Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 2   [ Сообщений: 25 ]
На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Как вы играете в химию?
СообщениеДобавлено: Пн май 22, 2006 1:04 am 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 22, 2006 3:18 pm
Сообщения: 776
Откуда: Санкт-Петербург
У нас началось недавно. сначала купили таблицу Менделеева. Олюнька некоторые слова оттуда уже слышала (металлы, кислород). А тут я решила рассказать про воду - на двух кусочках бумаги написала Н, на одном О - Олюха вызвалась быть кислородом
Прикрепили бумажки, устроили хоровод, и дождик сделали, и закипели - детям понравилось. Тогда уже вспомнили про NaCl - девчонки взявшись за руки бегали, солили все, про углекислый газ, который из заводской трубы вылетает, про то, как после грозы свежестью пахнет - обыграли озон. На этом мои познания в области химии иссякли :( Если у кого-нибудь возникнут идеи, напишите, пожалуйста.
А с тремя-четыремя детьми выбор комбинаций наверно поболе будет :)

_________________
Олюшка, 06.08.2002
Машутка, 29.09.2004 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср май 31, 2006 3:36 pm 
Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Вс мар 05, 2006 1:16 pm
Сообщения: 84
Откуда: Германия, Мюнхен
Основные классы неорганических веществ: оксиды, основания, кислоты, соли.
Взаимодействие оснований и кислот (кусочек сухого цемента и уксус) шепит, и пенится красиво разлогаясь на соль и воду.
Кристаллы. Опускаем в стакан железную ложку и заливаем кипяток. Засыпаем стиральный порошок, хорошо размешиваем, снова немного порошка и так пока порошок не перестанет размешиваться. Если процедура длится долго, то ставим наш стаканчик в другую емкость с горячей водой для поддержания температуры. К скрепке привязываем нитку, нитку к карандашу. Карандаш кладем на края стакана, скрепку скидываем в воду. По мере остывания воды на скрепке и нитке образуются кристаллы.
Оксиды – перекись водорода (ранку залить, шипит), гидроперит (чегонибудь обесцветить, пятна на ненужной одежде).
Не знаю поймет ли основы химии из этих экспериментов дошкольник, но посмотрит с удовольствием. :D
Эксперименты для детей постарше http://experiment.edu.ru/catalog.asp

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср окт 03, 2007 12:25 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн сен 10, 2007 5:14 pm
Сообщения: 23
Откуда: Долгопрудный
А про углекислй газ можно показать опыт сода+уксус=углекислый газ+соль. А про кристаллы: мы эксперимент с солью проводим.

_________________
Моему Максику уже 2,5


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср окт 24, 2007 1:51 am 
Любитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт сен 18, 2007 11:59 pm
Сообщения: 40
Откуда: New York
С углекислым газом можно сделать такой эксперимент. В литровую бутылку налить примерно стакан воды, всыпать туда пару ложек сахара и немного дрожжей. Сверху на бутылку надеть резиновую перчатку или шарик. Поставить в теплое место. Через некоторое время перчатка (или шарик) надуется, потому что дрожжи превратят сахар в углекислый газ (и спирт).

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср окт 24, 2007 8:55 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс май 28, 2006 11:32 am
Сообщения: 148
Откуда: Тольятти
Начать знакомство с химией лучше, мне кажется, с понятий щелочь и кислота. В учколлекторах ( есть в каждом районе ), магазинах хим.реактивов ( один из них - на Никольской улице, бывшей 25-летия Октября.) и садоводческих магазинах продаются наборы универсальной индикаторной бумаги. Стоит она копейки, в коробке - 100 полосок, хватит надолго. Предложите ребенку взять одну из полосочек и смочить любой жидкостью - слюной, чаем, супом, водой - да чем угодно. Увлажненное место окрасится, по шкале на коробке можно будет определить, кислотную или щелочную среду исследовали. Это очень интересно и весело и занимает подчас несколько дней. А сколько времени освободится у мамы, пока чадо носится по дому исследуя все подряд, от компота до огуречного рассола.
Увлекательнейшее занятие - составление ТАБЛИЦЫ ПРИРОДНЫХ ИНДИКАТОРОВ. Ведь очень многие овощи-фрукты и даже цветы содержат вещества, меняющие цвет в зависимости от кислотности среды. Из подручного материала ( свежего, сушеного или мороженого ) готовите отвар и испытываете его в кислотной и щелочной среде ( сам отвар - среда нейтральная, вода ). В качестве кислотной среды подойдет раствор уксуса или лимонной кислоты, в качестве щелочной - раствор соды. Только готовить их надо непосредственно перед опытом - портится. Испытания можно проводить следующим образом : в пустые ячейки из под яиц наливаете, скажем, раствор соды и уксуса ( каждый - в свой ряд, чтобы напротив каждой ячейки с кислотой была ячейка с щелочью ). В каждую пару ячеек капаете (а лучше наливаете ) немного свежеприготовленного отвара или сока и наблюдаете изменение окраски. Результаты заносите в таблицу. Изменение цвета можно записывать, а можно и раскрашивать красками - ими легче добиться нужного оттенка.

В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ КИСЛОТ И ЩЕЛОЧЕЙ - ЭФФЕКТНЫЙ ОПЫТ:

В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина ( продается в аптеке, более известен под названием "пурген" ). Раствор прозрачный. Затем добавьте раствор пищевой соды (щелочь) - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится. Красота!

Производит впечатление на детей и такой простенький опыт : добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца будет пенится и вскипать большими пузырями ( осторожно, не наклонятся!).Полный восторг!

После того, как первая эйфория улеглась, можно заняться изготовлением чего-нибудь интересного. Например

НАПИСАТЬ СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ.

Сделать это дома можно двумя способами:
1.Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать письмо на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром ( не обожгитесь! ) или прогладив утюгом.
2.Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

А теперь попробуем РАСПЛАВИТЬ АЛЛЮМИНИЙ.

Возьмите пассатижами кусок алюминиевой проволоки и нагрейте его на газу. По идее, металл должен капать на горелку, температура кипения его чуть больше 650 градусов. Но на самом деле все не так. Нагретый конец провисает, и, если присмотреться, можно заметить, что внутри тонкой оболочки находится расплавленный металл. Эта жаростойкая оболочка - оксид алюминия. Он не дает металлу окисляться дальше.

Очень интересны КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ

НА БЕЛОК.

БИУРЕТОВАЯ РЕАКЦИЯ. Чтобы убедиться в наличии белка в каком-то растворе ( бульоне, например, или молоке ), добавьте к нему немного раствора стиральной соды, а затем медного купороса. Если белок есть, раствор приобретет фиолетовую окраску.

К раствору белка, нагретому до кипения, добавьте несколько кристалликов поваренной соли и немного уксуса. Из раствора выпадут хлопья свернувшегося белка.

НА КРАХМАЛ.

Чтобы убедиться в наличии крахмала ( в картошке или маргарине ) капните на образец немного йода. Должно появиться темно-синее окрашивание.
В продолжение опыта капните на синее пятно раствор сульфита натрия ( можно купить в фотомагазине ), и окраска исчезнет.

С помощью йода можно найти крахмал и в листьях зеленых растений.
Вечером подготовьте для опыта лист сирени - часть его ( прямо на кусте ) закройте с двух сторон фольгой. На следующий день, после того, как лист в течение нескольких часов находился на ярком солнечном свету , срежьте его и, погрузив на несколько часов в горячий денатурат, извлеките из него хлорофилл. Затем поместите лист в раствор йода. При этом в синий цвет окрасится только та часть листа, которая была на свету.

НА АММИАК.

Смешайте бледно-голубой раствор медного купороса с нашатырным спиртом - цвет раствора тут же станет очень насыщенным.
Или можно так : раскалите медную проволочку и опустите ее в раствор аммиака. Проволочка сразу станет блестящей, одновременно в растворе идет комплексообразование, но заметить его пока трудно. Повторите опыт несколько раз, и нашатырный спирт окрасится в ярко-синий цвет.

НА УГЛЕВОДЫ - РЕАКЦИЯ МОЛИША.

В баночку (лучше небольшую, от детского питания), налейте немного воды и бросьте несколько крупинок сахара или кусочек фильтровальной (на худой конец - туалетной) бумаги. Добавьте 2-3 капли спиртового раствора ризорцина или тимола (их можно купить в аптеке). Наклонив баночку, ОСТОРОЖНО влейте 1-2 мл. концентрированной серной кислоты (думаю, можно взять из аккумулятора), затем осторожно ее поставьте. Тяжелая кислота опустится на дно, а на ее границе с водой появится ярко-розовое или фиолетовое кольцо.




ОПЫТЫ С ЖЕЛАТИНОМ.

Для начала приготовим коллоидный раствор: в четверть стакана холодной воды добавьте 10 г. сухого желатина и дайте ему хорошо набухнуть. Нагрейте воду до 50 градусов на водяной бане и проследите, чтобы желатин полностью растворился. Вылейте раствор тонким слоем на полиэтиленовую пленку и дайте высохнуть на воздухе. Из получившегося тонкого листика для большего эффекта можно вырезать силуэт рыбки. Положите рыбку на фильтровальную бумагу ( можно взять промокашку , если и ее нет, подойдет и туалетная ) и подышите на нее. Дыхание увлажнит студень с одной стороны, он увеличится в объеме, и рыбка начнет изгибаться.

На таком студне можно сохранить ледяные узоры. Приготовьте раствор, как описано выше, но желатина возьмите в 2-3 раза меньше. Еще теплый раствор вылейте на кусок стекла и сразу
поставьте в морозилку. Вода будет кристаллизоваться, как на окнах зимой. Дня через 3 достаньте и дайте оттаять желатину. На нем останется четкий рисунок ледяных кристаллов.


С СУЛЬФИТОМ НАТРИЯ.

Налейте в 3 баночки розовый, светло-фиолетовый и темно-фиолетовый растворы марганцовки. В каждую добавьте немного сульфита натрия. Содержимое первой банки станет буроватым, во второй выпадет немного хлопьев, а в третьей хлопьев будет много. Дело в том, что в первой банке образовался коллоидный раствор, а во второй и третьей из-за высокой концентрации мелкие частичка слиплись в хлопья.

СПИРАЛЬ НА ВОДЕ.

Сделайте из медной проволочки спираль в несколько витков, слегка смажьте ее маслом и аккуратно положите на воду (скажем, в миску с водой).Легкая спираль не тонет благодаря тому, что жир не смачивается водой, а так же из-за поверхностного натяжения воды. Теперь капните из пипетки на спираль немного мыльного раствора. Спираль тут же завертится. Растекаясь, мыльный раствор доходит до конца спирали, создавая небольшую реактивную тягу. Если заменить мыльный раствор другим веществом, спираль будет вращаться с другой скоростью. Таким образом можно определять поверхностную активность различных веществ. Раствор поваренной соли, например, вообще не сдвинет ее с места, а раствор стирального порошка быстро утопит : он смоет слой масла, который держит проволочку на воде.

ОПЫТЫ С МОЛОКОМ.

В 2 баночки налейте по 5 мл. некипяченого молока, добавьте по 15 капель 0.5% -ного раствора формальдегида (аптечный формалин надо разбавить в 10 раз водой ) и по 5 капель синих разбавленных чернил. Краситель постепенно бледнеет, обесцвечивается. Это происходит потому, что к его молекуле присоединяется водород, "отобранный" у формальдегида при помощи фермента.
Обесцвеченный краситель легко окисляется на воздухе. Чтобы этого избежать, налейте в обе банки растительного масла. Оно изолирует реакционную смесь от воздуха. Одну бпнку оставьте при температуре воздуха, а вторую нагрейте на водяной бане до 37 градусов. Вы заметите, что особенно быстро обесцвечивание происходит во второй банке, где температура близка к температуре теплокровных животных. Это "работает" дегидрогеназа - она переносит атомы водорода от формальдегида к красителю.
А если продуть через реакционную смесь воздух, то краситель восстановит свой цвет. Формальдегид может окисляться и без ферментов, но в присутствии дегидрогеназ процесс идет быстрее.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЫЛА.

Горячий крепкий раствор стиральной соды налейте в склянку и прибавляйте по каплям растительное масло, пока оно не перестанет растворяться. В полученный раствор всыпьте немного поваренной соли ( процесс так и называется - высаливание ). Твердое мыло всплывет на поверхность, его легко собрать.

А вот еще один способ изготовления высококачественного ядрового мыла. Нагревая на водяной бане, растопите 70 г. говяжьего жира и 30 г. свиного сала. Затем, энергично мешая, добавте нагретый раствор гидроксида натрия ( 25 г. сухого гидроксида на 30г. воды ) .ОСТОРОЖНО, ЩЕЛОЧЬ МОЖЕТ РАЗБРЫЗГИВАТЬСЯ!
Полученную смесь, помешивая, нагревать на водяной бане 30 мин. По мере выкипания, добавлять горячую воду. Затем добавить 100 мл. 20%-ного раствора поваренной соли и снова нагреть до полного отделения мыла. Собранное мыло при необходимости завернуть в тряпку и отжать ( лучше делать это в перчатках, чтобы не обжечься крепким раствором щелочи ).
Затем промойте мыло в небольшом количестве холодной воды и добавьте немного растворенного в спирте душистого вещества ( это может быть тминное, анисовое, фенхельное масло или любое другое ). Его надо чуть-чуть, запах очень сильный. После этого завернем мыло в прочную тряпку и тщательно разомнем. И наконец слегка подогреем полученную массу и прессованием придадим ей вид обычного куска мыла.

ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ.

Несложно вырастить солевые кристаллы. Готовите перенасыщенный раствор соли ( такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется ) и осторожно опускаете в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.

Можно получить и необычные кристаллы - металлической меди.
Положите на дно сосуда немного медного купороса и засыпьте его мелкой поваренной солью - она будет тормозить процесс, чтобы кристаллы получились крупными.. Прикройте соль кружком фильтровальной бумаги так, чтобы он касался стенок сосуда. Сверху положите железный кружек чуть меньше размером ( его надо заранее обработать наждачкой и вымыть ). Через несколько дней появятся красные кристаллы меди.

Владимир Несамарский предлагает очень простой, но необыкновенно зффектный опыт "КАПЛЯ В ВОДЕ":

Заполняем 3-х или 5-ти литровую стеклянную банку водой из-под крана почти доверху, ставим банку на сутки (а лучше на 3 суток) в самое затененное, тихое и нетрясучее место в доме. Найдите чернила или водорастворимую тушь и приготовьте обычную аптечную пипетку. Теперь настоявшуюся банку ставим на стол, и осторожно, с высоты 1-2 см роняем в нее каплю чернил. Зрелище начинается совершенно фантасмагорическое, капля в неподвижной воде подвергается разрывается осмотическим давлением на части, которые немедленно начинают вращаться из-за неравномерного отрыва частей и образовывать причудливые кольца. По моему опыту, мальчика полчаса не оторвать от зтой банки!

http://yarastu.narod.ru/cam.html

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср окт 24, 2007 9:06 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс май 28, 2006 11:32 am
Сообщения: 148
Откуда: Тольятти
Для большего эффекта можно вылепить из пластилина "вулкан" (конус с отверстием наверху), разместить его на блюдце с содой, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из "вулкана" - такое зрелище малыш запомнит надолго.

Интересно и разделение красителей методом бумажной хроматографии. Разотрите 2 маленьких зеленых листочка, и для извлечения из них красящих веществ добавьте 2 мл ацетона.


Вырежьте из фильтровальной бумаги полоску шириной 1 см, при этом на одном конце сделайте ее поуже, чтобы получился вытянутый "язычок". Над тем местом, где полоска начинает сужаться, простым карандашом наметьте линию старта. На середину этой линии нанесите одну за другой несколько капель полученного красителя (вытяжка хлорофилла). Каждую следующую каплю надо наносить после полного высыхания предыдущей. Чтобы капли скорее сохли, можно поместить полоску под низко опущенную включенную лампу.

Когда образуется пятно интенсивно-зеленого цвета, подвесьте полоску так, чтобы язычок на 1 см был погружен в бензин, налитый в небольшую банку. Под действием капиллярных сил растворитель будет подниматься по бумаге, а вместе с ним - и красители. Медленнее всех поднимается желто-зеленый хлорофилл б, быстрее - ксантофилл и еще быстрее - сине-зеленый хлорофилл а. С фронтом растворителя поднимается каротин. Опыт занимает 2-3 часа. Очень красивая хроматограмма получается, если использовать листья с красноватым или фиолетовым оттенком - такие встречаются у некоторых домашних растений.

А хотите понаблюдать за процессом переваривания пищи, так, как это происходит в желудке? Тогда стоит сделать искусственный желудок. Купленный в аптеке пепсин в порошке растворите в 250 мл воды. Белок сваренного вкрутую яйца натрите на терке и смешайте в стакане со 100 мл воды, 0,5 мл. концентрированной соляной кислоты и 50 мл. раствора пепсина. Кислоту нужно добавить потому, что пепсин действует только в кислой среде при pH 1,4-2.

Стакан выдержите несколько часов в теплом месте с температурой около 40 градусов (около плиты, на солнечном подоконнике). В течение первой четверти каждого часа содержимое стакана надо перемешивать. Уже через 2 часа можно заметить, что количество белка заметно уменьшилось. Через 6-8 часов весь белок растворится, и образуется малое количество желтоватой кожицы. Неприятный кислый запах содержимого стакана очень похож на запах не полностью переваренной пищи.

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10d.shtml

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср окт 24, 2007 9:17 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс май 28, 2006 11:32 am
Сообщения: 148
Откуда: Тольятти
интерессный сайт http://home.uic.tula.ru/~zanchem/index.htm

Здесь вы можете найти всё, что связано с химией: интересные опыты, химические истории и курьёзы, рассказы о великих учёных-химиках, информацию о том что нас окружает с точки зрения химика, массу интересных фактов, юмор и многое, многое многое другое!

Так же вы можете найти электронную версию таблицы Менделеева

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср окт 24, 2007 9:22 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс май 28, 2006 11:32 am
Сообщения: 148
Откуда: Тольятти
Волшебная картошка


Самые простые и известные вещества коричневый раствор йодной настойки из аптечки и сухой белый порошок — крахмал, который используют для приготовления киселя. Если их соединить, происходят интересные дела: вместо белого порошка и коричневой жидкости получится смесь синего цвета. Химики говорят, что «йод является реакти­вом на присутствие крахмала», а «крахмал служит индикатором (указа­телем) присутствия йода».


Крахмал в том или ином количестве имеется в большинстве продук­тов, которые мы едим. Давайте вооружимся пипеткой и пузырьком с йодной настойкой и определим, есть ли крахмал в картофеле, хлебе, яблоке, в крупах... Разрежем для этого картофелину и нанесем на срез из пипетки одну каплю йодной настойки (предварительно разбавленной пополам кипяченой подои). Точно так же поступим с яблоком и овощами, которые сможем попросить у мамы, чтобы исследовать. Из хлеба сомнем мякиш, намочим его водой и тоже капнем разбавленной йодной настойки.


Как узнать, где крахмала больше — в картофеле, яблоке, хлебе? Это просто: где синяя окраска ярче, там содержится больше крахмала.



Лакмус для цветов



Среди веществ, которые можно найти дома на кухне, в аптечке или в ванной комнате, есть кислоты и щелочи (точнее, основания). Чтобы определить, какая среда в растворе (кислотная или щелочная), используются особые вещества-индикаторы. Самый старый и заслуженный среди них — лакмус. Лакмус синеет в щелочной среде и делается крас­ным в кислотной.


Сделайте из белой фильтровальной бумаги 10 бумажных цветов и окуните их в раствор лакмуса. В нейтральной среде этот раствор фиоле­тового цвета.


А теперь приготовьте в стаканчиках или чашках водные растворы обычных домашних «реактивов»: уксусной кислоты, лимонной кислоты, питьевой соды из кухни, нашатырного спирта из аптечки, кальцинированной соды и стирального порошка из ванной комнаты. Хорошо также, если у вас найдется бура (тетраборат натрия), щавелевая кислота, раствор «Белизна» для отбеливания тканей (Осторожно! Это едкая жидкость!), а также немного шампуня и средства для мытья посуды.


В каждый из приготовленных вами растворов окуните «лакмусовый» бумажный цветок и обратите внимание, как изменился его цвет. Теперь вы наверняка запомните, какие из домашних химических ве­ществ кислоты, а какие — щелочи. В растворе «Белизны» цветок станет сначала синим (среда щелочная), а потом белым из-за хлора, который обесцвечивает любой индикатор...





Васильковая роза и розовый василек


Чтобы приготовить этот сюрприз маме, нам понадобится фильтровальная бумага и проволока (чтобы изготовить бумажные цветы), а так­же химические реактивы: медный купорос (продается в хозяйственном магазине и в магазине для садоводов), нашатырный спирт и фенолфта­леин (из аптеки). Еще нужна будет банка, которую можно плотно закупорить.


Бумажную розу надо пропитать раствором медного купороса, а бумажный василек — раствором фенолфталеина (лучше спиртовым). Красиво разместив влажные цветы в банке, вольем в нее 10 мл нашатырного спирта и закупорим горловину крышкой. Через несколько минут роза станет ярко-синей (васильковой): медный купорос образует с аммиаком комплекс интенсивно-синего цвета. А василек станет розово-малиновым: индикатор фенолфталеин в щелочной среде окрашивается в малиновый цвет. Откуда же щелочная среда? Нашатырный спирт (это водный раствор аммиака) испаряет NH3 — слабое основание. Аммиак, растворяясь во влаге на лепестках искусственного цветка, окрашивает ин­дикатор.





Летние индикаторы


Индикаторы кислотности и основности среды бывают не только химическими. Они находятся вокруг нас, только обычно мы об этом не задумываемся. Возьмем, например, немного сока черной смородины, ежевики, малины, вишни и добавим питьевую соду. Все соки при таком действии становятся... синими! Если же теперь в синий раствор сока добавить уксусной или лимонной кислоты, темно-красная окраска вернется. Только цвет уже не будет таким ярким: ведь мы разбавили сок водой.


Если обработать питьевой содой и лимонной кислотой обрезок листа краснокочанной капусты или ломтик свеклы, то сразу видно, что они тоже краснеют в кислоте и становятся голубоватыми в соде.


Попробуем выяснить, какие из цветов, ягод и овощей могут обеспечить нас самыми лучшими индика­торами. Для этого надо собрать по 2—3 разных цветка — роз, георгинов, астр, васильков, герани, лилий, ирисов и др., по 1—2 ягоды малины, клубники, черешни, вишни, смородины, бузины, калины, жимолости, а также несколько доступных для опытов и ярко окрашенных овощей.


Чтобы сделать вывод, какой из природных индикаторов самый по­лезный для химиков, надо их испытать действием кислот и щелочей. Для этого погрузите цветочные лепестки, ломтики овощей и предварительно измельченные ягоды в пробирки с разбавленной уксусной кисло­той и с разбавленным нашатырным спиртом. Если нет уксусной кислоты, можно взять лимонную или щавелевую, вместо нашатырного спирта можно использовать раствор кальцинированной или питьевой соды.


Запишите на листе бумаги или в специальной «химической» тетради для наблюдений, как меняется цвет наших растительных объектов в щелочной и в кислотной средах. Примерно через 30—40 минут следует еще раз сравнить окраски каждого индикатора. Те из них, чей цвет вы­держал испытание временем, и будут самыми лучшими.


Природными индикаторами здесь служат красящие вещества растений — антоцианы, которые обеспечивают красоту и разнообразие окраски большинства цветов, овощей и фруктов.





Зеленая душа листвы


Сейчас даже малыши знают, что зеленые растения усваивают световую энергию и с ее помощью превращают воду и углекислый газ из атмосферы в органическое вещество крахмал. Химический помощник растений — зеленое вещество хлорофилл, которое на самом деле состоит из нескольких веществ разного цвета, различных по свойствам.


Разотрем в ступке 10 листьев какого-нибудь растения, богатого хлорофиллом (например, молодых побегов и листьев крапивы), добавив к ним немного речного песка, чтобы измельчение шло более интенсивно. Для нейтрализации кислоты, которая присутствует в растении, добавим несколько крупинок гидрокарбоната натрия. К полученной после расти­рания зеленой кашице добавим 50 мл ацетона (Осторожно! Огнеопасное вещество!) и перенесем смесь в колбу с пришлифованной пробкой. Выдержим смесь в колбе в темном месте не менее часа, время от времени взбалтывая ее.


Теперь надо подготовить колонку с адсорбентом (поглотителем), чтобы провести разделение составных частей хлорофилла. Для этой цели можно использовать стеклянную трубку (колонку), снизу закрытую пробкой с отверстием и выходной трубкой. На пробку надо поместить сверху кусок марли или стеклоткани и тампон из ваты. Сверху на вату насыпаем слой поглотителя — оксида алюминия А12О3 (све­жепрокаленного при 600 °С) так, чтобы он занял по высоте 2—3 см. Над этим слоем будет располагать­ся другой поглотитель — карбонат кальция СаСО3 (сухой и растертый в ступке мел): его слой должен быть высотой 4 см. Еще выше поместим слоем высотой 6 см тонко размо­лотую и высушенную сахарную пудру.


По истечении часа, когда аце­тон извлек из растительных клеток весь хлорофилл, надо сначала отфильтровать его через воронку с комочком ваты, отделяя раститель­ные волокна и песок. Фильтрат (жидкость) в проходящем свете выглядит изумрудно-зеленым, а в отраженном свете приобретает красноватый оттенок. В колонку наливают несколько миллилитров ацетона, а после того как он пройдет через слои поглотителей и увлажнит их, вливают в колонку раствор хлорофилла. Если раствора было не слишком много, то мы обнаружим в колонке несколько разноцветных слоев — «зон». Чтобы их различие было еще более явственным, наливаем в колонку еще 10 мл ацетона и ждем, пока он весь пройдет через слои поглотителей.


Наконец, мы обнаруживаем в колонке четыре зоны разного цвета. Верхняя, желто-зеленая зона, содержит хлорофилл b, а синезеленая зона чуть ниже — хлорофилл a. Это две разновидности важного для расте­ний вещества хлорофилла, которое представляет собой комплексное соединение элемента магния, имеющее очень сложное строение. В слое оксида алюминия поглотился желтый краситель — ксантофилл, а под ним оранжевое вещество, краситель моркови — каротин.


Столбик поглотителей можно вытолкнуть из колонки стеклянной палочкой, разделить на зоны и извлечь из поглотителей разные вещества.


Метод, которым мы воспользовались, называется хроматографией. Его изобрел в 1906 г. русский ботаник Михаил Семенович Цвет. Хроматография основана на различной способности порошкообразных веществ-поглотителей (адсорбентов) удерживать вещества, даже если они отличаются по свойствам совсем немного.





Самый важный газ


Растения при фотосинтезе поглощают углекислый газ, а выделяют кислород — газ, которым мы дышим. Ученые считают, что весь атмосферный кислород на Земле образовался за счет жизнедеятельности разнообразных растений.


Получить кислород дома можно очень простым способом. Нам потребуются для этого пероксид водорода из аптечки (или пергидроль из хозяйственного магазина) и активированный уголь (опять-таки из аптечки).


В стеклянную банку наливают слоем 1—2 см пероксид водорода. Сверху высыпают 5—6 таблеток активированного угля, предварительно растертого в порошок.


Активированный уголь служит катализатором разложения пероксида водорода. В результате выделяется кислород, и жидкость вспенивается.


Убедиться, что это действительно кислород, довольно легко: достаточно поднести к горловине банки тлеющую лучинку, и она вспыхнет ярким пламенем.




Водородные мыльные пузыри


В лаборатории получают водород взаимодействием металлов (например, цинка или железа) с разбавленными кислотами.


Попробуем проделать простой, но очень эффектный опыт: получить мыльные пузыри, наполненные водородом. Для этого нам потребуется флакончик, в котором раньше были, например, капли от насморка, пластмассовая трубочка от пакета с пепси-колой и пластилин, а также кусочек железа или цинка и соляная кислота. Ну и конечно, мыло и вода. Цинк и предварительно разбавленную соляную кислоту (Осторожно! Это едкая жидкость!) надо поместить во флакончик, а трубочку плотно «примазать» к его горлышку пластилином. Начинается химическая реакция цинка с соляной кислотой, а в результате образует­ся хлорид цинка и выделяется водород.


Водород выходит через трубочку. Теперь самое время делать мыльные пузыри. Опускаем конец трубочки в мыльный раствор и... ну, дальше, наверное, все справятся и сами. Наши мыльные пузыри будут не­удержимо лететь вверх: ведь водород почти в 15 раз легче воздуха!





Кислород из марганцовки


Попробуем получить небольшое количество кислорода разложением твердого перманганата калия — обычной марганцовки из домашней аптечки.


Для этого потребуется железная или медная пластинка, кусок жести или ненужный черепок от разбитой фарфоровой чашки. Эта пластинка или черепок у нас на кухне будут исполнять роль жаростойкого химического тигля для разложения, и этот тигель должен быть совершенно сухим. Помещаем в него немного кристалликов марганцовки (по объему не больше четверти чайной ложки), кладем на конфорку газовой плиты и зажигаем газ.


Как только пластинка хорошо нагреется, начнется разложение перманганата калия КМnO4 до манганата калия К2МnО4 и диоксида марганца МnО2 с одновременным выделением газообразного кислорода О2.


Чтобы убедиться, что в результате реакции действительно выделяется кислород, к кучке кристаллов на пластинке надо поднести ел тлеющую деревянную палочку — лучинку. Вблизи кристаллов перманганата калия она должна ярко разгореться: кислород очень хорошо поддерживает горение.


Минут через пять десять после начала опыта надо выключить газ: дождаться, пока наш тигель остынет. Затем осторожно, с помощью листа бумаги или палочкой следует ссыпать остаток от прокаливания в стакан, куда заранее наливают воду. Раствор окажется зеленым из-за присутствия манганата калия К2МnО4, в который превратился перманганат калия КМnО4, и мутным от частичек нерастворимого диоксида марганца МnО2. А ведь раствор исходного вещества (марганцовки) был бы розово-фиолетовым!





Красивые гвозди


Если в доме есть медный купорос (его продают в хозяйственных магазинах и на рынках, торгующих строительными материалами или реактивами для садоводов и огородников), мы сможем запросто «превратить» железные гвозди в медные. Для этого потребуется прежде всего тщательно очистить гвозди или другие железные предметы, которые мы хотим подвергнуть «чудесному превращению», от ржавчины, а потом обезжирить — т. е. хорошенько вымыть в горячей воде со стиральным порошком или средством для мытья посуды, а напоследок протереть ваткой, смоченной спиртом, бензином или ацетоном.


Приготовив 5%-ный голубой раствор медного купороса, погрузим в него железные предметы так, чтобы они полностью были покрыты жидкостью. При этом можно даже произнести какие-нибудь волшебные заклинания типа: «Превратись, серое железо, в красную медь!»


Уже через 30—40 минут можно вынуть железные предметы из раствора и убедиться, что на их поверхности появился слой розово-красного медного покрытия, а раствор купороса приобрел вместо голубой зеленоватую окраску. Причина этого «чуда» — в окислительно-восстановительном процессе, иначе говоря — в реакции замещения меди железом. Кстати сказать, алхимики — предшественники современных химиков всерьез считали, что при такой реакции медь заново «рождается» из раствора!

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт янв 11, 2008 3:42 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 03, 2007 12:02 am
Сообщения: 27
Откуда: Саров
FeElena писал(а):
А с тремя-четыремя детьми выбор комбинаций наверно поболе будет

Даже с двумя детьми выбор может быть богаче, чем Вы думаете, можно также разыграть йод, алюминий и его оксид, углерод, серу, фосфор и многие другие вещества с которыми наши дети встречаются в жизни, пусть не часто, но встречаются.
По моему, тема была начата здорово и идея очень хорошая, играть в химию, но произошла подмена игры на эксперимент. Не хочу сказать, что экспериментировать не надо, надо ещё как надо, при сегодняшнем преподавании в школе на эксперимент совсем не остается времени или желания или реактивов или...Но полностью согласна с Аня-Коша любой эксперимент должен быть не волшебством, а "задачей" для ума, пусть с отсроченным выводом, но вопрос должен быть, равно как и предложение решения, хоть не всегда и единственно верным.
FeElena если вы еще увлекаетесь такой игрой, расскажите поподробнее, ведь можно также играючи учить и валентности и степени окисления элементов, разводить понятия элемент и простое вещество и многое другое.
А начинать нужно, по моему, с простых веществ, их классификации, так мы помогаем ребенку идти от простого к сложному, по генетическим рядам. Пишите о новых идеях, если вам будет интересно я могу поделиться своими.

_________________
Мои сыновья Василий( 4 года), Валерий( 14.02.09)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб фев 02, 2008 3:30 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 03, 2007 12:02 am
Сообщения: 27
Откуда: Саров
Прошу извинить за долгое молчание, время катастрофически стало не хватать в связи с выходом на работу. Начать игру в химию можно с раскрашивания Периодической таблицы элементов, правда довольно необычной: на ней размер ячейки каждого элемента соотнесен с его распространенностью на Земле. Изображение Рисунок из книги В.Н. Головнер "Интересные уроки". Разглядывая таблицу можно попытаться угадать названия некоторых элементов, если правильно назвали-раскрашиваем, используем всю возможную информацию про элемент и простые вещества им образуемые( вспомнили, что углерод-это и алмаз и графит- раскрашиваем и т.д.) В итоге будет собрана огромная информация по каждому элементу. Прямо в ячейках можно придумать условные обозначения агрегатного состояния простых веществ, образованных данным элементом( для газов-кружочки, для жидкостей-волны).
FeElena писал(а):
электроны по слоям
Для демонстрации уровневого расположения электронов можно воспользоваться стульями и предложить запрыгнуть с пола на стул и на стол-это вызывает определенные сложности, также как и переход электронов с уровня на уровень. Так совсем без затей вы познакомите своих деток с правилом Клечковского( заполнение электронами уровней в атомах происходит последовательно от меньшей энергии к большей), с которым знакомятся ученики в 11 классе средней школы, если я не ошибаюсь.

_________________
Мои сыновья Василий( 4 года), Валерий( 14.02.09)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб фев 16, 2008 9:12 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 03, 2007 12:02 am
Сообщения: 27
Откуда: Саров
Для запоминания знаков элементов, можно использовать готовые раскраски по номерам, жидкостью для коррекции замазываете цифры и вместо них пишите знаки элементов. Внизу можно словами написать название элемента и цвет которым надо раскрасить область, где написан знак.
Можно использовать те же раскраски с целью разделения элементов на металлы и неметаллы, в дальнейшем и целые формулы веществ( оксиды, основания, кислоты, соли, потом и эту классификацию углубить). Тогда задание будет раскрасить металлы одним цветом, а неметаллы другим.
Для запоминания знаков можно использовать разного рода соединялки ( соедени по порядку). Можно нарисовать цветочек или то что интересно Вашим деткам и расставить точки, получится что то вроде созвездия, на этих точках пишите знаки элементов, а внизу их названия в той последовательности, в которой нужно соединять( да, свой рисунок конечно убрать-использовать его на стадии подготовки как тафарет).

_________________
Мои сыновья Василий( 4 года), Валерий( 14.02.09)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс фев 17, 2008 1:46 am 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 22, 2006 3:18 pm
Сообщения: 776
Откуда: Санкт-Петербург
lelia, вы очень интересно рассказываете! :) А вы - учитель химии?
Я к сожалению, много не помню с института :( , поэтому ничего нового мы в играх не изобрели.
Детям очень интересно было, когда я сказала, что в макро- и микромире организация схожая. И планеты вокруг Солнца кружаться, и электроны вокруг атома тоже. Мы с астрономией сравнивали.
Потом пришел муж, сказал, что не факт, что электорны крутятся, отправил меня на ru.wikipedia.org. Я очень надолго загрузилась :shock: Поняла, что не знаю вообще ничего :( И решила атомы-электроны пока не трогать.
В таблицу Менделеева иногда заглядываем. :)

_________________
Олюшка, 06.08.2002
Машутка, 29.09.2004 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс фев 17, 2008 9:40 am 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 03, 2007 12:02 am
Сообщения: 27
Откуда: Саров
FeElena писал(а):
А вы - учитель химии?

Да, вышла на работу после продолжительного отпуска, поэтому писать регулярно на сайте не получается, приходится к урокам готовится, да еще школа чтения для своего сынули ( не хочется оправдывать поговорку: сапожник без сапог)
Вот еще для сравнения явлений физических и химических простые эксперименты с выходом на классификацию по признаку изменения состава вещества.
Нагревание медной проволоки (прокаливание)-получается новое вещество, которое отличается от меди цветом и конечно составом-оксид меди(2),
горение свечи и плавление парафина-горение сопровождается образованием воды и углекислого газа, которые можно обнаружить по капелькам воды на поверхности жести, если подержать ее над пламенем ( держать пинцетом), а углекислый газ собрать в стакан ( как пока не придумала, ведь он тяжелее воздуха, попробуйте свечу зажечь в стакане, а потом убрать от туда)и поместить в этот стакан горящую лучинку-должна погаснуть, т.к. углекислый газ не поддерживает горение, ну а плавление парафина явление физ.-изменение состава вещества не происходит, меняется только агрег. состояние.
Попозже еще напишу, сейчас сынуля требует внимания, немного приболел.

_________________
Мои сыновья Василий( 4 года), Валерий( 14.02.09)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн фев 18, 2008 10:49 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 03, 2007 12:02 am
Сообщения: 27
Откуда: Саров
Простые эксперименты сейчас не трудно найти, главное на их примере научиться делать наблюдения за тем что происходит, научиться сравнивать и сопоставлять исходные вещества и продукты реакции. Основными признаками химических реакций являются: выделение тепла, света, газа, осадка, поглощение тепла, изменение цвета. Эти признаки можно наблюдать и по одному, и сразу несколько в условиях одной реакции, они будут подтверждать что рассматриваемое явление химическое и сопровождается изменением вещества. Если не найдете экспериментов на эти признаки, я могу написать( сделать еще одну попытку:)
FeElena в самом начале темы Вы писали, про составление ( моделирование) химических формул по валентности (сейчас из школьного курса "валентность" убрали), хочу предложить вылепить из пластилина шарики разных размеров и цветов: белый самый маленький-водород, красный побольше-кислород, черный-углерод, самый большой желтый-сера. Используя зубочистки составьте шаростержневые модели молекул: воды, угл.газа, метана, оксида серы(4). Причем атомы можете скреплять без зубочисток, прилеплять др.к др.-это будут объемные модели молекул.

_________________
Мои сыновья Василий( 4 года), Валерий( 14.02.09)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт фев 19, 2008 8:59 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 03, 2007 12:02 am
Сообщения: 27
Откуда: Саров
Мы сегодня лепили с Васей молекулы воды и метана из пластилиновых шариков и зубочисток, постараюсь выложить фото. Для того чтобы не нарушались углы связей отверстия можете сделать сами или хотя бы их наметить. Тут же по ходу пришла идея использовать вместо зубочисток счетные палочки или что еще лучше соломинки для коктейля( их можно резать и изменять длину связи между разными атомами). Для построения моделей молекул можно использовать магнитный конструктор( здесь на сайте про него уже что то было, вот только где не найду сразу). Конструктор мы тоже пробовали, у нас он с большими шарами и палочками, поэтому играем в него давно, единственный минус-малая комплектация.
Попробуйте такое задание дать ребенку и решить самостоятельно: один черный шарик( атом углерода) имеет 4( электронна на внешнем энергетическом уровне) зубочистки, как расположить в пространстве сначала 2, затем 3, затем 4 зубочистки что бы исходили они от одного шарика, но как можно дальше были удалены друг от друга их концы?

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

_________________
Мои сыновья Василий( 4 года), Валерий( 14.02.09)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 2   [ Сообщений: 25 ]
На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group