Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Скоро в школу >> Первая учительница - дело серьезное
Ася Штейн 

В марте-апреле родители будущих первоклашек активно начинают искать школу. Конечно же, очень важно, по какой программе будет учиться ваше чадо, какие дополнительные предметы преподаются в начальной школе, есть ли иностранный язык и какой именно. И все же, ни для кого не секрет, что успешность обучения в начальной школе зависит, прежде всего, от того, какой будет первая учительница малыша и как у них сложатся отношения. Об этом и пойдет речь в нашей статье. 
 
...Мне снился кошмарный сон: я стою перед учительницей моей дочери, и она раздраженно отчитывает меня то ли за опоздание, то ли за не сделанную домашнюю работу, то ли еще за какое-то прегрешение. При этом я четко осознаю, что я - взрослая женщина, мама троих детей, но почему-то опять оказалась в пятом классе и, виновато потупившись, слушаю, как распекает меня возмущенная учительница. Я проснулась в холодном поту. Какое счастье, что это только сон, и я никогда больше не буду школьницей!

Как показывают опросы, едва ли не все сегодняшние родители, имеющие за плечами опыт обучения в авторитарной советской школе, испытывают страх перед учителями собственных детей. "А вот как получит сын опять двойку, и вызовет меня к себе эта кошмарная Марь-Ванна" -с ужасом думают мамы. 
Нетрудно догадаться, что подобные страхи не способствуют успешной учебе малыша. Родители, боясь (иногда безо всякого основания) праведного гнева учительницы, давят на ребенка, запугивают его, требуют идеальной успеваемости и образцового поведения. Но, увы, чем больше напряженность в семье, тем хуже учится и ведет себя малыш. 

Первое знакомство

Лучше с самого начала постараться справиться со своим страхом и сделать так, чтобы учительница стала вашим другом и сотрудником в воспитании ребенка.

Заранее лично познакомьтесь с будущей учительницей малыша. Попросите ее о встрече наедине в удобное для нее время. Если она категорически откажется, это уже должно заставить вас задуматься: а туда ли вы попали. В деликатной беседе постарайтесь выяснить, каковы ее взгляды на воспитание детей, и если они кардинально отличаются от ваших, стоит поискать другое место.

Понаблюдайте за вашей будущей учительницей во время прогулки с ее нынешним классом, встаньте под дверью во время урока и послушайте. как она разговаривает с детьми, не повышает ли голос, не унижает ли своих нынешних учеников.

Обязательно расскажите учительнице об особенностях характера и темперамента вашего ребенка, предупредите ее, если малыш - левша или заика, если он чересчур медлителен или, наоборот, гиперактивен. Невзначай спросите совета, как скорректировать эти дефекты. Учительнице будет приятно узнать, что вы интересуетесь ее мнением, уважаете ее точку зрения. Кроме того, вы сможете по ходу действия, не задавая прямого вопроса, уточнить, как она относится к левшам, копушам или шебутным мальчишкам.

Предложите посильную помощь: красиво оформите классный уголок, распечатайте на принтере необходимые материалы, в конце концов, просто принесите в класс несколько комнатных растений. Главное, чтобы учительница увидела, что пред ней неравнодушные, озабоченные судьбой своего ребенка люди. Это обязательно расположит ее к вам.

Ну, а если ребенок, едва увидев свою будущую учительницу, твердо заявил, что эта тетя ему не нравится, положитесь на его чуткость и интуицию, а не на мнение знакомых, рекомендовавших вам эту учительницу как "опытного педагога со стажем". Не надейтесь, что ребенок привыкнет: психологическая несовместимость никуда не денется, и конфликт будет только усугубляться, вызывая слезы, плохие отметки и, в конечном счете, отвращение к школе. Лучше сразу поищите другую учительницу. 

Наводим мосты

В первые недели сентября учителя, обычно каждый день встречаются с родителями и рассказывают им об успехах детей. Это - самое подходящее время, чтобы установить контакт - подумайте об этом заранее, чтобы не пропустить нужный момент.

Очень важно с самого начала дать понять учительнице, что вы вовсе не ждете от малыша немедленных блестящих результатов. Хотя в первом классе оценки ставить и запрещено, большинство учителей всеми правдами и неправдами стараются выставить первоклашкам итоговые оценки уже за первую четверть. Вряд ли вам удастся на это повлиять, но вы можете объяснить, что лично для вас пятерки и двойки сейчас - не главное. Гораздо важнее, как осваивается малыш в новой атмосфере, движется ли он вперед.

Если учительница в конце дня лишь ужасается вашим чадом, попытайтесь расспросить, что же было сегодня хорошего. Даже если успехи малыша лежат отнюдь не в академической сфере, будет очень хорошо, если учительница вспомнит, что именно он сегодня по собственной инициативе вытер с доски, поделился с товарищем яблоком, быстрее всех собрал портфель. Это поможет учительнице взглянуть на малыша другими глазами, переведет разговор в иную плоскость.

Если учительница говорит лишь общие фразы: "не старается", "сплошная грязь в тетрадках" и т.д., попытайтесь выяснить, почему, по ее мнению, у малыша возникли проблемы. Если ситуация тупиковая, предложите вместе побеседовать со школьным психологом или логопедом. 
Но если ваше чадо купается в круглых пятерках, тоже не стоит расслабляться. Обязательно спрашивайте у учительницы, все ли в порядке, нет ли у ребенка каких-то проблем с поведением, не слишком ли он фиксируется на результатах, интересно ли ему учиться. Не позволяйте учительнице ставить вашего малыша в пример одноклассникам. Даже если вы уверены, что ваше чадо - образец скромности и не задерет нос от обилия похвал, другие дети будут относится к нему с недоверием, считая учительским "любимчиком".

Если вам кажется, что малыш подготовлен на порядок лучше одноклассников, узнайте, нет ли в школе гимназического класса или попытайтесь перевести его во второй класс. Случается, что учительница в штыки встречает подобные планы родителей просто потому, что ей не хочется терять отличника, который не требует никаких хлопот. Помните, что решение в такой ситуации должны принимать вы и только вы. Если перейти в более сильный класс невозможно, а ребенок явно скучает и бездельничает, попросите учительницу давать ему дополнительные задания, причем такие, чтобы он чувствовал, что и у него могут быть неудачи. 

О защите и доверии

Как бы ни были ужасны "прегрешения" малыша, никогда не распекайте его в присутствии учительницы и не позволяйте ей делать это при вас. Подумайте сами, что чувствует маленький человечек, оказавшись в одиночестве перед двумя крайне раздраженными взрослыми. И как больно ему будет узнать, что вы переметнулись "в стан врага" и ругаете его вместе с учительницей, вместо того чтобы помочь ему выпутаться из трудностей, защитить его в этом незнакомом и неуютном месте.

Позже, наедине, вы обязательно скажете своему первоклашке, что у вас был сегодня неприятный разговор с учительницей и вы хотели бы разобраться в том, что произошло и помочь малышу решить его проблемы. Обязательно выслушайте версию ребенка. Даже если она очень сильно отличается от того, что говорила вам учительница, не спешите обвинять человечка во лжи. Скорее всего, он просто по-иному видит ситуацию, и очень важно понять, как именно. Малыш должен с самого начала понять и почувствовать, что в школе вы - его союзник и защитник. Тогда в любой, даже самой нелицеприятной ситуации он сможет смело рассказать вам о происшедшем и вы поможете найти выход из положения. 
Даже если вы не во всем согласны с учительницей, никогда не позволяйте себе критиковать ее в присутствии ребенка. Во-первых, для любого первоклашки его учительница - это истина в последней инстанции, каждое слово и действие которой непререкаемо. Даже если Марь Иванна сообщит, что Земля стоит на трех китах, вам сейчас вряд ли удастся переубедить маленького ученика. Более того, ребенок будет успешно учиться лишь в том случае, если он будет полностью доверять учителю. И не забудьте её поздравить с днем учителя, ведь все любят внимание и небольшие подарки. Во-вторых, малыш может просто повторить ваши слова одноклассникам или самой учительнице и возникнет очень неловкая ситуация. В крайнем случае, можно сказать ребенку что-то вроде "мы, конечно, привыкли поступать по-другому, но у Людмилы Петровны, наверное, есть свои причины делать или говорить так". Ну, а если педагог полностью дискредитировал себя в глазах малыша, срочно ищите другую школу.

Материальный вопрос

Взаимоотношения родителей и школы лежат не только в высоко духовной, но и в сугубо материальной сфере. И, чтобы избежать многих проблем, нужно научиться корректно решать материальные вопросы. 
1. Плата за обучение 
· в частной школе она объявляется официально и вряд ли с вас потребуют какие-то дополнительные деньги, если в контракте не обговаривается наличие дополнительных услуг за отдельную плату)
· в хороших государственных школах (гимназиях, лицеях и т.д.) официальной платы за обучение нет, но, как правило, вам предложат ежемесячно делать спосорский взнос (в диапазоне приблизительно от 300 до 1500 рублей). Хотя вам этого могут и не сообщить, такой взнос - дело обязательное, а не добровольное. Большая часть этих денег идет на внебюджетные выплаты учителям и на нужды школы. 
2. Деньги на классные нужды обычно собирают ежемесячно. По закону делать это могут только родители вне стен школы и в отсутствие педагога. Родительский комитет обязан регулярно отчитываться, на что были потрачены деньги. 
3. Деньги на подарки учителям если родительский комитет собирает деньги на подарок учительнице к празднику, не стоит дополнительно дарить ей что-то от себя лично. Это может быть воспринять как желание выделиться и подлизаться к учительнице. 
4. Дополнительные занятия. Официально учитель не имеет права проводить платные дополнительные занятия в стенах школы, устраивать за деньги пересдачи и переписывания контрольных и самостоятельных - это входит в его штатные обязанности. Если учительница сообщает, что у вашего ребенка катастрофическая проблема с математикой и при этом изо всех сил намекает, что только она - за определенную плату - может ему помочь, вы, конечно, можете согласиться на ее услуги, но только в том случае, если вы уверены, что ребенок действительно испытывает сложности при изучении предмета, и именно ваша учительница в состоянии ему помочь. Если сомневаетесь, попросите другого педагога протестировать малыша. Возможно, это лишь тонкий маркетинговый ход. Узнайте, кто еще в вашем кассе берет дополнительные уроки. Если выяснится, что частным образом занимается чуть не половина класса, попробуйте поговорить с завучем или директором. 

Вообще, если у вас возник серьезный конфликт с классным руководителем, не стоит сразу писать жалобу в вышестоящие организации. Если не удается договориться с самой учительницей, попытайтесь сначала побеседовать с администрацией. И только если это не даст результата, имеет смысл обращаться в районное управление образования
 

присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5