|
С моей точки зрения, занятия чтением с детьми в возрасте
от рождения до трех лет не являются "ранними". Если в
этом возрасте только начинать заниматься, то уже можно и
опоздать. Начинать нужно еще тогда, когда малыш еще
находиться у мамы под сердцем, ведь именно тогда можно
привить ребенку первый интерес к книге, передать через
собственные ощущения первую радость от прочтения того
или иного произведения. Не важно будет это потешка для
малыша, или стихи для мамы.
Через первое чтение вслух для малыша налаживается и
контакт папы и плода. Мой муж с увлечением прочитывал
для еще не родившейся дочки всю книгу потешек; и уже
тогда после нескольких вечеров, она впервые (!) толкнула
его в прижатую к моему животику руку. С этого момента их
общение стало гораздо более интенсивным. И чтение
существует и сейчас как одна из фор м этого общения.
После рождения дочки Настеньки приобщение к чтению
продолжилось. Это и чтение вслух сказок, стихов,
песенок; рассказывание с обыгрыванием; рассматривание
картинок и, конечно же, занятия с кубиками Зайцева.
Заниматься с кубиками мы начали в полгода. До этого
времени мы просто не смогли их достать. Склеили за один
вечер, поиграли сами, а на следующий день показали
Настене. В освоении кубиков помогла книга Лены Даниловой
"Обучение с пеленок. Кубики Зайцева в семье". Ее мы
приобрели вместе с кубиками, т.к. ранее я была несколько
знакома с методикой и предвидела необходимость других
игр в возрасте до 2-3 лет. Книга помогла нам не
изобретать "велосипед".
Мы начали с игры "Кубик - погремушка" (по книге Л.
Даниловой "Кубики Зайцева в семье"). Железные кубики
пришлись как нельзя кстати. Из кубиков мы писали слова,
иногда по несколько слов за один раз, иногда все
заканчивалось на первом же, тогда кубики просто
убирались в сторону. Слова писали исходя из наличия
данных существительных в ближайшей действительности.
В то же время стали включать попевки Зайцева, дочка
плясала под них в "прыгунках" (прыгала, кружилась,
хлопала в ладоши). Это была единственная причина по
которой она просилась ненадолго в прыгунки. и сейчас
напевание потешек вызывает радость. а прослушивание
переходит в танец.
В коридоре наклеили складовые ленточки (по книге Л.
Даниловой "Кубики Зайцева в семье") с теми звуками,
которые были у дочки в лепете, несмотря на дружные
улыбки приходящих гостей. В течении дня, проходя по
коридору, озвучиваем ленточки, когда одну. когда все,
еще и по несколько раз, если Настя просит.
Первый раз Настя показала слово в игре "Угадай, где
слово" в 8,5 мес. Но играем мы в эту игру редко по
этическим соображениям. Если она что-то хочет показать,
она покажет сама и если сможет даже озвучит(сейчас это
слова "пап" и "заяц").
Сделали полочки на которых пишем слова, а также
выставляем слова наиболее актуальные в данный момент.
Стоят они там по несколько дней после чего заменяются на
другие. Периодически мы к ним возвращаемся и все гда
знакомые слова очень радуют.
Настя любит свободную игру в кубики: просит, чтобы ей
дали кубики (пока мы храним их в недоступном, но видимом
месте),садится и начинает показывать пальчиком в склады
и лепетать. Это самая старая игра, но одна из самых
любимых. Это как свободная и самостоятельная
артикуляционная гимнастика. Иногда мы присоединяемся к
игре и озвучиваем склады правильно, она. если хочет,
пытается повторять, либо продолжает играть сама и тогда
мы не вмешиваемся. Любое взаимодействие с кубиками
полезно!
Конечно же, мы строим башни, дорожки, домики, а заодно
формируем такие понятия, как: "большой"-"маленький",
"высокий"-"низкий", "дальше"-"ближе", "много"- "мало" и
др. Осваиваем пространство с помощью предлогов "на",
"в", "к", "впереди", "сзади", "за", "сверху", и др.
Методику глобального чтения считаю для нашего языка не
подходящей, по причине трудоемкости, как изготовления и
использования, так и освоения ребенком (складов 246, а
сколько в русском языке слов, да еще и со всеми
вариантами окончаний). Кроме того, склад естественным
образом выделяется из слова; все медленно читающие люди,
читают вслух по складам. Зачем же искать трудные пути,
когда есть легкий естественный путь?
P.S. Недавно (в год и один месяц) Настя сама выбрала из
семи кубиков три из которых состоит ее имя. Это один из
внешних показательных результатов, хотя это в обучении
чтению не главное, гораздо важнее то, что закладывается
с их помощью - это неисчерпаемая познавательная
активность.
Февраль 2005
|