Лена Данилова писал(а):
У меня первый вопрос.
Как создать мотивацию к учебе, если ребенок учится дома. В школе, в общем-то, "палочный" метод - не учишься, тебя наказывают двойками, порицают и так далее.
А дома?
Как создать именно интерес к учебе?
Это самая ключевая проблема школьного обучения – мотивация, развитие интереса к учебе. Решим эту проблему – все остальное будет очень-очень просто. Но вот решить ее удается далеко не всегда и далеко не в полном объеме.
Я не преуспел в данном вопросе за 15 лет. Но кое-что все же удалось.
Понимаете, это ежедневная будничная работа для меня. Как перекидать с одного места на другое кучу кирпичей? Ну, вот берете по кирпичу и кидаете.
Что мне помогает? То, что я сам очень люблю учиться. Постепенно, год за годом этот интерес передавался моим детям. Постепенно они входили во вкус. К старшим классам их уровень интереса к учебе уже выходил на приличный уровень.
Ананас писал(а):
Вопрос номер 2.
Когда ребенок в школе, он автоматически попадает в различные социальные ситуации, т.е. ему приходится учиться выстраивать отношения с другими людьми, с которыми он находится в длительном контакте. Ребенок прорабатывает поведенческие схемы, вырабатывая социальные навыки, которые ему потом пригодятся в жизни. А если в школу ребенка не отдавать (водить его в кружки и секции - этого недостаточно, так как там обычно нет конфликтных ситуаций), то не полуится ли так, что человек потом просто будет не готов встретиться с реалиями мира, будет многого бояться? как обеспечить ребенку развитие и в этой сфере, если не отдавать его в школу, а учить дома? Спасибо
Анастасия
Все мои дети гораздо более адаптированы социально, чем я сам. Они умеют быть напористыми, решительными, даже агрессивными в необходимой мере. Они умеют зарабатывать деньги ( чему я толком не научился до сих пор). Они умеют поставить себя в новом коллективе. Все они по характеру лидеры (хотя стиль лидерства у каждого из них, конечно, свой). У них случаются проблемы во взаимоотношениях с другими людьми, но у кого же их нет?
Как я обеспечивал развитие в данной сфере?
1. Путем грамотного психологического сопровождения всех их ситуаций общения. Я уделял огромное внимание тому, чтобы научить своих детей общаться, научить их понимать людей. Мы всегда много обсуждали эти вопросы. И до сих пор обсуждаем. Причем эти разговоры я начал вести с ними с самого раннего возраста.
2. Я уделял серьезное внимание физической подготовке. А сыновей еще конкретно учил драться. Некоторое время они занимались дзюдо. В мальчишеских коллективах это важно.
3. Я не согласен, что в кружках и секциях не хватает конфликтных ситуаций. Выше крыши. Да и во время игры в футбол во дворе или во время катания на горке зимой.
4. Мои дети занимались подростковым туризмом. Ходили в серьезные двух-трехнедельные походы. Временами трудности там были на пределе их возможностей. И отношения в коллективе в таких ситуациях – это не шуточки. Нам повезло: мы встретили замечательных руководителей такого дела. Это была прекрасная школа. Кстати, я не ходил со своими детьми в те трудные походы, а только на начальном этапе побывал в стационарном лагере – посмотрел на все, помог капельку своим детям адаптироваться.
5. Я всегда старался и стараюсь быть своим в компаниях моих детей, общаюсь с их друзьями, тусуюсь в их тусовках… Я интересуюсь музыкой, которую они слушают, и фильмами, которые они смотрят. Разумеется, я участвую не во всем, но я курсе многого, мы многое можем обсудить, у нас есть некое общее понимание.
Ксюша75 писал(а):
К каким трудностям нужно быть готовым, в борьбе с чиновниками, системой. Как понять, готов ли 7летний ребенок к семейному обучению, я вижу влияние школы (не самые хорошие), но он то нет. Со старшими можно обсудить, нужно ли ему это или нет, а как быть с младшими?
Я, слава Богу, никогда не боролся ни с чиновниками, ни с системой. Я вижу везде людей и общаюсь с людьми, строю с ними нормальные, рабочие, уважительные отношения. Я всегда глубоко уважаю всех тех, с кем приходится решать конкретные вопросы нашего семейного обучения. Я уважаю позицию, каждого из этих людей. И они меня уважают.
Я обсуждал вопрос о семейном обучении со своими детьми с первого класса. Я вообще считаю, что очень важно с самого раннего возраста приучать человека принимать взвешенные решения, брать на себя ответственность.
Аня - Коша писал(а):
вопрос четвертый
как быть учителем своего ребенка?
какими качествами, в первую очередь, должен обладать родитель? должны ли оба родителя принимать участие в образовании ребенка, или достаточно усилий одного? что должен уметь родитель, для того, чтобы быть уверенным - я смогу научить своего ребенка качественно? и, наконец, что должен знать родитель, где ему взять все знания, всю информацию, которые он потом будет передавать ребенку, выращивать вместе с ним и т.п.? или домашнее обучение сводится к совместному (родитель вместе с ребенком) учатся вместе по книгам, и родитель, в силу того, что опыт и знания больше, просто учится в большинстве случаев быстрее, а потому может помочь ребенку в процессе?
Самое главное – это умение понимать ребенка. Этому надо учиться в первую очередь. Если я не понимаю ребенка, то учить его – все равно что водить автомобиль вслепую. А если понимаю, то могу разумно ориентироваться в каждом конкретном вопросе.
Я учил своих детей один. Но вдвоем, конечно, веселее. Главное – чтобы у родителей было единство взглядов по данному вопросу.
Откуда берется уверенность? У меня с самого начала не было никаких сомнений в том, что я смогу хорошо выучить своих детей. Почему так? Трудно сказать…
Общий подход такой. Что сам хорошо знаю – могу ребенку преподавать. Например, я по образованию физик. Поэтому математика, физика, химия, черчение, природоведение – это без проблем. А что сам знаю хуже – то по учебникам разбираем вместе. НО только до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно учиться. Третий вариант – когда кто-то еще поможет. Нам традиционно помогают с английским – в разное время разные люди.
ВАЛЕРИЯ С писал(а):
Вопрос 61.Как составить программу обучения на год? Меня интересуете именно практическая сторона, это должно быть таблица, где будет отмечаться галочкой определённый урок? ежедневник или другой вид? в общем интересует какую я, как учитель, для удобства могу вести "документацию"? чтобы всё успевать вовремя к аттестации.
2.и если можно то меня еще интересует оценивания мной работы ребёнка? ставить ли ребёнку оценки? это должно быть 4-5 или "хорошо" "отлично"?
3.И нужно ли дома давать детям в начальной школе самостоятельные, контрольные... работы?
4. как научить самостоятельно учиться? обрабатывать материал? писать конспекты?
5. Как обучить к "публичным выступлениям" таким как выход к доске?
Р.S Извините что написала так много вопросов
, но скоро встреча а в этой теме нет никакой активности
А вопросов у меня накопилось....????????
Но если всё таки нельзя, то прошу модераторов стереть мои вопросы
Программа обучения на год уже есть – государственная. А планирую я всегда чисто интуитивно. Какое там «галочкой определенный урок отмечать»! Я вообще человек спонтанный, живу по вдохновению… Но если вы человек другого типа, то вам тогда, наверное, надо разработать какую-то свою систему.
Оценки я своим детям никогда не ставил. Но если вам удобнее ставить оценки, то лично я не вижу в этом ничего плохого. Многим детям это нравится.
Контрольные и самостоятельные работы я своим детям, конечно, давал. Но только в начальных и частично в средних классах. Потом они переходили в режим самостоятельной учебы, и я уже вообще вмешивался мало. Но смысл контрольной дома другой, чем в школе. В школе – это проверить знания и поставить оценку. А дома – это: 1)научиться писать контрольные работы, 2)просто потренироваться в выполнении заданий, 3)выявить недоработки.
Общий принцип в выработке навыков самостоятельной учебы прост: помогать поначалу, постепенно уменьшая помощь. Точно так же, как учим, к примеру, плавать: сначала поддерживаем, страхуем, а потом поддерживаем все меньше и меньше, наконец ребенок плывет сам (но мы еще рядом), затем ребенок плавает уже совершенно самостоятельно. Важно на каждом этапе четко отслеживать, сколько нашей помощи требуется и в чем она должна состоять. И для разных детей в разных предметах тут все по-разному. Например, моя дочка уже в первом классе сама читала учебник по природоведению, но математику я ей и сейчас, в восьмом классе, объясняю. Просто у нее нематематическое мышление, ей объективно сложно продвигаться самой по алгебре и геометрии. А литературу, биологию, историю она без проблем давно сама изучает.
Насчет выхода к доске совсем недавно у нас был курьез. Маша в первый раз сдавала физику новой учительнице (за первый триместр). И та ей сказала: «Подойди к доске и там пиши». А Маша до того всегда отвечала сидя за партой. Она вышла к доске и стала писать меленькими-меленькими буковками – почти как в тетради. Учительница удивилась. Но я как раз присутствовал на экзамене и спокойно (с улыбкой) объяснил, что Маша у доски в первый раз в жизни. Учительница в двух словах разъяснила Маше, как писать на доске. Ну и Маша быстро сообразила.
Я, честно говоря, не вижу здесь проблемы. Что такое «публичное выступление»? Просто общение с людьми. Ну, что-то в ситуации может быть непривычным. Но если человек в целом уверен в себе, умеет адаптироваться к новым обстоятельствам, владеет знанием учебного материала, умеет строить с людьми доброжелательные и взаимно уважительные отношения, то все проходит нормально.
MUMJan писал(а):
Как быть, если ребенок хочет учиться в школе, а родители уверены, что семейное образование – благо?
При семейной форме обучения, имея достаточно времени на посещение кружков и секций, не отступает ли образование на задний план?
Как в условиях СО воспитывать самоорганизацию и дисциплинированность?
Я бы не стал своих детей учить дома, если бы они хотели учиться в школе.
А что такое образование? Чему надо научить ребенка? Никого не удивляет то, что есть школы с углубленным изучением математики или рисования. Ежу ясно, что остальные предметы там изучаются существенно слабее. Дома все точно так же. У моих сыновей было углубленное изучение математики и физики (и сейчас они учатся в технических вузах). А у дочки акцент на английском и рисовании (она предполагает потом учиться на дизайнера).
Что касается самоорганизации и дисциплины, то для начала надо понять: а что такое дисциплина? Просто «умение слушаться»? Откуда же тогда возьмется самоорганизация? Многие родители и педагоги перегибают палку в том, чтобы командовать детьми, а потом удивляются, что дети вырастают безответственными и не умеют себя сами организовать. А я стараюсь командовать по минимуму. И при каждом удобном случае предоставляю детям возможность быть лидерами, самим решать, самим определять ход процесса. Скажем, сейчас дочка сама решает, когда и сколько каким предметом заниматься, когда что сдавать. В восьмом классе это уже норма. Но и в первом классе я советовался с детьми по поводу режима занятий. Мой контроль есть, но он мягкий и постепенно уменьшается.
Я так понимаю, что дисциплина – это осознанное послушание. И плюс к тому, умение не послушаться, умение отстоять свою позицию – если она разумна. Мои дети спорят со мной, я считаю это нормой.
Anatalka писал(а):
В домашнем обучении меня больше всего страшит проблема социализации. Как сделать так, чтобы у детей был достаточно широкий круг общения? И заодно, чтобы давление на ребенка со стороны других детей, которые в школу ходят, не было для него непосильным?
Насколько я понимаю, по крайней мере, поначалу организация общения полностью лежит на родителях, т.е. мы должны создать условия, при которых у ребенка была бы возможность общаться, попадать в разные ситуации и вырабатывать свой стиль общения. А если родители от природы не то что совсем замкнутые, но все же не суперобщительные?
Спасибо!
Я полагаю, что главное не в том, чтобы общения было много, а в том, чтобы ребенок реально учился общаться, реально осваивал навыки построения отношения с разными людьми. Абсолютное большинство взрослых ходили в школу. Но посмотрите: все ли умеют хорошо общаться?! А часто бывает наоборот: в школе у человека формируются отрицательные стереотипы общения, вырабатываются всякого рода комплексы. Я лично хорошо знаю немало таких людей.
А давление со стороны других людей есть всегда, в жизни любого человека. Моя позиция такая: надо уметь быть самостоятельным, надо уметь быть твердым в своей позиции, но при этом надо обязательно уважать позиции других людей. Вот этому и учил своих детей много лет.
Я сам совсем не суперобщительный человек. Я вообще больше люблю одиночество. Но в каком-то объеме пообщаться, конечно, интересно. Младшая дочка на меня похожа. А старшая дочка – наоборот, чрезвычайно общительная росла. Хоть она и училась на семейном обучении, дома ее было не удержать: кружки, подружки, поездки… Все люди разные. Это здорово! Кому-то судьбой предназначено сидеть дома и писать книги, а кто-то будет актером, будет жить в ситуациях очень активного общения. На мой взгляд, семейное обучение открывает возможности для развития в обоих этих направлениях.
velanna писал(а):
Можно ли при домашнем обучении закончить школу раньше,или нас будут экзаменовать только в срок? И можно ли,например, начальные классы сдать быстрее,а потом идти по программе? Старшие благодаря экстернату закончили на год раньше и сейчас мы видим множество плюсов в этом(а в школе не нравилось,что какой-то предмет дается легче и можно было бы сдать его быстрее,но нельзя,а на какой-то предмет требуется больше времени, а его нет).
Все зависит от того, как вы сумеете договориться конкретно с теми людьми, которые работают у вас в школе, в РОНО. То есть это зависит и от конкретно тех людей, и от вашего умения договариваться. Мой старший сын закончил три старших класса за два года. У нас с этим не было никаких проблем. И разумеется, мы оговаривали удобный для него режим сдачи всех зачетов и экзаменов.
velanna писал(а):
И еще вопрос:
Как организовать обучение при разнице в два года? Учить вместе как погодок,или все-таки лучше давать разную программу и нагрузку?
Ну, это надо решать по конкретной вашей ситуации. И в том, и в другом варианте есть и плюсы, и минусы. Очень многое зависит от соотношения характеров детей, от соотношения их темпов развития, от их интересов.
Юля и дети писал(а):
Домашнее образование за границей.
Распространяются ли Законы России на подданных за границей(возможность домашнего образования)? Если ли это экстернат, то разумно ли совмещать с обычной местной школой? Школа - общение, т.к. язык средство общения, а его хотелось бы дать ребенку. В каком виде Вы бы давали ребенку чужой язык не зная его! Здесь НЕЛЬЗЯ привести с собой на курсы взрослого ребенка
Я абсолютно ничего не могу ответить на эти вопросы. Ситуация, конечно, сложная.
Здобнова Надежда писал(а):
Домашнее образование ребенка 13 лет (7 класс) - реально ли, или уже поздно. Как готовиться и сдавать ЕГЭ 9, 11 кл.
Сам учиться хочет только в школе - там друзья, первая любовь. Хромает поведение, стал хроническим троечником.
Совместимы ли домашнее образование и работа родителей?
Конечно, в 13 лет – это еще совсем не поздно. Но браться надо с умом. Ведь у ребенка уже сформированы многие школьные подходы к учебе. А дома все совсем по-другому. Но если ваш сын сам не хочет учиться дома, то как вообще можно ставить такой вопрос?! Тем более – друзья, любовь…
Совмещать домашнее образование и работу родителей, конечно, можно. Просто работа должна соответствовать ситуации. Есть всякие надомные работы. Можно репетиторством заниматься. Можно за компьютером что-то делать. Книги и статьи можно писать. Можно ребенка из другой семьи брать – тоже учиться или просто нянчиться… Главное – надо в основном находиться дома. Особенно пока ваш ребенок учится в начальных и в средних классах и еще недостаточно самостоятелен.
Mironova Olga писал(а):
Домашнее образование заграницей, а точнее домашнее образование на русском как дополнение к школьному.
Моя дочь пойдет учиться в обычную американскую школу, так как я не смогу дать ей образование на уровне носителя языка. Но мне бы хотелось бы частично продублировать ей нашу школьную программу хотя бы ради расширения словарного запаса на русском языке и возможности возвращения в Россию через какое-то время. Да и веры в основательность американской школы у меня нет. Я понимаю, что все сильно упирается в образовательный уровень родителей. Но мы с мужем, как мы посчитали, можем "покрыть" почти все школьные предметы, кроме ОБЖ и "натаскивания" на ЕГЭ.
Как бы Вы организовали домашнее образование в нашем случае? Какие предметы и в какой форме читали бы, обсуждали, изучали бы дома и в музеях?
Или другая формулировка вопроса. Как в 19 веке, Вы свободны от школьной программы и ее давления, какое домашнее образования Вы бы дали бы своим детям в этом случае? Предметы? В какой форме?
Знаете, я не люблю отвечать на вопросы типа «что бы делал я в такой-то ситуации?», потому что все ситуации на самом деле разные. И я никогда заранее не знаю, как я действовал бы в тех или иных обстоятельствах. Развитие каждого ребенка – это такой индивидуальный, такой многогранный процесс… Я не знаю, как я буду учить свою дочку в нашей стране через год. Поживем – увидим. Поэтому из меня не получился бы составитель школьных программ…
Общий принцип такой: 1) я стараюсь максимально точно почувствовать вектор развития конкретного ребенка – что соответствует его индивидуальному пути развития; 2) я оцениваю возможности внешней ситуации (например, какие школы и секции расположены поблизости); 3) я оцениваю собственные возможности. На основе всего этого принимаются решения.
Ну а если все же пофантазировать… В 19 веке надо было бы ориентироваться точно так же. В каком городе мы живем: в одной из столиц, в небольшом уездном городке, в родовом поместье…? И к какому социальному слою принадлежит наша семья? Каковы наши финансовые возможности? Сколько детей в нашей семье и каковы возможности взрослых членов семьи? Каковы индивидуальные склонности моих детей? Ну и так далее.