Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Что такое раннее развитие >> Раннее развитие  для всех и каждого
Михаил Федотов

Раннее развитие (РР) для всех и каждого, Или почему наши дети нуждаются в раннем развитии....

Можно ли начать читать статью с одним мнением, а в процессе чтения его изменить? Я в это принципиально не верю. Думаю, что каждый взрослый человек, который узнал, каким образом рождаются дети, считает себя абсолютным экспертом в воспитании детей и в образовании, и вся культура данной и любой страны стоит у него за спиной. То есть на плечах у своей культуры, на корабле, на котором он родился и плывет, он оснащен знаниями миллионов. И абсолютно в себе уверен. У него даже существует иллюзия, что к своим выводам он пришел самостоятельно, а они не навязаны ему обществом. А если корабль дает течь? Если все направление культуры оказывается несостоятельным? В какой момент нужно отказываться от перил и принимать самостоятельные решения?

ПОПРОБУЙТЕ ДЕСЯТЬ МИНУТ БЫТЬ НЕПРЕДВЗЯТЫМ.

В грудном молоке нуждаются все дети. В чистом воздухе нуждаются все дети. МЫ ОТНОСИМ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ВОТ К ТАКИМ ЖЕ ОСНОВНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА. Слово РАННЕЕ затушевывает суть проблемы. Это прицепившееся слово-паразит. Вместе РАННЕЕ нужно услышать СВОЕВРЕМЕННОЕ. И просто объективно для своего собственного ребенка выработать критерии этой своевременности. Наш подход в основном сводится к тому, что нельзя гасить рефлексы, с которыми рождается ребенок.

Если вы услышите эту фразу, то главный порог пройден. Собственно кроме этого есть еще одна принципиальная вещь: считать восприятие письменной речи таким же естественным умением человека, как и восприятие устной речи. Из двух этих факторов складывается своевременное развитие. А существует ли возможность преждевременного развития? Конечно! Мы против того, чтобы неподготовленных детей первых месяцев жизни сажали или учили ходить, мы против того, чтобы трехлетке внушали идеи агрессивной спортивной борьбы, или мы против того пятилетку или шестилетку нагружали информацией не по возрасту или включали в систему взрослых отношений. То есть все три варианта существуют: преждевременное развитие, своевременное и позднее. Вы за какое?

Мы - за своевременное.

В своевременном развитии нуждаются все дети. В деревнях и в маленьких городах, на севере и на юге, в богатых и бедных семьях.

Почему так получилось, что своевременное развитие сегодня называется РАННИМ, - это тема отдельной статьи. Но, собираясь стать матерью (или отцом), вы должны заранее решить, будете ли вы вообще развивать своего ребенка. Я совсем не убеждаю вас соглашаться с нашим подходом, я только настаиваю, что вы сами должны ответить себе на вопрос, что такое своевременное развитие вашего ребенка и что такое запоздалое.

Может ли ошибаться большинство? История человечества - это именно история заблуждений большинства, а здесь вы должны спохватиться, потому что дело касается вашего ребенка.

Нам кажется, что все дети нуждаются в изменении подхода к их развитию.

Вероятно, понятнее будет, если начинать говорить о возможных результатах своевременного развития.

А вот эту тему можно разделить на две части.

Во-первых, на личную успешность.

Мы твердо убеждены, и этому масса примеров, что ребенок в любой сфере знаний и умений может достичь несравненно большего, если его рано учить ползать, висеть, читать, считать, думать. Нас самих, как родителей, больше всего интересует творческая потенция ребенка, но и о его личной успешности говорить вполне допустимо, ничего стыдного в этом нет.

Строго говоря, нам все равно, из-за чего родители начинают своевременно заниматься с детьми, лишь бы они начинали. А что именно услышит каждый из родителей - это абсолютно его дело и право. Экономическая выгода раннего развития - прекрасно, творческая - замечательно, спортивные победы - превосходно. По этому пути пошли уже тысячи детей, и ваши должны не отставать и не опаздывать, а вырасти конкурентоспособными.

Но есть еще задачи, которые касаются не отдельных детей, даже самых любимых, а целого поколения. Я говорю о существующей необходимости по-новому ощущать себя в мире.

До последних лет я всегда скептически относился к утверждениям, что вот 21-й век может чем-то принципиально отличаться от 20-го. Но обновление мира идет такими темпами, что не замечать его невозможно. Заметьте, что по-настоящему качественного успеха (и в науке, и в спорте, и в бизнесе) достигают очень молодые люди - невиданная для середины -конца 20-го века ситуация. Сейчас уже обратная картина является странной: что человек среднего возраста или старше - успешен. Я говорю о творческой работе, а не о том, кто успел приватизировать больше казенного имущества. Главные проблемы, которые сейчас всплывают (и они касаются уже каждого из нас), - те же проблемы терроризма или проблемы экологии - уже не умещаются в пределах государственных границ или границ культуры. Это проблемы глобальные. И это проблемы того поколения, которое мы растим. Нужно четко дать себе отчет, что эти проблемы требуют другого видения, если хотите другого устройства мозга, справиться с их решением могут только люди с новым, глобальным мышлением.

А все программы РАННЕГО РАЗВИТИЯ именно нацелены на то, что ребенок не только будет ориентироваться в географии, иностранных языках, орнитологии, политике, химии и квантовой механике, но эти знания будут системными, представляющими мир как единое целое со сложной системой связей. Давайте признаем, что школа 20-го века с решением задач подобного уровня не справилась, хотя их и декларировала.

Настоящее внедрение в человека иностранного языка в том возрасте, когда это максимально продуктивно, - одна из составных частей РР и тоже имеет четкую глобальную нацеленность.

Тут чуть подробнее только о принципе

Если постараться не ругать малоэффективную школу, а только погрустить о ней, то при хорошем уровне советской школы прошлого и высоком авторитете, который имело наше образование за границей, следует признаться, что даже высоко котирующаяся школа никогда не обеспечивала системного подхода, да и не могла. Потому что этот эффект требует подачи знаний в определенном возрасте. А у нас знания могли быть глубокими, но это были самостоятельные прорытые рвы, между которыми отсутствовали мостики.

А по системам РР знания о мире не только даются комплексно, но и сам мозг ребенка в первые годы жизни нащупывает эти связи и перевязывает полученные знания незримыми компьютерными нитями. А мы свои знания переносить не могли, и целостной картины мира у большинства формально образованных людей не возникало. (Это и сразу заметка для родителей, которые уже занимаются РР- не забывать связывать знания с другими знаниями- сделайте хотя бы грубые мостки, дальше ребенок доработает сам!)

Лучше всего об этом сказано в книги Энциклопедические знания по Доману. В полном объеме заниматься по Доману- невероятно тяжело, не хватает ни рук ни времени, но о важности самого подхода забывать нельзя. Еще важные аспекты систем РР- они развивают коммуникативные умения- , которые связаны с жизнью в окружающем мире.

Речь идет о воспитании толерантности, умении вступать в контакт с людьми. Практически мы расцениваем школу не как место, где ребенок получит контрольный пакет знаний, а скорее как место где он будет накапливать умение жить в коллективе. И спортивные секции, в которых наши дети варятся с 2-3 лет- это площадки, где они научаются контактировать со старшими, слушать команды тренеров, отвоевывать себе место в группе. Оставаясь при этом миролюбивыми добрыми людьми, что дается сочетание ума и силы. Поэтому многие из наших задач легче разрешать в небольших группах, ребенок не должен быть изолирован от других детей.

Сейчас в воздухе висят разговоры о перестройке школы- звучит все отлично, но никакого результата такая перестройка даже теоретически дать не может. Нам предлагают к выполнению новых задач подготовить детей в рамках прежних детских садов, где не учат читать и делят число на "один и много", по качественно прежним программа, прежним составом слабых и малоплачиваемых учителей, которые не в состоянии заниматься даже самообразованием, а только своим огородом.

А добиться успехов в школе можно только направляя в школу миллионы своевременно развитых детей. Это заставит школу пересматривать свои программы, готовя их для сильных учеников, а не проводя старую советскую политику вытягивания слабых. Миллионы детей можно готовить и в садиках и в семьях, но только при условии, что общество поймет, что обольщаться нечем, что нужны перемены, а качественных перемен можно добиться только своевременно развивая наших детей.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5