скопировала с др.форума, с согласия участников
, интересно мнения людей здесь и просто тема актуальна.
oduvashkaЯ уже писала о книге Nuria Aragon Casro "Sibila: Ein Leben in Nature und Freiheit". Книгу дочитала, ОЧЕНЬ рекомендую всем-всем-всем! В конце Нурия писала о школах-садах. А так как мы уже давно решили, что тоже хотим жить без садов-школ, то книга была толчком к более глубокому изучению вопроса. Пошла я гуглить и нашла ну просто море информации на немецком (на английском ее давно полно, но вот такое обилие на немецком - порадовало!). Заказала первые четыре книги. Итак, моя первая книга про жизнь без школы: Schulfrei. Lernen ohne Grenzen. Stefanie Mohsennia
Читаю и все подчеркиваю, восклицаю и ставлю смайлики. Иногда закрываю книгу и просто внутренне радуюсь. Вобщем, всем, кому хочется посмотреть на вопрос иначе - рекомендую. Тем более тем, кто планирует жить без школы. А вот интересно, тут такие есть????
hilde wolfСкажите, пожалуйста, а почему Вы так серьезно задались таким вопросом?
Мне, конечно, далеко не все нравится в школьной системе, но обучать дома - это, мне кажется, уж очень радикальное решение.
oduvashkaЕсли одной фразой, то - мы считаем, что школьная система - это проигрышная система для человека: в смысле знаний, времени, социальных, этических ценностей, так же ущербна для психологического здоровья. Если еще короче: образованию - да, обязательному посещению школы - нет.
Радикальное решение? Скорее - непривычное. Зато - здОрово и здорОво:)
А вообще, чем больше узнаю о домашнем обучении, тем больше убеждаюсь: на самом деле все в разы проще, чем мы себе представляем! Все в наших головах:)
shevtsovaЯ сама может и расмотрела бы такую возможность, начальную школу точно, но честно плохо себе представляю, ребенок в сад еще не ходит, из-за отсутсвия общения дуреет самым натуральным образом.
oduvashkaБез садов и школ можно создать круг общения! Не ходить в школу-сад - это не значит постоянно сидеть дома! Наоборот: высвобождается время для совместных дел!!! Парки, детские площадки, театры, игровые группы, музеи, выставки, пешеходки, магазины, гости взаимные, всевозможные детские или не очень встречи - общение оно ведь повсюду!
И еще мне кажется, фазы резкой нужды в общении сменяются нуждой одиночества. Соне сейчас три. И вытащить ее сейчас на улицу погулять-пообщаться даже сложно: столько всего интереснго дома творится и происходит плюс гости один другого сменяют.
И еще одно. То, что сад дает общение - это одно из стереотипов. Многие дети в саду замыкаются. То есть да, возможность общения таки есть, но если сравнить с возвожностью за предалми сада, то это общение очень ограничено. И без особого права выбора: три Васи, две Оли, два Пети и семь Свет.
Ссылки. Книги (те четыре, котоыре я выбрала для начала):
http://www.leben-ohne-schule.de/schulfrei.htmlhttp://shop.anahita-verlag.de/product_i ... ucts_id=63http://shop.anahita-verlag.de/product_i ... ucts_id=67http://shop.anahita-verlag.de/product_i ... ucts_id=62статьи:
http://www.leben-ohne-schule.de/artikel1.htmlhttp://www.leben-ohne-schule.de/deutschland.htmlВстречи!!! по европе
http://www.leben-ohne-schule.de/termine.htmlshevtsovaмы не сидим дома, у нас каждый! день какой-нибудь курс - танцы, английский, капоэра, японская группа, русская, бассейн 2-3 раза в неделю, сауна, муз.школа. Сейчас каникулы, групп нет, зато театры три раза в неделю. Плюс поездки и походы по гостям. Но все это не дает постоянного круга общения, которое мог бы дать сад, где каждый день встречаются одни и теже дети и они играют! вместе, а не занимаются с мамами как в группах. Конечно, есть друзья, которых опять же выбрала мама, но эти встречи редки и непостоянны. Большая проблема и местная специфика - отстутсвие такого понятия как двор, знакомое нам с детства, в нашем доме детей нет вообще, в округе может и есть, но нет контактов, на детской площадке тоже с детьми напряженно. Хотя я согласна, что общение скорее должно быть по интересам, пусть даже по интересам родителей, чем территориальное. На мой взгляд такой проблемы нет и не может быть в многодетной семье, но это, к сожалению, не наш вариант.
Через две недели Андрей идет в сад, на три часа в день с утра именно ради общения, мне этого времени ужасно жаль, особенно вспоминая свое детство и тоску и скуку в детсаду. Друзей у меня там действительнно не было, но я вообще человек замкнутый и не особо общительный, ребенок у меня другой, ему дети нужны как воздух. И еще один из аргументов "за" от моего мужа - ребенку жить в этом обществе и учиться жить в нем нужно уже сейчас.
oduvashkaмы с Соней с ее года до трех ходили в игровую группу по типу сада, только с родителем. На три часа в день. У детей там программа впринципе как и в саду: песенки попели, позавтракали, погуляли-поиграли, пообедали, песенки попели, иногда спорт, иногда мастерилки, иногда кто-то из родителей книги вслух читал и пр. Пошли мы туда потому что мне тоже хотелось "постоянного" общения. Однако за эти два года: а- Соня нифига не выучила язык, наоборот - принципиально бодается и не хочет говорить по-немецки! б-любимое время для нее был четвертый час, когда все расходились, а мы с ней оставались и еще час она играла в полной тишине (детей в группе примерно 7-10 каждый день, ходили мы 3-5 раз в неделю). в-из всех детей, а их за 2 года было много (кто-то уходил в садик, приходили новые) она сдружилась с сыном моей подруги шведки, с которой мы и помимо игровой группы часто встречались. А последнее время для Сони стало тяжко ходить в группу из-за одного мальчика, который постянно норовил ее обидеть. Она так и говорила: "Пойдем в группу, только пусть Х не приходит!".
Это я к чему. Да, может быть так, что и среди 20ти человек не найдется ТОТ самый. Необходимость имнно "постоянного" круга общения лично я ставлю под большим и жирным вопросом. Хотя может действительно - все дети разные и кому-то этот самый круг жизненно необходим. Однако факт - то, что сад и школа дают "социализацию" - стереотипное заблуждение! дети и без садов и даже без школ могут чувствовать себя счастливыми в обществе людьми!!!
мы вовсе не ставим цели "воспитать гения", и хотя у нас тоже активная программа, я больше все таки ЗА естественное обучение: т.е. не давать ребенку готовую программу, а "идти" за ним, за его интересами, ну и давать возможность прикоснуться к самым разным жизненным явлениям и сферам.
Перекидываться аргументами и личным опытом можно до бесконечности. В теме садов-школ слишком много устоявшихся стереотипов, которыми все мы, к сожалению, и оперируем. Объективно же все выглядит иначе.
shevtsovaЮля, а вы в сад пошли? Или дома остались?
У нас хождение в сад закончилось, едва начавчишь, причин много, но столкнулась в очередной раз в общем-то уже знакомой проблемой, непонимая общественности - "как так без сада?" У опять все по-новой - поиск аргументов и попыток оправдать себя, естественно, сомнения в собственной правоте и поиск поддержки. Тщетно..
oduvashkaмы дома. в сад даже не пытаемся, даже заявление ни в один сад не сдали. непонимаение общественности... ох, этого непонимания так много и по самым разным поводам. сейчас когда заходит разговор о садиках, я коротко заявляю, что наши дети в сад не ходят и мы не хотим их в сад отдавать. И в школу мы тоже не хотим их отдавать. - поледнее заявление для немцев и в германии живущих удар ниже пояса. люди тут же забывают про сад и переключаются на школу:) таким образом дискуссия переходит на просветительский уровень:) и я уже чувствую себя не оправдывающейся стороной, а распространяющей знание о том, что можно ИНАЧЕ!:)
shevtsovaВ ответ oduvashka 27/11/10 08:34
Непонимания уже действительно стало привычным, но все равно отнимает силы и нервы, редко находятся люди со схожими взглядами - это всегда находка и удача, которых по правде говоря становится все больше, но все равно их единицы. Но основная проблема даже не в этом, ребенку реально не хватает общения! Мы постоянно куда-то ходим, почти каждый день, т.е. мы не сидим взаперти, раз в неделю минимум приходят гости или мы у кого-то в гостях. Мне, если честно, хочется покоя и времени побыть дома, элементарно суп сварить, книжку почитать и пр., но я вижу как у ребенка горят глаза при виде детей, да и не только детей. Ведь он почти все время со мной, с одной. Родственников нет, бабушка раз в году на две недели, папа принимает минимальное участие в жизни ребенка, меня одной физически и морально не хватает на 24-часовое общения, я человек замкнутый, требующий покоя и тишины. Не могу сказать, что садик меня разгружал, но может хотя бы частично заполнял эту пустоту для ребенка. Ходить он правда сам туда отказался, до слез и истерик, возможно сказалось и мое неприятие сада, но теперь уже поздно.
Как вы решаете проблему общения? Является ли для вас это проблемой? Быть может я искусственно нагнетаю ситуацию, так как во мне тоже сидит этот стереотип - ребенку нужен сад и стадо детей ежедневно, даже душой понимая, что это бред, это неестественно и ненормально. Также неествественно, как и дома престарелых, которые в Германии - норма, а для нас пока еще дикость, тоже касается и д/сада, школы, которые для нас уж, увы, стали нормой и с этим тоже нужно считаться..
oduvashkaВ ответ shevtsova 27/11/10 20:39
для нас общение не является проблемой. мы тоже часто общаемся и она обажает общение с другими детьми и глаза загораются, но вот чтобы она страдала оттого, что день с кем-нибудь не пообщается, такого не могу сказать. ну, и Соня любит одинаково общение и тишину. Т.е. она часто занимается своими делами и играет с большим удовольствием в одиночку. а вот то, что "ребенку нужно стадо детей ежедневно" - это действительно стереотип. а вообще, я Соню всегда спрашиваю, что ей хочется делать и хочется ли ей с кем-то встретиться. Если она говорит, что ей хочется встретиться с конкретным человеком, то мы созваниваемся и встречаемся. А вообще, общение - оно ведь повсюду!!! и как раз здорово, что у ребенка есть возможность общаться с совершенно разными людьми, с бабушками в трамваях, с детьми в театре, со взрослыми в разных группах, с друзьями родителей и т.д.! это как раз то, чего практически лишены детсадовские дети.
ZwifeВ ответ oduvashka 6/12/10 22:37
почему же лишены? имеете в виду с 7.00 до 18 садик? зачем впадать в другую крайность и лишать ребенка общения на стороне отдав его на целый день в сад? Мои дети проводят 4 часа в день в детсаде, самый распространенный вариант в нашей округе кстати, времени на разные общения-развлечения-занятия-семейные дуракаваляния после него более чем достаточно. У ребенка в садике многочисленные САМОСТОЯТЕЛЬНО завязанные ЛИЧНЫЕ социальные контакты без чуткого направления и контроля любящего родителя, для социальной компетентности ребенка посещение садика все же необходимо.
shevtsovaВ ответ Zwife 13/12/10 19:55
процесс завязывания контактов даже в таком нежном возрасте в любом случае сугубо личный процесс, даже при наличии контроля любящего родителя. Самой пришлось убедиться на своем ребенке после последней поездки в лагерь, где детей было предостаточное кол-во, а общался ребенок бесподобно только с одним, без конфликтов, ссор, на равных, без периода привыканий и чуткого направления мам. Что для меня было открытием, со стороны выглядело так умилительно, что я каждый раз бросалась за фотоаппаратом
А что касается соц.компетентности - очень верное замечание! Именно это и является основной задачей сада, а после и школы - воспитание члена общества по образу и подобию, ценностями и задачам современного общества, а не образование как может показаться на первый взгляд. Вот только вопрос в том и состоит, являются ли те ценности и цели вашими, желаете ли вы своему ребенку тех же ориентиров или у вас другой взгляд и соответсвенно и подход к проблеме социализации, в этом случае вернее даже адаптации к жизни в обществе.
Недавно были с ребенком на выставке "Kindheit im Wandel", интересный момент- время и причина появления дет.садов, а после и школ. Он совпал с началом эры индустриализации, а в особенности, задействованности женщин в производстве, с этого момента дети стали проблемой для собственных родителей, параллельно с этим шли и другие "проблемы" - уменьшение кол-ва детей в семье, улучшение матер.состояния и быта трудящихся , повышение уровня жизни. А еще появилась потребность в образованной рабочей силе, образованной под современные нужды фабрикантов - вот это и являлось целью и задачей школы - растить рабочий скот на смену. Ну это так, немного истории и философии, все это каждый из нас и так понимает..
shevtsovaВ ответ oduvashka 27/11/10 08:34
[цитата]И в школу мы тоже не хотим их отдавать[/цитата]
а что будет является для людей, выбравших этот путь, правовой основой? Домашнего обучения ведь по закону нет. Каким образом вы думаете этот закон обходить?
А еще.. были сегодня на begabungspsycholohischen Beratung при садике для одаренн.детей. На судьбу ходила жаловаться[спок] что ребенок не по годам умный и меня на него уже не хватает, ему нужны дети, общество и т.д. Плюс он без сада, целый день один при маме, каждый день куда-нибудь ходим, но ему все мало. Т.е. я, конечно, сама виновата[миг], сначала вкладывалась в ребенка по полной, а теперь плоды пожинаю. Тут этот самый психолог стал приводить мне аргументы за дет. сад. Я, конечно, задумалась, тем более этот сад я ищу, несмотря на свои мировозрения[хммм], по ситуации вижу - ребенку нужно общество, я сама иссякла и меня одной не хватает. Но если до сих пор все знакомые приводили аргументы вроде "от сиськи все равно отрывать придется", что не убеждало, то теперь все же психолог, да еще и сад не рядовой. Короче, говорит мне, вы вот все в него вкладываетесь, вкладываетесь, тем самым воспитывая в нем пассивность, ему нужна свобода в выборе действий и занятий и именно это дает детск.сад. При всем при этом шла речь о том, что этот сад финансируется на гос.уровне, персонала больше, чем обычно, т.к. цели сада, помимо присмотра еще и образование, развитие их талантов и способностей. Есть спец.программа, разработанная как раз с учетом того, что дети все "непростые", индивидуальный подход и прочее. Одним словом, я засомневалась в себе, как обычно.
С другой стороны, ведь дело в подходе, способах преподнесения материала, к тому же я исхожу из интерессов ребенка. И что понимать под той самой свободой? Что детям все равно, несмотря на наличие достаточного кол-ва персонала, приходится слоняться без дела и ... вот тогда проявляется их одаренность, творчество и т.д? А дома якобы мама, всегда готова исполнить любое желание и каприз, что, конечно, не совсем так, но отчасти все же есть в этом доля правды.