Автор |
Сообщение |
Юлия Винникова
|
Добавлено: Ср окт 29, 2008 11:59 am |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
4 ноября – праздник «День Народного Единства»
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства».
Цитата: 16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе»
Традиция этого праздника еще не устоялась, да и не очень понятно, что празднуем, с каким настроением и более того, как это все объяснить нашим деткам. Ведь впереди несколько выходных дней.
Вполне вероятно, что вы в своей семье планировали провести эти ноябрьские выходные как и все остальные «непраздничные». Но я предлагаю вам вместе разобраться в этом празднике и возможно даже отпраздновать его. По крайней мере, идеи будут поступать по мере нашей информированности. Предлагайте свои идеи, фотографии, ссылки.
Открою вам секрет: я тоже не чувствую приближения праздника и никаких ассоцаций у меня пока не сформировалось.
Юлия Винникова.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юлия Винникова
|
Добавлено: Ср окт 29, 2008 12:24 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
Итак, заглянем в истоки.
Проведем занятие по истории с детишками и … гм… папами. ))
Этот праздник вплотную связан с событиями Смутного времени в России.
Рассказывает историк, профессор МГИМО Андрей Зубов
- Андрей Борисович, давайте вначале поговорим об исторической канве нового праздника. Что же все-таки случилось в России 4 ноября 1612 года? Ведь поляки в тот день не были окончательно изгнаны из Москвы... И что вообще происходило с русским обществом в Смутное время?
- Даже мне как историку непросто сказать, когда началась Смута. Возможно, ее начало восходит еще к временам Ивана Грозного, когда старший наследник, царевич Иван, был убит собственным отцом, когда практически полностью было истреблено и задавлено то, что мы сейчас называем гражданским обществом. Но скорее это было предсмутное время, расшатывание устоев государства, которое и привело к событиям начала XVII столетия.
Строго говоря, Смута началась после смерти Бориса Годунова. Но его власть уже была сомнительна для очень многих русских людей. Кроме того, царствование Годунова было омрачено страшным голодом 1601-1604 годов, когда три года земля ничего не родила. Люди стали покидать боярские вотчины. Если сейчас главное сокровище - природные богатства, то тогда это были человеческие руки. И бояре, ранее с невероятной жадностью закабалявшие людей, теперь прогоняли своих смердов и холопов, потому что их нечем было кормить.
Катастрофа действительно была страшная. Это было и пресечение династии, причем фактически руками самой династии, и прекращение в обществе отношений власти и подчинения. Постепенно распались все связи, скреплявшие русскую землю. После того как бояре свергли царя Василия Шуйского, уже никакой власти на Руси не было. Государство перестало существовать. Общество хотело восстановления династии - стали появляться самозванцы. Каждый город управлялся по своей воле.
В 1610 году в Москву пришли поляки. Московские бояре и простые люди в присутствии патриарха Гермогена присягали королевичу Владиславу. Самого польского принца в столице не было - его представлял гетман Жолкевский. Хотя иноверную власть приняли не все.
По стране бродили шайки украинских и великорусских казаков и просто разбойники всех мастей. Русские, а не только поляки, грабили и убивали священников, бояр, богатых крестьян. Постепенно люди стали понимать, что только они сами могут спасти себя. И тогда начались попытки самоорганизации общества. В 1611 году в Рязани сложилось первое дворянское ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова. Но его убили казаки, не заинтересованные в восстановлении государства. Тогда нижегородский староста, торговец мясом Кузьма Минин, стал собирать деньги на новое ополчение. Его возглавил стольник Бориса Годунова, князь Дмитрий Пожарский. И в 1612 году они медленно-медленно двинулись к Москве, сами не веря в то, что смогут что-то сделать.
В Ярославле первый собор - некое подобие парламента - рассылал грамоты по городам, призывая помочь ополчению людьми и деньгами. Удивительное дело: когда читаешь эти грамоты, видишь, как изменился тогда язык русских людей. Они начали именовать друг друга "господа нижегородцы" или "господа костромичи". А раньше были просто "Олешками" или "Ондрюшками" такого-то царя. Здесь видишь уже разговор людей, которые поверили в свое человеческое достоинство, почувствовали себя гражданами.
Между тем польскую армию и продовольственный обоз с огромным трудом сдерживают на подступах к Китай-городу. У поляков начинается страшный голод. Но русские никак не могут договориться между собой. Отдельные бояре плетут интриги. Полный хаос приводит к тому, что к октябрю многие предлагают снять осаду и разойтись. Тут появляется еще одна замечательная фигура, которую знают хуже, чем Минина и Пожарского. Это монах, келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын. Он взывает к совести тех, кто своим малодушием хочет погубить все дело. Поскольку в монастыре нет больше денег, Авраамий Палицын убеждает братию Троице-Сергиевой лавры и игумена монастыря Дионисия отдать священные сосуды и золотые ризы казакам, требующим жалованья. Тогда казакам становится стыдно, они решают бескорыстно сражаться за освобождение Руси.
И русские люди понимают, что их взаимные распри происходят потому, что за годы Смуты они совершили массу гнусных, своекорыстных поступков, что надо в них покаяться и вспомнить об отечестве, о церкви. Священники назначают 19 октября 1612 года трехдневный пост для всего войска. Перед Казанской иконой Божьей Матери, пришедшей вместе с ополчением, молятся и исповедуются сотни и тысячи людей. Служится Божественная литургия, многие причащаются. После этого 22 октября (или 4 ноября по новому стилю) и казаки, и ополчение Пожарского, и другие отряды единодушно решают наступать. Это приводит к тому, что поляки в Китай-городе сдаются практически без сопротивления. Через месяц капитулирует и Кремль.
Важно понять, что никакой особой военной победы в тот день не случилось. У русских было такое превосходство сил и средств перед поляками, что стыдно было бы победу не одержать. Но речь идет о духовном подвиге. Это была победа общего гражданского чувства над личными и корпоративными интересами. Результатом этого стало освобождение Москвы от поляков, затем - народный собор 1613 года, избрание Михаила Романова на царство и возрождение России на совершенно новых началах - соборной, если угодно, представительной парламентской монархии, которая сохранялась до Петра I. В этом и заключается смысл праздника. Я считаю, что из всей русской истории была совершенно блистательно выбрана именно эта дата - не победы над внешним врагом, а победы русских над самими собой, над социальной рознью. Точно так же нам сейчас надо возродить наше государство, преодолев общественные противоречия.
Корр - Однако это единение было недолгим. В середине XVII столетия произошел церковный раскол - огромная трагедия русского народа. И век, названный "бунташным", привел к торжеству крепостного права. Когда сегодня власти пытаются объяснить смысл нового праздника, об этом как-то забывают.
- Конечно, надо иметь в виду, что Смута не закончилась ни освобождением Москвы, ни избранием Михаила Романова на царство. Польская династия считала московского царя незаконным, и война с Польшей продолжалась фактически весь XVII век. Происходили бунты, шла крестьянская война Болотникова. Но в целом происходило созидание страны. Центральным моментом организации русского общества стало принятие в 1649 году Большого Соборного уложения - свода законов российского государства.
Но скоро на первый план снова вышли корыстные интересы властных групп, новых сословий и элит. Те самые люди, которые освободили Россию в 1612 году, уже при Петре I превратились в рабов, которые не имели права на имущество, на землю, не могли даже жениться по своей воле. Начиная с Елизаветы Петровны они не присягали на верность государю, потому что их уже и за граждан не считали. Все это и погубило Россию. Но настолько тверды были основания, заложенные 4 ноября 1612 года, что процесс разрушения продолжался до 1917 года, когда все рухнуло окончательно.
Следовательно, мы должны в этом празднике видеть и победу над Смутой, и напоминание, что без нашего личного ответственного и жертвенного отношения к другим, без идеи служения в противовес стяжанию мы Россию не возродим, а погубим еще больше. Кстати, день 7 ноября, который недавно перестал быть государственным праздником, символизирует максимальную разобщенность общества, фактическое начало гражданской войны, когда победила идеология, предполагающая владычество одного класса над другими. Это идеология богоборческая - в то время как 4 ноября люди в Боге примирились и смирились. Если 7 ноября положило начало национальной катастрофе, то 4 ноября - национальному возрождению.
Источник
Дополнительно:
Статья из журнала "Вокруг света" (объемная)
Видео:
Cмyтa 2006-11-04, 54 Мб, «Православная энциклопедия» (ТВЦ)
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юлия Винникова
|
Добавлено: Ср окт 29, 2008 12:30 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
Ссылки
Стенгазета здесь.
Сценарий для младших школьников здесь.
Статья о смысле праздника, чуде, единстве здесь.
О событиях праздника с религиозной точки зрения здесь.
будут дополняться
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Юлия Винникова
|
Добавлено: Ср окт 29, 2008 12:51 pm |
|
Шустрик :)
|
|
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm Сообщения: 673 Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
|
Думается мне, что в этот день есть несколько тем, идей для беседы с детьми.
- поговорить о Вражде и Дружбе, Правде и Лжи, Мире между братьями и сестрами, насколько это может быть важно, Смирении, Покаянии (понимание своей вины, умение признавать).
- обсудите исторические события (поговорить о России 16-17 веков), какие существовали сословия, в каких отношениях они находились между собой. (Если есть возмоность, посетите музей, посмотрите архитектуру того времени. ... гм... и ссылочками делитесь )
- об Иконе Божией Матери, рассмотрите икону. Расскажите о ней, что она значит в вашей семье. Попробуйте изобразить ее на бумаге вместе с ребенком, Можете украсить ее - так получится хоругвь (и о хоругвях и знаменах поговорите).
- о многонациональных народах, проживающих в нашей стране (более 33). Раньше, в советсткие времена, помню, были такие бумажные куколки в национальных костюмах (если помните или есть ссылка - буду признательна) - примерно так праздновался в свое время праздник 7 ноября. Тем не менее, считаю полезным, познавательным и просто очень интересным для ребят - рассмотреть какие бывают народы, чем они отличаются, чем отличаются их национальные костюмы.
Песни и музыка разных народов здесь
Если вам интересно получить больше информации по той или иной теме - пишите здесь, попробую раздобыть больше материалов.
Присылайте свои ссылочки.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|