Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Что такое раннее развитие >> По стопам Менделеева
Интервью у Н.А. Зайцева берет М.В. Федотов

МФ: Николай Александрович, вопросы раннего развития, мне кажется, все больше волнуют родителей, педагогов, организаторов образования. Не могли бы выразить свое отношение к проблеме?

НЗ: Еще в конце 60-х широко обсуждался вопрос: не "спустить" ли программу первых двух классов в детский сад? Известный ученый Г. П. Щедровицкий в 1969 году писал: можно, конечно, вот только садиков надо поднастроить, методики подулучшить…

К началу перестройки садов стало столько, что половину прикрывать пришлось. Часть банкам передали, другим коммерческим структурам, инспекциям. Другие просто пустые стоят, разваливаются потихоньку. С методиками опять же неладно вышло: ринулись сгоряча все в разобуч (развивающее обучение), валеологию, сексологию. Отечественную педагогику и наработки - побоку ("развивающее" обучение к отечественной педагогике не отнесешь - все списывалось с замедленных западноевропейских и американских программ). Лет десять "вальдорфели", "френели". Монтессори до сих пор занимаются, но что у нее было главным, ни понять, ни принять не могут - настолько пошло бы вразрез с общепринятыми программными установками. Все свелось к застегиванию, зашнуровыванию, переливаниям из наполненного в порожнее. А главное вот в чем: в 1910-м еще году попробовали наработки Монтессори приложить к обычной школе. Шестилетки и пятилетки после полугода абсолютно ненапряженных занятий выдержали экзамены во второй класс. Ребята хорошо читали, писали, считали, причем многие по успехам далеко превосходили экзаменационные требования: записывали числа до ста тысяч, производили сложение и вычитание с четырех, пяти, шестизначными числами. Многие "зайчисты", как они себя называют, работают даже с превосходящими результатами. Кто еще так может? Ау!

По "развивающим" программам, горячо поддерживаемыми Министерством, 115 уроков только на изучение букв отдаются, 100 уроков в первом десятке нужно высидеть, к окончанию первого класса с трудом к вычислениям в пределах сотни выходят. С такими темпами и методиками даже планируемых двенадцати лет школе будет не хватать. И перегрузки останутся.

Не так давно проводил курсы в Тольятти. Группа из пятнадцати детсадовских ребятишек дружненько начала читать на третий день. Возраст - около пяти или только что исполнилось. Занимались минут по 35-40 в день. Никакой сидячки - свободно передвигались в учебном помещении, искали и приносили учителю нужные кубики, подпевали, в ладошки хлопали. Любое число в пределах ста на нашей числовой ленте тоже научились отыскивать.

Только что вернулся с курсов в Москве. Попросил перед всеми Дашу Неткач выступить, четырех с половиной лет. С ней только мама, организатор курсов, по нашей методике занималась. Дал ей книжку со сказками - у кого-то из слушателей взял. Девочка так гладко и с таким выражением читала, что 70 тетей - родителей, воспитателей, учителей - замерли в восхищении, а потом зааплодировали. По математике Даша примерно на уровне первого класса (совсем нехитрое дело), занимается танцем, поет в хоре. А вообще-то не говорила до двух лет, как позже сообщила слушателям мама.

Вот что является нормой для ребенка. И такие результаты для "зайчистов" - обычное дело.

От "раннего" развития "преждевременным" попахивает, перегрузками. Это Борис Павлович Никитин всегда подчеркивал, и Лена Алексеевна Никитина, мать семерых детей и бабушка семнадцати внуков - недавно книга у нее, кстати, замечательная вышла - о своевременном развитии говорит. Его бы не задержать, не пропустить.

МФ: Ваша позиция, Николай Александрович, понятна. Но вот у меня двое сыновей, пяти и трех лет. С году катаются на роликовых коньках, старший ходит в хоккейную секцию, играет за команду с двенадцатилетними. Три раза в неделю у него гимнастика, один раз каратэ. Читает со скоростью 100-120 слов в минуту, пишет, знает стихи, таблицу умножения. На следующий год -ему нужна школа, потому что при его сегодняшнем уровне ждать еще два года бессмысленно и опасно. Я знаю еще пару десятков мечущихся родителей с похожими детьми шести, шести с половиной лет.

НЗ: Ваших Федю с Петей, знаю, не миновали методики Домана, Никитиных, мои, вроде бы, тоже. "Развивались" бы ребята как все люди, к семи годам как раз к школе и созрели б. И у родителей не было б проблем.

МФ: Скажите, а вообще, что Вы думаете, стране умные дети нужны? В Америке это считается приоритетным стратегическим вопросом. Они Опасность или Клад? И что делается в других странах?

НЗ: Нигде и никому умные дети не нужны, Михаил Васильевич. Ни у нас, ни в Америке. Везде только вид делают, что вопрос-де "приоритетный", "стратегический". И в Америке всё разбивается об официальные, стоящие на самом верху структуры. Родителям, части учителей, как и у нас, интересно, дальше - стоп, без команды сверху нельзя. Английскому чтению что детей (их собственных и наших), что взрослых с гораздо меньшими потугами можно обучать. Но кому это нужно? Никому - ни там, ни здесь.

Едет по городу "Запорожец". На заднем стекле крупными буквами: "Не обгоняй! Обидно!"

Обидно всем: педакадемикам, докторам, профессорам, кандидатам, доцентам, раззаслуженным и просто заслуженным сеятелям разумного, доброго, вечного. Приятно, что ли, когда какая-то зеленая учительница с неведомо какими (Министерством не одобренными) методиками обгоняет? Пусть, лучше уж, дети с родителями потерпят. Извините, звонок…

…Мама из Москвы. Никита Горелов, пять лет три месяца, 24 февраля в Доме Архитектора выступал. Играл "Деда Мороза" Шумана и "Старинную французскую песенку" Чайковского. Спрашивала, когда наша грамматика выходит, "Русский для всех" называется. Мальчик читает с двух лет, спортом занимается. К семи годам в пятый класс пойдет.

Вот посмотрите, письмо из Читинской области, Дарасун. Юля Бобро, восемь лет, читает с трех, учится в шестом классе. Мама у нее крупнейшая "зайчистка" в Забайкалье.

Вот видеофильм, Дмитрий Павленко из Абакана прислал. Снимали в день рождения сына, три года исполнилось. Мальчик читает, считает, песенки поет, - папа на гитаре хорошо играет. Даже таблицу умножения под гитару, да еще с приплясыванием, исполняют. Мальчик и физически развит прекрасно.

Девочка тринадцати лет, Вы ее знаете, в этом году школу заканчивает. Вся в пятерках.

Писем много, вон в коробках стоят. Ни разу за 12 лет не пожаловались, только благодарят.

МФ: К семи годам в пятый класс… А в какую школу?

НЗ: Типа "экстерн". Есть в Москве парочка таких.

МФ: А в Петербурге?

НЗ: Тоже есть, но там мне не совсем начальная школа нравится, по "развивающим" методикам работают, Вы Федю в пятый готовьте. Чего там хитрого?

МФ: А что было бы идеальным для государства?

НЗ: С учетом передовых отечественных наработок, со школьным образовательным стандартом, установленным государством, процентов девяносто детей могли бы легко за 9-10 лет справляться. Часть детей даже на год-два быстрее. Денег-то сколько можно сэкономить и тому же нищему образованию передать.

МФ: Ну, а если не об идеале, а реальной практике: по минимуму, хотя бы, можно ли опытную школу или 3-4 класса по городу организовать для читающих-считающих-пишущих детей?

НЗ: Ничего сложного, мне кажется, в этом нет. Вкратце так будет выглядеть:

1. Получить согласие районного начальства. Без разрешения городского оно ни за что на это не пойдет.

2. Получить разрешение городского. Для этого ему нужно будет связаться с министерским и постараться его убедить.

3. По получению разрешения мне нужно будет дней 10 поработать с педагогами, объяснить, что с бензопилой им будет легче, чем с ножовкой, показать возможности новинки, научить, как с нею обращаться. Для начала вполне хватит.

4. В классах и школьных коридорах кое-что на стенки прилепить: таблицы по математике, русскому, английскому, географические карты.

5. Не одна учительница-энциклопедистка на класс, а учителя-предметники должны быть.

Гостребования соблюдем, программы легко выполним и перевыполним.

В любой школе мира львиная доля часов отдается двум предметам, формирующим логику: родному языку и математике. Если с ними всё в порядке, остальное легко прикладывается: природоведение, география, история, химия, физика… А если не в порядке? Главное - развить мышление ребенка на основе родного языка. К иностранному можно только тогда приступать, когда ребенок на своем уже хорошо читает. Хорошо - это когда сам книжки довольно толстые одну за другой проглатывает. Лет в 10 начнем и легко тех обгоним, кто в детском саду иностранный изучать начинал.

Сотни учебных часов сэкономим для занятий любимым делом, физкультурой, музыкой, рисованием, пением, танцем, гулять больше будем и на экскурсии ходить.

Ваши дети, вам и начальство ходить убеждать. К сентябрю можно успеть. Я со своей стороны всё что могу делаю: книжки пишу, методички объемистые, новые пособия и игры разрабатываю, интервью вот Вам даю.

МФ: А что Вы думаете о петербургских классических гимназиях?

НЗ: Почему только о петербургских? Они и в Москве такие же. Везде одинаковые. Подождите минуточку, сейчас Вам свой дневник за десятый класс покажу. Недавно среди книг обнаружил. Вот он. Прелюбопытнейший документ. 1955-1956 учебный год на обложке написано. Выпускной класс. Вот расписание, 32 часа в неделю. Фактически 30 - видите в среду 2 часа практики? Это было время для самоподготовки, в школу не ходили.

Математики, физики, химии - 15 часов. Русского языка и литературы, английского, истории - 5, 3, 3 часа, по часу на логику, астрономию, военное дело, физкультуру. Географии все годы было много, но она в девятом классе кончилась, биология тоже. В начальную школу все ходили 3 года.

В классической гимназии или языковой школе сейчас в седьмом классе 35-часовая нагрузка.

В годы, когда я учился, советская школа считалась чуть ли не лучшей в мире. Помню, чуть не все ребята в спортивные секции ходили, кружки. Сам на весьма приличном уровне плаванием и легкой атлетикой занимался, рисованием, резьбой по дереву. В институтские годы - борьбой и боксом. Всё в жизни пригодилось.

Нынешние ребята в кружки и секции не успевают. Не их вина. Наша.

МФ: Николай Александрович, последний вопрос. Что Вы думаете о двенадцатилетнем образовании?

НЗ: Да ради бога! Век живи - век учись! Особенно в наше время. Только зачем этот срок вправо сдвигать, к двадцати годам? Не лучше ли влево - к пяти? И Минобраз будет счастлив, и родители. Позвольте мне одну замечательную книгу отыскать. Не пожалеете!

Вот она: Дмитрий Иванович Менделеев. "Заветные мысли", Москва, "Мысль", 1995. Это Вам не путаник Солженицын с его "Как нам обустроить Россию". Глава шестая, страница 223. "Об образовании, преимущественно высшем".
 Читайте, у меня отчеркнуто:

"Продолжать общее среднее образование далее 16, много что 17 лет, по моему мнению, не только совершенно излишне, но даже вредно, потому что юноша в указанном возрасте способен уже понимать философские начала, неизбежные при высшем образовании, и еще достаточно впечатлителен, чтобы в надлежащей мере увлечься высшими интересами избранной им специальности; жизненные же требования взрослого возраста, резко выступающие в период выше 20 лет, еще его не отвлекают от этого учения, необходимого для того, чтобы получались истинные специалисты. Один из крупнейших недостатков современного у нас среднего образования, особенно в гимназиях, состоит именно в том, что оно напрасно затягивается и из гимназий выходят уже в том возрасте, когда растут усы и борода и когда пора уже бросать школьные порядки и входить в жизнь со всеми ее треволнениями. Знаю это по опыту, потому что все 7 классов гимназии прошел тогда, когда мне еще не было 16 лет, и было это в холодном Тобольске, так что о влиянии юга здесь не может быть никакой речи. В Главном педагогическом институте у меня немало было товарищей, начиная с К. Д. Краевича, поступивших в возрасте 16-17 лет и успевших затем и в учении, и в жизни. Начав доцентуру в университете в 1856 г., я имел еще между немногочисленными своими слушателями немало безбородых юношей, горячо потом предавшихся науке, а окончив свое профессорство чрез 33 года, в среде большого числа своих слушателей я видел преобладание бритых или обросших бородою, и из среды их выдавался меньший процент людей, отдавшихся науке, чем то было раньше. Одну из главнейших причин частых так называемых университетских беспорядков, по моему крайнему разумению, должно видеть именно в том, что ныне в университеты поступают позже, чем следует.

Когда заговорят потребности, естественные в возрасте выше 20 лет, тогда ученье и вся прелесть науки не могут уже так увлекать и захватывать на всю жизнь, как то делается с легкостью в более ранний период. Самым впечатлительным и влиятельным для всей остальной жизни должно считать, судя по моему опыту, основанному на многих тысячах испытанных мною юношей, именно возраст от 16 до 20 лет, и этот период наибольшей умственной восприимчивости должно назначать прежде всего для получения или специального образования в высших учебных заведениях, или по окончании среднего образования в жизненном вступлении в ту или иную специальность дальнейшего служения интересам общества. Указанная норма, конечно, не исключает частных особенностей, и педагогическому совету средних и высших учебных заведений нельзя отказать в праве допускать исключения по уважительным причинам, но, если мы желаем скорых и явных успехов всего русского просвещения, особенно высшего и самостоятельного, а не одного подражательного, весьма важно установить указанные выше нормы для среднего, особенно же для лиц, ищущих высшего образования. Талантливости у русского народа для этого найдется в достаточном количестве, а бесталанных нечего и звать для высшего просвещения, потому что оно им не дается, они в него идут не по влечению, не по требованию внутреннему, а по расчетам, чуждым прямым задачам просвещения. Успеть же к 16 годам пройти все то, что в норме необходимо для общего среднего образования, очевидно, возможно, если на то было в прежнее время множество примеров и если из общих курсов гимназии изъять латынь и не тратить сил и времени на переводные экзамены".

Дмитрию Ивановичу можно верить - величайший ученый и преподаватель с более чем сорокалетним стажем. В школе тоже, между прочим, поработал. Хоть и вредный для большевиков человек был - весьма ядовито писал о социализме, а программу средней школы они у него взяли, чуть не буквально, видите на странице 238, переписав со всем набором предметов и расчасовкой по годам обучения. Первые три года после начальной школы - не более 24 часов в неделю, последние - не более 30.

А теперь какие менделеевы программы верстают и реформы продумывают? Сдается, те же, что с таким упоением ликвидацией сексуальной безграмотности школьников занимались. От таких нововведений народ годами оправляется.

К вопросу о раннем развитии

В России интерес к РР детей наблюдается на протяжении уже довольно длительного времени, может быть на протяжении уже трех десятков лет. Толчком были работы Никитина, работы Монтессори, Домана. В последнее время интерес вызван еще и тем, что правительство и образовательные круги настойчиво подвигают общество в сторону 12-тилетнего образования. Зачем 12 лет? Мы можем сделать то же самое, что государство требует от школы, мы можем спокойно пройти это за девять лет… Зачем все это сдвигать в сторону армии (окончание учебы к 18-ти - 19ти годам), когда можно сдвигать в другую сторону, в сторону детского садика. Например, легко можно научить ребенка читать в четыре года или в пять лет безо всякого напряга, считать в этом возрасте в пределах сотни и дальше, уже не нужен нам первый класс. В массовом масштабе мы можем готовить детей в третий класс по нынешним меркам. Ну может быть какой-то крохотный процент совсем замедленных детей с этим не справится, но они пусть и учатся по гос.программе, она для них может быть хороша, хотя я так тоже не считаю. Это раз. Проблема сейчас состоит в том и в Москве и в Питере, куда девать детей, рано обучившихся читать, писать, считать по нашим программам, грамматику многие начинают проходить. А их в первый класс и там 115 уроков ИЗУЧАЙ БУКВЫ!! По методикам Эльконина. Сто часов просиди в одном десятке по развивающей методике Петерсона! Детей начинают тормозить. Дети теряют интерес к учебе. Что там хитрого? Зачем сто часов сидеть в одном десятке?? И так далее.

Теперь, что предлагаем мы......

Какие методики, которые будут буквально экономить сотню часов на обучении чтению, на обучению математике, русскому, английскому!

На обучении двум главным предметам, формирующим логику, - родному языку и математике – мы можем экономить сотни часов. В каждой школе мира эти два предмета - родной язык и математика – занимают львиную долю часов. Куда деть эти часы? Вот их мы найдем куда деть!

В школе дети теряют здоровье, а при занятиях по нашим методикам и глаза и осанка крепнут! Что нам нужно?.. Не нужно на каждого по книге. Учебник изжил себя. Люди пишут и пишут, тысячи ученых, в разных странах. Десять учебников, например по математике, выходит в год - зачем? Разве математика за это время изменилась? Она тысячи лет не меняется. Мы пройдем эту “Математику-1 для первого класса” без всяких учебников, будет у нас материал на стенке висеть. Прикрепим, будет служить десять лет, тысячи детей можно пропустить. Для обучения чтению нужна стенка, таблицы, указка и неширокая полочка (никому не помешает). Русский язык, английский – тоже выносим на стенку. Нужны хорошие тексты, справочники, но все гораздо дешевле, гораздо дольше служит, экономия огромная. Мы удешевляем обучение и увеличиваем эффект. Ребенку не надо сидеть, согнувшись, не надо портить глаза. Занятия можно вынести на улицу, в большие залы, можно сочетать их с физкультурой! Вот ребенок дал правильный ответ – ему можно выйти, я с медленными поработаю. Последние медленные вышли – заходите все, пойдем дальше. При учебе два дня в неделю мы учим всех читать, считать к пяти годам (самых “тугих” – к шести). Сколько мы сэкономим времени, денег для государства?.. Отдайте школе эти деньги, отдайте площадкам, мы еще наэкономим!

На больших тумбах, дорогих щитах висит алкогольно-сигаретная, иногда парфюмерная реклама. Я смотрю, и мне денег жалко. Повесьте склонение существительных! Кусочек в парке, кусочек в зеленой зоне – много места не займет. Я повешу всю русскую грамматику, все, что надо для обучения чтению, математике, да хоть химии. Пришли, позанимались, родители объяснили, инструкторов оплатим из сэкономленных денег (и школе еще много денег останется!). Таблицы не для обогащения Зайцева придуманы.

Вокруг одной игровой площадки, одной горки – несколько таблиц. Скатился пару раз на санках – прочитал слово. Побегал – займемся математикой, где 58 находится?.. Перешел на другую площадку, там и физические упражнения потяжелее, и умственные. Родители активно присоединятся, народ ведь в общей массе грамотный, дело касается элементарных знаний. Если кому-то не понятно – там есть инструктор, который за все отвечает. Он один может пропустить через площадку сотни детей…

Учебных помещений сколько хотите. По вечерам школы (где нет второй смены) стоят пустые, по выходным, в каникулы – пустые. Детские сады, институты летом пустые. А народ хочет учиться. Улицу можно использовать для здоровья. Там может сразу возникнуть родительский клуб. Один папа лучше этому научит, а другой – этому. (Продолжение следует)
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5