или
Как понять то, что написано в этом подфоруме?Перечитываю свои тексты и понимаю, что наверное примерно 80-85% чтитающих не понимают в них почти ничего, еще процентов 10 не обнаружат для себя ничего нового. И лишь оставшиеся 5-10% и смогут понять, и смогут найти для себя новые знания. Почему так?
Все идет еще из средней школы. А в школе нашей (да и не только российской), увы, печальная ситуация. С одной стороны - большинство учителей - догматики, которые мало того, что не приветствуют вопросы в процессе своих объяснений, что не любят свою работу, свой предмет, детей, так они еще и банально не понимают того, что объясняют, и поэтому боятся "сесть в лужу". С другой стороны не ограниченная детская жестокость (см. например, фильм "Чучело", не потерявший своей актуальности и по сей день). А с третей, изначальная неуверенность в себе маленького человечка.
И результат: уже в первые годы обучения почти поголовно у всех учеников вырабатывается не только неумение задавать вопросы, доходить до понимания в процессе дискуссии, неумение признавать собственные ошибки и радоваться пониманию этих ошибок. Куда хуже - дети просто боятся по своей инициативе что-то спросить, а тем более как-то показать свое непонимание. В результате более 90% выпускников школ функционально неграмотны. Функционально, это значит, что они знают буквы, могут прочесть тексты, но не в состоянии глубоко разобраться в смысле. Они знают физические законы, сложные математические понятия, но умеют применять в лучшем случае 4 арифметических действия (да и то, предпочитают калькулятор, будучи не в состоянии округлять и увидеть ошибку, скажем, на порядок).
Такие люди очень хороши при работе на конвейере. Но беда, когда им доверяется принятие каких-то решений . Увы, интеллектуальное невежество, с ростом человеческих знаний, похоже внедряется в обществе на всех уровнях едва ли не больше, чем было еще сотню лет назад. Ему передаются бразды управления
.
Об этом явлении очень хорошо сказано в
книге Ричарда Фейнмана "Вы, конечно же, шутите, мистер Фейнман!". Там это говорится о Бразилии, но не в меньшей мере применимо и к нынешнему российскому образованию. Найти эти несколько поучительных и нескучных страниц в книге можно, задав поиск текста: "Что касается образования в Бразилии". Рекомендую прочесть!
К чему я это?! На этом форуме люди собрались, в большинстве не знающие друг друга, поэтому
можно не стесняться. Никто не уволит их с работы за некомпетентность. Никто не сможет насмехаться (а если будет - я первый такие сообщения отмодерирую самым жестким образом
). И обсуждаем мы тему животрепещущую для многих. Она им для себя, для собственных детей важна. Так почему же не сыплются вопросы?!
Делаю вывод: Люди привыкли бояться и стесняться заранее
.
Да, конечно, я укажу на ошибки в заданном вопросе и назову вещи своими именами. Это может показаться прямолинейно и жестко
. Но ведь без осознания ошибки невозможно ее исправить. Да, я порой дотошно опишу, в чем глупость того или иного вопроса и как этой глупости избежать. Кому то может даже послышаться раздраженность в моих сообщениях (она есть, не скрою, но это ведь переживание, в том числе и от собственного неумения изложить понятнее
). Но поверьте, в этом нет ничего обидного или унизительного. Более того, честно признаюсь, меня всегда восхищали люди, которые не стесняются, не боятся показаться глупыми или неграмотными. Куда более смешны и неприятны те надутые индюки, которые кивают, делая важный вид и ничего на самом деле не понимая
.
Большого труда мне стоит приучить собственных детей кричать "Стой, не понятно!", как только что-то в объяснениях непонятно. Не стесняться этого крика, но наоборот гордиться им. К этому же призываю и всех читателей моего подфорума
.
Сократ, кажется, сказал: "Я знаю, что ничего не знаю". Вот с этой предельной и неприкрытой самокритичности и начинается познание и миропонимание. Чего уж нам стесняться, если даже великие не стесняются сказать "не понимаю!". Поход за знаниями, если он добровольный, начинается с честного признания себе самому в том, что "не знаю, не понимаю! Но хочу понять!"
Я поленился и очень многие необходимые схемки и эскизы заменил в своих сообщениях словами. Даже у грамотных некоторые из таких оборотов могут вызвать непонимание. Почему же нет уточняющих вопросов?!
Еще раз призываю: задавайте вопросы, старайтесь понять досконально. Тогда и результат будет, и удовольствие от этой информации получите. А самое главное, сможете реально улучшить развивающее домашнее окружение своего ребенка.