Автор |
Сообщение |
Snowberry
|
Добавлено: Пн фев 26, 2007 11:12 pm |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Чт июл 20, 2006 12:48 pm Сообщения: 189 Откуда: Москва
|
Разве не удивительно, что такой странный и маловразумительный текст, как сказка «Колобок» так нравится многим и многим поколениям малышей? Вот и Софкино время пришло: слушает, да еще как внимательно. И каждый день как первый раз. А раз рядом со мной есть такой эксперт, рискну проанализировать сказку. Мощной поддержкой будет дочкино мнение, в помощь – Пропп и след орды аналитиков в моей голове.
Вся сказка построена на метафоре еды – все хотят съесть Колобок и он убегает, пока не будет все-таки съеден лисой. Когда дочка слушает сказку, четко видно, что самые энергетически насыщенные моменты – это убегание и упоминание о еде. А уж после того как лиса: «Ам!» - и съела колобка – настоящий взрыв радости. Один в один как игра в догонялки: так же акценты на убегании и поимке. И как догонялки будут испорчены, если ребенка не поймать и не потискать (как такого сладкого не съесть?), так и сказка про Колобка без лисы не получится. Напрашивается вывод, что это как раз тот случай, когда поедание – метафора любви, полного принятия объекта. Дальше подробнее.
Сказка начинается так: «Жили да были старик да старуха; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей». Кратко описана ситуация бедности. Сами слова – «старик, старуха» - менее колоритные, чем, например «дед и бабка». Есть два старых голодных существа. И вот они решают сотворить, и не просто что-то, а колобок. Круг, шар. Так часто обозначают самость – юнгианский архетип единства сознательного и бессознательного человеческой психики. Получается, Колобок – это первая попытка ребенка осознать себя отдельным от мира. А мир, от которого он отделяется, неярок и беден.
Интересно создание Колобка: «Пошел старик по сусекам скрести, по коробам мести. Собравши немного муки, стали месить колобок. На масле смесили, на сковороде прягли и на окне студили».
Резюмирую что поняла: Колобок получился из того очень немногого материала, который уже был в тусклом бедном мире. А как много действий совершается: на 2 предложения 5 глаголов и деепричастие. Сразу вспоминается, что и в речи ребенка вначале преобладают глаголы, чуть отстают от них существительные. Последними появляются прилагательные. То есть, начинает себя осознавать ребенок тогда, когда с ним что-то делают. И как только появляется возможность – каждый здоровый малыш начнет действовать сам. Первые передвижения ребенка – повороты с боку на бок: покатился Колобок! А уж как только детку начали слушаться конечности, появляется направление движения – от мамы. И не так уж важно куда.
Взрослые часто приписывают агрессивные намерения создателям колобка. В сказки об этом нет ни слова: «На масле смесили, на сковороде прягли и на окне студили. Колобок соскочил да и убежал». А вот радость Колобка по случаю побега очень даже отражается в его хвастливой песенке. Сама песенка отдельного внимания заслуживает. Колобок каждый раз повторяет кто он и перечисляет все события своей жизни. Так и маленький ребенок раньше всего усваивает свое имя, начинает реагировать на него. Первые интересные разговоры, конечно, о том, что происходит с малышом, что он делает и только что сделал. Песенка Колобка – как декларация отдельности и самостоятельности маленького существа. Последняя строчка: «И от тебя … убегу!» - отражает уверенность в своих силах, каждой здоровой личности присущую.
Звери, которых Колобок встречает - не очень ясные мне образы. Все они мужского рода и идут по нарастающей: маленький безобидный заяц, сереньких волчок и, наконец, медведь. Образ волка можно считать довольно страшным, но именно тут для него выбраны очень уж негрозное обозначение: серенький волчок. Так же в сказке про теремок волк не играет агрессивной роли и называется «волчок, серенький бочок». Куда более грозно звучит просто «волк». А ведь еще бывает «волк, зубами щелк». Колобку же встретился серенький волчок – уже по одному звучанию образ не многим более грозный, чем заяц. Медведь – это уже страшнее. Большой такой хищник. Тут так и хочется понизить голос, чуть напугать. Возможно, это пик тревожных переживаний, на которые способен младенец.
И вот наконец Колобок встречает «черемную лисицу, баять мастерицу». Образ женский, яркий (черемный по Далю - красный, рудой, рыжий). Явно притягательный, интересный Колобку – ведь от всех предыдущих зверей он убегал сразу, а тут, видимо, ждет какой-то реакции на свою песенке. Ах, не услышала! И Колобок сам движется ближе и ближе (на губу, на язычок).
Способ поглощения: «Она — хам! — и съела его». – проглатывание целиком, не разжевывая. Речи о том, чтобы Колобок так же целиком, как Красная Шапочка, вернулся, еще не идет. Что опять же наводит на мысли об очень маленьком ребенке, которому сосание пока ближе, чем жевание, а мамина защита важнее автономности.
Я думаю, что весь путь Колобка – дорога младенца от мамы к маме. Она прикасается к ребенку и он начинает осознавать себя - буквально ощущая границы своего тела. Так мама «лепит» свое дитя, ядро его личности. Но одних прикосновений мало. Малышу нужно самому перейти к действию, заявить о своем существовании миру. И он отправляется в путь от мамы серой, скучной, немой к маме яркой, с ясной речью. Нужно несколько раз отвергнуть других (что малыш и делает чуть возраст перевалит за год) и так узнать о существовании своей воли и утвердиться в этом знании. Образ лисы – метафора новой мамы, мамы, которую малыш видит более четко, как единый образ, чью речь понимает, с кем хочет контактировать. Что важно: мир, из которого Колобок убегал, заботился о нем, любил его (я понимаю желание съесть как безусловное и полное принятие) и так же вновь обретенная мама любит малыша, что и демонстрирует. Видимо, малышу необходимо много раз потерять ощущение единства себя с мамой, чтобы снова встретиться и слиться, раствориться в маме – уже на другом уровне. И так до тех пор, пока метафора не устареет и не наскучит. Тогда понадобится новая, более взрослая сказка.
_________________
Homo sum: humani nil a me alienum puto
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Жасмин
|
Добавлено: Чт мар 01, 2007 1:48 am |
|
Зарегистрирован: Чт дек 14, 2006 3:21 am Сообщения: 76 Откуда: Москва, Орехово-Борисово Южное
|
snowberry писал(а): Разве не удивительно, что такой странный и маловразумительный текст, как сказка «Колобок» так нравится многим и многим поколениям малышей? Вот и Софкино время пришло: слушает, да еще как внимательно. Ещё как удивительно! 2-3 месяца назад и у нас это был хит! Но меня даже не дети удивляют, а сами "сказочники": неужели они обладали такими познаниями в психологии, анализе и ещё там в чём?, что возникали вот такие сказки! Об этом что-то известно? snowberry писал(а): И он отправляется в путь от мамы серой, скучной, немой к маме яркой, с ясной речью.
А почему возникает такая "серая" мама? И почему старые люди создают Колобка, то бишь ребёнка? snowberry, Вы очень интересную тему затрагиваете! Я, к сожалению, не могу на таком же уровне провести анализ
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Ata
|
Добавлено: Чт мар 01, 2007 5:13 am |
|
Зарегистрирован: Ср май 10, 2006 9:24 am Сообщения: 87 Откуда: Новосибирск
|
Вот интерпретация Колобка Кряжевой (детский психолог), возможно, и в оригинале не ее, но она так представляет ее в "Развитии эмоционального мира детей": жили-были дед да баба, долго у них не было детей, и вот наконец появился у них Колобок, только не стали заниматься им бабка с дедкой, бросили, по сути, на произвол судьбы - оставили одного на подоконнике. Он лежал, лежал, брошенный, да и укатился. Бежит маленький, от всяких зверей спасается (звери становятся хищнее - нарастание опасности), но вот от хитрой лисы не удалось ему убежать - съела она его.
И смысл сказки максимально приходится на определенный возраст ребенка... не помню, какой, кажется, 2,5-3 г, посмотрю вечером. Позже символический смысл ребенком уже не воспринимается....
По поводу названия волка и других зверей - есть разные интерпретации сказки, включая "волчок, серый бочок..."
Соль народных сказок в том, чаще всего, что они концентрируют в себе символическую культуру народа, накопленную годами, веками. В течение времени сказки отшлифовывались, а отсюда и глубокий психологический смысл...
_________________ Андрюша родился 24 июля 2004 г.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юля и дети
|
Добавлено: Чт мар 01, 2007 7:11 am |
|
Зарегистрирован: Пн май 29, 2006 2:21 pm Сообщения: 473 Откуда: Стокгольм - Питер
|
Ata писал(а): Соль народных сказок в том, чаще всего, что они концентрируют в себе символическую культуру народа, накопленную годами, веками. В течение времени сказки отшлифовывались, а отсюда и глубокий психологический смысл... Вот и я от этого отталкивалась, при своем личном объяснении... Не судите строго, это просто мое мнение. Значит про то что колобок именно круглый не спроста я согласна со snowberry, это самость, но вот какая она именно? Значит от баба с дедом он укатился за поиском острых ощущений, ну не лежалось на подоконнике(а вот об Ata писал(а): Он лежал, лежал, брошенный, да и укатился не подумала, может и так!) а потом Жизнь(назовем так, а в моем понимании Бог) начинает его "воспитывать", вернись мол, и поэтому сначала просто заяц...не услышал, ах да! он такой удалой и всемогущий(от бабы с дедом то ушел!)ну и далее по тексту, тут я полностью согласна с Ata писал(а): (звери становятся хищнее - нарастание опасности), ага а он все Я да Я(самость прет из всех дыр), ну не возможно же бесконечно предупреждать...ну и результат - Ata писал(а): от хитрой лисы не удалось ему убежать - съела она его.
В моем понимании, не надо думать что "колобки" венцы природы, думаю, вы понимаете к чему я клоню.
_________________ Пашука 28.01.2000
Полишон 05.11.2003
Санёк 15.07.2007
Питерская группа в Контакте
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Светлоноша
|
Добавлено: Чт мар 01, 2007 1:41 pm |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Чт окт 13, 2005 4:22 pm Сообщения: 163 Откуда: Московская обл
|
Трактовка snowberry мне больше нравиться чем воспитательный момент...
но ВОПРОС в том, что видят и слышат маленькие ДЕТИ???
опасность-ли, любовь ли? Послушание? Или просто - еда???
а так мы эту сказку сейчас себе рассказываем..
_________________ Маняша (1 ноября 2003)
"Чтобы играть на скрипке.... надо! играть на скрипке"
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Snowberry
|
Добавлено: Чт мар 01, 2007 5:19 pm |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Чт июл 20, 2006 12:48 pm Сообщения: 189 Откуда: Москва
|
Жасмин писал(а): snowberry, Вы очень интересную тему затрагиваете! Я, к сожалению, не могу на таком же уровне провести анализ Вы интересные вопросы задаете, это куда более ценно, чем умение давать ответы. ) Жасмин писал(а): Но меня даже не дети удивляют, а сами "сказочники": неужели они обладали такими познаниями в психологии, анализе и ещё там в чём?, что возникали вот такие сказки! Об этом что-то известно? Я больше всего ценю сказки народные. Потому что у них не было одного автора-сказочника, они долгое время вообще не записывались. Из поколения в поколение сказки менялись, что-то добавлялось, что-то отсеивалось. Получался материал, много раз пропущенный через многих-многих людей, как через сито. И в какой-то момент выкристолизовывалась сказка или потешка, песенка, которая уже почти не менялась. Потому что она уже самое важное и ценное собрала. А что это такое - мы может только гадать. ) Одно только с уверенностью скажу: психотерапевтическая ценность этого материала огромна. Жасмин писал(а): А почему возникает такая "серая" мама? И почему старые люди создают Колобка, то бишь ребёнка? Вы помните взгляд новорожденного ребенка? Он ведь очень сильно отличается от взгляда годовалого малыша. Вот мне и подумалось, что и восприятие младенца должно становиться острее. Т.е., мама по сути та же, а воспринимает ее малыш более ярко, понимает что она говорит, более осознанно к ней тянется. Сами по себе слова "старик и старуха" могу быть и просто описанием неяркого мира, и намеком на потребность в обновлении. Пропп писал, что в начале сказки обычно есть намек на недостаток чего-то, потребность в чем-то. Вот тут мне видится недостаток в еде-любви и в молодости, в продолжении рода, жизни, в развитии. Разумеется, это только мои размышления на тему. )) Светлоноша писал(а): но ВОПРОС в том, что видят и слышат маленькие ДЕТИ??? опасность-ли, любовь ли? Послушание? Или просто - еда???
Знаете, я даже уверена, что каждый маленький ребенок видит и слышит что-то свое, как и каждый взрослый. )) Если родители играют с малышом в догонялки и при этом говорят: "Съем малыша!" - конечно, он не боится и понимает поедание как любовь. )) Хотя, тот же малыш не будет путать еду в тарелке с маминой любовью.
Честно говоря, я сомневаюсь, что есть люди, для которых любовь и еда вообще не пересекаются. Самое очевидное доказательство - сама наша речь. Русскоязычного человека слова "сладкий", "вкусный", "так бы и съела" по отношению к ребенку не удивляют. А сколько "гастрономических" эпитетов влюбленные могут друг другу давать. )))
Ata и Полярная звезда! Уверена, что каждая трактовка сказки имеет право на существование. Мне сейчас думается так: в год ребенок видит, точнее - чувствует одно, в 2-3 - уже другое его внимание привлекает. А уж взрослый человек вообще увидит то, что ему именно в данный момент актуально и тут толкований будет огромное количество. Так, буквально вчера спросила взрослого мужчину о чем сказка Колобок. Он уверенно так ответил: "Это про то как разные кавалеры сватаются к даме, а достается она самому ушлому". Думаю, тут даже лишне пояснять, что сейчас этот джентльмен как раз сделал предложение руки и сердца и ждет ответа.
Но все-таки, я думаю, что годовалому младенцу еще не важны воспитательные моменты. А из-за малого жизненного опыта он мало что может на сказку проецировать. Потому я и предположила, что младенец именно на энергетику сказки реагирует. Думаю, в восприятии годовалых детей будет больше общего, чем более старших. Дорасту с дочкой до 2-3 лет и узнаю. )))
_________________
Homo sum: humani nil a me alienum puto
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Duplex
|
Добавлено: Чт мар 01, 2007 5:38 pm |
|
|
Мне кажется, что сказки, как и притчи, многослойны по своей природе, смысловой нагрузке и воздействию на личность ребенка. Они как матрешка, которую можно открывать одну за другой и в каждой находить что-то новое для себя. На разных этапах развития ребенок может открывать для себя в одной и той же сказке разные смыслы. Понимая это, мы, как родители, можем вовремя им «подкидывать» нужные для их развития сказки, которые помогали бы им где-то или в чем-то преодолевать себя, а может лучше понимать окружающий мир. Зависит от потребностей ребенка в конкретный период его жизни. Поэтому спасибо всем за интересный анализ Колобка. Что скажете на счет Репки и других сказок?
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Snowberry
|
Добавлено: Чт мар 01, 2007 5:42 pm |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Чт июл 20, 2006 12:48 pm Сообщения: 189 Откуда: Москва
|
Duplex писал(а): Что скажете на счет Репки и других сказок?
Сейчас как раз думаю про Репку. Она для меня куда загадочнее Колобка. Как только до чего-то додумаюсь, поделюсь. Я, конечно, буду говорить о восприятии младенца, т.к. у меня дочка годовалая, к ней как к эксперту я и общаюсь. )))
_________________
Homo sum: humani nil a me alienum puto
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Snowberry
|
Добавлено: Чт мар 01, 2007 6:00 pm |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Чт июл 20, 2006 12:48 pm Сообщения: 189 Откуда: Москва
|
Тёна писал(а): а в моём издании прямо так и написано "возгордился Колобок" и укатился
Тем более на младенца похоже. ) Малыши так чувствительны к малейшим своим победам. И тут на форуме было много сказано о том, как важно хвалить ребенка, что бы реалистичная гордость собой была.
Про издания подумала: мне было бы очень интересно разные варианты сказки узнать. Но не пересочиненные разными авторами, а народные. Только что посмотрела на Озоне - увы, сейчас серьезных сборников сказок Афанасьева нету. ((
Я сейчас вот этот вариант дочке рассказываю: http://www.lukoshko.net/rus/rusa0.shtml
_________________
Homo sum: humani nil a me alienum puto
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Duplex
|
Добавлено: Чт мар 01, 2007 6:05 pm |
|
|
Snowberry, тоже посмотрю за реакцией своих на Репку и Колобка (нам 1.7). Потом напишу свои комментарии.
Тёна, разные издания могут одну и туже сказку, при сохранении общего смысла, пересказывать немного по-разному. Вот любопытно, знакомые рассказывали, как в одной детской книге изданной в 50-х наткнулись на Курочку рябу, в которой, после того как яйцо разбилось бабка плачет, дед плачет, а внучка удавилась…
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Snowberry
|
Добавлено: Чт мар 01, 2007 9:23 pm |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Чт июл 20, 2006 12:48 pm Сообщения: 189 Откуда: Москва
|
Duplex, вот вариант Курочки Рябы, о котором вы говорите: http://www.lukoshko.net/rus/rusa20.shtml
Это народный, не переделанный вариант. ) Как раз одни из тех текстов, которые несут очень много пластов информации.
С удовольствием почитаю как ваши дети на эти сказки реагируют.
_________________
Homo sum: humani nil a me alienum puto
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Ata
|
Добавлено: Пт мар 02, 2007 7:28 am |
|
Зарегистрирован: Ср май 10, 2006 9:24 am Сообщения: 87 Откуда: Новосибирск
|
Светлоноша, а в чем вы увидели воспитательный момент в трактовке Кряжевой? Что колобок убежал и его за непослушание съела лиса? Тогда вопрос такой - вы не пробовали акцент поставить на том, что бабка с дедкой бросили ребенка на произвол судьбы? И что, собственно, колобок пошел познавать мир из-за того, что дома не было такой возможности? Здесь идет перекличка с идеей Snowberry. Дома было скучно, не было развития, любви и т.д.
Snowberry, то, что ребенок в 1 год и 3 года, да и вообще в любом возрасте видит разное, с этим я согласна. Популярность этой сказки именно в год и три может быть связана как раз с наиболее яркими проявлениями самостоятельности.
По поводу Курочки Рябы, опять же трактовка из Кряжевой, которую я не могу переварить, рассказала мужу - тот же ступор.
Золотое яйцо - символ смерти, если его разобьют, придет, соответственно, смерть. Дед с бабой били-били (зачем, спрашивается? может быть, хотели избежать смерти своими усилиями как-то, не знаю), не разбили, мышка бежала - разбила яйцо - появляется опасность смерти. Курочка обещает простое яичко - символ жизни. Сказка, по мнению психологов, рассчитана на 1,5-2 года, именно в этом возрасте ребенок подсознательно воспринимает символический образ золотого/ простого яйца.
По поводу Репки не встречала никаких интерпретаций кроме совместного труда, который единственно приводит к успеху.
_________________ Андрюша родился 24 июля 2004 г.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Негрустинка
|
Добавлено: Пт мар 02, 2007 8:52 am |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Вс май 28, 2006 6:53 pm Сообщения: 255 Откуда: Иркутск
|
Девочки, буквально сегодня утром размышляла про курочку рябу
Открываю форум, а вы про нее...
Тоже долго думала, почему били-били, а когда кто-то разбил - плакали
Но читала такую спорную теорию, источник и не вспомню...
Дескать, яйцо - это новая вселенная, тайна, которую нужно познать
Что дед с бабой и пытались сделать
А мышка, то есть кто-то другой сделал это за них, отсюда неприятие этого, горе...
Хотя и здесь не все звучит логично
_________________ дочка Яна и сынок Глеб Предпочитаю обращение на "ты" . Женя.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Негрустинка
|
Добавлено: Пт мар 02, 2007 9:41 am |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Вс май 28, 2006 6:53 pm Сообщения: 255 Откуда: Иркутск
|
И еще вопрос вдогонку...
Почему во всех сказках, по-моему почти во всех не считая красной шапки) есть дед и бабка а родителей нет?
И почему почти всегда внучка? Где внуки?
_________________ дочка Яна и сынок Глеб Предпочитаю обращение на "ты" . Женя.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Ata
|
Добавлено: Пт мар 02, 2007 10:02 am |
|
Зарегистрирован: Ср май 10, 2006 9:24 am Сообщения: 87 Откуда: Новосибирск
|
Негрустинка, спасибо за подсказку, в русских дед и бабка. А в иностранных все нормально - родители присутствуют в большинстве сказок. Красная шапочка тому пример, Джек и Бобовый стебель (есть мама, но история папы прослеживается), Дюймовочка (хоть приемная, но есть мама)...
Может, это из-за того, что в русских семьях молодых в работу, а детьми занимались бабушки с дедушками? Ведь и сейчас, и когда мы были детьми, со многими сидели именно бабушки, а родители работали....
А вот с внуками вопрос.... Мне никак не удавалось объяснить Андрюше, что в сказке "Маша и Медведь" именно девочка Маша, а не мальчик Андрюша. Ему так хотелось, чтобы в сказке был мальчик Андрюша...
Опять же в иностранных все в порядке - Джек, Ганс и т.д.
_________________ Андрюша родился 24 июля 2004 г.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|