Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Первый год жизни >> Развитие грудничка >> О развитии речи в первый год - секреты опытной мамы
Лена Данилова

Вопрос с форума:
Автор: Ерисена, Сибирь
А можно чуть поподробнее рассказать о развитии речи до года? В соответствующей теме на форуме основной упор делается на чтение книжек, но ведь не всегда этого достаточно...
Я прочитала у Ю. Разенковой, что нужно повторять за дитенком слоги лепета, якобы это стимулирует "говорить" больше. Но у нас получился обратный эффект, сейчас Саша почти все время молчит... или рычит.

Ответ:
В ответ я могу немного рассказать о том, как я разговариваю с дочкой Сашей, которой на момент написания ответа 11 месяцев.

Если посмотреть со стороны, я не делаю ничего особенного. Просто вообще ничего.

Я просто разговариваю с ребенком. Но разговариваю особым образом. А для этого мне не нужно напрягаться или контролировать свою речь. Большое количество детей сыграли тут свою роль. Я автоматически разговариваю с ребенком правильно, так, как нужно...

В чем эта правильность заключается?
Попробую сформулировать...
Часть советов, наверно многим покажутся банальными. Мол, мы тоже так делаем, а у нас, мол, дети молчат. Поэтому – не работают Ваши советы.
Но, видимо, всё хорошо в комплексе. А не по отдельности.

Итак.

• Я с Сашей много разговариваю. Сопровождаю речью всё, что происходит. Или почти все. Потому что болтать без умолку тоже нельзя. Ребенок должен слушать и тишину тоже. Когда происходит что-то, что напрямую касается малышки, я обязательно комментирую это словами.

• Когда я что-то показываю или о чем-то говорю Саше, я говорю нарочито громче, чем обычно, и специально четко выговариваю все слова. Это нужно для того, чтобы она ясно и четко слышала обращенную к ней речь.

• Когда я что-то показываю или о чем-то говорю Саше, я произношу одно и тоже слово два-три раза минимум. Выглядит это со стороны по-идиотски. Но это важно. И происходит это примерно так: «Это ложка. Ложка. Возьми ложку. Вот ложка. Саня держит ложку» и так далее примерно в том же духе.

• Я обязательно объясняю Саньке происходящее довольно сложными предложениями. Упрощаю их только в том случае, когда хочу обратить внимание на отдельный объект (как в примере выше). В остальных случаях я свою речь не упрощаю, а усложняю.

• Я не боюсь использовать синонимы, однокоренные слова, уменьшительно-ласкательные формы слов. Я обязательно за один раз скажу и «зайка», и «зайчик», «заюшка», «заяц», совсем не боясь ее запутать. Я уверена (и не я одна, естественно), что малыши обладают потрясающим чувством языка. Врожденной способностью к языкам (так же, как и музыкальным слухом). И в наших руках – развить это или не развить. У всех, конечно, все по-разному. Но овладеть языком за два года может любой ребенок! И редкий взрослый!

• Все предыдущее касалось пока что пассивного развития речи. То есть – я говорю, Саня слушает. Теперь поговорим о более активном развитии речи. Начиная с того момента, как малышка стала произносить первые звуки, и всё время за ней повторяла. Тем самым, показывая, что любой произнесенный звук можно повторить. То есть, один человек может повторить звуки, произнесенные другим. Все ее звуки я «передразнивала». Стараясь копировать и сами звуки и интонации.

• Как только у Сани в лепете появлялось нечто, похожее на слова, я обязательно вычленяла это «слово» и повторяла его несколько раз, стимулируя повторение этого слова. Пример «ПА-ПА-ПА-ПА». Я в ответ «ПАПА!». И так далее. Это нужно для того, чтобы ребенок сам слышал, что говорит, и понимал, что у него получаются самые настоящие слова.
• Когда малышка случайно говорит слово, я акцентирую на нем внимание – повторяю за ней (громко и четко). Она чаще всего начинает повторять.

• Когда я вижу, что она что-то хочет сказать, пытается, но у нее не получается, я произношу слово по слогам, ярко артикулируя. Заодно подношу ее к своему лицу, чтобы она видела, КАК я это говорю. Обращала бы внимание на движение губ.

• Я постоянно прошу ребенка сказать то или иное слово, зная, что это слово у нее уже звучало. Санька не всегда откликается на просьбы. Но начала откликаться еще месяца три назад, когда мы просили ее сказать «ПАПА». Теперь она иногда говорит по просьбе, то есть, она знает, что надо сделать, когда ее просят «Скажи!», просто не всегда готова к разговору. Чтобы это было более наглядно – я иногда прошу кого-то из членов семьи сказать то или иное слово в Санькином присутствии. «Катя! Скажи «мама»!». И Катюшка говорит. Потом поворачиваюсь к Саньке и то же самое предлагаю.
 
• Я обязательно живо реагирую на ее слова, сказанные не случайно, а специально. Чтобы она радовалась тому, что ее понимают. И она радуется! Я делаю то, что она просит. Повторяю за ней слова, вступаю в разговор, отвечаю ей. А еще – обязательно хвалю.

• И еще раз назад – к пассивному развитию речи. Думаю, что немаловажно то, что мы читаем практически ежедневно буквально с двухнедельного возраста. Читаем книги разные – и малышовые, и взрослые (стихи, например). Папа даже газетные статьи Саше зачитывает, когда хочет почитать газету, а она в это время просит к себе внимания.
 

присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5