|
Наверное, каждый родитель мечтает (или уже делает) о домашнем кукольном театре
для своего малыша. Многие из нас помнят свои детские впечатления от таких
постановок: гасится свет, занавес открывается, на сцену выходит…
Кто выйдет у вас на сцену – решать вам. У нас в домашнем кукольном театре
есть свой «ведущий» - кот Цап Царапыч.
Итак, о том, как соорудить кукольный театр в домашних условиях мы бы хотели
поделиться с вами.
Во-первых, обязательно должны быть подмостки. А желательно, чтобы вся
конструкция убиралась под кровать или за шкаф, и чтобы «всуе» ее не было
видно. Мы с мужем сделали очень простую конструкцию: на круглую палочку
длиной 80 см. (в дальнейшем именуем ее «карниз») я нашила два куска бархата:
получился настоящий занавес. Затем карниз мы закрепили на две рейки по 150
см в виде буквы «П». В середине реек натянули веревку, на которую при
желании можно вешать любую ткань – эта ткань прикрывает маму или папу,
которые руководят куклами. Сами рейки мы устанавливаем на подставки для
елок, но можно придумать и другую конструкцию. На фотографии мы прикрепили
карниз с занавесом к детскому спортивному комплексу, что тоже очень удобно.
Перед представлением нужно позаботиться об освещении, ведь оно-то и придает
загадочность любому кукольному театру. Тут нам очень пригодились
лампы-прищепки, которые продаются в любых хозяйственных магазинах и их можно
прикрепить в любое место комнаты, даже на карниз! Нужно только позаботиться
об удлинителях. Особо интересно смотрится постановка, если лампу закрепить с
той стороны занавеса, которая не видна маленькому зрителю. Тогда актеры
освещены, а в комнате полумрак как в настоящем театре.
Не помешает и музыка перед началом спектакля: выбор за вами. Мы ставим перед
представлением любую спокойную классическую музыку. Когда гасится свет,
перед открытием занавеса музыку делаем тише и постепенно выключаем.
Все эти приготовления, если они отточены, придают торжественность и очень
нравятся детям. Наш годовалый малыш после второй постановки в таких условиях
сидел, не шелохнувшись, и очень внимательно смотрел спектакль.
Самое главное условие для того, чтобы малышам было интересно - ни в коем
случае не давать играть с куклами, которые участвуют в представлении. Они
должны обязательно убираться после каждого спектакля так, чтобы ребенок не
мог найти эти игрушки. У нас был «печальный опыт»: бабушка дала малышу
поиграть с перчаточным мишкой, после чего сын перестал интересоваться
постановками с участием этого героя. Пропало своеобразное «таинство». Только
после того, как мишка был выведен из актерского состава, интерес к спектаклю
возобновился.
Второе главное условие – дозированность. Если показывать спектакли каждый
день, они быстро надоедят и ребенку и родителям, поэтому мы выбираем ритм
подачи спектаклей: раз в неделю или раз в две недели. За это время и
ребенок, и родители «соскучатся» по представлению. Мама или папа смогут
придумать новый сценарий и несложные декорации к нему.
Что касается декораций, то у нас один самодельный домик-избушка на все
случаи, искусственное дерево, кубики, мячики, разноцветные тряпочки. Обычно
для того, чтобы нарисовать новый фон уходит не так много времени. Можно
использовать один на все случаи: на листе ватмана рисуем лес, солнышко и
домик, а на обратной стороне можно изобразить ночь: на темном фоне полумесяц
и звезды.
Мы делаем звездное небо так: на темно-синем картоне вырезаем небольшие
звездочки и кружочки и подсвечиваем с обратной стороны. Получается очень
красиво и загадочно. Этот фон, конечно, довольно трудоемкий в исполнении, но
мы используем его часто.
Зрительный зал у нас оборудован удобными подушками. Ребенку нравится сидеть
на подушке на полу и смотреть постановку. Очень важно для самых маленьких,
особенно в самом начале: пока один родитель показывает спектакль, другой
обязательно сидит рядом с ребенком. То же самое, если спектакль смотрят два,
три ребенка до трех лет. Это нужно для того, чтобы малыш не вскакивал
посередине спектакля и не подбегал к актерам (а такое у нас поначалу было).
Тогда взрослый объяснит ему, что нужно досмотреть спектакль и уже после
подойти к актеру и пожать ему лапку. Но не более того! Ни в коем случае не
давайте ребенку играть с куклой после представления.
Теперь по поводу сюжетов. Для их создания, конечно, необходимо учитывать и
возраст ребенка, и имеющихся в наличие актеров-кукол. То, что понравится
годовалому, будет не интересно пятилетнему. И наоборот. Ну и конечно,
необходимо учитывать особенности и интересы вашего ребенка.
Мы купили в обычном магазине несколько плюшевых зверюшек на руку и готовые
перчаточные куклы. Звери очень хорошо подходят для спектаклей самым
маленьким.
Начать спектакль можно, например, так. На сцене появляются два действующих
лица. Мишка и зайка (или зайка и лисенок и т.п.) Мишка держит в лапках
красный мяч и спрашивает у зайки, какого цвета мяч. Мишка недавно проходил
цвета и теперь хочет узнать, знает ли зайка цвета. А зайка не знает и просит
публику (Андрюшу, Олю, Катю, Славу ….) подсказать ему. Только тихо, чтобы
мишка не слышал. Ребенок, сидящий в зрительном зале, постарается подсказать
зайке, если он знает цвета, конечно. А если не знает или еще не умеет
говорить, то мишка с удовольствием расскажет зайке и Андрюше (Кате, Славе…),
какого цвета мяч. А потом достанет желтый мяч (мы берем шарики из «сухого
бассейна») и повторяется то же самое. Весь спектакль занял 5-7 минут. А
малышу больше пока и не надо! Он уже очень хорошо уяснил цвета. В следующем
спектакле можно уже косвенно затронуть эту тему. Какой-нибудь персонаж
мимоходом упоминает, что мяч-то красный или желтый, или зеленый.
Подобные сценки можно разыгрывать и с геометрическими фигурами. Можно
посвятить один из спектаклей звукам. То есть мишка, например, спрашивает,
что за звук (бабушка-«ассистент» звенит колокольчиком или шуршит бумажкой),
а зайка отвечает. Очень много интересных сюжетов можно найти в Интернете.
Иногда мы собираемся с соседями и их маленькими детьми и разыгрываем сложные
постановки. То есть одна мама отвечает за свет, другая - за звуки, третья -
за музыку и т.д. В зрительном зале сидят несколько ребят.
Так получается намного интересней и малышам и нам, взрослым. Мы как будто
возвращаемся в собственное детство, и это очень здорово! Попробуйте…
|