|
Владение английским становится в нашей стране
нормой. Дальновидные мамы-папы давно уже это поняли.
Недальновидные просто пытаются не отстать от моды. Но и
те, и другие задаются вопросом: не пора ли начинать?
И тут в голову приходят здравые вопросы о
целесообразности всей этой затеи. Хватит ли резервов
детской памяти, не переутомят ли ребенка уроки, не
повредит ли изучение иностранного языка родному и т.д. и
т.п. Вспоминая весь свой педагогический опыт, скажу: на
эти вопросы нет однозначных ответов. Ни у методистов, ни
у преподавателей-практиков.
Дело вот в чем. Конечно же, изучение чужеземного языка
не вредит маленьким детям. Но при одном условии - оно
должно быть в радость, не из-под палки, и, что очень
важно, занятия должны быть систематическими и
регулярными. Вспомните иностранных учителей-гувернеров,
мода на которых появилась в петровские времена. Они
приходили в знатный дом чуть ли не сразу после рождения
младенца и оставались при нем на протяжении многих лет
(!).
Присутствуя при воспитаннике все время, они вкупе с
родителями, уже владеющими языком, создавали ту самую
языковую среду, вне которой знание иностранного просто
бессмысленно. Но это - идеальный вариант, возродить
который сейчас практически невозможно. К этому идеалу
можно лишь приблизиться.
Английский - это надолго!
Итак, с какого возраста начинать? С семи, с пяти, с трех
лет или прямо с пеленок? А что, можно и с пеленок -
хозяин барин. Известны случаи, когда на занятия
приводили детишек в памперсах. Вот только зачем? В этом
случае понадобится либо круглосуточный гувернер со
знанием английского, что очень дорого, либо детский сад
с англоговорящим воспитателем. Что не в каждом городе
еще практикуется. Максимум, что вы получите в садике,
так это пару-тройку занятий в неделю по полчаса или по
часу, где детишки будут считать, распевать песенки,
тыкать пальчиками на картинки и говорить что-то вроде "зе
кэт", "зе бэд". Для дошкольного возраста, когда память
ребенка, как губка, впитывает объемы, этого
катастрофически мало. Сравните интенсивность! Русскому
малыш учится постоянно, с рождения по 10 часов в день с
участием родственников, телевизора, книжек. А
английскому?! В лучшем случае три часа в неделю, да еще
в искусственно создаваемых ситуациях!!!
К тому же есть вероятность того, что рано или поздно
занятия с вашим преподавателем прекратятся (кто
подпишется на шесть лет беспрерывного обучения с вашим
ребенком?), а другой учитель-репетитор придет и опять
начнет все с нуля. А как же! Ведь надо выяснить уровень
ребенка, все вспомнить и повторить, на базе известного
материала ввести свою систему обучения, родную для
преподавателя, чужую для ребенка.
Психологи говорят: что закладывается в детстве, то
сохраняется до распада сознания в старости. Однако
память ребенка такова, что без многократного повторения
из его восприимчивой головки все улетучивается. Еще раз
напомню: английский - это ведь не родной, на котором
мама изо дня в день повторяет "не пе-е-ей из лужицы,
козленочком станешь". Так что, если вы не уверены в том,
что сможете предоставить ребенку систематичность в
обучении с горшка (4-6 раз в неделю по полчаса) и хотя
бы до окончания школы (1-3 раза по часу), лучше не
беритесь. Не каждая школа английского принимает детей из детсада,
продолжая уже начатую там систему. Чаще всего в школах
начинают все с самого начала, с нуля, нивелируя тем
самым накопленный детишками языковой опыт. И в
результате ребенок теряет интерес к занятиям со всеми
вытекающими последствиями. Как бывший ученик и нынешний
преподаватель заверю: нет ничего хуже, чем
бессистемность в образовании.
Вместе весело... учиться
На начальной стадии обучения языку приходится полагаться
на профессионализм преподавателя. Для этого соберите
рекомендации, поговорите с другими родителями и детьми,
сами поприсутствуйте на занятии, положитесь на вашу
интуицию и, конечно же, на отзывы ребенка. Если ему
нравится - толк будет. Как только уроки омрачаются
ощущениями дискомфорта - хороших результатов ждать не
приходится. Если же у человечка уже есть опыт общения с
учителями и он знает азы и буки, простите, the АВСs, то
он сам уже сможет дать оценку, что эта тетя лучше знает,
а эта - ничего не знает. И вообще она шепелявит.
Можно найти репетитора, который занимается с группой
ребят, что в некотором отношении и лучше, и дешевле
одновременно. Конечно, внимания к вашему чаду и
затраченного на него времени будет поменьше, но зато это
компенсируется компанией, играть в которой интереснее.
Да и круг общения на языке увеличивается с одного
человека при индивидуальных занятиях до трех-пяти при
работе в группе.
Норма молчания
Ну вот вы все-таки решились на обучение в дошкольном
возрасте, нашли хорошего репетитора-гувернера (группу).
Даже на занятиях побывали, но... разочаровались. И по
правилам как будто обучение проходит в форме игры: и
хлопают, и топают, и песни поют, и с куклами-кубиками
возятся уже два месяца, а ребенок все еще не говорит! Не
спешите. Заговорит. Существует "норма молчания" -
три-четыре месяца, тем более дома, где нет той самой
"языковой среды". Поэтому терпите. Скажите бабушкам,
чтоб не нервничали по поводу выбрасываемых на ветер
денег и не нервировали вас. Главное - следует помнить,
что каждый малыш будет двигаться в своем темпе, что есть
люди, а значит, и дети, которые не предрасположены к
изучению языков вообще, и результатов придется ждать еще
дольше. Радуйтесь каждой выученной фразе, аплодируйте и
вызывайте на бис новое стихотворение, обменивайтесь
фразами (элементарным-то английским владеет каждый,
пусть он в этом и не признается), делайте все, чтобы
малыш понял, что его умения и навыки нужны не только
репетитору, но и вам.
И помните, что наличие английского в дипломе репетитора
или в расписании детсада не всегда означает качество
преподавания, а отсутствие результатов - бездарность
вашего дитяти. Попробуете еще раз - в школе, когда
ребенок от автоматического запоминания перейдет уже к
осмысленному усвоению материала. Рано или поздно
говорить он научится, ведь языки-то, в конце концов,
даны всем.
|