Эта тема поднята мной в связи с всплывшим заблуждением многих наших мам относительно церковных праздников.
Было получено следующее сообщение:
Цитата:
ведь для большинства из нас Пасха это посещение кладбища
Спешу прояснить некоторые моменты.
Для начала (как говорится, для радумий) предлагаю Вам вот такую информацию:
Как проводить Дни особого поминовения усопших (родительские субботы) Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию (Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и др.). Суббота же посвящена памяти всех Святых и почивших. В субботу (означающую по-еврейски — покой) Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир...
Кроме ежедневных молитв и субботы в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые
родительские дни (
на Руси всех усопших предков было принято называть родителями):
Троицкая вселенская родительская суббота — это суббота перед днем Святой Троицы. В настоящее время сложился
неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы. В этом году Троицкая родительская суббота выпала на 14 июня (2008).
В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертву на панихидный стол (канун) — различные продукты (за исключением мясных). После совершения панихиды продукты раздаются служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т. к. это есть милостыня за усопших.
В весенние и летние родительские дни (Радонина и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.
Обычай оставлять на могилках различную снедь к православию никакого отношения не имеет. Это все отголоски языческих тризн. В некоторых местах существует обычай в Радоницу приносить на кладбище крашеные яйца, как бы символично христосуясь с умершими, и оставлять их на могилках. Но лучше этого не делать, а, похристосовавшись с почившим, скушать яйцо.
Особенно неблагочестиво оставлять на могилках освященные в церкви продукты — их могут попрать бродячие собаки или кладбищенские крысы.
Большой грех на кладбище, где покоятся наши близкие, пить спиртное.
Самое лучшее, что вы можете сделать для них, -это совершить молитву, хотя бы такую краткую:
«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное".
Источник.
Дни особого поминовения усопших (родительские дни)Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию (Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и др.). Суббота же посвящена памяти всех святых и почивших. В субботу (означающую по-еврейски - покой) Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир, как совершенных (святых), так и несовершенных, участь которых еще окончательно не решена. Кроме ежедневных молитв и субботы, в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это, так называемые, родительские дни (на Руси всех усопших предков было принято называть родителями):
1.
Мясопустная вселенская родительская суббота - за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню - "Недели мясопустной", т.е. дню, в который последний раз разрешается мясная пища.
2. Родительская вселенская суббота
2-й недели Великого поста.
3. Родительская вселенская суббота
3-й недели Великого поста.
4. Родительская вселенская суббота
4-й недели Великого поста.
5.
Радоница - вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.
(О ней скажу отдельно несколько слов. Позже.)6.
9-го мая - день поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны (постановление о поминовении принято на Архиерейском Соборе, проходившем в ноябре-декабре 1994 года).
7.
Троицкая вселенская родительская суббота - суббота перед днем Святой Троицы. (В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы).
8.
Димитриевская суббота - суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) - Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.
9. Кроме того,
в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение в этот день установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины П.
ИсточникИ ещё:...
В советское время, когда попасть на Пасху в храм было трудно, опасно или даже невозможно, сложился обычай посещать кладбища в самый день праздника. Однако в Церкви вплоть
до девятого дня после Пасхи поминовение усопших не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Мы
называем наших покойных усопшими (для детей - от слова "уснувшими"), а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому мы соблюдаем ее в чистоте и порядке.
Источник.
"Радоница" Архипов А.Е., 1862 г.
Начинаем обсуждение (здесь же).