|
Некоторые думают, что не следует начинать учить детей раньше семилетнего возраста, так как, по их мнению, до этого времени ни способности, ни физические силы детей не позволяют еще заниматься учением. […] Но основательно рассуждают те, которые думают ….что ни одного времени в жизни человеческой не следует опускать без внимания .[ … ] Так почему же нельзя бы приучить к наукам в том возрасте, когда можно приучить к благонравию? [ …] Зачем же, в ожидании семилетнего возраста, пренебрегать выгодой, какова бы она ни была? Правда, в таком раннем возрасте он немногому научится, однако чему-нибудь все большему научится в тот год, когда ему следовало бы учится и этому немногому. Таким образом, он год от года будет приобретать познания и достигнет желаемого успеха; и сколько времени выиграется в детстве, столько сбережется для юношества. [….] Итак, не станем напрасно терять времени, тем более, что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени. Я не осуждаю известного способа заохочивать детей к учению, т.е. давать им вместо игрушки буквы, сделанные из слоновой кости ….Когда же дети начнут учиться письму, то не худо бы давать им дощечки с искусно вырезанными на них буквами, чтобы по черточкам, как по бороздкам, ходил стиль; удерживаемый с обеих сторон, он не скользил бы, как бывает на воску , и дитя путем постоянного подражания научится писать тверже и чище.
"О воспитании оратора", Марк Фабий Квинтилиан, 42-118 гг. н. э. - крупнейший представитель педагогической мысли древнего Рима
Природа всех рождающихся существ такова, что они
являются гибкими, и из-за этой гибкости они легче всего принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок. Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно; но если оно выросло, это невозможно сделать. […] Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку. У него мозг (как мы выше сказали), воспринимая попадающие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу высыхает он и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью. Отсюда известное выражение Цицерона : "Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов". Только то в человеке прочно и устойчиво, что он воспитывает в себе в раннем возрасте.
"Великая дидактика", Ян Амос Коменский, 1592-1670
Немало хлопочут найти лучшие методы для обучения чтению, придумывают конторки, карточки; Комнату ребенка превращают в мастерскую типографии. Локк хочет, чтобы ребенок учился читать по игральным костям. Не правда ли, какое прекрасное изобретение? Как жаль! Средство боле верное, чем все это, - средство, о котором все забывают, - это желание учиться. Внушите ребенку это желание и затем оставьте в покое ваши конторки и игральные кости, - всякая метода будет хороша для него. Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко. Эмиль получает иной раз от отца, родных или друзей записки с приглашением на обед, прогулку, катание на лодке, с приглашением посмотреть какой-нибудь общественный праздник. Записки эти коротки, ясны, отчетливы и хорошо написаны. Нужно найти кого-нибудь, кто бы прочел их; такого человека не всегда найдешь в данное время или он мало склонен к услуге за вчерашнюю неуслужливость ребенка. Таким образом, случай, момент проходит. Наконец ему читают записку, но уже поздно. Ах, если бы он сам умел читать! Получают еще записки: они так коротки, содержание так интересует! Хотелось бы попробовать разобрать их; другие то помогают, то отказывают. Ребенок напрягает силы, наконец разбирает половину записки: дело идет о том, что завтра предстоит есть крем… Но где и с кем? Сколько тратится усилий, чтобы прочитать и остальное! Я не думаю, чтобы Эмилю понадобилась конторка…
"Эмиль, или о воспитании", Жан-Жак Руссо, 1712-1778
Те, которые имели возможность внимательно наблюдать жизнь и развитие детей, легко могли убедиться, что много хорошего и плохого в их характере и склонностях образуется в них раньше достижения ими второго года их жизни и что некоторые стойкие склонности развиваются в них к концу первых двенадцати или даже шести месяцев их существования. Чтобы избежать этого зла ("узкой специализации", знания только определенного предмета - М.Ш.), которое будет держать человечество на чрезвычайно низком уровне развития, все дети должны получать общее образование с ранней молодости, что сделает их понимающими цели общества, в высшей степени полезными для общества и способными принести ему много счастья. Каждый ребенок в возрасте до 12 лет может легко усвоить правильные общие основы всех знаний, какие человечество приобрело до сих пор…
Роберт Оуэн, 1771-1858
|