Автор |
Сообщение |
Аграфена
|
Добавлено: Сб янв 13, 2007 5:47 pm |
|
Новичок
|
|
Зарегистрирован: Пн сен 11, 2006 8:16 am Сообщения: 8 Откуда: г. Находка
|
Помимо всего сказанного, я думаю детям не надо говорить того, чего они не спрашивают, т е не навязывать свою точку зрения и не предлягать "выгодные" прежде всего (если хорошенько разобарться) для самих родителей варианты поведения, иными словами позволить детям совершать ошибки.
_________________ Леонид родился 25 июня 2005
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Надежда Шевченко
|
Добавлено: Сб фев 03, 2007 9:05 pm |
|
Бывалый форумчанин
|
|
Зарегистрирован: Пт дек 15, 2006 1:58 am Сообщения: 115 Откуда: Москва, Матвеевка
|
Советы доктора Х.Г. Джиннотта, автора книги "Мы и дети".
Разговаривая с ребенком, избегайте суждений о его способностях и характере. Освободитесь от таких слов, как глупый, неумелый, плохой, и даже от таких, как красивый, хороший, замечательный, потому что они все не помогают, а мешают ребенку на его пути. Вместо этого используйте слова, которые описывают события, сообщают то, что вы видите и чувствуете.
Недавно маленькая девочка в игровой комнате принесла мне свой рисунок и спросила: "Это хорошо?" Я посмотрел на рисунок и ответил: "Я вижу лиловый дом, красное солнце, полосатое небо и много цветов. У меня такое чувство, будто я за городом". Она улыбнулась и сказала: "Пойду нарисую еще!"
Предположим, я ответил бы: "Прекрасно, ты великий художник!" Я могу гарантировать, что это был бы последний рисунок, который она сделала бы в этот день. Куда еще можно двигаться после слов прекрасный и великий?
Я люблю описательные слова, потому что они предлагают ребенку найти собственное решение проблемы. Вот пример. Если ребенок опрокинул стакан с молоком, я бы сказал ему: "Я вижу, молоко пролилось". И затем протянул бы ему тряпку. Таким образом я избежал бы проблемы вины и поставил бы акцент на другом - на том, что следует сделать.
Я ВСЕГДА хвалю малыша. Покакал в горшок, хвалю. Красивым называю, самым-самым и т.д. как же не хвалить? Неужели это помешает ему в жизни?
_________________ Георгий родился 29.09.2006г. Игорь родился 11.07.2009г.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Ерисена
|
Добавлено: Пт фев 09, 2007 12:56 pm |
|
Зарегистрирован: Вт ноя 14, 2006 3:37 pm Сообщения: 817 Откуда: Сибирь
|
Странный доктор...
Почему бы не сказать: "Да, это хорошо!" - а потом уже можно описывать что угодно...
Предположим, что мы не используем оценочные слова, но ведь оценка может быть и в интонации, и в жестах...
Кроме того, хвалить и ругать человека или давать оценку тому, что он сделал, - это не одно и то же.
Пролитое молоко - это просто результат неловкости, но дети иногда совершают плохие и даже ужасные поступки. Что нужно сказать, если ребенок побил кого-нибудь? "Я вижу мальчика с синяком на лице"? Какой вывод можно сделать из этой фразы?
Извините за сумбур, очень много эмоций.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Arysja
|
Добавлено: Вс фев 11, 2007 10:31 pm |
|
Зарегистрирован: Вс сен 24, 2006 5:56 pm Сообщения: 8 Откуда: Иркутск
|
Цитата: Советы доктора Х.Г. Джиннотта, автора книги "Мы и дети".
Какие простые в применении, и какие понятные советы, а я все думала, как же все-таки не хвалить и не ругать ребенка - чем заменить эти нелепые оценочные высказывания, а тут все так просто
Надежда, где вы взяли эту книгу? Она есть в продаже или в интернете?
Я сама не люблю, ни когда меня хвалят, ни когда ругают, мне более по сердцу слова, что от моих действий есть какой-то прок, или высказывание о не совсем хорошем поступке и его результате - тогда есть над чем подумать, а молодец, либо ты сделал плохо - пустая оценка - она не дойдет до сердца ребенка.
Ведь фразу - "я вижу мальчика с синяком" не скажешь одну, и подумать вместе над последствиями этого поступка важнее, чем дать своему отпрыску по шее, наорать и велеть не драться.
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Ерисена
|
Добавлено: Пн фев 12, 2007 11:25 am |
|
Зарегистрирован: Вт ноя 14, 2006 3:37 pm Сообщения: 817 Откуда: Сибирь
|
Похвала - это хорошо или плохо? Доман советует хвалить ребенка, Гиппенрейтер заменяет "Ты молодец!" на "Я очень рада!", еще где-то читала (к сожалению, не помню источник), что если мать хвалит своего ребенка, значит она от него такого не ожидала, поэтому хвалить нельзя. В принципе, я согласна, что надо разграничивать оценку поступка и оценку ребенка, чтобы не получалось так, что, сделав что-то неправильно, ребенок сразу стал плохим и мама его не любит. Ребенок ВСЕГДА хороший, умный, добрый, красивый и т. п. И нужно хотя бы иногда сообщать ему об этом. Одобрение хороших поступков в той или иной форме такж должно присутствовать каждый раз, когда ребенок ловит ваш взгляд и ждет похвалы. В равной мере должно присутствовать и порицание, особенно если сам ребенок не осознал свой поступок как недолжный: разбил, ударил - и дальше пошел. Естественно, без лишних эмоциий.
Arysja писал(а): подумать вместе над последствиями этого поступка Несомненно! Но есть поступки, которые просто нельзя совершать ни в коем случае - и все! Что можно объяснять и о чем думать, если ребенок плюнул Вам в лицо, вытолкнул грудного младенца из коляски, поджег дом??? Любого нормального человека это должно возмутить, и не надо скрывать свое возмущение. Пусть ребенок знает, что поступил не только неправильно, а ненормально и недопустимо.
Есть такое расплывчатое понятие как мораль. Не стоит о нем забывать.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Arysja
|
Добавлено: Пн фев 12, 2007 12:18 pm |
|
Зарегистрирован: Вс сен 24, 2006 5:56 pm Сообщения: 8 Откуда: Иркутск
|
Ерисена писал(а): Ребенок ВСЕГДА хороший, умный, добрый, красивый и т. п. И нужно хотя бы иногда сообщать ему об этом. ...... Есть такое расплывчатое понятие как мораль. Не стоит о нем забывать.
Да, изначально любой совершенно ребенок считает себя хорошим, умным, добрым и красивым. И только если окружающие говорят ему, что это не так, либо постоянно нагружают "положительной" оценкой, он начинает искать подтверждение и заглядывать в глаза для того, чтобы поднять свою самооценку, так как сам начинает сомневаться, а в самом ли деле он хороший, умный, добрый и красивый. Так появляются взрослые, которым порой тяжело жить в обычном (не плохом и не хорошем!) взрослом мире и которые постоянно ищут поглаживания в свою сторону для того, чтобы почувствовать себя уверенно.
В советах четко прослеживается тандем:
сказал, что ВИЖУ + сказал, что ЧУВСТВУЮ
и это самое важное!
Ребенок ищет от нас не похвалы-оценочки хорошо, молодец, а наше соучастие и сочувствование в его жизни, и именно это ему наиболее полезно и нужно. Даже если в его поступке видят плохое (мы люди и можем ошибаться и совершать ошибки), то что при этом чувствует и высказывает взрослый, научает ребенка не только оценивать поступок, но и понимать его суть и предвидеть его последствия, научает его жить в этом разнообразном и интересном мире равномерно, спокойно и не тяготясь оценочным восприятием жизни и постоянными прыжками из плюса в минус и обратно
Есть ли разница:
"Ты молодец" и "Мне очень приятно разглядывать твой рисунок"
"Ты хороший" и "Я так счастлива, что ты у меня родился"
"Ты сделал правильно" и "Ты заметил, что бабушке было очень приятно, когда ты позвал ее с нами погулять, ведь ей иногда грустно и одиноко"
А вот расплывчатая тетушка мораль.....
Мне ближе четкое слово нравственность, чувство более личное и более ответственное, чем навязанная сверху мораль.
А ребенок, которого постоянно хвалят либо порицают может так и не научиться самостоятельно делать выводы о последствиях своих поступков И ударив кубиком соседку, будет ждать, что же скажет мама, а услышав плохо, в следующий раз ударит ее палочкой....
Иногда очень хочется сказать умничка моя, солнышко мое, кто запрещает, просто присоединив компонент "чувств" получаем то, что изначально является похвалой, а не обезличенное оценочное "молодец".
Не хотела писать, что нет вещей, которые никогда нельзя делать, все поступки с полюсами. Убивать нельзя, но вспомните Великую Отечественную войну. А если на ребенка, лежащего в коляске несется поезд, разве Вы не вытолкнете его из застрявшей на путях коляски? просто каждый поступок надо обдумывать, иногда мгновенно. Мне очень нравится такой девиз: Видеть, предвидеть, действовать.. И только опираясь на чувства других людей (а не на их оценку) люди учатся быть в этом мире так, чтобы окружающим и им было комфортно.
Хотела написать, что Вы молодец, но напишу, что мне было очень трудно размышлять на эту тему, а читая Ваши мысли мне стало гораздо легче расставить все по местам в этом вопросе, и я благодарна Вам, за то, что Вы помогли мне своими размышлениями
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Ерисена
|
Добавлено: Вт фев 13, 2007 7:56 am |
|
Зарегистрирован: Вт ноя 14, 2006 3:37 pm Сообщения: 817 Откуда: Сибирь
|
Arysja писал(а): только если окружающие говорят ему, что это не так, либо постоянно нагружают "положительной" оценкой, он начинает искать подтверждение и заглядывать в глаза для того, чтобы поднять свою самооценку, так как сам начинает сомневаться, а в самом ли деле он хороший, умный, добрый и красивый. Гм... А нельзя ли поконкретнее и подетальней описать этот момент? Может быть даже с психологической терминологией... Дело в том, что у меня абсолютно противоположные данные по этому вопросу, включая мой собственный опыт. Arysja писал(а): "Ты молодец" и "Мне очень приятно разглядывать твой рисунок"
Разница есть. В принципе, это гиппенрейтеровский вариант, и мне он тоже нравится. Только оценочность тут все равно присутствует: приятно, счастлива - слова с ярко выраженной коннотацией. В подходе Джиннота, насколько я его поняла, вообще не предполагается никакой оценки. Познание добра и зла отменяется. Arysja писал(а): Иногда очень хочется сказать умничка моя, солнышко мое, кто запрещает, просто присоединив компонент "чувств" получаем то, что изначально является похвалой, а не обезличенное оценочное "молодец". Вот и договорились! Ура! Позвольте, я подытожу. Похвала хороша в разумных пределах как выражение субъективных чувств и эмоций, но не объективной реальности. Так? Arysja писал(а): А вот расплывчатая тетушка мораль..... Мне ближе четкое слово нравственность, чувство более личное и более ответственное, чем навязанная сверху мораль. А нравственность на пустом месте не возникнет. Сначала навязывается мораль, а уже на ее основе, может быть, вырастет нравственность. ИМХО, надо навязывать как можно больше, а жизнь внесет свои коррективы. Вам никогда не приходилось слышать: "Вроде из хорошей семьи мальчик (девочка), и откуда что взялось.."??? Arysja писал(а): Не хотела писать, что нет вещей, которые никогда нельзя делать, все поступки с полюсами. Убивать нельзя, но вспомните Великую Отечественную войну. О, Господи! А хотите я сделаю подборку данных по детской и подростковой преступности, а Вы по каждому случаю скажете свое "НО"... Извините, но нельзя же такими словами бросаться!
|
|
Вернуться к началу |
|
|
VEGAN
|
Добавлено: Вт фев 13, 2007 8:46 am |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 11:06 am Сообщения: 383 Откуда: Бостон, США
|
Мы часто хвалим Ори. Например, говорим, что она смелая, когда она прыгает в воду, когда прыгает на роликах. Не боимся перехвалить. Многое в жизни ребенок впитывает с молоком матери, некоторым вещам его не надо учить, т.к. он повторяет их за мамой. Как, например, в примере, молодец, позвал бабушку на прогулку. У нас Ори, когда ест, всегда говорит: тебе-себе и по очереди кладет одну ложку маме или мне (кто ее кормит), а вторую- себе. И мандарин, например, почистит, одну половину отдает, а вторую разделяет на дольки и опять - тебе-себе. В любом случае- много фруктов или мандарин последний. Мы ее этому не учили. Видит, как в семье каждый заботится о другом. И вот эти качества - доброту, чуткость мы ценим очень высоко.
Я как-то видела, как девочка, лет 5 училась кататься на 2-х колесном велосипеде и все прохожие (их было мало) останавливались и подбадривали ее, говорили "Good job". Американцы редко вмешиаются в чужие дела, но обязательно улыбнутся чужому ребенку, подбодрят его, похвалят, как в этом случае. И Ори везде тоже слышит много комплиментов. Было бы странным, если бы она слышала много комплиментов и похвал вне дома и мало - дома.
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Arysja
|
Добавлено: Вт фев 13, 2007 7:41 pm |
|
Зарегистрирован: Вс сен 24, 2006 5:56 pm Сообщения: 8 Откуда: Иркутск
|
Ерисена, вы побили меня по всем статьям
Так грамотно разложили мои внутренние долгие размышления
Просто мы сейчас с вами находимся немного на разных дорогах, которые все-равно ведут в одну сторону....
Поэтому прыгать и доказывать, что именно мои мысли верные я не буду, и уж, простите, с применением психологических терминов тоже
Еще раз хочу сказать огромное спасибо Надежде Шевченко за выложенный отрывок из книги (теперь есть огромное желание прочесть ее целиком) и конечно же Вам за то, что помогли мне привести мои мысли в порядок
Я являюсь большим поклонником наследия Марии Монтессори, люблю Никитиных и мне очень близки мысли Лены Даниловой, и я считаю, что у каждого в этой жизни свой путь, удачи вам на вашем...
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Iriska_D
|
Добавлено: Ср мар 07, 2007 1:59 pm |
|
Новичок
|
|
Зарегистрирован: Вс мар 04, 2007 11:59 am Сообщения: 20 Откуда: Воронеж
|
Хочу поделиться своей находкой, подсмотренной в передаче "Няня спешит на помощь". Там специально акцент на это не делалася, но я обратила внимание, что няня в тех случаях, когда обычно говорят "нельзя", использует слово "ЗАПРЕЩЕНО".
Например, "Драться и делать больно другим запрещено", "Я запрещаю тебе трогать кошачьи миски и туалет", "Крутить ручки на кухонной плите запрещено", "Запрещено рыться в папином письменном столе" и т.п.
Мне этот вариант понравился. А вам?
_________________ Ирина (18.11.77) и Сашулик (14.11.2005)
|
|
Вернуться к началу |
|
|
SEA
|
Добавлено: Ср мар 07, 2007 4:31 pm |
|
Новичок
|
|
Зарегистрирован: Вт фев 20, 2007 1:14 pm Сообщения: 18 Откуда: Питер, ВО
|
"Запрещено". Как-то очень категорично на мой взгляд.
_________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Лена Данилова
|
Добавлено: Ср мар 07, 2007 4:52 pm |
|
Форум-мама
|
|
Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm Сообщения: 25701
|
Iriska_D писал(а): Мне этот вариант понравился. А вам?
А это подмена одного другим, а суть не меняется.
Что говоришь "нельзя", что говоришь "запрещено" - суть одна.
_________________ Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Iriska_D
|
Добавлено: Чт мар 08, 2007 2:55 pm |
|
Новичок
|
|
Зарегистрирован: Вс мар 04, 2007 11:59 am Сообщения: 20 Откуда: Воронеж
|
Лена Данилова писал(а): Что говоришь "нельзя", что говоришь "запрещено" - суть одна.
Ну то есть только для тех случаев, когда нельзя совсем и никогда.
Пожалуй, я с этим соглашусь...
Хотя, мне все-таки кажется, что "запрещено" не такое избитое слово, как "нельзя", и, возможно, на него ребенок будет реагировать лучше.
_________________ Ирина (18.11.77) и Сашулик (14.11.2005)
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Лена Данилова
|
Добавлено: Чт мар 08, 2007 3:57 pm |
|
Форум-мама
|
|
Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm Сообщения: 25701
|
Iriska_D писал(а): и, возможно, на него ребенок будет реагировать лучше.
Возможно
Но я использую слово "нельзя" и только по поводу исключительно категорических запретов.
_________________ Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|