Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Физическое развитие >> Спортивные комплексы >> Снаряды для равновесия. Упражнения
В.С. Скрипалев, отрывокиз книги "Наш семейный стадион"

О равновесии мы, как правило, вспоминаем, когда на улице гололед. В остальное время люди, не катающиеся на коньках, лыжах, санках и т. д., не задумываются над тем, хороший у них вестибулярный аппарат или нет. Между тем развитое чувство равновесия нужно любому взрослому. А для профессий верхолаза, строителя, водолаза и многих других это качество является одним из основных.

В спортивных залах существует снаряд для лазания — шведская стенка, а в детских учреждениях (яслях, садах) — ее уменьшенный вариант. Научившийся ходить малыш может залезть на нее — для этого особых навыков не требуется. Карабкаясь по лесенке, ребенок видит перед собой стену, и никаких опасений у него не возникает, но, неожиданно обернувшись, он может испугаться, что забрался слишком высоко. Исход будет нежелательным: ребенок начнет плакать, может даже упасть.

Лесенка для развития равновесия, установленная в спорткомплексе, является наклонной (рис. 1, п. 9). Она протянута не вдоль стены, а по большой диагонали. Это удлиняет общий путь лазания до 4 м. Ребенок в любой момент хорошо, видит высоту, на которой находится. Небольшой угол подъема (около 30°) позволяет ему постепенно, ступенька за ступенькой, ощутить свой предел высоты. Кроме того, пространственное расположение лестницы позволяет использовать ее сверху и снизу.



Лиза Данилова в 10 месяцев на треугольной лестнице Скрипалева



Лиза Данилова в год на треугольной лестнице Скрипалева - свободно залезает под потолок

Лесенка имеет форму треугольника, вершина которого закреплена внизу, около 300 мм от пола. Ступеньки лестницы нанизаны на стальной трос диаметром 6 мм. Они опираются на трубки одинаковой длины, также нанизанные на трос. Основание треугольника крепится наверху, к опоре, которая находится на конце продольной горизонтальной балки. Оба конца троса продеваются в отверстия опоры по канавкам коушей и закрепляются зажимными планками. Концы троса облуживаются.

Чтобы трос не перетерся, вершина треугольника лесенки скруглена. Трос продевается внутри согнутой полукольцом трубки. Трубка через стяжку крепится к кронштейну. Основание кронштейна крепится к стене четырьмя гайками на винтах. Винты вставлены головками в отверстия в стене. На эти винты надеты цилиндрики. Часть цилиндрика, опирающаяся на конус головки винта, распилена крестообразно на глубину 10 мм. При завинчивании гайки основание кронштейна давит на цилиндрик. Распиленный конец цилиндрика начинает скользить по конусу головки, раскрываясь как зонтик. Четыре части “зонтика” вдавливаются в края отверстия, обеспечивая надежный распор каждого винта. Такое крепление может быть и у горизонтального каната для равновесия и у подвески гибкого варианта спорткомплекса.

Стяжка служит для регулирования натяжения лесенки. Хочу предупредить вас: не натягивайте туго лесенку! Обратите внимание на цирковых канатоходцев — их трос всегда провисает. Если вы попытаетесь на туго натянутой лесенке показать своему ребенку, как надо лазать, то можете, к его восторгу, завалиться вместе с ней. Все это испытано — можете проверить. Не стоит также вместо троса использовать кабель с алюминиевой проволокой — он порвется или с медной — он вытянется.

Хитрость лесенки состоит в том, что она может давать пять зон балансирования: центральную и симметрично расположенные две внутренние и две внешние зоны. Центральная зона — это сама лесенка. Неустойчивость проявляется в прилегающих к ней внутренних зонах. Меня очень интересовало, как сын с ними справится.

Олег долго ходил кругами у кронштейна. Наконец взялся за боковины лесенки и ступил на него правой ногой. Толчок — и он уже поставил левую ногу на первую узенькую ступеньку, огляделся. Но вот Олег стал заносить правую ногу на вторую ступеньку и качнулся вправо. “Вот она, правая внутренняя зона”, — отметил я. Ребенок успел натянуть правую боковину вниз, а левую вверх, остановился в наклоне над правой внешней устойчивой зоной. Твердый кронштейн позади. Теперь предстояло сделать шаг по “живой” лесенке. Олег стал подтягивать левую ногу, забыв перехватить руки повыше. Как и следовало ожидать, ступенька круто накренилась влево, и Олег свалился на пол (рис. 10, а).



Рис.10

Расстояние было не более полуметра, падение получилось, мягким, сын улыбнулся. Я убедился, что лесенка учит не только балансировать, но и падать. Следует подчеркнуть, что это имеет большое значение для предупреждения травматизма.

Игры во дворе, футбол, хоккей не обходятся без падений. Трудно избежать их и занимаясь, скажем, волейболом, баскетболом, фигурным катанием. Подвижный ребенок падает десятки раз на дню. Выход один: учить его безопасному падению, и чем раньше, тем лучше.

После многократных попыток Олегу удалось пройти “злополучные” начальные ступеньки. Дальше было проще: ступеньки стали пошире и поворачивались не так круто (рис. 10, б). Зато какую награду получил удачливый “верхолаз”: он начал попадать на подвешенные повыше качели. Причем переход на них со временем превратился у сына в занимательное упражнение — “ныряние”. На самой верхней ступеньке он брался за боковины лесенки и делал оборот вперед в вис, как на перекладине (рис. 10, в). Небольшое усилие — и ноги на качелях.

Недавно ему удалось это сделать в обратной последовательности: с качелей попасть на лесенку через верхнюю ступеньку.

Лесенка привлекательна еще и тем, что связывает между собой все 10 снарядов спорткомплекса. Я спросил побывавшего у нас в гостях семилетнего Антона Козлова, какой снаряд ему понравился больше всего и почему. Ответ был: “Лесенка, потому что с нее можно попасть на большинство снарядов!”

Кроме того, сын пытался лазать по лесенке снизу. Вначале он повисал на ступеньке, до которой дотягивался руками с пола. Поджимая ноги, Олег поочередно подхватывал ступеньки пониже (рис. 10, г). Затем слезание начиналось с более высоких ступенек. В конце концов Олегу удалось выполнить и упражнение потруднее: подняться до верхней ступеньки в висе снизу.

Я уже описывал, как полуторагодовалая Оля карабкалась на “горку” с помощью лесенки. Позже она придумала сходить с конца горки, повиснув на боковине лесенки. Девочка сосредоточенно экспериментировала, вися на боковине: то съезжала с боковой грани пирамиды, то спрыгивала на пол, минуя ее. Вот как привлекательна эта лестница-чудесница и для малыша и для десятилетнего!
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5