|
Дети XXI века уже не представляют себе жизнь без высоких
технологий. Многие сегодняшние подростки те времена,
когда «еще не было Интернета», относят по степени
давности в промежуток между поздним палеозоем и
петровскими реформами. Ирония иронией, но в каждой
шутке, как известно, есть доля шутки.
Естественно, что родители, замечая такое пристрастие
своих чад к электронно-вычислительным «друзьям
человека», пытаются использовать его в педагогических
целях. Так сказать, поставить прогресс на службу
прогрессированию — дитяти. Нет, мы сейчас не говорим о
распространенном применении компьютера в качестве
«сладкого приза»: мол, помоешь посуду, сделаешь уроки, и
тогда можно будет часик поиграть.
Речь пойдет о таком распространенном явлении, как
обучающие компьютерные игры. Признайтесь, каждый из нас
мечтал научиться чему-нибудь сложному «попутно», по ходу
интересующего нас процесса. Вот эту-то старинную
человеческую мечту и эксплуатируют создатели обучающих
компьютерных игр. А уж довольство родителя, сознающего,
что ребенок в данный момент занимается не только тем,
что нравится ему самому, но и тем, что нравится маме или
папе (согласитесь, довольно редкое совпадение), — и
вообразить трудно.
Неудивительно, что на рынке то и дело появляются все
новые и новые компьютерные игры с пометкой «обучающая» —
они пользуются огромным спросом. Так, в США ежегодный
оборот в этой области составляет более 100 миллионов
долларов. Немалую долю из них занимают проекты,
посвященные изучению иностранного языка.
Еще бы! Ведь тут, казалось бы, сам Бог велел
задействовать в дидактических целях желания ребенка. Да
и многие дети сами удивляют родителей, без какой-либо
помощи осваивая новую игру, не имеющую аналогов на
русском языке, щеголяя впоследствии игровой лексикой.
Что и говорить — мотивация тут достаточно сильная. Так
почему же не повернуть эту энергию в положительное
русло?
Обучающие компьютерные игры популярны и у тех родителей,
чьи дети занимаются по усиленной языковой программе —
ходят в спецшколы,
курсы английского языка, к репетиторам. И у тех,
кто не придает особого значения пресловутому «инглишу» —
но если можно создать видимость полезного, то почему
нет?
Справедливости ради нужно отметить, что компьютерные
игры действительно захватывают ребенка и способны
возбудить у него интерес к языку. Ни один учебник, даже
самый красочный, не сравнится по своим «педагогическим»
способностям с компьютером. Украшением (своего рода
блестящей оберткой) материала служит увлекательная игра.
И все действо сопровождается «живой», наглядной
анимацией. Кроме этого, ребенок сам проявляет
заинтересованность в процессе, его не нужно заставлять,
а значит, лояльность восприятия намного выше. А
завершить удачно решенную игровую задачу можно очевидной
демонстрацией победы — экранным фейерверком, что
стимулирует на новые достижения.
С другой стороны, большинство педагогов и детских
психологов сходятся на том, что компьютерные игры
тормозят у ребенка развитие образно-ролевого мышления.
Неудивительно: сюжет компьютерной игры подразумевает
«готового» персонажа и шаблонные ситуации. Ребенку не
нужно ничего придумывать — границы компьютерного мира
для него очертили создатели игры. Это особенно
травматично для дошкольников: проблемы с образно-ролевым
мышлением мешают ребенку «перевоплотиться» другого и тем
самым осознать свое место в мире, не дают ему
необходимой базы для творчества и выражения своего
мнения. А это — неизбежный языковой барьер.
Результат — радующие родителей несколько «по-попугайски»
запомненных слов или словосочетаний из игры. Но это —
такое же виртуальное «достижение», как красочный салют
по завершению игры.
Недаром сегодня специалисты отмечают всеобщее обеднение
детской фантазии — не в последнюю очередь благодаря
наличию «сверхсложных» и «сверхумных» игрушек. Они
просто не оставляют ребенку простора!
Ролевые игры в изучении языка играют очень важную роль.
Кто из нас не помнит пресловутые диалоги из учебников
английского! Может, это не самый удачный их пример, но
реальная ролевая игра с вовлечением ребенка, со
множеством «реквизита», способна дать намного больше,
чем самая «навороченная» компьютерная. И хорошие
репетиторы всегда об этом помнят.
А компьютерная игра пускай остается в статусе не учения,
а развлечения.
|
|