Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Обучение чтению >> Все о "Кубиках Зайцева" >> Технические вопросы
Лена Данилова

Что лучше, заниматься дома или в группе?

Если вашему ребенку 4-5-6 лет, то может быть, имеет смысл отвести его в группу, где занимаются по кубикам Зайцева. Дети такого возраста очень хорошо занимаются в коллективе, они тянутся друг за другом, соперничают, кто лучше, кто быстрее. Занятия в группе их очень увлекают. С ними можно заниматься и дома. Особенно, если вам удастся создать ребенку мотивацию к обучению.
 



Можно начинать занятия в группе и с детками более раннего возраста. Но дети в возрасте от трех до четырех лет не всегда хорошо адаптируются в группе. Особенно те дети, которые не ходят в детский сад или развивающие студии. Приходя на занятия, они будут долго привыкать к работе в коллективе, привыкать слушать педагога. Таким малышам лучше заниматься дома с мамой. Обучение пойдет быстрее, если малыш будет хорошо себя чувствовать (а ведь с мамой ему всегда хорошо).

Дети до трех лет, безусловно, еще не способны эффективно заниматься в группе. Они отвлекаются друг на друга, не умеют слушать педагога, не способны заниматься больше 10-15 минут подряд. А из-за такого небольшого занятия не стоит никуда водить или возить ребенка. Занятия, как правило, проходят один или два раза в неделю, и малыш успевает забыть, что было на прошлом занятии. С малышами лучше заниматься каждый день понемножку, чем раз в неделю по часу.


 

ВВЕРХ


В каком возрасте лучше начинать?

Начинать занятия по кубикам Зайцева можно в любом возрасте. Можно начинать их еще до года, можно на втором году жизни, можно позже. Ни когда не рано, но и никогда не поздно. В каждом возрасте – свои особенности, и это надо учитывать, занимаясь с ребенком.

Однако, самый эффективный возраст начала занятий – момент начала освоения устной речи. Это дает необыкновенный толчок в развитии речи и незаметное, естественное освоение чтения, наравне с устной речью. Ребенок сразу воспринимает «правила игры» – все слова можно увидеть и услышать. И запоминает эти два «образа слов» одновременно.

Еще одни наиболее благоприятный момент – четыре с половиной - пять лет. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы по-настоящему читать, уже, наверняка, очень любит книжки, и он будет понимать, зачем учиться читать. В этом возрасте обучение проходит наиболее быстро.  
 

ВВЕРХ


Как много времени занимает обучение чтению по кубикам Зайцева?

Все зависит от возраста, в котором начаты занятия. И от места занятия – дома или в группе.

Если вы начали занимать с новорожденным ребенком, вы должны понимать, что первое слово он сможет прочесть вслух не раньше, чем научится говорить. То есть, это может растянуться на срок от 10 до 18 месяцев. Но в этом случае, вы, несомненно, сильно поможете малышу с развитием речи и вообще, с умственным развитием. Только не надо забывать, что от момента прочтения первого слова до момента свободного чтения любого слова у вашего малыш уйдет еще не меньше полугода, а то и года. Но как раз за это время он будет учиться хорошо и правильно разговаривать. А чтение будет сильно ему в этом помогать. Примерно около двух лет ребенок, с которым заниматься начали в грудном возрасте, сможет писать кубиками несложные слова из двух – трех складов. А о том, чтобы такой малыш сам себе читал книги даже и говорить не стоит.
Если вы начинаете заниматься с ребенком в полтора – два – два с половиной года, то с момента начала занятий до прочтения первого слова у вас уйдет от одного до трех - четырех месяцев, не меньше. А до перехода к возможности прочитать любое слово или написать кубиками - примерно еще столько же. Читать книги самостоятельно тоже еще слишком рано.
Если ребенку три – три с половиной года, то первое слово он может прочесть не менее, через две – три недели, через месяц, а прочитывать любое незнакомое слово еще через столько же или даже чуть больше. До того момента, когда ребенок будет самостоятельно читать себе книги пройдет примерно около года, так как ребенок ни физически, ни психологически не может быть готовым к такому занятию. Но он вполне освоит прочтение заданий в игровых раскрасках, угадывание ребусов. Уже сможет активно тренироваться в письме кубиками и по таблице простейших «диктантов» в два-три предложения.

Дети четырех-пяти лет смогут прочитать первое слово на первом – втором – третьем занятии, научатся прочитывать любое слово за неделю – две – три. Будут пытаться читать себе книги через один - два - три месяца. Конечно, если вы будете заниматься каждый день (хотя бы по 15-20 минут), а не раз в неделю.

Дети пяти – шести – семи лет начинают прочитывать слова через пятнадцать-двадцать минут первого занятия, читать любые слова после трех – пяти занятий. А затем, при некотором усердии, быстро начинают сами себе читать книги.

Если же заниматься в группе, то срок начала чтения может растянуться в два – три и более раз.
 

ВВЕРХ


Стоит ли делать перерывы в занятиях на некоторое время (неделю, месяц)?

Если вы занимаетесь с ребенком ежедневно и видите, что у него хорошо получается, что он включился в процесс, делает первые успехи, то лучше не останавливать занятия. Даже за небольшое время, неделю, месяц, когда вы не сможете заниматься, по каким бы то ни было причинам, ребенок еще не укрепившийся в своем умении читать может многое забыть, потерять еще не окрепшие навыки. Если этого не требует острая необходимость, в момент бурного освоения процесса чтения не делайте больших перерывов.

Но что делать, если вы уезжаете на дачу или на юг? Не брать же с собой комплект кубиков! 

В этом случае, постарайтесь взять хотя бы таблицу. Чтобы петь по ней песенки, играть в игры и писать слова. Чаще пользуйтесь другими способами обучения чтению по складам - пишите слова и склады на бумаге, используйте менее громоздкие дополнительные пособия (складовые картинки и пр.).

В каких случаях можно и даже нужно делать перерывы в занятиях?
Если ребенок, как вам кажется, уже насытился кубиками, научился читать, стал проявлять меньше интереса к кубикам, можно сделать небольшой перерыв. После перерыва вы сможете ввести принципиально новые игры с кубиками. Например, научите его активно писать слова из кубиков или по таблицам самостоятельно. 

После большого перерыва имеет смысл походить на занятия в группу, чтобы возродить интерес к кубикам. Или пригласить к себе домой ребенка умеющего читать и писать кубиками и предложить детям играть вместе (под вашим руководством). 
 

ВВЕРХ


Сколько раз в день нужно заниматься? Сколько времени отводить на каждое занятие?

Если вы решили обучать ребенка чтению по кубикам Зайцева дома, то у вас, конечно, возникнет вопрос, сколько же раз в день (неделю, месяц) нужно заниматься с ребенком. Сколько времени отводить на каждый подход к кубикам.

Первое, что можно посоветовать - вообще не проводить специальных "занятий" в полном смысле этого слова. Пусть это будет игра - по сути и по названию. Не обставляйте занятия "торжественно" - в определенное время суток усаживая ребенка к кубикам, не говорите, что вы вообще собираетесь чем-то с ним заниматься, что вы хотите его чему-то научить, а, тем более, что вы ждете от него каких бы то ни было результатов.

Если вы решили, что кубики находятся у вас в доступном для ребенка месте, то игру с ними можно превратить в часть жизни. То есть, что бы вы ни делали, по возможности, сопровождайте это подписью кубиками. Только не надо доводить этот совет до абсурда и писать слова круглосуточно. Просто, если вы собрались с малышом почитать, напишите ему, как называется сказка или книга, которую вы будете читать. Если вы начинаете играть в какую-то игру, напишите, как она называется. Если вы ждете гостей или сами куда-то собираетесь, можете и это написать. Это можно делать от одного раза в день до бесконечности (допустимой вами).

Кроме этого, можно, конечно, устраивать и более активные игры с кубиками (можно раз в день, можно раз в два-три дня). Но если письменная речь будет постоянно сопровождать малыша в жизни, он привыкнет к этому, и будет воспринимать, как должное. Его внимание к кубикам будет более пристальным. Он, скорее всего, будет относиться к ним как к верным друзьям, сопровождающим все его игры и развлечения.

Если же вы убираете кубики в недоступное для ребенка место, то давайте ему возможность поиграть в них хотя бы один раз в день. При этом можете незаметно для него расставлять написанные слова по дому, чтобы они неожиданно попадались ребенку на глаза. 

Активная игра в кубики не должна превращаться в повинность, ребенку должно это нравиться. Каждый раз варьируйте время игры в зависимости от настроения ребенка, от того, насколько он увлечен. Но желательно всегда останавливаться тогда, когда еще интересно, а не тогда, когда уже надоело.
Время, отведенное на одну игру в кубики, может быть от 1 минуты до 10-15.
 

ВВЕРХ


Может ли любой родитель или педагог овладеть работой с кубиками Зайцева?

К сожалению, далеко не все! Хотя Николай Александрович Зайцев и пишет в своих книгах, что любой родитель, а тем более педагог легко может овладеть его методикой, это не совсем так.

Некоторые родители скептически относятся к развивающим играм вообще и к кубикам Зайцева в частности. Они не верят, что все это может хоть как-то помочь их ребенку в развитии. Покупая кубики Зайцева, они заранее уверены, что ничего не получится. Купив кубики, они подолгу не могут их склеить и, даже если в итоге склеят, будут заниматься редко и без особого энтузиазма. 

Некоторые родители просто не умеют играть. Они начинают заниматься с ребенком, как со школьником, сажая его за парту и заставляя выполнять задания, давать ответы в обязательном порядке. Как правило, маленьким детям не нравится такая "игра" в кубики, и они просто отказываются делать что бы то ни было.

В обоих случаях просто не стоит покупать кубики. Лучше отвести ребенка в группу года в 4 - 5, и там опытный педагог научит ребенка читать по тем же кубикам легко и без стресса. Только это будет немного дольше, чем у родителей, которые занимаются сами и с удовольствием.

А если говорить о профессиональных педагогах, то многие из них с трудом переходят от методик, к которым привыкли, которые использовали десятки лет. Педагоги понимают, что методика Зайцева может принести много пользы, но часто используют ее "дедовским" способом - показывая детям по одному кубику за занятие, усаживая малышей рядами за парты.
 

ВВЕРХ

присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5