Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 2   [ Сообщений: 19 ]
На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вт фев 12, 2008 9:28 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
Вот такая странная ситуация - не понимаю, как научить ребенка задавать вопросы.
Т.е. он задает, но как англичане - это береза, да?
а вот спросить что это за дерево - сложно.
иногда получается, но сразу - очень редко
И при этом прекрасно называет признаки предмета, много. Классифицирует, но описатьельно, а не вопросительно.
Иногда вдруг начинает легко испольховать только что услышанное, а иногда такой стопро - не передать...
Я так понимаю, что ребенку надо показать какие-то шаблоны, а потом научить их использовать в зависимости от ситуации. Но вот какие шаблоны? Как показать? Как научить пользоваться....
Люди, может у Вас есть опыт? Знаете где про это прочитать?
Поделитесь...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт фев 12, 2008 9:59 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
вот что я нашла сама - очень интересная статья Савенкова
Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы
http://www.researcher.ru/methodics/meth ... dques.html
но она как бы о другом, о вопросах более сложного уровня.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт фев 12, 2008 10:39 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm
Сообщения: 591
Откуда: Израиль, Нагария
Насколько я поняла, такие английские вопросы могут возникать, когда какая-то догадка уже есть, остается только получить подтверждение. Значит, нормальную форму вопроса можно отработать на чем-то совсем неизвестном. Породы собак, кошек, динозавров, формы футбольных команд, имена вратарей... Если у вас прокатывает пример "от противного" (у нас не прокатывает), то можешь своими "глупыми" вопросами показать смешные ситуации, которые могут от таких вопросов получиться.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт фев 12, 2008 11:49 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс фев 05, 2006 12:26 am
Сообщения: 642
Откуда: Киев
Пришла в головву идея отрабатывать подобные вопросы в играх, как я делала на уроках английского.

Сначала выбрать типы вопросов, с которыми проблема.
Общий - на который отвечают да-нет.
Специальный - начинается с вопросительного слова "Кто, что, какой, где, зачем, почему".
Альтернативный - со словом "или".

С постановкой вопросов в английском вообще проблема: и порядок слов, и вспомагательные глаголы. С малышами пока грамматики не учили замечательно заучивали вопросы в играх.
Например

"Какой?"
3-4 карточки с одним и тем же предметом, но разных цветов.
Посмотрели, запомнили, перевернули. Ребенок спрашивает "Какой мячик здесь?" и показывает на одну из карточек.

"Кто это?"
У меня были карточки со смешными фигурками людей. Толстый, тонкий, высокий, низкий, старый, молодой, опрятный, неряшливый. Спанача рассматривали, а потом прятали одно изображение в книгу так, чтобы только ноги или рука выглядывали. Дети спрашивали.

Подходит?

_________________
Мои дети: Клим, Ксюша, Кузьма


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср фев 13, 2008 1:17 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Пн сен 18, 2006 10:33 pm
Сообщения: 158
Откуда: Алматы
Аня-Коша, очень актуально, сама хотела поднять эту тему. Стереотипное мнение, что все дети - почемучки, на нас не распространяется. И я подумала, что этому есть две причины:
1. Основная. Ответ предваряет вопрос, от есть я даю ребенку столько информации, что у него нет необходимости самому спрашивать.
2. Я - зануда, всмысле, редко даю волю своему воображению, и не стимулирую воображение ребенка. На все есть логическое и обыденное объяснение ("это стул, на нем сидят, это стол, за ним едят" - и все на этом). То есть ребенок в принципе не видит необычного в обычном и даже в необычном. Его не удивляет, что Земля вертится вокруг солнца, что Дед Мороз приходит ночью ко всем детям планеты и т.п.
3. нет такой практики, какая описывается в статье.
Таким образом, остается один для меня ответ: самой почаще удивляться и здавать вопросы. Как в статье рекомендуют. Эо будет вроде стереотипа поведения. Но я представляю, что это будет - мама спросила, мама же и ответила, привык он к тому. А "упражнения", описанные в этой статье, такие "урочные", Рауан ужасно не любит такого. Вообще не любит, когда я задаю вопросы целенаправленно, не спонтанно (вроде, "представь, что...).
Ситуация, когда ребенок не выдвигает гипотез означает низкую познавательную активность? У наших детей так много родительского внимания, "развития" (которое зачастую превращается в развлечение), чо у них просто нет возможности интеллектуального голода... Может, в этом дело?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср фев 13, 2008 1:37 am 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 22, 2006 3:18 pm
Сообщения: 776
Откуда: Санкт-Петербург
Аня - Коша, я бы поиграла в какие-нибудь "вопросилки", "задавалки". Сказала бы, правила такие: ты ходишь по комнате, смотришь на все и приносишь мне пять вопросов со словом "какой". А я отвечаю, а ты проверяй, правильно я ответила или нет. И отвечать можно шуточно, чтобы весело было.
Допустим, спросит Славик тебя: "Какой у нас стол?" А ты говори: "Он стоит" Или "купили два года назад".
Т.е. ответ идет на другой вопрос. И потом разбираете, что да где, почему ошибка.

_________________
Олюшка, 06.08.2002
Машутка, 29.09.2004 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср фев 13, 2008 11:27 am 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
ну, сначала я про нас отвечу - у нас нет проблем с вопросами по жизни - т.е. Почему, когда, куда и т.п. прекрасно задает. Да, часто использует "английские" вопросы, но и нормальные, обычные есть в приличном количестве.
Но, как только надо задать вопрос в игре, у кого-то специально спросить (сходи к воспитательнице и спроси...) - ступор. Сначала я думала, что он просто не понимает, ЧТО от него хотят. Нет, понимает. Но как бы вот так специально, задать вопрос не получается, или получается с трудом.
Наш папа относится к этому просто - всему свое время. Но тут возникла ситуация у знакомых, у них ребенок помладше, и там с вопросами вообще туго (там были и есть еще некоторые проблемы со здоровьем, и мозгом в частности, поэтому родители не могут игнорировать такие моменты). Мы стали обсуждать, и я понимаю, что просто не знаю как даже подойти к проблеме. Вот потому тему и завела.
Шапокляк - не очень поняла с ситуациями от противного. приведи пример для тугодумов :)
А с неизвестными породами... это снова не к нам. Я все сражалась с повышением самооценки - вот и пожинаю :) Это кошка, серая, с ушками.... ит.п. - он УВЕРЕН, что ео знаний достаточно! И если он не знает конкретики, то будет выходить через то, что знает! Пример - як (была тема животных на домашнем задании - и мы достали книжки и т.п.). Задание было простое - называть и падежи дательный и родительный (понятно, без называния самих падежей). Он смотрит, само название явно забыл, дальше следующий текст - это бык, очень похожий на зубра. толька с рогами другими, и шерсть у него длинее. Значит он живет там, где холодно, холоднее, чем у нас. Это будет зубробык...
Это, на самом деле, замечательное свойство, но с вопросами туго :)

Ancha - так, несколько вопросов и уточнений
Общий вопрос, на который ответ да или нет. Это имеется в виду - это животное? Это животное живет в лесу? и т.п.
КАК научить задавать такие вопросы?
я пыталась через свойства - т.е. сначала мы определяли ответ, по сути, что да, это животное. А потом пытались поставить вопрос. Но удается только после подсказки.
Так и тренироваться - сначала подсказка, а потом многократное повторение, например, на разных множествах: транспорт, игрушки и т.п.?

Специальный - как его тренировать? Т.е. сначала, например тренируем на 10 примерах (я утрирую, конечно) КАКОЙ? в следующий раз - ГДЕ? и т.п.
надо будет попробовать поиграть в это на ходу - когда едем - идем - что бы не было ощущения научения...

до альтернативного пока даже не "доходили руки", хотя, может он будет попроще? Надо будет попробовать...

FeElena - поняла, подумаю. Но наверное, сначала просто потренируемся с вопросами. А потом попробуем так играть. Очень понравилось неправильные ответы. Наверное Шапокляк это и имела в виду :) Но это явно не наш нынешний момент.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср фев 13, 2008 11:41 am 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
Лианочка
не торопитесь с любыми заключениями и "диагнозами" - низкая познавательная активность и т.п.
Да, дети разные, кто-то активнее познает мир, кто-то пассивнее. Кто-то задает вопросы, кто-то сам придумывает, а кто-то вообще не интересуется, до поры до времени.
Но пробуждать ребенка к РАЗНЫМ способам познания, на мой взгляд, надо.
Надо учить и наблюдать, просто наблюдать и думать самому, а что видел, а что было...
И экспериментировать...
И спрашивать...
И самому придумывать...
Архимед говорил, что физика начинается с удивления.
Это справедливо относится, на мой взгляд, к любому познанию. Кто-то удивляется сам, кто-то смотрит на удивление других, и тоже начинает удивляться. И от нас многое зависит...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср фев 13, 2008 5:15 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вт ноя 14, 2006 3:37 pm
Сообщения: 817
Откуда: Сибирь
Цитата:
у нас нет проблем с вопросами по жизни - т.е. Почему, когда, куда и т.п. прекрасно задает. Да, часто использует "английские" вопросы, но и нормальные, обычные есть в приличном количестве.
Но, как только надо задать вопрос в игре, у кого-то специально спросить (сходи к воспитательнице и спроси...) - ступор. Сначала я думала, что он просто не понимает, ЧТО от него хотят. Нет, понимает. Но как бы вот так специально, задать вопрос не получается, или получается с трудом.

До меня не дошло:(
То есть Слава может спросить, куда дели стул, но если ему ответить: "я не знаю, спроси у папы", он не сможет повторить вопрос???


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср фев 13, 2008 6:39 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
Ерисена
да нет :) сможет.
Но если показать картинки, в игре, в книжке, проситать текст и попросить ЗАДАТЬ вопросы - вот тут наступает ступор. То есть если ОН САМ не задался этим вопросом, то просто так, он его не может сформулировать.
Я так понимаю, что дело больше в том, что он то знает ответ, зачем еще что-то спрашивать...
В общем, ситуация, не критичная, скорее всего.
Но я задумалась над проблемой еще в контексте, как уже писала, а как учить деток, которые не могут задавать вопросы.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср фев 13, 2008 7:39 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вт ноя 14, 2006 3:37 pm
Сообщения: 817
Откуда: Сибирь
Ах вот оно что!
Аня, а Вы знаете такую игру на полосках бумаги, когда игроки отвечают на одинаковые вопросы, а потом загибают написанное и меняются бумажками. В результате получается абсурдная история или рассказ о сказочном существе? В данной ситуации можно попросить ребенка придумывать вопросы. Я, правда, не помню, как у Славы с письмом, но раз уж речь зашла про вообще...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср фев 13, 2008 10:30 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm
Сообщения: 591
Откуда: Израиль, Нагария
Аня - Коша писал(а):
если показать картинки, в игре, в книжке, прочитать текст и попросить ЗАДАТЬ вопросы

Ань, ты что - это же даже не для первого класса задание, а позже!
Я-то что имела в виду - если вместо вопроса "Какое это дерево?" звучит "
Аня - Коша писал(а):
это береза, да?
, то можно на аналогичных смешных вопросах потренироваться. Например, указывая на бульдозер, спросить "это экскаватор, да?"; на жигуленка старого "это мерседес, да?"
Но раз ты говоришь про умение составить вопросы к картинке или рассказу, то тут, мне кажется, не стоит гнать лошадей. У Славы логика в порядке, значит, прийдет время и для составления вопросов по заказу.
Вот ещё уточни: если Слава действительно что-то не понял на изображении, что тогда происходит?
А по поводу того случая с ребенком у знакомых - это же надо ситуацию знать конкретно, чтобы правильный путь коррекции выбрать.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт фев 14, 2008 12:24 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс фев 05, 2006 12:26 am
Сообщения: 642
Откуда: Киев
Аня - Коша, кстати, ваш "английский вопрос" называется разделительным.

Цитата:
Это имеется в виду - это животное? Это животное живет в лесу? и т.п.

Да.

Цитата:
сначала мы определяли ответ, по сути, что да, это животное. А потом пытались поставить вопрос. Но удается только после подсказки.
Так и тренироваться - сначала подсказка, а потом многократное повторение, например, на разных множествах: транспорт, игрушки и т.п.?

Цитата:
То есть если ОН САМ не задался этим вопросом, то просто так, он его не может сформулировать.
Я так понимаю, что дело больше в том, что он то знает ответ, зачем еще что-то спрашивать...


Методики обучения языку против таких недуманных приемов. Действительно, заяем спрашивать, если ответ уже известен. :shock: Не путайте мальчика. Проверьте в игре или просто проследите, задает ли Слава вопросы разных типов. Думаю, что задает.

Цитата:
что бы не было ощущения научения...


Поэтому только игры - угадывалки.
Можно попросить Славу помочь Вам тренировать память. Рассматриваете вместе картинку с большим количеством предметов и деталей. Дальше от картинку видит, а Вы - нет. Слава задает вопросы. Вам за правильный ответ балл, ему - за Ваш неправильный.
Сначала Вы можете отвечать только да-нет (остальные слова забыли) и практиковаться в общих вопросах. Не давайте ему примера, пусть сам попробует спросить.
Потом скажите, что Вы теперь только цвета можете говорить.


Альтернативый вопрос по сути тот же общий, только еще часть со словом "или" добавляется.

_________________
Мои дети: Клим, Ксюша, Кузьма


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт фев 14, 2008 12:40 am 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
Ерисена
нет, с письмом и чтением у нас пока никак. И не втом дело, что не получается. Нам просто логопед советовала отложить все это на год - пока сейчас она будет активно его включать в работу над речью, что бы ничего иного, связанного со словами и т.п. не было. Что бы каши в голове не получить. Мы пока специально не учимся читать, хотя все равно иногда получается :)

Шапокляк
если непонятно, то может быть и "это береза, да?", а может и " я не знаю такое дерево", а может " мама, назови это дерево", а может и "а что это за дерево" или еще проще "что это?"
по-разному бывает. вот я только теперь и стала обращать внимание, что он слишком часто уходить от прямого вопроса. Это меня и насторожило. И заставило задуматься, и попробовать разные варианты, и сюда написать :)
Да нет, это задания для 5-6 леток, дело в том, что Слава занимается с логопедом по программе старше своего возраста, ему в своем (не по звукам, а по речи и общему развитию) делать особо нечего. как, собственно, и на развитии мышления - вот как раз сегодня разговаривала с психологом, она случайно ошиблась и раздала ему задание для 6 леток по развитию логики, он справился со всем без подсказок (т.е. она раздавала задания каждому по возрасту, и только объясняла условия каждому индивидуально, ну и перепутала листы, а забирать не решилась, потому как он уже выполнил первое).
я понимаю, что это неплохо, с одной стороны. Но с другой, если что-то "западает", то хочется помочь ребенку...

а малыш у знакомых = там как раз ОНР - общее недоразвитие речи, по крайней мере они на это надеются. Потому что если врачи не согласятся, то поставят ЗПР или что-то такого же уровня. А ОНР как раз очень проблематично со связной речью, с вопросами и т.п. Он понимает чужую речь, но не может говорить сам - отрывочные слова, несвязные и т.п. И если предложениям его более менее сейчас учат,, то как научить задавать вопросы ... родители не знают.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт фев 14, 2008 12:50 am 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
Ancha
мне тоже показалось неправильным такое научение. Вот потому и написала.
игра интересная. Попробуем поиграть на днях - нам как раз в поезде ехать 4 часа надо будет - много можно успеть. Только запасусь картинками. Там еще и с папой поиграть так можно будет.

Наши сегодняшние успехи - шли в сад и из сада. Играли в вопросы таким образом.
Задаем вопрос начиная с ГДЕ. Один человек (по очереди) определяет про какой предмет будет вопрос. Второй задает сам вопрос - первый отвечает. Правильно - поменялись.
Где - машина : Где стоит машина? Где может ехать машина? Где машина не проедет?
я специально пару раз ошибалась Где цвет машина? Где растет машина? Где машина пять? - Смеялись вместе - потом пытались исправить так, что бы было правильно - Где стоит машина красного цвета? Где стоит пять машин?

Потом начали играть в КАКОЙ - по такому же принципу. Но было уже много. Потому мягко свернули. Завтра попробуем продолжить.
По началу Слава сложно задавал вопросы, потом понял, что собственно надо. И дело пошло весело. Думаю, так вот надо будет поиграть еще ЧТО, СКОЛЬКО, КАК
там будет видно.

Думаю от таких игр можно будет перейти к тем, что писала Ancha и FeElena. А там глядишь и до вопросов на бумажке дойдем, что писала Ерисена


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 2   [ Сообщений: 19 ]
На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group