Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 2   [ Сообщений: 28 ]
На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Три типа восприятия мира у детей
СообщениеДобавлено: Пн янв 30, 2006 1:27 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
Недавно прочла в одном из журналов для родителей, что есть три типа восприятия мира, и, соответственно, есть дети-визуалы (доминирующее зрительное восприятие), дети-аудиалы (доминирующее слуховое восприятие), и дети-кинестетики (доминирующее осязательное восприятие). В статье говорится, что для каждого типа восприятия нужен другой подход в воспитании, но конкретно ничего не написано. По поводу обучения - это понятно само собой, а вот по поводу воспитания... :roll: После прочтения статьи возникли и другие вопросы. Может быть, кто-нибудь слышал об этом раньше или знает, где в интернете можно найти подробности?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 30, 2006 4:35 pm 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕТИ

Автор: Ася Штей (моя подруга по жизни и соратник по раннему развитию)

Ребенок снова не оправдал наши ожидания…«Я в его возрасте Бетховена играла, а он ноты не может выучить!» «Математику запустил, только книжки читает целыми днями!», «Старшая все задания из Кубиков Никитина в этом возрасте переделала, а младшая смотреть на них не хочет!», «Все бы ему рисовать, а по русскому – одно двойки!» ... Почему-то нам труднее всего понять и принять в собственных детях, именно то, что хуже всего поддается изменению: врожденные свойства характера, тип темперамента, пути постижения им мира. Ожидая малыша, мы представляем себе, каким он будет. Мы мечтаем о мальчике или девочке, наделяем их осязаемыми чертами: у него будут папины глаза и бабушкин подбородок, волосы обязательно будут виться, как у дедушки, ну, а характер, конечно же, мой, и у него (или у нее!) будут такие же прекрасные способности к живописи (или музыке, языкам), как были у меня, но уж я-то сделаю все, чтобы он добился…

Стоп! вот мы и попали в ловушку из которой выбраться будет очень нелегко. Мы готовы примириться с тем, что малыш оказался не того пола, который был задуман, прощаем ему бабушкины серые глаза вместо папиных голубых, но часто приходим в ярость от того, что малыш не похож на нас по характеру, что у него иной темперамент, что он вообще не такой, как мы. Едва начав держать головку, малыш начинает заявлять о себе, как о личности, и если эта личность не похожа на маму с папой, родители приходят в негодование: «Веретено, ни секунды не посидит!» – возмущается спокойная, уравновешенная мама. «Вялый, пассивный, с места не сдвинешь!» – недоволен решительный, темпераментный папа.
Начинается многолетняя, непримиримая борьба. Если «победите» вы, малыш смирится со своей непонятостью и станет «послушным»: безынициативным, серым существом, начисто лишенным способности к творчеству, расплачиваясь за вашу победу неврозами, депрессиями, аутизмом. Ну, а если ребенку повезет, и он сумеет выстоять в этой борьбе, то не удивляйтесь, что он начнет проявлять свое «я» агрессивными способами: истериками, хулиганскими выходками, уходом в дурные компании.

Но можно уладить дело иначе. Достаточно с самого начала признать за ребенком право быть непохожим на нас и вообще на кого бы то ни было и научиться понимать и принимать его таким, какой он есть.
Причины психологических и поведенческих различий между людьми так глубоки и сложны, что современная наука (психология, нейрофизиология) только-только подбирается к их изучению. Многие из них связаны с тем, какое полушарие мозга является у человека ведущим. Наш мозг асимметричен, и в коре его полушарий расположены центры, отвечающие за различные функции и виды деятельности. Левое полушарие – «аналитическое», оно дробит целостный образ на знаки, систематизирует их, благодаря ему человек воспринимает мир как совокупность знаковых систем. Правое полушарие – интуитивно-образное, его работа строится иначе: информация поступает сюда нерасчлененной и воспринимается как единое целое. Левое полушарие помогает нам говорить и понимать речь, считать и разбираться в схемах и картах. Благодаря правому, «творческому», полушарию мы способны рисовать и наслаждаться живописью, сочинять и слушать музыку, испытывать озарения и творческие порывы.

У каждого человека доминирует одно из полушарий. Значительная часть людей левополушарны (как правило, все они правши), у ярко выраженных левшей доминирующее полушарие – правое, но и среди правшей немало таких, у кого правое полушарие больше влияет на сознание, чем левое. У таких людей могут быть равно активны обе руки; при ведущей правой руке может доминировать левый глаз или ухо. Иными словами, правое и левое полушарие могут по-разному взаимодействовать друг с другом, а это, в свою очередь, повлияет на то, будет человек «технарем» или «гуманитарием», романтиком или прагматиком. (Подробнее о нейропсихических особенностях право- и левополушарных детей можно прочесть в книге В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман «Мальчики и девочки, два разных мира», откуда и получена эта информация)

Тонкие процессы, происходящие в нашем мозгу практически не поддаются корректировке, их можно только грубо нарушить, а значит поломать психику и исковеркать судьбу вашего ребенка. Вы можете сколько угодно заставлять малыша ходить «на музыку», которую он ненавидит, но он не только не будет музыкантом, но, скорее всего, вообще никогда в жизни не подойдет к инструменту после окончания школы, если по психическому складу ему ближе словесное творчество. И даже закончив из-под палки экономический ВУЗ, потому что «легче будет устроиться», ваш ребенок вряд ли станет хорошим профессионалом, если по типу характера он – созерцатель.
В зависимости от взаимодействия правого и левого полушарий, и, возможно, еще от каких-то неведомых нам причин, дети по-разному воспринимают информацию, используют для связи с окружающим миром различные каналы. Одним легче выразить себя в слове, для других гораздо важнее цвет, третьи лучше всего воспринимают и выражают информацию с помощью схем и таблиц, стихия четвертых – звук и музыка.

Определив психологический тип ребенка, мы сможем не только развивать его врожденные способности, но и вообще научиться лучше понимать малыша, найти с ним «общий язык», выстроить систему обучения таким способом, чтобы он смог получать информацию наиболее естественным и доступным для него способом. А значит, сделаем так, чтобы наш ребенок был счастлив, чувствовал себя понятым и любимым, не испытывал стрессов при учебе в школе, имел возможность заниматься творчеством.

Оговорюсь сразу, что в основе моей статьи не лежат серьезные научные исследования или статистические выкладки, только мой личный материнский и педагогический опыт. За годы работы с детьми разных возрастов я выделила для себя, в зависимости от того, какой канал восприятия и выражения ближе ребенку, четыре основных типа характера. Хотя, конечно, не стоит стремиться обязательно впихнуть малыша в «прокрустово ложе» психологической классификации. Достаточно лишь попытаться понять: а как мне лучше вести себя с малышом, чтобы он меня понял? Что мне нужно знать о нем, чтобы понять его?

«Ребенок слова» Большинство детей этого типа – правополушарники, то есть, склонны к интуитивному, а не аналитическому восприятию. Такие малыши, как правило очень рано начинают говорить, причем не пытаются имитировать отдельные слова, а стремятся воспроизвести поток речи, из которого, по мере совершенствования артикуляции, постепенно начинают выделяться слова. Эти дети очень общительны; обладая не по возрасту развитой речью, они стремятся, прежде всего, к общению со взрослыми, но если у них есть братья или сестры погодки (или близнецы), они могут надолго задержаться на стадии «своего» языка, на котором будут вести друг с другом долгие таинственные беседы.

«Ребенок слова» обожает слушать чтение вслух. Несмотря на то, что такие дети, как правило, очень рано и почти безо всякого обучения начинают читать самостоятельно, они еще долго нуждаются в том, чтобы им читали взрослые. Очевидно, восприятие информации на слух для них тоже очень важно.

Многие дети этого психологического типа обладают «врожденной грамотностью»: умением писать без ошибок не зная правил, и в этом случае не надо заставлять их заучивать орфограммы и подбирать проверочные слова: этим можно разрушить внутреннее чувство, а научить малыша стандартным орфографическим приемам вряд ли удастся. В то же время такие дети, как правило, не очень хорошо усваивают грамматику, могут испытывать трудности при определении падежей, разборе предложений.

«Словесные» дети очень легко выучивают иностранные языки методом «погружения», но в школе могут испытывать с ним некоторые трудности. Школьная методика, при которой основное внимание уделяется грамматике и заучиванию слов для них не подходит. Лучше постарайтесь отдать малыша на хорошие курсы, желательно раньше, чем ему успеют привить отвращение к самому процессу изучения иностранных языков.

Нельзя сказать, что у таких детей нет математических способностей. Более того, почти все выдающиеся математики и физики (Эйнштейн, Ландау, Лобачевский) были правополушарниками. Но именно «дети слова» чаще всего оказываются среди двоечников по точным предметам. Им, например, трудно бывает решить задачу, потому что они начинают вчитываться в сюжет, сопереживать зайчикам и ежикам из условия и часто не могут понять, почему им говорят, что эта задача такая же, как предыдущая, если там говорилось про яблоки, а здесь – про грибы. В этом случае надо научить малыша «уходить» от условия, например, с помощи рисунка или схемы. Поскольку «дети слова» чаще всего – правополушарники, им трудно изучать математику по принятой в средней школе стратегии: учитель объясняет приемы решения задач определенно типа, дает формулу или теорему, которую надо заучить наизусть, а затем навыки отрабатываются до автоматизма. Зато в математических кружках, где для решения задач требуется интуиция и внутренне чутье (правое полушарие!) они вполне могут найти себя или, во всяком случае, полюбить точные науки.

Эти дети обладают очень развитым текстовым мышлением, лучший метод обучения для них - самостоятельная работа с книгой, в том числе с научной и справочной литературой. В написании различных сочинений, эссе, рефератов и статей им обычно нет равных.
Как правило, «дети слова» мечтают заниматься в жизни тем, о чем они в данный момент читают в книге, поэтому нужно понемногу помогать им выборе профессии. Вообще, не стоит думать, что из «ребенка слова» может выйти только гуманитарий. Под влиянием личности талантливого учителя или интересных книг он может стать прекрасным биологом, психологом, врачом. Благодаря своей гиперконтактности, «дети слова» обычно преуспевают в профессиях, связанных с интенсивным общением.

«Ребенок слова» обычно очень доверчив: слово для него настолько весомо, что он не может заподозрить, что ему говорят неправду. Малыш будет до последнего верить в Деда Мороза, волшебную палочку или аиста, приносящего младенцев, если вы убедите его в их существовании. С другой стороны, среди таких детишек встречаются виртуозные врунишки, рассказывающие настолько увлекательные истории из своей жизни и жизни своих близких, что им наивно верят даже искушенные взрослые. Но такое вранье абсолютно невинно и бескорыстно. Застуканный с поличным, малыш совершенно искренне скажет, что он не врал, а фантазировал или что пока рассказывал, ему и самому казалось, что так оно и было. Если ребенок счастлив, у него есть друзья и возможность заниматься творчеством, если вы не слишком ругаете его за плохие отметки по точным предметам, «вранье» пройдет само собой.

Если вашему ребенку посчастливится, и он найдет себе приятеля такого же склада характера, они с наслаждением будут играть в хитроумные «словесные» игры с продолжением, предаваться длинным уединенным беседам. Надо сказать, что такие дети, как правило, начисто лишены азарта, поэтому редко добиваются спортивных успехов и почти не интересуются играми, построенными на соревновании. Зато часто они способны сидеть, подолгу глядя в одну точку, а на возмущенные вопли родителей :«Почему ты ничего не делаешь?» отвечают: «Ты что, не видишь, я же играю!»

Полная противоположность «ребенку слова» - это «ребенок знака». В основном это ярко выраженные «левополушарники», аналитики и изобретатели. Эти малыши обычно не торопятся с речью: помалкивая до поры до времени, они накапливают информацию о языке, зато потом почти сразу начинают говорить длинными фразами и целыми периодами. Это, конечно, не повод мало разговаривать с крохой: наоборот, ему необходимо полноценное общение с вами, чтобы как следует «изучить» язык. Старайтесь побольше читать «молчунам»: они обладают великолепной памятью, и, заговорив, вскоре начнут поражать вас, рассказывая наизусть стихи и сказки, которые слышали давным-давно. Дети этого типа редко испытывают трудности при обучении чтению, но им, как правило, нужно объяснить логику превращения букв в звуки. Для них замечательно подходят те методики, в которых есть внутренняя логика и четкий алгоритм. Лучше всего такие дети обучаются читать по системе Зайцева.

«Аналитики» обожают сказки с закрученным сюжетом, приключенческие и фантастические истории, детективы, увлекаются литературными парадоксами в духе Кэролла, Милна, Спайка Миллигана. В детстве они редко любят стихи, но в отроческие годы, заинтересовавшись основами стихосложения, часто начинают не только с увлечением читать, но и писать неплохие стихи. Практически все дети этого типа увлекаются чтением энциклопедий и научно-популярных книжек. Само по себе это неплохо, но нужно следить, чтобы они полностью не заменили малышу художественную литературу, не лишили его волшебного мира сказки, не превратили в эмоционально неразвитого «технаря».

Стихия «детей знака» – это карты и таблицы. Лучший способ научить их чему-либо – это составить вместе с ними толковую схему. Правда, будучи рационалистами, они вряд ли согласятся добровольно заучивать наизусть даже таблицу умножения («зачем, если есть справочник»), поэтому, несмотря на блестящие способности к точным наукам, у них часто бывают ошибки в вычислениях, они могут получить плохую оценку из-за незнания формул и т.д.
«Ребенок знака» без особого труда выучивает иностранный язык, с легкостью усваивает грамматику. Из таких детей часто вырастают прекрасные лингвисты, и даже полиглоты. Правда, навыки устной речи на иностранном языке они приобретают медленнее, чем «словесные» дети.

Если в вашем доме поселился «ребенок знака», то, скорее всего, в его детской не будет ни одной не развороченной игрушки, под ногами у вас вечно будут кишеть клубки проводов и хрустеть микросхемы, вы на долгие годы обречены вздрагивать от химических взрывов и выслушивать доклады о рационализаторских усовершенствованиях, которые, пока вы ходили в магазин, были внесены в работу вашей стиральной машины или микроволновой печи. «Дети знака» – прирожденные изобретатели, и для них нет большего счастья, чем копаться в розетке или паять микросхемы. Чтобы избежать непоправимых разрушений и несчастных случаев, лучше всего определите их как можно раньше в кружок юных техников.
«Дети знака» обожают придумывать свои тайные государства с тщательно нарисованными географическими картами, разработанным языком и законодательством, им нравятся сложные логические игры. Научите своего «умника» играть в шахматы или бридж, и, пока вы не перестанете интересовать его в качестве противника, у вас будет прекрасный повод для регулярного общения с чадом. Малыши этого типа крайне азартны, поэтому их особенно следует оберегать от излишне тесного общения с компьютером: они больше всех других детей склонны просиживать перед экраном по много часов подряд.
«Ребенок знака» может с удовольствием посещать музыкальную школу: таким детям легко дается нотная грамота, и им доставляет удовольствие овладение сложным музыкальным инструментом, но они довольно редко становятся хорошими исполнителями, хотя иногда из них получаются великолепные композиторы (Бах, создавший сложнейшую полифоническую технику, был, скорее всего, именно «человеком знака»).

Не надо думать, что «дети знака» – законченные прагматики. Многие из них невероятно романтичны, мечтают о далеких путешествиях, полетах в иные миры, исследованиях морского дна. За неимением лучшего, отправляются «исследовать» окрестные чердаки и подвалы и чаще других детей становятся клиентами детской комнаты милиции. Примирить их с действительностью может геологический кружок или туристическая секция. Кроме того, благодаря азарту и воле к победе, ребята этого типа могут стать отличными спортсменами.

«Дети знака» очень ранимы и психически неуравновешенны. Любовь к уединенным играм и возне с техническими приборами может привести к аутизму, а неудовлетворенная тяга к романтическим приключением часто заканчивается агрессией и нервными срывами. Поэтому за малышом надо внимательно следить и при малейшем психическом неблагополучии не стесняться обращаться к психологу.
В отличие от «детей слова» «дети знака» не склонны ничего принимать на веру, здравый смысл не позволяет им слишком долго верить в волшебство, и не удивляйтесь, если, получив от вас «авторитетный» ответ на свой вопрос, чадо тут же отправиться сверять с ведения с энциклопедией.

Хотя их комнаты и письменные столы часто выглядят как вулканы после извержения, в этом хаосе, скорее всего, есть тщательно продуманная закономерность, и нет худшего наказания для малыша, чем заставить его «разложить все по местам» или, тем более, «выбросить сейчас же всю эту дрянь». «Дети знака» безумно любят органайзеры, расписания уроков, схемы метрополитена, копилки, коробочки с секциями - все то, что помогает структурировать пространство и время. Великолепным подарком для них может стать компас, часы, бинокль или микроскоп.
Вообще «дети знака» обычно очень педантичны, честны, обязательны и пунктуальны. Они абсолютно буквально понимают все, что им говорят (ведь каждое слово для них – знак), поэтому будьте крайне сдержанны при их критике, ругайте коротко и по делу, старайтесь не давать волю эмоциональным оценкам.

«Ребенок звука» – это абсолютно особый мир. (Вообще из этой группы можно было еще выделить «детей жеста» и «детей образа», но не будем перегружать нашу схему). Едва появившись на свет, «дитя звука» заявляет о своей артистичности и неординарности: обладая великолепным слухом, малыш еще в колыбели может начать воспроизводить различные звуки – от жужжания кофемолки до концертов Вивальди. Будучи лицедеем по натуре, кроха стремится произвести надлежащее впечатление на окружающих, причем с мамой может играть одну роль, с папой – другую, а для приходящей бабушки приберечь что-нибудь особенное. Поэтому никогда не забывайте старую, как театр истину, что короля играет свита. Это поможет вам скорректировать довольно сложное поведение малыша. И не давайте себя провести, если сегодня ваше сокровище вошло в образ кошмарного злодея, а назавтра ему захотелось поиграть в ангела, или, чего доброго, искусно инсценировать комедию «Мнимый больной».

«Ребенок звука», как правило, рано начинает говорить, но обычно не слишком заботится о качестве речи, может долго «сюсюкать» и коверкать слова, такие дети часто нуждаются в помощи логопеда. Этим детям обычно очень нравится, когда им читают вслух, они обожают слушать кассеты с литературными спектаклями и детскими песнями, но, как правило, не очень рано начинают читать сами: для них гораздо важнее звучащее, чем написанное слово. Процесс перевода букв в звуки и звуков в буквы может вызвать у них затруднения. Чтобы в дальнейшем у малыша не было трудностей с чтением и письмом, с ним можно позаниматься по кубикам Зайцева. Кроху может привлечь то, что при занятиях по этой системе буквы и склады пропеваются на различные мелодии. Но иногда «дети звука» терпеть не могут любые схемы и таблицы (а они очень важны при этой методике), тогда не настаивайте, может, чуть позже других детей, но ваш малыш, конечно же, все равно освоит грамоту, а насилие абсолютно неприемлемо в общении с чувствительными и ранимыми « детьми звука».

Благодаря хрупкой нервной системе, такой ребенок может быть очень консервативным: отказываться идти на прогулку в новое место или к незнакомым людям в гости, одевать непривычную одежду. Кроха может десятки раз перечитывать одну и ту же книгу, отказываясь послушать что-нибудь новенькое. Как правило, «дети звука» не любят «ужастики» и захватывающие приключения, им больше по душе «просто книжки про детей, с которыми ничего не случается» (типа «Малыша и Карлсона» или «Денискиных рассказов»). Зато именно ваше чадо способно наслаждаться сказками Пушкина и Ершова, понимать и чувствовать поэзию. А если вы не будете форсировать события, придет время и для «Острова сокровищ» с «Тремя мушкетерами».

Вообще, обладая богатым и ярким внутренним миром, «ребенок звука» может несколько запаздывать в интеллектуальном развитии: образное мышление у него явно доминирует над аналитическим, и в занятиях, требующих смекалки, логики, активной словесной деятельности он может отставать от сверстников. Не расстраивайтесь. Если вы не дадите сформировать у малыша комплекс неудачника, к старшим классам он нагонит, а может и перегнать одноклассников, а зато у него уже в раннем детстве есть такие дарования, которые даны не многим.

«Дети звука» легко выучивают иностранные языки, оказавшись в языковой среде, но вне ее редко в совершенстве овладевают грамматикой и письменной речью. Поэтому идеальным вариантом для них были бы прогулочные группы на иностранном языке, которые, увы, уже несколько десятилетий как канули в Лету.( В принципе, если вы или кто-то ваших знакомых хорошо знает язык, можно попробовать создать такую группу своими силами) Другой неплохой и гораздо более доступный вариант – кассеты с мультиками на иностранных языках. Только имейте в виду, что требования к эстетическим и моральным качествам мультфильма ни в коем случае не должны быть уступать качеству языка. Стоит также посоветоваться с человеком, хорошо владеющим языком, нет ли в тексте сленга и вульгаризмов.

В школе «ребенок звука» может с легкостью схватывать объяснения учителя и при этом испытывать трудности при самостоятельной работе с текстом. Совсем маленьким можно помогать дома. Например, читать условие задачи вслух. (Иногда этого бывает достаточно, чтобы малыш понял, как решать «трудную» задачку). Но нельзя превращать это в систему. Нужно потихоньку, по мере возможностей прививать малышу навыки работы с текстом. Таким детям полезно ( и обычно очень нравится ) посещать различные лекции. При научных музеях, зоопарках, домах детского творчества есть лектории для детей. Обязательно отведите туда малыша, как только он достигнет школьного возраста.

«Ребенок звука» необычайно музыкален и артистичен. У него могут быть великолепные вокальные данные, и он может легко научиться играть на нескольких музыкальных инструментах. Как правило, таких детей с распростертыми объятиями встречают в музыкальных и танцевальных школах, хоровых студиях. Но будьте бдительны. Беда российских музыкальных школ – ранний профессионализм. Даже усредненная программа требует огромных усилий, а одаренного ребенка, учитель, желая сделать из него звезду, будет гнать вперед без меры. Если вы отдали малыша учиться музыке в четыре-пять лет, в начальной школе он вынужден будет уже играть такие программы, к которым не будет готов ни морально, ни физически. Кроме того, участие в бесконечных конкурсах и концертах может привести и без того неуравновешенного малыша к настоящим нервным срывам и даже тяжелым психическим расстройствам. По-настоящему талантливый ребенок успеет вовремя пройти программу музыкальной школы, начав заниматься и в шесть, и в семь, и даже восемь лет. Если малыш жить не может без музыки, запишите его лучше в хоровую студию (там, как правило, нет таких жестких требований), отдайте заниматься танцами по системе Айседоры Дункан, отведите в детский музыкальный театр. Если вам повезло и, и вы знаете, где занимаются с маленькими детьми музыкой по системе Судзуки, идите с крохой туда (здесь можно учиться играть на скрипке или флейте начиная с полутора лет). Прекрасно подойдет и фольклорный коллектив.
Маленькие лицедеи обожают играть в театр. Чаще всего это будет «театр одного актера», который одновременно будет и танцором, и певцом, и режиссером. Малыш может выдумывать сюжеты, а может разыгрывать любимые книги, мультики, дорогие бабушкиному сердцу сериалы. У «детей звука» великолепная слуховая память, они могут помнить наизусть десятки стихотворений и песенок, а также абсолютно не предназначенных для них историй и с огромным удовольствием демонстрируют свои таланты всем и каждому. И девочки, и мальчики этого типа любят играть в куклы (не вздумайте стыдить за это сынишку, а тем более подозревать его в ненормальной ориентации!). Если кукол не окажется под рукой, они быстренько разыграют целое представление, актерами в котором будут фломастеры, пузырьки, бельевые прищепки. К логическим играм (типа никитинского «Уникуба»), конструкторам и техническим игрушкам эти дети, как правило, абсолютно равнодушны.

Обычно ярко одаренные «дети звука» посвящают свою жизнь сцене. Но они могут преуспеть и в любой профессии, требующей артистизма: стать хорошими педагогами, адвокатами, журналистами, политиками. Нужно только, чтобы в раннем детстве им не привили отвращения к школе, тогда в старших классах они начинают неплохо учиться и могут прекрасно закончить школу, но именно им прежде всего необходима поддержка и понимание родителей, которые будут снисходительно относиться к их неудачам и стараться адаптировать школьную программу к их нестандартному мышлению.

«Дети цвета» ( и линии, и формы), кажется, рождаются уже с карандашом в руках и, за неимением мольберта, начинают покрывать шедеврами все доступное пространство: обои, пол, бабушкин сервант, собственное пузо …

По правде говоря, хорошо рисуют абсолютно все дети ( потом их, правда, быстренько отучают от этого заботливые воспитатели и школьные учителя). Но для «ребенка цвета» рисование – главный и самодостаточный канал связи с миром. Он не создает иллюстрации к своим литературным произведениям, не делает декораций к спектаклям, не рисует схемы изобретений и наглядные пособия. Он просто живет цветом, линией, объемом.

Как ни странно, именно про этих детей чаще всего говорят, что они плохо рисуют: живописный и графический образ для них настолько самодостаточен, что они не стремятся его конкретизировать, не торопятся научиться передавать сходство с реальным предметом. Если им не мешать, они долго остаются «абстракционистами», но у них, как правило, с самого раннего детства великолепно развито чувство цвета и композиции. Позже они обычно с легкостью овладевают художественной техникой.

Если музыке детей надо начинать учить достаточно рано, то с рисованием все наоборот. Ни в коем случае нельзя показывать детям профессиональные приемы рисунка и живописи до одиннадцати-двенадцати лет, объяснять им законы композиции и перспективы, требовать заполнения всего листа и соблюдения пропорций. Детский рисунок – это отражение сложных психических процессов, и, грубо вторгаясь в них, мы не только можем отбить у малыша желание заниматься творчеством (отчаявшись выполнить требования взрослых, он может вообще отказаться рисовать или, наоборот, овладев приемами «взрослого» рисования, навсегда утратит творческую индивидуальность), хуже то, что это может привести к серьезным нарушениям нервной системы, эмоциональным срывам, разрушить тончайшую внутреннюю гармонию.

Вообще же «дети цвета», как правило, очень уравновешенны и обладают хорошей нервной системой. Возможно, причина заключается в том, что они выплескивают в рисунок все свои стрессы, страхи и комплексы. Если малышу не мешать развиваться, как он хочет, он вряд ли доставит родителям много хлопот.

«Ребенок цвета» обычно молчалив и не очень рано начинает говорить просто из-за того, что речь для него – не самый важный канал связи. Но постоянная работа карандашом или кистью, возня с пластилином прекрасно развивают мелкую моторику, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на формирование тех отделов мозга ( в основном, в левом полушарии), которые отвечают за речевую деятельность. Поэтому у много рисующих детей, как правило, не бывает серьезных логопедических дефектов (если речь не идет, конечно, о грубой врожденной патологии), они легко овладевают чтением и без проблем учатся письму.

«Дети цвета» не очень хорошо воспринимают материал на слух, но обладают великолепной зрительной памятью. Поэтому им, как никому другому, необходимы красочные словари и атласы, качественные наглядные пособия. В средней школе детям этого типа хорошо даются предметы, требующие пространственного воображения: геометрия, черчение, география, биология, они могут неплохо успевать и по гуманитарным предметам, но все это только если повезет с учителями. «Ребенок цвета» не приемлет готовых схем, сухой логики, ему необходима яркая, образная подача материала, опыты, работа с муляжами, гербариями, препаратами, хорошие учебные фильмы.
Хотя «ребенок цвета» может много и с увлечением читать, чтение для него – не самодостаточное занятие, а скорее материал для дальнейшего творчества, источник вдохновения.

Такие дети обычно обожают мастерить и в самые немыслимые предметы и материалы ухитряются вдохнуть жизнь и превратить их в произведение искусства. Так что родителям совершенно необходимо суметь увидеть этот шедевр и восхиться им, как бы сильно не отличалась инсталляция вашего чада от общепринятых представлений о прекрасном. И уже тем более ни в коем случае нельзя требовать, чтобы дитя «не захламляло квартиру всякой дрянью».
Маленькому художнику необходимо общество себе подобных. Поэтому постарайтесь найти хорошую изостудию, где умный талантливый педагог не будет подавлять творческую натуру малыша, создаст необходимую атмосферу, придаст уверенности в себе. Кроме того, изостудии, как правило, проводят выставки детских работ. Увидеть свое «произведение» в раме и под стеклом на стене настоящего выставочного зала – это лучшая награда для «ребенка цвета». Но надо очень внимательно следить, чтобы педагог ни в коем случае не выделял кого-то из детей, не заставлял их копировать, раскрашивать, рисовать «по-взрослому»

Конечно, в природе почти невозможно встретить ребенка, которого строго и безоговорочно можно было бы отнести к тому или иному типу. Речь идет, скорее, о том, какой канал восприятия и выражения является для малыша доминирующим, определяющим тип его личности. Но и остальные он будет, конечно, развивать и использовать для достижения своих целей. Так, например, «ребенок слова», потерпев в раннем детстве фиаско на ниве музыкального образования, в отроческие годы, увлекшись роком или авторской песней может освоить гитару, всерьез заинтересоваться джазом или оперой. А «дети знака» часто пишут увлекательные фантастические и приключенческие романы, наполняя их бесконечными скрупулезными описаниями устройства звездолетов и подробными географическими картами; рисуют великолепные модели кораблей, автомобилей или самолетов.

Встречаются иногда и люди, у которых одинаково развито несколько каналов выражения и восприятия, и они используют их в своем творчестве. Это те, кого мы обычно называем гениями. Среди таких универсалов-энциклопедистов были Ньютон, Леонардо да Винчи, Гете.
Может случиться и так, что вы найдете в своем малыше отдельные черты разных типов или окажется, что он не похож ни на один из них. Что ж, это еще раз подтвердит, что каждая личность неповторима и уникальна и не укладывается на самом деле ни в какие схемы. И достаточно внимательно и с любовью понаблюдать за ним и попытаться понять, какой он и что мы в силах сделать, чтобы он смог состояться как полноценная, творческая, счастливая личность.

_________________
Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 30, 2006 4:49 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 3:57 pm
Сообщения: 199
Откуда: Москва-Сочи
если вас это интересует загляните в книжки про НЛП. там много и подробно.Майкл Гpиндеp Исправление школьного конвейера.
Р. Бэндлер
Дж.Гриндер Из лягушек - в принцы. и тд
подробно можно смотреть здесь:http://www.trenings.ru/alter/Obshenie6.shtml

_________________
Маша 17.06.2003
Маргарита 09.01.2008


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 30, 2006 5:16 pm 
Новичок

Зарегистрирован: Вт окт 11, 2005 10:29 pm
Сообщения: 28
Откуда: Минск
Спасибо за статью. Мне было интересно обнаружить в своей дочке "ребенка слова". Она у нас разговорчива без меры, с 2-х лет придумывает стихи-песенки, слова для нее очень много значат, и в деда Мороза верит так исренне :D
Но вот вопрос: понимая особенности детей, в какую сторону направлять их развитие: ту, к чему они склонны, или наоборот, пытаться по максимуму развить то, что им не характерно? В первом случае ребенок будет хрошо развит, может быть, талантлив в одной сфере (музыкальной, художественной и т.д.), а в другом случае, будет более гармоничное развитие...

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 30, 2006 6:48 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm
Сообщения: 591
Откуда: Израиль, Нагария
А может быть так, что "ребенок слова" талантлив в живописи, скульптуре и прозе одновременно?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 30, 2006 10:18 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm
Сообщения: 591
Откуда: Израиль, Нагария
zooropean, спасибо за ссылку. Всё равно есть несоответствия в типах, в одном месте говорят так, в другом - эдак. Я, в общем немного лучше поняла, в чем различия между моими детьми, откуда эта разница между ними, и мне стало поспокойнее. Теперь нужно остальные книги найти и прочесть, может, разберусь, как лучше со средней моей справляться. :roll: Если кто найдет в интернете, бросьте ссылочку, плиз :!:


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт янв 31, 2006 5:26 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm
Сообщения: 591
Откуда: Израиль, Нагария
Лена Данилова, у Вас есть ссылки на другие статьи Аси Штей ? Хотелось бы почитать, а ещё я ищу ответ на вопрос, какое различие в воспитании ребенка-визуала в двуязычной семье по сравнению с одноязычной? Я начала рыться в интернете в поисках нужной литературы, но пока нашла всё в общем, до конкретности не дорылась :(
:| (не знаю, в какую тему лучше отнести этот пост - относится и туда, и сюда)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт янв 31, 2006 7:32 pm 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
Шапокляк, ее статей в Интернете много, поищите через Яндекс

_________________
Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср фев 01, 2006 1:36 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 3:57 pm
Сообщения: 199
Откуда: Москва-Сочи
Шапокляк
там на сайте www.trenings.ru выложено много литературы и ссылки всякие."осязательное"- кинестетическое восприятие.

_________________
Маша 17.06.2003
Маргарита 09.01.2008


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт фев 03, 2006 1:03 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm
Сообщения: 591
Откуда: Израиль, Нагария
zooropean, спасибо, я тоже нашла этот сайт, но хотя бы приблизительного ответа на мои вопросы я не обнаружила.
Ребёнок-визуал: настойчиво повторять попытки чтения или оставить её в покое рассматривать картинки? (Все попытки чтения за последние полтора глда заканчиваются тем, что ребёнок просто закрывает взрослому рот своей рукой).
Настойчиво ставить аудио-сказки или внять просьбам (читай - нытью и слезам) и опять поставить DVD Бэби Эйнштейн?
Настаивать на освоении двух языков одновременно в 2-язычной семье или двигаться вперёд намного быстрее, но на одном языке? Или давать 2-й язык на визуальном уровне (буквы, письмо), а уже потом переходить к выговариванию слов и чтению?
Эти вопросы не дают покоя. Не знаю, где найти ответ. :cry:


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср фев 15, 2006 12:21 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 3:57 pm
Сообщения: 199
Откуда: Москва-Сочи
Шапокляк, ася штейн живет здесь http://desnitskie.nm.ru/Asya.htm

_________________
Маша 17.06.2003
Маргарита 09.01.2008


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Зрители, слушатели, деятели.
СообщениеДобавлено: Сб апр 01, 2006 1:44 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 955
Откуда: Владимир
Я некоторые игры просто использую для всех, мне кажется для маленьких детей деление условно, все дошкольники, за редким исключением, деятели в большей степени, чем что-то еще. С возрастом происходит большее разделение, но вот при воздействии школьного обучения у большинства волей неволей развиваются навыки зрителя (визуала). Если кто не в курсе, то поясню, что это такое. Есть три канала восприятия (для простоты, их конечно больше: тактильные ощищения, вкус, запах, тяжесть, давление...) зрение, слух и кинестетика. Представьте телевизор с тремя каналами, один показывает прекрасно, другой похуже, а третий совсем плохо. Вот так и человек. Там где хорошо, ему легче воспринимать и понимать, обрабатывать информацию, потом хуже и совсем плохо. Если вы классическому слушателю попытаетесь нарисовать схему пути, то он вас все равно не поймет, лучше объяснить. Но зрителю хоть сто раз объясни, он все равно не поймет, но стоит один раз нарисовать - сразу все ясно. Деятель же скорее поймет, если дать ему потыкать, повертеть. Мне вот необходимо прочитать инструкцию, чтобы понять, как работать с чем-нибудь, а муж совсем не читает инструкций, ему это бесполезно.

Развитие навыков зрителя у зрителя.
- Привязать мяч к палке на длинной ленте. Ударять по мячу битой или палкой.
- Рыболовный набор. ловить рыбок, можно удочкой ловить с пола магнитные буквы.
- Строительный набор.
- Визуализация. После прогулки закрыть глаза и ответить на вопросы, что видели (какого цвета была машина, стоявшая во дворе, каких птиц видели, сколько детей и в чем они были)
- Лего не очень крупное.
- Разноцветные бусинки нанизывать, перебирать, тесьма.
- Настольные игры. Разрешать пользоваться ими как угодно, а не только по прямому назначению
- Геометрические фигуры, не только плоские но и объемные.
- Сортировать предметы по форме, цвету.
- Мозаики.
- Обводить контуры рисунков, раскрашивать.
- Головоломки.
- Карточные игры.
- Собирать альбомы с вырезками по темам.
-"Волшебный мешочек". В мешочек положить разные игрушки, предварительно рассмотрев. На ощупь определять, что это. Потом можно класть пластмассовые буквы.
-Пластилин


Развитие навыков зрителя у слушателя и деятеля.- Разрешать набирать телефонные номера.
- Использовать краски не только для рисования, но и для получения различных оттенков.
- Вырезать, склеивать.
- Рисовать большими мягкими мелками.
- Лего из больших деталей.
- Рисовать пальцами на большом листе бумаги.
- Домашний театр. Разыгрывать небольшие роли – почтальона, официанта, продавца…
- «Волшебный мешочек». На ощупь определять предметы, игрушки, буквы.
- Рассматривать семейный альбом, пересказывать истории, которые произошли с ребенком давно, показывая фотографии.
- Подарить фотоаппарат.
- Мультфильмы.
- Визуализация.
- Рассказывать сны.
- Вечером вспоминать, как прошел день, что произошло.


Развитие навыков слушателя у слушателя.- При чтении сказок поощряйте пересказать хотя бы небольшой отрывок. Делайте паузы, чтобы ребенок мог продолжить, дополнить.
- Игрушечный телефон.
- Стимулируйте участие ребенка в детских утренниках и концертах.
- «Слуховая лотерея». Подобрать звук к картинке.
- Что как звучит. Разные инструменты и звучащие предметы. Рассмотреть и послушать. Ребенок отворачивается, что-то звучит. Надо отгадать.
- Слушать сказки на кассетах.
- Учить стихи, частушки.
- Сочинять истории и сказки про людей в журналах.


Навыки слушателя у зрителя и деятеля.
- Читать книжки с картинками о предметах, которые движутся (велосипед, самолет, машины…)
- «Что неверно?» Рассматривать и находить нелепости на картинках, специально подобранных.
- На прогулках позволять знакомиться с увиденными предметами, по возможности, дать потрогать.
- Домашний театр.
- Подобрать к сказкам героев или сделать самим для того, чтобы можно было разыгрывать сказку.
- Каждый день учить новое слово. Объяснять, показывать, придумывать предложения с этим словом.
- Вместе смотреть передачи и обсуждать их.
- Играть в воображаемую ферму, порт, аэропорт, зоопарк. Подражать голосам животных и птиц.
- Игры типа «Снежный ком». Плавает рыбка. Следующий добавляет слово. – В аквариуме плавает рыбка. – В круглом аквариуме плавает рыбка. – В круглом аквариуме плавает золотая рыбка. И так до тех пор, пока ребенок может запомнить все слова. Вариант: "Я собираюсь в отпуск и в чемодан положу...". Можно придумать любую - на диване спит кошка - на мягком диване спит кошка - на мягком диване спит пушистая кошка.... Говорим по очереди, каждый добавляет одно слово в любое место. Можно варить суп, растить розу и т.п.
- Когда идете, считать как можно дольше.
- Читать книги немного выше уровня понимания ребенка. Объяснять, задавать такие вопросы, чтобы можно было понять, насколько ребенок понял определенные места.
- Давать возможность как можно раньше общаться с чужими взрослыми: продавцом, парикмахером, врачом…
- Игры со словами.
- Ребусы.
- Давать возможность выбирать книги в магазине.
- Угадывать звуки. С разными муз инструментами, закрыв глаза надо отгадать, где звучит, отвернувшись отгадать вверх идем или вниз (на пианино)
- Закрыв глаза послушать, какие звуки раздаются в доме.
- Угадывать направление звука. Ребенок закрывает глаза, колокольчик звучит в разных местах, надо показать на колокольчик.
-Учить языки

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 27, 2006 6:58 am 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 26, 2006 12:37 pm
Сообщения: 22
Откуда: Н-ск, Затулинка
Сладкоежка, очень интересно! Много того на что просто не обращала внимания!!!
Скажите слушатель, деятель, зритель это индивидуальный тип или это то, что нужно развивать у каждого ребенка в комплексе :?:

_________________
Вероничке 2 года и 10 месяцев


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 27, 2006 1:14 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 955
Откуда: Владимир
МаМаИрина, это индивидуальный тип, то что дано и то что необходимо развивать, это хорошо развивается. Пока маленький, больше деятель. Большинство маленьких деятель и еще что-то. Потом деятельность куда-то уходит. Ее школа и образ жизни у большинства просто задавливает. И тогда выходит на первый план то, другое. Школа вообще у всех хорошо развивает то, к чему боьше склонен учитель. Больше плакатов - больше зрительных воздействий - этот канал и развивается. Учитель больше говорит, чем показывает, вот у детей этого класса развивается аудиоканал. А у взрослых все уже более смазано. Вот и получается, что развить можно без особых усилий. Если много плакатов, альбомы, мультики, презентации - развиваем зрительное восприятие. Слушаем музыку, аудиосказки, постановки, голоса птиц.... - навыки слушателя. А если еще и кубики Никитина, да как можно больше дать свободы играть с разными предметами, делать опыты, исследовать мир, лепить, рисовать.... - навыки деятеля. А человеку надо все. Вот и надо все держать в равновесии.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт дек 22, 2006 5:13 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт дек 01, 2006 12:10 am
Сообщения: 282
Откуда: ХМАО-ЮГРА
http://www.deti-pogodki.ru/forum/viewto ... =%ED%EB%EF - вот обалденная ссылочка

_________________
мои карапузы:
Андрей - 06.02.2003
Юля - 03.03.2005


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 2   [ Сообщений: 28 ]
На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 26


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group