярскому идет посол искать встречного, спрошать его по имени и по шотчеству, чем бы можно наречи нарожденную дочь у царя с царицей. Сидит посол на перекресице день, сидит и другой. На третий день ко вечеру идет навстречу старая старуха во Киев град богу молитися. Вот и молвит ей посол думу царскую: «Бог на помочь, стар человек! Скажи всю правду, не утай: как тебя звать по имени, да и как величать по изотчеству?» И молвит в отповедь ему старая старуха: «Осударь, ты мой боярин милостивой! Как народилась я волею божьею на белый свет, и туто, де, отец с матерью нарекли меня: Крупеничкою», а как звали батюшку родимого, то она во своем сиротстве не помнит.— И учал посол пытать старую старуху: «Али ты, старая, из ума выжила, али на те, старую, дурь нашла—что невесть что говоришь? Да такого имя слухом не слыхать, видом не видать, как белый свет стоит. Буде ты, старая, на правду не идешь, ино не ходить тебе на сырой земле. Спокайся и молви без утайки». И взмолилась старая старуха: «Осударь, ты мой боярин милостивой! Не вели казнить, вели слово вымолвить. Оповедала я тебе, боярину, всю правду со истиной, молвила все дело без утайки. А во всем во том кладу порукою всех святых и угодников. Умилосердись, осударь, ты мой боярин милостивой! Пусти душу на покаяние, не дай во грехах умереть». И думает боярин сам с собой: «А и что? Никак, старая правду молвила? А и что старую до пытки доводить? Быть делу так, как молвила старая». Отпускал боярин старую старуху во Киев-град 6oFy молитися, а на отпуске наделял золотой казной, да и крепко наказывал: молитися за царя с царицей, да и за их нарожденное детище. С диву дивовалася старая, что с нею содеялось, а со того дива еле душа во теле осталася. Идет посол ко князьям и боярам оповедати содеянное. Входит он, посол, во палату боярскую, посередь пола становится, на все стороны поклоняется, а сам и молвит им, боярам, речь посольскую: «По слову царскому, по приговору боярскому, правил я посольство на перекресице на встречного, а на том посольстве было дело так: сидел я на перекресице три дня с места не сходючи, ни едину ночь не всыпаючи, а на третий день идет встречная старая старуха, а ей-то молвил: скажи всю правду, не утай: как звать тебя по имени, да и как величать по изотчеству? И на ту речь посольскую молвит в отповедь старая старуха: как народилась она волею божьею на белый свет, и туто, де, отец с матерью нарекли ее: Крупеничкой, а как звали ее батюшку родимого, про то она, старая, во своем сиротстве не помнит. И он, де, посол, выслушавши такие речи небывалые, пытал старую старуху крепко-накрепко, да и с угрозою. И она, де, старая, крепко стояла на своем слове: оповедала, де, всю правду со истиной, молвила, де, все дело без утайки. И он, де, мосол, принял те речи за правдивые, отпустил старую старуху во Киев-град богу помолитися, а на отпуске наделял золотой казной, да и крепко наказывал: молитися за царя с царицей, да за их нарожденное детище». А опосле того он, посол, клал на стол статьи писанные, что деялось во посольстве. От тоя речи посольские все князья и бояре с диву дивовалися, что содеялось. И приговорили бояре: оповедать царю все дело посольское, а на челобитье поднесть статьи писанные всему делу посольскому.
Идут князья и бояре во терем княженецкой со словом посольским, со статьями писанными. Как взошли они, князья и бояре, во терем ко своему осударю царю, били челом, о сыру землю кланялись, а на челобитьице молвили всю речь и подносили статьи писанные всему делу посольскому. Слушает осударь царь речь посольскую, читает статьи писанные всему делу посольскому, да и возговорит опослей того: быть делу тому так, как содеялось.
И нарекали царь с царицей свое нарожденное детище, но имя встречного, Крупеничкой. Вырастает та царская дочь Крупеничка не по дням, а по часам, спознавает нсякую мудрость книжную болей старых стариков, а на возрасте печаловалась о старом и о малом. Вот и задумали царь с царицей: кабы свое детище замуж отдать? И опосылают послов во все царства и государства, да и по всем королевствам искать себе зятя, а своему детищу мужа.
Не думано, не гадано подымалась Золота орда бесерменская на его, осударя царя, войной воевать, его царство полоном полонить, его слуг верных сгубить. Ныходил осударь царь на Золоту орду бесерменскую койной воевать со всеми князьями и боярами, со всем своим царством, опричь баб и ребят и старых стариков. На той войне ему, осударю царю, не посчастливилось: положил он, осударь царь, свою голову со всеми князьями и боярами, со всем своим воинством. А и та '5олота орда бесерменская полонила полоном всех баб и ребят, всех старыих стариков. А и того царства кабы не бывало.
Доставалась та царская дочь Крупеничка злому татарину во полон. И он ли, злой татарин, нудил Крупеничку во свою веру бесерменскую. Я, де, тебя, Крупеничка, молвит он, собака, за то наряжу во наряд оксамитной, во монисто с ожерельицем. Будешь ты, Крупеничка, молвит он, окаянной, ходить в чистом золоте, будешь спать на хрустальчатой кроватушке, будешь есть яства лебединые, будешь . пить питья медвяные. Его-то речам бесерменским она, Крупенич-ка, веры неймет; его-то словам окаянным она, Крупеничка, и отповеди не дает. А и думает он, злой татарин: «Аи, постой ты, Крупеничка, аи, погоди ты, упрямая! А я те во работу отдам, а я те во неволю пошлю». И мучал он, окаянной, Крупеничку работою великою, неволею тяжкою ровно три года; а на четвертый год нудить стал во свою веру бесерменскую. И стояла она, Крупеничка, крепко на своей православной вере.
Во те поры проходила старая старуха из Киева через Золоту орду бесерменскую. Вот и видит она, старая, Крупеничку в работе великой, во неволе тяжкой. И стало жаль ей, старой, Крупеничку. И оборачивает она, старая, Крупеничку во гречневое зернышко и кладет то гречневое зернышко во свою калиту. Идет она, старая, путем, дорогой немалою на святую Русь. И в те поры возговорит ей Крупеничка: «Сослужила ты для меня службу немалую, спасла меня от работы великие и тяжкие; сослужи еще службу последнюю: как придешь на святую Русь, на широки поля, привольные, схорони меня в землю». Старуха по сказанному, как по писанному, все сделала, что заповедала ей Крупеничка. Как схоронила она, старуха, гречневое зернышко на святой земле русской, на широком поле, привольном, и учало то зернышко в рост идтить, и выросла из того зернышка греча о семидесяти семи зернах. Повеяли ветры со всех со четырех сторон, разнесли те семьдесят семь зерн на семьдесят семь полей. С той поры на святой Руси расплодилась греча. А то старина, а то и деянье добрым людям во услышанье».
Поселяне Нерехотского уезда день 13 июня называют: бызы. По их замечаниям, в этот день нападают мухи на скотину, которая с беспокойством отмахивается от них хвостом и бегает взад и вперед. Глядя на тревогу скотины, они говорят: «Пошли бызы на скотину».

16 июня - Толока
Поселяне думают, с этого дня начинают затихать певчие птицы, кроме соловья, который будто только поет до Петрова дня.
В белорусских селениях на этот день отправляется толока, пир для тружеников, собранных на помочь унавоживать поля. Избранных охотников угощают обедом, вином и брагою; песни и игры оканчивают пиршество толоки. В Вятской и Пермской губерниях удобрение полей начинается с Петрова дня. Там вместо толоки весь сбор рабочих называется помочи. Смоленские толоки описал Кельхен в своей Лифляндской истории и говорит, что слово толоки происходит от древнего эстского слова: Talek, означающего работу за питье и кушанье. Русские помочи заведены с другою целью — обеспечить бедные семейства, и самые увеселения, отправляемые рабочими, называются: в назьмы играть.

20 июня
С этого дня перепелиные охотники наблюдают приметы об удачном лове. По их замечаниям, если над озимым хлебом носится паутина, летает мушкара, то здесь-то более всего будут сбираться перепела. Каждый охотник старается для будущего счастья непременно в этот день поймать хоть одну птичку. Другие наблюдают, что там, где более слышно перепелиного свиста, всегда менее можно ожидать успеха. Охотники заранее приучаются к свистку и другим инструментам, завлекающим подражательным звуком к сбору перепелов. И у них есть своя страсть: поймать совершенно белого перепела, предводителя птиц своего рода, обещающего всегдашний успех в ловле. Записные охотники странствуют во ржах по целому месяцу.

23 июня - Купальницы
Наши поселяне купальницею называют особенную траву, известную под именем: кошечьей дремы (trollius europaeus. Другие это имя относят к лютику (ranun culus). Этой траве приписывают разные целебные действия. На Ваге и в Вологодской губернии сбирают утром траву купальницу, когда она бывает еще в росе, и сохраняют в стклянках для лечения. В селах из этой травы взрослые делают венки и парятся ими в банях. Дети из нее плетут венки, колпаки, шапки и надевают их на головы но время игр.
На Руси исстари велось париться в сей день, утреннею порою в банях, а днем купаться в реках или прудах. Поселяне Рязанской губернии этот день называют: лютые коренья. Смышленые старые люди, моясь и бане, парились лютыми кореньями в надежде помолодеть. В степных селениях вместо соломы набрасывали и печь жгучей крапивы и на ней паривались. Все это делалось для исцеления болезней.
По выходе из бани садились за стол завтракать, где заранее становилась постная каша. Больных старух и хворых людей выносили в баню на жгучей крапиве и паривали целебными травами. Купанье в реках начиналось с полдня и продолжалось до вечерен. В Переславле-Залесском купались в озере Клещине с песнями и играми. Там, пока одни купались, другие на берегу пели песни. В Зарайске выхаживали купаться на реку Осетр, к белому колодцу. Здесь между купаньем происходили игры и пиршества. В Туле прежде купанье детей происходило в пруде (ныне уничтоженном), на Ивановском монастыре. Пожилые старушки выходили с детьми умываться к студенцам. Здесь они, умывая детей, бросали в студенцы медные деньги, старые сорочки или дарили нищей братии, или сжигали в лесу.
Купальницкая обетная каша отправлялась с разными обрядами. Поселяне Нерехотского уезда предоставляли это дело красным девицам. Там они собирались к одной из своих подруг с вечера: толокчи в ступе ячмень. Песнями и веселыми играми сопровождается толчение ячменя. Рано утром варили из этого ячменя кашу, которую съедали во время полудень, с маслом. После полудника вывозили из сарая передовой станок от телеги на улицу. Одни из них садились на ось, другие, схватясь за оглобли, возили их по селению с песнями, потом выезжали на поле, где, по появлении вечерней росы, умывались для здоровья. В степных селениях обетную кашу варили пожилые женщиньд. Из разных семейств сносилась крупа, оставляемая для сего обряда от первого рушения. На эту кашу сзывались почетные старики и старушки после банного мытья. В селениях Тульской губернии в старину известна была еще мирская каша. Зажиточные семейства варивали эту кашу для нищей братии. Увечные, бесприютные люди заранее приглашались в баню и после угощаемы были мирскою кашею. Многие семейства считали это дело за необходимую обязанность в жизни.
Усердные и сострадательные люди сами нашивали эту кашу по домам к бедным больным и по тюремным заведениям к колодникам. Все это делалось по обещанию, в память какого-нибудь избавления от бед или болезней.
Во многих местах имя Купальницы усвоивалось вместо названий. В Переяславле-Залесском бываемая в этот день ярмарка, при Владимирской церкви, называется Купальницею. Другие называли этим именем поляны, где они собирали целебные травы. Иные называли самые студенцы купальницами.
В старину слепцы и нищая братия, после банного мытья и угощения мирскою кашею, воспевали стихи про убогую вдовицу Купальницу.
«Как во старом городе, во Киеве, как у богатого князя-боярина, у Неупокоя Мироновича жида во сиротстве убогая вдовица Купальница. Как у того ли у князя боярина, у Неупокоя Мироновича, было всякого бога-чества на все доли убогие. Золотой казной оделял он, князь-боярин, храмы божий, чистым серебром питал убогое сиротство. К его ли столам белодубовым, к его ли скатертям браным сходились калики перехожие со всех сторон. Всего было у князя-боярина вдоволь, одного только не было — желанного детища. Скорбит князь-боярин о своей беде, не знает, не ведает в своем гореваньице ни малой утехи. А и во той скорби дожил он и до старости. Во едину нощь видит он, князь-боярин, чудный сон: а кабы за городом за Киевом, подалей перевесища, лежит никем не знаема убогая вдовица во хворости и болести. А и тут ему, князю-боярину, послышался голос неведомый: возьми ты, князь-боярин, тую убогую вдовицу к себе во двор, пои и корми до исхода души. А и за то тебе будет во грехах отрада. Просыпается князь-боярин на утренней заре, выходит за Киев-град, ко тому ли перевесищу, и видит он туто наяву убогую вдовицу во хворости и болести. И спроша.ет князь-боярин ту убогую вдовицу: «А и скажи ты по правде и по истине, откуда родом ты, да и как тебя величать по имени и по изотчеству?» И молвит ему убогая вдовица: «Родом, де, я из Новагорода, а и зовут, де, меня Купальницей; а опричь того за старостию, де, своего роду и племени не помню». И нудил он, князь-боярин, тую убогую вдовицу на житье к себе во двор, а сам возговорит: «А и буду те поить, кормить до исхода души». И в отповедь молвит ему та убогая вдовица: «Спасибо те, князь-боярин дорогой, на ласковом слове, на великом жалованье. А созови ты наперед того нищую братию, всех калик перехожиих, да напой и накорми сытой медовой, кашей грешневой». Идет боярин к себе во двор, опосылает своих верных слуг по всем дорогам и перепутьицам кликать клич на нищую братию, калик перехожиих. Сходилася нищая братия, все калики перехожие ко князю-боярину на широк двор. А и тут к нему опослей всех приходила убогая пдовица Купальница, а садилась с нищей братией за столы белодубовые, за скатерти браные. И выходил туто к ним князь-боярин дорогой, бил челом всей нищей братии, каликам перехожиим, поил, кормил их сытой медовой, кашей грешневой. Со той поры поселилась у князя-боярина во дворе убогая вдовица Купальница; с той поры строил он кормы ежегод про всю нищую братию, про всех калик перехожиих; а на тех кормах была сыта медовая да каша грешневая. И жила та убогая вдова Купальница у князя-боярина во дворе до исхода души».

24 июня - Иванов день. Купало.
Народное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору.
Купало и Купальские огни известны более в Великой России, Малоруссии и Белоруссии. Новейшие мифографы включили Купало в число славянских божеств; но его не было ни в Киеве, ни в других славянских землях. Об нем не говорят ни Нестор, ни другие писатели; это слово известно в наших письменных памятниках с XVII столетия.
Русское Ивановское празднество известно у чехов, сербов, моравов, карпато-россов, болгар и поляков. Там Ивановская ночь известна под именем Соботок. Самое величественное торжество этого дня совершается славянами в Силезии и чехами. Там ивановские огни горят на Карпатских горах, Судетах и Крконошах на пространстве нескольких сот верст. Гулевой народ опоясывается перевязями из цветов, на головы надевают венки из трав, составляют хороводы, поют песни, старики добывают из дерев живой огонь. После перепрыгивания чрез костры огней купаются в росе. Поляки, по описанию Кохановского, отправляли этот день в черном лесу в Сендомирском воеводстве. В песне купальской они поют там, что это празднество передали им матери:

Takto matki nam podaly,
Same takze z drugich mialy
Ze na dzien Swietego Jana
Zawzdy Sobotka palana.

Так-то матери нам передали
Сами также у других переняли,
Чтобы на день святого Яна
Всегда была Соботка опалена (перевод с польского).

Голембовский говорит, что польские поселяне, опоясанные чернобыльником, целую ночь прыгают около огней. Ивановские празднества в Кракове отправлялись на Кремионках, в Варшаве на берегу Вислы и на острове Саксонском. Огиер, путешествовавший по Польше в 1635 г., говорит, что огни изжигались на площадях, около лесов и в разных окрестностях, в дома сносились цветы, травы. Ивановский огонь назывался тогда у них: kresz. Польский писатель Мартин свидетельствует об участии поляков XVI века в этом тржестве: «С вечера Иванова дня женщины зажигали огни, плясали кругом их, пели песни, воздавая честь и мольбы демону. Сего языческого обычая доселе не оставляют в Польше, приносят жертвы из травы чернобыльника, зажигают костры огнем, полученным чрез трение дерево об дерево». Сербы думают, что Иван дан столь велик, что для него солнце на небе трижды останавливается. У Вука Стефановича находим сербские Ивановские песни: «Иваньско цведье, Петров-ско» и проч. Литовцо-руссы называют Ивановское празднество — праздником росы. С вечера, под Ивановскую ночь они собираются на избранном месте, на поляне ставят шалаши, разводят огни, поют песни, пляшут с факелами и перескакивают чрез огонь. Рано утром отправляются в лес — на росу. Утренние сборы называются у них стадом, а пляска коркодоном. Утром сбирались травы для врачевания и чарования. Литовцо-руссы верят и в папортников цвет.
В письменных памятниках великорусские ивановские обряды известны не ранее XVI века. О псковских обрядах говорит игумен Памфил в своем послании к псковскому наместнику: «Егда приходит великий праздник день Рождества Предтечева, исходят огньни-цы, мужие и жены чаровицы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубровы, ищущи смертные отравы и приветрочрева, от травного зелия на пагубу человеком и скотом; тут же и дивии корения копают на потворе-пие мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечев с приговоры сатанинскими. Егда бо нриидет самый праздник Рождество Предтечево, тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся в бубны, и в сопели, и гудением струнным и всякими неподобными играми сатанинскими, плесканием и плясанием, женам же и девкам и главами киванием и устнами их неприязнен кличь, вся скверные бесовские песни, и хребтом их вихляния и йогам их скакание и топтание; что же бысть во градех и и селех».
На Стоглавом соборе говорили: «Против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скомрашествы, и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою».
В указе 1721 года, 17 апреля сказано: «К тому ж будто бы воспоминают мерзких идолов, в них же был некий идол Купало, ему же на Велик день приносили жертву оным купанием; о чем пространно зрится в Летописце Киевском». О малорусских обрядах Ивановской ночи Гизель в своем Синопсисе писал по-своему: «Пятый идол Купало, его же бога плодов земных быти мняху, и ему прелестию бесовскою омрачении благодарения и жертвы в начале жнив приношаху. Того же Купало бога, истинны беса, и доселе по некиим странам российским еще память держится; наипаче же в навечерии Рождества св. Иоанна Крестителя, собравшеся ввечеру юноши мужеска, девическа и женска пола соплетают себе венцы от зелия некоего и возлагают на главу и опоясуются ими. Еще на том бесовском игралище кладут и огнь, и окрест его емшеся за руце нечестиво ходят и скачут и песни поют, скверного Купала часто повторяюще и чрез огнь прескачуще, самих себя тому же бесу Купале в жертву приносят».
В Потребнике 1639 года находим: «Нецыи пожар запалив, предскакаху по древнему некоему обычаю».
Таковы известия, сохранившиеся в наших письменных памятниках. Перейдем теперь к описанию народного празднества, отправляемого в разных местах. Следы обрядов Ивановского празднества, сохранившегося в новгородских окрестностях, суть следующая:
В старой Ладоге Ивановские огни совершаются на горе Победище, при впадении речки в Волхов. Там сей огонь, добытый при трении из дерева, известен под именем: живого, лесного, царя огня, лекарственного. Тихвинцы купаются в озере, находящемся близ Антониева Дымского монастыря.
После купают там и лошадей хворых. В окрестностях Петербурга, по рижской дороге бывали в XVIII веке ивановские огни, где участвовали вместе с русскими и ижорцы. Последние это игрище называли: кокуем. В Лужском уезде, по реке Луге, Ивановское празднество известно более под именем Соботок. Вероятно, что это название занесено из Литвы.
В Парголове ростовские переселенцы справляют ивановские огни со всеми обрядами. Зажженные костры, игры, песни и купанье там одинаковы со всеми другими обычаями, встречаемыми в московских окрестностях.
В московских окрестностях ивановские огни зажигались на горах, полях и по берегам рек. Чрез эти огни перескакивали мужчины и женщины, перегоняли скот. Игры и песни продолжаются до утренней зари.. Заметим важное обстоятельство: великоруссы не поют песен с именем Купало, как это находим у малоруссов. Москвитяне Иванов день празднуют на трех горах. В 'Гуле это празднество отправлялось близ Щегловской часеки. Вечером 23 июня крестьяне выходят в поле в чистых белых рубашках, составляют костры из хворосту; другие приносят с собою дегтярные баклаги. Старики садятся в кружок и начинают чрез трение добывать огонь из двух старых, сухих дерев. Кругом их все стоят в глубоком молчании. Едва показался огонь, все ожило, запело и завеселилось. Зажигаются костры и баклаги. Молодые поют и пляшут, старики сидят в кружках, беседуют о старине и от радости попивают винцо. Часто случалось видеть, как над этим костром старушки-матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, с полною уверенностью, что от сего обряда прекратятся болезни. Наш народ думает, что перескакивание чрез огонь избавляет от очарования. В купаньи утренней росою они полагают очищение тела и избавление от болезней. Других поверий мне не случилось слышать.
Напрасно я доискивался проверить на месте остроумные замечания наших изыскательных археологов, которые в празднествах Купалы и Купальницы отыскивают мифы физические и астрологические, видят в них почитание солнца и луны, находят благоговение к стихиям природы — огню и воде. Наш народ этого не знает и не понимает. Может быть, или самое время истребило эти понятия в народе, или гг. археологи слишком умствуют в идеях водопоклонения и травоволхвования. По крайней мере, остается одно верным, что в этих идеях не участвует великорусский народ.
В малорусских селениях ивановские огни соединяются с особенными обрядами, которых нет у великорусского народа. Здесь видим: крапивный куст, куклу, пирование около дерева марины; здесь слышим песни с именем Купало. В Харьковской губернии поселяне собираются в назначенное место и перепрыгивают чрез крапивный куст. В старину перепрыгивание бывало чрез зажженную солому с песнями купальскими. Другие срубают дерево марину, украшают его венком из цветов и относят его в отдаленное место. Здесь под деревом сажали куклу, изукрашенную разными уборами. Подле дерева ставили стол с горилкою и закусками. Молодые, схватясь руками, ходили вокруг дерева и пели песни.
По окончании игр снимали дерево с песнями и относили к реке. Во время сего поезда пьют горилку и едят закуски. С приходом к реке начинали все купаться. Дерево марину потопляли в реке. В других местах куклу делали не более трех четвертей аршина, украшали цветочным венком и с ней перепрыгивали чрез огонь. Иные делали куклу из соломы в рост человека, одевали в женскую рубашку, голову убирали лентами и намистами. Кукла с именем Купала ставилась подле дерева марины, черноклена. Женщины одевались в праздничное платье, венки для головы сплетались из цветов и перевивались кануфером и другими душистыми травами. Венками закрывали лица до половины. В некоторых местах, когда приносили дерево и куклу к реке, то прежде снимали с себя венки, которые или прямо бросали в воду, или надевали на куклу. Другие тайно уносили с собой венки и вешали их в сенях, для предохранения от бед и напастей. В селениях Подольской и Волынской губерний поселяне, приходя в назначенное место, приносили с собой ветвь вербы, убранной цветами. Эта верба, называемая у них Купайло, утверждалась в землю, вокруг ее ходили и пели купальские песни. После песен девицы становились подле вербы, а мужчины отходили в сторону. Потом вдруг мужчины нападали на девиц, похищали вербу и обрывали ее в клочки.
Зарывание трав на Иванов день производится великоруссами и малоруссами. Поверье о цвете папоротника, или кочедыжника, цветущего огненным цветом в Ивановскую ночь, есть общее в народе. Знахарки отыскивают разрыв-траву, терлич и архилин. О последней говорят, что «она растет при большой реке, срывать ее должно чрез золотую или серебряную гривну, а кто носит на себе, и тот не будет бояться ни дьявола, ни еретика, ни злого человека». Народ собирает свои травы: купаленку, медвежье ушко, богатеньку. Эту последнюю траву поселяне Новгородской губернии вешают на стену на имя каждого человека. Чей цвет завянет, тот или умрет, или заболеет на этот год. Тихвинцы и ладожане в истопленную баню приносят веники с травою Иван-да-Марья и парятся ими на здоровье. В муравьиных кочках отыскивают целебное масло. В садах, под корнем чернобыльника, отыскивают земляной уголь, исцеляющий черную немочь и падучую болезнь.
В Малоруссии сбирают: голубые сокирки, красные пахучие васильки, пунцовые черевички, панский мак, желтый зверобой, ноготки, разноцвет, мяту, канупер, колокольчики, полынь. Из этих трав свивают купальский венок, а полынь носят под мышками, в предохранение от обаяния нечистой силы.
И Белоруссии есть народное предание о мужике, которому цвет папоротника попал в лапоть. Этот счастливец знал, где закопаны были клады, где лежали деньги; но он его как-то под хмельком потерял, а с ним исчезло и все знание о кладах.
Народное предание о полете ведьм на Лысую гору известно по всей Руси. Народ твердо уверен, что они в Ивановскую ночь летают на эту гору на помелах. Малоруссы знают, что они слетаются на Чертово Беремище под Киевом. У поляков эта Лысая гора известна под Сендомиром. Белоруссы говорят, что сборище ведьм бывает на горе Шатрии, где могила Альциса и где угощает их чародейка Яусперита. Подробности о ведьмах будут изложены в демонологии. Белоруссы из предосторожности запирают в Ивановскую ночь лошадей, боясь, чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору. Малоруссы для защиты от ведьм вешают на окнах и порогах дверей жгучую крапиву. Великоруссы думают, что с этой ночи появляются светляки — ивановские червячки. Дети, кладя их на ладонь, говорят: «Иванушка, Иванушка! полетай за Волгу, там тепленько, а здесь холодненько». Наши огородники по обильной ивановской росе угадывают о большом урожае огурцов.

29 июня - Играние солнца
Поселяне все свои наблюдения сохранили об ЭTOM в поговорках:
На Петров день и солнышко играет.
С Петрова дни красное лето, зеленой покос.
Женское лето по Петров день.
С Петрова дни и барашка в лоб.
С Петрова дни зорница зорит хлеб.
Петр и Павел два часа прибавил.
Утешили бабу петровские жары голодухой.
У мужика то и праздник, что Петров день.
Строй косы и серпы к Петрову дню, так будешь мужик.
Не хвались, баба, что зелен луг, а смотри, каков Петров день.

В старину Петров день был сроком судов и взносов дани и пошлин. Известна еще Петровская дань, в которой «тянули попы». По зазывным грамотам приезжали в Москву ставиться на суд. Петровские торги, известные с XVI века, составляли особенные местные ярмарки по селам.
На Петров день бывают обетные угощения. Так на Ваге и в Вельском уезде тещи приносят почетный сыр своим зятьям, во второй год бракосочетания. Зять угощает тещу при сборе всех родных. В степных селениях бывало в старину проведывание крестников. Кумы принашивали своим крестникам пшеничные пироги. В Тульской губернии сваты со стороны жениной родни угощали сватов ужином, что называлось у них отводным столом.
Поселяне Тульской губернии выходят под Петров день караулить солнце, как оно будет играть на небе при восходе. Это верование, известное исландцам, сохранилось только в Тульской губернии. Поселяне всех возрастов собираются на пригорки, раскладывают огонь и в ожидании солнца проводят ночь в играх и песнях. Едва начинает восходить солнце, все испускают радостные клики. Старики наблюдают, как солнышко играет по небу: оно то покажется, то спрячется; то взойдет вверх, то опустится вниз; то заблещет разными цветами — голубым, розовым и белым, то засияет ясно, что ничьи глаза не стерпят. Молодые поют песню: «Ой, ладо! на кургане».
Петровские гулянья отправляются почти во всей Великой России с песнями, хороводами и рельными качелями. В Туле гуляют на оружейной стороне, и самое гулянье слывет Облупою. Там говорят: «Пойдем на Облупу.— Был ты на Облупе?» В Туле к этому дню окрашивают яйца в желтую краску пупавками и продают их на гуляньях. В Кашине бывает гулянье у Клобукова монастыря, близ Петропавловской церкви, подле родника. Старики умываются из родника для здоровья, молодые веселятся. Там прежде бывало ночное гулянье с особенным обрядом: холостые парни прогуливались с закрытым лицом, а девицы с полуоткрытым. В это время девицы должны были угадывать мужчин.
Часто от соперничества и за нескромное слово гулянье обращалось в побоище. В Старицах народ выходил на три ключа, за четыре версты от города, пить воду из родников и веселиться. В Переславле-Залесском бывают гулянья на разных местах: у села Веськова на Гремячем ключе, на Александровской горе около села Городища, на берегу озера Клещина. В Ярославле в Таборах, близ Петропавловской церкви, где, по преданию, стоял князь Пожарский со своими дружинами в 1612 году.
Поселяне замечают, что если на Петров день пойдет дождь, то сенокосы будут мокрые. В Тульской губернии говорят, что сего дня перестают петь соловьи.

30 июня - Провожание весны
Провожание весны принадлежит к сельским обрядам. В степных губерниях в этот день поселяне, сбираясь на сенной покос, одеваются во все лучшее платье и веселятся весь вечер. Это называется у них: проводы весны.
В Саратовской губернии делают соломенную куклу, убирают ее в кумачный сарафан, на голову надевают — чуплюк — кокошник с цветами, на шею подвязывают ожерелье. Эту куклу носят по селу с песнями и потом, раздетую, бросают в реку.
Кажется, что этот обряд занесен из Польши. Там соломенная кукла, убранная в виде женщины, называется маржаною и с обрядами потопляется в реке.
В Симбирской и Пензенской губерниях провожание весны отправляется в заговенье Петровского поста.
В селениях Тульской губернии последняя окличка весны. Поселяне при солнечном закате выходят на пригорки играть в хороводы и поют песни: «Весна красна, ты когда, когда пришла, когда проехала». Потом садятся в кружки, размениваются яйцами, окрашенными в желтую краску, угощаются брагою и все расходятся навеселе. В некоторых селениях угощают пастухов вечером яичницами и на отходе наделяют желтыми яйцами.

* Еще раз предлагаю обыграть вышеизложенные обряды :)

* Большое спасибо интереснейшей книге http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/189.htm - Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым

А теперь немного развлечем малышей:

Давай вместе помечтаем. Закрывай глаза.
(Включите летнюю музыку или «песенку о лете»)
(Заранее подготовьте цветы: ромашку, одуванчик, бутончик, гриб – мухомор, бабочка, стрекоза, пчела, солныщко – из чего угодно, картон, ткань, игрушки, можно нарядить зверюшек в подходящие наряды, можете себе придумать детали одежды, чтоб быть похожей на вышеперечисленных; можно также использовать фланелеграф или устроить кукольный театр)
Музыка приглушается.
- Глаза не открывай! Ответь мне на вопрос. О каком времени года поется в этой песенке?
- А почему ты так решил?
- А теперь давай представим себе лето, хоть на несколько минут. Открой глаза.

Первой выступает Ромашка:
Я в белой рубашке
С желтым воротничком
Ты со мной знаком
Я – ромашка

Вторым - Одуванчик
Ну, а это кто в траве
Белый шар на голове
Разлетаются одуванчики
Будто мыльные пузыри
Любят девочки, и мальчики
Выдувать от зари до зари

Третий - Бутончик
А я цветочек, я бутончик пока.
Закрыты четыре моих лепестка.

Четвертый - Мухомор
Шапочка красная
Пуговки белые
Работа напрасная
Осталось все целое –
Никто не берет!
Кто я? Узнали? Мухомор.

Мама: А там, где растут цветочки, встретишь много красивых насекомых.

Бабочка.
Мы к цветам летим в гости
Ждут всегда они гостей
И для них в поля приносим
Мы корзины новостей

Стрекоза
Мы стрекозы, тоже кружим
Над полями в летний час
Мы всегда с цветами дружим
И они качают нас.

Пчела
Летом я летаю и мед собираю
Но когда меня подразнишь, я кусаю

Мама: А ещё летом светит яркое солнышко, оно греет и цветы, и насекомых, и радует теплом людей.

Солнышко
Солнышко на улице
Ходит руки в бок
Где, какой цветок
Выросли привольно
Цветики на грядке
Солнышко довольно
Значит все в порядке

(Все персонажи кружатся под веселую музыку - уходят)

Мама: - Вот мы и представили лето. А сейчас немного усилий, немного творчества и давай попробуем запечатлить лето на кусочке земной бумаги. Давай сделаем летние аппликации, а сюжеты возьмем из этих стихов:

Эта страница зеленого цвета,
Значит на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой странице прилег.

Одуванчик серебристый,
Как чудесно создан он.
Круглый-круглый и пушистый
Солнцем теплым напоен.
На своей высокой ножке,
Подымаясь к синеве,
Он растет и на дорожке
И в ложбинке, и в траве.

Разлетались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав.
Словно кто-то разбросал бумажки
Солнышки на них нарисовав

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет
А кто это такая? (бабочка)

Маленький вертолет
Летит назад в перед,
Большие глаза -
Кто же она? (Стрекоза)

А теперь давайте поздороваемся с Летом !

Мы встречаем праздник лета
Праздник солнца, праздник света.
Солнце, солнце жарче грей
Будет праздник веселей.

Я Лето-Красное
Я Солнышком богато.
Его лучи в моём венке горят
Цветы живые - это мой наряд. . .
Будем вместе веселиться,
Вон как солнышко резвится,
И в лесу щебечут птицы. . .

* Нарисуйте Солнышко в красном сарафане с венком из цветов на голове – как она резвиться на полянке и как поют птички на соседних деревьях.

Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
Ярким солнцем всё согрето,
В лес зелёный побежим,
На полянке полежим!

Здравствуй, ягода лесная
Здравствуй, белка озорная,
Снова лето к нам пришло
Это очень хорошо.

* Нарисуйте лес зелёный, на дереве белочку, рядам полянку с цветами и кусты малины, земляники, черники…

Летом радостней живётся
Песни веселей поются
И цветы растут быстрей. . .
Солнечных - так много дней. . .

Солнце нас обогрело лучом
Мы вас всех в хоровод позовем
Будем с солнышком вместе плясать,
Лето красное дружно встречать!

* Потанцуйте с малышом в хоровод :)

ИГРЫ:

Русская народная игра “Заря-зарница”
Возьмите малыша за руки, образуйте круг и идите направо.
Лето с солнцем (изображенное на картинке – приготовьте заранее – висит на стене или двери)

Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила
Ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые.

При последних словах остановитесь. Тот, кто оказался ближе всего к Лету с солнышком, бежит скорее к Солнышку и дотрагивается до него. Побеждает тот, кто чаще всего будет дотрагиваться до солнышка.

Игра “Гуси”
Встаньте с малышом в круг, игрушку «Гусенок» посадите в центре.

– Гуси, вы гуси?
– Га-га-га!
– Вы серые гуси?
– Га-га-га!
– Где вы, гуси бывали?
– Га-га-га!
– Кого вы, гуси, видали?
– Га-га-га!

По сигналу малыш убегает и прячется. Мама пытается найти малыша.

Эстафеты:

1. Прыжки в мешках (участвует сначала малыш, а потом мама, папа и другие домочадцы).
2. Игра с веревкой (хакасская игра “аргамчы ибире ойын”) - Длинная веревка, концы которой связаны. Играющие берутся обеими руками за веревку хватом сверху и растягивают в круг, внутри которого находится водящий он старается коснуться руки какого-нибудь игрок,. тот в этот момент может опустить веревку только при попытке водящего коснуться его.
Правила:
– игрок может опустить веревку только при попытке водящего коснуться его.
– запятнанный игрок становится водящим.
3. “Дорисуй солнышко”. (Мама, папа и малыш по очереди добегают до макета солнца и дорисовывают ему лучики – макет сделайте заранее).
4. "Пролезание в сквозные мешки” - Мешки (или туннель от палатки) держат и помогают малышу через него пролезть.
5. Перетягивание палкой (абаснан тартыс) - Соперники садятся лицом друг к другу, упершись в ступни и захватывают обеими руками палку-копьё по сигналу они начинают тянуть палку к себе, стараясь перетянуть соперника на свою сторону.
Правила:
– К началу схватки палка должна располагаться прямо над ступнями, ноги обеих соперников должны быть одинаково согнуты.
– Победителем считается спортсмен, сумевший перетянуть соперника.
6. “Спрячь рукавицу” (Мелей чазырары) - сядьте на полу с малышом кругом, ноги слегка согнуты в коленях, в центре круга поставьте игрушку. По знаку сидящие быстро и незаметно передают под коленями мелей-рукавицу из рук в руки, малыш должен угадать у кого она в данный момент, назвав по имени. Если угадает они меняются местами, если нет, то тот у кого окажется рукавица к тому времени, на мгновение вытаскивает ее из-под ног и прячет обратно, произнося дразнилку: “Чых, чых, чых! оркечек!”, малыш ищет дальше.
7. Перетягивание копья – папа и малыш встают друг против друга и берутся за копьё и начинают перетягивать друг у друга – кто сильней.

ЗАГАДКИ:

Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ... (Лето )

Самый длинный-длинный день.
в полдень крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц подскажи-ка ? (июнь)

СТИХИ:

ИЮНЬ (М. Садовский)
Стали вылетки смелей,
Стало тише и светлей.
День растёт, растёт, растёт -
Скоро к ночи поворот.
А пока заросшей тропкой,
Земляничной, неторопкий
По земле июнь идёт!

ИЮНЬ (Т. Керстен)
Настал июнь - начало лета.
Зазолотились все луга.
В нём столько солнца,
Столько света,
Что сном нам кажутся снега.
Мы позабыли про метели,
Про зимний холод и мороз.
Деревья все позеленели
И ожил сад из алых роз.

* К этому стихотворению было бы хорошо, если бы Вы подобрали соответствующие картины – луга, где много света, зимнюю картину, деревья зеленые и сад из алых роз. И когда будете читать – покажите малышу картины.

Лето (Э. Булгакова)
Если в нашем зоопарке
Сохнет множество пелёнок,
И из самой новой лужи
Принимает душ слонёнок,
И, как в зеркало девица,
В лужу радуга глядится,
Каждый знает: чудо это
Называют люди ЛЕТО.

*** (В. Орлов)
Почему лето короткое?
-Почему для всех ребят
Лета не хватает?
- Лето, словно шоколад,
Очень быстро тает!

*** (А.С. Пушкин)
Румяной зарёю
Покрылся восток.
В селе, за рекою,
Потух огонёк.
Росой окропились
Цветы на полях.
Стада пробудились
На мягких лугах.
Седые туманы
Плывут к облакам,
Гусей караваны
Несутся к лугам.
Проснулися люди,
Спешат на поля,
Явилося Солнце,
Ликует земля.

Лето (Л. Корчагина)
Если дует ветер
Теплый, хоть и с севера,
(дайте малышу маленькие кусочки бумажек – пусть подует вместе с Вами и посмотрит как они буду летать; ребятишкам постарше можно в процессе этого объяснить, где север, юг, запад и восток и объяснить когда дует прохладный ветерок, а когда теплый)
Если луг — в ромашках
И комочках клевера,
Бабочки и пчелы
Над цветами кружатся,
И осколком неба
Голубеет лужица,
И ребячья кожица
Словно шоколадка...
Если от клубники
Заалела грядка —
Верная примета:
Наступило лето
(Сделайте аппликацию – здесь может пойти в ход все – кусочки ватки (потом покрасьте её в розоватый цвет клевера, а некоторые оставьте белыми – будут ромашки), цветная бумага (пчелки и бабочки), тонкий голубоватый пластик или полиэтилен (лужица), голубая краска (небо), коричневый пластилин (ребячья кожица), кусочки красного поролона (клубничка) )

Весёлое лето (В. Берестов)
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке
Прямиком
Ходят ножки
Босиком.
Кружат пчёлы,
Вьются птицы,
А Маринка
Веселится.
Увидала петуха:
- Вот так чудо! Ха-ха-ха!
Удивительный петух:
Сверху - перья, снизу- пух!
Увидала поросёнка,
Улыбается девчонка:
- Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Пятачок
Дырявый,
А крючок вертлявый?
А Барбос,
Рыжий пёс,
Рассмешил её до слёз.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьётся,
В зубы не даётся.
Пёс уныло ковыляет,
Потому что он устал.
Хвостик весело виляет:
"Не достал! Не достал!"
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке
Прямиком
Ходят ножки
Босиком.

* Найдите в игрушках – девочку, петуха, поросенка, собаку, курицу и кота (кот будет просто сидеть и наблюдать); расстелите (или разложите) на полу массажную дорожку или вещи, по которым полезно походить босиком – разыграйте вместе с малышом это стихотворение.

***
Вот
И лето наступило,
Все
Зеленым затопило.
В лес скорей,
Скорее в лес!
Знаешь,
Сколько там чудес?!
Присмотрись,
Да позорче!
Наклонись,
Да пониже!
В лукошко земляничку,
А пальцы оближешь!
Получится складно:
И в рот, и в лукошко.
Наберешь -
Ладно,
Отдохни немножко.

* Подумайте, что в доме сойдет за земляничку (лучше съедобную – по смыслу стихотворения) – эту земляничку разложите в доступные места, поставьте на стул лукошко и читая стихотворение, помогите малышу собрать «земляничку» в лукошко и в ротик :)

Июнь (В. Степанов)
Солнце в небе светит ярко,
Но в густой тени не жарко.
Тут и там поют птенцы –
Леса новые жильцы.

В ночном (И.З. Суриков)
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается:
То табун коней в ночное.
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.
Мужички сторожевые
Улеглись под лесом
И заснули… Не шелохнет
Лес густым навесом.
Все темней, темней и тише…
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.
Кой-где звякнет колокольчик,
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст — и снова
Всё смолкает в поле.
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несется ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие-то вес в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно — и дети
Огонек разводят.
И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.

* * * (И.З. Суриков)
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес
Ни звука, -
Лист не шелестит,
Только жаворОнок
В воздухе звенит,
Да взмахнет порою
Птичка над кустом,
Да, жужжа, повьется
Пчелка над цветком,
Да золотокрылый
Жук лишь прошумит, -
И опять все тихо,
Все кругом молчит.
Хорошо!.. И если б
Труд не призывал,
Долго бы весною
В поле простоял.

Утро (И.С. Никитин)
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет – песню поет;
По плечу молодцу все тяжелое…
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!

С ДОБРЫМ УТРОМ ! (С. Есенин)
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

В душном воздуха молчанье... (Ф.И. Тютчев)
В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Резче голос стрекозы...
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом...
Некий жизни преизбыток
В знойном воздухе разлит!
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковы́е
Проступили две слезы...
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..

Летний вечер (Ф. И. Тютчев)
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.

Как сладко дремлет сад темно-зеленый... (Ф. И. Тютчев)
Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!
Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музы́ки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит...
На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул...
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул...
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..

В небе тают облака... (Ф. И. Тютчев)
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Утро на берегу озера (И. Никитин)
Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет;
В зареве восток.
Окаймленное кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.
Тишине и солнцу радо,
По равнинам вод,
Лебедей ручное стадо
Медленно плывет.
Вот один взмахнул лениво
Крыльями - и вдруг
Влага брызнула игриво
Жемчугом вокруг.
Привязав к ракитам лодку,
Мужички вдвоем,
Близ осоки, втихомолку,
Тянут сеть с трудом.
По траве, в рубашках белых,
Скачут босиком
Два мальчишки загорелых
На прутах верхом.
Крупный пот с них градом льется,
И лицо горит;
Звучно смех их раздается,
Голосок звенит.
"Ну, катай наперегонки!"
А на шалунов
С тайной завистью девчонка
Смотрит из кустов.
"Тянут, тянут! - закричали
Ребятишки вдруг.-
Вдоволь, чай, теперь поймали
И линей и щук".
Вот на береге отлогом
Показалась сеть ?
"Ну, вытряхивай-ка с богом ?
Нечего глядеть!"
Так сказал старик высокий,
Весь, как лунь, седой,
С грудью - выпукло-широкой,
С длинной бородой.
Сеть намокшую подняли
Дружно рыбаки:
На песке затрепетали
Окуни, линьки.
Дети весело шумели:
"Будет на денек!"
И на корточки присели
Рыбу класть в мешок.

Гаснет вечер, даль синеет... (И. Бунин)
Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко садится,
Степь да степь кругом - и всюду
Нива колосится!
Пахнет медом, зацветает
Белая гречиха...
Звон к вечерне из деревни
Долетает тихо...
А вдали кукушка в роще
Медленно кукует...
Счастлив тот, кто на работе
В поле заночует!
Гаснет вечер, скрылось солнце.
Лишь закат краснеет...
Счастлив тот, кому зарею
Теплый ветер веет;
Для кого мерцают кротко,
Светятся с приветом
В темном небе темной ночью
Звезды тихим светом;
Кто устал на ниве за день
И уснет глубоко
Мирным сном под звездным небом
На степи широкой!

Детство (И. Бунин)
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

ЛЕТО (С. Городецкий)
Я лежу на лyгy.
В небесах ни гyгy.
Вдаль плывут облака,
Как немая река.
А в траве, на земле,
На цветке, на стебле -
Всюду пенье и свист,
И живет всякий лист:
Тут и муха, и жук,
И зеленый паук.
Прилетела пчела
И в цветок уползла.
Тут кузнечик усы
Чистит ради красы,
И кряхтит мypавей
За работой своей.
Шмель мохнатый гудит
И сердито глядит,
Где цветок посочней,
Где медок повкyсней.
А комаp-людоед,
Будто дpyг иль сосед,
Будто в гости попав,
Полетел мне в pyкав.
Будет жалить и петь.
Что же! Надо терпеть:
Я убить на лyгy
Никого не могу.

* Здесь интересно малышу будет, если читая стихотворение, Вы на листке А4 будете рисовать того, про кого читаете: луг, облака, река, трава, земля, цветок, стебель, лист, муха, жук, паук, пчела, цветок, кузнечик, муравей, шмель, цветок, горшочек с медом, комар. А комара последнего двумя пальцами, понарошку, возьмите и себе на рукав посадите.

ЛЕТО (В. Орлов)
- Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
"Погадай мне поскорей!"
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!

КРУГЛЫЙ ГОД. ИЮНЬ (С. Маршак)
Пришел июнь.
"Июнь! Июнь!" -
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь -
И весь он разлетится.

* На прогулке обязательно попробуйте с малышом подуть на одуванчик.

*** (Б. Заходер)
"Шагай!" - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!...
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!...

ЛЕТОМ (И.А. Белоусов)
Мелькают крылья ласточки
На солнце серебром;
Луга цветами убраны,
Леса шумят кругом.
Как солнцу рады ласточки,
Как высоко взвились!
Звенит их криком радостным
Вся голубая высь.
Поля кругом раскинулись,—
Конца им не видать.
Рожь поднялась, волнуется,—
Простор и благодать!

ПЕСНИ (потанцуйте под эти песенки):

Песня о лете
Вот оно какое наше лето,
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
На зеленой солнечной опушке
Прыгают зеленые лягушки
И танцуют бабочки подружки,
Расцветает все кругом.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Мы в дороге с песенкой о лете,
Самой лучшей песенкой на свете,
Мы в лесу ежа, наверно, встретим,
Хорошо, что дождь прошел
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Мы покрыты солнечным загаром,
Ягоды в лесу горят пожаром
Лето, лето жаркое недаром,
Лето - это хорошо!
Ля-ля-ля-ля-ля-ля

УТРЕННЯЯ ПЕСЕНКА (Г. Глинка)
С добрым утром — будет спать!..
Видишь: встало солнце...
И тебе пора вставать!
Погляди в оконце:
Умываются цветы
Светлою росою...
Как цветочки, так и ты
Освежись водою!
Видишь, пчелка тянет сок
Из медовой кашки...
Ты ж напейся, мой сынок,
Молочка из чашки!
Вон оделся весь листвой
Сад наш, зеленея...
Ты оденься, мальчик мой,
Также поскорее!..
И беги, беги, играй
На свободной воле,
И расти, и расцветай,
Как цветочек в поле!

РАССКАЗ:

ИЮНЬ (Н. Сладков)
Пришёл июнь и …Вот она, пора белых ночей ! Всё тайное стало явным. Всё невидимое – видимым.
Видно, как спят, смежив лепестки, цветы дневные. Как просыпаются в тёмной чаще ночные цветы, как испуганно приоткрывают они лепестки – ресницы и зачарованно поворачивают головки за плывущей луной. Ночной ёжик семенит по тропинке. Ночная летучая мышь порхает над головой. Ночная кукушка годы считает. Козодой, прищурив сумеречные глаза, урчит заунывно и долго.
Всё призрачно и невесомо: видно и не видно, слышно и не слышно. И деревья стоят по пояс в тумане, дыхание затая. На землю оседает белый пух тополей: как иней, как ночная пороша. И даже падающая хвоинка тревожит чуткую тишину. А звёзды тускнеют, не успев разгореться. А заря разгорается не успев потускнеть.

ПРЕЗЕНТАЦИИ:
Что такое лето (песня) Виктория Кузнецова http://www.viki.rdf.ru/item/4/download/
Песенка о лете 2 (клип) Наталья Клопова http://www.viki.rdf.ru/item/452/download/
Песенка о лете 3 (клип) Яна Бережнюк http://www.viki.rdf.ru/item/456/download/
Что такое лето (2) Виктория Кузнецова http://www.viki.rdf.ru/item/5/download/

ВЫСТАВКИ:
ВЫСТАВКА «ИЮНЬ В ФОТОГРАФИЯХ» http://stream.ifolder.ru/7006803
ВЫСТАВКА «ИЮНЬ В КАРТИНАХ» http://stream.ifolder.ru/7006751

_________________
Данилка (Даниил) 02.11.2005 г., Катюшка 01.04.2009 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт июн 17, 2008 4:06 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Пн фев 04, 2008 4:29 pm
Сообщения: 561
Откуда: Москва, Новогиреево
ФИЗКУЛЬМИНУТКА на прогулке:
(Или что можно делать Летом на прогулке)
Все это можно делать летом босиком, а еще летом можно вволю купаться


Ходить по лужайке, высоко поднимая ноги, стараясь перешагивать через траву, не задевая ее.
Ходить и бегать между кустами и деревьями, меняя направление.
Входить на горку и сходить с нее.
Ходить и бегать по рыхлому песку, по щебенке, по опилкам.
Пройти по мягкому грунту след в след за взрослым.
Пройти по корням дерева, выступающим над поверхностью земли, близко приставляя пятку одной ноги к носку другой. Пройти, перешагивая с корня на корень, широким шагом.
Пройти по тропинке, усыпанной щебенкой, с закрытыми глазами.
Взойти на пенек или лежащее на земле бревно, сойти или спрыгнуть с него.
Пройти по бревну прямо или боком, спрыгнуть с него.
Перейти через ручеек, перешагивая с камня на камень.
Пройти по мостику, положенному через ручеек.
Идя широким шагом, измерить расстояние между двумя деревьями — в шагах.
Бегать по лужайке, перепрыгивая через божьих коровок, ползущих по тропинке.
Вбежать на невысокую горку и сбежать с нее. Вбежать на горку и медленно сойти с нее.
Бегать по тропинке в лесу, стараясь не наступать на выпуклые корни деревьев.
Пробежать по тропинке малюсенькими шажочками, сделав как можно меньше шагов.
Пробежать или пройти, пригнувшись, стараясь не задеть за крышу тоннеля «лесных лиан».
Вползти на горку на четвереньках, опираясь на колени и помогая руками.
Взойти на крутую горку наискось, помогая руками.
Подлезть под низко наклоненные ветки дерева прямо и боком, не касаясь земли руками.
Переползти через поваленное дерево, лежащее на земле.
Перелезть через бревно.
Плотно обхватить дерево руками, обойти его кругом, не отпуская рук.
Перебираться по изогнутому дереву, зацепившись за него руками и ногами.
Подпрыгивать на двух ногах выше травы.
Подпрыгивать на двух ногах, стараясь достать одной или обеими руками до склоненной ветки дерева.
Прыгать с места через ямку, неширокую канавку, лужу.
Подпрыгивая на двух ногах, продвигаться вперед — на расстояние трех-четырех метров.
Тем же способом прыгать вокруг дерева или какого-либо другого предмета.
Прыгать на одной ноге на месте; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед. Ноги чередовать.
Прыгать с разбега через канавку, неглубокую ямку, узкий ручеек.
Прыгать с разбега через невысокие кустики, кочки, стволы деревьев и другие препятствия.
Спрыгивать с невысоких пеньков, кочек, лежащих на земле бревен.
Спрыгивать в канавку или под горку на мягкий песок.

ЗАДАНИЯ:

* Соберите на улице опавшие лепестки цветов (или если вам подарили букет – не выбрасывайте его, когда он немножко завянет, а может быть у вас на балконе, на даче или в саду растут цветы).
Дома из них помогите малышу выложить на какой-нибудь ровной поверхности веселую рожицу, домик или бабочку. Комментируйте свои действия и называйте цвета, которые используете. Сделайте цветочную (ягодную, овощную) картину вместе. Во время этого увлекательного занятия малыш может запомнить названия некоторых растений.
* Больше гуляйте на улице и наблюдайте за природой (за деревьями, цветами, травой, насекомыми, птицами, облаками – научитесь замечать то, на что раньше не обращали внимания).
* Мозаика – тема «Лето» (солнце, песок, озеро или море, белые облака, ягоды, грибы и т.д.)
* Конструктор – зеленый лес, луг с цветами, разноцветные домики и т.д.
* Счетные палочки – слово «июнь», все, что напоминает лето.
* Разрезные картинки: открытки, фотографии, вырезки на тему «Да здравствует, Лето !» – разрежьте в виде геометрических фигур (закрепление знаний о геометрических фигурах)
* Обсудите с малышом отличительные особенности июня.
* Можно сделать такую фоторамку
Изображение
http://www.eva.ru/pictures/album_photos ... 0414288798
Изображение
* Можно сделать такое солнышко
http://img.blogonline.ru/media/pictures ... vezda3.jpg
Изображение
* Для цветов можно сделать такую вазу
http://img-fotki.yandex.ru/get/14/iren- ... 0103c35_XL
Изображение
* Делайте поделки из термомазайки
Изображение
* Такую улитку на цветах из соленного теста
http://img-fotki.yandex.ru/get/1/mb-305 ... a5600fe_XL
Изображение
* Такую лошадку http://img-fotki.yandex.ru/get/5/ab-b-r ... 7c07c64_XL
Изображение
* Это думаю, понравиться всем - и большим и маленьким
http://img-fotki.yandex.ru/get/15/evgar ... 8bae3d2_XL Изображение
* Какая красота http://img-fotki.yandex.ru/get/21/evgar ... 7dfed79_XL
Изображение
* Вот так фантазия :) А вас какая ? http://img-fotki.yandex.ru/get/11/evgar ... d1e4aac_XL
Изображение
* Жар-птица http://img-fotki.yandex.ru/get/12/evgar ... 6a49452_XL
Изображение
* Аппликация «Летний луг» http://img-fotki.yandex.ru/get/13/evgar ... fe5f468_XL
Изображение
* А вот и сама «Лето» http://img-fotki.yandex.ru/get/14/iren- ... b97540b_XL
Изображение

_________________
Данилка (Даниил) 02.11.2005 г., Катюшка 01.04.2009 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт авг 22, 2008 5:45 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Пн фев 04, 2008 4:29 pm
Сообщения: 561
Откуда: Москва, Новогиреево
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
Изображение

_________________
Данилка (Даниил) 02.11.2005 г., Катюшка 01.04.2009 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Июнь
СообщениеДобавлено: Чт июн 04, 2009 1:23 am 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт июл 27, 2007 10:10 am
Сообщения: 15
Откуда: г.Самара
Спасибо, отличная тема и подспорье для занятий с ребенком! завтра попробую что-то воплотить!


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Июнь
СообщениеДобавлено: Пт май 31, 2013 1:23 pm 
Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2010 10:48 pm
Сообщения: 73
Откуда: Красноярск
спасибо за проект! а можно повторно выложить файлы Выставки?

_________________
Я - Виктория. Мои малыши: Алиса родилась 20.02.2010, Вадим - 01.12.2012


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 5 ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group