Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 8 ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Соревновательность у семилетки
СообщениеДобавлено: Вс сен 06, 2009 7:31 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 14, 2008 2:19 pm
Сообщения: 174
Откуда: Ростов-на-Дону
Начало дискуссии - здесь

Мышонок писал(а):
Броненосец, спасибо за советы :) .
Пишу о том, что у нас сейчас происходит. Слушается почти всегда. Можно сказать, что мы просто пошли друг другу навстречу, я скоратила список запретов, а Катерина стала послушнее и спокойнее. Истерик тоже практически не стало. Бывает, но у кого из нас их не бывает? У меня тоже случаются-)). Научились все свои пожелания озвучивать, (я про Катю, теперь она говорит точно, чего хочет, не скрывая и не пытаясь сделать тайком).
Так что проблема практически решена.
Появилась другая проблема - гонимся за оценками в школе. Я пытаюсь объяснить, что оценки - это абсолютно второстепенное. Тем не менее она очень переживает даже не из-за плохих оценок(у нее их нет), а из-за того, что в классе есть девочка, которая учится лучше ее. И Катя постоянно говорит - Софа получит пятерку, Софа лучше учится и т.д. Завидует. А зависть - чувство нехорошее, к тому же сильные переживания не приводят к положительным эмоциям. Как мне помочь Катерине понять, что для нас она - самая лучшая, но для всех самой лучшей быть нельзя, и за оценками гнаться не стоит? Мы постоянно говорим ей о своей любви к ней, о том, какая она для нас замечательная, и неважно, что она делает, все равно она для нас самая лучшая и самая любимая..

_________________
Изображение

вот здесь Женин дневник

меня зовут Маша


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 06, 2009 7:32 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 14, 2008 2:19 pm
Сообщения: 174
Откуда: Ростов-на-Дону
Броненосец писал(а):
Мышонок, я рада, что буря угомонилась! Еще сколько их будет, обо всех не наволнуешься. Я уже готовлюсь :)

По поводу соревновательности, зависти, гонки за оценоками и любви в доме -- мне кажется, тема заслуживает отдельной ветки. Может, вынесете ее отдельно?

По своему опыту знаю, что соревновательность -- в большой мере черта врожденная. Есть люди, соревновательные во всем и с детства (особенно мужчины и женщины с мужским складом ума), а есть не соревновательные вообще. И к тому же, соревновательность -- черта вовсе не плохая. Она движет миром! И важно не путать ее с мнительностью, неуверенностью в себе, попыткой завоевать друзей путем подавления окружающих и т.д. Почему вы непременно думаете, что Катина соревновательность -- от стремления завоевать вашу любовь? Может, она от чего-то совсем другого. Скажем, я работаю в очень соревновательной среде. Если что-то не получается на работе (а познается в сравнении -- то есть получается у коллеги, а у меня нет), я злюсь и работаю больше. И для меня было бы совсем бесполезным услышать, к примеру, от мужа, что для него я лучше всех. При чем тут это? Я, конечно, очень рада, что для него я лучше всех, но это не имеет не малейшего отношения к моим чувствам по поводу неуспехов в работе.

В общем, мне кажется, нам нужно больше информации о вашей Кате. Например.
1. Соревновательна ли она вообще? Хочет ли непременно выиграть в шахматы, в лото, в эрудит, в волейбол?
2. Если соревновательна, то во всем или только в чем-то? По каким признакам можно определить области ее соревновательности? Например, только спорт. Или только интеллектуальные игры. Или только оценки в школе. Или только против девочек. Или только против детей одного возраста. И так далее.
3. Есть ли у нее простор выветрить соревновательность? Еэедневная возможность посоперничать?
4. Любит ли она лидировать в группе детей? (Мне кажется, соревновательность часто -- способ завоевать авторитет, уважение сверстников).
5. Если, скажем, она посещает музыкальную школу или секцию, где есть ярко выраженная "звезда" (скажем, солист в хоре) -- переживает ли она по этому поводу? Или только по поводу школы и Софы?
6. Нужно понять, где проблема -- в ее отношениях с Софой или в ее чувствах по поводу успехов в школе вообще. Может, что-то особенное в Софе? Может, Софа ко всему еще и красавица, и веселушка, любимица всех детей и взрослых и прочее? Или наоборот, это ваша Катя -- красавица и любимица, а Софа у нее отобрала одну-единственную область превосходства, и Катя в шоке? Или у Софы богатые родители, и это сильно давит? Или наоборот, Софа из очень бедной или несчастной семьи, и детям уже дали понять, что Софины успехи удивительны? Или этнические предрассудки по поводу Софиной или Катиной национальности?
7. А как вы ей объясняете, почему за оценками гнаться не стоит? Почему не стоит? Потому что оценки не отражают ее знаний? (А что отражает?) Или оценки не отражают того, как старательно она работала над материалом? (А что отражает?) Или оценки не отражают ее подлинных талантов? (А что отражает?) Или ее знания/таланты не отражают ее ценности, как человека? (А в чем должна заключаться эта ценность, если не в том, что она делает в своей главной области?) Стоит ли ей гнаться за победой в конкурсе юных пианистов/бегунов/шахматистов?
8. Я часто вижу середнячков, которым все безразлично. Ничего добиться не хотят, ничего не интересно. Как совместить совет "не гонись за оценками" с советом "стань лучшим из того, кем ты можешь стать"?

Я не психолог, просто пишу, что придет в голову. :lol: Может, Елена Ленной заскочет в тему.

_________________
Изображение

вот здесь Женин дневник

меня зовут Маша


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 06, 2009 7:54 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 14, 2008 2:19 pm
Сообщения: 174
Откуда: Ростов-на-Дону
Теперь попробую ответить на вопросы :D
Броненосец писал(а):
По своему опыту знаю, что соревновательность -- в большой мере черта врожденная. Есть люди, соревновательные во всем и с детства (особенно мужчины и женщины с мужским складом ума), а есть не соревновательные вообще. И к тому же, соревновательность -- черта вовсе не плохая. Она движет миром! И важно не путать ее с мнительностью, неуверенностью в себе, попыткой завоевать друзей путем подавления окружающих и т.д. Почему вы непременно думаете, что Катина соревновательность -- от стремления завоевать вашу любовь? Может, она от чего-то совсем другого. Скажем, я работаю в очень соревновательной среде. Если что-то не получается на работе (а познается в сравнении -- то есть получается у коллеги, а у меня нет), я злюсь и работаю больше. И для меня было бы совсем бесполезным услышать, к примеру, от мужа, что для него я лучше всех. При чем тут это? Я, конечно, очень рада, что для него я лучше всех, но это не имеет не малейшего отношения к моим чувствам по поводу неуспехов в работе.

Я сама - человек несоревновательный. По большей части потому, что, к моему великому сожалению, мне в жизни все дается достаточно легко, потому соревноваться почти всегда можно было разве что самой с собой, что бессмысленно :) . Нет, я вовсе не считаю, что из-за этого мне надо сесть и сложить лапки, но я всегда предпочитала двигаться параллельно, а не перпендикулярно или по диагонали, так сказать :oops: .
Катя - совсем другая. Но что мне действительно не нравится, то, что она хочет быть первой, не прилагая к этому никаких усилий. Не работая над этим, а просто - априори. Я пытаюсь ей объяснить, что так не бывает, и что успехи - это труд, звезды с неба не падают просто так, и что та же Софа лишена многих развлечений, которые есть у Кати (например, у Софы нет компьютера и т.д.)

Броненосец писал(а):
В общем, мне кажется, нам нужно больше информации о вашей Кате. Например.
1. Соревновательна ли она вообще? Хочет ли непременно выиграть в шахматы, в лото, в эрудит, в волейбол?

Хочет непременно! И при этом хочет это сделать, не прилагая усилий - то есть она будет приветствовать, если ей поддаются!(я этого не делаю никогда. а вот бабушки - регулярно :evil: ).

Броненосец писал(а):
2. Если соревновательна, то во всем или только в чем-то? По каким признакам можно определить области ее соревновательности? Например, только спорт. Или только интеллектуальные игры. Или только оценки в школе. Или только против девочек. Или только против детей одного возраста. И так далее.

Нет, во всех сферах. В школе это наиболее ярко выражено.

Броненосец писал(а):
3. Есть ли у нее простор выветрить соревновательность? Еэедневная возможность посоперничать?

Не могу сказать точно, скорее да, чем нет. Мы дома стараемся играть в командные игры, где есть равные шансы победить любому из нас. Рисование. Ее хвалят за рисунки, она рисует везде и всюду, теперь пошла в художественную школу, пока только два раза ходила, ее очень хвалили, она в эйфории :)

Броненосец писал(а):
4. Любит ли она лидировать в группе детей? (Мне кажется, соревновательность часто -- способ завоевать авторитет, уважение сверстников).

О да! Но чаще у нее получается лидировать.

Броненосец писал(а):
5. Если, скажем, она посещает музыкальную школу или секцию, где есть ярко выраженная "звезда" (скажем, солист в хоре) -- переживает ли она по этому поводу? Или только по поводу школы и Софы?

Переживает. Но меньше.

Броненосец писал(а):
6. Нужно понять, где проблема -- в ее отношениях с Софой или в ее чувствах по поводу успехов в школе вообще. Может, что-то особенное в Софе? Может, Софа ко всему еще и красавица, и веселушка, любимица всех детей и взрослых и прочее? Или наоборот, это ваша Катя -- красавица и любимица, а Софа у нее отобрала одну-единственную область превосходства, и Катя в шоке? Или у Софы богатые родители, и это сильно давит? Или наоборот, Софа из очень бедной или несчастной семьи, и детям уже дали понять, что Софины успехи удивительны? Или этнические предрассудки по поводу Софиной или Катиной национальности?

Нет, Софа обычная девочка, хорошая, трудолюбивая, в меру хорошенькая, активная, общительная, семья наша немного выше ее семьи по социальному уровню, но не настолько, чтобы дети могли эту грань определить, то бишь на уровне детей мы равны. В плане любви детей - Катя и Софа примерно на одной ступеньке. В плане любви учителя - тоже. У нас вообще отличная учительница, и один из ее огромных плюсов - у нее не бывает любимчиков и она очень справедлива. Софа лучшая ученица в классе, и это абсолютно заслуженно - тем более Софа усиленно занимается, а Катя все делает быстрей-быстрей

Броненосец писал(а):
7. А как вы ей объясняете, почему за оценками гнаться не стоит? Почему не стоит? Потому что оценки не отражают ее знаний? (А что отражает?) Или оценки не отражают того, как старательно она работала над материалом? (А что отражает?) Или оценки не отражают ее подлинных талантов? (А что отражает?) Или ее знания/таланты не отражают ее ценности, как человека? (А в чем должна заключаться эта ценность, если не в том, что она делает в своей главной области?) Стоит ли ей гнаться за победой в конкурсе юных пианистов/бегунов/шахматистов?

Я объясняю, что надо всегда делать все хорошо, тщательно, что быстро - это не значит хорошо, что надо стараться, но при этом если не получается, не стоит злиться, если у кого-то быстрее, не стоит нервничать, что надо стараться все делать в силу своих возможностей(ну как-то так, смысл таков).

Броненосец писал(а):
8. Я часто вижу середнячков, которым все безразлично. Ничего добиться не хотят, ничего не интересно. Как совместить совет "не гонись за оценками" с советом "стань лучшим из того, кем ты можешь стать"?

Я считаю, что не всем быть лучшими. Иначе этого понятия просто не будет существовать.
Конечно, я бы хотела. чтобы мой ребенок стремился к лучшим результатам. но я этого не показываю :) . Просто она привыкла быть лучшей для нас, она просто боится, что ее не будут хвалить, мне кажется.

_________________
Изображение

вот здесь Женин дневник

меня зовут Маша


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 06, 2009 8:05 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 14, 2008 2:19 pm
Сообщения: 174
Откуда: Ростов-на-Дону
И вообще они с Софой подруги, что мне особенно не нравится...

То бишь взгляд со стороны - девочки дружат. Но на деле они-то дружат, только с завистью одной из них, разве так красиво?

_________________
Изображение

вот здесь Женин дневник

меня зовут Маша


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 06, 2009 9:37 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июн 12, 2008 12:36 am
Сообщения: 185
Откуда: США
Цитата:
Но что мне действительно не нравится, то, что она хочет быть первой, не прилагая к этому никаких усилий. Не работая над этим, а просто - априори.


Но ведь это совершенно естественное желание! Я тоже хочу быть первой, не прилагая усилий! Просто ребенок пока не знает, как действовать конструктивно -- не злиться и не завидовать, а предпринять конкретные действия. Может быть, нужно подойти к этому, как консалтинговые компании подходят к организации труда на производстве -- понять, где происходит утечка времени и сил и как восстановить дыру. Сесть с ней вместе, предложить ей разобраться.

Во-первых, вместе написать цель. Причем цель не вашу, а ее. Если ее цель -- в том, чтобы быть лучшей в классе, мне кажется, это надо уважать. Итак, скажем, ее цель -- быть лучшей в классе. Надо решить, как это измерить. Можно оценками. Какими? По всем предметам? Или только по главным предметам? Или по всем, но котировать предметы по разному -- скажем, у математики будет вес в 10 очков, а у труда в 3 очка. Тогда пятерка по математике оценивается в 50 баллов, а по труду -- в 15. А можно измерить "лучшесть" в классе не оценками, а чем-то другим. Для старших детей -- олимпиадами, факультативами и т.д. Но для малышни -- не знаю. Может, какими-то кружками на сообразительность? Если вы вместе не придумаете ничего лучше оценок, то, как говорится, нечего на зеркало пенять -- нужно гнаться за оценками, но только убедившись в том, что ребенок точно понимает, что оценки -- не самоцель, а просто измерение чего-то, в чем Катя хочет быть первой. Вроде как секунды в соревновании по бегу. В этих секундах нет никакого смысла -- они просто помогают сравнивать людей, определить, кто быстрее.

Дальше, мне нажется, нужно определить где Катя находится сейчас. То есть вместе с ней расписать, где она хочет находиться и где она сейчас находится. Четко определить разрыв. Понять, устраивает ли ее такой разрыв. Может, какой-то разрыв ее и устраивает, но не такой большой.

Дальше, вместе подумать, как уменьшить разрыв, начав с наиболее важных мест. Например, организовать четкое расписание. Или организовать рабочее пространство. Вместе придумать, как убрать с глаз долой соблазны. Или составить график, где каждый день с 19 до 19-20 обсуждается с родителями домашнее задание. Или каждую субботу с 14 до 15.

В общем, мне кажется, помощь нужна конкретная. Продуктивно: вместе определить цель, разработать серию маленьких шагов -- решить, что именно нужно сделать, когда, где, как, понять действенность конкретных шагов, внести изменения в план и т.д. Не продуктивно: убеждать, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда, стыдить, уговаривать не злиться и не завидовать и т.д. Это не помогает даже взрослым.

Небольшой комментарий. "Стань лучшим из того, кем ты можешь стать" -- совсем не то же самое, что "стань лучше всех". Все не могут стать лучшими. Но все могут максимизировать то, что им дано природой, добиться лучшего в рамках возможного. Мне кажется, это вполне достойная цель. Но -- не для всех. У каждого свой темперамент. Кто-то просто хочет спокойно жить, мечтать, радоваться капле росы на листике. Нам соревновательным людям этого не понять :lol: Мне кажется, если у вас растет соревновательный ребенок, нужно подумать о том, как научить ребенка соревноваться, а не стыдить и убеждать ее, что соревновательные чувства нехороши.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 06, 2009 9:57 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 14, 2008 2:19 pm
Сообщения: 174
Откуда: Ростов-на-Дону
Спасибо за ответ!
В целом я согласна, хотя...

Броненосец писал(а):
Но ведь это совершенно естественное желание! Я тоже хочу быть первой, не прилагая усилий!


Мне трудно это понять, для меня, чем цель труднее, тем интереснее :)

Броненосец писал(а):
Если ее цель -- в том, чтобы быть лучшей в классе, мне кажется, это надо уважать. Итак, скажем, ее цель -- быть лучшей в классе. Надо решить, как это измерить. Можно оценками.


Да у нее и так "пятерки" только :) .Их просто меньше, чеем у Софы. Ей надо, чтобы пятерки были у нее, а у Софы и остальных их не было( я упустила этот важнейший момент из виду в своем описании, вернее, только сейчас осознала...)


Броненосец писал(а):
Дальше, мне нажется, нужно определить где Катя находится сейчас. То есть вместе с ней расписать, где она хочет находиться и где она сейчас находится. Четко определить разрыв. Понять, устраивает ли ее такой разрыв. Может, какой-то разрыв ее и устраивает, но не такой большой.


А разрыв только в том, что другие больше стараются. Аккуратнее пишут, лучше почерк, та же Софа лучше читает вслух. В интеллектуальном плане на данном этапе жизни у нас нет проблем.

Броненосец писал(а):
В общем, мне кажется, помощь нужна конкретная. Продуктивно: вместе определить цель, разработать серию маленьких шагов -- решить, что именно нужно сделать, когда, где, как, понять действенность конкретных шагов, внести изменения в план и т.д. Не продуктивно: убеждать, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда, стыдить, уговаривать не злиться и не завидовать и т.д. Это не помогает даже взрослым.


Возможно, я попробую, спасибо за совет. Я выбирала непродуктивный путь :(

Броненосец писал(а):
Небольшой комментарий. "Стань лучшим из того, кем ты можешь стать" -- совсем не то же самое, что "стань лучше всех". Все не могут стать лучшими. Но все могут максимизировать то, что им дано природой, добиться лучшего в рамках возможного. Мне кажется, это вполне достойная цель. Но -- не для всех. У каждого свой темперамент. Кто-то просто хочет спокойно жить, мечтать, радоваться капле росы на листике. Нам соревновательным людям этого не понять :lol: Мне кажется, если у вас растет соревновательный ребенок, нужно подумать о том, как научить ребенка соревноваться, а не стыдить и убеждать ее, что соревновательные чувства нехороши.


Да, она хочет просто бежать, чтобы при этом все остальные стояли. То есть это даже не совсем соревновательность, немного по другому это надо назвать..

_________________
Изображение

вот здесь Женин дневник

меня зовут Маша


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 06, 2009 10:06 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июн 12, 2008 12:36 am
Сообщения: 185
Откуда: США
Цитата:
Да у нее и так "пятерки" только :) .Их просто меньше, чеем у Софы. Ей надо, чтобы пятерки были у нее, а у Софы и остальных их не было( я упустила этот важнейший момент из виду в своем описании, вернее, только сейчас осознала...)


Ха, я тоже так хочу! Мне кажется, хорошо, что она осознает это желание и готова его озвучить. Наверняка оно и ей кажется немного смешным. А что если вы ей скажете, "Кать, давай вместе придумаем, что делать. Сможем ли мы уговорить Марь Ванну не ставить пятерки никому, кроме тебя? Тогда давай подумаем, чего ты хочешь из возможного. Давай запишем все-все твои мечты из возможных." Что она на такое ответит? Какие у нее мечты из возможных?

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 06, 2009 10:26 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 14, 2008 2:19 pm
Сообщения: 174
Откуда: Ростов-на-Дону
Попробую завтра задать ей такие вопросы :)

_________________
Изображение

вот здесь Женин дневник

меня зовут Маша


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 8 ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group