Автор |
Сообщение |
Сладкоежка
|
Добавлено: Ср апр 26, 2006 1:32 pm |
|
Старейшина
|
 |
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm Сообщения: 955 Откуда: Владимир
|
Возрастная сензитивность - это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития опре¬деленных психический свойств или процессов.» «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитив¬ности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.»
Это словарное определение.
Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т.д. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени.
В разных источниках временные промежутки немного отличаются.
До 3 лет (по другим - до 4,5 лет) - язык
4 г - пространство
5 лет - математика, музыка (величина, форма, темп, звук, лад)
6 лет - спорт, движения (возраст грации)
8 - 9 лет - второй период языковых способностей.
10 - 11 лет - познавательные способности (необходимы разнообразные увлечения и интересы)
_________________ Елена Анатольевна
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Шапокляк
|
Добавлено: Ср апр 26, 2006 1:39 pm |
|
Житель форума
|
 |
Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm Сообщения: 591 Откуда: Израиль, Нагария
|
Елена Анатольевна, а как это распределение по возрасту соотносится с различиями между лево- и правополушарниками, визуалами и аудиалами, интравертами и экстравертами? Меня это давно волнует. И что вы подразумеваете под словом пространство?
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сладкоежка
|
Добавлено: Ср апр 26, 2006 1:45 pm |
|
Старейшина
|
 |
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm Сообщения: 955 Откуда: Владимир
|
Пространство - это так в источнике. Я полагаю, что это пространственное мышление, план, карта, вправо - влево и т.д.
"Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет), а также наличие всех образовательных программ, помимо индивидуальных: во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совершенно негарантирует, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме." Это я как-то скачала из инета.
_________________ Елена Анатольевна
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Шапокляк
|
Добавлено: Ср апр 26, 2006 2:22 pm |
|
Житель форума
|
 |
Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm Сообщения: 591 Откуда: Израиль, Нагария
|
Так получается противоречие!
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Елена Ленной
|
Добавлено: Ср апр 26, 2006 3:16 pm |
|
Душа форума
|
 |
Зарегистрирован: Ср дек 21, 2005 1:27 am Сообщения: 8511 Откуда: Рига-Малага, Испания
|
На самом деле (хо-хо) с сензитивными периодами все сложно
Елена Антольевна правильно написала. Никто не знает когда и у какого ребнка наступает период чувствительности к той или иной деятельности. Именно по этой причине нет универсальных таблиц. И данные в разных таблицах расходятся.
То, что есть у меня (из книги "Умный старт" Пэм Скиллер):
Эмоциональное развитие:
Стремительный этап: 0-24 мес.
Усиление активности мозга: 2-5 лет
Способность адаптироваться: любой возраст
Двигательная активность:
СЭ: 0-24 мес.
УАМ: 2-5 лет
Далее уменьшается с возрастом
Способность говорить: (!!! Не распознавать речь, а самому производить звуки понятные окружающим!!!)
СЭ: 4-8 мес.
УАМ: 8 мес. - 5 лет
Способность адаптироваться: любой возраст
Развитие музыкальных способностей:
СЭ: 0-36 мес.
УАМ: 3 - 10 лет
Способность адаптироваться: любой возраст
Развитие умственных способностей:
СЭ: 0-48 мес.
УАМ: 4 - 10 лет
Способность адаптироваться: любой возраст
Изучение иностранного языка:
СЭ: 5-10 лет
Способность адаптироваться: любой возраст
Про изучение языка у Скиллер есть сноска:
Исследователи расходятся во мнениях по поводу наилучшего возраста для изучения второго языка. Если дети от 0-5 лет слышат два языка постоянно, они смогут владеть двумя языками и говорить на них без акцента. Некоторые ученые полагают, что лучше детям сначала овладеть родным языком и только потом изучать иностранный. Есть компромиссное мнение, что до 5 лет ребенок должен выучить 50 слов иностранного языка, а дальнейшее обучение начинать с 5-10 лет.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сладкоежка
|
Добавлено: Пт апр 28, 2006 10:00 am |
|
Старейшина
|
 |
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm Сообщения: 955 Откуда: Владимир
|
Шапокляк, мне кажется, что противоречия нет. Есть возраст паспортный, есть ментальный, физиологический. Это еще у Бине рассматривалось. Одному в 5 лет - на самом деле еще 4 или даже меньше, а другому может быть больше 5. К сожалению, я последнее время чаще встречаю именно отставание. Неравномерность развития тоже очень часто встречается. В принципе, если кризис трех лет очень ярко начинает проявляться только в 4 года, то есть наверно основания полагать, что и все остально будет немного запаздывать. Но в любом случае все дети имеют определенные сензитивные периоды и именно в одной и той же последовательности. Очень ярко это можно наблюдать на примере математики. Частенько дети до 4-5 лет пропускают цифры, но очень редко это бывает после 5 лет, и если это есть, то должно заставить задуматься родителей.
Есть еще очень важное замечание по сензитивным периодам - в среднем заниматься необходимо начинать за год до его начала. Если СП по математике 5 лет, то в 4 необходимо начинать заниматься весьма активно, если же начать в 5 - то это будет уже поздно. Как часто можно встретить человека, которому математика не дается совершенно, приходится объяснять по многу раз и все равно все идет со скрежетом. Так вот, чтобы этого не было и необходимо начинать за год. За это время мы как бы даем мозгу сигнал - это необходимо, для этого надо подготовить соответствующий участок мозга. Недавно в одной передаче слышала, что под математику природа нам дала участок мозга, который был занят обонянием. Поэтому, если не зарезервировать его зараннее, будет прекрасное обоняние, но большие проблемы с математикой. Я говорила со многими и действительно много подтверждений этому находится. Я все про математику, но это очень наглядно.
_________________ Елена Анатольевна
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Шапокляк
|
Добавлено: Пт апр 28, 2006 10:22 am |
|
Житель форума
|
 |
Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm Сообщения: 591 Откуда: Израиль, Нагария
|
Елена Анатольевна писал(а): "Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей.. Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка... среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совершенно не гарантирует, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме."
Вот это я имела в виду, когда писала про противоречие. Как я могу начать готовиться за год к следующему периоду, а наступит не ожидаемый, а совсем другой! К нему то мы не готовились?! Значит, пропустим! Я, в принципе, стараюсь равномерно по "всему фронту" усилия распределять, так это, наверное, неправильно?
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сладкоежка
|
Добавлено: Пт апр 28, 2006 10:38 am |
|
Старейшина
|
 |
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm Сообщения: 955 Откуда: Владимир
|
Шапокляк, не настанет другой, пока не будет предыдущего, но это совершенно не важно, за год примерно, за 2 еще лучше, будет более твердая база. Но воспитание ( хочется написать выращивание) ребенка - это искусство, не технология, хотя таких попыток много. У меня был мастер в училище, он говорил "Лучше перестраховаться, чем недоработка". Получается, что до начала многое идет трудно и здесь давить вредно, мы как бы удобряем почву. Но когда наступает этот период - ребенка как бы прорывает и это трудно не заметить, суть именно в том, что в этот период дается легко то, что до или после было очень трудно. Но может случиться и так, что до того ребенка так заучили, что ему уже все не нравится из принципа (уверена, у Вам этого не произойдет). К сожалению, при неправильном понимании сути раннего развития и подменой его просто школьным обучением с очень раннего возраста (обучение написанию цифр с 2 лет, к примеру), дети очень рано понимают, что учиться они не хотят, не будут, у них ничего не получится. Сразу пришла мысль о том, что сильно настаивать на том, что у ребенка не получается - вредно, это может сформировать комплекс неполноценности. Опять же интуиция родителей на первом месте.
А сензитивный период нельзя пропустить, он наступает спонтанно, вне зависимости от обучени, воспитания, среды. Это как бы данные природой ниши для овладения тем или иным. Наверно, если хорошенько подумать, то в истории человества, особенно ранней, можно найти обоснование всем этим периодам. Никому не попадались такие исследования?
_________________ Елена Анатольевна
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Мария Д
|
Добавлено: Пт апр 28, 2006 11:59 am |
|
Зарегистрирован: Пн дек 05, 2005 3:34 pm Сообщения: 114 Откуда: Самара
|
Елена Анатольевна писал(а): Наверно, если хорошенько подумать, то в истории человества, особенно ранней, можно найти обоснование всем этим периодам. Никому не попадались такие исследования?
Действительно, существует точка зрения, что развитие ребенка повторяет онтогенез (историю развития) человечества. Как когда-то в море зародилась клетка, и из неё получилось всё живое, так и плод развивается внутриутробно из слияния двух клеток. Даже этапы двигательной активности ребёнка соответствуют поэтапному развитию прямохождения Человека: ползание (хождение на четвереньках), только затем ходьба в прямом смысле этого слова.
Тоже самое и с речью. Речь ребёнка, в основном, звукоподражательна: корова – му, кошка – мяу, собака – гав и т.д. Таковой была и речь древних людей. Данные этимологии и исторической грамматики подтверждают этот факт. Математика древних – это зарубки, узелки, палочки. Так же учится считать и ребёнок. Мы современный – высшая ступень эволюции, сохраняющие опыт предков. Я думаю, что мозговая активность и появление определенных зон мозга, отвечающих "каждый за что-то своё"  , и есть результат длительной работы предшествующих поколений над какими-то "науками". Скорее всего, у первобытных людей таких зон не существовало. Надо поинтересоваться у физиологов.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Медвежонок
|
Добавлено: Пт апр 28, 2006 7:07 pm |
|
Житель форума
|
 |
Зарегистрирован: Ср ноя 30, 2005 8:09 am Сообщения: 411 Откуда: Омск
|
Елена Анатольевна писал(а): Недавно в одной передаче слышала, что под математику природа нам дала участок мозга, который был занят обонянием. Поэтому, если не зарезервировать его зараннее, будет прекрасное обоняние, но большие проблемы с математикой. Я говорила со многими и действительно много подтверждений этому находится.
Могу точно сказать, что у меня не так. В детстве у меня было очень острое обоняние, всех людей отличала по этому признаку. Могла четко сказать, кто последний по подъезду прошел, а там 15 квартир было. Математика всегда была самым любимым предметом. К сожалению, сейчас обоняние очень слабое. Так что из каждого правила есть исключения. У меня, наверное, зона которая за рисование отвечает математикой занялась. 
_________________ сыновья Миша (д.р. 06.11.2003) и малыш Андрюша (д.р. 08.05.2007)
раньше была Наташа_Миша
Дневничок Миши и Андрюши здесь
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сладкоежка
|
Добавлено: Сб апр 29, 2006 11:55 am |
|
Старейшина
|
 |
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm Сообщения: 955 Откуда: Владимир
|
Наташа_Миша, а может сейчас обоняние слабое именно потому, что с математикой все хорошо?
Мне кажется, что на самом деле мы (человечество) еще так мало знаем о себе, что можно только предполагать то или иное. На моем веку уже так много совершенно твердых истин было опровергнуто, что когда появляется что-то новое, я это беру на заметку, но не начинаю верить (ха ха ха, опять это верить или не верить, в знания тоже надо верить?), а жду, что дальше появится. Но если что-то работает, помогает лучше, легче научить, то может это и правда.
_________________ Елена Анатольевна
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Медвежонок
|
Добавлено: Сб апр 29, 2006 7:00 pm |
|
Житель форума
|
 |
Зарегистрирован: Ср ноя 30, 2005 8:09 am Сообщения: 411 Откуда: Омск
|
Что-то загрузилась я этим вопросом про обоняние. Очень интересная точка зрения, никогда такого раньше не слышала. Несколько раз сегодня думала на эту тему. Умеете Вы, Елена Анатольевна, найти что-нибудь интересное. Всегда захожу в тему, когда вижу, что Ваше сообщение оставлено.
Уточню немного, обоняние у меня сейчас не слабое, а просто как у всех, а раньше было не как у всех. Я всегда думала, что оно у меня ухудшилось из-за того, что приходилось нюхать резкие запахи. Не знаю, вообщем. А с матеманикой я дружила с самого детства.
_________________ сыновья Миша (д.р. 06.11.2003) и малыш Андрюша (д.р. 08.05.2007)
раньше была Наташа_Миша
Дневничок Миши и Андрюши здесь
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сладкоежка
|
Добавлено: Вс апр 30, 2006 10:18 am |
|
Старейшина
|
 |
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm Сообщения: 955 Откуда: Владимир
|
Да это просто интересно и не более того, много думать на такие темы вредно 
_________________ Елена Анатольевна
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Liona
|
Добавлено: Чт окт 19, 2006 5:11 am |
|
Обаяние
|
 |
Зарегистрирован: Вс окт 02, 2005 5:25 pm Сообщения: 2171 Откуда: Москва-Красногорск
|
А я в свое время обратила внимание на такой момент. У меня мания порядка, это для меня важно
Это у Монтессори.
От 1,5 до 3-х лет период воприятия порядка.
Ребенку нужна уверенность и постоянство. Я как раз наблюдала в этот периодза Максом. Если он не находил вещи на том месте, на котором оставил - он заметно переживал. Так что не убирайте за дете игрушки, убирайте их ВМЕСТЕ с детьми. 
_________________ Проблему нельзя решить на том же уровне, на каком она возникла... (А.Эйнштейн) Я профессиональный помощник в развитии  Психолог. Коуч. Тренер. Консультант. Аленке уже 15 лет!!! Максимусу скоро 8 Наши странички и Наш отдых. Египет
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|