Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Что такое раннее развитие >> Педагоги разных времен о раннем развитии
По материалам сайта

Некоторые думают, что не следует начинать учить детей раньше семилетнего возраста, так как, по их мнению, до этого времени ни способности, ни физические силы детей не позволяют еще заниматься учением. […] Но основательно рассуждают те, которые думают ….что ни одного времени в жизни человеческой не следует опускать без внимания .[ … ] Так почему же нельзя бы приучить к наукам в том возрасте, когда можно приучить к благонравию? [ …] Зачем же, в ожидании семилетнего возраста, пренебрегать выгодой, какова бы она ни была? Правда, в таком раннем возрасте он немногому научится, однако чему-нибудь все большему научится в тот год, когда ему следовало бы учится и этому немногому. Таким образом, он год от года будет приобретать познания и достигнет желаемого успеха; и сколько времени выиграется в детстве, столько сбережется для юношества. [….] Итак, не станем напрасно терять времени, тем более, что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени. Я не осуждаю известного способа заохочивать детей к учению, т.е. давать им вместо игрушки буквы, сделанные из слоновой кости ….Когда же дети начнут учиться письму, то не худо бы давать им дощечки с искусно вырезанными на них буквами, чтобы по черточкам, как по бороздкам, ходил стиль; удерживаемый с обеих сторон, он не скользил бы, как бывает на воску , и дитя путем постоянного подражания научится писать тверже и чище.
"О воспитании оратора", Марк Фабий Квинтилиан, 42-118 гг. н. э. - крупнейший представитель педагогической мысли древнего Рима

Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими, и из-за этой гибкости они легче всего принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок. Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно; но если оно выросло, это невозможно сделать. […] Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку. У него мозг (как мы выше сказали), воспринимая попадающие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу высыхает он и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью. Отсюда известное выражение Цицерона : "Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов". Только то в человеке прочно и устойчиво, что он воспитывает в себе в раннем возрасте.
"Великая дидактика", Ян Амос Коменский, 1592-1670

Немало хлопочут найти лучшие методы для обучения чтению, придумывают конторки, карточки; Комнату ребенка превращают в мастерскую типографии. Локк хочет, чтобы ребенок учился читать по игральным костям. Не правда ли, какое прекрасное изобретение? Как жаль! Средство боле верное, чем все это, - средство, о котором все забывают, - это желание учиться. Внушите ребенку это желание и затем оставьте в покое ваши конторки и игральные кости, - всякая метода будет хороша для него. Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко. Эмиль получает иной раз от отца, родных или друзей записки с приглашением на обед, прогулку, катание на лодке, с приглашением посмотреть какой-нибудь общественный праздник. Записки эти коротки, ясны, отчетливы и хорошо написаны. Нужно найти кого-нибудь, кто бы прочел их; такого человека не всегда найдешь в данное время или он мало склонен к услуге за вчерашнюю неуслужливость ребенка. Таким образом, случай, момент проходит. Наконец ему читают записку, но уже поздно. Ах, если бы он сам умел читать! Получают еще записки: они так коротки, содержание так интересует! Хотелось бы попробовать разобрать их; другие то помогают, то отказывают. Ребенок напрягает силы, наконец разбирает половину записки: дело идет о том, что завтра предстоит есть крем… Но где и с кем? Сколько тратится усилий, чтобы прочитать и остальное! Я не думаю, чтобы Эмилю понадобилась конторка…
"Эмиль, или о воспитании", Жан-Жак Руссо, 1712-1778

Те, которые имели возможность внимательно наблюдать жизнь и развитие детей, легко могли убедиться, что много хорошего и плохого в их характере и склонностях образуется в них раньше достижения ими второго года их жизни и что некоторые стойкие склонности развиваются в них к концу первых двенадцати или даже шести месяцев их существования. Чтобы избежать этого зла ("узкой специализации", знания только определенного предмета - М.Ш.), которое будет держать человечество на чрезвычайно низком уровне развития, все дети должны получать общее образование с ранней молодости, что сделает их понимающими цели общества, в высшей степени полезными для общества и способными принести ему много счастья. Каждый ребенок в возрасте до 12 лет может легко усвоить правильные общие основы всех знаний, какие человечество приобрело до сих пор…
Роберт Оуэн, 1771-1858
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5