Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Мир вокруг малыша >> Тематические альбомы >> Тематические альбомы и картинки
Здобнова Надежда, г. Сургут

Работу по подготовке тематических альбомов, картинок мы начали после прочтения книги Даниловой Л., Федотова М. «Как дать ребенку энциклопедические знания. Для детей 1-3 лет и старше. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. К тому времени были знакомы с методиками Н.Зайцева, трудами и играми Никитиных, слышали о методе Монтессори, читали С.Лупан. Старший сын научился читать в 5 лет в частной школе по методике Зайцева. Обучение проводила семья Князевых из города Иваново, которая приехала в Сургут и решила заниматься обучением детей чтению, математике. Мы беседовали с ними на разные темы, узнали о различных методиках и заинтересовались, поскольку читать научился сын за месяц, считать до ста – за несколько занятий. Приобрели в Москве пособия Зайцева и игры Никитиных и занимались по ним со старшим сыном.
Ко времени рождения младшего сына у нас имелись все их пособия, испробованные нами на практике.

В период беременности читали много литературы, в том числе Б.П.Никитина «Здоровое детство без лекарств и прививок». – М.: «Лист Нью», 2003 г., Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л.А. «Родителям 21 века (Как воспитать здорового ребенка). – М.: Знание, 1998.
Итак, изучение трудов Л.Даниловой началось с книги «Как дать ребенку энциклопедические знания», еще во время беременности. Мы с мужем поражались, как все просто можно организовать, применить на практике методики раннего развития.
Начали приобретать картинки. К тому времени у нас уже имелись складовые картинки Н.Зайцева:
- «Складовые картинки»,
- «Что вокруг меня растет»,
- «Кто вокруг меня живет»,
- «Продуктовый магазин»,
- «Детский мир».
Но эти картинки клеить было жалко и они достаточно малы, чтобы мог разглядывать их малыш. Приложения из книги «Как дать ребенку энциклопедические знания» также не могли использовать из-за размера. Хотелось больших ярких, красочных картин, а также не только рисованных а и натуральных в виде фотографий. Поэтому стали объезжать наши книжные магазины.
Хорошие издательства, дидактические пособия которых мы использовали в наших альбомах:
1. Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» издательство «Мозаика-Синтез»,
2. Тематический словарь в картинках. (Программа «Я – человек»). – М.: Школьная пресса, 2003. Словарь состоит из 12 книжек,
3. Серия демонстрационных пособий «знакомство с окружающим миром и развитие речи» издательство «Гном и Д».


Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» издательство «Мозаика-Синтез»

Каждый выпуск этих пособий содержит материал по отдельной теме: овощи, фрукты, домашние животные и птицы, транспорт (наземный, морской, воздушный), космос, профессии и так далее. Оформлен на отдельных листах картона формата А4 и А5. Все выпуски данного пособия были нами приобретены. В среднем в выпуске 10 – 14 картинок. Потратились прилично. Выпуск стоит от 80 до 100 рублей (в городе Сургуте).
Карточки формата А5 наклеивала (скрепляла степлером) на картон формата А4. Подписывала внизу название по складам (Н.Зайцев) черным и зелеными (разных оттенков) маркерами. Буквы высотой 4 см. Сверху писала название по-английски зелеными буквами той же высоты.
Тем собралось очень много, разместить их в магнитных фотоальбомах было очень дорого. Поэтому готовые карточки были вставлены в папки-индекс на 10 листов. Получалось максимум около 18 картинок с учетом двух листов с названиями тем.
В среднем один такой альбом обошелся нам 170 рублей.
Всего альбомов было сделано 28 (причем, все до родов):
1. Животные на ферме. Farm animals.
2. Животные жарких стран.
3. Звери из леса.
4. Собаки. Dogs.
5. Морские обитатели. Sea animals.
6. Насекомые. Insects,
7. Игрушки. Toys.
8. Рептилии. Reptilian.
9. Хохлома. Изделия народных мастеров.
10. Дымковская игрушка.
11. Каргополь. Народная игрушка.
12. Гжель.
13. Рыбы. Fish.
14. Птицы. Birds.
15. Цветы. Flowers.
16. Музыкальные инструменты.
17. Фрукты и ягоды. Fruit and berries.
18. Овощи. Vegetables.
19. Съедобные грибы. Mushrooms.
20. Посуда. Dishes.
21. Бытовая техника.
22. Мебель. Furniture.
23. Одежда и обувь. Wear and footwear.
24. Водный транспорт. Water transport.
25. Автотранспорт. Transport.
26. Космос. Space.
27. Спорт. Sport.
28. Профессии. Jobs.

Тематический словарь в картинках. (Программа «Я – человек»). – М.: Школьная пресса, 2003.

Словарь состоит из 12 книжек.
Каждая книжка включает 1 – 2 темы. На обороте картинок помещены материалы (стихи, загадки, задания).
Картинки формата А5 обклеили липкой лентой. Картинки формата А4 заламинировали. Альбомы из этих картинок мы не составляли, показываем как набор карточек.
Картинки с информацией на обороте очень удобны для показа и обсуждения картинки (как информация первого уровня сложности по Г.Доману).
Картинки формата А4 очень яркие, красивые по занимательным темам:
1. Дикие птицы. Птицы над снежным полем.
2. Дикие птицы. Птицы у кормушки.
3. Дикие птицы. Птицы с птенцами в гнезде.
4. Дикие птицы жарких и холодных стран. Птицы тропического леса.
5. Домашние птицы. Птичий двор.
6. Домашние птицы. Петух, курица, цыпленок.
7. Домашние птицы. Селезень, утка, утенок.
8. Домашние птицы. Индюк, индюшка, индюшонок.
9. Домашние птицы. Гусь, гусыня, гусенок.
10. Дикие звери. Животные холодных стран.
11. Дикие звери. Африканские животные.
12. Земноводные. Болото.
13. Насекомые. Насекомые луга.
14. Рыбы. Океан, море.
15. Рыбы. Пресноводный водоем.
16. Фрукты. Сад с фруктовыми деревьями
17. Фрукты. Корзина с фруктами.
18. Овощи. Огород.
19. Овощи. Корзина с овощами.
20. Грибы. Лесная полянка с грибами.
21. Грибы. Корзина с грибами.
22. Ягоды. Сад с плодовыми кустами и грядками клубники.
23. Ягоды. Лесная полянка.
24. Ягоды. Корзина с ягодами.
25. Цветы. Ваза с букетом.
26. Цветы. Строение цветка.
27. Цветы. Луг с цветами.
28. Цветы. Клумба с цветами.
29. Деревья. Лес.
30. Деревья. Строение дерева.

Кроме блока 1 «Мир растений» и блока 2 «Мир животных» также в продаже появился блок 3 «Мир человека», который мы еще не приобрели.

Серия демонстрационных пособий «знакомство с окружающим миром и развитие речи» издательство «Гном и Д»

Яркие, красочные картинки, но большая часть картинок размещаются с двух сторон. Использовали для оклеивания коробок (по Л.Даниловой). Коробки с картинками делали, когда Семке было 4 месяца.


Репродукции картин

Летом 2004 года специально заезжали после отдыха из Туапсе в Москву для посещения Третьяковской галереи (8 мес. беременности). Приобрели там репродукции русских художников разных форматов – А4, А3, А2.
Разместили на стенах квартиры, обновляем и меняем периодически.
Также были приобретены репродукции русских художников:
1. Н.Зайцев «Мои первые картины».
2. Знакомим с натюрмортом (Большое искусство – маленьким): учебно-наглядное пособие/авт.-сост. Н.А.Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2003.
3. Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким): учебно-наглядное пособие/авт.-сост. Н.А.Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2003.
Репродукции заламинировали. Показываем с 2 месяцев и по сей день, ежедневно.

Любимые картины (Н.Зайцев)

1. Иван Шишкин «Дубовая роща»;
2. Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу»;
3. Иван Шишкин «Зима»;
4. Иван Шишкин «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна»;
5. Виктор Васнецов «Витязь на распутье»;
6. Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами»;
7. Виктор Васнецов «Три царевны подземного царства»;
8. Виктор Васнецов «Царь Иоанн Васильевич Грозный»;
9. Виктор Васнецов «Богатыри»;
10. Виктор Васнецов «Несмеяна царевна»;
11. Борис Кустодиев «Купчиха за чаем»;
12. Борис Кустодиев «Портрет Федора Шаляпина»;
13. Борис Кустодиев «Купец (старик с деньгами)»;
14. Иван Айвазовский «Цепи кавказских гор»;
15. Иван Айвазовский «Парусник»;
16. Иван Айвазовский «Девятый вал»;
17. Илья Репин «Портрет Дмитрия Менделеева»;
18. Илья Репин «Александр Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года»;
19. Михаил Врубель «Пан»;
20. Михаил Врубель «Царевна-лебедь»;
21. Карл Брюллов «Последний день Помпеи»;
22. Карл Брюллов «Всадница»;
23. Григорий Мясоедов «Страдная пора (косцы)»;
24. Орест Кипренский «Портрет Александра Пушкина»;
25. Алексей Венецианов «Спящий пастушок»;
26. Валентин Серов «Портрет князя Феликса Юсупова»;
27. Николай Рерих «Заморские гости»;
28. Василий Перов «Охотники на привале»;
29. Василий Суриков «Переход Суворова через Альпы»;
30. Василий Максимов «Бабушкины сказки»;
31. Архип Куинджи «Березовая роща»;
32. И.Ф.Хруцкий «Цветы и плоды»;
33. В.Д.Поленов «Московский дворик»;
34. М.К.Клодт фон Юргенсбург «Дубовая роща»;
35. И.И.Левитан «Золотая осень»;
36. И.И.Левитан «Март».

Натюрморт

1. Илья Иванович Машков «Снедь Московская: хлебы»;
2. Илья Иванович Машков «Две темные розы и тарелка с клубникой»;
3. Илья Иванович Машков «Натюрморт. Синие сливы»;
4. Илья Иванович Машков «Натюрморт с самоваром»;
5. Петр Петрович Кончаловский «Сухие краски»;
6. Петр Петрович Кончаловский «Сирень в корзине»;
7. Петр Петрович Кончаловский «Яблоки на столе у печки»;
8. Иван Трофимович Хруцкий «Натюрморт со свечой»;
9. Иван Трофимович Хруцкий «Цветы и плоды»;
10. Иван Трофимович Хруцкий «Натюрморт (фрагмент)»;
11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»;
12. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Бокал и лимон»;
13. Владимир Федорович Стожаров «Лен»;
14. Владимир Федорович Стожаров «Натюрморт. Квас»;
15. Зинаида Евгеньевна Серебрякова «За обедом»;
16. Игорь Эммануилович Грабарь «Неприбранный стол»;
17. Федор Петрович Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»;
18. Александра Николаевна Якобсон «Цветы (аквилегии)»;
19. Евгений Владимирович Зуев «Дары лесов»;
20. Илья Ефимович Репин «Яблоки и листья».

Пейзаж

1. Игорь Эммануилович Грабарь «Хризантемы»;
1. Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь»;
2. Игорь Эммануилович Грабарь «Рябинка»;
3. Игорь Эммануилович Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»;
4. Игорь Эммануилович Грабарь «Дельфиниум»;
5. Мартирос Сергеевич Сарьян «Осенние цветы»;
6. Иван Иванович Шишкин «Лесные дали»;
7. Иван Иванович Шишкин «Полдень в окрестностях Москвы»;
8. Иван Иванович Шишкин «Зима»;
9. Николай Михайлович Ромадин «Пейзаж в Островском»;
10. Исаак Ильич Левитан «Летний вечер. Околица»;
11. Исаак Ильич Левитан «Березовая роща»;
12. Исаак Ильич Левитан «Золотая осень. Слободка»;
13. Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»;
14. Исаак Ильич Левитан «Весна. Большая вода»;
15. Исаак Ильич Левитан «Сумерки. Стога»;
16. Исаак Ильич Левитан «Осенний день. Соколики»;
17. Архип Иванович Куинджи «Березовая роща»;
18. Ефим Ефимович Волков «Октябрь»;
19. Аркадий Александрович Рылов «Закат»;
20. Аркадий Александрович Рылов «Зеленый шум»;
21. Аркадий Александрович Рылов «В голубом просторе»;
22. Иван Константинович Айвазовский «Волна»;
23. Георгий Григорьевич Нисский «Подмосковье. Февраль»;
24. Николай Константинович Рерих «Гималаи»;
25. Василий Иванович Суриков «Вид памятника Петру 1 на сенатской площади в Петербурге»;
26. Аполлинарий Михайлович Васнецов «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала 17 века»;
27. Станислав Юлианович Жуковский «Пейзаж. Лес»;
28. Федор Александрович Васильев «Мокрый луг»;
29. Андрей Константинович Соколов «На луне»;
30. Василий Дмитриевич Поленов «Московский дворик»;
31. Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень»;
32. Илья Семенович Остроухов «Золотая осень»;
33. Архип Иванович Куинджи «Вечер на Украине»;
34. Петр Петрович Кончаловский «Зеленая рюмка»;
35. Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели».



Как это было на практике

Итак, до родов все было приготовлено, прямо как набор для новорожденных. Я боялась, что потом не успею, опоздаю, не будет времени – ведь кто знает, как будет организован мой день после родов, с малышом. Тем более, что надо заниматься с самого рождения, не опоздать, не упустить шанс воспитать гения с первых же дней.

Вырезка из дневника:

17 августа 2004 г.
Сегодня пробовала показать тематические альбомы. Не могу подобрать положение, чтобы хотя бы направление Семкиного взгляда поймать на альбоме. Лежа на животе – кладет голову, на спине полусидя – отворачивается. Так ничего и не получилось.

Первый раз пробовала показать альбом в 3 недели. На самом деле, показать раньше времени не было, он постоянно ест и спит. Когда бодрствует – не смотрит даже в направлении альбома, не то что картинки. Я немного расстроилась, и отложила это занятие. Чуть позже я заметила, что он рассматривает висящие на стене картину И.И.Левитана «Золотая осень», а также шахматную доску и плакат с фигурами.

Вырезка из дневника:

Семену 1 месяц (23 августа 2004 г.)
(умения с 0 по 1 месяц)


Семен долго и внимательно рассматривает шахматную доску, висящую над пеленальным столиком. Папа называет цифры – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и буквы A, B, C, D, E, F, G, H. Мама называет и показывает каждую клеточку – A1, A2, … H7, H8.
Семен разглядывает белый плакат с черными полосами – фигурами (мама делала сама, формат А2), останавливает взгляд на висящие на стене картины. Особенно нравится картина И.И.Левитана «Золотая осень».


В 6 недель решила показывать карточки Н.Зайцева – они черно-белые, должны привлечь внимание Семки. Они показываются отдельно, не надо листать, как альбом. Результат получался не плохой – он начинал обращать кратковременное внимание.

Вырезка из дневника:

7 сентября 2004 г.
Стали смотреть с Семочкой складовые картинки Н.Зайцева:
- дельфин,
- страус,
- ящерицы,
- ястреб,
- тритоны.
Самые первые карточки были:
- кошка,
- овцы,
- зайцы,
- жеребенок,
- медведь.
Смотрим по несколько раз в день, 3 – 4 дня один и тот же набор карточек. Быстро показываю ему перед глазами и называю название. Долго не смотрит, хнычет. Смотрим, когда держу его на руках спиной ко мне или лежа животом на подушке (выпрямляется на предплечьях), а также не спине в плавательном круге.


3 октября 2004 г.
Папа привез из Москвы большие книги с иллюстрациями русских художников из Третьяковской галереи. Стали листать перед Семкой и показывать репродукции. Семка лежит животом на подушке.

13 октября 2004 г.
Семка научился долго смотреть на картинки. Показываю уже 38 картинок сразу, по 1 – 2 сек. на каждую.


В 2,5 месяца Семен хорошо и долго смотрел складовые картинки, а также альбом с картинами русских художников.



Фото 1. Семену 2,5 мес.

Вернулись к просмотру тематических альбомов, когда Семену было 15 недель (3 месяца). Первыми альбомами, им просмотренными (перед ним пролистанными) были, «животные на ферме», «рептилии». С этого времени стали успешно показывать каждый день по два альбома.
В 3 месяца показывали картинки из всех пособий Н.Зайцева
- «Складовые картинки»,
- «Что вокруг меня растет»,
- «Кто вокруг меня живет»,
- «Продуктовый магазин»,
- «Детский мир».

В 3 месяца Семка просматривал за один раз 30 репродукций Н.Зайцева.
В декабре (Семену 5 месяцев) я на всех картинках Н.Зайцева с обратной стороны написала фломастером английские названия. Стала быстро показывать картинки, называть название по-русски и по-английски.

Вырезка из дневника:

30 ноября 2004 г.
Сегодня сделала две коробочки с картинками:
- насекомые,
- овощи.

Умения Семена с 4 по 5 месяц (23 декабря 2004 года)
9. Продолжаем просматривать картинки Н.Зайцева:
- «Складовые картинки»,
- «Что вокруг меня растет»,
- «Кто вокруг меня живет»,
- «Продуктовый магазин»,
- «Детский мир».
10. Продолжаем смотреть картины русских художников, тематические альбомы.



Фото 2. Семену 4,5 мес.

В 4 месяца стало неудобно показывать картинки и листать альбомы, когда он лежит на животе, так как все ему надо было потрогать, измять, оттащить пленку (в альбомах папки-файл). Поэтому картинки стала показывать, когда он стоял в кроватке. А альбомы не удобно листать и переворачивать, поэтому альбомы перестали смотреть. С 7 месяцев тематические альбомы разобрали на отдельные листы и стали показывать по отдельности, как картинки.
В 5 месяцев за один раз посматривал уже все 92 картины русских художников.



Фото 3. Семену 6,5 мес.



Фото 4. Семену 6 мес.

В 7 месяцев стали показывать картинки из пособия «Тематический словарь в картинках» формата А4 и рассказывать информацию, отображенную на обратной стороне картинки (например, чем питаются птицы, из чего они строят гнезда, строение цветка, строение дерева).



Фото 5. Семену 7 мес.



Фото 6. Семену 7,5 мес.

В 7 месяцев Семен смотрит:
- живопись (репродукции картин)
- словарь в картинках,
- картинки из тематических альбомов (2 – 3 темы),
- карточки Зайцева (около 20 в день),
- фотографии животных (большая книга),
- картинки и живопись на стенах.
Картины просматриваем на большой кровати, он ползает, отползает, приползает, трогает, хлопает, откидывает, переворачивает картинки. Дома все стены обклеены картинками – на дверях, низко над полом, над кроваткой, на кухне.



Фото 7. Семену 7,5 мес.



Фото 8. Семену 7,5 мес.


Интересные наблюдения:

1. В набор репродукций у нас входит картина О.Кипренского «Портрет А.Пушкина». Каждый день просматриваем. Однажды мы повесили над кроватью большую репродукцию той же картины. Семка, увидев ее, встал на кровати возле стены и давай хлопать руками по лицу Пушкина, визжа и издавая радостные возгласы, вставая на цыпочки.
2. На 8 марта в доме был большой букет алых тюльпанов (подарок папы и Вадима). Семку подносили к цветам, он радостно открывал рот, стараясь захватить ртом лепестки тюльпанов. Чуть позже (букет еще стоял на комоде), показываю картинку с изображением строения мака, а Семка, потянулся и стал ловить открытым ртом бутон цветка на картинке!

Я думаю, просмотр картинок у нас получается удачно. Мы показываем это все легко и непринужденно – то мама, то папа. Стали сами интересоваться живописью (раньше до нее дела не было), читаем историю искусства. Так же приобрели детские энциклопедии про животных. Оказывается, столько много интересного в животном мире, о чем мы даже и не догадывались. Например, почему альбатрос красный? Потому что он ест креветок. И для старшего сына полезно. Его то мы, к сожалению, с рождения так не воспитывали. И в этом Вадим Семке завидует. Главное, я считаю, было бы желание и энтузиазм у родителей, все можно сделать.

 
присылайте ваши материалы на эту тему
Карточки, альбомы, презентации обсуждаем на форуме:
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5