|
Билингвы - это люди, владеющие двумя языками. Как
правильно воспитывать ребенка, растущего в среде двух
языков, к примеру, когда у папы и мамы родные языки-
разные? Как это влияет на психическое развитие ребенка,
нет ли отрицательных последствий? Мнения о последствиях
билингвизма сегодня различны - ему приписывают как
нейтральное, так и отрицательное и, напротив,
положительное значение для умственного развития детей ,
формирования их познавательных навыков.
Способов воспитания двуязыких детей много - раннее или
позднее погружение, изучение второго языка после
овладения грамотой первого и т.п. Все подходы имеют
сторонников и противников, все активно используются как
родителями, так и учителями. Авторы изучали подход "один
родитель - один язык", который разработан французским
лингвистом М.Граммонтом.
Впервые свои принципы Граммонт сформулировал, давая
советы своим друзьям, которые хотели воспитать своего
еще только ожидаемого ребенка во французско-немецком
билингвизме . Указания его были таковы: "Ничему не учите
ребенка. Достаточно говорить с ним на одном из тех
языков, которые ему необходимо выучить. Суть в том, что
каждый язык должен быть олицетворен в различных
личностях. Никогда не меняйте ролей. В этом случае
ребенок начнет говорить на двух языках, не замечая
этого, и без особых усилий". Таким образом, мать должна
была говорить с ребенком только по-немецки, отец -
по-французски.
Друзья Граммонта точно следовали всем его советам. Их
ребенок, Луи, уже к 2 годам различал языки, в 3 года 5
месяцев точно произносил фонемы обоих языков, говорил на
обоих языках как на родных к 3 годам 10 месяцам.
С тех пор много исследований и наблюдений подтвердили,
что когда ребенок воспитывается по принципу М.Граммонта
"один родитель - один язык", то 1) два языка
приобретаются одновременно; 2) на уровне использования
нет смешения этих двух языков; 3) с очень раннего
возраста дети стремятся использовать все возможные
функции языка. Так, психологи Б.Бейн, Ю.Агнес,
И.А.Панарин изучали воспитание детей в среде двух
языков, отобрав семьи в Эльзасе (Франция), Альберте
(Канада), Гонконге. Родителей, которых специально
уравняли по беглости речи и уровню образования, обучали
применению принципа Граммонта в специальных играх и
семинарах. Билингвистическое воспитание начиналось в
6-месячном возрасте, дети наблюдались и тестировались до
48 месяцев. Для сравнения исследовалось развитие детей
из схожих, но монолингвистически ориентированных семей
("два родителя - один язык").
Результаты тщательно поставленного исследования
показали, что овладение четырьмя функциями языка
(коммуникативной, справочной, обобщающей и
саморегулирующей), проявляющимися в познавательной
саморегуляции, происходило в одном порядке у билингвов и
монолингвов. Но при этом дети, одновременно овладевавшие
двумя языками по принципу "один родитель - один язык",
развивались более быстро, и у них раньше формировалась
структура саморегуляции. Таким образом, воспитание детей
в среде одновременно двух языков по методу Граммонта не
нейтрально и не негативно, а является "познавательным
усилителем" и положительно сказывается на развитии
детей.
|