Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 2   [ Сообщений: 18 ]
На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Арт-терапия
СообщениеДобавлено: Пн авг 21, 2006 3:17 am 
Обаяние
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс окт 02, 2005 5:25 pm
Сообщения: 2171
Откуда: Москва-Красногорск
Кто знает?
Что знает?
Какая литература есть в сети или вне ее?
Советы? Опыт?
Вообщем все-все-все об этом!

Становится мне эта тема интереснее и интереснее :wink:

Помню, что в какой-то теме уже была речь об этом, поиск не нашел ничего почему-то....

_________________
Проблему нельзя решить на том же уровне, на каком она возникла... (А.Эйнштейн)
Я профессиональный помощник в развитии :) Психолог. Коуч. Тренер. Консультант.

Аленке уже 15 лет!!! Максимусу скоро 8 ;)

Наши странички и Наш отдых. Египет


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн сен 11, 2006 12:44 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 955
Откуда: Владимир
Разбирала завалы вырезок, одна очень интересная попалась, думаю, как раз в тему.
Лечить рисованием.
Кандидат медицинских наук Р. Хайкин.
…Дети всех стран и континентов в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракуль», «головоногов», всем детским рисункам определенного возраста свойственны «прозрачность», «добавочные носы детской логики». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно сходны между собой, что говорит о биологической, внесоциальной природе детского рисования. То же самое доказывает и еще такой интересный факт: подобные особенности рисунков проявляются и у взрослых, которым под гипнозом внушалось, что они дети.

Зачем и почему дети вообще рисуют? Почему все они какое-то время так самозабвенно увлекаются рисованием и отчего интерес к рисованию так внезапно угасает примерно в одном и том же возрасте? Почему существует совершенно явный период детского рисования с очерченным началом и концом, а внутри него происходит смена определенных этапов развития рисунка?

Скорее всего рисование имеет особый, биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование – один из путей выполнения программы совершенствования организма.

В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения, и рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь, - отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули дообразного уровня содержат для их автора вполне конкретную информацию и смысл, и взрослых удивляет, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно укажет, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках, о которых мы упоминали, то они строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до шести лет дети не признают пространственного изображения, рисую только вид спереди или сверху и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. До такой степени, что, даже учась рисованию в кружках, они дома для себя делают изображения, соответствующие их возрастному развитию. Дети их считают правильными. И они вовсе не так безразличны к своему творчеству, как это иногда кажется. Эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется довольно рано, детям нравятся их рисунки больше, чем образец, с которого они срисовывали, хотя некоторые преимущества последнего признаются…

По мнению ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование – это один из видов аналитико-синтетического мышления, что рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный объект, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознание себя в нем. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать, а известный психолог Л.С. Выготский называл детское рисование «графической речью».

Таким образом, будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире и наконец – это важный информационный и коммуникативный канал.

Почему же ребенок перестает интересоваться рисованием? По-видимому, потому, что к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается. Психика переходит к более высокому уровню абстракции, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений. Рисование как бы отбрасывается за ненадобностью, и всерьез побудить взрослого человека - нехудожника к рисованию невозможно…

Работа с рисунками должна вестись с осторожностью и большим тактом. Не должно быть никаких эстетических требований к результату. Пусть художественные достоинства возникнут естественным путем, как приятный сюрприз. Кстати, в условиях внутренней свободы и раскованности они более достижимы и вероятны. Важно снять всякое чувство ответственности, создать атмосферу ненапряженности, безразличия к результату и концентрации только на сюжете и максимальном самовыражении. Именно поэтому состояние нередко улучшается даже при «играх с краской» у тех, кто просто размазывает ил разбрызгивает их, рисует на плохой оберточной бумаге, на старых газетах, без всякой ответственности, без стремления «создать шедевр».
Все чаще специалисты говорят и о применении рисования для профилактики нервно-психических заболеваний. Оно способно снимать нервное напряжение, помочь при бессоннице.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн сен 11, 2006 12:55 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm
Сообщения: 591
Откуда: Израиль, Нагария
Елена Анатольевна, что такое «добавочные носы детской логики»?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн сен 11, 2006 1:04 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 955
Откуда: Владимир
Интересное выражение, но расшифровки не было. Я те места, где было про детей просто перепечатала, как есть. Вероятно, имеется в виду то, что детская логика сильно отличается от взрослой и для ребенка его рисунок вполне логичен, хотя объяснить это он не всегда может.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн сен 11, 2006 1:11 pm 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб июл 08, 2006 9:15 am
Сообщения: 73
Откуда: Томск
Арт-терапия - не только для детей! :) Попробуйте, может, кому-то, как и мне поможет лепка. Ещё со школы успокаивает, помогает сосредоточиться, особенно, если кажется, что ничего не успеваешь и мир настолько хаотичен вокруг, что никогда с ним не справишься... Ребенок спит - а ты лепишь: сады, зверушки, под Битлз - Леннон хорошо выходит :oops:

_________________
Cоня родилась 14 августа 2005 года


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн сен 11, 2006 1:13 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm
Сообщения: 591
Откуда: Израиль, Нагария
Понятно. Ещё вопрос.
"И они вовсе не так безразличны к своему творчеству, как это иногда кажется"
Почему дети мнут рисунки?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт сен 12, 2006 5:05 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб июл 08, 2006 9:15 am
Сообщения: 73
Откуда: Томск
Елена Анатольевна, детские рисунки - "графическая речь". Как их прочитать у малышей?

_________________
Cоня родилась 14 августа 2005 года


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт сен 12, 2006 10:12 am 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 955
Откуда: Владимир
Разделила на абзацы, так легче восприниматеся.
Я не специалист по рисованию, просто попалась интересная статья, вот я и подумала, может это будет интересно не только мне. Могу ответить только из своего опыта. Я вообще-то поступаю хитро. Если кто хочет заниматься рисованием - отправляю к совершенно замечательному педагогу, своей хорошей знакомой. Она художник и давно занимается с детьми, даже совсем маленькими. Вначале сказки и просто мазня, но по прошествии лет такие шедевры выдают все абсолютно дети, и талантливыи и даже совсем не способные. Так что от преподавателя, вернее даже от личности зависит очень многое.
Я думаю, что дети должны рисовать для процесса, а не для выставки и складывания в папочку. Ребенок может с помощью рисунка выплеснуть каки-то негативные эмоции, понять что-то для себя, выразить страхи. В этом случае, он очень даже по НЛП поступает, когда мнет и выбрасывает рисунок. Дети ведь намного мудрее нас со всеми нашими знаниями. Если это не игра, значит ребенку это в этот момент просто необходимо.
Meandra, а зачем Вам читать детские рисунки. Если это тест, то для его расшифровки есть специальная литература, мы это уже где-то обсуждали, а если это просто рисунок. Мой вообще любил просто играть с красками, никак не называя, там были одни эмоции и это ему страшно нравилось. Столько извел красок и бумаги, но это было очень важно для него. Мы только во втором классе занялись обучением рисованию и ему этого уровня хватает.

А на счет важности и красоты. Я проводила однажды такой эксперимент. Был образец, ребенок, мама и я срисовывали. Потом я спрашивала, какой самый красивый, точный... Большинство детей считало, что их рисунок лучше всех, но дети, которые говорили, что мамин лучше, были как правило сильно подавляемы мамами и просто боялись высказать свое мнение. Никто не называл образец и совершенно не котировался мой рисунок. Можете попробовать. Но вы должны так обставить, чтобы ребенок не боялся высказывать свое мнение.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт сен 12, 2006 10:04 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 21, 2005 1:27 am
Сообщения: 8511
Откуда: Рига-Малага, Испания
Вот ссылка на статью посвященную арт-терапии:

http://edu.rin.ru/html/898.html

а вот арттерапия для взрослых - снятие стресса

http://www.no-stress.ru/cgi-bin/page.pl?id=125

немного о детской арт-терапии от психолога Полины Гавердовской:

http://gaverdovskaya.ru/public/child/story215.htm

сборник статей по арт-терапии (серьезные, профессиональные вещи):

http://profy.mental.ru/spmat/art/articles.php


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср сен 13, 2006 12:20 am 
Обаяние
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс окт 02, 2005 5:25 pm
Сообщения: 2171
Откуда: Москва-Красногорск
Елена Анатольевна, Аленка, спасибо вам!!! Информации много очень.

Шапокляк писал(а):
Почему дети мнут рисунки?

вполне логично, ели рисунок не ради результата, а ради процесса. Оссобенно, если эмоции выплескиваются.

_________________
Проблему нельзя решить на том же уровне, на каком она возникла... (А.Эйнштейн)
Я профессиональный помощник в развитии :) Психолог. Коуч. Тренер. Консультант.

Аленке уже 15 лет!!! Максимусу скоро 8 ;)

Наши странички и Наш отдых. Египет


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср сен 13, 2006 12:37 am 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт окт 21, 2005 6:34 pm
Сообщения: 1418
Откуда: Москва, Кантемировская
Вообще-то у меня в колледже целый курс был по арт-психологии. :)
Но как-то тогда не впечатлил. :oops:
Хотя я считаю, что вполне можно "лечить" искусством!
Сюда входят и рисование, и лепка, и песочная терапия, и стихи, музыка... ВСЕ! Причем, приветствуются разные средства и способы выражения!
Одна из хороших книг на эту тему В.Оклендер "Окна в мир ребенка".

Вот моя подруга сейчас, например, учится песочной терапии и работает по ней. :roll:

_________________
Мои дети: Ульяна (2004), Савелий (2009), Наталья(2014).
Игры, пособия для Ульянки и книги


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср сен 13, 2006 1:04 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср окт 19, 2005 8:29 pm
Сообщения: 496
Откуда: Великий Новгород
А у нас с Алиной есть опыт лечения арт-терапией. Это было позапрошлой зимой, Алине был 1 год 10 мес. На нас с ней напала большушая собака, которая убежала от хозяина и потерялась. Она нас не успела тронуть - подоспела помощь - но пока она на нас лаяла и скалилась я сама здорово струхнула, а Алинка (еще и мой страх почуяв) закатила истерику и долго не могла успокоиться. После этого как по накатанной: сначала боялась уходить со двора, потом гулять со мной, потом вообще гулять. при каждом выходе из дому нещадно лизала губы. А под конец начались проблемы с горшком на нервной почве.
Я пошла с ней к детскому психологу и нам посоветовали арт-терапию в любом виде. У нас было рисование и ролевые игры. Обыгрывалась наша ситуация, но с хорошим исходом (придумывалось множество). Потом это стало театром (Алинкина страсть).
Нам помогло. Собак не боимся. И, надеюсь, глубокого следа в детском сознании эта итория не оставила.

_________________
Мои доченьки: Алина (24 марта 2003 г.) и Юля (30 марта 2006 г.)
Наш домик


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср сен 20, 2006 10:57 am 
Любитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн сен 11, 2006 2:28 pm
Сообщения: 49
Откуда: Иерусалим, Израиль
Очень рекомендую на эту тему Елену Макарову. Она просто гений. Пишет простые и очень душевные книги, из которых можно извлечь много полезного и даже изменить подход ко многому. Книга "освободите слона" даже есть уже тут на форуме. Стоит почитать!


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт сен 21, 2006 11:21 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 21, 2005 1:27 am
Сообщения: 8511
Откуда: Рига-Малага, Испания
Наткнулась на забавную статью. Она правда скорее на тему цветотерапии. Но все равно, вот ссылка:

http://health.mpei.ac.ru/ColorTer.htm


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср май 23, 2007 8:43 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт дек 07, 2006 8:20 pm
Сообщения: 192
Дети мнут бумагу потому, что у них просто такой возраст взаимодействия с бумагой. Они ее рвут и мнут. И наблюдают...

_________________
Бог дал - Бог взял


Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 2   [ Сообщений: 18 ]
На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group