Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Обучение чтению >> Все о "Кубиках Зайцева" >> Игротека "Кубиков Зайцева"
Елена Афанасова

Игротека (часть 1)

Позволю себе напомнить, что последовательность развития игр весьма условна. Задача начала каждой из них - как можно больше "играть" самому педагогу, не требуя от детей мгновенной отдачи, но раздавая авансом похвалу и одобрения (это не "сюсюканье"!, а создание обстановки позитивного настроя) за каждый новый успех, особенно за активное участие в процессе вместе с Вами, и не ожидая результатов немедленно и у всех одновременно. В каждый новый вариант игры играем так долго и так часто, как того требует интерес группы. Не бойтесь отбросить очередной, если он "не пошел", перепрыгнуть или вернуться. Не относитесь к последовательности к как раз и навсегда узаконенной, она рождалась из конкретного опыта, у Вас он будет свой.

Желаю Вам искреннего наслаждения от общения с детишками!
Игра подготовительная: Сбор кубиков.

Вашим детям очень повезет, если кубики Вы соберете вместе с ними. Они могут выполнить Ваши задания: класть нужное количество наполнителя в определенные кубики, и, если позволите, заклеить. Как результат - время начального этапа значительно сокращается, да и отношение к кубикам отличается бережностью (ведь это плоды своего труда!).

1. Озвучим кубик.

1.1 Эта игра может заинтересовать педагогов ясельного и младшего дошкольного возраста. Она часто выводит неговорящих малышей в речь. Выглядит она так: детишки из кучи кубиков на столе достают по одному на свое усмотрение, несут и показывают педагогу. Тот называет склад, написанный на этой конкретной стороне, каждому ребенку, после этого разрешается заменить кубик следующим ("Принеси другой...").

1.2 В эту игру с бурным восторгом и довольно долго играют как трехлетки, так и первоклашки, и даже "умудренные опытом" пятиклашки.

Игра похожа на предыдущую, но задача педагога назвать не только склад, но и "пропеть" все грани кубика, принесенного каждым ребенком. Здесь важно соблюсти определенные условия:

1). Вся игра должна занять как можно больше пространства Вашего помещения. Стол с хаотично лежащими кубиками расположите в противоположном от Вас конце комнаты. Чем дальше детям нужно бегать между Вами и столом (ходить не смогут, это точно!), тем лучше. 

2). Ваши с малышом лица и кубик должны быть на одном уровне. Для этого педагогу лучше присесть, взять левой рукой за запястья обеих детских рук, сложенных "лодочкой", а правой поворачивать пропеваемые грани кубика к лицу малыша в том порядке, в каком они написаны в таблице 1 сверху вниз, и одновременно петь. Например, БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б (мелодию и "слова" см. в пособии "Читай и пой").

3). Напоминаю, кубик должен быть выбран самим ребенком, а не педагогом. Если дитя принес Вам маленький беленький озвучиваем без называния знаков препинания (тем более, правил их постановки!), просто даем грамотный пример интонирования на конкретный знак. Звучать это может так: "Курица . (.) Курица ? (?) Ку-урица-а ! (!) Не курица, а петух (,). Чудо-юдо, жар-птица (-)". 

4). Не допускайте искусственно замедленного темпа при пропевании. Интерес поддерживается быстрой, почти мелькающей демонстрации материала, да и другим ребятам не будет скучно. Не забывайте, что установки на запоминание не было и не будет, рассчитываем исключительно на эмоциональную память и не требуем повтора. Но если кто-то непроизвольно запел или просто замычал вместе с Вами - поздравляю Вас! Это значит, что Вы на правильном пути! Поощряйте, но не настаивайте! Есть детишки, которые должны много раз услышать от других, прежде чем сами захотят воспроизвести, позвольте им получить в достатке эту радость!

5). Не ограничивайте детей во времени. Дайте наиграться всласть, пока один-двое естественным образом не начнут отвлекаться. Это верный признак, что пора менять вид деятельности. Бывает, что игра продолжается по целому занятию, и даже больше. 

Понаблюдайте за ребятами в процессе игры. Обычно сначала им нравится действие, производимое педагогом, затем интересует стол с кубиками, и вот любопытство удовлетворяется уже более самостоятельно. Понаблюдайте, как это происходит. Вы узнаете много нового о своих детях, их психологических особенностях.

2. Пропевание таблиц.

В этой игре, также как и в предыдущей, происходит знакомство сразу со всем многообразием родной письменности.

2.1 Много радости и пользы приносит пропевание всей таблицы 1 уже с первых занятий ( для начала сами послушайте песенки на кассете). Исполним ее увлеченно и не медленно, это займет не более 2 минут. Большим успехом пользуются придуманные педагогом рассказы-задания. Например, такой (Л.Струве): предложите детишкам совершить путешествие на поезде. Чтобы не рассеивалось внимание и восполнялась нехватка физического контакта взрослого и детей, предложите всем взяться за Вашу руку по всей ее длине. "Вспомните, как начинает путь поезд: сначала медленно, потом все быстрее, а, подъезжая к станции, ход его замедляется" (можно помочь себе притопываниями). А теперь левой рукой с указкой показываете и поете склады: "У-О-А-Э-Ы; Ю-Ё-Я-Е-И (постепенно ускоряя), БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б...". На складах в конце таблицы замедляем ("остановка"), а затем вновь продолжаем путь по глухим складам, начиная с "У-О-А-Э-Ы...", "ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПЫ-П" и т.д.. 

2.2 Какую песенку тебе спеть? (мелодии можно найти на кассете). Предложите детям выбрать понравившиеся столбики со складами и, обнимая каждого сзади и поддерживая его руку с указкой "под локоток", исполните сами, а, может быть, и вместе с ребенком его, т.е. им выбранную, песенку. Остальные с удовольствием понаблюдают и пока выберут свою "любимую". Пройдет совсем немного времени, и они станут развлекаться совершенно самостоятельно. 

2.3 После того, как детишки запомнят эту последовательность, спойте обратные песенки на тот же мотив, т.е. снизу вверх: "Ы-Э-А-О-У; И-Е-Я-Ё-Ю". И поиграйте так же или по-своему.

2.4 Не менее весело петь и таблицу 2, воспользовавшись кассетой :
- горизонтально всю целиком или выборочно (правда, уже знакомая песенка?), 
- вертикально вниз и вверх,
- таблицу 1 горизонтально.

В эти игры можно играть по-разному: как всей группой, так и индивидуально, а можно и по 2-5; самостоятельно или устроить концерт. В таких случаях полезно предлагать стеснительным или заторможенным ребяткам спеть с очень шустрыми "всеумейками", а поощрение - похвалу, аплодисменты - подарить всем без оценки.

3. Цепочки слов. 

Как Вы думаете, какое слово для детишек самое важное? Я тоже была уверена, что "мама". Оказывается и Зайцев, и Карнеги правы: "Нет слаще звуков собственного имени!" (Карнеги). В этом у Вас будет много шансов убедиться.

3.1 Напишем каждому его имя по таблице, "простукивая" склад за складом так же "в обнимку". Равнодушных к этому занятию не бывает - ведь мы пишем почти сами наши имена! Педагог просто стоит сзади и чуть-чуть поддерживает ребячью руку с указкой. Вскоре Вы заметите, с каким энтузиазмом дети таким образом представляются сами. Если "Я - сам!" звучит не у всех сразу - не торопите, каждому свое время. 
Добавьте к этому предложение написать по таблице любое любимое слово. О, это большой труд - выделить из всего знакомого арсенала слов самое любимое! А мы, взрослые, сможем лучше узнать внутренний мир ребят, их взаимоотношений.
Как удивительно узнать, что Александр Сергеевич Пушкин - один человек, но 3 разных слова! Что и у меня есть имя, отчество и фамилия, и у мамы, и даже у брата Борьки, хотя ему всего полгода!… Что любое слово, какое захочу, можно написать!... 

3.2 Еще интереснее писать имена кубиками. Правда, может остро встать проблема их нехватки, т.к. чтобы собрать очередное имя, иногда приходится "вынимать" определенные кубики из предыдущего слова. Не все дети на это согласны. 

Как же писать слова? Составьте сами имя каждому конкретному ребенку (можно воспользоваться помощью читающих или просто непоседливых детей), обязательно поставьте ударение белым кубиком (объяснять ничего не нужно!) и предложите ребятам, например, " поздороваться с другом", т.е. провести пальчиком, ведомым Вами, по кубикам и одновременно прочитать слово. Обратите внимание, читаем не по складам, а быстро, слегка утрируя ударный склад. Заодно узнаем, что говорится "Аксана", а пишется "Оксана"; говорится "Филип", а пишется "Филипп"; говорится "Алек", а пишется "Олег" (ведь пишем имя Олегу, а не Олеку), и не каких "ругательных" выражений типа "проверочное слово" и т.д. пока себе не допустим. Зато как светятся глаза Оксаны, Филиппа, Олега, ведь каждое имя чем-то интересно, значит каждый из них уникален, а это так здорово! 

Таким образом, у нас выстраивается цепочка слов-имен на полочке. А теперь вспоминайте любые игры на развитие памяти: 

а) можно, показывая на конкретные слова, спрашивать, чье это имя. Интересно, что уже через несколько минут детишки узнают не только свои имена, но и своих товарищей,

б) предложите показать свое имя среди остальных, а кому-то из детей - имя своего друга,

в) вспомните знаменитые игры "Чего не стало?" и "Что изменилось?",
г) маленьким в качестве поощрения за узнанное слово позвольте просто походить со своим "именем" в руках, пообщаться с собой любимым,

д) на последующих занятиях раздайте заранее подготовленные кубики для самостоятельного выкладывания собственного имени. Не торопитесь помогать, это стоит делать только по необходимости.

3.3 Цепочки слов могут быть не только с именами. Можно работать над любой темой. Она может быть традиционной, и не очень. Возможно, это такие темы как мебель, транспорт, одежда, музыкальные инструменты, домашние и дикие животные, названия пород собак, названия цифр, дней недели, месяцев, имена героев мифов Древней Греции, терминов, пройденных на уроке и мн.др.. Предложите называть слова по теме, а Вы быстро соберете их на полочке (снова работаем по программам детей, ведь придумывают и называют они сами). Неверное слово, т.е. не по теме - не выкладываете. Это самое суровое наказание, допустимое на занятиях.

К сожалению, педагогам часто приходится начинать работу с единственного пособия. И тогда цепочки слов приходится готовить заранее. Несколько готовых наборов слов Вы можете найти в книге "Письмо. Чтение. Счет" Зайцева. Далее работа может строиться по уже известному сценарию.

3.4 Интересные игры получаются, когда в группе есть уже бегло читающие. Этим детям необходимо предоставить возможность продвигаться дальше, не скучая и не мешая остальным. Обычно во время игр они быстро выкрикивают, а остальным остается только повторить.

Придумайте этим детям достойное занятие и обязательно в качестве поощрения за выполненное общее задание. Возможно, это будет спортивное задание, сюжетно-ролевая или дидактическая игра с другими пособиями Зайцева (буквенные полоски из "Пишу красиво", "Складовые картинки", числовые карточки из "Стосчета" и т.д.): "списывание" текста на таблицу, обводка слов, поиск "такого же" числа с карточки на числовой дорожке и многое другое. А с оставшимися детишками повторить всю игру сначала, предварительно убрав часть слов. У воспитателей детского сада и групп продленного дня в школе также есть возможность использовать режимные моменты по своему усмотрению: с зажатыми детишками можно поиграть дополнительно во время утреннего приема детей, на прогулках, после дневного сна, и т.д..

Как результат, в роли педагога начинают выступать сами дети, завязываются сюжетно-ролевые игры с кубиками, налаживаются теплые отношения между разноуровневыми детьми.

4. Классификация.

Вы уже заметили, что в процессе предыдущих игр дети увидели разницу между кубиками. Значит, самое время обратить особое внимание на их классификацию, т.е. на звукобуквенный анализ. Но, так же как и до этого, будем полагаться в первую очередь на сенсорику и на эмоционально-ассоциативную память. С научной терминологией торопиться не будем, дадим ее тогда, когда навык будет прочно закреплен.

4.1 Бесконечный круг. Предложите малышам, собравшимся вокруг столика с кубиками, поднять по одному железному кубику. Внимание! Заранее показывать и объяснять, что это такое - не следует! Можно самому поднять соответствующий кубик, не более. Позвольте догадавшимся показать остальным, о чем идет речь. Состояние собственного открытия невозможно заменить никакими объяснениями! Теперь Ваша задача, проходя за спинами детей слева направо (направление чтения) и гладя их по плечам, быстро на ушко называть кубик, который ребенок держит в руках ("РУ-РО-РА-РЭ-РЫ-Р"), но только в том случае, если малыш правильно выполнил задание. Обычно дети очень быстро догадываются, что стоит за названием (ведь наполняли сами, подсказывает и образец в Ваших руках: и звук, и цвет, и размер). Когда Вы переходите к следующему ребенку, предыдущий может взять другой кубик в соответствии с заданием… Как правило, игра заканчивается тогда, когда взрослый просто устает ходить по кругу. Ждать, когда устанут дети - бессмысленно, они могут демонстрировать свое открытие бесконечно.

Вариации заданий: 
- поднимите деревянный, 
- покажите маленький, 
- поднимите большой.

4.2 Строительные и сюжетные игры. Первым делом из всех кубиков дети всех времен и народов строят домики. Давайте попробуем построить выборочно: одна бригада строит дома из маленьких кубиков, другая - из больших. А если у Вас наборов больше одного, то можно разделить и более дифференцированно, например, большие деревянные и маленькие железные. При строительстве обратите внимание на фасадную часть зданий (кстати, здесь не бойтесь пользоваться этими почти профессиональными понятиями, со временем ребята быстро с ними разбираются - они же соответствуют жизни). На ней кубики должны располагаться так, чтобы их можно было прочесть, т.е. не вверх ногами или боком (Вы в этом случае просто поправите). А после этого погуляйте группой по новому городу, почитайте, кто где, на каком этаже, живет, сходите друг к другу в гости. И вообще, дайте обыграть постройки детям самостоятельно. 

4.3 Нахождение парных по мягкости-твердости и звонкости-глухости.
Дети в пособиях видят живые объекты. Они дают имена и фамилии кубикам, наделяют различными характерами, придумывают про них удивительные истории. 

Тамара 4г.: " Кубик "Ц..." - строгая тетушка, а "Ч..." и "Щ..." - ее шаловливые племянники, они ее передразнивают, и у них все получается не так, как надо". Андрей 5л.: "Р..." - лохматая добрая собачка, а "РЬ..." - ее щеночек, зато "БЪ..." - злой цепной пес". Оля 4г.: "Большие кубики - взрослые, а маленькие - детки, которые плохо выговаривают". И таких примеров великое множество.

То, что в школе порой дается с трудом, легко дать в форме любимой малышами театрализованной или сюжетно-ролевой игры, в процессе которой якобы реальное (взрослое) восприятие кубиков смешивается с эмоциональным отношением к смыслу написанного слова. Звуко-буквенный анализ "проходит" через руки, уши, глаза, душу, эмоции малышей; формирование речи и навык чтения приобретается автоматически. Но что не менее важно, как бы за одно удовлетворяется любознательность, потребность в общении, и все это без страха не угодить воспитателю.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
Содержание книги: 
От автора >>
Введение >>
Что это и зачем? >>
Достоинства инструментов Зайцева по обучению чтению и грамотному письму >>
Аксиомы организации образовательного пространства и памятка начинающим >>
Особенности размещения игротеки >>
"Кубики Зайцева". Состав пособия >>
Размещение "Кубиков" >>
Игротека (часть1) >>
Игротека (часть 2) >>
Игротека (часть 3) >>
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5