Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Обучение чтению >> Из опыта обучения чтению >> Как мы учились читать в два года
Виктория Бабец (Запорожье)


Вот как мы читали: 

Дине 20.01.00 исполнилось 2 года.

Началось все с книги Никитиных. Там я в первый раз услышала о раннем чтении и, как только дочка стала ползать, мы купили азбуку, обыкновенную, с картинками и приклеили на стену возле кроватки. Но этого показалось мало. Тогда я нарисовала буквы, синие - согласные, красные - гласные. И расклеили их по квартире в злачных местах. Например, когда она начала ходить, на холодильнике висели буквы, которые труднее всего давались, потому что очень Динь любила открывать холодильник. И вот теперь, открывая холодильник, она должна была назвать "пароль". Буквы примерно раз в две недели менялись местами. Когда начали ходить, мы водили маму за пальчик и играли в "мама, угадай букву", что очень нравилось обоим. 

Потом мы купили кубики - азбуку. И вот тогда я поняла, как мешают картинки для чтения. Составляешь слово, а получалось, что составляем целый рассказ, из картинок. Так что кубики пригодились впоследствии для понятий "давай найдем одинаковые" и для счета (сколько зайчиков, мишек). 

Свои кубики начали клеить примерно полгода назад, но это не совсем Зайцевские кубики. Когда я впервые услышала о Зайцеве, нигде не могла найти их описание. И придумала их сама. В общем, принцип тот же, но за основу взята гласная (ба-ва-га-да), они не цветные, т.к. не было возможно их цветные печатать.Они прямоугольные(четыре грани). А еще есть одинарные для слогов из трех букв и для знаков препинания. 

Делали мы их из кашных коробок, разрезанных пополам. Сразу все не сделала, материала не хватало, да и сейчас они еще не все. Занимались с ними очень активно, игры придумывали на ходу. Паровозики-слова строили, домики, просто искали нужный слог, проговаривая весь кубик. Примерно в это же время, укачивая Дину, когда кончались слова в колыбельных, пела ей подобие попевок. У вокалистов есть такие распевки "ми-мэ-ма-мо-му, ди-де-да-до-ду"и т.д. Динь в эти моменты прямо в рот заглядывала. И старалась свои губки сложить, как мама. После появления этих попевок я стала замечать, что дочурка стала стараться правильней выговаривать слова. 

Примерно в это же время пытались мы делать и альбомы с картинками. Но ничего не получилось. Наклеивать на листы показалось мне слишком трудоемким, а использовать альбомы для фотографий не получилось. Дине нужно было попробовать и картинки и подписи к ним руками, а если этого не позволять, то теряла к ним интерес. Успешно распотрошив пару альбомов, мы выняли все картинки и стали поступать так: брали смотреть картинки, а на другом листе бумаги писали, как это называется. Обычно это были общие тетради, которые всегда лежали в доступном месте и давались Дине для рисования ручкой и карандашами. Так проходило и повторение пройденного: мы брали тетрадку рисовать и нечаянно встречали написанное раньше слово. Я его громко проговаривала, а доча повторяла за мной. Очень часто в той же тетрадке мы писали просто буквы. 

Так, примерно в 1,8 мы знали весь алфавит. 

С раннего возраста, наверное, месяцев с 9, мы читаем много книг. А когда начали заниматься с кубиками, каждое слово, написанное более-менее крупно, например, заглавие в книге или стихотворения, я показывала ей пальчиком и громко произносила. Так же мы читали на улице все встреченные буквы и слова. Но назвать это занятиями я бы даже и не решилась. Мы играли в слова. Так же как игра в куклы. "Давай поиграем в буквы" это волшебная фраза, когда и мама и Дина бросают свои дела и садятся вместе. 

В некоторый момент, интерес к кубикам угас (примерно месяц назад). Не понимая, в чем дело, кубики отложили. Это теперь я понимаю, что ей просто скучно стало в малом количестве слов. 

Попутно все это время мы очень часто писали всевозможные слова на любой подходящей поверхности - бумаге, стене, доске. И называли. Или произносили слова под ладушки: ко(хлоп) - ле(хлоп) - со(хлоп). Вместо тетрадок завели доску с прищепкой, под нее очень удобно ложить любое количество бумаги любого качества. Листы сохранялись некоторое время, пока их не становилось слишком много, потом самые старые потихоньку изымались. Поставили доску для мела, на которой можно рисовать и писать. 

И вот тут в период затишья мне попалась книга Г. Домана "Как научить ребенка читать". В общем, не очень понравилось, но кое-что взяли для себя. Самое главное, о чем он заставил меня задуматься, это о быстром усвоении пройденного и скучности старого. 

Написали карточек 25, немножко попробовали, но нам это не подошло. Динь очень нервничала, когда я убирала карточки, даже если минуту назад ей было не интересно. В общем, бросили. 

Из книг появилась энциклопедия животных, а в ней крупные названия. Ну чем не альбом? 

И вот в один прекрасный вечер...

Мы играли в слова, как обычно. У малышки получалось очень хорошо, и очень долго не надоедало. А на следующий день приехал папа, она притянула ему исписанные вчера листики и... прочла первое слово. "Гулять" Я не удержалась, и вопреки всем запрещениям проверять, начала ее расспрашивать: "А это? -Дина. "А это?" - Мама. "А это?" - Чашка. "А это?" - Папа. В общем, она прочла без единой ошибки все слова, что там были написаны. Я не успокоилась, уж очень волнительно было, и чтобы убедиться, что она читает, а не запомнила расположение слов, я попросила ее принести еще бумагу и карандаши. И стала писать эти слова в другом порядке, другими цветами. И она ни разу не ошиблась! 

За следующие дни потихоньку добавляем новые слова, в срочном порядке доклеиваем кубики. Все получается, но стараемся не форсировать. Конечно, бывает и ошибется, но у кого не бывает. 

Выводы: 
1. Не важно, как заниматься, важно заниматься вообще. 

2. Материала действительно должно быть очень много. Если это кубики, они действительно должны быть готовы все сразу, если карточки, их надо успевать заменять. Это просто намного облегчит процесс познания и не даст угаснуть интересу.

3. Подходить к процессу творчески, не зацикливаться на методике. Не получается так - пробуйте по-другому, по - третьему, что-то да подойдет. 

4. Очень согласна с утверждением, что похвалы должно быть много. Заметила, что чем ярче я радуюсь ее успеху, тем лучше у нее получается. 

21.03.2000 
 

присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5