Автор |
Сообщение |
Юлия Винникова
|
Добавлено: Вт дек 02, 2008 3:54 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
Один из древнейших и главных праздников крестьянского календаря. Знаменует переход от старого сельскохозяйственного года к новому. В период святок церковь празднует Рождество Христово, [Старый - прим. модератора] Новый год ( Васильев день), Крещение Господне. Традиционно Святки делились на две части - "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера) и "страшные вечера" (с ночи под Новый год и до Крещения Господня).
Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческий характер. Вместе с тем, на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному периоду церковью были приурочены события жизни Иисуса Христа.
Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Полагали, что и умершие предки, и природная стихия, вкусив обрядового блюда, будут способствовать хорошему урожаю в новом году. В традиционной культуре вкушение ритуальной пищи осмыслялось не как обычное насыщение, а как приобщение к жизненным силам, приписываемым этой пище мифологическим сознанием, и соответственно, к вечному круговороту жизни. Обрядовое кормление покойных "родителей", то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни.
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины.
источник
Праздники в рамках Святочного периода обсуждаются в отдельных темах:
Новый год - основная тема http://danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7636394
Рождество - основная: http://danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7636400
Большой-прибольшой раздел про Новый Год и Рождество: http://danilova.ru/phpbb/viewforum.php?f=561
Старый Новый Год (он же Васильев вечер) - 13 января: http://danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7636782
Крещение Господне (19 января): http://danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?p=352523#352523
В этой теме рассморим подробнее: - Святочные гадания - Славление Христа - Колядование - Святочные игры - Святочные гадания - Ряженье
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юлия Винникова
|
Добавлено: Ср дек 03, 2008 4:35 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
В первый день Рождества (7 января) группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в рождественский сочельник или рано утром в Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни хозяевам домов, за что вознаграждались обильным угощением. Славление Христа
Cлавление Христа (Христославление) - святочный обряд, осмысляемый в традиционном сознании как приход волхвов по случаю Рождества Иисуса Христа. Соответственно славление Христа приурочивалось к первому дню Рождества, реже - ко второму. По большей части утром, но иногда и в течение всего дня, славильщики ходили по дворам и пели христославления.
Исполнителями обряда могли быть дети, парни и девушки, иногда взрослые мужчины, а также церковный причт. Славильщики группировались по возрасту и собирались по 5-6 человек, а иногда и больше - до 15-ти. Количество славильщиков зависело от качества главного атрибута шествия - рождественской звезды, символизирующей вифлеемскую звезду, осветившую Рождество Иисуса Христа и приведшую волхвов к месту его рождения.
В изготовлении звезды участвовали все славильщики данной возрастной группы. Ее делали из палок, бумаги, слюды, оберток от конфет и проч. Обычно для основы звезды использовали обруч сита, внутри него пристраивали палочку с гнездом для свечи, которую зажигали во время шествия. Отверстие обруча и его верхнюю часть по кругу заклеивали промасленной разноцветной бумагой. На получившейся круглой поверхности рисовали или наклеивали на нее изображение на тему о рождении Иисуса Христа и поклонении волхвов; в Сибири популярным было изображение корабля, на котором стоял Илья Муромец, один или с товарищами. В последнем случае картинка соотносилась с сюжетом песни, исполняемой при ношении звезды (Илья Муромец с богатырями на Соколе-корабле побеждают турецкую силу-противника). К основе-обручу приделывали палки, на которые крепили конусообразные рожки - лучи звезды, - украшенные на концах бахромой из бумаги. Звезда утверждалась на палке-рукоятке. В некоторых местах звезду устраивали так, что от движения руками она делала постоянные обороты, при которых полые внутри рожки-лучи освещались зажженной свечой. Если звезда была большой, богато украшенной, то и ходить с нею могло большее количество славильщиков. Предварительно участники обряда могли выбрать мехоношу, собиравшего в каждом доме подарки хозяев.
Структура обряда была проста: пение христославлений и поздравлений с праздником и ответное благодарение славильщиков со стороны хозяев. Славильщики заходили в дом и исполняли сначала рождественскую молитву: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе". Исполняли также тропари, кондаки празднику и народные тексты, в которых в сжатой форме отразились события Рождества Христова и Евангелия: "Пречистая Дева Мария Иисуса Христа породила, В яслях положила. Звезда ясно сияла, Трем царям путь показала - Три царя приходили, Богу дары приносили, На колени припадали, Христа величали". "Славите, славите, Сами люди знаете: Христос родился, Ирод возмутился, Иуда удавился, Мир возвеселился" Те, кто не умел славить, как положено, пел так называемого "юльчика" : "Я маленький юльчик, Сел на стульчик, В трубочку играю, Христа поздравляю. Хозяин с хозяюшкой, Поздравляю вас с праздничком, С Христовым рождеством! Подайте пятак, Отцу на табак, Матери на кофе, Сестре на картофель". Просьбы отблагодарить за славление в более поздних текстах почти полностью вытеснили основное содержание песен-слав: "Славите, славите, Сами, люди, знаете. Я славить не умею, Просить много не смею. Отпирайте сундучок, Вынимайте пятачок, Мне, Ивану, на чаек!"В некоторых текстах слав очевидно влияние колядок на уровне формул и мотивов. Так, например, формулы требования не скупиться на вознаграждение явно заимствованы из этого жанра: "Хозяин с хозяюшкой, с праздничком! С Христовым рождеством! Не давай ломком, подавай целком, Шаньга да копытце не ломается, Серебряна копейка накидается, Стопка вина подавается!". "Славитё, славитё, Сами про то знаетё: Я по булочку пришел, По калачичек пришел, И по шанешку пришел. Хозяин во дому, Как Адам во раю; А хозяйка во дому, Што аладья во меду. Хозяину и хозяйке, не пустившим в избу "славельшиков", поют: Не крешшона изба (до 3 раз). Хозяин во дому, Што дьявол во аду; Хозяйки во дому, - Головня бы ей в д…у"источникКолядование
Магический святочный обряд, который совершался в рождественский Сочельник, утром в Рождество, в день наступления Нового года или накануне Крещения. Ватаги молодежи ходили по дворам, поздравляли и славили хозяев, требовали и получали дары, а в случаях отказа - следовали угрозы, сулившие большие неприятности в семье и хозяйстве.
По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. «В Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди всех идет девица, называемая мсхоиоскою; она-то несет кошель для пирожного сбора; пргднодит толпу и распоряжается дележом сбора». Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки: Коляда, коляда! А бывает коляда Накануне рождества. Коляда пришла, Рождество принесла. (Оренбургская губ.)
Коляда-моляда! Ты лришла на двор Накануне Рождества По снежному полю, Гулять на просторе! Забежала во двор К Иван Иванычу, К тетушке Прасковье. Иванов-то двор Виноградьем оброс, У Ивана-сударя Высок терем, У Прасковьюшки на дворе Полным-полно.
Гуси-лебеди летели! Мы малёшеньки, Колядовщички, Мы пришли прославлять, Хозяев величать! Иван Иванычу Житья сто лет! Прасковьюшке Всегда здравьице! Всем детушкам, Зятьям, снохам, Сыновьям, дочерям — Боярышням! (Владимирская губ.)
..А дай бог тому, Кто в этом дому! Ему роясь густа, Рожь ужиниста! Ему с колосу осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна — пирог. Наделил бы вас господь И житьем, и бытьем, И богатством... (Тверская губ.)
В Пинежском районе Архангельской области ребятишки, когда колядовали, пели: Дай тебе, господи, На поле природ, На гумне примолот, Квашни гущина, На столе спорина, Сметаны ти толсты, Коровы ти дойны!
Под Москвой, благодаря хозяев за подаренное печенье — «коровку, мазану головку», колядовщики сулили дому полное благополучие и счастье (существовало поверье, что в доме, где ласточка совьет гнездо, не будет несчастий и неприятностей): Дайте коровку, Мазану головку! Уж ты ласточка, Ты касаточка, Ты не вей гнезда Во чистом поле, Ты завей гнездо У Петра на дворе! Дак дай ему бог Полтораста коров, Девяносто быков. Они на реку идут, Все помыкивают, А с реки-то идут, Все поигрывают.
По традиции, колядовщики требовали платы, угощения, подчас очень настойчиво: ...Нам же, славцам, Не рубь-полтина,— Единая гривна, Пива братыня, Яиц коробица, Скляница вина, Бочка квасу, Морда рыбы, Блюдо шанег, Ставец оладий И масла крыница!
Если хозяйка выносила угощение, благодарили: У доброго мужика Родись рожь хороша: Колоском густа, Соломкой пуста!
Если же ничего не подавали, могли пропеть и такое: У скупого мужика Родись рожь хороша: Колоском пуста, Соломкой густа! или: На двор чертей,- на огород червей!
Коляда, Моляда, Уродилась Коляда! Кто подаст пирога — Тому двор живота, Еще мелкой скотинки Числа бы вам не знать! А кто не даст ни копейкг Завалим лазейки, Кто не даст лепешки — Завалим окошки, Кто не даст пирога — Сведем корову за рога, Кто не даст хлеба — Уведем деда, Кто не даст ветчины — Тем расколем чугуны!
Угрозы в адрес скупых хозяев могли быть и страшнее: На Новый год Осиновый гроб, Кол да могилу, Ободрану кобылу!
До выкрикивания таких угроз, как правило, не доходило. Общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными. После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в поси-делочной избе и устраивала общую пирушку — съедали все, чем их одарили односельчане.Источники: тут, тутОвсень
Овсень (авсень, баусень, таусень, усень) - один из трех типов величально-поздравительных песен (два других - колядка, виноградье) магического характера; исполнялись во время святочного обходного обряда колядования. Свое название этот тип песен получил по рефренному восклицанию "Овсень!" и под., повторяющемуся после каждой строки.
Территориально овсени могли сосуществовать с колядками - песнями, имеющими припев "Коляда!". Ничем, кроме рефрена, они не отличались друг от друга; но в некоторых этнографических источниках отмечается приуроченность исполнения колядок к кануну Рождества, а овсеней - к кануну Нового года. источникВиноградье
Виноградье - один из типов величально-поздравительных песен (два других - колядка, овсень) магического характера; исполнялось во время святочного обходного обряда колядования. Свое название этот тип песен получил по рефрену, повторяющемуся после каждой строки "Виноградие красно-зеленое!". Образ винограда в традиционной русской культуре связан с представлениями о богатстве, любви и благополучии. В восточнославянском песенном фольклоре он является символом новобрачных. В Поморье и еще в некоторых местах на Русском Севере один из сюжетов виноградий имеет припев "Из-за Дунай", "А Здунай мой, Здунай!".
В отличие от колядок и овсеней виноградья могли исполняться в течение всего периода Святок, а не в один, два или три дня, закрепленных в традиции за обрядом колядования.
Основными исполнителями виноградий были девичьи группы, но не только; от половозрастного состава обходчиков зависело то, в каком месте совершалось пение величаний.
Тематика наиболее распространенных сюжетов виноградий для девушки соотносится с характерными для этой половозрастной группы занятиями в предбрачный период: вышивание (девица в шатре вышивает платок или ковер; проходящий мимо молодец сообщает ей о своем желании взять ее замуж), "гуляние в саду" (девица идет в сад слушать соловья, который сманивает ее на чужую сторону, к чужим родителям).
Для сюжетов виноградий парням свойственны мотивы одевания и расчесывания волос молодцем, собирающимся в церковь (следуют вопросы к молодцу, кто его породил, вскормил и кудри завил); охоты на птицу (птица просит не губить ее и обещает веселить свадьбу молодца); выранивания перстня молодцем в море (следует просьба к корабельщикам достать перстень; они трижды вытаскивают из моря разной "цены" окуней, которым есть "оценщички" - красна девушка).
Образ перстня, широко распространенный в песенном фольклоре как символ брака, встречается и в виноградьях, адресованных не только парням, но и другим социовозрастным группам. Так в виноградьях молодоженам образ перстня, катающегося в постели между "князем молодым" и "его госпожой" символизирует брачный союз и его цель - рождение ребенка. В виноградьях же женатым семейным, имеющим взрослых детей, образ перстня, а также образ жемчужины, перекатывающихся в постели между хозяином и хозяйкой, символизируют, соответственно, старшего сына и старшую дочь, которым предстоят женитьба и выход замуж. подробнее От себя замечу:В наши дни Славельные песнопения я встречала только в одном месте. Это был город (замечу не деревня). В подмосковном Краснознаменске под Рождество ходят славельщики разных возрастов и поют необыконвенного звучания песни. Мы, конечно же, отдариваем их. Ну и детки колядуют. Не стесняясь, весело, ходят по квартирам. Очень приятный обычай. Может, имеет смысл нам попробовать так походить и сообщить о празднике. Все-таки большинство людей слышали о таком обряде и вряд ли нагрубят. За это можно не беспокоиться. Сделайте рождественскую звезду, нарядитесь, подучите парочку песенок и вперед - сообщать о празднике. Я серьёзно. Накануне Рождества. О разумности возрождения некоторых церковных традиций (любопытная статья "православного" характера, сравнение славление-колядок. Чтобы понимать отличния. Советую ознакомиться, чтобы у Вас сложилось свое четкое отношение к этому обряду.) http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1170.htmРождественские песнопения (огромный архив) http://www.predanie.ru/music/Rozhdestve ... _kolyadki/Рождественские колядки (слушать) http://www.pravmir.ru/article_1660.htmlhttp://www.pravmir.ru/article_2582.html - добавлена 09.12.08Колядки и таусени. (В саду ягодка росла, Ко,коляда,посконая борода Тауси,таусень,чего мы закусим, Как у нашего двора разливалась вода, Нынче Новый год,благослови нас бог) слушать и скачивать: http://www.museum.ru/eduportal/sait/musik/musik.html - добавлено 9.12.08, Ю.В.http://www.prazdnik.by/holidays/allloved/xmas/kolyadki1http://rusfolklor.ru/archives/19
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юлия Винникова
|
Добавлено: Вт дек 09, 2008 2:22 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
В народе Святки считались молодежным праздником. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.
При определенной близости ряженых на уровне терминологии с иноприродными существами - оборотнями, принимающими облик животных, и мифологическими персонажами, - феномен ряженья в корне отличается и от оборотничества, и от функционирования персонажей демонологического характера в ситуациях взаимодействия "иного" мира с миром людей. Если колдун оборачивается в животное, то, по народным представлениям, он действительно оборачивается. Ряженые же лишь изображают, инсценируют перевоплощение, равно как не становятся и мифологическими персонажами, а только воспроизводят мифологическую действительность так, как она отражается в мифопоэтических текстах и представлениях. Кроме того, если колдун и нечистая сила обладают магическими способностями благодаря своей "природе", то ряженые наделяются магической силой, по традиционным представлениям, в результате изменения облика и лишь на время этого изменения.
Для святочного ряженья были свойственны две формы: обходная и посиделочная (вечерочная). В первом случае ряженые обходили все дома своей деревни, а нередко и соседних селений, где за свою игру, пение (иногда исполнение колядок) и пляски получали угощение и дары, состоящие из еды и денег. Обходный ритуал совершался, как правило, накануне Рождества или Нового года, и одной из основных целей его участников был сбор съестного и гостинцев на период Святок. По форме и целям обходное ряженье было близко колядованию. Здесь происходил диалог между каждой крестьянской семьей и, в конечном итоге, - всей деревенской общиной, социумом, с одной стороны, и , с другой, - с ряжеными, которые осмыслялись как "чужаки", пришельцы из "иного" мира. Другая форма ряженья связана с традицией игрищ молодежи в святочное время, где основным объектом действий ряженых выступали половозрастные группы парней и девушек, достигших совершеннолетия.
В Святки, в отличие от других календарных сроков, ряженье устраивалось в темное время суток - вечерами.
В рамках святочного периода ряженье различалось по характеру в связи с делением Святок на "святые вечера" и "страшные", или "злобные вечера". Первой половине Святок, осмысляемой в традиции как "чистое", "святое" время, соответствовали и "чистые", "тихие" ряженые - красивые ("баские"), нарядные, или "щеголи". Для второй же половины, признаваемой в народе "нечистой", "страшной", "злобной", в связи с представлениями об особом разгуле в это время нечистой силы, более были характерны страшные и грязные ряженые персонажи.
Вместе с тем, в ряженье было важно не изображение реальных жизненных типажей, а акцентирование внимания на тех мифопоэтических представлениях, которые с этими типажами соотносятся и актуализируются в то время, когда, по традиции, можно и нужно было рядиться. Так, ряженье как элемент святочной обрядности обусловлено характером самого периода Святок: это время хаоса и взаимопроникновения чуждых друг другу "миров", являющихся необходимостью (механизмом) восстановления миропорядка. Отсюда восприятие в народном сознании ряженых как существ, приходящих из "иных" миров и, соответственно своей природе, обладающих магическими свойствами и могущих обеспечить жизненные силы для формирующегося в данное время мироустройства.
Внешняя сторона ряженья находит выражение на разных уровнях:
- изобразительном: использование шуб, одежды, тряпок, зачастую старых, и подобных материалов для создания костюмов; деревянных, берестяных, бумажных, тряпочных масок, мела/муки/сажи, платков для скрывания лица; разнообразных бытовых предметов, превращающихся в атрибуты того или иного ряженого персонажа, и т.п.
- вербальном: произнесение монологов, вовлечение "зрителей" в диалог, использование этикетных формул и разнообразных, соответствующих ситуации клише, ритмически оформленных конструкций.
- звуковом: исполнение песен, частушек; музыкальное сопровождение с помощью дудки, волынки, балалайки, гармони, а также импровизированных "инструментов" - печных заслонок, ведер, ложек, палок, сковородок, "шаркунков"-колокольцев и под., создающих специфический звуковой фон ряженья: звон, лязг, грохот, треск, стук, скрежет; изменение голоса или его отсутствие вовсе, т.е. молчание.
- акциональном: мимика и жестикуляция; особая специфика танцевальных движений (то отчетливые и ладные, то жеманные, то угловатые, карикатурные, прыжки, кувыркания, вихляния, верчения, ужимки; набор действий, соответствующий тому или иному игровому сюжету.
подробнее
Несмотря на всеобщее веселье, ряжение рассматривалось среди русских людей как дело греховное и опасное. По данным, собранным на Русском Севере, сами участники переодеваний редко соглашались на свои роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Роли чертей, покойников и прочей нечистой силы разрешалось играть только взрослым мужчинам, женщинам и детям этого делать не полагалось. После праздника все принимавшие участие в ряжении должны были пройти обряд церковного очищения.
источник
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юлия Винникова
|
Добавлено: Вт дек 23, 2008 11:56 am |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
Загадывание загадок
Загадывание загадок в Святки - широко бытовавшее в крестьянской среде занятие в святочный период. Загадывание загадок могло происходить вечерами в кругу домочадцев или на святочном игрище в каком-нибудь уголке избы, где собирались детишки, подростки и старшее поколение общины, не участвующие в молодежных играх и плясках. В конце ХIХ - начале ХХ вв. это занятие воспринималось как одно из развлечений праздничного времени. Тем не менее, истоки формирования самого жанра загадки восходят к глубокой древности, а приуроченность загадывания загадок к определенным временным моментам в рамках суток и годового цикла свидетельствует о ритуальном характере этого занятия.
Практика загадывания загадок в Святки связана, по всей видимости, с идеей формирования миропорядка, характеризующей, по народным представлениям, святочный период. Построенные на приемах иносказания, сравнения, метафоры, аллегории, загадки содержат закодированную информацию о явлениях природы, свойствах и качествах предметов. Примером, отражающим с данной точки зрения специфику этого жанра, может служить текст вечерочной песни, имеющий вопросно-ответную форму и являющийся по сути цепью загадок:
"Загонуть ли, загонуть ли семь-ту загадок? Отгонуть ли, отгонуть ли семь-ту загадок? Что-то гриёт, что-то гриёт во всю землю? Сонце гриёт, сонце гриёт во всю землю. Что-то свитит, что-то свитит во всю ночкю? Мисяц свитит, мисяц свитит во всю ночкю. Что-то бежит, что-то бежит и без ножье? Вода бежит, вода бежит и без ножье. Что-то литит, что-то литит и без крылья? Снег-от литит, снег-от литит и без крылья. Что-то ростёт, что-то ростёт без коренья? Камень ростёт, камень ростёт без коренья. Что-то вьётцё, что-то вьётцё выше древа? Хмель-от вьётцё, хмель-от вьётцё выше древа. Что-то цветёт, что-то цветёт без нацвету? Девка цветёт, девка цветёт без нацвету. Загонули, загонули семь-ту загадок. Отгонули, отгонули семь-ту мудрёных". (Народные песни Вологодской области, 1981, с.109).
Отгадки на подобного типа вопросы предполагают знание устройства мира и признаков тех или иных природных явлений, сведения о которых закреплены в традиции и передаются из поколения в поколение.
О магическом значении загадок свидетельствует система запретов на их загадывание. Так, у многих народов и, в частности, у восточных славян, существовали запреты на загадывание загадок днем, то есть при дневном свете, летом и в рождественский пост, предшествующий Святкам. В некоторых местах на Украине этот запрет, приуроченный к посту, связывался с опасностью для молодняка скота, так как в этот период у домашних животных начинался окот; русские Пермской губ. считали, что при нарушении данного запрета коровы не будут возвращаться с поля домой, волк может их задрать, а сам человек заблудится в лесу.
Неблагоприятные последствия нарушения запрета возникают как реакция на несвоевременность произнесения текстов, отражающих в том или ином ракурсе вопросы мироустройства; слово, подобно действию, совершенному в неурочное время вносит дисбаланс в установленном уже на данный годовой цикл миропорядке. И если загадывание загадок преждевременно в летнее время или в рождественский пост, то в период Святок проговаривание текстов-загадок, огласовка содержащихся в них основ миропорядка продуцирует их реализацию в подходящий, по традиционным представлениям, для этого момент.
Помимо того, что загадывание загадок способствовало "рождению" мира, оно являлось диалогом между старшими и младшими членами социума, в процессе которого совершалась передача знания от знающих к познающим (неслучайно загадки, как в приведенной выше песне, назывались "мудреными": в мифопоэтических текстах слово "мудрость" имеет то же значение, что и слово "знание"), что обеспечивало поддержание традиционных представлений в данной области. Загадывание загадок в святочное время могло иметь место не только в чистом виде, но и включаться в вечерочные песни, в структуру гаданий. В последнем случае знание ответов, основанных на закрепленных традицией принципов соотнесения явлений из разных сфер жизни, зачастую оказывалось жизненно важным для гадающего при его встрече с "иным" миром.
Нередко загадки являются и структурообразующим элементом сказок, рассказывание которых у многих народов, как и загадывание загадок, приурочивалось к святочному периоду.
источник
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Rudenka
|
Добавлено: Чт янв 08, 2009 7:08 pm |
|
Зарегистрирован: Чт дек 07, 2006 12:08 am Сообщения: 22 Откуда: Украина, Dneprodzerginsk
|
Юлия Винникова писал(а): Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Здравствуйте!!! Вот уже очень скоро случится наш Старый Новый Год. А может ли кто поделиться Посевальными Песнями - более сложными , чем "Сею-вею, посеваю, с Новым Годом поздравляю!"? Было бы просто замечательно, если бы в закромах оказались красивые и душевные Посевалки по-русски і українською...
_________________ Иван-Буян родился 20.06.2006
|
|
Вернуться к началу |
|
|
ЛенаД2008
|
Добавлено: Пн янв 12, 2009 12:26 pm |
|
Зарегистрирован: Пн фев 18, 2008 9:15 pm Сообщения: 50
|
Rudenka писал(а): А может ли кто поделиться Посевальными Песнями - более сложными , чем "Сею-вею, посеваю, с Новым Годом поздравляю!"? Было бы просто замечательно, если бы в закромах оказались красивые и душевные Посевалки по-русски і українською... Засівалки*** Сійся, родися, Жито, пшениця, Горх, чечевиця І всяка пашниця, Внизу корениста, Зверху колосиста, Щоб на майбутній рік Було більше, ніж торік. Щоб всього було доволі І в коморі, і на полі. Сію, сію, посіваю, З Новим роком Поздоровляю! *** Сію, сію, посіваю, З Новим роком вас вітаю! Хай вам буде рік добрий, А вік довгий! Сійся, родися, жито-пшениця! На щастя, на здоров'я, На Новий рык, Щоб вам у новому році Було краще, ніж торік! *** Сеем, веем, посеваем, С Новым годом поздравляем. Счастья будет вам горой, Урожая воз большой. Уродись у вас овес, Чтобы на два метра рос. Уродись у вас пшеничка, И горох, и чечевичка. Чтоб гостей невпроворот Было в доме целый год! На столе всегда пирог. Легких-легких вам дорог! На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито, пшеницу и всякую пашницу. На Щедрий вечірАвсень, авсень, Шелковая борода, Золотая голова, Подай пирога Или курочку с хохолком, Петушка с гребешком, Подай денежку с орлом И копеечку с копьем! Если хозяйка выносила угощение, благодарили:У доброго мужика Родись рожь хороша: Колоском густа, Соломкой пуста! *** Уродилась Коляда! Кто подаст пирога – Тому двор живота, Еще мелкой скотинки Числа бы вам не знать! А кто не даст ни копейки – Завалим лазейки. Кто не даст лепешки – Завалим окошки, Кто не даст пирога – Сведем корову за рога, Кто не даст хлеба – Уведем деда. Кто не даст ветчины – Тем расколем чугуны! *** Ай, заинька, ай, серенький Ай, заинька, хвостик беленький А он на столицу вскочил, кусок сахара схватил Штаны рваные, худые, ножки тонкие, кривые Маланька, караселка*, Маланка, красная девка Маланка не садись близко, Маланка, близко к дорожке Маланка возьмут тебя, Маланка, повезут тебя Маланка, продадут тебя, Маланка, Маланка Ай, заинька, там река глубока А как на речке, на крутанке** едет миленький на палке Штаны рваные, худые, ножки тонкие, кривые Ножки тонкие, кривые, штаны рваные, худые Маланька, караселка, Маланка, красная девка Маланка не садись близко, Маланка, близко к дорожке Маланка возьмут тебя, Маланка, повезут тебя Маланка, продадут тебя, Маланка, Маланка Маланька, караселка, Маланка, красная девка Маланка не садись близко, Маланка, близко к дорожке Маланка возьмут тебя, Маланка, повезут тебя Маланка, продадут тебя, Маланка, Маланка Маланка, будут ехать, Маланка, купцы и боярцы*** Маланка, посадят тебя, Маланка, в зелену карету Маланка, продадут тебя, Маланка, за сто рублей Маланка, Маланка, завтра мясо едят *караселка - красавица **крутанка - крутая ***боярцы - бояре*** Під обрусом - сіно, На обрусі - свічка, На всю хату пахне Свіжа паляничка. Під обрусом - сіно Голубе, дрібненьке. На обрусі - миска. У мисці - опеньки, У другій - капуста, Третя з голубцями, - Страв дванадцять нині Є в нашої мами. На радість дорослим, На втіху малечі Йде до нас у гості Щедрий, добрий вечір.
_________________ Сынок Женя (19.12.2000)
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|