Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Обучение чтению >> Все о "Кубиках Зайцева" >> Игротека "Кубиков Зайцева"
Елена Афанасова

Игротека (часть 3) 

8. Складовые картинки.

8.1 "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию".

Это набор карточек с изображением и названиями животных. Он имеет ряд явных преимуществ перед самодельным вариантом (что приходилось делать педагогам до этого), которые видны сразу: во-первых, рисунки выполнены рукой художника-профессионала, где внешность животных дана в неискаженном или стилизованном виде и без ненужных сейчас деталей второго плана, во-вторых, силуэтность изображения необычна для восприятия и тем интересна детям, в-третьих, рисунки подобраны с целью показать примеры грамотного написания названий животных. В словах хорошо видна ударность (ударные склады - самые яркие, безударные - светлее, и так далее в зависимости от степени ударности). Написание слов легко проверить автоматической отработкой проверочными - в наборе есть карточки со словами, которые могут стать проверочными. Совсем необязательно специально акцентировать внимание на очевидных вещах, и это остается в памяти как естественный, сам собой разумеющийся алгоритм! 

8.1.1 Итак, у нас появилась возможность познакомиться с миром написанных слов. И вот Вам игра на чтение сразу словами. С чего начнем? Первым делом отсчитаем столько карточек, сколько детей перед Вами. Возьмите в руку стопку картинками к детям. Показывая их по очереди, предложите ребятам "читать" слова, написанные над изображениями. Конечно, "читать" слово, которое написано и нарисовано, - безумно легко и весело. А главное, создается иллюзия, что мы умеем читать. Не разрушайте ее, подарите авансом уверенность в своих силах! Показывая карточки, проводите пальцем по слову: "Что здесь написано? Что написано темным цветом?" или "Покажи, где написано темным ЛО в слове СЛОН?". И вместе с детьми называйте слово, слегка утрируя ударный склад. После этого переверните карточку стороной без картинки и задайте те же вопросы. После этого отправляем эту картинку в том же положении, т.е. уже картинкой к себе, в конец стопки. Перед малышами открывается новая картинка и новое слово. Снова отвечаем на те же вопросы и т.д.. 

И так, пока вдруг не обнаруживаем, что очередная карточка оказывается без картинки. А Вы, словно ничего не произошло, так же весело спрашиваете: " Что за слово здесь написано?" … Внимание! Включается некий внутренний ассоциативный механизм и… называется слово! Это похоже на чудо, которого на самом деле не существует. Просто, очень хочется крикнуть, и память услужливо подсказывает, что за этими значками скрывается. Если не верите, что эти дети только что ? не умели читать? - отдайте первым выкрикнувшим, т.е., как Вам кажется, уже действительно умеющим читать, узнанные ими карточки в свободное пользование. Если они обтянуты пленкой или ламинированы, позвольте пообводить пока буквы или изображение фломастером, сочетая тем самым приятное с полезным. Начните игру с начала с оставшимися детьми и картинками. Теперь и с этими ребятишками произойдет то же самое. Просто им будет чуть-чуть легче, ведь карточек поубавилось, зато возможность запомнить и узнать увеличилась. Вполне возможно, что конкретным детишкам был необходим именно дополнительный повтор. Очень важно, чтобы и они получили заслуженную награду (возможность обвести фломастером слово на картинке, обвести или написать букву в пособии по каллиграфии, простучать слово из книги или карточки по таблице, найти число на числовой дорожке и мн.др.) т.е. то же поощрение, что и все дети.

8.1.2. Для работы в минигруппе, индивидуально, с маленькими детишками и т.п. есть еще один промежуточный вариант - раскладываем нескольких карточек на столе (полочке) картинками вверх и после контрольных вопросов типа ? Какое слово здесь написано?? или ? Покажи, где белка…? договариваемся перевернуть одну карточку изображением вниз. Пара тех же контрольных вопросов, затрагивающих карточки ? открытые? и ? закрытые? , и можно перевернуть еще одну картинку. И так пока перевернутыми не окажутся все карточки. Дальше игра разворачивается по сценарию второй части предыдущего варианта. 

8.1.3 Когда картинки становятся родными, можно использовать их в качестве подручного материала в любых других играх на обобщения по разным критериям: 

а) выбрать из всех карточек взрослых животных и подобрать им их детенышей:? мамы?, ? папы? и ? детки? . Кстати, слова подобраны наиболее интересны с точки зрения написания - хорошо видны и проверочные: ведь змея - потому что змeи, и что стоuт за разными названиями одних и тех же животных: петух, курица, цыпленок, цыплята; или вот так: овца, овцы, баран, ягненок, ягнята…, 

б) найти (можно объединяться в группы, если у ребят оказалось по одной карточке) домашних и диких, хищников и травоядных, млекопитающих и рептилий, птиц и рыб, теплокровных и хладнокровных, животных одного семейства и т.д., 

в) найти животных во множественном и единственном числе, 

г) найти слова с первым (вторым, третьим, последним…) ударным складом, с одинаковыми ударными складами, 

д) классифицировать слова по количеству букв или складов, по частоте повторения определенных букв, по их расположению в слове, 

е) по цвету карточки (если у Вас есть еще старый разноцветный набор ? 120 картинок…? ). 

Картинки с заданной тематикой может находить из всего набора группа детей или конкретный ребенок, они могут быть розданы педагогом. После этого желательно обыграть результат: посчитать, сколько слов нашла каждая из групп (ребенок), выписать на доске или прописать каждое правильное название по таблице указкой в руке ребенка и т.д..

Но больше всего детям нравиться играть с карточками в сюжетно-ролевые игры: организовать зоопарк, ферму, ветеринарную лечебницу, клубы животных; ими можно торговать (с использованием счетных карточек в качестве ценников); устраивать звериные семьи и ходить друг к другу в гости и мн.др..

8.1.4. Лото. Эта игра проводится так же, как любое детское лото. Новое пособие специально имеет набор уменьшенных карточек для такого варианта и подробную инструкцию Николая Александровича по применению. 

8.2.1 Но готовый набор ? 240 картинок…? далеко не единственная возможность познакомиться с готовыми словами. Когда-то мы делали подобные карточки своими руками. И в самодельном варианте есть свой смысл - ведь необязательно заниматься только животными, можно использовать любые обобщения. Например: мебель, транспорт, овощи и фрукты, растения, посуда, одежда, инструменты... Делаются они так: пишем над картинкой слово зеленым цветом, ударные склады рекомендую писать черным - создается эффект объемности. Использовать их можно так же, как и ? 240 картинок? . 

А вот классификации карточек "нетрадиционщиков" (кстати, во время таких игр можно пользоваться уже имеющимися готовыми и самодельными картинками): "съедобное-несъедобное", ? гастроном? , ? универмаг? , "что умеет летать?", "что пахнет?", "что пригодится в походе?", "что подарить на день рождения?", "что бывает розовым (зеленым…)?", ? мой гардероб? , "наша группа (моя семья)" с использованием фотографий, "виды нашего города (поселка)", "жители моей деревни (дома)" и многое-многое другое. Цели таких обобщений даже раскрывать не буду - они слишком очевидны.

8.2.2 А дальше трудно удержаться в рамках одного слова, значит, пора использовать мини-предложения и словосочетания, т.е. картинки с надписями в 2-3 слова. Замечаете, как мы выходим в книжный текст? А в книгах одни и те же буквы могут писаться по-разному, например: "А" и "а", "Б" и "б", "Е" и "е". Мы же пока использовали только заглавный вариант. Значит, пора над таблицами повесить плакат с волшебными словами "АБЕЁРУФ" и "абеёруф", расположенными четко друг под другом. И теперь при возникновении вопросов "что это за буква?" достаточно позволить самостоятельно найти ответ и помочь друг другу сделать открытие. 

Новые карточки можно мешать со старыми и играть также, но можно предложить и новые игры: 

8.3 На нашей полочке организуем тематическую выставку. Это могут быть рисунки детей с названиями и их же комментариями (пока написанными рукой взрослого под диктовку, а вскоре и детскими), репродукции известных картин с инициалами имен и отчеств и фамилиями художников, с названием в кавычках; книжки-раскладушки с любимыми сказками. Отличительная особенность таких выставок в том, что весь текст, включая знаки препинания, напишем зеленым цветом, а ударные склады ? черным. Надписи необязательно приклеивать к картинкам, они могут просто прикладываться. А теперь их можно читать хором, гуляя вдоль полок, находить заданное педагогом, переставлять (чего не стало, что изменилось…), собирать надписи и расставлять заново и мн.др..

8.4 Списывание. Эта игра может происходить как под руководством взрослого, так и без него, быть самостоятельной или служить элементом другой. Напомню, что письмом мы называем графическое обозначение того, что произносится. Значит, списывание ? смена графических символов. Например, ? простукивание? по таблице или выкладывание кубиками того, что написано на карточке или на листе выставки.

8.5 Наборы текстов. В таком же черно-зеленом варианте можно написать любой текст, желательно, покрупней. Например, малые формы фольклора (см. книгу Зайцева), стихи великих авторов, можно по программе, а лучше просто хорошие, ничем неограниченные (неотупляющие). Их можно повесить на стену и читать хором, минигруппой, индивидуально, отрабатывая выразительность чтения, проигрывая различные интонации. А можно написать чуть мельче на альбомных листках и нарезать на части. Громадное удовольствие доставляет ребятам собирать из полосок со строфами любимых стихов законченное произведение, или подбирать к полоскам с отгадками ? ?олоски с загадками, или к первой половине пословицы ? вторую. Как весело смеяться над несоответствиями ошибок!

9. Конкретное слово (текст) из конкретных кубиков.

10. Любое слово из конкретных кубиков.

И в эту игру мы с Вами уже играли. Например, в Чепухе (7.1) у нас случайно получались слова со смыслом. А в ее варианте (7.8) мы даже специально отыскивали в тексте готовые случайно образованные слова.

Теперь очень интересно придумывать любые настоящие слова из определенных кубиков:? Какие слова здесь спрятались?? . Итак, разбейте группу (класс) на пары-тройки или команды, дайте им по 3-4 кубика и предложите составить как можно больше реально существующих слов. Составлять можно как из всех полученных одновременно, так и из одного, двух и т.д... Части речи могут быть самыми различными. Например, из набора кубиков ? В…?, ? Р…? и ? Н…? могут получиться ВОРОНА, НРАВ, РОВ, ВРУН, ВАРАН, РУНО, НАРЫ, НАРВА, НАВАР, НАРВУ, РАНО и мн.др.. Дети должны зафиксировать свои слова. Самостоятельно или с Вашей помощью - зависит от уровня навыка письма.

Очень интересный поворот приобретает игра, когда есть возможность поменяться набором кубиков и списком уже придуманных из них слов между минигруппами. Задание может звучать так: ? Дополните список слов товарищей своими? или ? Каких слов не увидела предыдущая минигруппа?? . Тогда игра приобретает соревновательный характер, можно за каждое дополнительное слово присуждать очко и соответственно отмечать. Любопытно, что результат игры прямо пропорционален количеству участников, т.е. чем меньше детей, тем беднее список слов, собранных из ограниченного количества кубиков.

11. Конкретный текст (слово, фраза) из всех кубиков.

11.1 Фактически это чуть усложненный вариант игры ? Конкретное слово из конкретных кубиков? (9.2). Только теперь Вы не готовите заранее кубики, а предлагаете самостоятельно подобрать и выложить готовое слово. На первых порах Вы можете подсказывать орфографической диктовкой с проверочными словами (? говорится СЛАНЫ, а пишется СЛОНЫ, потому что СЛОН? ) и классифицированной подсказкой типа ? ищем большой деревянно-золотой кубик С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ, на нем сторону С, теперь большой железно-золотой Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ, на нем ЛО…? и т.д.. Для начала ставьте в пару с читающим ребенком более слабого (он может просто собирать уже отобранные товарищем кубики в слова) или в одну команду детей разного уровня.

11.2 Это может быть как самостоятельная игра, так и ? привязанная? тематически к другому виду деятельности. Например, выкладывание кубиками слов с определенным значением. На занятиях по математике: один, много, больше, меньше, поровну, длинный, длиннее, короткий, короче, узкий, yже, высокий, выше, низкий, ниже…, названия геометрических фигур, цифр, дней недели, месяцев…. На занятиях по развитию речи ? слова-обобщения по определенным темам: мебель, посуда, профессии, транспорт, те же домашние и дикие животные с детенышами, одежда и мн.др.. На музыкальных занятиях ? названия прослушиваемых и исполняемых произведений, инструментов, слова, обозначающие чувства, вызываемые музыкой, имена и фамилии композиторов, названия нот и т.д.. При чтении детям книги это может быть название ее, названия частей, имена героев, имена-фамилии авторов…. На занятиях по рисованию ? тема занятия, названия материала, красок и цветов, название стиля рисования, авторское название рисунка и имя автора и т.п.. 

Во всех видах деятельности, включая режимные моменты и любые виды игр, есть место письму кубиками. Не пренебрегайте этой возможностью ? дети имеют право знать, как выглядят на письме знакомые им слова! 

11.3 Текст. Не стоит напрягаться при переходе от слов к тексту. Не надо давать определений и признаков различий между предложением и словом. 

Первый раз это может выглядеть так. Разбейте все имеющиеся в активе кубики на несколько частей (от 2 до 5) и разложите в разных местах помещения. Это будут рабочие площадки, возле которых и соберутся участники игры. Кубиков на всех площадках должно быть примерно одинаковое количество, участников ? тоже. Теперь предлагаем ребятам написать предложение и произносим его. Если у Вас всего один набор кубиков, то придется попотеть, подбирая текст. Для начала можете воспользоваться первой строфой стихотворения Пушкина ? У лукоморья дуб зеленый". Она вписывается в один набор. Ну а если Вам повезло, и кубиков достаточно, то воспользуйтесь книгой Н.А. Зайцева, там большое количество малых форм фольклора, достаточно редких и красивых. Итак, пишем пушкинскую фразу. Поначалу диктуем орфографически, т.е. так, как пишется, и помогаем найти нужный кубик. ? На какой площадке первый кубик А-О-У-Ы-Э? На нем нам нужна сторона У, это и будет наше первое слово! Кто нашел ? ?вставьте! Пишем второе слово (совсем ненужно акцентировать внимание детей ? достаточно того, что это просто звучит). Для этого ищем большой железно-золотой кубик Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ и на нем сторону ЛУ! Кто нашел ? несите! Продолжаем писать. Ищем большой деревянно-золотой К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, на нем КО…? и т.д.. Когда предложение подходит к концу, также непринужденно, как бы невзначай, замечаем (Внимание!): ? Предложение кончилось ? ставим точку! Кто найдет точку, она на белом кубике? Молодцы, ставим в конец. Предложение начинается с заглавной буквы! У кого кубик с заглавной буквой ? Несите и ставьте на первую букву. Какая у нас первая буква? Правильно, У. Значит, на нее и ставим Зб? . И никаких объяснений, что это такое и с чем это едят! Особенно, если не возникает вопросов. Дальше ? дело практики. Когда Вы напишете еще пару фраз, они сами скажут Вам, когда пора ставить точку. Закончить можно хоровым или индивидуальным прочтением результата коллективного труда. Здесь же можно поработать и над интонированием (? Кто как прочтет это предложение?? .

11.4 Для особо нетерпеливых в плане грамматики. Не откладывайте в долгий ящик ? отработку? знаков препинания. Это не значит, что пора загружать знаниями правил пунктуации, просто теперь обращаем особое внимание на интонирование и соответствующие знаки. После написания вопросительной фразы, т.е с интонацией вопроса, предложите поставить белый кубик не ? точкой? , а ? знаком вопроса? . После прочтения первой части сложного предложения, сделав паузу, поставьте запятую (? ведь здесь так хочется приостановиться? ). Точно так же ? хочется остановится? , т.е. поставить запятую, когда используем интонацию перечисления. Самостоятельно поставив на первый кубик слoва, обозначающего имя собственное, треугольник Зб, просто добавляем, что ? имя (или название) напишем с заглавной буквы? .

Таким образом можно очень неназойливо показать и обыграть любое правило. Но я, обычно, специально такой задачи не ставлю. Мною эти приемы используются как что-то естественное и только тогда, когда стоит задача ? более высокого порядка? (сверхзадача). Например, при необходимости в составлении коллективной фразы ? по делу? . Это может быть поздравление, записка родителям, письмо понравившегося предложения из читаемого произведения, запись своих рассуждений (сочинение), составление своих загадок и мн.др.. В процессе такого письма и могут использоваться те или иные правила, и каждый раз мы касаемся их постольку, поскольку они нам уж попались. Т.е. не тексты ради отработки правил, но правила ради интересного нам здесь и теперь текста. Иначе не обойтись без искусственно созданных текстов ? под орфограмму? , которые просто "одебиливают" (Н.А.Зайцев) нашу речь.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
Содержание книги: 
От автора >>
Введение >>
Что это и зачем? >>
Достоинства инструментов Зайцева по обучению чтению и грамотному письму >>
Аксиомы организации образовательного пространства и памятка начинающим >>
Особенности размещения игротеки >>
"Кубики Зайцева". Состав пособия >>
Размещение "Кубиков" >>
Игротека (часть1) >>
Игротека (часть 2) >>
Игротека (часть 3) >>
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5