Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 4 ]
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вт окт 13, 2009 8:09 pm 
Шустрик :)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm
Сообщения: 673
Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
    14 октября - Покров Пресвятой Богородицы

"Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" - это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери. Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его чад жалившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан". Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.


Изображение


В русском Прологе ХП века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя". Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".

Источник

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт окт 13, 2009 10:09 pm 
Шустрик :)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm
Сообщения: 673
Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
"Подошли враги к царству Грецкому,
Угрожают ему войной - гибелью;
Обложенные пришли в Божий храм,
Плачут - молятся, просят помощи.
Услышала Мать Божия молитву их,
Она сошла с небес во Божию церковь. (…)
И вознесла Пречистая молитвенный глас
Ко своему Сыну ко распятому,
Всех людей благодетелю и защитнику:
"Сыне мой, Иисусе мой!
Услыши ты нас с высоты небес,
Защити и нас, грешных людей!"
В руках Богородицы был омофор святой:
Омофором тем покрыла она
Благодатныим души скорбные".


Голубиная книга. 1991

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт окт 13, 2009 10:26 pm 
Шустрик :)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm
Сообщения: 673
Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
Праздник в народе

В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей - пророком (см. Ильин день), пославшим на них "громы-молнии", "огненные и каменные стрелы", "град величиною с человеческую голову", "ливень-дождь". Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.

Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба, о чем говорится в заговоре: "На море-окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень; на сем камне стоит стол престольный, на сем столе сидит красна девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьет она, вышивает золотой иглою". К ней обращено молитвенное заклинание: "Зорька - зоряница, красная девица, Мать Пресвятая Богородица! Покрой мои скорби и болезни твоей фатою! Покрой ты меня покровом своим от силы вражьей! Твоя фата крепка, как горюч камень - алатырь!"


Покров - прощание с осенью

Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима.

Приметы
"Какова погода на Покров - такова и зима";
"Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы" (воронежск.);
"Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме";
"Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму";
"Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша" (пермск.);
"Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная";

Пословицы
характеризовался двойственный характер погоды в этот день: "Покров - первое зазимье";
"На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима";
"С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен - 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы";
"Покров не лето - Сретенье (Благовещенье) не зима";
"Покров кроет землю, то листом, то снегом".

Первый снег
Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: "На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается". Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: "Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же"; "Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе"; "От первого снега до санного пути шесть недель" (Пинежье).

Покров невестам
Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался "покровителем свадеб" и девичьим праздником:
"Придет Покров, девке голову покроет";
"Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест";
"Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб";
"Если снег выпадет на Покров - счастье молодым";
"Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)";
"Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)".

Посещение церковной службы, обращение с молитвой к иконе Покровского праздника, тканье "обыденной пелены", по представлениям крестьян, помогало успешному завершению предсвадебного периода замужеством. Да и момент для свадеб был подходящим - к этому времени заканчивались все сельскохозяйственные работы, образуя достаток в крестьянских хозяйствах.

Девушки старались провести праздник Покрова весело, так как считалось, что "если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь". В этот день они не работали, одевались в нарядную одежду, собирались в специально снятом для этого доме, танцевали: "барыню", "восьмерку", "русскую", "кадриль", "польку" и др.; пели песни:
"Покров праздничек приходит,
Что-то нам он приготовит?
С другом милым ли венчанье,
С нелюбимым ли страданье?
Иль велит в девках остаться,
Замуж больше не собираться… "


Уличные гулянья переходят в вечерки
После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу ("Покров - конец хороводам, начало посиделкам"), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: "Зазимье пришло - засидки привело"; "С Покрова пряхи по ночам засиживаются".

Обереги
В день Покрова старались совершить ряд охранительных действий. Так, молодые женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели, таким образом молодухи старались уберечь себя от "призора недоброго глаза".
Для предохранения от зимней простуды маленьких детей обливали на пороге дома водою сквозь решето.
Старухи сжигали изношенные за лето лапти, считая, что исполнив это, они "прибавят себе ходу на зиму".

Домашний скот
В Покров день принято было ставить скотину на двор на всю зиму до Егорьева дня. При этом совершались определенные обрядовые действия: чтобы уберечь скотину от бескормицы и болезней ее закармливали "пожинальником" - последним сжатым снопом (см. Дожиночный сноп); чтобы хватило корма на весь год, в ночь на Покров день скотине клали столько сена, сколько она не могла съесть. В день Покрова над воротами вешали ведро без дна, чтобы отел у коров прошел благополучно; а для защиты скотины от болезней ее поили в этот день водой, пролитой сквозь решето (московск.). Часть из них связана с охотой и рыболовством. Так, в Сибири к Покрову прекращалась охота на медведя, так как он ложился в берлогу, но при этом следили: "Если до покрова падет снег, то до св. Логина зайдут медведи в берлоги; если до покрова не будет снега, то медведь долее погуляет на воле". С Покрова зверопромышленники уходили в тайгу промышлять белку, соболя и др.

Бытовые вопросы
С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: утеплять и конопатить их, - как говорили, "ухитить", "захватить тепла до Покрова", т.е. починить избу, иначе: "Не ухитишь (избу) до Покрова - не будет такова".

В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи. По этому случаю в Тамбовской губ. пекли "блинцы", что называлось "запекать углы". Хозяйки приговаривали: "Покров, натопи избу без дров" и верили, что "если на Покров истопить печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло".

К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: "Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает"; "На Покров последний сбор плодов".

Во многих местах начинались Покровские ярмарки: "Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке"; "Подожди до Покрова: весь долг выплачу".

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт окт 13, 2009 10:28 pm 
Шустрик :)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm
Сообщения: 673
Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
:arrow: Рекомендую послушать:
Светлана Копылова "Вдыхая ладан Сомали" http://www.youtube.com/watch?v=Iku_OVYj ... A&index=70

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 4 ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group