Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Кладовая >> Книги для родителей >> "Я воспитываю одаренного ребенка"
Евгения Тропп при участии Михаила Федотова, Санкт-Петербург

Часть первая 

Когда серия статей о воспитании одаренных детей была готова вчерне, я показала ее знакомому редактору и попросила его высказать свое мнение. Он посмотрел на название, поморщился и буркнул: "Ты хоть сама понимаешь, что тема маленьких детей уже давно никого не интересует?" "Нет, — призналась я, — не понимаю". Я попыталась встать в позу и доказать ему, что человеческий потенциал важнее для любого государства, чем его ядерный запас, но его уже понесло. "Любой автор прежде всего должен быть современным! Откуда ты вылезла с этой темой?! Дети никому в мире уже не нужны, тем более одаренные. Я был сейчас в Риме и за месяц не встретил ни одной беременной. Знаешь, о чем это говорит? Ты читала, что США по интеллекту школьников занимает 28-е место в мире, Израиль —21-е, а Россия — 20-е? Ты думаешь, это случайно? Нет денег выйти на первое место? Это никому не нужно! Скоро мы даже в шахматах будем замыкать пятый десяток. В мире большая нехватка рабочих, а от одаренных людей только лишние хлопоты. Тебя и читать никто не станет. Сегодня читателя интересует другое. Написала бы что-нибудь романтическое про гомосексуалистов, слышала, конгресс был в Сиднее? Ну, на нет и суда нет. В крайнем случае, постарайся заинтересовать читателей деньгами. Подготовка олимпийского чемпиона стоит миллион долларов — это уже неплохо! А у тебя все бесплатно, и гениального математика — бесплатно! Нужно только рано научиться читать и рано ползать. Слушай, а у тебя самой действительно такой ребенок? Читает? И считает? На скольких языках? Может быть, ты и права. В общем, дерзай! Только помни, что ни в одной статье ни за что на свете нельзя упоминать слово "гений". Даже "одаренный" не нужно. У всех людей эти слова вызывают страх и раздражение". 

Все мои статьи посвящены одной теме: тому, что каждая семья, каждая мать самостоятельно, без каких-нибудь сверхусилий, может развить ум, знания и физическую силу ребенка так, что это даст ему возможность резко отличаться от среднего уровня развития поколения, которому мы принадлежим. На самом деле такой ребенок должен считаться не "одаренным" на фоне "нормальных", а "нормальным" на фоне большинства детей, которые не получают своевременной возможности развиваться. Но я решила слово "одаренный" пока не вычеркивать. 

МЯГКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 

В шестидесятые годы американским врачом Гленом Доманом совершена революция в педагогике, которую цивилизованный мир благополучно не заметил. Я думаю, что если бы сегодня Галилей сообщил всему миру, что Земля вертится вокруг Солнца, то это тоже бы не вызвало особенного интереса. Что хорошего несет за собой любая революция? Ничего. Существуют отлаженные педагогические системы, сотни миллионов учителей получают зарплату, ученые пишут книги, защищают диссертации, и здание это не пошатнуть. А суть открытия сегодняшнего Галилея в том, что здание это в основном бессмысленно, потому что основная учеба ребенка может происходить только в период, пока растет головной мозг. После окончания роста мозга эффективность обучения стремительно падает. РОСТ МОЗГА ПРОИСХОДИТ ДО СЕМИ ЛЕТ. (Это возраст, в котором в большинстве стран дети, в лучшем случае, только начинают учиться.) К трем годам рост мозга завершен на 70—80%, то есть обучению в первые три года жизни следует уделять особенно большое внимание. Если дело обстоит так, как его описывает Глен Доман, то дети получают крохи образования, получают его с громадным опозданием, и знания, которые они усваивают, чрезвычайно непрочно фиксируются мозгом. Кроме этого, у ребенка не успевают возникнуть логические связи между разными разделами информации, которую он приобрел. Иначе говоря, позднее обучение не обеспечивает полноценного умственного развития ребенка. Аналогичная необратимая потеря времени происходит при позднем физическом развитии детей — развитии, которое сегодня считается нормой. 

ЕСЛИ ДОМАН ПРАВ... 

СПРАВКА. Глен Доман — американский врач, окончил университет в Филадельфии в 1940 году, в 1941 году призван рядовым в американскую армию, демобилизован в чине подполковника, награжден боевыми орденами. С пятидесятых годов занимался восстановлением травмированных детей с повреждениями головного мозга. Автор книг "Как научить вашего ребенка читать", "Как обучить вашего ребенка математике", "Гармоничное развитие ребенка", "Как дать вашему ребенку энциклопедические знания" и других. В настоящее время возглавляет ИНСТИТУТ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА в Филадельфии. Более подробные данные есть в сети "Интернет". 

ИНФОРМАЦИЯ. В течение пятнадцати лет Доман занимался именно травмированными детьми. Им и его сотрудниками было замечено, что если у безнадежных детей, которые лежали неподвижно и считались функциональными идиотами (их вообще невозможно было тестировать) стимулировать какой-нибудь орган чувств — слух или зрение, — то происходит активизация всего мозга в целом. Неожиданно выяснилось, что, стимулируя зрение, вы можете заставить ребенка двигаться. Особенное внимание было уделено чтению. Ребенку показывали написанное крупными буквами слово и произносили его вслух. Каждые пять дней набор слов обновлялся, и в какой-то момент оказывалось, что больной ребенок понимает смысл написанных слов, начинает двигаться, а часть детей смогли даже обогнать в развитии своих здоровых сверстников. (Это, конечно, очень схематичное объяснение того, что происходило с больными детьми, подробнее об этом вы можете прочитать в книгах Домана, которые с середины 90-х годов существуют в русском переводе.) Наконец в один прекрасный день система раннего обучения чтению была опробована на здоровых детях. Результаты превзошли все ожидания. Такие дети быстрее развивались физически, а интеллектуально они значительно опережали свой возраст. 

ЧТО ЖЕ СУЩЕСТВЕННО НОВОГО ОТКРЫЛ ДОМАН? 

Существует несколько моментов, которые вместе создают подход и систему. Первый я уже назвала: основная учеба должна совпадать с периодом роста мозга. Исследуя десятки тысяч детей, которые занимались по его системе, Доман делает вывод, что обучать годовалого ребенка читать и считать намного легче, чем пятилетнего. Второй: Доман предположил, что можно провести полную аналогию между восприятием устной речи и тем, как мозг воспринимает письменную речь, притом что записанные слова одновременно громко произносятся вслух. И действительно, мы начинаем разговаривать с новорожденным, не очень заботясь, понимает он нас или нет. Но проходит неделя, потом месяц, второй, третий, и вдруг оказывается, что ребенок понимает то, что он слы- шит. При этом ребенку неизвестно, что слова состоят из разных звуков, которые можно расчленить — ему это не нужно, он просто понимает смысл вашей речи. Речи как существующей вокруг ребенка реальности, к которой он приспосабливается. А если такой же реальностью сделать речь письменную?! По Доману, ребенок никогда не должен, спотыкаясь, читать по слогам: вы окружаете его жизнь словами, написанными крупными буквами на однотипных карточках, показываете и громко их произносите. Каждый урок занимает всего несколько секунд, в течение дня вы показываете карточки десять-двенадцать раз, и к концу года выясняется, что ваш ребенок понимает смысл написанного, то есть умеет читать. Третий: занимаясь математикой, Доман вводит обучение числу, а не цифрам. Детям показывают карточки с наклеенными на них красными кружками. Взрослый человек с трудом отличает шесть кружков от семи. Дети после не очень продолжительной тренировки могут отличить пятьдесят от сорока девяти или семьдесят от семидесяти одного — так выглядят, по Доману, первые шаги в математике. Четвертое: Доман дает своим ученикам в определенном порядке энциклопедические сведения о мире. Наконец, пятый: Доман формулирует поэтапное включение различных отделов головного мозга, ответственных за выполнение движений возрастающей сложности. Ранняя двигательная активность включает очередной этаж мозга не раньше времени, а именно своевременно, когда это запланировано природой. По данным статистики, дети в Конго начинают ходить на пять месяцев раньше, чем скандинавы. Их никто не учит ходить, но ИМ НЕ МЕШАЮТ ДВИГАТЬСЯ. А не вредно ли слишком рано начать ходить, бегать, ползать, познавать мир? Слишком рано, считает Доман, не бывает, бывает своевременно. Начать вовремя ходить не вредно. Вредно задерживать ребенка в развитии, потому что в этом случае навыки различных движений оказываются менее естественными и совершенными. Давайте теперь зададим напрашивающиеся вопросы. А не вредно ли все-таки слишком рано уметь читать? А не вредно ли для здоровья быть слишком одаренным, быть гением? Что такое "ранняя двигательная активность"? Не вредно ли^с ребенком разговаривать? Не является ли слишком большой нагрузкой тот факт, что он понимает вашу речь? Гении... у гениев не слишком хорошая репутация, хоть бьюсь об заклад, что никто из вас живого гения не видел. Я так точно не видела. Видимо, гении не такие, как окружающие, и это вызывает недоброжелательное к ним отношение. Но мы говорим о совершенно другом типе людей. Видимо, есть какие-то люди, у которых мозг необъяснимо расположен к математике. Потом эта причина — она может быть даже связана с психическим заболеванием, — перестает действовать. В любом случае мы имеем дело со случайной спо- собностью, не подкрепленной общим физическим и умственным развитием. Конечно, были универсальные гении, к ним относится Леонардо да Винчи, но они рождаются один раз в три столетия. Мы говорим о другом: правильно ли наша современная традиция установила сроки, в которые большинство детей начинает двигаться и получать знания. Ранняя физическая активность... Было время, когда наши бабушки точно знали, что ребенка нужно крепко пеленать и укладывать на спину. Сейчас это уже стало историей, но еще недавно никому не приходило в голову, что ребенка запеленывать ВРЕДНО, на спину укладывать ВРЕДНО. И каждая мать, родив ребенка, а часто единственного ребенка, должна подвергнуть критике все устоявшиеся представления, которые она получила по наследству. Доман очень часто употребляет слово "миф". Он пишет, что миф всегда существует и поддерживается, потому что авторы мифов преследуют негативную цель. Каждый ребенок рождается с задатками гения. Выявить эти задатки может только раннее развитие. Но общество ощущает угрозу со стороны одаренных детей, которые станут одаренными взрослыми. Отсюда природа мифа о вреде раннего развития. А вот еще один вопрос: не будет ли способному ребенку скучно в школе? Хороший и своевременный вопрос. ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ. Предположим, вы учите маленького ребенка игре в футбол. Следует ли вам думать, что у вас в районе слабая футбольная команда и ему будет там скучно играть? И от этого надо учить его играть хуже? Вы учите, а команда для него найдется! Разумеется, ребенок, который к семи годам ищет ответы на свои вопросы в Британской энциклопедии, будет не очень счастлив, если его заставят читать вместе с классом "мама мыла раму". Если заставить его посещать такой класс силой, то это отобьет у ребенка желание учиться. Со школой действительно проблема. Тем более, что уровень школьного образования во всем мире падает ниже и ниже. Но это проблема решаемая. Родители находят специальные группы, специальных учителей, дают ребенку специальные задания. Это уже частность. Главной проблемой, которую я вижу, являетесь вы сами. Вы должны точно отдавать себе отчет, чего вы от своего ребенка хотите. Доману в каком-то смысле очень повезло: ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СВОЕЙ РАБОТЫ ОН КОНТАКТИРОВАЛ С РОДИТЕЛЯМИ ОБЕЗДВИ-ЖЕННЫХ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ГОТОВЫ БЫЛИ НА ЛЮБЫЕ УСИЛИЯ, ЧТОБЫ СВЕРШИЛОСЬ ЧУДО. Такие родители и помогли ему совершить открытие, как каждая мать может воспитать одаренного ребенка. Реально ли обучение ребенка по системе Домана? И как приспособить систему раннего воспитания ребенка к нашей повседневной жизни? В Институте развития человеческого потенциала по программе Домана уже прошли обучение десятки ты- сяч детей. Суть этой программы, как ее формулирует директор института Глен Доман, в том, что самым продуктивным периодом для обучения оказывается период, ПОКА РАСТЕТ МОЗГ. Именно в этот период ребенок может достичь невероятно высоких результатов практически в любой области, которую вы ему открываете. При этом на сегодняшний день во всем мире формальное обучение ребенка начинается в том возрасте, когда рост мозга уже прекратился. И на усвоение знаний, которые ребенок до шести лет схватывает на лету, уходят годы тяжелой учебы. Вот вам идеальный пример: один или несколько языков ребенок легко выучивает в первые два года жизни, так что язык становится неотделимой частью ребенка. И сравните это с мучительными, МАЛОЭФФЕКТИВНЫМИ занятиями иностранными языками в школе. Книги Домана стали бестселлерами еще в шестидесятых годах, но на русский язык очень долго не переводились. В Советском Союзе где-то с начала семидесятых годов на слуху был опыт семьи Никитиных, которые в дальнейшем написали несколько книг о воспитании своих детей и внуков. Наибольшее внимание Никитины уделяют здоровью и закалке детей. Это казалось невероятным: никитинские дети, пышущие здоровьем, босиком бегали по снегу... Касаются они в своих книгах и умственного, и физического развития первых лет жизни, но во всем, что они пишут, КРОМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОДОВ, в отличие от научного подхода Глена Домана, слишком много произвольного, даже случайного. Их занятия выглядят как деревенский опыт положительных сельских учителей. Умственное развитие они в основном связывают с развивающими играми, серией головоломок, на мой взгляд, довольно скучных. Языками, музыкой, искусством Никитины не занимаются, объясняя, что они плохо в этом ориентируются, и главным коньком у них остается кормление грудью, щажение матери и ребенка в родах, закалка методом включения естественных центров терморегуляции — то есть различные проблемы здоровья. Несмотря на явную правоту Никитиных, средства массовой информации создали образ семьи, требующей от детей невозможного. Выросшие Никитины стали самыми обычными хорошими людьми, забыв о том, что они перескакивали через два класса и подавали большие надежды. Я не хочу сказать, что быть обычным человеком плохо или стыдно, но мне кажется, что Никитины — практически единственные (кроме Домана) авторы, которые пишут не о том, как развивается средний ребенок, а КАК СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬСЯ РЕБЕНКУ, если родители поощряют его активность. И в этом колоссальная заслуга Никитиных. Кроме того трудно сравнивать потенциал богатого американского института с личным опытом подмосковной семьи. В своих книгах Никитины почему-то никогда не ссылаются на Домана, хотя мне кажется, что работы Домана не мог- ли быть им неизвестны. Нигде, кроме института в Филадельфии, я не видела целостной системы, подкрепленной медицинской теорией. 

НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНО ВЫПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОМАНА?

Ответить однозначно на этот вопрос невозможно прежде всего потому, что существует одно главное препятствие для раннего развития вашего ребенка. Этим препятствием являетесь вы сами. Вы должны захотеть услышать, что существующий в мире подход к обучению детей неэффективен. Вы должны услышать, что промедление с началом систематических занятий может быть необратимым для полноценного развития ребенка, для достижения того уровня, который вашему ребенку может быть по плечу. Вы должны захотеть увидеть своего ребенка гармонично развитым. Если эти условия выполняются, то какое количество шагов вы сделаете в правильном направлении — не так уж важно. Если у вас не будет возможности заниматься с ребенком в полную силу, то вы хотя бы не будете тормозить его развитие, а это уже немало! Краеугольным камнем в системе Домана является движение. Происходит взаимная стимуляция: физическое развитие активизирует работу мозга, развитие мозга улучшает физическое развитие. Если вы хотите иметь гениального ребенка, вы должны предложить ему двигаться. С какого момента? Передо мной лежит десять прекрасных книг о развитии детей первых лет жизни. Я листаю их и делаю закладки на главах "Когда ребенок начинает ползать". Доктор Спок: "дети начинают ползать между пятью и шестью месяцами, большинство к семи". Серз ("Ваш ребенок"): "с шести до девяти месяцев", Пенелопа Лич ("Дитя и ребенок"): "Между седьмым и восьмым месяцем большинство детей демонстрирует свое желание ползать". Отчет Принстонского центра по изучению первых лет жизни: "Шестой месяц". Берри Бразелтон ("Младенцы и матери"): "Активные дети начинают ползать в течение шестого месяца" (в его книге есть еще главы про "нормальных" и "спокойных" детей — те начинают позже). Исследование, субсидированное БиБиСи: "Пытаются ползать с шестого по девятый месяц". 

Достаточно. Переходим к отечественным авторам, но я беру только явных "революционеров" Никитиных: "Ползать, а точнее ходить на четвереньках, наши дети начинали с пяти-семи месяцев." Немцы Гебель и Глеклер (представители свободной вальдорфской школы): "многие дети начинают ползать, уже научившись ходить...", и солидно добавляют: "делать то, что нужно в надлежащее время, — высшее искусство жизни!" В том-то и вопрос, что считать надлежащим временем? Большинство авторов добросовестно описывает современных детей и дает средний возраст, в котором дети начинают ползать. Предположим, это шесть месяцев. И вот сейчас я взрываю домановскую бомбу: шесть месяцев — это ровно на шесть месяцев позже, чем рекомендует Доман. Мой сын пополз в три месяца, я чувствовала себя бесконечно гордой. В это же время я натолкнулась на домановскую книгу о физическом развитии и поняла, что просто случайно не погасила "ползательный рефлекс", с которым ребенок родился. Я массировала сыну пятки, мне казалось, что они подвернуты, подставляла ладони под ступни, и таким образом он привык отталкиваться. 

Я понимаю, что у большинства читательниц дети уже давно перестали ползать и уже бегают или ходят. Прошлого не вернешь, и это не повод для отчаяния. Я упомянула ползание только как пример. Он очень демонстративен в смысле разности подходов. Как просто поддержать рефлекс, с которым ребенок появляется на свет! Наклонная плоскость под небольшим углом, поддерживайте спину, и хаотическое дрыганье ногами и руками за несколько недель превратится в ползанье. Но еще важнее, что в этапном развитии мозга ребенок перейдет на следующую ступень. Доман в своих книгах вводит термин "физический интеллект", который будет определять не хронологический возраст ребенка, а его реальный нейрологический возраст, соответствующий его физическому развитию. По нему мой ребенок, который пополз в три месяца, попал в группу "среднее развитие", и мое материнское тщеславие получило чувствительный удар. 

Ползанье — это развлечение новорожденных, а более серьезное занятие — чтение. Как же должно выглядеть классическое занятие Домана? На плотных карточках размером 10х50 см красным фломастером вы пишете слово. Высота букв должна быть не менее 7,5 см. Первые слова должны быть обязательно легкими, понятными, смешными. Начинайте с пяти слов: вы показываете ребенку карточку и громко произносите слово. В первые дни проводите не больше трех уроков. Через несколько дней добавьте еще один набор из пяти слов. Доман рекомендует одновременно проходить не больше пяти наборов, но в первые два месяца и трех наборов будет вполне достаточно. Если вы будете показывать ребенку одно слово чаще трех раз в день, вы ему просто наскучите, а скука является резким тормозом занятий. Начиная с третьей недели, вы можете удалять слова из каждого набора, по одному меняя их на новые. Постарайтесь не увлекаться количеством слов, но и сами выберите оптимальное число, которое подойдет вам и ребенку. Помните, что занятие должно быть предельно коротким. Оно должно продолжаться не дольше 7—8-ми секунд. Еще одна важная рекомендация, которую часто повторяет Доман: переборите искушение и не возвращайтесь к старым карточкам. Мы привыкли начинать обучение с букв — старайтесь как можно дольше этого не делать. К буквам можно вернуться, когда маленький ребенок уже научится легко читать, а пока это только предельно непонятная абстракция. Повторяйте себе, что аналогия с устной речью полная — ведь вы, разговаривая с ребенком, не растолковываете ему, из чего состоит слово. Когда начинать? Как быстро становятся видны результаты? Я бы советовала по такой программе начинать с двух лет. У самого Домана рекомендации относительно начала занятий в течение лет меняются. В книге "Как научить вашего ребенка читать", которая появилась в русском переводе, он советует начинать с первых месяцев жизни. Видимо, этот перевод сделан с одного из первых изданий его книги, потому что в английских изданиях последних лет рекомендации становятся более взвешенными: "начинайте в год, если вы хотите потратить на эти занятия минимум времени и сил, но если вы ищете сложностей, то начинайте в восемь месяцев, и только если вы считаете себя невероятным умником — тогда можете начинать с трех месяцев." Я вам очень не советую начинать с трех месяцев. Любая мать, которая хочет активно развивать своего ребенка, должна прочитать книги Глена Домана. Отдельные статьи на тему раннего развития могут быть только предложением обменяться мыслями в процессе занятий с детьми. И если я не советую начинать обучение чтению с самого раннего возраста, то я имею в виду только напряженные занятия, при которых нагрузка может лавинообразно возрастать. Вам будет трудно успевать готовить учебные пособия, читать до года все равно никакой ребенок не начнет, и получится, что к моменту, когда следует проводить самые активные занятия, вы можете отчаяться увидеть результаты, просто-напросто устать, или занятия утратят свою свежесть — не начинайте в три месяца. О том, как лучше всего заниматься в первый год жизни, я буду писать отдельно, но сама идея учить читать трехмесячного ребенка не смешна, не нелепа — она только очень трудоемка. А пока окружите жизнь ребенка до года большим количеством слов, написанных крупными буквами, пусть на шкафу будет написано "шкаф", а на портрете тети — "тетя", пусть они будут частью жизни, как надпись "Кока-кола" на магазине. Несмотря на предупреждения Домана, менять каждые пять дней надписи на соседних магазинчиках все равно никто не согласится. Пусть ребенок понимает, что предмет может быть обозначен надписью. Постепенно количество этих надписей можно увеличивать и даже показывать карточки со словами, но твердо помня, что первый год — только подготовка к учебе, а не сама учеба. Я знаю многих родителей, которые начали заниматься очень активно, не справились с выбранным темпом и занятия забросили вовсе. Почему? Потому что эта система не дает видимых результатов через месяц. Нужно зарядиться минимум на год регулярных спокойных занятий. Вообще если бы мне кто-нибудь сказал, что есть универсальная система, в которой нет недостатков, то я бы отнеслась к такому утверждению с большим недоверием. Есть ли в системе Домана недостатки? С моей точки зрения, да. И есть много сложностей, о которых нужно писать. А пока я хочу повторить, что дело не в пути, который предлагает Доман, а в самой цели. Целью является своевременное гармоничное развитие ребенка. А путь можно придумывать свой. Доман пишет: "Я борюсь за ваше право думать иначе, чем я!" Только думайте. Рождаемость во всем мире катастрофически падает. Большинство семей сегодня планирует иметь одного-единственного ребенка. Практически получается, что молодая мать, которая еще совершенно ничего не умеет, вовремя начать занятия с ребенком не в состоянии. Ей нужно научиться общаться с ребенком, не бояться его плача, повышенной температуры, изменения настроения, любых неожиданностей, которые подстерегают молодую мать каждый день. Это умение приобретается только опытом. Пока он появится, теряются драгоценнейшие для учебы месяцы. А первый год является ключевым и для становления личности, и для выработки отношения ребенка к учебе. Возьмите двух детей десяти месяцев — один из них листает книгу с невероятным усердием и не рвет страницы, а второй вообще не понимает принципа книги, картинки, того, что написанное слово может обозначать предмет. И может быть это колоссальное запаздывание будет ощущаться всю жизнь. К занятиям с ребенком нужно готовиться еще до его рождения, искать книги, которые помогут в этом.

дальше
   
присылайте ваши материалы на эту тему
Содержание: 
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5