Почему же зиму сменяет именно весна ? А не наоборот. А почему за летом приходит осень ? Как происходит смена времен года ?
А происходит это так: «Мы живем на планете под названием «Земля» - она круглая» (покажите малышу изображение глобуса, а лучше сам глобус, чтобы у него создалось правильное мнение (знание), что «Земля» - это Шар).
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она — большущий шар.
(Земля)В двух словах расскажите малышу о полюсах, о том, что есть Северный и Южный полюсы, а значит у «Земли» есть «Северное полушарие» (половинка шара) и «Южное полушарие» (другая половинка шара)
P/S Для совсем маленьких не уходите в «дебри». Просто скажите пару простых фраз – они могут не уловить смысл, но факт для них останется фактом. А когда подрастет, тогда и лучше понимать будет, и можно будет вернуться к астрономии.
«Где небо ? Посмотри, на небе солнышко. Где солнышко ? Наша планета «Земля» вращается вокруг «Солнца» (покажите на примере двух мячиков или воздушных шариков). Полный оборот вокруг «Солнца» она совершает за год. И когда «Земля» делает этот оборот – она освещается «Солнцем» по-разному. Когда «Земля» поворачивается к «Солнцу» одним бочком (Северным полушарием), то и прогревает этот бочек больше – ему больше достается тепла и света – и здесь «Лето», а другому бочку в это время холодно (Южное полушарие) – здесь зима. (Тепло-холодно, т.е. зима-лето можно объяснить так: малыша поставьте возле обогревателя или батареи, только обязательно смотрите, чтобы не обжегся - и малыш почувствует, что одному бочку тепло, а другому не так тепло. А падение света можно легко объяснить настольной лампой или фонариком, посветив на малыша). Но через полгода «Земля» повернется к «Солнцу» другим бочком и теперь ему будет тепло и светло и тогда на Южном полушарии будет лето, а на Северном – зима. Если же оба полушария освещены одинаково, то наступает весна или осень (здесь можно малыша поставить животик к утеплителям и посветить фонариком на животик – для определения тепла и света) Надо учесть, что в Южном и северном полушариях всегда разные времена года, т.е. не может быть одновременно две весны или две осени.
Теперь возьмите календарь. В двух словах напомните про календарный год. И покажите малышу названия месяцев (проговорите их – акцентируйте) и развороты каждого месяца (см. начало первого занятия) И очень советую такой календарь с пейзажами повесить на стену или поставить на столе и обращаться к нему почаще (рассматривать).
Демонстрационный материал (долгоиграющий):Нарисуйте на картоне круг, разбейте его на 12 секторов - 12 месяцев (3 белые - зима, 3 голубые - весна, 3 зеленые - лето, 3 желтые - осень), раскрасьте. Сделайте карточки: с цыфрами - 12, с названиями месяцев (с одной стороны соответствуют по цвету - временам года, с другой стороны тоже названия месяцев разбитые цветом на склады), и картинки с отличительными особенностями. Это все лучше сделать на картоне, чтобы можно было в любой момент обратится и пособирать (хотя бы раз в месяц, а то и почаще)
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МАМ:Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, от новолуния до новолуния, в древние времена определялся в 30 дней. Так возникла единица измерения времени — лунный месяц. Первоначально месяцы не имели названий, обозначались порядковыми номерами (год состоял из 10 месяцев). Затем первый месяц года (год начинался с марта) стали называть «мартиус», в честь бога войны Марса, второй месяц — «априлис», что означало раскрытие почек на деревьях. Третий месяц был посвящен богине Майе, четвертый — богине Юноне. Так появились названия месяцев: март, апрель, май, июнь.
В VII в. до н. э. была проведена реформа римского календаря, в году стало 12 месяцев, первый из них был январь — в честь двуликого бога Януса, который мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее. Число дней в месяцах колебалось от 28 до 31.
Если смена дня и ночи обусловливается вращением Земли вокруг своей оси, то смена времен года определяется вращением Земли вокруг Солнца. Год — это время полного оборота Земли вокруг Солнца, которое равно 365 суткам и 6 часам. Началом года условно считают 0 часов 0 минут 0 секунд 1 января. За четыре года составляются лишние сутки, их относят на 29 февраля в так называемые високосные годы.
ВЫСТАВКА: "ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 12 МЕСЯЦЕВ"
http://stream.ifolder.ru/5691533
ВЫСТАВКА: "ПЕЙЗАЖИ 12 МЕСЯЦЕВ"
http://stream.ifolder.ru/5692521«Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.
Как же это случилось? А вот как.
Прочитайте Малышу сказку С.Маршака «12 Месяцев»:
http://old.tots.ru/maturity/tale/tale/ny/12month
Прочитайте малышу сказку про Тима и Глима из Волшебной Страны или «Почему в году 12 месяцев» http://www.kniga-skazok.ru/skazka22.htmlПосмотрите сначала с малышом (лучше вместе – дети любят, когда родители находятся рядом с ними) художественный фильм или мультфильм «12 месяцев» по одноименной сказке «12 месяцев» Самуила Маршака.
Теперь сделайте для малыша корзиночку и карточки с подснежниками. Демонстрационный материал (долгоиграющий)Предлагаю сделать такой вариант:
1) берете маленькую не нужную коробочку – по высоте 10-15 см, по ширине 10-15 см,
2) рисуете на альбомном листе корзиночку, раскрашиваете, вырезаете и приклеиваете к стороне коробочки, смотрящей на Вас (нарисовать, раскрасить и даже вырезать можете вместе с малышом – пусть тоже примет участие в создании корзиночки),
3) теперь рисуете 12 подснежников на картонном листе, раскрашиваете, вырезаете (может быть два варианта: вырезаете в форме цветочка или одинаковые квадратики-карточки, на которых будут изображены по одному подснежнику),
4) затем на верхней стороне коробочки делаете надрезы-дырочки так, чтобы цветы или карточки у Вас не проваливались совсем, а как бы стояли в коробочке-корзиночке (можете дырочки сделать в шахматном порядке, или подряд, или произвольно.
Приготовьте любимую куклу или зверушку (это может быть и просто воображаемая девочка). Посадите рядом с корзиночкой.
Демонстрационный материал (долгоиграющий) /математической корзиночки хватит на целый год - на все времена года/
И предложите малышу такую игру: «Представь, что ты в лесу. Ты, видишь полянку, а на полянке костер. За ним сидят братья «12 месяцев». И вот к ним выходит с корзиночкой в руках кукла Маша (зайка, мишка, собачка и т.д.) Она (он) здоровается с братьями, и просит их помочь собрать ей (ему) корзинку подснежников для бала во дворец. Братья-месяцы согласны помочь, но только, если кукла Маша (зайка, мишка, собачка и т.д.) справиться с их задачками. За каждое правильно сделанное задание они будут давать ей (ему) по подснежнику. Помоги кукле Маше (зайке, мишке, собачке и т.д.) справиться с этими заданиями.
1) Первым встаёт зимний месяц
«Декабрь»: «Скажи Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.), как же величать нас – зимних месяцев ? (пусть малыш поможет назвать месяцы, или Вы сами подскажите Машеньке (зайке, мишке, собачке и т.д.) названия зимних месяцев) Молодец ! Нарисуй, пожалуйста, для нас две елочки, каждую двумя руками одновременно.» (Пусть малыш попробует нарисовать двумя руками сразу – даже, если нарисует абру-кадабру

Смысл состоит в том, чтобы попробовать что-то новое. Потом можете на другом листочке вместе нарисовать две ёлочки. «Молодец, Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.) ! Ты заслужил(а) первый подснежник.» (Малыш вставляет подснежник в дырочку коробочки-корзиночки)
2) За «Декабрём» встал второй брат
«Январь»:
«Пришла веселая зима
Кругом снежинок кутерьма!»
«Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.), найди, пожалуйста, на рисунке две непохожие друг на друга снежинки, а также непохожие на все остальные». (Чем младше малыш, тем проще для него должны быть снежинки и в количестве четырех и задание будет звучать «найди не похожую на другие снежинку»).
«Молодец, Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.) ! Ты заслужил(а) второй подснежник.» (Малыш вставляет подснежник в дырочку коробочки-корзиночки)
3) Встаёт третий брат – зимний месяц
«Февраль»:
«Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.), на нашей полянке (то бишь на полу или на диване) спрятались названия месяцев. Занесло их снегом, запорошило. Попробуй угадать, какие это месяцы. Назови их!» (сложность задания зависит от возможностей малыша; в любом случае помогите ему)
На полу или диване разложите карточки (может быть два варианта) с названиями месяцев «декабрь», «январь», «февраль», «март», «апрель», «май» (количество карточек зависит от возможностей и усидчивости малыша).
1 вариант: на карточках написаны: дека_ _ _, _ _ в а р ь, _ _ в р а л ь, _ _ р т, _ _ _ е л ь , _ а й - малыш фломастером вписывает недостающие буквы в названия месяцев)
2 вариант: все названия месяцев (см. выше) разбиты на склады – каждый склад слова на отдельной карточке. Выкладываете также как в первом варианте, а малыш добавляет остальные склады или наблюдает, а подставляете Вы.
«Молодец, Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.) ! Ты заслужил(а) третий подснежник.» (Малыш вставляет подснежник в дырочку коробочки-корзиночки)
4) Теперь очередь весенних месяцев задавать задания. Встает
«Март»:«Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.), вот четыре названия месяцев – какое из них лишнее и почему»?
P/S для совсем маленьких, можно под каждым названием добавить картинку - отличительную особенность месяца, только так, чтобы малыш действительно догадался - помогите ему.
«Молодец, Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.) ! Ты заслужил(а) четвертый подснежник.» (Малыш вставляет подснежник в дырочку коробочки-корзиночки)
5) За «Мартом» встают
«Апрель» и «Май»:
«Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.), весенние месяцы приносят с собой тепло; тает снег, бегут ручьи, а во дворе звенит капель. Послушай, как стучат капли. Попробуй постучать так, как стучат капли.»
Здесь может быть три варианта – зависит от возможностей малыша:
1 вариант: совсем маленький просто стучит по столу – имитируя стук капелек;
2 вариант: малыш повторяет за Вами – отбивает ритм по столу;
3 вариант: малыш повторяет за Вами – проигрывает ритм на пианино или другом музыкальном инструменте.
«Молодец, Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.) ! Ты заслужил(а) пятый и шестой подснежник.» (От каждого месяца по подснежнику), (Малыш вставляет подснежник в дырочку коробочки-корзиночки).
6) Теперь очередь летних месяцев. Встаёт братец
«Июнь»:
Приготовьте небольшой листочек в клеточку. Помогите малышу.
«Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.), смотри тут нарисованы стрелочки. Попробуй нарисовать по ним на листочке в клеточку рисунок и угадай, что же это ?» (Графический диктант: выполняется строго по клеточкам.) На листочке получился Цветок.
«Молодец, Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.) ! Ты заслужил(а) седьмой подснежник.» (Малыш вставляет подснежник в дырочку коробочки-корзиночки).
7) За братцем «Июнем» встают братцы
«Июль» и «Август»:
«Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.), давай проверим, какая (ой) ты внимательная (ый)!
Повторяй за нами:
“Лето” – руки к солнцу поднимаем (вверх).
“Весна” – птицы прилетают (руки в стороны, взмах крыла).
“Зима” – ловим снежинки (руки перед собой ладонями вверх).
“Осень” – падают листья (руки вниз).»
«Молодец, Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.) ! Ты заслужил(а) восьмой и девятый подснежник.» (Малыш вставляет подснежник в дырочку коробочки-корзиночки).

Теперь очередь осенних месяцев. Встает
«Сентябрь»:
«Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.), ….»
Здесь может быть три варианта:
1 вариант: показываете малышу карточку с изображением елки, снежинки, зайца, белки и др. Малыш должен отгадать и назвать или показать движениями кто (что) это;
2 вариант: показываете движениями (или теневым театром рук) малышу елку, снежинку, зайца, белку и др. Малыш должен отгадать и назвать или показать нужную карточку.
3 вариант: опишите предмет, не называя его. Малыш должен догадаться, о чем или о ком Вы говорите и назвать или показать нужную карточку.
«Молодец, Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.) ! Ты заслужил(а) десятый подснежник.» (Малыш вставляет подснежник в дырочку коробочки-корзиночки).
9) Встают
«Октябрь» и «Ноябрь»:
(от возможности малыша и знания им цифр)
«Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.), мы перепутали числа. Помоги нам, пожалуйста, написать их от самого маленького до самого большого…»
Здесь может быть
1 вариант: для самых маленьких – карточки с цифрами 1,2,3 или 1,2,3,4,5 поставьте в произвольном порядке. Пусть сам малыш (или помогите ему) поставит цифры от самого маленького до самого большого;
2 вариант: карточки с цифрами от 1 до 12 поставьте в произвольном порядке. Пусть сам малыш (или помогите ему) поставит цифры от самого маленького до самого большого;
3 вариант: карточки с цифрами от 1 до 12 поставьте в произвольном порядке и выньте из них, например 3 и 9. Пусть сам малыш (или помогите ему) поставит цифры от самого маленького до самого большого;
Пусть определит какие числа пропущены? (3 и 9). Пусть назовет третий и девятый месяцы в календаре? (Март и сентябрь).
«Молодец, Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.) ! Ты заслужил(а) одиннадцатый и двенадцатый подснежник.» (Малыш вставляет подснежник в дырочку коробочки-корзиночки).
«Ну вот, какие мы Молодцы - набрали полную корзину подснежников. Машенька (зайка, мишка, собачка и т.д.) теперь вернется домой с цветами, и сказка будет продолжаться»
Прочитайте малышу стихотворение "Круглый год" Самуила Маршака
http://www.nanya.ru/opit/10334#http://razukras.narod.ru/arhiv/100/100d/07.jpg - раскраска "12 месяцев"
Да, не забыли еще про коллажи ?
Работа пластилином: зима - стволы берез (белые), весна - речка (синяя) /можно добавить солнышко - желтое/, лето - травка зеленая /стволы деревьев коричневые/, осень - дыни желтые /ствол дерева коричневый/