я еще днем села писать, но вот только смогла дописать
я не большой специалист, просто я очень серьезно ко всему, что делаю отношусь...
по поводу возраста
Это зависит, как мне объяснили сами логопеды от 2 параметров (ну, можно еще с 10 написать, но все остальное - от "лукавого")
1) - понял ли сам ребенок, что он говорит "не так", возникло ли у него понимание, что другие говорят иначе, что надо что-то делать и т.п.
Это очень важный критерий. Потому, как если ребенок еще не осознает, что его речь как-то надо менять, занятия могут быть направлены только на общее развитие речи, на расширение словарного запаса и т.п. но очень поверхностно и т.п. Т.е. только ненавязчиво и ненапряжно. Вот поэтому и скачут сроки - до кого-то это и в 3 может жойти (очень редко), в основном к 4-5.
2) Очень важный, как оказалось, фактор - во сколько дети идут в первый класс.
Дело в том, что в Беларуси дети идут в школу массово в 6 лет, и ждать 5 лет, если проблемы действительно есть, просто нет возможности, потому как год - это очень жесткий срок для работы с речью. Нужно все-таки 2. Тут не идет разговор об 1 звуке или просто расширении кругозора, а о серьезной работе с проблемой. Вот почему, многие логопеды прекрасно берут детей и в 4 и добиваются нормальных результатов. Хотя, конечно, чем более осознанно ребенок относится к занятиям - тем проще и результативнее все проходит. Более того, если у ребенка действительно проблемы с речью, а не только со звуками, то работать начинают с того момента, как обнаружена проблема. Да, это касается более сложных состояний, но тем не менее. Чем тяжелее проблема, тем раньше пытаются работать с ней. Знаю, что у нас в центре был мальчик 1.5 лет, его водили на занятия 3 раза в неделю.
что касается "железок" - я так понимаю, что речь идет о зондах. так их применяют во-первых, в достаточно специфичных случаях, во-вторых, на сколько я понимаю, в последнее время, это стало достаточно редким, и большая часть как раз старается этого избегать. то есть только в случае действительной необходимости. чаще используют что-то другое - ватные палочки, собственный палец (ребенка), соска наполненная ватой и т.п. и это часто достаточно забавно (на себе проверяла
)
по нашему опыту. Мы попали к логопеду в первый раз в 3 года. Слава показал неплохие результаты, и можно было кое-над чем работать, НО мы тут же на занятии увидели, как ребенок мгновенно отключился, как только ему стало неинтересно, как он устал и т.п.
и с 3.4 до 3.8 мы ходили на занятия групповые - игровые. Там они занимались дыханием и артикуляционной гимнастикой, и немного - расширение словарного запаса (в играх). Ничего более. Никаких звуков, предложений, стихов и т.п. Дома мы занимались сами, с большим упором на развитие связности. Но снова без звукопостановки.
Считаю, что это было правильно. Не могу сказать, что это дало БОЛЬШОЙ толчок, но помочь - точно помогло. Более того, это позволило нам дома немного собраться, и направить усилия именно в этом направлении. И очень удобно и полезно было то, что время от времени мы встречались с логопедом, и она что-то нам рекомендовала, говорила и т.п.
что касается самих занятий.
Тут очень много будет зависеть от того, КАК работает логопед. То есть ЧТО она будет делать с ним сама, а что оставлять на Вашу проработку.
Одно ясно в любом случае - Вам все равно надо будет работать вместе с ребенком много дома.
1) артикуляционная гимнастика.
как правило, при работе с каким-то конкретным звуком упражнений не так много. Если придется ставить несколько звуков - то упражнения будут меняться - не так скучно повторять.
вообще говоря, чем чаще ее делаете - тем лучше. У нас получается не чаще 1 раза в день. как правило - утром, перед зеркалом, когда в садик собираемся. Заодно и настроение поднимается, как покривляемся чуть-чуть. С точки зрения разогрева речевого аппарата – даже разумно так.
2) дыхание
с ним тоже надо работать. Как мне сказали знакомые, которые также посещают логопедов, других, далеко не все на это обращают внимание, если нет каких-то у очень серьезных нарушений.
У нас есть любимые игры - футбол ваткой на нарисованном поле, гонки корабликов, свечка. На самом деле, есть или можно придумать, еще сколько-то , адаптировать под своего ребенка. Но этим надо заниматься.
Мне повезло, что у нас этим занимается папа. То есть как бы не все от одной мамы. И ребенок прекрасно относится к играм с папой. Я иногда присутствую рядом и комментирую соревнования
Кроме этого – пение. Замечательная работа над дыханием. И потому очень рекомендую. Мы сами к этому смогли прийти только недавно. Но стараемся часто использовать.
3) все, что делается на занятии надо прорабатывать дома.
При чем не однократно, а как можно чаще. В идеале - чуть ли не каждый день.
На самом деле, это не так трудно.
Ну, вот простой пример. На любой звук даются упражнения типа таких:
жи-жи-жи - в лесу живут ежи
жа-жа-жа мы нашли ежа
жу-жу-жу дали молока ежу
и т.п.
Ну повторили дома это несколько раз. А потом в магазин пошли - и по дороге сказали, и в очереди в кассу вспомнили и т.п. Т.е. как можно чаще проработали, и при этом не устали.
Кстати, что бы не приедалось, я понемногу в Инете искала аналогичные вещи (ведт про жи не только рифму к ежум можно найти) или сама придумывала
вот например на С
Са-са-са - к нам летит оса
а можно так
са-са-са - нет запасного колеса (для нас колесу ну куда актуальнее осы
а тут еще и в слове запасного тоже С)
так что один раз про осу, второй про колесо, а третий и про колбасу
са-са-са - в магазине колбаса
с точки зрения логопедии - все равно, а ребенку прикольно
4)домашнее задание
оно будет. Объем снова зависит от логопеда.
Мы делаем комплексное - т.е. есть тетрадки для отработки звуков, и упражнения на карточках, из книжек и т.п.
и есть задания на грамматику, лексику и т.п. Для этого у нас есть как набор тетрадей, так и интернет
удобно использовать тематические занятия - то есть задается тема, а в ней задания. Так большинство и делает. НО НЕ ВСЕ! Хорошо это или плохо - не знаю. Мне нравится, что как бы логопедия прячется за тему, заодно и лексику проговариваем тематическую, и в игры по теме можно поиграть - что-то типа Лениных неделек для Сани. И ребенку интересно - каждая неделя - что-то новое.
а кроме того - стихи. Обязательно стихи, загадки, пересказ текста и т.п. Это важно не только потому, что ребенок не может читать текст с нужным звуком, это еще и автоматизация произношения, развитие памяти и словарного запаса.
более того, в последнее время мы сами, по собственной инициативе и с разрешения логопеда, подключили сюда и чтение, логику, мышление, ролевые игры, мелкую моторику и т.п.
вообще говоря, я пришла к выводу, что по-хорошему, надо "употреблять" логопедию везде
и в обычных играх, и в разговорах, и в быту, и даже когда зубы чистишь. Вот тогда эффект ох как заметен. А когда это только на занятии - то толку мало.
В этом нет ничего страшного и сложного. вот постепенно осваиваемся. Главное - настрой и желание это делать. Ну согласитесь сами, просто и легко:
ставим тарелки на стол: сколько человек будет ужинать? - 3. Сколько тарелок нам нужно. - нам нужно три тарелки. А сейчас на столе нет ... трех тарелок. А чья это тарелка будет - это моя тарелка, а это для папы - папина тарелка, это для мамы - мамина тарелка... (вопросы мои - ответы ребенка)
я кладу кашу... на тарелку, тарелку ставим... на стол.
задай любой вопрос про тарелки...
вот и позанимались
и так вроде как между делом - и не напрягая (конечно! если напрягает, то надо как раз от этого уходить, не всегда так получается) и занимаемся.
И еще один важный момент. Сколько бы не было ребенку, но домашнее задание – это не так просто. Ведь оно требует значительных усилий, усилий произвольных, а потому таких сложных. Кроме того, далеко не все будет получаться… Нам потребовалось очень приличное время, что бы ребенок стал спокойно к этому относиться. А до этого приходилось искать «обходные» пути – придумывать какие-то завлекалки, игры и т.п., что бы было легче выполнять необходимое. Тут очень пригодилось многое, что написано на форуме. Более того, иногда приходилось играть в очень даже детские игры, только для того, что бы ребенок начал чувствовать уверенность.
5) мелкая моторика и логоритмика
На это обращают внимание, опять-таки, далеко не все специалисты. Ну, или по крайней мере, значительное внимание. Поэтому часто остается на совести родителей.
С самого начала, когда было много других видов работы, мы тоже этому мало уделяли внимания, но как только ребенок вошел в колею – постепенно сами стали добавлять. Благо на данный момент найти упражнения, тетрадки, раскраски и прописи – проще некуда. Только помнить об этом надо.
Другой вопрос – логоритмика и пальчиковая гимнастика. Лично мне нравится то, что предлагают Железновы. Не потому, что это бренд или я проводила сравнения. Просто у нас это пошло хорошо. Вот и все. А тут комплекс – музыка, пение, движение. И все реально ребенку, близко по духу и легко воспроизводится. Вот и делаем с удовольствием.
Да, еще используем интересные вещи из других книжек по психогимнастике и т.п. Благо и такая информация в Интернете распространена.
6) Повседневная речь.
Если Вы сами говорите правильно, то особо и проблем нет. Но, ведь это не ко всем относится. Часто выясняется, что и родители неправильно произносят какие-то звуки, неправильно употребляют глаголы и т.п. И вот тут – уникальный случай работать над собой. И это очень показательно для ребенка. И дает очень мощную поддержку в его занятиях.
У меня подруга так вместе с сыном ставила себе шипящие. После того, как ребенок увидел КАК мама занимается, как старается, то и он подключился.
У нас папа стал внимательнее следить за тем что он говорит. С произношением у него все нормально, а вот с употреблением глаголов, например, бывают проколы.
Кроме того, надо и ребенку помогать в ежедневной речи говорить правильно. Исправлять, но не доводить до истерик и конфликтов – то есть снова искать золотую середину.
Присутствие на занятиях.
Я, честно, не знаю ответа на этот вопрос – нужно или нет. Наверное, тут слишком много разных обстоятельств. Я не бываю. НО! Я прихожу отдельно, без ребенка, и логопед мне все рассказывает и показывает, что не ясно, что не получается и т.п. В этом плане мне легко. Знаю мам, которые просто вынуждены сидеть на занятиях, просто потому, что потом сами не могут разобраться, а что делать дома. Ну, по крайней мере, они так говорят.
Мне кажется, что мамы на занятиях быть не должно. Что бы шла действительно работа один – на один. Что бы деть не отвлекался на маму и показательные выступления для нее. Но вполне допускаю, что это не верно
Как оценить эффективность
Самое первое – ребенок должен нормально идти на занятия. То есть должен быть контакт с логопедом, противостояние толку не даст.
Второе – динамика. Вы сами и ребенок, увидите, есть изменения или нет. К сожалению, чем дольше и глубже проблема, тем медленнее будут успехи. Но тем не менее, они должны быть.
Я сталкивалась с мнением, что большинство проблем решается за 48 занятий. То есть, если 3 раза в неделю – 16 недель(4 месяца), если 2 – 24 (6 месяцев). Но мне кажется, что это какие-то странные цифры. Дело в том, что процесс автоматизации звука – очень длительный. То есть довести речь ребенка до чистой, если были проблемы – очень непросто. При чем не столько логопеду, звуки за такое время, скорее всего, Вам поставят как раз, а именно ребенку – привыкнуть произносить их правильно.
По нашему опыту пока так – 20 индивидуальных и столько же где-то групповых – у нас стали все наши проблемные звуки (а их было много) Но при этом полностью автоматизировались(то есть в простой речи ребенок всегда их произносит правильно) лишь несколько (Р, Ж, Щ), а с дифференциацией еще многоооо вопросов. Но мы спокойно на это реагируем – на все надо время. И у нас оно есть. И мы его плотно используем
Ну, вот, собственно и все