Автор |
Сообщение |
Шапокляк
|
Добавлено: Чт фев 21, 2008 12:29 am |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm Сообщения: 590 Откуда: Израиль, Нагария
|
В понедельник у нас было второе занятие игротерапией.
Меня уже давно просили показать, а не только рассказывать. Я попросила разрешения и пощелкала...
Занятие началось с того, что Майя надела маскарадный костюм Доры. Через месяц у нас Пурим - веселый праздник с маскарадом. Вот Йонат и решила воспользоваться этим для того, чтобы потренировать Майю в самообслуживании. После того, как Майя (правда, всё-таки с моей помощью) надела костюм и рюкзачок, Йонат попросила приготовить и ей какой-нибудь костюм или маску. Нет проблем, пожалуйста:
Это Лис-вор из Доры.
Вот она, наша любимая подруга Йонат:
После того, как Лис был водружен на голову Йонат, Майя получила задание - выбрать, из чего сделать маршрут-полосу препятствий для дальнейшей игры. Майя выбрала брус, цилиндр, подкову и тарелку, а после этого захотела ещё что-нибудь "из шкафа". Из шкафа Йонат достала знакомого нам "Мистера Картошку". Майя сразу сообщила, что и дома у неё такой есть!
Постараюсь показать инвентарь. Фотографии вышли смазанными, потому что Майя была всё время в движении.
Вот это я называю брусом:
Так выглядит цилиндр:
Это - подкова:
А это - "тарелка":
Вообще-то она используется чаще всего в положении как тарелка, но Майя решила, что подкова и цилиндр будут мостами для Доры, а тарелка - высокой горой, как в мультике. Поэтому она в тарелке не крутилась и не качалась, а залезала сверху.
Первый вариант полосы препятствий построила из этих предметов Йонат. В самом начале были разложены части от Мистера Потейтора (если кому-нибудь интересно, я покажу, что это за игра). В конце маршрута - одна картошина и карточка. Задача - запомнить как выглядит собираемый мистер, взять из кучи в начале маршрута необходимые части, пройти с ними маршрут и собрать в конце картошку. Сначала нужно было взять только одну часть. При перелезании через мостик-подкову возникла проблема - деталь в руке мешала ухватиться и залезть. После нескольких попыток Майя решает положить деталь сверху на мостик, и залезать со свободными руками. Один раз найдя решение, Майя в следующие проходы действовала уже без промедления.
Вот прошла маршрут и надевает детальку:
Так несколько проходов, причем на каждом Йонат побуждает Майю находить новые способы действий - можно залезть так, а можно этак, и спуститься по разному. Через короткое время Майя входит во вкус и начинает сама проявлять инициативу, так как весь инвентарь уже знаком, и она просто вспоминает, что же делала со всем этим раньше, в прошлом году. В трубе можно перекатываться с живота на спину, мостик можно превратить в качели, по бревну можно идти, а можно ехать попой и т. д. Когда мистер Потейтор собран без ошибки, Йонат предлагает Майе сесть за столик и на 4-х листочках изобразить этапы маршрута. Майя сама придумывает, как их изобразить:
Берет синий фломастер, чтобы отличать тарелку от трубы.
По просьбе Йонат расположила их по порядку прохождения маршрута. А сейчас Йонат предлагает новое, совсем что-то небывалое: она все части полосы препятствий перемешает, а Майя построит заново в новом порядке, как ей понравится.
Вот он, "новый порядок":
Прошли полосу препятствий по-новому. Пока двигали вещи с места на место, я воспользовалась моментом и попросила Йонат помочь Майе научиться приседать на корточки и, если представится возможность, начать работу с завязыванием узлов - не обувь пока что, а просто узлы - у нас почти всю спортивную одежду продают с брюками на веревочке, или джинсы на молнии. На резинке найти что-то подходящее уже сложно. Вот и назрел вопрос. Я, в общем-то, ожидала, что Йонат в следующих занятиях постарается учесть мое пожелание. Но всё происходит здесь на занятиях гораздо быстрее: Майя решает превратить мостик в качели, и катается по-разному - лежа, и стоя, и сидя.
Йонат тут же предлагает покататься на корточках. Это, конечно, не очень получилось, но начало положено.
Затем Майя ещё несколько раз меняла порядок и инвентарь. Йонат, похоже, уже устала первигать тяжелый брус:
Но Майя настаивала. В самом конце удалось уговорить её в качестве изменения маршрута просто пройти его наоборот, с конца в начало, что и было с радостью сделано. Так во всем: если уж Майя приняла новое, то повторять его она будет долго.
Майя научилась отстаивать своё мнение не только дома, перед нами. Теперь она уже спорит и с Йонат. Вот в этот момент она не соглашается с предложением Йонат, сердито дергает плечиком (и где научилась?):
Но компромисс найден, за работу!
Вот так прошло это занятие. Да, и благодаря информации, полученной от Йонат, мы заказали часы, разработанные специально для обучению управлению временем для детей с особыми потребностями. Когда получим наш заказ, обязательно расскажу.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Шапокляк
|
Добавлено: Вт фев 26, 2008 8:13 pm |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm Сообщения: 590 Откуда: Израиль, Нагария
|
Третье занятие.
К нам присоединилась Михаль, соцработник, ведущая нас ещё с прошлого года. Майя её совсем не помнит, но была не против, как всегда, чтобы к нам кто-нибудь новенький присоединился. Обычно в таких случаях она относится довольно дружелюбно.
Как и на предыдущих занятиях, на этом все подчинено задаче планирования и введения изменений, а также совместным действиям.
В самом начале Йонат предложила Майе вместе сотавить план занятия. В этот раз Майя не только самостоятельно писала числа по порядку, но и попеременно с Йонат решала, что будет в этом плане. Итак, Майя решила, что первым делом будут снова качели на цепях, второй пункт определила Йонат - мемори, третий пункт (Майя) - мяч, четвертый пункт (Йонат) - большие блоки для строительства. По ходу написания плана у Майи плохо получилась "тройка", она начала психовать. Хотела взять другой лист и писать заново. Йонат помогла справиться с ситуацией, плотно заштриховав неудачную цифру и предложив написать ещё раз, рядом. Она спросила Майю, хочет ли та, чтобы Йонат написала цифру на другом листочке, и Майя согласилась. А потом и сама попросила, чтобы Йонат написала и "четвёрку" на черновичке, а Майя только срисовала.
Качели. МАйя быстро и безбоязненно залезла, начала раскачиваться сидя. Потом Йонат предложила ей встать на качелях, расставила вокруг качелей кегли и насыпала возле ног Майи целую кучу маленьких подушечек. Задача видимая - сбить подушечками кегли. Задача реальная - нацелиться (глаз), приготовиться (голова), бросить (рука). То есть планирование движения. Вначале мешочки летали мимо, но постепенно Майя приноровилась. Всё упражнение было на нераскачивающихся качелях, они просто немного качались из-за Майиных движений.
Когда закончили упражнение, Йонат предложила Майе выбрать, что она будет собирать - подушечки или кегли. Майя выбрала кегли, Йонат достались подушечки.
Что дальше? Майя показывает на листик с планом: говорит - домино! Нет, поправляет Йонат, в домино мы играли в позапрошлый раз, а сегодня эти квадратики на листочке означают "мемори". Выложили 24 карточки. Майя сразу сказала, что и дома у неё есть такая игра. Йонат поинтересовалась, такая ли точно, или с другими картинками. Майя не сумела ответить коротко, но пустившись в рассуждения, рассказала, какие картинки там есть. Она описала только один набор из имеющихся четырех . Но именно того набора, которым они играли сегодня, у нас нет. Так что картинки были для Майи новые. Перед началом игры Йонат задала Майе несколько вопросов про игру, Майя без труда ответила на все, кроме одного: как определить победителя. Она просто сказала - надо начать играть, и в конце увидим! Наверное, Майя решила, что Йонат просит её угадать, кто победит Честно говоря, дома мы давненько не играли в мемори. То, что Майя прекрасно запоминала, где лежит какая карточка, для меня не было новостью. Это у неё всегда получалось лучше, чем у меня ( я всегда играю с Майей в мемори всерьез, без поддавков, и всегда проигрываю). Но сегодня впервые Майя целенаправленно искала и подбирала пары, а не подсказывала другим игрокам, где что лежит. Действовала согласно идее игры, визаульно не оформленной (ну или как точнее сказать?) Это ведь как бы скрытая идея, и раньше мы на словах пытались Майе её объяснить, но на словах не помогало. Пока она сама не поняла правильную тактику. Всё это в доступной форме Йонат выразила после игры, похвалив Майю. Конечно, Майя выиграла. Я не знаю, поддавалась ли Йонат, но я играла в полную силу. Майя собрала 7 пар, я - три, Йонат - две
Вот я и говорю: не ломать, интегрируя в общество, подстраивая под общество и его рамки, а развивать способности, может быть, и нестандартные, но присущие этому ребенку, этой личности. - но это так, ИМХО, к занятию не имеющее отношения.
После мемори Йонат предложила с теми же карточками поиграть в ещё одну игру - "Что пропало?" Игра для Майи не новая. Дома мы время от времени играем, правда, применяя не карточки с картинками, а предметы. Я начинаю с 8 предметов, и Майя время от времени требует добавить ещё. Мы доходили таким образом до 14, и я отказывалась добавлять ещё. Мне и так приходилось подсматривать, чтобы Майя задор не теряла... Йонат оставила только 5 карточек. Конечно, Майя легко всё угадывала. Тогда Йонат предложила спрятать 2 карточки. Майя согласилась. Когда Майя закрыла глаза, Йонат не только взяла 2 карточки, но и немного изменила порядок оставшихся (до этого я рассказала ей, что доиа Майя категорически возражает против "перепутывания" предметов во время игры). В этот раз Майя с уверенностью назвала один предмет, но не могла вспомнить второй, место которого было занято сдвинутой со свонго места карточкой. Тогда я передвинула эту карточку на своё место, и Майя сразу же вспомнила недостающий предмет. Йонат с Михаль переглянулись и обиенялись фразами по поводу обалденной визуальной памяти, что для меня уже давно стало просто фактом.
Снова посмотрели на лист с планом - третий пункт - мяч. Предложили Майе выбрать мяч. Она выбрала полупрозрачный фитбол с находящимися внутри звенящими шариками. Майя, Йонат и Михаль стали катать его друг другу по предложению Майи, а потом и бросать по предложению Йонат. Фишка была в том, чтобы не просто бросить мяч, а убедиться в том, что компаньон готов его поймать. То есть отрабатывался навык совместных действий и навык вербализации. Каждый раз, когда была очередь Майи бросать мяч, Йонат и Михаль делали вид, что отвлеклись, и Майе приходилось их предупреждать о том, что она сейчас бросит мяч. Или спрашивать, готовы ли они поймать. Дома мы, играя в мяч, говорим друг другу "лови" или "кидай". Почему-то такие вещи для Майи представляют трудность.
Занятие было построено таким образом, что на последний пункт почти не осталось времени. Специально (введение изменений в запланированную ситуацию). В конце занятия Йонат объяснила, что времени осталось мала, и предложила Майе на выбор два варианта. Или продолжить играть в мяч ещё немного, или начать строить из блоков по первоначальному плану, но тогда времени поиграть в них уже не будет, останется только построить что-то из трех-четырех блоков и сразу разобрать. Майя немного взгрустнула, но выбрала продолжить играть мяч. Придумала новый способ, куда его бросать, все поиграли таким образом три минуты, и занятие было окончено. Листик с планом занятия Майя унесла с собой.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Шапокляк
|
Добавлено: Вт мар 04, 2008 1:54 am |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm Сообщения: 590 Откуда: Израиль, Нагария
|
Сегодня было четвертое занятие игротерапией.
Вчера Майя в садике упала и поранила руку об гравий на площадке. Ранка ещё болит, и поэтому сегодня на игротерапии тоже особо нагружать руку не стали.
Снова, как уже принято, написали план занятия. Первым пунктом Майя поставила те самые блоки, которыми она не успела поиграть в прошлый раз. Второй пункт назначила Йонат - игра в рыбалку. Третий пункт снова определяла Майя - игра в мяч. Затем нарисована обувь - обуваемся и идем домой.
С блоками идея Майи - играть снова в магазин, как прошлый раз. Начали вместе с Йонат строить. Майя выстраивает сооружение строго симметричное, а Йонат пытается отстоять другое мнение о нужной архитектуре . Майя нервничает, пытается логически обосновать правильность своей концепции. Приходят к компромиссу, про который Майя через 2 минуты забывает, и перекладывает блок прткновения всё равно по-сврему. Йонат протестует. По ходу строительства Йонат сидела, опираясь и удерживая часть блоков, чтобы Майе пришлось проявлять активность в общении и просить её освободить блоки. Сегодня это было уже намного проще, чем в предыдущие разы. Уладили конфликт из-за архитектурных особенностей сооружения (Майя доказала-таки, что у двери не может быть крыша, и поставила эту крышу на "правильное" место). Стали решать, что в магазине продавать. Решили, что сладости. Надо нарисовать. Сели рисовать и вырезать. По ходу рисования увидели, что одно и то же изображение можно рисовать разными способами. Нарисовали шоколадки, конфеты-змеи и ещё какие-то. Вырезали вместе (Майя отказалась самостоятельно работать из-за руки). Майя рассортировала по коробочкам. Стали продавать - покупать. Майя - продавец. Цены заламывает - закачаешься. Зато всегда сдачу дает. Заодно я увидела, как запросто она справляется со счетом. Ей нужно было получить у Йонат 7 бусин в качестве оплаты. У Йонат в руке оказалось несколько, Майя посмотрела и сказала - нет. Что, мало? - спросила Йонат. - Нет, сказала Майя, не пересчитывая бусины по одной, - убери одну, тогда будет как раз. Йонат послушалась, убрала - получилось как раз 7.
Потом Йонат затеяла спор, где кушать купленные сладости. Она хотела кушать прямо в магазине, а Майя возражала. Она опять приводила логические объяснения, почему нельзя кушать прямо на месте. Постепенно пришли к компромиссу - кушать за столом, а стол поставить в магазине.
Если кратко подвести итог, то всё это время Йонат вела работу над отработкой поведения Майи в условиях недружественной внешней обстановки. Как и было намечено, полный план занятия выполнить было невозможно, Май было дано, как и в прошлый раз, выбрать, от чего она отказывается, а что сделает. Майя перенесла мяч на следующее занятие, оставила рыбалку. Это была трентировка приседаний на корточки Всех рыб Майя собрала и в ведерко положила....
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Шапокляк
|
Добавлено: Вт мар 04, 2008 9:30 pm |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm Сообщения: 590 Откуда: Израиль, Нагария
|
Я недавно писала про часы, которые нам рекомендовала игристка.
Мы их сразу же, как рассмотрели в подробностях в интернете, заказали и уже получили. Вот такая штука:
Штук 40 круглых магнитов, среди которых часть - с рисунками, как на фото, часть с разноцветными кружками разных размеров, и несколько пустых - можно наклеить или нарисовать что-то нестандартное, например, гости должны прийти. Циферблатов 4, все они надеваются одновременно, можно заранее приготовить разные заготовки для разных дел и разного времени суток.
У меня пока получился один циферблат для вечера и полтора для утра. Только вот меня лично это напрягает посильнее, чем Майю. Каким-то образом надо соединить 2 принципа - с одной стороны, стремиться к распорядку по часам, с другой стороны, иметь возможность при необходимости сдвинуться с графика. Майя в первый день пользования вечером была сильно расстроена: во-первых, пижаму одевали дольше намеченного, во-вторых, я по недомыслию поставила в часы кружочек, обозначающий "спать". А Майя ведь никогда не ложится спать, она всегда ложится смотреть телевизор, но обычно через 3 минуты уже спит... Вот что значит стандартное мышление - я ж всё это знала, а кружочек всё равно поставила!
Когда сняла его, стало приятнее
Вот запись следующего утра:
Сегодня утром жизнь по часам прошла намного приятнее. Единственное "но": так как папа утром был дома, то он собирался вести Майю в садик, и Керен я не одевала. Поэтому Керен смотрела "Зиппи энд ми", и на одевание только Майи ушло меньше времени, чем было запланировано. До следующего кружочка - причесаться - оставалось 10 минут. И Майя не согласилась рассчесываться раньше времени, пошла тоже смотреть Зиппи. Но зато, когда я напомнила посмотреть на часы в следующий раз, стрелка была как раз на "рассчесываться", и Майя без лишних слов встала посреди фильма и пришла рассчесываться.
Ещё есть кружочек "собирать сумку". Он вообще-то для школьника предназначен, но мы его тоже приспособили, чтоб было интереснее. Я готовлю для Майи в садик бутерброд и ещё отдельно фрукт или овощ. Вот теперь Майя их сама в сумочку кладет, и закрывает сумку, именно когда часы показывают собирать портфель .
Про часы:
www.ticktask.com
А здесь на английском про другие товары (правда, не все, на иврите больше материалов):
http://www.active-line.biz/
Там можно на английском с ними связаться по мылу, и они высылают по Европе и Азии.
Короче, игра на моторику с магнитами у нас уже есть - я писала и показывала в дневничке, вот часы мы получили и осваиваем, и ещё ждем заказ на JUMP . Можно клинику открывать
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|