|
|
Михаил Федотов |
|
|
Когда моему ребенку было десять месяцев, я еще раз
перечитал книгу Домана "Как дать ребенку
энциклопедические знания" и решил, что пусть все
американки на свете выполняют его рекомендации, а я
"комара обыкновенного", "сороку белохвостую" и
"Бетховена Людвига", фактически через запятую, на
однотипных карточках преподносить в этом возрасте своему
ребенку не собираюсь.
Я не могу до конца принять принципа единообразия,
который использует Доман для подачи информации, при
соблюдении которого царем царей становится голый,
неизвестно откуда взявшийся факт. Одинаково сухо в
память ребенка уходит птица коноплянка, водится на
крайнем юге, съедает двести килограммов конопли, Моцарт,
родился в Гданьске, начал писать в шесть лет, имел
двенадцать жен, написал сорок пять произведений, умер в
тридцать пят лет. Единообразие подачи — закон. Факт, или
«бит информации», то есть «коноплянка» и «Моцарт», —
бесстрастные винтики системы, которые нужно подавать в
мозг, выделяя из фона.
По рекомендациям Домана в уровни сложности для
запоминания можно вводить шутки, но другие птицы,
домашние коты и Сальери безжалостно вырезаются с площади
бита. Они являются посторонними, самостоятельными битами
информации. И система, конечно, работает.
Но мы заметили, что в нашей жизни Моцарт редко бывает
без приятелей, которых не хочется срезать с портретов,
за канарейкой гоняются кошки, а главное, что ребенок на
любой, даже перенасыщенной деталями фотографии, легко
находит известные ему мелочи.
Кроме этого, меня раздражало, что каждую карточку нужно
показывать не дольше пяти дней! А дома у себя можно
находиться дольше пяти дней? Видеть газовую плиту,
четыре стула, собаку Ксюшу, соседскую кошку, надписи на
киосках — все это можно видеть по много месяцев или тоже
нужно менять каждые пять дней?
Результатом этого восстания было создание тематических
альбомов: максимумом из идей Домана, с которым я
позволил себе согласиться, была идея грубой первичной
классификации мира. Сначала альбомов было пять. Потом
десять, двадцать пять. Сейчас их больше ста. «Люди».
«Люди и животные». «Большой и маленький». «Большие
кошки». «Птицы»...
Я использовал школьные тетради для рисования. Название
писалось большими печатными буквами, и каждый раз, когда
мы начинали смотреть альбомы, мы вынужденно громко
прочитывали его название. Кроме того, на каждом альбоме
в начале был свой порядковый номер (цифрами) и сзади на
обложке — россыпью красные кружочки, их количество
соответствовало номеру альбома. Но когда количество
альбомов перевалило за пятьдесят, я отказался и от
математических установок Домана и оставил счет в
пределах пятнадцати. Цифра на обложке, а сзади столько
же кружочков или простые суммы. Цифра восемь — сзади два
кружочка плюс шесть кружочков (группы кружочков
нарисованы чуть в стороне друг от друга).
Постепенно птиц становилось слишком много, и мы выделили
хищных (аккуратно отрывали картинку от бумаги и
приклеивали в другой альбом). А гепарды вышли из
"Больших кошек" и перебрались в отдельный альбом. Слоны
фигурировали сразу в пяти альбомах: в "Африке", в
"Зверях Африки", в "Большой и маленький", в "Индии" и
так далее. Медведи, спорт, машины, самолеты, собаки и
волки, профессии, деревья. Все, что было освоено как
понятие, получало свой альбом и номер и начинало свою
самостоятельную жизнь. Грызуны. Отдельно крысы.
Выяснилось, что пауки — это не насекомые. Хоть тип у них
"членистоногие", как и у насекомых, но класс —
"паукообразные". А рыбы относятся к "хордовым", и к ним
же относятся нобелевские лауреаты по физике.
Тематические альбомы являются не застывшей формой, а
нашим рабочим инструментом. Они меняются изо дня в день,
появляются новые картинки, случайные гости исчезают,
меняются надписи. Была идея расцветить в сознании
ребенка сухую классификацию Домана, будь то страны,
моллюски или виды деревьев. Достигая глубины и точности
информации строгими «битами», я хочу, чтобы эти «биты
информации» имели вкус и запах и ребенку понятно было,
откуда они берутся.
Ребенок восторженно относился к любым новым фотографиям.
Совершенно прекрасные и насыщенные действием фотоснимки
я десятками вырезал из каждого американского журнала "Нейшенел
Джиографик". Но это идеальный случай. Учебным пособием
может стать удачная фотография в любой старой газете,
разорванном журнале, вы должны быть нацелены на поиск,
как золотоискатель. Я усложнял альбомы, которые особенно
интересовали ребенка, даже внёс его самого в альбомы по
географии: вот он с собакой или в альбоме "Люди и
животные" восседает на верблюде, я делал это, чтобы он
понимал свое место в картине мире, и у него сразу
вырабатывалось ощущение масштаба. На ките или на слоне
ребёнка, к сожалению, сфотографировать не удалось!
Наши альбомы были сочетанием чтения, математики и "Моей
первой энциклопедии". По мере того как в альбомах
увеличивалось количество слов, появлялся прообраз КНИГИ.
Но классификационные тетради — это только временная
форма занятий в каком-то определенном возрасте. С того
момента, как вы видите, что ребенок может воспринимать
больше, информация должна углубляться, а не расширяться.
Я надеялся, что мои альбомы заменят "компьютерную
загрузку" Домана. С десяти месяцев до полутора лет мой
сын готов был рассматривать альбомы часами. Но сейчас я
четко понимаю, что я ошибался. Наибольший объем
информации ребенок способен воспринять именно так, как
рекомендует Доман. Но я не думаю, что его "категории и
разделы" нужно давать детям до двух лет, я вижу в этом
только спорт, погоню за рекордами Гиннеса. Это не
естественные занятия, соответствующие интересам
годовалого ребенка. И до двух лет я стараюсь дать
ребенку основные понятия о мире, в котором он родился, о
животных, разных машинах, о том, где граница города, в
котором мы живем, о простой математике, о том, что кусок
жизни может стать фотографией. Я хочу, чтобы он хорошо
понимал, что число вещей может быть разным, что
существует "прибавление" и "отнимание", что существуют
хищные звери и птицы, что рыба плавает в воде, но люди
могут ее выловить и съесть, что мы с мамой работаем и за
работу получаем деньги, на которые можно купить бананы.
|
|
присылайте
ваши материалы на эту тему |
|
|
|
Мир вокруг малыша - обсуждаем на
форуме |
|
|
|
|