С большим удовольствием предлагаю вам видеозапись Натальи Евгеньевны Карлышевой, учителя моей дочки. Наталья Евгеньевна рассказала, как использует ТРИЗ в своей работе с детьми. Рада, что получилось записать этот материал, получилось как всегда интересно (с Натальей Евгеньевной по-другому не бывает!). Очень рада познакомить вас с таким замечательным человеком!
Мы говорили не только о ТРИЗ как об инструменте мышления, но и о том, как свобода думать по-своему даёт ребёнку ощущение внутренней свободы, полёта, позволяет получать от жизни удовольствие. Много конкретных примеров: как с помощью ТРИЗ изучать естествознание и русский язык, как дети решали задачу Робинзона, почему ТРИЗовцы не назвали бы ледокол ледоколом и не только! Прошу прощения за качество звука - снимали в лесу (ходили с детьми в поход), и иногда плохо слышно из-за ветра.
Делюсь своими мыслями, которые появились после беседы с Натальей Евгеньевной. Все родители хотят, чтобы их ребёнок был счастливым. Но как? Как научить ребёнка получать от жизни удовольствие? С удовольствием работать и с удовольствием отдыхать? Когда возникает проблема - не опускать руки, а видеть новые возможности для роста и развития, и решать эти задачки с улыбкой, легко, опять же - с удовольствием. Получается, что для этого нужно видеть мир цельным, видеть и хорошее и плохое, видеть систему - что над ситуацией, что под, а не упираться во что-то одно, ища при этом виноватых...
Самое интересное, по словам Натальи Евгеньевны, детей этому учить не нужно! Дети до семи лет воспринимают мир системно и целостно, наверное, именно поэтому радующихся жизни детей несравнимо больше, чем взрослых. Что происходит дальше? А то, что в школе начинают всё дробить: русский язык отдельно, математика отдельно, всё отдельно - мир распадается на клеточки и кусочки. И начинает меняться мышление, оно перестраивается, ведь ребёнка годами учат делать то, что положено и редко интересуются его собственным мнением.
Как помочь ребёнку не только сохранить, но и развить системное мышление? Есть готовый работающий инструмент: законы системного мышления изучает ТРИЗ. И можно научиться мыслить по законам ТРИЗ, и уже с этой ступеньки двигаться дальше, в сторону творчества и интуиции.
Как заниматься с детьми ТРИЗ? Для начала вам самим нужно изучить эти законы. Найти информацию о ТРИЗ не трудно. Труднее найти время и освоить.
Буду рада вашим комментариям, приглашаю к обсуждению. Пишите в этой теме.
Зарегистрирован: Ср апр 22, 2009 3:15 pm Сообщения: 53 Откуда: г. Томск
Ирина, какая замечательная у вас учительница!!! Вот бы нам такую!!! Спасибо за знакомство! А еще беседы с нею не планируются, очень интересна точка зрения Натальи Евгеньевны на образование, может ли она сориентировать на какие-то (кроме озвученных) методически важные вещи, если хочется заняться семейным образованием?
_________________ Таисия июнь 2008г. Есения июнь 2011г Владимир апрель 2015г
Ирина, какая замечательная у вас учительница!!! Вот бы нам такую!!! Спасибо за знакомство! А еще беседы с нею не планируются, очень интересна точка зрения Натальи Евгеньевны на образование, может ли она сориентировать на какие-то (кроме озвученных) методически важные вещи, если хочется заняться семейным образованием?
Есть запись встречи с Натальей Евгеньевной про образование. Постараюсь выложить в группе. Вот там - миллион методически важных вещей и не только.
Наталье Евгеньевне спасибо. В очередной раз задумываюсь о том, что, хоть нам до школы еще далеко, но пора искать решение очень важной задачи: поиска нормальных учителей для своего ребенка. И как здорово (от слово здоровье) и от того очень заманчиво было бы не разрушать мир ребенка, дробя его на части
Спасибо большое за интервью! Сразу кинулась искать книги по ТРИЗ. Моему сыну пока только 2 года, но самих нас надо начинать переделывать
Очень понравилась резюмирующая фраза: Чем раньше родители начинают водить детей на курсы подготовки к школе, тем раньше ребёнок отучается думать (я не дословно, но суть отразила).