Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Мир вокруг малыша >> Детям о природе >> Юные "садоводы"
Ася Штейн

Долгие зимние вечера мы проводили с малышами за развивающими играми: складывали головоломки, играли в лото, рассматривали атласы и энциклопедии. Но вот настала весна, и материалы и пособия для новых игр можно найти буквально у себя под ногами. А значит, пришла пора отправить на полку "Уникуб" и отправляться на улицу.

Попробуйте вместе с малышом посадить маленький садик. Игры с растениями многофункциональны, они учат кроху заботиться о тех, кто не может сделать этого сам, дают ему представление о ходе времени, развивают координацию движений и мелкую моторику, помогают научиться сравнивать цвет, форму, объем. Играть в эту игру можно уже в два - два с половиной года. Но учтите: чем меньше "садовод", тем больше заботы о его садике ляжет на ваши плечи, а кроха на первых порах будет просто заинтересованным наблюдателем и лишь со временем начнет активно участвовать уходе за растениями.

Где посеем?

Если у вас есть дача, выделить малышу грядку совсем не сложно. Если нет - обустройте цветник у себя на балконе или просто на подоконнике. Можно попытаться найти подходящее место во дворе или в парке и устроить садик там. Правда, в этом случае вы не застрахованы от хулиганов, которые могут разорить вашу клумбу, и тогда не избежать горьких слез.

Идем за покупками

Заранее запаситесь всем необходимым. Ведь уход за растениями - дело серьезное и трудоемкое. Вместе с малышом сходите в цветочный магазин и выберите семена растений, которые быстро растут и не требуют особого ухода: подсолнух, фасоль, пряные травы; головки лука и чеснока для посадки. Можно купить несколько пучков готовой рассады: маргаритки, анютины глазки, ноготки. Выберите подходящий по размеру инвентарь, который можно купить в магазине - детские товары: небольшой садовый совочек, грабли, маленькую лейку, лупу. Если детей несколько, постарайтесь купить каждому полный комплект инструментов.

Кто в семечке живет?

Рассмотрите семена. Расскажите ребенку, что это крошечные домики, в которых живут растения. Спросите, одинаковы ли все семена. Пусть малыш покажет большое семечко (например, фасоль) и маленькое (подсолнечник), круглое (горох) и продолговатое (овес). Покажите малышу луковицу и головку чеснока и скажите, что, хотя это и не семена, внутри тоже прячется росток. Замочите зернышко фасоли или подсолнуха в воде, когда оно набухнет, аккуратно разрежьте его пополам и с помощью лупы рассмотрите крошечный росточек. Скажите ребенку, что росточек спит, и вам надо его разбудить.

Сажаем огород

Вскопайте землю при помощи садовых инструментов и полейте из леечки. Покажите малышу, что земля была твердая, а стала мягкая. была сухая, а стала мокрая. Пока копаете, прочтите стишок:

Не ленись моя лопатка
Будет вскопанная грядка,
А поливая клумбу, повторяйте:
Лейка, лей, лей, лей!
Грядка, пей, пей, пей!

Предложите ребенку аккуратно брать по одному семечку пальчиками и опускать в землю на определенном расстоянии друг от друга. Пусть в качестве мерки малыш использует свой пальчик или ладошку, это поможет ему получить самое первое представление о величинах и их измерении. Можно прочитать стишок:

Выйди, выйди, солнышко
Мы посеем зернышко
Скоро вырастет росток.
Потянется на восток.
Перекинется мосток.
По мосточку пойдем, 
В гости к солнышку придем.

Мастерим забор

Помогите малышу смастерить заборчик вокруг его грядки. Купите в магазине канцтоваров необходимое количество дешевых деревянных линеек длиной 30 см. Для горизонтальных реек купите восемь линеек длиной 1 м. ( размеры можно изменить в зависимости от величины клумбы). В магазине строительных материалов купите восемь деревянных уголков. Положите две длинные линейки друг под другом на расстоянии 15 см. Дайте малышу узкую малярную кисть и клей ПВА и попросите намазать планки клеем. На подготовленные планки положите короткие линейки на расстоянии 2-3 см. друг от друга и тщательно прижмите к обеим планкам. Попросите малыша показать короткие и длинные линейки, посчитайте, сколько коротких и сколько длинных. Спросите, сколько, по его мнению, нужно сделать таких стенок, чтобы получился забор. Если ему сложно ответить, посчитайте, сколько стен у дома, сторон у коробки. Соедините стенки при помощи деревянных уголков. Смажьте каждый уголок клеем и прижмите к нему с двух сторон рейки. Можно дополнительно укрепить конструкцию при помощи маленьких гвоздиков. Пусть малыш сам покрасит забор маленькой малярной кисточкой в разные цвета. Готовый забор поставьте вокруг грядки.

Поскорее вырастай!

Объясните ребенку, что нужно время, чтобы появились ростки. Почаще приходите в садик и наблюдайте, что происходит. Когда проклюнутся первые ростки, обратите внимание малыша на их форму, расскажите, как при помощи своих остреньких "клювиков" растения смогли выбраться из земли. Запомните, какое растение появилось из земли раньше, а какое - позже. Понаблюдайте, что растет быстрее а что - медленнее, Маленькие дети могут пользоваться для измерения просто ручками (салат вырос высотой с мизинчик, а подсолнух - с ладошку...). Те, кто постарше, с удовольствием воспользуются рулеткой или складным метром. Если малыш умеет писать, пусть записывает свои наблюдения в особый дневничок. Совсем маленькие могут пользоваться для записи рисунками-символами.

Какого цвета листья?

Конечно, зеленого! А если точнее? Понаблюдайте, какой оттенок имеют листья подсолнуха, мяты, зеленого лука, салата. Пусть малыш определит, какое растение темнее, а какое светлее. Научите кроху находить изумрудный, салатный, болотный, травянистый оттенок зеленого. Аккуратно сорвите листик и рассмотрите его в лупу или в детский микроскоп, поглядите на его прожилки, обратите внимание малыша, как различается форма листьев.

Удивительный цветок

Когда появятся бутоны, внимательно наблюдайте, как они растут, раскрываются, как из зеленого домика вдруг вылезают разноцветные лепестки. Если у вас видеокамера, можно попробовать заснять, как раскрывается бутон, а потом посмотреть запись в ускоренном режиме. Прокрутив пленку назад, можно понаблюдать, как цветок закрывается. Понаблюдайте, как цветок подсолнуха поворачивает свою головку в течение дня. Это поможет малышу осознать, как изменяется положение солнца на небе. Сравните цветы между собой: огромный подсолнечник и крохотные незабудки. Ребенку старше четырех лет можно попробовать объяснить, чем одиночный цветок отличается от соцветия. Когда растения отцветут, соберите семена в коробочки и спрячьте их до следующего лета.

Волшебный колосок

Попробуйте посадить в своем садике несколько семян злаковых. Обратите внимание малыша, что из одного семечка получился целый колос. Когда колосья созреют, соберите урожай, обмолотите и смелите злаки. Можно даже попытаться спечь лепешку из муки собственного урожая.
Что как называется? Рассмотрите, как устроены растения в вашем саду. Расскажите малышу, как называются их части (корни, листья, цветы, плоды, семена), объясните, зачем они нужны. Обратите внимание на особенные названия: у лука не листья, а стрелы; у злаков семена находятся в колосьях, лук и чеснок растут из луковиц, картофель - из клубней.

Кто живет в саду?

Обратите внимание крохи на маленьких "посетителей" вашего садика: пчел и бабочек. Расскажите ему, как пчелы собирают мед, а бабочки опыляют растения. Под крупное растение положите лист бумаги и встряхните куст. Но белом листе вы обнаружите довольно много всякой живности: божьих коровок, муравьев, всевозможных жучков. С помощью лупы попытайтесь их рассмотреть. Очень интересно наблюдать за улитками. Положите на две опоры (например, на табуретки) полоску оргстекла и рассмотрите улитку снизу, лежа на земле. В таком ракурсе будет хорошо видно, как она передвигается. Земляного червяка поместите в стеклянную банку, в которую слоями насыпьте землю, торф и песок. Через пару дней загляните к вашему постояльцу: вы увидите, что все слои перемешаны. Объясните крохе, что так же червяк перемешивает и рыхлит землю в саду, помогая цветам расти.

Лото, паззл и другие

Из растений, выращенных в вашем садике, можно смастерить великолепные учебные пособия. Для этого соберите и высушите цветы и листья, аккуратно разложив их под прессом между двумя слоями газет.

Ботаническое лото

Возьмите четное количество листов плотного картона,. разграфите каждый на 6-8 частей в зависимости от размера и количества выбранных вами растений. Половину листов разрежьте на карточки. На каждую карточку положите листик, а в каждую клетку большого листа - по соответствующему цветку. Заламинируйте большие и маленькие карты при помощи пленки для школьных учебников. Раздайте детям большие карты. Поочередно вынимайте из стопки маленькие карточки с листьями, а дети пусть определяют, к какиму цветам надо их положить.

Ботанический паззл

Выберите красивые, крупные листья и цветы засушите их под прессом. Положите лист или цветок на кусок плотного картона и заламинируйте. При помощи острого картонажного ножа разрежьте на асимметричные части. Края каждого кусочка заклейте скотчем. У вас получится замечательная игра-головоломка. Для совсем маленьких детей берите крупные растения и режьте их всего на две-три части. Со временем игру можно будет усложнить.

Окаменелости (с 4 лет)

Соберите красивые листья с крупными рельефными жилками. Выстелите дно формы пленкой и распределите на ней толстый слой массы для лепки. Сверху положите лист жилками вниз и хорошенько придавите. Лишнюю массу вокруг листа аккуратно обрежьте стекой. С обратной стороны укрепите проволочную петельку. Снимите лист раньше, чем масса начнет затвердевать. Высохшее панно раскрасьте и повесьте на стену.

Самодельная бумага

Коробку от яиц мелко порежьте и замочите на час в горячей воде. Когда обрезки набухнут, откиньте их на дуршлаг и дайте хорошенько стечь. Приготовьте клейстер из муки и воды, смешайте с бумажной массой и хорошенько измельчите в миксере, чтобы масса стала однородной. При желании можно добавить акварель. Положите слой газет, а него - кусок сетки для комаров. Распределите по сетке бумажную массу. Сверху красиво разложите мелкие цветы или лепестки более крупных цветов. Накройте вторым куском сетки и газетами. Положите на сутки под пресс. Выньте сетку с застывшей бумажной массой из пресса и повесьте на веревке, закрепив прищепками. Когда бумага просохнет, осторожно удалите сетку. Такую бумагу можно использовать в качестве открыток, а можно окантовать и повесить на стенку.

Индейский вигвам 

Дети обожают всякие укрытия и таинственные места. Можно устроить настоящий индейский вигвам или загадочный тоннель.

Возьмите кусок веревки длиной 70 см. Привяжите с двух сторон маленькие остро отточенные колышки. Попросите ребенка воткнуть один из колышков крепко-накрепко в землю. Затем придерживайте колышек, а малышу дайте в руки второй и скажите, чтобы он натянул веревку как можно туже и провел на земле окружность. если малыш не понимает, что от него требуется, скажите ему, что он должен бегать по кругу, как лошадка в цирке. Даже если результат оставит желать лучшего, похвалите малыша и обратите его внимание на то, что при помощи вашего приспособления удалось провести ровную-ровную окружность. Чтобы он в этом убедился, возьмите палку соответствующей длины и предложите измерить расстояние от центра до окружности. Таким образом, ребенок впервые познакомится со свойствами циркуля. Попросите малыша разметить окружность. Объясните ему, что дырочки должны отстоять друг от друга на расстояние его ладошки. Посчитайте вместе с крохой, сколько получилось дырочек и заготовьте соответствующее количество кольев. Воткните колья в размеченные ямки, оставив проем для входа. Сверху колья прочно свяжите проволокой, так чтобы получился каркас вигвама. Дайте малышу корзину с фасолью и попросите воткнуть в землю возле каждого колышка по три фасолины. Примерно через месяц побеги фасоли обовьют опоры и выйдет настоящий вигвам.

Тоннель 

Принцип тот же, что и при строительстве вигвама, но опоры берутся гибкие. Подойдут половики гимнастических обручей, опоры для теплицы, крепкие, гибкие прутья, например, березовые или ивовые. Опоры тщательно укрепляются в земле друг за другом, так чтобы получился коридор. Возле каждой высаживается несколько семян фасоли или других вьющихся растений. Когда вьюнки разрастутся, получится таинственный тоннель. Если его продолжить, выйдет целый лабиринт.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5