Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Эстетическое развитие >> История искусства >> Дети и христианское искусство: за и против
Пожидаева Анна

"Пустите детей приходить ко Мне"...

Эта статья - не про то, как, когда и зачем нужно (или не нужно) рассказывать детям о Христе. Этот вопрос каждый родитель решает сам. Здесь речь пойдет о том, как познакомить 5-6 летнего ребенка с миром христианской культуры - миром, в котором мы все (будучи христианами, буддистами, агностиками или еще кем-нибудь) волей-неволей живем, неизбежно являясь частью своей географической зоны, своего государства, своей культуры.

Зачем это детям? Вопрос резонный со стороны родителя к христианству равнодушного и считающего евангельскую историю в лучшем случае одним из мифов. Ответов может быть несколько. Первый и самый простой - это нелишняя в любом случае информация. Кругозор ребенка расширяется не хуже, чем когда вы читаете ему "Мифы Древней Греции" или "Мэри Поппинс".

Ответ второй: наши основные музеи (в которые Вы, как старательный родитель, хотите с ребенком ходить) процентов на 50 по меньшей мере состоят из произведений на христианские сюжеты. Рассказывать ребенку у каждой картины или скульптуры заново с середины, кто такой Иоанн Креститель и почему у дяди над головой кружок, утомительно и нерезультативно. Уж лучше пусть он придет туда подготовленным. Как трудно рассказывать о христианском искусстве без базовых знаний евангельской истории, прекрасно знает всякий преподаватель истории искусства (автор этой статьи полтора года пытался "просвещать" вполне взрослых и заинтересованных людей в области искусства Средневековья, пока постепенно не выяснилось, что вначале надо было рассказать о том, КТО такой Христос и ЧТО такое Благовещение, а потом уже обращать внимание аудитории на тонкости стиля). С ребенком такой опыт будет еще безнадежнее. Попутный совет и родителю-христианину: не начинайте с икон. Дальше пойдет речь о том, когда и как иконная живопись может войти в ваш "репертуар". Если ребенок видит иконы в церкви и дома, он наверняка что-то на них уже узнает. Но ваша задача сейчас - не объяснить ему, что делают в церкви (а иконы для него - все-таки часть церковного обихода), а представить евангельские события как историю, наглядную и связную. Для родителя-нехристианина это самый нейтральный и приемлемый вариант, для христианина - очень важная возможность вывести разговор о Христе за рамки чтения Евангелия в церкви (когда нужно обязательно стоять и не вертеться), поста, свечек, покраски яиц и поедания куличей и сделать этот разговор разговором на языке ребенка, т.е. на языке обыденной жизни. Такой возможностью грех не воспользоваться.

Отсюда третий ответ для родителя-нехристианина: вряд ли вы хотите, чтобы ваш ребенок, который, конечно же, вырастет просвещенным человеком, думал, что в церковь люди собираются для того, чтобы зажигать свечки, кланяться и говорить непонятные слова. Может быть, пусть лучше он просто знает, о чем там говорят и почему на куполе церкви стоит крест? Тот примерный план посвящения ребенка в мир христианских сюжетов, который предлагается здесь, будет противоположностью распространенной сейчас сусальной подаче детям религии.

Итак: с чего же и как начать? Какими книгами пользоваться? Какие картинки показать? Прежде всего, хочется сразу предостеречь от трех вещей: во-первых, от немедленной покупки прекрасного и дорогого издания Библии с иллюстрациями Гюстава Доре - потому что мускулистые тела и клубящиеся драпировки скорее отвлекут ребенка от смысла происходящего, чем помогут. По-моему, иллюстраций Доре в 5-6 лет можно только испугаться. Во-вторых: от слишком детских "Детских библий". Их очень много, с разным качеством пересказа и иллюстраций, но ваша задача - не просто показать доступную пониманию ребенка картинку, а еще и подчеркнуть значительность истории и то, что она несколько отличается от "Русских сказок" с иллюстрациями Виктора Васнецова (параллель из другого круга сюжетов: вы, родитель с развитым художественным вкусом, наверняка не захотите, чтобы ваш ребенок познакомился с мифом о Геракле по диснеевскому мультику). В-третьих: не иконы. Язык иконы и для взрослого нуждается в расшифровке, а для ребенка вовсе непонятен и неизбежно будет скучен. Вы так же неизбежно погубите ситуацию, как если бы вы внезапно перешли на церковнославянский язык (каким бы доступным и поэтичным он вам лично ни казался). 

Что говорить? Практика показывает, что любой родитель, хоть как-то знакомый с евангельской историей, сам расскажет ее своему ребенку лучше всякой "Детской библии". Если вы не знакомы с этой историей - самое время познакомиться. Прочтите хотя бы одно из евангелий (лучше от Луки или от Матфея, но можно и от Марка - оно самое короткое и рассчитано на аудиторию из необразованных юношей-язычников). Сейчас вышел современный, вполне научный, но доступный по языку вариант перевода под названием "Радостная весть".

Пожалуй, главное здесь - будьте естественны. Не пытайтесь говорить поучительно или подражать увиденному в телевизоре батюшке. Не надо специальной торжественной интонации. Если вы волнуетесь, рассказывая о Рождестве, хорошо, если нет - и не надо. Чем честнее, тем лучше. В конце концов, лучше, по-моему, честно сказать: "Знаешь, я думаю, что это все выдумки, но многие люди думают иначе", чем изображать несуществующее благочестие (это в особенности адресовано тем родителям, которые хотят, "чтобы наши дети знали больше нас и верили в то, чего нас лишили"). Ваша честность будет лучшей данью уважения ситуации и "политкорректностью".

Предположим, вы начали с нуля - ваш ребенок еще никогда не слышал о Христе. Тогда лучше рассказать несколько основных сюжетов - например, Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, какие-нибудь из чудес, Нагорная проповедь, Распятие, Оплакивание, Воскресение. Опять-таки - автор не вправе и не хочет давать советы, КАК рассказывать. Как Бог на душу положит.

Как сделать рассказ наглядным? Если мы отвергаем детские книжки и Гюстава Доре (заодно с Микеланджело и всем Высоким Возрождением с его страстью к развитой мускулатуре и порывистым движениям), и пока не обращаемся к иконам, то что же остается? Ответ для многих будет неожиданным - практически идеальный христианский иллюстративный ряд для детей от полутора до скольких угодно лет - фрески Джотто. Итальянская живопись начала 14 века - уже очень далека от иконы, но еще связана с нею, приобрела живость, но не утеряла глубины и значительности. Сразу скажу, что для первого знакомства живопись, безусловно, лучше скульптуры- скульптура условнее и менее понятно и подробно передает сюжет. Для "Благовещения" подойдет не только джоттовская фреска, но и знаменитое "Благовещение" Симоне Мартини - тоже итальянец 14 века. Кстати, альбомы, посвященные обоим авторам, вышли в издательстве "Слово" и стоят около 150 рублей. Труднее всего "испортить" плохой картинкой Рождество и Поклонение волхвов - подойдет и Боттичели с ангелами, водящими хоровод в небе над яслями, и северные мастера 15 в - алтарь Портинари Гуго ван дер Гуса с крошечным Младенцем, лежащим прямо на земле и неотесанными пастухами, и "Поклонение волхвов под снегом" Питера Брейгеля, где Марию с Младенцем надо искать - так искусно они спрятаны в панораме шумной и беспорядочной деревенской ярмарки. Не испортит дела и "Шествие волхвов" Беноццо Гоццоли с бескрайним простором, по которому движется пышная кавалькада. Дальше - джоттовское "Бегство в Египет". Чудеса и Нагорная проповедь, по-моему, даже не очень нуждаются в иллюстрации. Здесь слишком важен повествовательный и моральный момент. Сами решите, рассказать ли о воскрешении Лазаря - можно показать фреску Джотто. Трогательный и очень "детский" сюжет - "Вход в Иерусалим" - тут подойдет любая иллюстрация, даже из детской библии (позаботьтесь только, чтобы ослик был похож на ослика).

Тайная вечеря - возможно, слишком сложная тема для ребенка-нехристианина. Мне также кажется, что очень осторожно надо говорить о предательстве Иуды, хотя, безусловно, стоит показать джоттовское "Взятие под стражу" с двумя профилями - Христа и Иуды - за миг до поцелуя предателя.
Отдельная тема - "Моление о чаше". Об этом сюжете, по-моему, надо говорить обязательно. К нему трудно подобрать хорошую иллюстрацию. Одиночество Спасителя и безучастность спящих учеников с нужной степенью жесткости и отстраненности передают Андреа Мантенья и Джованни Беллини (опять два альбома "Слова").

Самый сложный сюжет - история Страстей. Здесь вреден как излишний натурализм, так и излишняя условность. Вряд ли вы боитесь чрезмерно травмировать современных детей, знакомых с боевиками, подробностями голгофской казни. Скорее тут важно известное целомудрие и уважение к этому сюжету. Совершенно ни к чему страшные немецкие "Распятия" с синюшными телами и багровыми ранами, равно как и перенасыщенная эмоциями живопись 17 века (кроме "Трех крестов" Рембрандта, которые, впрочем, тоже не очень наглядны). Идеальный, на мой взгляд, вариант решения этой проблемы - иносказание, но максимально наглядное. Среди фресок Беато Анжелико (тоже альбом издательства "Слово") из монастыря Сан Марко во Флоренции, помимо двух замечательных "Благовещений", есть и "Размышления о Страстях" - неожиданно "детским" языком переданная история - Христос с завязанными глазами на троне, а рядом - то, чего Он не видит - голова плюющего в него солдата, рука с палкой, ладонь, готовая дать пощечину. И внизу - двое святых, погруженных в созерцание этой картины. Есть еще один автор, идеально подходящий для показа Страстей - итальянский живописец 14 в. Дуччо, вводящий прямо в византийскую икону на золотом фоне множество интересных и трогательных "бытовых" подробностей.

Безусловно, нужно показать Распятие - например, джоттовское с плачущими ангелами или мантеньевское с двумя разбойниками (обязательно стоит рассказать о диалоге разбойников, распятых справа и слева от Христа).

Наконец, Воскресение - возможно, по крайней мере, в трех вариантах. 
Непременно покажите их все - по мере нарастания таинственности. Сначала - то, что могли видеть все - жены-мироносицы у пустого гроба - на фреске Джотто вместе с Марией Магдалиной, принявшей Христа за садовника.

Потом - то, чего не видел никто - западный вариант "Воскресения" - фреска Пьеро делла Франческа (тоже "Слово") со встающим из гроба на фоне розово-белого раннего рассвета Христом в розовом плаще и спящими стражами - сам момент Воскресения.

И, наконец, единственный сюжет, где подойдет любая древнерусская или византийская икона или фреска - Сошествие во ад - то, чего никто не мог видеть - Христос, спускающийся в преисподнюю и освобождающий томящихся там древних праведников. Эта тема может показаться слишком сложной, но это не так. В ней - смысл события. Падение смерти перед Христом сверхнаглядно показано здесь в виде сломанных адских дверей со старательно выписанными отвалившимися замочками и ключиками. 

Сколько показывать? Наверное, не стоит показывать все за один раз. Можно растянуть чтение или (лучше) пересказ отрывков из Евангелия и показ картинок на 4-5 раз. Одно дело - торжественная лекция для нескольких детей с показом слайдов, другое - необязательный домашний разговор. Важно суметь и не быть скучным и навязчивым, и одновременно дать понять, что речь идет о чем-то важном.

Итак, это - первое знакомство, инициация (посвящение непосвященного). На ней можно остановиться. Отсюда ведут пути в Третьяковку к иконам и ивановскому "Явлению Мессии", в большинство залов первого этажа Пушкинского музея. Конечно же, это не все христианские сюжеты - их круг можно расширять. Здесь открываются возможности сравнения - как разные мастера изображают одно и то же. Но это уже тема для следующего разговора.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5