Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Дети и иностранные языки >> Компьютерные игры для обучения английскому: to play or not to play?
Катерина Русакова по материалам сайта www.english-language.ru

Дети XXI века уже не представляют себе жизнь без высоких технологий. Многие сегодняшние подростки те времена, когда «еще не было Интернета», относят по степени давности в промежуток между поздним палеозоем и петровскими реформами. Ирония иронией, но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки.

Естественно, что родители, замечая такое пристрастие своих чад к электронно-вычислительным «друзьям человека», пытаются использовать его в педагогических целях. Так сказать, поставить прогресс на службу прогрессированию — дитяти. Нет, мы сейчас не говорим о распространенном применении компьютера в качестве «сладкого приза»: мол, помоешь посуду, сделаешь уроки, и тогда можно будет часик поиграть.

Речь пойдет о таком распространенном явлении, как обучающие компьютерные игры. Признайтесь, каждый из нас мечтал научиться чему-нибудь сложному «попутно», по ходу интересующего нас процесса. Вот эту-то старинную человеческую мечту и эксплуатируют создатели обучающих компьютерных игр. А уж довольство родителя, сознающего, что ребенок в данный момент занимается не только тем, что нравится ему самому, но и тем, что нравится маме или папе (согласитесь, довольно редкое совпадение), — и вообразить трудно.

Неудивительно, что на рынке то и дело появляются все новые и новые компьютерные игры с пометкой «обучающая» — они пользуются огромным спросом. Так, в США ежегодный оборот в этой области составляет более 100 миллионов долларов. Немалую долю из них занимают проекты, посвященные изучению иностранного языка.

Еще бы! Ведь тут, казалось бы, сам Бог велел задействовать в дидактических целях желания ребенка. Да и многие дети сами удивляют родителей, без какой-либо помощи осваивая новую игру, не имеющую аналогов на русском языке, щеголяя впоследствии игровой лексикой. Что и говорить — мотивация тут достаточно сильная. Так почему же не повернуть эту энергию в положительное русло?

Обучающие компьютерные игры популярны и у тех родителей, чьи дети занимаются по усиленной языковой программе — ходят в спецшколы, курсы английского языка, к репетиторам. И у тех, кто не придает особого значения пресловутому «инглишу» — но если можно создать видимость полезного, то почему нет?

Справедливости ради нужно отметить, что компьютерные игры действительно захватывают ребенка и способны возбудить у него интерес к языку. Ни один учебник, даже самый красочный, не сравнится по своим «педагогическим» способностям с компьютером. Украшением (своего рода блестящей оберткой) материала служит увлекательная игра. И все действо сопровождается «живой», наглядной анимацией. Кроме этого, ребенок сам проявляет заинтересованность в процессе, его не нужно заставлять, а значит, лояльность восприятия намного выше. А завершить удачно решенную игровую задачу можно очевидной демонстрацией победы — экранным фейерверком, что стимулирует на новые достижения.

С другой стороны, большинство педагогов и детских психологов сходятся на том, что компьютерные игры тормозят у ребенка развитие образно-ролевого мышления. Неудивительно: сюжет компьютерной игры подразумевает «готового» персонажа и шаблонные ситуации. Ребенку не нужно ничего придумывать — границы компьютерного мира для него очертили создатели игры. Это особенно травматично для дошкольников: проблемы с образно-ролевым мышлением мешают ребенку «перевоплотиться» другого и тем самым осознать свое место в мире, не дают ему необходимой базы для творчества и выражения своего мнения. А это — неизбежный языковой барьер.

Результат — радующие родителей несколько «по-попугайски» запомненных слов или словосочетаний из игры. Но это — такое же виртуальное «достижение», как красочный салют по завершению игры.

Недаром сегодня специалисты отмечают всеобщее обеднение детской фантазии — не в последнюю очередь благодаря наличию «сверхсложных» и «сверхумных» игрушек. Они просто не оставляют ребенку простора!

Ролевые игры в изучении языка играют очень важную роль. Кто из нас не помнит пресловутые диалоги из учебников английского! Может, это не самый удачный их пример, но реальная ролевая игра с вовлечением ребенка, со множеством «реквизита», способна дать намного больше, чем самая «навороченная» компьютерная. И хорошие репетиторы всегда об этом помнят.

А компьютерная игра пускай остается в статусе не учения, а развлечения.

 
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5