Автор |
Сообщение |
Лианочка
|
Добавлено: Сб янв 06, 2007 11:23 pm |
|
Зарегистрирован: Пн сен 18, 2006 10:33 pm Сообщения: 158 Откуда: Алматы
|
Недавно читала Олега Чилапа - "Восемь рук чтобы обнять тебя". Обычное детство обычного советского мальчишки, который гонял по дворам на велике и мечтал о собаке, а по вечерам, тайком, на папином радиоприемнике слушал "Битлз", к коему был приобщен боготворимым старшим братом... И я вдруг задумалась: смогут ли мои сыновья мечтать о собаке? О чем они вообще будут мечтать?Размещаю статью - конечно, из серии "популярные приколы", но, на мой взгляд, очень актуально.
Когда, переворачиваясь в постели, в очередной раз слышу "А
откуда у тебя этот шрам?", я не считаю себя обязанным говорить
ей, что получил его сорвавшись с крана на стройке в
девятилетнем возрасте. Это мой шрам. Моя метка. Точнее -
отметина.
Отметина того времени, когда никто и не подумал бы звать меня
по имени и отчеству. Времени, когда я твердо знал, что после
30 лет люди становятся глубокими стариками.
Иногда, глядя на своего девятилетнего сына, я вижу в нем себя
- того, который пил воду из колонки на углу, который доводил
до остервенения родителей, распевая во все горло
"Пора-пора-порадуемся на своем веку!", который твердо знал,
что в мире есть только два лучших сорта мороженого - это
фруктово-ягодное, потому что за 7 копеек, и пломбир в
вафельном стаканчике за 20, потому что вкусное.
Сын жутко похож на меня - внешность, мышление, даже смех такой
же. Но в то же время он и его сверстники неимоверно далеки от
бывших девятилетних нас. Те события жизни, которые
преисполняли неимоверной радостью нас, у них вызывают
искреннее недоумение - будь то очередная победа наших над
канадцами или покорение крыши соседского гаража.
Они - люди другой формации. Поколения next. Поколения
сверхчеловеков.
Без труда овладевая всеми немыслимыми компьютерными
программами, они ни за что не поймут, зачем мы часами
мастерили тележки и самокаты из досок и подшипников со свалки.
Действительно, зачем? Ведь абсолютно все теперь можно купить в
любом магазине. Они ни за что не поверят в то, что читать
книгу - это жутко интересно, а не нудная трата времени. Как
никогда не поверят и в то, что лучший напиток летом - это квас
из желтой бочки на колесах в плохо промытом стакане.
А самая авторитетная личность после родителей - милиционер.
Да, они умнее и развитее, но они и несвободнее. Дав им доступ
ко всему, мы лишили их свободы выбора и самостоятельности.
У них нет нужды оглядываться по сторонам, прогнозировать
будущее и думать о последствиях. Мы это делаем за них.
Меня мое улично-дворовое детство научило распознавать людей,
отличать мнимое от реального и никому не верить. А что научит
наших детей правильно ориентироваться в жестоком мире? Только
наши советы? Сомневаюсь.
А наша всеобщая нищета заставляла тогда идти вперед, падать,
подниматься и идти дальше, невзирая на синяки и ссадины. А им,
чтобы добиться чего-то, достаточно лишь протянуть руку. Так
есть ли что-то, что заставит их идти вперед?
Прав ли я, своей опекой лишая своего сына права на ошибки и
неудачи? Ведь сам-то я к себе сегодняшнему шел именно через
них, шаг за шагом выращивая себя из маминых напутствий и
образов д`Артаньянов, Штирлицев и Жегловых. Меня растили мои
герои. А кто герой моего сына?
Мое поколение создало мир высоких технологий, господства
информации и оранжерейных детей. И теперь, заглядывая в глаза
моему сыну, я пытаюсь угадать его будущее. Какой мир создаст
он? Куда даст ему толчок тот трамплин, который я для него
построил?
Хочу дожить и посмотреть...
А запрос таков.
Считаете ли Вы, что родители могут и должны создать основу для формирования идеалов и жизненной позиции своих детей?
Какие идеалы Вы хотели бы привить своим детям?
Как мы можем влиять на духовное развитие наших детей?
Если у Вас уже есть относительно взрослые дети (подростки), наблюдаете ли Вы процесс формирования определенных этических норм, процесс взросления через осознание себя и своего места в жизни? Можете ли Вы вспомнить свое взросление, период активного сознательного формирования личности?
Как Вы оцениваете идеалы современного общества, как они соотносятся с Вашими собственными идеалами? Как Вы расцениваете влияние современного общества и современной культуры на наших детей?
Какие трансформации происходят лично с Вами, вашими установками на протяжении Вашей жизни?
Сразу скажу, что я имею свои идеалы и четкую жизненную позицию, но не идеалистка в ироническом понимании этого слова – я прекрасно приспособлена к жизни, и достаточно успешно реализую себя, не переступая через свои этические нормы и стараясь следовать душе. Однако в нашем мире так легко потерять себя.
Мои сыновья еще совсем малыши, но уже сейчас меня волнует, как вырастить настоящих людей, как вырастить настоящих мужчин, которые будут отвечать за свое и наше будущее. Меня волнует то, что современная массовая культура формирует (на мой взгляд) инфальтильных реактивных существ, неспособных к рефлексии, не обладающих самосознанием; поколение людей, не имеющих идеалов, а движимых только потребностями низшего порядка. Я молода (мне 23), и я невысоко оцениваю свое поколение. Я вижу, что большинство из нас не способно на настоящую любовь, дружбу, искренность, осознание своей ответственности перед обществом. Большинство из нас заключено в своем узком мирке материальных и, в лучшем случае, социальных и карьерных устремлений. Большинство из нас циничны и ограничены. Я считаю, что мое поколение гораздо ниже в духовном отношении чем, скажем, поколение шестидесятых. Мы уже не способны творить, а можем только потреблять, потреблять, потреблять… Мы не способны испытывать искренние чувства, а умеем только играть в игры. Мы не способны по-настоящему радоваться и по-настоящему горевать, испытывать глубокие чувства вообще. Сент-Экзюпери отдыхает… Хотя, по большому счету, мыслители всех времен и народов упрекали в том людей… Из недавних – хотя бы Фромм, который очень четко описал портрет потерявшегося человека без идеалов и без чувств.
Но, тем не менее, как сказал В. Леви – «Нас много, смыслоищущих – полчеловечества».
Полчеловечества смыслоищущих, какие идеалы можем мы сформировать в наших детях в современном мире?
Я знаю, что большинство собеседников этого форума стоят на позициях свободного выбора со стороны ребенка. Но, на мой взгляд, идеалы и этические нормы – это не то, что ребенок в состоянии осознать сам. Именно родители, на протяжение первых десяти-пятнадцати лет жизни, ежедневно создают основу для того, чтобы подросток, в момент осознания и удивления от своего осознания, смог не потерять себя в этом мире, сформировать надежный стержень себя будущего, стержень себя-Человека…
Меня не устраивает духовный уровень современного общества, но мы в нем живем. Я хочу оставаться человеком в этом обществе, в любой ситуации, и я хочу, чтобы мои дети также были мужественными, сильными людьми с высокими идеалами. Как мы, родители, можем им в этом помочь?
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Лианочка
|
Добавлено: Пн янв 08, 2007 10:28 pm |
|
Зарегистрирован: Пн сен 18, 2006 10:33 pm Сообщения: 158 Откуда: Алматы
|
Чтобы не вводить в заблуждение: представленная статья не относится к Олегу Чилапа, это не его статья. Почему мне никто не отвечает?
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Антон
|
Добавлено: Вт янв 09, 2007 4:47 am |
|
Бывалый форумчанин
|
|
Зарегистрирован: Пн авг 07, 2006 5:42 pm Сообщения: 75 Откуда: Москва
|
1) Когда я еще работал в детской организации (Разновозрастной отряд "Дорога"), нам тоже делали предъявки, что мы создаем "тепличные" условия для детей, лишая их опыта и этим создавая сложности в будущей "взрослой" жизни. На это мы обычно отвечали, что тогда лучше всего родителям отправлять своих детей в колонию, там они получат просто кучу очень жизненного опыта, по сравнению с которым все остальное покажется цветочками.
Но при этом они как-то забывают про опыт неудач и сломанной психики. Из множества бездомных только малая часть стали Жегловыми, а большинство "Кирпичами" и "Промокашками" (помните этих героев?).
Как сказал Юра Устинов "С первых неудач поселится отчаяние, которое не пройдет никогда; оно становится усталостью, потом злостью."
Поэтому создание ситуаций успеха, веры в свои силы, "тыла" родителей - основа уверенности в себе. И разумеется, опыт, опыт общения, взаимодействия с другими, решения конфликтов. Поэтому мы стараемся почаще вывозить его в гости к разным людям или приглашать гостей (взрослых и детей) к нам.
2) Мы часто спрашиваем у сына "Саша, определись, что ты хочешь" ( и спрашиваем это чуть ли не с первого года жизни" ).
Мы показываем ему фильмы с героями (в том числе и снятый нами по книге В.П. Крапивина), он слушает Высоцкого, обсуждаем добро и зло на сказках, мультиках, увиденных ситуациях.
3) Мы формируем его так, как мы сами видим мир, и это единственно возможный путь (говорить ребенку то, во что сам не веришь - значит врать ему и себе). И если мы не будем его формировать, то его будут формировать другие ( с необитаемого острова же никого нет).
И это накладывает огромную ответственность на родителей: самому стать Человеком, да чтобы принципы оставались верными еще не меньше получека (жизнь ребенка ). Я уже писал, что раб может воспитать только раба, потребитель - потребителя, творец- творца. Поэтому основная работа Родителя - это работа над собой. Не Штирлица или Жеглова будет в первую очередь копировать сын, а собственного отца.
4) Мне, кстати, в целом нравиться та идеология, которую провигает Юрий Мороз в своей "Школе своего дела" по поводу предпринимательства и воспитания (Подробности легко найти в сети через Яндекс).
С уважением,
Антон
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Светлоноша
|
Добавлено: Вт янв 09, 2007 1:56 pm |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Чт окт 13, 2005 4:22 pm Сообщения: 163 Откуда: Московская обл
|
Лианочка,
Думаю, что люди очень разные во все времена в любых условыях вырастают и гении и злодеи, и честные и подлые - если сыпать "определениями". Даже в одной семье - разные люди, дети.
Если не преувеличивать свое значение в становлении ребенка, и уж тем более свои умственные, воспитательные и моральные качества - это я все о себе. То круг моих задач в отношении Маши не так уж глобально велик.
Самое простое - создание условий, то, чего так бояться. Но почему не дать ребенку больше материальных благ, чем их было у меня. Вопрос лишь в качестве. В этом вопросе мне повезло с дочкой, ей вообще фиолетово все мат блага, её не радуют игрушки и подарки и ничего не жалко.. Поэтому удивить и заинтересовать её куклой невозможно, дарятся лишь применительно полезные и интересные вещи (самое интересное - мячик ).
Самое не простое - отношение людей, которые её окружают - тут есть что есть, менять я могу только свое отношение, только свое поведение - это сложно, над этим работаю.
Воспитательная часть - монтессори группа, мультики и фильмы, книги.. я могу только предлагать (на сколько хватит ума), не могу заставить и навязать вообще - характерная дочь. Могу, конечно, от чего-то (от кого-то) отградить, но, пока так остро вопрос стоял один раз, когда мы расстались с биологическим папой и его семьей..
Моя родительская цель - счастливый, любимый, уверенный в себе ребенок. Думаю, что все остальное приложится.
_________________ Маняша (1 ноября 2003)
"Чтобы играть на скрипке.... надо! играть на скрипке"
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Елена Ленной
|
Добавлено: Вт янв 09, 2007 2:44 pm |
|
Душа форума
|
|
Зарегистрирован: Ср дек 21, 2005 1:27 am Сообщения: 8511 Откуда: Рига-Малага, Испания
|
Лианочка писал(а): большинство из нас не способно на настоящую любовь, дружбу, искренность, осознание своей ответственности перед обществом. Большинство из нас заключено в своем узком мирке материальных и, в лучшем случае, социальных и карьерных устремлений. Большинство из нас циничны и ограничены. Я считаю, что мое поколение гораздо ниже в духовном отношении чем, скажем, поколение шестидесятых. Мы уже не способны творить, а можем только потреблять, потреблять, потреблять… Мы не способны испытывать искренние чувства, а умеем только играть в игры. Мы не способны по-настоящему радоваться и по-настоящему горевать, испытывать глубокие чувства вообще.
Категорически не согласна!!!!
И не нужно говорить за все поколение! Это по меньшей мере недальновидно.
То, что у наших детей не те "идеалы", что были у нас - прекрасно. Хотя бы потому, что это свидетельство того, что жизнь развивается и идет вперед. Глупо в 21 веке жить идеалами 15 века. Да и идеалами 20 тоже. Все хорошо в СВОЕ время.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Лианочка
|
Добавлено: Пт янв 12, 2007 7:39 pm |
|
Зарегистрирован: Пн сен 18, 2006 10:33 pm Сообщения: 158 Откуда: Алматы
|
Антон писал(а): Поэтому создание ситуаций успеха, веры в свои силы, "тыла" родителей - основа уверенности в себе. Согласна, что опыт успеха крайне важен для ребенка. Например, через спорт или туризм мальчик переживает трудные ситуации, но через положительный опыт, а не через отрицательный, как в случае «беспризорности» или финансовых проблем. Однако, когда ребенок всегда знает о том, что у него есть тыл – способен ли он испытывать настоящее чувство риска или взять на себя полную ответственность за свой выбор? Антон писал(а): . Поэтому основная работа Родителя - это работа над собой. Не Штирлица или Жеглова будет в первую очередь копировать сын, а собственного отца. Полностью согласна. Но для Вашего сына Вы всегда будете самым родным человеком, самым близким человеком со своими достоинствами, но и с недостатками. «Лицом к лицу лица не увидать…» Для отца наступает момент, когда сын перерастает родителя – это волнующе и это хорошо. А образ героя остается с мальчиком навсегда. На мой взгляд, мальчикам просто необходим герой, идеал. Другое дело, что отец закладывает в ребенке определенные убеждения, которые помогут ему выбрать «правильного» героя. Спасибо, что поделились Вашими соображениями на этот счет. И еще: у хороших людей бывают плохие дети и наоборот. Не каждый хороший человек является хорошим воспитателем (это я не о Вас Светлоноша писал(а): Думаю, что люди очень разные во все времена в любых условыях вырастают и гении и злодеи, и честные и подлые - если сыпать "определениями". В общем, конечно, верно. Но история движется по спирали. Поколение римлян периода расцвета и периода упадка – есть разница? В периоды расцвета больше «среднестатистических хороших» людей. В периоды упадка – они скорее исключение, чем правило. Точно так же – поколение перестройки – то есть наше. Я не ретроградка, и не сетую по поводу «эх, были люди в наше время…» НО – когда-то девочки воспитывались на образах декабристок и «Русских женщин» Некрасова, к примеру. Это были поколения мужественных женщин (Вы понимаете, мужественных не в противовес женственности и не мужеподобных). На чем воспитываются современные девочки, какие стандарты проникают в их сознание через массовую культуру? Когда-то еще Корчак сказал: «Вместо мужественных дочерей мы воспитываем все более женоподобных сыновей». Неужели не согласитесь, что понятие «быть мужчиной» девальвировано, и в нашей культуре уже нет ясности на этот счет? А между тем мальчики всей душой стремятся найти своего героя, идеал. Даже если это герой Саши Белого из «Бригады» - пусть он в принципе не самый добрый человек, но его образ импонирует незрелому мальчишескому разуму, потому что воплощает в себе настоящие инстинктивно мужские черты – стойкость, силу, мужество, ответственность. И неужели Вы не согласитесь, что идеал Штирлиц все же куда выше во всех отношениях? Я хочу сказать, что мы порой не в силах оградить ребенка от подобных навязываемых образов, а я бы не хотела, чтобы мой сын выбрал для себя такого героя. Как это контролировать? Светлоноша писал(а): Если не преувеличивать свое значение в становлении ребенка, и уж тем более свои умственные, воспитательные и моральные качества - это я все о себе. То круг моих задач в отношении Маши не так уж глобально велик. [/quote] Намек понят, даже если это не намек ! Я не преувеличиваю свои интеллектуальные, моральные и прочие данные. Как раз наоборот – задумываюсь, могу ли я быть достойным примером для своих детей. Была бы уверена во всех ответах – не спрашивала бы. Кто-то расценивает такие вопросы как претенциозные заморочки. О таких вопросах можно и не думать - возможно, ваши идеалы, ценности и прочее так сильны, что Вы не испытываете сомнений и полностью уверены в себе. Однако в ситуациях выбора мы будем поступать именно в соответствии со своими идеалами, убеждениями и пр. – поэтому я предпочитаю вывести их на сознательный уровень. Artemis писал(а): не нужно говорить за все поколение! Это по меньшей мере недальновидно. Так ведь я не голословна – об этом говорит статистика - повышения уровня наркомании, преступности, количества разводов и т.п., - что свидетельствует, по меньшей мере, о том, что мы живем не в самый благоприятный период истории страны. И потом, давайте рассуждать логически: взглянем на произведения современного массового искусства и массовой культуры. Не хочу прослыть ретроградкой или брюзгой, однако эта культура пропагандирует насилие, сексуальную неразборчивость, потребительские ценности (я имею в виду не только и не столько материальное потребление, но потребительство интеллектуальное и духовное). Именно эту продукцию предпочитает наше население – посмотрите, какие фильмы популярны, какие развлечения, даже качество рекламы о чем-то говорит. Другое дело, что всегда есть люди достойные, но они несколько нетипичны. Эти люди, возможно, только утверждаются в своих ценностях благодаря сопротивлению - «Что нас не убивает, то желает нас сильнее». Ничего не имею против Вас лично – возможно, Вы прекрасный человек, совсем не такой, как я описала. Наверно, и Ваши близкие – достойные люди, но, опять же, повторю Ваши слова, «не надо говорить за все поколение». Artemis писал(а): То, что у наших детей не те "идеалы", что были у нас - прекрасно. Хотя бы потому, что это свидетельство того, что жизнь развивается и идет вперед. Глупо в 21 веке жить идеалами 15 века. Да и идеалами 20 тоже. Все хорошо в СВОЕ время. _________________ Да, у каждого времени свои идеалы. Однако каждое общество переживает периоды расцвета и упадка, а помимо вариаций есть вечные идеалы – любви, чести, совести, которые девальвируются в периоды упадка. Скажем, если бы Вы жили в эпоху инквизиции, то в соответствии с идеалами времени Вам нужно было бы начать охоту на ведьм. А если, например, во времена тоталитарного строя и репрессий (возьмем хотя бы тридцатые годы в СССР), то, в соответствии с идеалами времени, нужно было бы – во имя всеобщего благоденствия и будущего торжества социализма – «быть бдительным» и писать доносы (вспомните идеал Павлика Морозова). Повторюсь – вариации возможны, но если они не противоречат определенным всеобщим этическим ценностям.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Антон
|
Добавлено: Вс янв 14, 2007 5:32 am |
|
Бывалый форумчанин
|
|
Зарегистрирован: Пн авг 07, 2006 5:42 pm Сообщения: 75 Откуда: Москва
|
Лианочка писал(а): Для отца наступает момент, когда сын перерастает родителя – это волнующе и это хорошо. А образ героя остается с мальчиком навсегда. На мой взгляд, мальчикам просто необходим герой, идеал. Другое дело, что отец закладывает в ребенке определенные убеждения, которые помогут ему выбрать «правильного» героя.
При обсуждении темы "Формирование идеалов у наших детей" встают минимум два вопроса:
1) ЧТО формировать
2) КАК формировать
На вопрос ЧТО я хочу порекомендовать книгу Акимова и Клименко "Мальчик, который умел летать или путь к свободе". Мне кажется, что их взгляд на душу человека, как состоящей из целостности энергопотенциала, психомоторики и критичности - наиболее точен. Подробнее - см. № 15 в библиотеке http://shsd.ru/content/biblio/ (или ищи книгу через Яндекс)
На вопрос КАК? :
Неожиданно у нас нашелся следующий способ: я ребенку перед сном пою песни, но не колыбельные, а бардовские (авторская песня), поскольку мне это ближе. Так вот: поскольку их текст "неадаптирован", и много переносных значений слов, Сашка все время задает вопросы, что означает та или иная фраза (или ситуация в песне). Так его интересовали вопросы: что такое спинакер, что такое душа, что такое смерть, мужество, честь, способоность к самопожертвованию, человеческий путь, авантюризм, война и пр. и пр. Я объяснял. Постепенно одни рассказы начинали переплетаться с другими (например, я уже мог ссылаться на другие песни) и образовывался в можно сказать "культурный пласт".
На Сашкиных бытовых ситуациях эти вопросы обсудить было бы невозможно. Вопросов бы у него таких не возникло.
И последнее: к приведенной в начале цитате. Библер в "Диалоге культур" говорил, что когда человек попадает в ситуацию нравственного выбора, в нем начинат спорить множество людей: реальных и нереальных. Это родители, друзья, бог, дьявол, книжные герои, увиденные ситуцаии, прошлый собственный опыт и т.д. И постепенно вырисовывается нравственный ответ на ситуацию.
Поэтому важно, чтобы у человека "было кому спорить" Не один идеал, а множество ярких "прорисованных" ситуаций, и способность над ними размышлять.
З.Ы. Возможно это письмо я отправлю в рассылку.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Светлоноша
|
Добавлено: Пн янв 15, 2007 11:27 am |
|
Житель форума
|
|
Зарегистрирован: Чт окт 13, 2005 4:22 pm Сообщения: 163 Откуда: Московская обл
|
Про намек на способности и возможности - это не был намек на кого-то! я писала только о себе.
Лианочка писал(а): Светлоноша писал(а): Думаю, что люди очень разные во все времена в любых условыях вырастают и гении и злодеи, и честные и подлые - если сыпать "определениями". В общем, конечно, верно. Но история движется по спирали. Поколение римлян периода расцвета и периода упадка – есть разница? В периоды расцвета больше «среднестатистических хороших» людей. В периоды упадка – они скорее исключение, чем правило. Точно так же – поколение перестройки – то есть наше. Artemis писал(а): не нужно говорить за все поколение! Это по меньшей мере недальновидно. Так ведь я не голословна – об этом говорит статистика - повышения уровня наркомании, преступности, количества разводов и т.п., - что свидетельствует, по меньшей мере, о том, что мы живем не в самый благоприятный период истории страны. как-то мрачновато воспринимаете наше время.. Сейчас модно говорить, что начал 20-го века, предреволюционное - это было время расцвета России, культуры. Православная Россия с истинно человеческими ценностями. По идее, должно быть "хороших человеков" больше! Но тогда откуда взялась революция со всеми её ужасами, откуда ВДРУГ в людях взялось столько гадости, за пару лет-то? ИМХО - тепличные культурные условия, благоприятная среда - это не есть условие "вырастания" истино доброго и благородного (.. ой, эпитетами сыпать не охота) человека.. в этих условиях легко "быть добреньким". Нельзя сказать БУДЬ - и человек будет.. человек только тогда будет по настоящему, когда он САМ дойдет, поймет и сам себя воспитает. Детей это тоже касается, они ведь тоже уже человеки Все, что можно дать ребенку - человеку, это любовь - она же тыл, вера, она же основа и прочее-прочее. Лианочка писал(а): Однако, когда ребенок всегда знает о том, что у него есть тыл – способен ли он испытывать настоящее чувство риска или взять на себя полную ответственность за свой выбор?
ТЫЛ - он есть у любого человека. Сначала это родители, потом кто-то еще, потом что-то еще. БЕз тыла, без веры, без основы не только ребенок, любой человек не способен даже с дивана встать (не говорю уже о поступках и рисках)
_________________ Маняша (1 ноября 2003)
"Чтобы играть на скрипке.... надо! играть на скрипке"
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексей
|
Добавлено: Вс окт 21, 2007 12:13 pm |
|
Зарегистрирован: Вс окт 21, 2007 11:55 am Сообщения: 55
|
Привет Всем.
В общем ситуация такая. Начинаем воспитывать ребенка и тут же начинаю осозновать, что не могу четко сказать что есть правда, что правильно что нет. Начали придумывать, искать(и у вас на форуме тоже), логически выводить, так сказать основные правила бытия . Даже нашли кое что. Но как не крути вышли на понятие культура. Именно культура содержит в себе этот самый перечень понятий о правде. Работающие перечни уже сформированы в культуры, рождающиеся же перечни очевидно охвачены сектами. Мы воспитывались в культуре социализма, теперь эта культура высмеивается и не развивается, дабавте сюда еще и глобализационные процессы, то и совсем станет не ясным будущее отдельных культур. Возникает вопрос как выбрать себе культуру?)). Все таки безкультурным быть плохо, нужна база чтоб опиратся на нее. И если мы уже как то живем, порой заходя в тупик, от незания правды, то детям то хотелось бы начать давать эти основные понятия. Но тут опять НО
Может быть кто-то занимался подобным вопросом, то милости все равно просить не буду
А если нет то как получается воспитывать без основных, базовый понятий о жизни в обществе?
Может будет легче конечно понять "о чем вообще", с примерами. Вот Вам, возмем простенький, что можно ответить на вопрос "Пап, а почему мы коровок кушаем?" Или если хотите сложнее "Пааа аааа что значит польза?" , "ааа уважение?, "ааа деньги?"
Ну даже если и ответите, есть ли гарантии, что следущий ваш ответ не будет идейно противоречить предыдущему. От чего зависит величина вероятности того что ребенок найдет противоречие, от вашего интеллекта или дальновидности?
Культурному человеку в этом проще ибо он впитал в себя понятия о правде, пусть она чья то, а не его собственная, но тут есть и плюсы. Плюсы в том что эти понятия обрабатывались веками, понимаете веками люди строили культуру, встречая на пути множество противоречий.
"Воспитание это формирование чувств и убеждений"(с), автор подразумевает далее, что родители должены сформировать эти самые убеждения. С чувствами можно открывать новую тему. А про убеждения пытаюсь тут выяснить для себя и интересующихся этим участников форума. Я склонен считать, что прежде чем кого-то в чем то убеждать нужно самому быть в этом убежденным, так справедливо. Хотя часто убеждение приходит в процессе убеждения. Культура вмещает в себя убеждения, и не просто как конгломераты реальностей, свойственные космополитенам, а совокупные, конструкционные убеждения свойственные людям культурным.
Вопрос то извечный,"как быть, что делать))?". Как отвечать на вопросы малыша, если сам не знаешь, что правильно. Как убеждать(воспитывать) если сам не убедился?
Я понимаю что культуру мы сразу принять какую то не в силах, на это надо много времени и знаний, что я тут и надеюсь отыскать))).
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Елена Ленной
|
Добавлено: Вс окт 21, 2007 3:08 pm |
|
Душа форума
|
|
Зарегистрирован: Ср дек 21, 2005 1:27 am Сообщения: 8511 Откуда: Рига-Малага, Испания
|
Алексей писал(а): Но как не крути вышли на понятие культура. Именно культура содержит в себе этот самый перечень понятий о правде. Количество культур = количество народов Количество правды = количество людей Алексей писал(а): Я склонен считать, что прежде чем кого-то в чем то убеждать А надо ли убеждать? Не, я серьезно. А зачем убеждать? ИМХО надо просто жить, а не "воспитывать". Лучшее воспитание это самовоспитание. А лучшее мнение это то, кторое человек составил сам на основании своего опыта и своих знаний. Алексей писал(а): Как отвечать на вопросы малыша, если сам не знаешь, что правильно.
Я отвечаю, что некоторые вещи я точно точно не знаю и сын имеет полное право считать так, как ему нравится.
Ну например на вопрос живет ли кто-то на других планетех говорю, что не имею ни малейшего понятия. И этого не знают даже самые ученые люди. Так что тут каждый для себя сам решает.
Что такое деньги? - Деньги это средство для обмена. Человек работает - ему в обмен дают деньги, человек приходит в магазин и обменивает деньги на товары. Без денег ему пришлось бы поработать прямо на хозяина магазина. И так на каждого хозяина каждого магазина. А разве у хозяина магазина нашлось бы столько работы, чтобы дать ее всем? Вот для этого и нужны деньги.
Коровок мы кушаем потому, что люди - хищники и многим нравится мясо. Мясо дает нашему организму полезные вещества. Но есть люди которые не кушают коровок. Это каждый сам решает как ему быть. В нашей семье принято ....
Уважение - это когда ты смотришь на человека и тебе он нравится и тебе важно, что ты нравишься ему. Ты хочешь послушать его мнение по разным поводам и чаще всего прислушиваешься к нему...
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексей
|
Добавлено: Вс окт 21, 2007 6:45 pm |
|
Зарегистрирован: Вс окт 21, 2007 11:55 am Сообщения: 55
|
Artemis,
Думаю что с таким же успехом можно задаться вопросоми « нужно ли вообще рожать детей?», «нужно ли вообще заниматься ранним развитием». Согласитесь несколько странно задаваться вопросом «нужно ли воспитывать?» при этом присутвуя на форуме по воспитанию.
Самопознание, самообучение это приемлемо и полезно, если в меру, но самовоспитание это видимо суперсложное занятие. Посмотрете пожалуйста значение слову воспитание.
Вы наверно не так меня поняли, я уже ответил себе на вопрос «что делать?», меня волнует «как это делать?».
Итак как воспитывать будучи человеком безкультурым?
Теперь по вашим ответам.
Деньги. А не создастся ли у ребенка желание быть хозяином магазина и не работать на других? Почему именно хозяин магазина должен давать другим работу?
Коровки. Не могу сказать с увереностью, что люди хищьники. Почему хищьники имеют большие ярко выраженные клыки и не могут пережевывать пищу в отличае от человека? Почему кишечник травоядного животного похож на человеческий, а у хищьников он другой?
Кто дал человеку право выбирать кем ему быть «хищьником» или «травоядным»? Предствте если бы ваши родители, семья ели вегитарианскую пищу, рассуждали бы Вы так?
«Уважение- это когда....» Уважение это что чувство или свойство или все таки «когдаю...»?
Видите сколько «неточностей» и субъективности, которых видимо меньше у культурных людей. Это тоже самое если бы мы использовали карточки по Доману и искажали факты. Скажем на цветок говорили «это когда тебе очень нравится травка ....».
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Лианочка
|
Добавлено: Вс окт 21, 2007 9:56 pm |
|
Зарегистрирован: Пн сен 18, 2006 10:33 pm Сообщения: 158 Откуда: Алматы
|
Как актуально! В последнее время все чаще задумываюсь над этими вопросами. Артемис, конечно, права, что "воспитуем" всей своей жизнью. И я додумалась, что мои колебания по поводу "что хорошо" и "что плохо" - мои собственные проблемы, потому что, как это ни прискорбно, я сама не имею четкой жизненной позиции. То есть я имею теорию, но давайте говорить практически... Теоретически я была воспитана на русской литературе - ну, вы понимаете, это больше, чем литература, "поэт в России больше чем поэт...", и я всегда знала - да, как там - это хорошо, это правильно, так должно быть, но в современном мире... Отжтвшие иделаы? Да как же отжившие, когда они вечные? Тем не менее ЖИТЬ так не могу... (пробовала, кстати начать подобное обсуждение в теме "формирование идеалов наших детей"). Так вот, мои идеалы - прошлого и даже позапрошлого века. И все тянут ввысь (не вдохновляют, а именно тянут... ), а реалии заставляют жить по законам современного рыночного общества... Всегда хотела быть как отец - первоклассный хирург, спасает жизни, жизнь проживается не зря и не попусту... Но моральных силенок не хватает. А значит - профессия экономиста, работа интересная, престижная и высокооплачиваемая... А вот этого, как у отца, ощущения значимости жизни - НЕТ.
В общем, это я описала одно из противоречий - хотелось бы быть альтруистом и высокоморальным человеком, и воспитана была а так, ан нет... Вот и думаю, сынок подрастает, и спросит (или подумает): я что-то значу в этом мире (в контектсе - хочу быть космонавтом, найти лекарство от рака, стать великим художником...). А я ему всей своей жизнью посылаю ответ: Да, теоретически люди имеют безграничные возможности, теоретически я тоже себя не бездарной считала, теоретически Дело твоей жизни должно быть осмысленным... Но вот я живу практически. И я, честно говоря, считаю, что своим таким обывательским выбором и ребенку крылья подрезаю.
То же и про деньги. Да, Артемис дает понятие денег. Но деньги - это хорошо или плохо? современное устройство общества (в контектсе распределения богатства) - это хорошо или плохо? Нужно это принимать, нужно стремиться быть сильным мира сего (читай, есть остальных), нужно с этим бороться или нужно дистанцироваться, и постпраться уменьшить свою житейскую зависимость от денег? Как, Артемис? Я для себя не могу ответить еще на эти вопросы... Короче, что делать, если твои идеалы не соответствуют реалиям жизни?
Алексей, а Вы себя относите к безкультурным людям? Это вообще что означает? Культурный человек - это не тот, кто много книг прочел и высшее образование имеет. Культура - это прежде всего уважение к себе и другим людям, приятие всего разнообразия мнений, позиций, характеров, способность восприятия... А Ваш выпад в сторону Артемис ("видите сколько неточностей и субъективности, которых видимо меньше у культурных людей" - я правильно понимаю это как выпад?) - да, заставляет думать, что вы не так уж неправы в отношении своего культурного уровня...
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Лианочка
|
Добавлено: Вс окт 21, 2007 10:11 pm |
|
Зарегистрирован: Пн сен 18, 2006 10:33 pm Сообщения: 158 Откуда: Алматы
|
Не надо смешивать понятие культуры и воспитанности. У нас в Казахстане есть такое оскорбительное слово - "мамбет". Русский аналог, наверное, "колхозник", но только обиднее. В одном значении это просто как "человек из далекой сельской местности". В другом - человек без моральных норм, без человеческих норм, не уважающий других людей. Я знаю людей (из сельской местности ), которые не слышали имени Лев Толстой. И может быть, в силу особенностей жизни на жайляу они не каждый день читсят зубы, пардон. Но они получили традиционное воспитание - уважение к старшим, четкие семейные приоритеты, любовь к детям, веротерпимость, межнациональное согласие - это у них уже в крови. И такой человек не считает другого никчемным, не назовет кого-то некультурным... Культура - это, прежде всего, человечность. А вот умник-студент, который сидит в автобусе, когда рядом беременная женщина стоит - это уже мамбет, его никакие книжки не спасут.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Елена Ленной
|
Добавлено: Вс окт 21, 2007 11:51 pm |
|
Душа форума
|
|
Зарегистрирован: Ср дек 21, 2005 1:27 am Сообщения: 8511 Откуда: Рига-Малага, Испания
|
Алексей писал(а): Согласитесь несколько странно задаваться вопросом «нужно ли воспитывать?» при этом присутвуя на форуме по воспитанию. Эээээ, погодите... Я не говорила «нужно ли воспитывать?». Я говорила "нужно ли убеждать?". А это все-таки не одно и тоже. Это раз. А два - это форум раннего развития детей. Вы чувствуете разницу между воспитывать и развивать? Алексей писал(а): Самопознание, самообучение это приемлемо и полезно, если в меру, но самовоспитание это видимо суперсложное занятие. Посмотрете пожалуйста значение слову воспитание. Мы с Вами видимо говорим на слишком разных языках и об разных вещах. И я не понимаю, почему ребенок на может заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Алексей писал(а): Итак как воспитывать будучи человеком безкультурым? Воспитывать в первую очередь себя. Всегда нужно начинать только с себя. Хочешь изменить ребенка - изменись сам. Хочешь что-то дать ребенку такое, чем сам не владеешь - научись сначала сам, прийми сначала для себя. Алексей писал(а): Деньги. А не создастся ли у ребенка желание быть хозяином магазина и не работать на других? Почему именно хозяин магазина должен давать другим работу? Ну если вам хочется попридираться к словам... Или вы ожидали лекции на тему деньги и дети? Не дождетесь, увы . Работу может давать не только хозяит магазина. Но и хозяин мусорной фабрики, хозяин отеля, хозяин теплицы.... Любой человек, которому требуется помощь в реализации своих целей. Я (лично я, а не кто-то еще) не хочу, чтобы мой ребенок работал на кого-то, а хочу, чтобы он работал на самого себя. Поэтому объясняю ему именно так, как написала. Но Вы, если Ваш взгляд отличается от моего имеете полное право объяснять что деньги - это грязь и зло, или деньги - это цель и бог, что деньги это что-то малозначительное и так далее до бесконечности. Все зависит только от вашего собственного отношения к вопросу. Как вы относитесь, так и объясняйте. Или вы ищите "общекультурного" объяснения деньгам? Алексей писал(а): Предствте если бы ваши родители, семья ели вегитарианскую пищу, рассуждали бы Вы так? Ну во первых моя семья практически вегетерианцы... И коровок мы уж точно не едим. ПОэтому я и написала - "многим нравится, у нас в семье принято... " Алексей писал(а): Видите сколько «неточностей» и субъективности, То есть вы хотите объективности? Тогда найдите себе бога и живите по четким канонам его религии. В этом случае никаких "я думаю" и "мне кажется" не будет. А будет как в армии - это хорошо, а это плохо. Все заранее расписано. Что, когда и как делать. И вопроса зачем не возникнет. Так "правильно" и точка. Алексей писал(а): которых видимо меньше у культурных людей. То есть Вы сомневаетесь в моей культурности? Я правильно вас поняла? Алексей писал(а): Это тоже самое если бы мы использовали карточки по Доману и искажали факты. Скажем на цветок говорили «это когда тебе очень нравится травка ....».
Если вас не устраивает мое объяснение "уважения", то найдите ЛЮБОЕ другое и пользуйтесь им. Или зачитывайте объяснения из словаря русского языка. И никаких проблем.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексей
|
Добавлено: Пн окт 22, 2007 12:32 am |
|
Зарегистрирован: Вс окт 21, 2007 11:55 am Сообщения: 55
|
Лианочка, словом безкультурный я назвал человека без определенной культуры. Это увы мой уровень. Культура это совокупность поняний о плохом\хорошем у определенного народа, причем эта совокупность "обточена" и проврена временем.
О воспитание. Как мне показалось у Вас воспитывали альтруизм(может быть просто жизненным примером отца), сейчас Вы не можете ощутить "значимость жизни" так как идеалы не соотвествуют реалям. Я не знаю как Вам, но я при этом счастья не испытываю. Поэтому и хочу чтоб сынишка все таки имел идеалы вписывающиеся в жизнь. А как это сделать не знаю.
Хотелось бы еще и заметить что настоящие реали это все тоже вымысел Человека, а культура потребления навязывается Рекламой и самой идеей рынка. Может быть просто стоит ей следовать и тогда дети будут счастливы, по крайней мере конфликта идеалов не будет? Самое главное другого ничего нет, а за не имением лучшего....
Уважение. Мы с женой недавно 2 часа обсуждали что это такое. Я считаю что нужно уважать за что-то, она что нужно уважать всех. После споров решили что нужно видеть в каждом человеке его хорошее. Но потом встал вопрос, а знаем ли так много хорошего? Стараемся вообщем.
Выпад. Зла на Артемис точно не было, как видимо воспитаности и такта.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|