Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Обучение чтению >> Из опыта обучения чтению >> Малыш и "Кубики Зайцева"
Колесникова Надежда


С моей точки зрения, занятия чтением с детьми в возрасте от рождения до трех лет не являются "ранними". Если в этом возрасте только начинать заниматься, то уже можно и опоздать. Начинать нужно еще тогда, когда малыш еще находиться у мамы под сердцем, ведь именно тогда можно привить ребенку первый интерес к книге, передать через собственные ощущения первую радость от прочтения того или иного произведения. Не важно будет это потешка для малыша, или стихи для мамы.

Через первое чтение вслух для малыша налаживается и контакт папы и плода. Мой муж с увлечением прочитывал для еще не родившейся дочки всю книгу потешек; и уже тогда после нескольких вечеров, она впервые (!) толкнула его в прижатую к моему животику руку. С этого момента их общение стало гораздо более интенсивным. И чтение существует и сейчас как одна из фор м этого общения.

После рождения дочки Настеньки приобщение к чтению продолжилось. Это и чтение вслух сказок, стихов, песенок; рассказывание с обыгрыванием; рассматривание картинок и, конечно же, занятия с кубиками Зайцева.

Заниматься с кубиками мы начали в полгода. До этого времени мы просто не смогли их достать. Склеили за один вечер, поиграли сами, а на следующий день показали Настене. В освоении кубиков помогла книга Лены Даниловой "Обучение с пеленок. Кубики Зайцева в семье". Ее мы приобрели вместе с кубиками, т.к. ранее я была несколько знакома с методикой и предвидела необходимость других игр в возрасте до 2-3 лет. Книга помогла нам не изобретать "велосипед".

Мы начали с игры "Кубик - погремушка" (по книге Л. Даниловой "Кубики Зайцева в семье"). Железные кубики пришлись как нельзя кстати. Из кубиков мы писали слова, иногда по несколько слов за один раз, иногда все заканчивалось на первом же, тогда кубики просто убирались в сторону. Слова писали исходя из наличия данных существительных в ближайшей действительности.

В то же время стали включать попевки Зайцева, дочка плясала под них в "прыгунках" (прыгала, кружилась, хлопала в ладоши). Это была единственная причина по которой она просилась ненадолго в прыгунки. и сейчас напевание потешек вызывает радость. а прослушивание переходит в танец.

В коридоре наклеили складовые ленточки (по книге Л. Даниловой "Кубики Зайцева в семье") с теми звуками, которые были у дочки в лепете, несмотря на дружные улыбки приходящих гостей. В течении дня, проходя по коридору, озвучиваем ленточки, когда одну. когда все, еще и по несколько раз, если Настя просит.

Первый раз Настя показала слово в игре "Угадай, где слово" в 8,5 мес. Но играем мы в эту игру редко по этическим соображениям. Если она что-то хочет показать, она покажет сама и если сможет даже озвучит(сейчас это слова "пап" и "заяц").

Сделали полочки на которых пишем слова, а также выставляем слова наиболее актуальные в данный момент. Стоят они там по несколько дней после чего заменяются на другие. Периодически мы к ним возвращаемся и все гда знакомые слова очень радуют.
Настя любит свободную игру в кубики: просит, чтобы ей дали кубики (пока мы храним их в недоступном, но видимом месте),садится и начинает показывать пальчиком в склады и лепетать. Это самая старая игра, но одна из самых любимых. Это как свободная и самостоятельная артикуляционная гимнастика. Иногда мы присоединяемся к игре и озвучиваем склады правильно, она. если хочет, пытается повторять, либо продолжает играть сама и тогда мы не вмешиваемся. Любое взаимодействие с кубиками полезно!
Конечно же, мы строим башни, дорожки, домики, а заодно формируем такие понятия, как: "большой"-"маленький", "высокий"-"низкий", "дальше"-"ближе", "много"- "мало" и др. Осваиваем пространство с помощью предлогов "на", "в", "к", "впереди", "сзади", "за", "сверху", и др.

Методику глобального чтения считаю для нашего языка не подходящей, по причине трудоемкости, как изготовления и использования, так и освоения ребенком (складов 246, а сколько в русском языке слов, да еще и со всеми вариантами окончаний). Кроме того, склад естественным образом выделяется из слова; все медленно читающие люди, читают вслух по складам. Зачем же искать трудные пути, когда есть легкий естественный путь?

P.S. Недавно (в год и один месяц) Настя сама выбрала из семи кубиков три из которых состоит ее имя. Это один из внешних показательных результатов, хотя это в обучении чтению не главное, гораздо важнее то, что закладывается с их помощью - это неисчерпаемая познавательная активность.

Февраль 2005
 

присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5