Юлия Винникова
|
Добавлено: Чт май 14, 2009 9:53 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
Краткое жизнеописание
Христианское предание относит время жизни св. Николая к к. 3 в.- первой половине 4 в. Он родился, как предполагается, в г. Патаре (римская провинция Ликия в Малой Азии) в семье благочестивых христиан. С самого раннего детства стремился к познанию слова Божия, к строгому воздержанию и уединенной жизни, чем заслужил уважение своих сограждан-христиан.
В молодые годы он был рукоположен в сан священника и вскоре стал помощником епископа. После паломничества в Святую землю св. Николай принял решение удалиться от мира в Сионскую обитель и посвятить себя целиком служению Богу. Однако через некоторое время он покинул обитель и стал архиепископом в г. Миры - столице Ликии. Христианское предание говорит, что на уход из обители его призвал Бог: "Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!". Приняв сан, св. Николай старался жить для людей, заботился о всех страждущих, голодных и гонимых.
Во времена римского императора Диоклетиана, известного гонениями на христиан, он как архиепископ был осужден и брошен в темницу, где подвергался мучениям. После смерти Диоклетиана и прихода к власти императора-христианина Константина был освобожден из заключения и прославлен как великий Божий угодник. Умер св. Николай в Мире около 350 года. В 1087 году его мощи были перенесены в итальянский город Бари, где хранятся до сих пор.
Св. Николай, по преданию, совершил множество добрых дел: спас от гибели впавшую в нищету семью, заступался за несправедливо осужденных, избавлял от гибели мореплавателей и утопающих, вызволял из темниц пленников, воскресал умерших, помогал голодным и сирым. ПодробнееО Николае Чудотворце житие http://days.pravoslavie.ru/Life/life6767.htm
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юлия Винникова
|
Добавлено: Чт май 14, 2009 10:08 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
Почему празднуется два раза?Церковное предание: До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.
Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград — 9/22 мая — была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.
Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6767.htmТрадиционный взгляд
Соответственно высокому статусу святителя Николая Мирликийского, в народной традиции отмечается два дня его памяти, причем и Никола Вешний, и Никола Зимний осмыслялись как большие праздники. Вплоть до начала Х1Х в. Николины дни в русских деревнях считались важнейшими праздничными днями после Пасхи. Феофан Прокопович, известный просветитель ХУ111 в., говорил, что русские люди "память святого Николая, выше Господских праздников ставят". В эти дни православная церковь советовала людям отложить все рабочие дела, посвятить время отдыху, размышлениям о благочестивой жизни Угодника и его чудесах.
Однако во множестве русских деревень Николины дни отмечались не столько молитвой, сколько пиршествами в честь любимого святого. На эти дни приходились мужские братчины, а также престольные праздники, справлявшиеся три-четыре дня всей деревней, с приездом гостей, появлением паломников, богомольцев, нищих. Характерной их чертой было всеобщее пьянство, носившее ритуальный характер. Принято было считать, что с помощью хмельных напитков человек приближает себя к св. Николаю, и это нравится Угоднику. Иностранцы, посещавшие Россию в ХУ1 - ХУ11 вв., писали, что русские "считают неприличным и непристойным не упиться в этот день вином или водкою" ( Успенский Б.А. 1982. С. 46). В Х1Х в. в деревнях, а также среди ремесленного люда в городах широко использовались такие слова как "николить", т.е. пить, гулять, пьянствовать, "наниколиться" - напиться пьяным, празднуя Николин день.
истчник
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юлия Винникова
|
Добавлено: Чт май 14, 2009 10:44 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
Иконы и образ Николая Чудотворца Образ святителя Николая пришел на Русь вместе с принятием ею христианства и на протяжении многих веков занимал в религиозном сознании русского народа совершенно исключительное место. Почитание Николая Угодника приближалось к почитанию Богородицы и самого Христа. Многие крестьяне даже считали, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы Угодника. Икона Св. Николай входила в состав домашнего иконостаса, наряду с образами Спасителя и Божьей Матери. Зачастую имя Никола использовалось для обозначения иконы вообще: "Нет икон, как Никол", "на тибе полатенца - утрися , на тибе Николу - помолися".
Николай Угодник воспринимался в России как национальный святой, покровитель русского народа, а также как крестьянский святой и мужицкий заступник. Его называли "святой великий святитель Христов, теплый заступник и скорый помощник". Принято было считать, что Николаю Угоднику можно молиться "во всех нуждах", что он всегда и всем поможет, ибо добр и милостив.
Никола - помощник воинам и их матерям На его помощь надеялась мать, провожая сына на войну: "Да хранит тебя Микола многомилосливой, И от бури да хранит тебя - от падары, И от холода тебя да Он от голода, От тычков-пинков ведь он от затыльников! Во бою да сохранит Он с неприятелем, От оружьица ведь Он да завоенного; И от искры сохранит тобя трескучей, И от этого огня да Он от палящего. Впереди да Он Микола щитом берё, Позади да Он Микола мечом секё, Посторонь да Он Микола огнем палит; Тучи нет, а быв как гром гремит, Грому нет, а искры сыплются". Никола - помощник семье Николай Угодник рассматривался и как покровитель и устроитель свадеб. При благословении жениха на брак часто использовался вместо образа Спасителя образ Николая Угодника. Ритуальное приглашение в дом свадебного дружки звучало так: "От великого Николы канун (мед) пей, а от Пречистыя Богородицы хлеб кушай". Девушка, выходя замуж, просила благословения не только у Божьей Матери или Спасителя, но обязательно и у св. Николая. "Помолюся я, красна девица, Я Николе Многомилостиву: Сохрани, помилуй девицу, Святый Николай Многомилостивый!"
Женщины взывали к нему при трудных родах: "Господи Иисусе Христе, Николай Угодник, Пятница Параскева, Варвара Великомученица, простите меня все православные христиане, Мать Сыра-земля, небо синее, солнце ясное.." Николай - защитник от зла. Русские считали, что Николай Угодник может защитить их от всякого зла: "Николай, угоднык Божий, помошнык Божий! Ты й у поли, ты у й доми, у пути й у дорози, на небеси и на земли; заступы и сохраны од усякого зла!.." Стремясь оберечь себя от порчи, люди читали заговор с именем Николая Угодника: "Спущается с небес..."
Отправляясь в дорогу, надеялись на защиту Николая Угодника. Выходившему из дома говорили вслед: "Никола в путь, Христос подорожник!", "Бог на дорогу, Никола в путь", "Микола с нами!".
Ложась спать, просили у него защиты от нечистой-неведомой силы, которая, по поверью, могла навредить человеку во сне: "Около нашего двора Иисусова молитва, Николина ограда - тын медный, врата железны, аминем заперты, а на хоромах святая вода"
Избавление от казни невинно осужденных Святителем Николаем (роспись придела во имя Святителя Николая на юго-восточной стороне хорной галереи Храма Христа Спасителя.) На суше и на море хранит Никола, пастырь светлейший. Он невинно осужденных от тюрьмы и казни спасает, люду честному защита и опора.Русские люди считали, что Николай Угодник дарует обилие, плодородие, богатство: "До Миколы - нет добра николи". В песнях, притчах, легендах рассказывалось о том, что святой ходит по домам, заглядывает в амбары, погреба и старается их наполнить разным добром: "Еще ходит Никола по погребу, Еще ищет Никола неполного, Что неполного, непокрытого Еще хочет Никола дополнити". Николай Угодник - мужицкий Бог, выступал в поверьях русского народа как покровитель урожая, плодоношения, домашнего скота. Крестьяне считали, что его "любит Матушка Сыра-Земля" и что благодаря его заботам колосится рожь, цветет гречиха, созревает ячмень: "На поле Микола один Бог". Существовало поверье, что во время жатвы он, как рачительный хозяин, ходит по полям, гордясь плодами земными: "Как Николушка-то по полю ездит, Суслончики пересчитывает Оржаные, пшеничные". Николай Угодник, как настоящий хозяин, по поверью, охраняет от бед "крестьянский скот - милый живот". Незаметно для пастуха он приходит в стадо, чтобы защитить его от лешего, диких зверей, лихих людей. В русской деревне крестьяне, приветствуя пастуха, говорили ему: "Микола в стадо!". В случае падежа скота давался обет "повеличать Великому Миколе". Николай Угодник рассматривался, наряду с Фролом и Лавром, и как покровитель лошадей. В день Николы Вешнего первый раз выгоняли коней в ночное.Николай Угодник считался также хорошим врачевателем, целителем: "На окияне-море стоит золот стул, на золоте стуле сидит св. Николай, держит золот лук, натягивает шелкову тетивку, накладывет каленую стрелу, станет уроки и призоры стрелять" . При этом считалось, что он может воскресить умершего, избавить человека от любой болезни, а среди знахарей было распространено мнение, что Николин день - самый благоприятный для лечения тяжелых заболеваний. Образ Николая Угодника в поверьях русского предстает в самых разнообразных функциях. Так, например, наряду с Ильей Пророком он выступает в роли покровителя земных вод: рек, озер, морей. Считается, что св. Николай заботится о водах и всех плавающих на них со дня Николы Вешнего по Ильин день, а Илья Пророк - в остальное время года.Николай Угодник мог восприниматься также в качестве хозяина леса: "В поле да в лесу один Никола Бог". В старинном заговоре говорится: "Отмыкает святой Никола земную широту, небесную вышину и роспускает белых зверей горносталев чернохвостых". Преследуя зверя, охотники обычно обращались к святому со словами: "Николай Чудотворец! Создай его моим". Николай Чудотворец выступал также как начальник рая: "Николай-то чудотворец, Чудеса тут он творил: Седьмое небо отворил, Ко Христу часто ходил".
В волшебных сказках и легендах о путешествии в загробный мир он встречает умерших у ворот рая, отпирая их большим ключом. В ХУ11 - ХУ111 в. при похоронах в руки умершему вкладывали "письмо к святому Николаю" с просьбами о прощении грехов умершему. Кроме того, считалось, что Николай Угодник водит душу находящегося в летаргическом сне человека по раю и аду. Источники: Российский Этнографический музейСайт, посвященный Николаю Угоднику (житие, чудеса, молитвы, иконы, разные статьи ) http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юлия Винникова
|
Добавлено: Чт май 14, 2009 10:54 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
На Николу Вешнего существовал обычай преподносить Николаю Угоднику яйца, окрашенные в красный, желтый, зеленоватый цвет, или яичницу. Для этого женщины и девушки разбивались на группы, уходили в лес и там съедали их в честь святого. Принято было также приносить крашеные яйца в церковь "для святого Угодника". Приметы, пословицы, поговоркиНикола Вешний, Никола Теплый Святой Николай (Микола) Вешний (Весенний), Никола Теплый, Николай Чудотворец. Два Николы: один Травный, другой – Морозный. Один с травой, другой – с зимой. От Николы осталось 12 морозов (утренников), коли не весной, то по Семен день (14 сентября). Тепло-то тепло, только по ночам зябко: «От Николы осталось двенадцать утренников, коли не весной, так после Семен-дня». "Нет за мужика поборника - супротив Николы". "Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает". Оба Николы - и Зимний (19 декабря), и Вешний - погоду устанавливают. "Никола Вешний - с теплом, Николай Зимний - с морозом". "Пришел бы Никола - а тепло будет". Травный день. На Евдокию курочка водички напьется, на Николу корова травки наестся. Никола-с-теплом, Никола Вешний. Цветут черника, незабудка, белым-бела черемуха, стало быть, сажай картошку. «Пришел бы Никола, а тепло будет» - новый достигнут рубеж весны. «Не хвались на Юрьев день посевом — хвались на Николин день травой». Зелен, благодатен май, но больше мужику по душе, когда посевы мочит: «На Николу дождь - будет жито и рожь». Страда полевая, плуг дает земле дыхание. Дивны запахи свежевспаханных полос, сливаются с ароматом черемух и запышневшей травы, обнаженных песчаных берегов, где на камнях сохнет тина. До нового урожая - месяцы тяжкого труда: «С Николы вешнего крепись, хоть разопнись, а с Николы зимнего - живи, не тужи!» Голодный, травной - весной Никола, сытый, холодный, - естественно, Никола зимой. Два отсчета времени. Настолько великие, что иностранцы, в прошлом посещавшие Русь по делам дипломатии, торговли, уезжали с уверенностью: здесь ставят Николая, епископа Мир Ликийских, превыше кого бы то ни было. Народная молва гласила: «Проси Николу - он Спасу скажет». Из обычаев, сомкнутых с этой датой, напомним исполняемый неукоснительно: оделять милостыней странников, убогих, нищую братию. «Не накорми в Николин день голодного - сам наголодаешься». Хотя на вешнего, голодного Николу не до разносолу, поделись последним: «Прохожий - человек Божий». На суше и на море хранит Никола, пастырь светлейший. Он невинно осужденных от тюрьмы и казни спасает, люду честному защита и опора. Источник: http://www.barnaul-altai.ru/news/calendar/?id=2044
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юлия Винникова
|
Добавлено: Чт май 14, 2009 10:56 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
СказкаА. Н. Афанасьев В некоем царстве жил-был богатой мужик; жадность и скупость совсем одолели его: если кому и давал он взаймы деньги, то всегда под заклад и за большие проценты. В том же царстве жил-был бедной мужичек, и кроме жены да семерых детей ничего у него не было. Долго перебивался он кое-как и добывал себе и ребятишкам дневное пропитание; а там пришло такое время, хоть зубы на полку клади: три дня без еды сидел. Как быть? чем семью прокормить? Думал он, думал и решился пойти к богатому мужику и попросить взаймы денег. - Ах, ты дурачина! -- закричал на него богатый. -- Ну, с какими глазами пришел ты занимать деньги? Ну, можно ль тебе поверить? Что с тебя после взять!.. - Будь милостив, выручи из беды! Не дай помереть голодною смертию, по век не забуду... Заработаю -- с лихвою отдам. - Отдам!.. знаю, как вы отдаете. - Право слово, отдам: вот тебе Никола порукою! -- отвечал бедной и показал на образ Николы-угодника. Смиловался богатый, отсчитал ему двадцать рублей: - Смотри же, -- говорит, -- непременно в срок заплати. Бедняк взял деньги, пошел на базар, накупил хлеба и стал кормиться со всею семьею. Пришло время платить, а у него по-старому нет ни копейки... "Что делать? -- думает он. -- Пойду, попрошу отсрочки..." Приходит к богатому и ну кланяться ему в землю: - Обожди, родимый! дай еще вздохнуть хоть малое время. - Чего ждать-то? Пришел срок, и подавай денежки; небось умел брать! - Рад бы, отец родной, хоть сейчас заплатить, да верь совести: нечем! - Видно с тобою, мошенником, хорошо не сделаешься! -- сказал богатой мужик, -- а надо будет за поруку приниматься. Пришел домой, стал перед образом Николы-угодника и говорит: -Что ж ты не отдашь за бедного денег? ведь ты за него поручился... Икона ничего не отвечает. - Что же ты молчишь? У меня не отмолчишься: не отстану до тех пор, пока не заплатишь все до единой копейки. Ничего не отвечает икона. Тогда надумал мужик пойти ночью к болоту и попросить у чертей. Дождался полночи, пришел к болоту и подает голос нечистому: - Возьми, говорит, мою душу, только дай двадцать рублей. Отвечает ему нечистый: - Ступай домой, доброй человек! Нам твоей души не надобно. Много вашей братьи голышей сюда таскается. Если всем давать деньги, так самим придется щелкать зубами! Мы и на господ-то напастись не можем, а то еще вам давай! Воротился мужик домой с пустыми руками, снял образ со стены, положил его на повозку и выехал со двора. Лошадь он пустил вперед, а сам идет за повозкой сзади, по образу кнутом стегает да приговаривает: - Отдай мои деньги! отдай мои деньги! Идет он так мимо гостиного двора, и увидал его купеческий сын. Увидал и стал спрашивать: - Что ты, безбожный, делаешь? - А то, что давал я взаймы одному мужику двадцать рублей, и этот образ был по нем порукою; пришел срок отдавать деньги -- у мужика нет ни полушки; вот и принялся я за поруку! - На, возьми свои двадцать рублей, только отдай мне образ. - Изволь, брат, мне еще лучше без хлопот! Взял купеческий сын образ, поставил его в лавке и засветил перед ним лампадку. А наутро явился к нему седой старик и стал наниматься заместо приказчика. Купеческий сын подумал-подумал и взял его и лавку. С той самой поры пошла у него такая торговля, что никак товаров не напасешься: покупщики так и валят в лавку со всех сторон. Разбогател купеческой сын; построил два корабля, нагрузил их разными товарами и собрался в далеких странах торг вести. А когда он уже отправлялся за море, старик попросился с ним ехать. Купеческий сын и говорит ему: - Куда тебе, старому, работать? ведь ты ничего не осилишь. - А вот увидишь, я хоть стар, да работящ: за десятерых молодых сойду. - А что возьмешь? -Что заработаем, то пополам. -Хорошо! И поехали они со стариком в другое государство торг вести. А в том государстве на ту пору беда приключилась: злая ведьма испортила царевну -- днем она лежит словно мертвая, а по ночам встает и людей поедает! Что тут делать? Положили ее в гроб, набили сверху крышку и вынесли в церковь. Царь повелел кликать клич по всему государству: не найдется ли кто такой, чтоб мог отчитать царевну? а кто ее отчитает, тот будет царским зятем и получит в приданое половину царства. Кликнули клич; только никто не выискался, никто не берется за это дело хитрое. Вот и говорит старик купеческому сыну: - Ступай к царю и скажи, что ты можешь отчитать царевну. - А как не сумею? - Не бойся! Бог поможет, и я научу. Отправился купеческой сын к царю, объявил о себе; царь обрадовался и велел ему отчитывать. В тот же самый день вечером пошел старик вместе с купеческим сыном в церковь, поставил около гроба аналой и очертил круг; после того дал купеческому сыну книгу и приказывает: - Становись в этот круг, и что бы ни было, что бы тебе ни казалось -- не переходи за черту, молись и читай книгу. Сказал и ушел. Остался купеческой сын в церкви один. Стал он в кругу перед аналоем и принялся читать. Ровно в полночь сорвалась с гроба крышка, и царевна встает. Встает она и бросается прямо на купеческого сына… Вот уже близко... Но сколько ни силится, никак но может переступить проведенной черты. Бешено рвется она вперед, напускает на купеческого сына разные страхи и грозит бедою, но он не ужасается, стоит в кругу и все читает. Читает да читает… Стало светать, запели петухи -- в ту ж минуту грохнулась царевна наземь и сделалась совсем мертвою. Поутру рано посылает царь узнать: все ли благополучно? Приходят посланные и видят: купеческой сын жив, и не могут надивиться, как он уцелел. Подняли они царевну, положили опять в гроб, заколотили крышку, воротились к царю и рассказали обо всем. На другую ночь было то же. А на третью купеческой сын отчитал царевну: вышла из нее вся нечисть. Тут только переступила она черту, подошла к купеческому сыну, взяла его за руку, поцеловала в уста и сказала: - Будь ты моим мужем, а я твоей женою. На том они и поладили, стали рядом перед местными иконами и начали молиться Богу тихо и любовно. Как донесли об этом посланные царю, он сейчас же приказал обвенчать купеческого сына на царевне и дал ему в приданое половину своего государства. Воротился домой купеческий сын с большими богатствами. Приходит к нему старик и говорит: - Давай делиться Купеческой сын вытащил все деньги и стал делить попалам. - Что ты с деньгами-то возишься? Мы с тобой привезли еще царевну. Давай и ее делить! Взял старик острый меч и разрубил ее надвое. Опечалился купеческий сын и говорит: - Бог с тобой! за что ты ее убил? - Разве тебе жалко? -- спрашивает старик. Взял обе разрубленные части, сложил вместе, дунул, и царевна тотчас встала живою и сделалась вдвое лучше прежнего. - Вот твоя жена! живи с нею по-Божьему, -- сказал старик и исчез. И то был не простой старик; то был сам Никола, угодник Божий. (Из собрания В.И. Даля) http://www.mnemosyne.ru/library/legend-15.html
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юлия Винникова
|
Добавлено: Чт май 14, 2009 10:59 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
Илья-пророк и Никола Сказка А. Н. Афанасьев
Давно это было; жил-был мужик. Николин день завсегда почитал, а в Ильин день нет-нет, да и работать станет. Николе-угоднику и молебен отслужит, и свечку поставит, а про Илью-пророка и думать забыл.
Вот раз как-то идет Илья-пророк с Николой полем этого самого мужика. Идут они да смотрят: на ниве зеленя стоят такие славные, что душа ни нарадуется. - Вот будет урожай так урожай! -- говорит Никола. -- Да и мужик-то, право, хороший, добрый, набожный, Бога помнит и святых знает! К рукам добро достанется... -А вот посмотрим, -- отвечал Илья, -- еще много ли достанется! Как спалю я молнией, как выбью градом все поле, так будет мужик твой правду знать, да Ильин день почитать.
Поспорили-поспорили и разошлись в разные стороны. Никола-угодник сейчас к мужику: - Продай, -- говорит, -- поскорее Ильинскому батьке весь свой хлеб на корню; не то ничего не останется, всё градом повыбьет.
Бросился мужик к попу: - Не купишь ли, батюшка, хлеба на корню? Все поле продам; такая нужда в деньгах прилучилась, что вынь да положь! Купи, отец! задёшево отдам.
Торговались-торговались, и сторговались. Мужик забрал деньги и пошел домой. Прошло ни много, ни мало времени: собралась, понадвинулась грозная туча, страшным ливнем и градом разразилась над нивою мужика, весь хлеб как ножом срезала -- не оставила ни единой былинки.
На другой день идет мимо Илья-пророк с Николою; и говорит Илья: - Посмотри, каково разорил я мужиково поле! - Мужиково? Нет, брат! Разорил ты хорошо, только это поле Ильинского попа, а не мужиково. - Как попа? - Да так; мужик -- с неделю будет -- как продал его Ильинскому батьке, и деньги все сполна получил. То-то, чай, поп по деньгам плачет! - Постой же, -- сказал Илья-пророк, -- я опять поправлю ниву, будет она вдвое лучше прежнего.
Поговорили они, поговорили и пошли всякий своей дорогою. Никола-угодник опять к мужику: - Ступай, -- говорит, -- к попу, выкупай поле -- в убытке не будешь. Пошел мужик к попу, кланяется и говорит: - Вижу, батюшка, наслал Господь Бог несчастие на тебя -- все поле градом выбито, хоть шар покати! Так уж и быть, давай пополам грех; я беру назад свое поле, а тебе на бедность вот половина твоих денег.
Поп обрадовался, и тотчас они по рукам ударили. Меж тем -- откуда что взялось -- стало мужиково поле поправляться; от старых корней пошли новые свежие побеги. Дождевые тучи то и дело носятся над нивою и поят землю; чудный уродился хлеб - высокий да частый, сорной травы совсем не видать, а колос налился полным-полный, так и гнётся к земле. Пригрело солнышко, и созрела рожь -- словно золотая стоит в поле. Много нажал мужик снопов, много сложил копен; уж собрался их возить да в скирды складывать.
На ту пору идет опять мимо Илья-пророк с Николою. Весело оглянул он все поле и говорит: - Посмотри, Никола, какая благодать! Вот так наградил я попа, по век свой не забудет... -Попа?! Нет, брат! благодать-то велика, да ведь поле это -- мужиково; поп тут ни при чем останется. - Что ты! -Право слово! Как выбило градом всю ниву, мужик пошел к Ильинскому батьке и выкупил ее назад за половинную цену. -Постой же! -- сказал Илья-пророк, -- я отниму у хлеба всю спорынью! сколько бы ни приготовил мужик снопов, больше четверика зараз не вымолотит. -Плохо дело! -- думает Никола-угодник. Отправился он к мужику и говорит: - Смотри, как станешь хлеб молотить, больше одного снопа зараз не клади на ток. Стал мужик молотить: что ни сноп, то и четверик зерна. Все закрома, все клети набил рожью, а все еще остается много; поставил он новые амбары и насыпал полнёхоньки.
Вот идет как-то Илья-пророк с Николою мимо его двора, посмотрел туда-сюда и говорит: - Ишь какие амбары вывел! что-то насыпать в них станет? - Они уж полнёхоньки, -- отвечает Никола-угодник. - Да откуда же взял мужик столько хлеба? - Эва! у него всякой сноп дал по четверику зерна; как зачал молотить, он все по одному снопу клал на ток. - Э, брат Никола! -- догадался Илья-пророк; это все ты мужику пересказываешь. - Ну, вот выдумал; стану я пересказывать... - Как там хочешь, а уж это твое дело! Ну, будет же меня мужик помнить! - Что ж ты ему сделаешь? - А что сделаю, того тебе не скажу. - Вот когда беда, так беда приходит! -- думает Никола-угодник, и опять к мужику: - Купи, -- говорит, две свечи, большую да малую, и сделай то-то и то-то.
Вот на другой день идут вместе Илья-пророк и Никола-угодник в виде странников, и попадается им навстречу мужик: несет две восковые свечи. Одну -- рублевую, а другую -- копеечную. - Куда, мужичек, путь держишь? -- спрашивает его Никола-угодник. - Да вот иду свечку рублевую поставить Илье-пророку, уж такой был милостивой ко мне! Градом поле выбило, так он, батюшка, постарался, да вдвое лучше прежнего дал урожай. - А копеечная-то свеча на что? - Ну, эта Николе! -- сказал мужик и пошел дальше. - Вот ты, Илья, говоришь, что я все мужику пересказываю; чай, теперь сам видишь, какая это правда!
На том дело и покончилось: смиловался Илья-пророк, перестал мужику бедою грозить; а мужик зажил припеваючи, и стал с той поры одинаково почитать и Ильин, и Николин день.
(Записано со слов крестьянина Ярославской губернии)http://www.mnemosyne.ru/library/legend-13.html
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юлия Винникова
|
Добавлено: Чт май 14, 2009 10:59 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
Касьян и Никола
Раз в осеннюю пору увяз у мужика воз на дороге. Знамо, какие у нас дороги; а тут еще случилось осенью, так и говорить нечего!
Мимо идет Касьян-угодник. Мужик не узнал его и давай просить: - Помоги, родимый, воз вытащить! - Поди ты! -- сказал ему Касьян-угодник, -- есть мне когда с вами валандаться! Да и пошел своею дорогою. Немного погодя проходит там же Никола-угодник. - Батюшка, -- завопил опять мужик, -- батюшка! помоги воз вытащить. Никола-угодник и помог ему.
Вот пришли Касьян-угодник и Никола-угодник к Богу в рай. - Где ты был, Касьян-угодник? -- спросил Бог. - Я был на земле, -- отвечал тот. -- Прилучилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз; он просил меня: помоги, говорит, воз вытащить; да я не стал марать райского платья. - Ну, а ты где так выпачкался? -- спросил Бог у Николы-угодника. -Я был на земле; шел по той же дороге и помог мужику вытащить воз, -- отвечал Никола-угодник. -Слушай, Касьян! -- сказал тогда Бог, -- не помог ты мужику, и за то будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, за то, что помог мужику воз вытащить, будут служить молебны два раза в год.
С тех пор так и сделалось: Касьяну в високосный только год служат молебны, а Николе два раза в год.
(Записана в Орловском уезде П. И. Якушкиным)http://www.mnemosyne.ru/library/legend-14.html
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юлия Винникова
|
Добавлено: Чт май 14, 2009 11:16 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
Николай Угодник и охотники (мультик) Сказка о том, как Николай Угодник предупредил двух охотников об опасности, подстерегавшей их в лесу. Но Агафон и Спиридон, приняв старца за обыкновенного человека, посмеялись над его словами, за что жестоко поплатились... © Экран, 1991г. http://mults.spb.ru/mults/?id=609
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|