|
Как играть
Прежде чем предлагать игру "Уникуб" малышу, попробуйте поиграть сами. Осторожно
высыпьте кубики на стол, положите рядом часы с секундной стрелкой или секундомер
и, заметив время, сложите из всех 27 кубиков куб одного цвета (У-35). Если с
первой попытки вам удалось это сделать за 2 минуты -- у вас блестяще развито
пространственное мышление, но сначала охватите куб двумя руками и осторожно
поверните его на бок, чтобы кубики не рассыпались. Посмотрите, как окрашено
"дно". Нет ли в нем квадратов другого цвета, кроме избранного вами? Если есть,
то повремените гордиться, а сначала потренируйтесь. Вы почувствуете, как строг "Уникуб"
в отношении ошибок: не позволяет сделать ни одной! Да и "говорит" он об ошибках
тонко: "Вы где-то допустили ошибку, вот и не получается куб одного цвета". И
найти ошибку не так просто -- нужна сразу хорошая "система контроля", в один
день вряд ли вы сумеете ее выработать.
Чтобы предлагать ребенку эту игру, родителям надо представлять себе, различает
ли он цвета, может ли найти кубик с двумя гранями одинакового цвета или нет,
складывает ли из кубиков "поезд" и "башню", может ли уложить "площадку",
построить "дом" или "лесенку".
Внимательно просмотрите тексты и рисунки нескольких заданий и попробуйте их
выполнить. Тогда вы будете иметь возможность начать с посильных для малыша
задач, чтобы через 2 -- 3 игры вплотную подойти к трудным для малыша задачам.
Метод "ледокола", описанный в игре "Сложи узор", следует использовать в полную
меру.
Задания в "Уникубе" трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил
ребенка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного задания и реже 2 --
3, в зависимости от возможностей малыша.
Дети в нашей семье всем заданиям дали "имена", попробуйте это сделать и вы
вместе с ребенком и пользуйтесь, сколько можете, выдумками, сравнениями,
образными картинами -- всем, что делает игру живее и интереснее. Очень хорошо,
если и ребенок начинает подбирать аналогии, фантазировать, сочинять сам.
Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети
понимают сначала лучше, чем словесное объяснение, но это не означает, что надо
соглашаться с такой односторонностью. Там, где задание можно дать словесно, этим
надо пользоваться. Только тогда, когда вы убедитесь, что малыш может сложить и
"малый куб синего цвета" (из 8 "синих трешек") и "большой куб красного цвета"
(из 27 кубиков) по одному словесному заданию, можно ослабить внимание к проблеме
-- как задавать задание: устно или графически. Иначе говоря, надо подводить
ребенка к такому положению, когда он одинаково хорошо воспринимает задания как в
устной форме, так и в форме рисунка.
Задания расположены примерно в порядке возрастания сложности, но строгой
последовательности мы еще не добились, и там, где будут попадаться "провалы" и
возникать "неприступные скалы", папе и маме надо самим подбирать задания
промежуточной сложности или изобретать новые. Мы пробовали иногда после У-3
перейти на У-23, и получалось хорошо. Малыши, научившись в 3 – 4 года
классифицировать кубики по "сортам", легко и уверенно шли как вперед, так и
назад к У-4, У-8 и другим заданиям.
И как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблюдаете, как малыш
строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как
считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот
кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со
стороны старших. Но старший -- лицо, тоже заинтересованное в успехе, как и сам
малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть раньше, так как
он не всегда понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачами, но не
отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и неудача, то завтра или через
неделю обязательно будет успех и победа, "неприступный лед" будет сломан.
Правда, трудно ждать, когда малыш сам найдет решение, но наберитесь терпения...
и обязательно похвалите ребенка за успех. Иногда подсказка взрослого равносильна
обиде, сильнее даже, чем желание купить грузовой автомобиль б у.
-- Я сам хотел, а ты -- подсказал, -- и слезы, и плач, и горе такое горькое, что
малыш сгоряча может всю работу развалить. И главное -- оправдания никакого не
найдешь в таком случае. У папы просто не хватило
терпения немножко подождать...
Играть в "Уникуб" можно лишь, пока сохраняется весь комплект -- 27 кубиков,
поэтому игру надо беречь, а еще лучше -- сделать отдельный комплект для каждого
ребенка, а если в семье один малыш, то два комплекта. При изготовлении второго
комплекта игры можно чуть-чуть изменить тон одного из цветов (например,
желтого), что легко позволит различать комплекты. Если у вас в семье несколько
комплектов игры, то это существенно облегчит ее организацию. Папа или мама
смогут тогда сесть рядом с малышом и тоже строить разные модели, но при этом
идти не впереди малыша, а за ним следом, чуть-чуть отставая от него, копируя его
действия. Тогда лучше видны и ощутимы находки, открытия, удачи ребенка, а их
обязательно надо подчеркнуть, чтобы малыш чувствовал, где он особенно успешно
"работал".
Желательно вести запись достижений ребенка: какие выполнял задания и сколько
затратил на них времени, какие задания вызвали у него трудности.
60 заданий к "Уникубу"
(Рисунки ко всем заданиям к игре "Уникуб" можно найти в
Кладовой в разделе
Готовые пособия)
У-1. Сложи кубики в коробку. Знакомство с "Уникубом" можно
начинать по-разному: с самыми маленькими (1,5 - 3 года) лучше начинать с укладки
кубиков в коробку. Сначала это может быть просто укладывание всех трех слоев по
очереди и закрывание полной коробки крышкой. Но малыши быстро начинают различать
разницу в цвете и тогда предпочитают какой-то один цвет. Тогда выполнить задание
У-1 можно так: "Давай сложим так, чтобы всё донышко в коробке было красным!" -
и, конечно, обрадоваться, что получилось хорошо. Огорчает малышей только кубик
без красных граней. Его можно уложить последним в середине, чтобы было похоже на
фонарик.
У-2. Кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка -
жёлтой, а верх - красным? Малышу можно показать рисунок в книге.
У-3. Красный поезд. Нужно сложить из кубиков поезд, как показано
на рисунке. Крыши, стены вагонов и электровоз -- красные (с тех сторон, которые
видны на рисунке). Положите, а лучше поставьте или повесьте вертикально перед
малышом рисунок У-1. Длина поезда может быть и точно такая, как на рисунке, и
больше. Это зависит от настроения "машиниста". В первых трех заданиях точность в
числе кубиков можно не соблюдать. Главная трудность задания для 3-летнего малыша
-- одновременно следить за двумя плоскостями и к тому же отбирать подходящие
кубики (с 2 и 3 красными гранями). Если он раньше выполнял задание "Сложи узор",
задание для него будет сравнительно легким. Но если он сделает красными только
крыши вагонов, а стенки получатся не у всех вагонов красными -- похвалите его.
-- Хорошо маляры покрасили крыши -- все красные. А теперь посмотрим, как маляры
покрасили стенки.
И "идите" указательным и средним пальцами вдоль поезда. Остановитесь около
вагона со стенкой другого цвета и подумайте: "Посылать ли вагон в перекраску или
нет?" Решение должен принять сам "машинист".
У-4. Желтая квадратная коробка. Малыш должен решить, какие кубики
надо взять, чтобы и 4 боковые грани были желтыми? Варианты -- синяя и красная
коробки.
У-5. Кто сложит квадратную площадку из 9 кубиков. Это игровая
площадка для дошкольников. Все 4 боковые ее грани желтые.
У-6.
Синяя квадратная площадка из 16 кубиков. Это может быть
спортплощадка для школьников. Все грани, кроме нижней, -- синие.
У-7. Красная квадратная площадка из 25 кубиков - это сцена
для летнего театра. Здесь уже надо различать, какие "сорта" кубиков надо
укладывать по периметру и какие в центр модели, иначе может не хватить кубиков
нужного цвета.
У-8. Классификация по красным. Разложите кубики по "сортам" или
лучше сделать "три поезда". В первом поезде все вагоны с одной красной крышей,
во втором - с красными крышами и одной красной стенкой, в третьем - с красной
крышей и двумя красными стенками. Получаются три "состава" разной длины и один
"тепловоз" (кубик без красных граней).
С классификации начинается серьезное овладение "Уникубом", поэтому ее можно дать
значительно раньше, т. е. после выполнения первых трех заданий, особенно в том
случае, если малыш уже считает до 3 -- 5 и может различать "сорта" кубиков. Мы
не придумали названия каждому "сорту" кубиков и пользуемся плодами детского
словотворчества: "однушка красная", "двушка синяя", "трешка желтая" и "нулевка".
В таком названии ясно видно, по какому цвету шла классификация и сколько граней
этого цвета есть на кубике. Малышей такая терминология устраивает, и, складывая
квадратную сцену для летнего театра (У-6), они сразу говорят: "По углам я
поставлю "красные трешки", между ними "красные двушки", а в середину можно
класть "красные однушки" и что останется".
Предварительная классификация кубиков по красному, синему или желтому цвету
значительно облегчает выполнение любого задания, поэтому часто малыши по
собственной инициативе, перед тем как приступить к новому заданию, делают такую
классификацию. При этом они уже понимают, какой цвет лучше выбрать и делать ли
классификацию полностью или отобрать одни "трешки" или "двушки".
У-9. Посчитайте, сколько вагонов в поезде, где у вагонов только
красные крыши (сколько в "Уникубе" красных "однушек"). Сколько вагонов в поезде
с красными крышами и одной красной стенкой? (Сколько красных "двушек"?) Сколько
вагонов в третьем поезде? (Сколько красных "трешек"?) Из кубиков какого "сорта"
можно сложить малый куб (из 8 кубиков) одного цвета?
У-10. Три беговые дорожки на стадионе из 9 кубиков разного цвета.
Боковые грани имеют цвет прилегающей дорожки.
У-11. Кто сложит синюю букву П? Малыши могут следить только за
цветом буквы, а старшим можно добавить: сложи так, чтобы стенки были такими же,
как на рисунке У-11.
У-12. Красная буква Н. Так же можно складывать любые буквы,
которые хорошо получаются из кубиков (Г, Е, О, С, Т, Ч и др.).
У-13. Трехцветная скамейка для электрички. К сожалению, на
невидимой стороне только сиденья скамейки можно сделать того же цвета, что и на
видимой, а спинки получаются другого.
У-14. Рыцарский замок с 4 башенками по углам.
У-15. Атомный ледокол с красной палубой, синими бортами и желтыми
палубными надстройками.
У-16. Разноцветная крепость с бойницей.
У-17.
Цирковая лесенка с синими ступенями с двух сторон. Сколько кубиков
надо для такой лесенки?
У-18. Шахматная доска 5Х5 с желто-красными клетками. Четыре
боковые грани тоже с шахматной окраской. Возможны варианты: красно-синяя,
желто-синяя.
У-19. Египетская пирамида. Правые и левые стенки -- красные,
передние и задние -- желтые, "крыши" всех ярусов -- синие. Для пирамиды не
обязательно иметь 30 кубиков, вполне достаточно 27 кубиков. Задайте малышу
задачу: как построить прочную пирамиду, если 3 кубиков не хватает? Где можно
сэкономить эти кубики? (Вместо 4 центральных кубиков в 1 ярусе можно поставить 1
в центре ("гробница фараона") и повернуть его на 45 градусов, чтобы на него
опирались сразу 5 кубиков 11 яруса.)
У-20. Желтое шоссе размером 3Х9 с одним красным квадратом в
центре. Четыре боковые грани -- желтые.
У-21. Красный пятиэтажный дом с окошками, с синими крышами на всех
этажах и красными полами во всех комнатах. Задняя стена дома и стены комнат
могут быть любого цвета.
У-22, 23, 24. Три водонапорные башни разной высоты. Кроме
соблюдения порядка окраски здесь есть еще "секрет" технологии строительства. Без
открытия этого "секрета" построить 2-ю, а особенно 3-ю башню очень трудно. Пусть
малыш сам откроет этот "секрет". ("Секрет" состоит в порядке складывания:
сначала надо заготовить все этажи, но складывание надо начинать с верхнего
этажа, а не с нижнего, как принято во всяком строительстве.)
У-25. Кто быстрее сложит малый куб красного цвета? Все 6 граней
должны быть красными. Варианты: желтый и синий кубы. К сожалению, их нельзя
сложить одновременно, а только последовательно.
У-26. Малый куб трех цветов. По 2 соседние (примыкающие) грани
одинакового цвета (куб Вадика Склере, 6 лет).
У-27. Малый куб двух цветов. Три грани, образующие одну вершину,
-- синие, три другие -- желтые. Варианты: желто-красный и красно-синий.
У-28. Малый куб трех цветов. Противоположные грани одного цвета
(куб Вадика Склере, 6 лет).
У-29. Малый куб двух цветов. Нижняя, задняя и верхняя грани синего
цвета, а левая, передняя и правая -- красного. Варианты -- иные сочетания
цветов.
У-30. Синяя вокзальная скамейка. Со всех сторон она окрашена в
синий цвет (кроме "дна"). Можно сложить такую же скамейку красного или желтого
цвета.
У-31.
Красный колодец. Снаружи он со всех сторон красный, а внутри --
синий ("вода"). К сожалению, для внутренней окраски недостает одной синей грани
и в колодце виден "песок" (одна желтая грань).
У-32. Кресло с подлокотниками. Обтянуто снаружи синим, а внутри и
спереди красным бархатом. Цвета обивки можно менять.
У-33. Антошина скамейка. Сколько человек могут сесть на скамейку
одновременно (каждый кубик -- сиденье). Сиденья и спинки с одной стороны --
красные, с другой -- синие, а верх и торцы -- желтые (скамейка Антона Никитина,
7 лет).
У-34. Счет. Почему кубиков с 1 красной гранью только 6? (По числу
граней куба.) Почему кубиков с 2 красными гранями -- 12? (По числу ребер куба).
Почему кубиков с 3 красными гранями -- 8? (По числу вершин куба.) Почему кубиков
без красных граней только 1? Сколько граней у одного кубика? Кто быстрее
подсчитает, сколько красных граней на всех кубиках? Сколько всех граней на всех
кубиках? Сколько граней у 6 кубиков, у 8 кубиков, у 12 кубиков, у 27?
У-35. Большой куб красного цвета. Проверьте, все ли 6 граней
красного цвета, так как часто (особенно те, кто складывает впервые) забывают,
что "дно" должно быть такого же цвета, как и остальные грани. Можно складывать
большой синий и большой желтый кубы.
Это одно из самых часто повторяемых заданий и заданий, которые делают "на
время". На складывание у 3 -- 4-летних уходит 10 минут, у 5 -- 6-летних -- до 2
минут, а 10 -- 12-летние дети могут выполнить это задание даже за 1 минуту.
"Рекордсмены", работая двумя руками сразу и по определенной системе, могут
"выйти из минуты".
У- 36. Большой куб трех цветов. Две соседние грани одинакового
цвета.
У-37.
Большой трехцветный куб с противоположными гранями одного
цвета.
У-38. Большой трехцветный куб с горизонтальными слоями одного цвета.
У-39. Двухцветный куб, 3 грани, образующие вершину, -- желтого
цвета, 3 другие -- синего. Возможны другие сочетания цветов: желтого с красным,
красного с синим.
У-40. Большой двухцветный куб. Нижняя, задняя и верхняя грани
синего цвета, а левая передняя и правая -- красного (куб Саши Дунаева, 6 лет).
Можно использовать и другие сочетания цветов.
У-41. Высотный дом желтого цвета на 20 квартир. В основании – 4
кубика, и высота -- 5 этажей. Стены, крыша и пол на 1-м этаже желтого цвета.
Окраску дома можно делать и красной, и синей.
У-42. Большой куб с шахматной окраской всех 6 граней. Сочетания
цветов могут быть и другие: сине-красные, желто-красные.
У-43. Кто быстрее сложит красный крест на всех 6 гранях?
Вершины куба могут быть и желтыми, и синими.
У-44. Кто быстрее сложит букву П на всех 6 гранях? Цвет букв на
противоположных гранях одинаков. Могут быть варианты: все буквы одного цвета
(красные, желтые, синие).
У-45.
Кто быстрее сложит букву Н на всех 6 гранях? Цвет букв на
противоположных гранях одинаков. Придумайте другие варианты.
У-46. Сложи трехэтажный красный дом на 9 квартир, но так, чтобы
задняя стенка была синей. Это может быть подготовка к разъемным заданиям, где
работает "внутренний порядок".
У-47. Большой разъемный красный куб. Все 6 наружных граней --
красные, любые соприкасающиеся грани разъема -- одноцветные (желтые или синие).
Возможны варианты другого цвета.
Это задание решающее во многих отношениях. Во-первых, выполнив его, можно
убедиться, что окраска "Уникуба" при изготовлении была безошибочной. Во-вторых,
ребенок, справившийся с заданием У-47, сможет справиться и с любым другим.
Интересно, что тренировка в решении задания У-47 только в самой начальной стадии
заметно улучшает результаты взрослых, а затем они изменяются мало, и взрослые
вообще, как правило, не могут дойти до результатов, показываемых детьми уже в 10
-- 12 лет (отстают по времени в 2 -- 3 раза). Исключения здесь крайне редки.
У-48. Двойная классификация. Кубики сначала надо разложить по
"сортам", как в задании У-8, по красному цвету. Получится ряд с одной красной
гранью (К-1), ряд с двумя красными гранями (К-2) и ряд с тремя красными гранями
(К-3).
Затем внутри каждого ряда разложить их по сортам, но уже синего (или если надо
-- желтого) цвета. Ближе к себе положить кубики с тремя синими гранями, далее --
с двумя и еще дальше -- с одной. Получаются "триады", как на У-43. Двойная
классификация заметно облегчает выполнение сложнейших заданий N 44 -- 50, так
как сразу можно найти кубик с заданным числом и цветом граней. Например, все
"трешки красные" лежат в ряду К-3, "трешки синие" -- это ближайшие к ребенку
кубики (их просто видно), а "трешки желтые" -- самые дальние в каждом ряду.
У-49. Малый разъемный куб красного цвета. Любые грани разъема
одного цвета (куб Антона Никитина, 8 лет). Варианты: желтый куб, синий куб.
У-50. Двухсторонняя шахматная доска, размером 5Х5 (У-46). Все 6 ее
граней имеют шахматную окраску. Большая, невидимая на рисунке грань должна быть
красно-желтой или желто-синей, а узкие грани -- той же окраски, что и одна из
широких. На рис. 46 все они красно-синие. Это одно из сложнейших заданий. При
его выполнении почти все допускают ошибки и теряют массу времени на их
исправление, перестановку кубиков (доска Сережи Беляева, 14 лет).
У-51. Большой красный куб. Любые соприкасающиеся грани разъема
разного цвета. Внешне этот куб такой же, как У-47, но "внутреннее устройство" у
него другое -- соприкасающиеся грани разъема -- разного цвета. Внешнюю окраску
можно задавать и другого цвета (желтую или синюю), но тогда соответственно
изменяется и внутренняя окраска (куб Антона Никитина, 10 лет).
У-52. Большой красный куб. Любые соприкасающиеся грани разъема --
полосатые. Возможны 6 вариантов: три варианта определяются цветом внешней
окраски (красный, желтый, синий), и внутри каждого из них есть по два варианта
внутренней окраски по разъемам. Один, показанный на рисунке-задании, при котором
соприкасаются в каждом разъеме разноцветные полосы (синие с желтыми), и второй –
когда соприкасаются полосы одноцветные (куб Антона Никитина, 10 лет).
У-53. Кто сложит большой куб так, чтобы:
- во фронтальных плоскостях все наружные и внутренние грани были
одноцветные (2 желтых, 2 красных, 2 синих);
- в боковых плоскостях (справа, слева и в параллельных сечениях между ними)
полосатые, трехцветные (6 граней);
- в горизонтальных плоскостях (сверху, снизу и в сечениях между ними
шахматной окраски, двухцветные (6 граней)? (Куб Володи и Наташи Лисун из
Киева).
У-54. Большой красный куб. Все 12 соприкасающихся граней разъема
имеют шахматную окраску. Здесь так же можно изменять цвет наружных
граней, а соприкасающиеся грани разъема или могут быть зеркальным отражением
друг друга, или соприкасаться разноцветными квадратиками, как У-50 (куб Антона
Никитина, 10 лет).
У-55. Кто сложит большой куб, чтобы все наружные грани попарно
противоположные были одноцветны;
- все внутренние грани разъема, соприкасающиеся, попарно одноцветные? (Куб Толи
Заверняева, 19 лет).
У-56. Кто сложит большой куб так, чтобы все наружные и все грани
разъемов (12) образовали букву О. т.е. 6 красный, 6 желтых и 6 синих букв? (Куб
Оли Никитиной, 17 лет).
У-57. Кто сложит большой куб так, чтобы по всем 18 наружным и
внутренним граням были буквы Н (6 синих, 6 красных, 6 желтых)?
У-58. Кто сложит большой куб так, чтобы на его наружных гранях
были красные кресты, а на внутренних гранях разъема 6 синих и 6
желтых? (Куб Вани Никитина, 10 лет)
У-59. Кто сложит большой куб так, чтобы все наружные и все
внутренние грани разъема (18 граней) были полосатые трехцветные?
(Куб Толи Заверняева, 19 лет).
У-60. Кто сложит большой куб наивысшей сложности? Все 6 наружных
граней и 12 внутренних имеют шахматную окраску. Если снаружи 6 красно-синих, то
6 внутренних красно-желтые и еще 6 сине-желтые (Куб Антона Никитина, 19 лет).
|