Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ 1 сообщение ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Всемирный день цыган - 8 апреля
СообщениеДобавлено: Вт апр 08, 2008 2:25 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Пн фев 04, 2008 4:29 pm
Сообщения: 565
Откуда: Москва, Новогиреево
Всемирный день цыган
Изображение

http://www.zigane.pp.ru/index.html - большущий сайт про цыган (история цыган - книги и статьи, этнография - книги, статьи, доклады, мифы о цыганах, проза и поэзия, музей - живопись и графика, пляска, гадание и многое другое)

* Отпразднуйте с малышом этот праздник – не важно, что у нас национальность другая, зато это весело, пестро и залихвастски :)
* Можно устроить цыганский дом моды: приветствуются юбки клеш до пола, платки головные пестрых расцветок, отрезы ткани побольше, бусы, браслеты, крупные серьги и клипсы :) А для ребят красные рубахи и яркие пояса.
* Можно построить цыганскую палатку из коробок, тех же отрезов ткани, пледов, занавесок и прочего, а также стола, шкафа, полок – кто на что горазд :)
* Так же можете построить кибитку – тоже из коробок, стола, отрезов ткани, пледов и прочее, а лошадкой побудет мама или папа :)
* http://www.zigane.pp.ru/images/kniga/322.jpg - раскраска
http://lnonline.ru/img/illus/406/img17.jpg - раскраска
http://turkolog.narod.ru/images/crt-10-11.GIF - раскраска


ЦЫГАНСКАЯ КУХНЯ:
Кухня цыган очень проста. Чаще всего цыгане употребляют курицу, баранину, говядину. Особенно любят супы из свеклы, квашенной капусты. Им также нравятся блюда из картофеля. Как и каждый народЦыгане имеют и свои национальные блюда. С давних времен цыгане жили в лесу или около него, поэтому они питались на охоте пойманными зверями- зайчатиной, кабаниной и др. Популярны и блюда из грибов. ЕЖ - особенное национальное блюдо цыган, которое надо уметь приготовить. Более вкусное блюдо- тушеный еж с грибами.Цыгане любят острую пищу, однако в приготовлении своих блюд они используют и заячью капусту, укроп и т.д.Особенно полезны блюда, приготовленные на жиру ежа.Классической цыганской кухни не существует, но их принципы приготовления пищи близки к венгерской, румынской и частично к болгарской кухне. Цыгане впитывают кулинарные традиции той страны в которой родились.

Фасоль по-цыгански, Красная фасоль 850гСоус "Цыганский" 250г, Лук репчатый 3-4 крупные головки, Растительное масло 3ст.л .
1/Луковицы разрезать вдоль и порезать соломкой, спассеровать на сковороде на растительном масле до золотистого цвета, но так, чтобы был слишком мягким. 2/Добавить соус и фасоль, довести до кипения, посолить и поперчить по вкусу. 3/Подавать в горячем виде как гарнир к мясу или в холодном виде как закуску.

СТИХИ:
Цыганы (А.С. Пушкин)
Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле;
Всё живо посреди степей:
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И песни жен и крик детей
И звон походной наковальни.
Но вот на табор кочевой
Нисходит сонное молчанье
И слышно в тишине степной
Лишь лай собак да коней ржанье.
Огни везде погашены.
Спокойно всё: луна сияет
Одна с небесной вышины
И тихий табор озаряет...

В цыганском таборе (В.Я. Брюсов)
У речной изложины -
Пестрые шатры.
Лошади стреножены,
Зажжены костры.
Странно под деревьями
Встретить вольный стан -
С древними кочевьями
Сжившихся цыган!
Образы священные
Пушкинских стихов!
Тени незабвенные
Вяземского строф!
Всё, что с детства впитано,
Как мечта мечты, -
Предо мной стоит оно
В ризе темноты!
Песнями и гулами
Не во сне ль живу?
Правда ль, - с Мариулами
Встречусь наяву?
Словно сам - в хламиде я,
Словно - прошлый век.
Сказку про Овидия
Жду в толпе Алек.
Пусть кусками рваными
Виснут шали с плеч;
Пусть и ресторанами
Дышит чья-то речь;
Пусть и электрический
Над вокзалом свет!
В этот миг лирический
Скудной правды - нет!

За цыганской звездой (Редьярд Киплинг) Перевод Г. Кружкова
Мохнатый шмель - на душистый хмель,
Мотылек - на вьюнок луговой,
А цыган идет, куда воля ведет,
За своей цыганской звездой!
А цыган идет, куда воля ведет,
Куда очи его глядят,
За звездой вослед он пройдет весь свет -
И к подруге придет назад.
От палаток таборных позади
К неизвестности впереди
(Восход нас ждет на краю земли) -
Уходи, цыган, уходи!
Полосатый змей - в расщелину скал,
Жеребец - на простор степей.
А цыганская дочь - за любимым в ночь,
По закону крови своей.
Дикий вепрь - в глушь торфяных болот,
Цапля серая - в камыши.
А цыганская дочь - за любимым в ночь,
По родству бродяжьей души.
И вдвоем по тропе, навстречу судьбе,
Не гадая, в ад или в рай.
Так и надо идти, не страшась пути,
Хоть на край земли, хоть за край!
Так вперед! - за цыганской звездой кочевой -
К синим айсбергам стылых морей,
Где искрятся суда от намерзшего льда
Под сияньем полярных огней.
Так вперед - за цыганской звездой кочевой -
На закат, где дрожат паруса,
И глаза глядят с бесприютной тоской
В багровеющие небеса.
Так вперед - за цыганской звездой кочевой -
На свиданье с зарей, на восток,
Где, тиха и нежна, розовеет волна,
На рассветный вползая песок.
Дикий сокол взмывает за облака,
В дебри леса уходит лось.
А мужчина должен подругу искать -
Исстари так повелось.
Мужчина должен подругу найти
Летите стрелы дорог!
Восход нас ждет на краю земли,
И земля - вся у ваших ног!

Цыгане поют (Эдуард Асадов)
Как цыгане поют - передать невозможно.
Да и есть ли на свете такие слова?!
То с надрывной тоскою, темно и тревожно.
То с весельем таким, что хоть с плеч голова!

Как цыгане поют? Нет, не сыщутся выше
Ни душевность, ни боль, ни сердечный накал.
Ведь не зря же Толстой перед смертью сказал:
- Как мне жаль, что я больше цыган не услышу!
За окном полыхает ночная зарница,
Ветер ласково треплет бахромки гардин,
Жмурясь сотнями глаз засыпает столица,
Под стихающий рокот усталых машин...
Нынче дом мой как бубен гудит молдаванский:
Степь да звезды! Ни крыши, ни пола, ни стен...
Кто вы, братцы: друзья из театра "Роман"
Или просто неведомый табор цыганский?!
Ваши деды в лихих конокрадах ходили,
Ваши бабки, пленяя и "Стрельну" и "Яр"
Громом песен, купцов как цыплят потрошили
И хмелели от тостов влюбленных гусар!
Вы иные: без пестрых и скудных пожиток,
Без колоды, снующей в проворных руках,
Без костров, без кнутов, без коней и кибиток,
Вы в нейлоновых кофтах и модных плащах.
Вы иные, хоть больше, наверное, внешне.
Ведь куда б ни вели вас другие пути,
Все равно вам на этой земле многогрешной
От гитар и от песен своих не уйти!
Струны дрогнули. Звон прокатился и стих...
И запела, обнявши меня, точно сына,
Щуря взгляд, пожилая цыганка Сантина
Про старинные дроги и пару гнедых.
И еще, и еще! Звон гитар нарастает,
Все готово взлететь и сорваться в ничто!
Песня песню кружит, песня песню сжигает,
Что мне сделать для вас? Ну скажите мне, что?!
Вздрогнув, смолкли веселые струны-бродяги.
Кто-то тихо ответил смущенно почти:
- Золотой, ты прочти нам стихи о дворняге.
Ну о той, что хозяин покинул, прочти!
Май над миром гирлянды созвездий развесил,
Звон гитар... дрожь серег... тополиный дурман...
Я читаю стихи, я качаюсь от песен,
От хмельных, обжигающих песен цыган!
Ах вы, песни! Ах други чавалэ-ромалэ!
Что такое привычный домашний уют?
Все ничто! Все качнулось на миг и пропало,
Только звезды, да ночь, да цыгане поют!
Небо красное, черное, золотое...
Кровь то пышет, то стынет от острой тоски
Что вы, черти, творите со мною такое!
Вы же сердце мое разорвали в куски!
И навек, и навек эту радость храня,
Я целую вас всех и волненья не прячу!
Ну, а слезы - за это простите меня!
Я ведь редко, товарищи, плачу...

Рома (Георгий Цветков)
Во сне дороги – словно реки. Кибитка кораблем плывет,
И шумный гомон пестрых юбок за той повозкою идет.
Лишь в такт шагов звучат мониста, неведомый огонь в глазах …
Мать, прижимающая сына, мальчишку смуглого в слезах.
Всевышний Бог им дал приволье, вольны как птицы в небесах,
Но им хотелось тяжесть будней забыть в своих тревожных снах.
По миру словно ураганом они разбросаны навек,
Идет за конною упряжкой с кнутом усталый человек.
Лишь Богу одному известно, где будет завтра сей народ,
Цыган и сам не замечает, какой дорогою идет.
А может, Божье провиденье поможет счастье им найти,
И будет не нужна дорога, и будет некуда идти.

Первое упоминание о цыганах датировано 1501 годом, когда цыганский вожак Василь получил охранную грамоту от литовского князя Александра Казимировича.
Для сохранения самобытности и культуры этого кочевого народа в 1971 году в Лондоне был создан Международный союз цыган.

Цыгане как нация
Цыгане — это многоликий и разнообразный народ, вмещающий в себя целый ряд субэтносов. Это нация, разбросанная по всему миру, чьи представители принадлежат к различным религиозным конфессиям и даже говорят на разных языках.

Как у всех наций, у цыган есть национальный праздник, флаг и гимн.
Национальный праздник цыган — 8 апреля, это день всех цыган мира. Этот праздник был утверждён в Польше в 1990 году на четвёртом всемирном конгрессе цыган, в честь первого конгресса, прошедшего в Великобритании в 1971 году, 8 апреля.
Флаг цыган разделён на две горизонтальных полосы. Верхняя, синяя, символизирует небо; нижняя, зелёная — траву, поля. В центре флага располагается красное восьмиспицевое колесо, которое одновременно символизирует собой традиционное кочевье и «вечное кочевье духа». Кроме того, оно напоминает рисунок чакры, намекая на индийское происхождение цыганского народа.
Изображение

* Теперь самое время нарисовать красками цыганский флаг :)

Гимн цыган называется «Джелем, джелем»

* А сейчас пуститься в пляс по гимн цыган :)

Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса,
Маладилэм бахталэ ромэнса,
Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса,
Маладилэм бахталэ ромэнса.
Ай, ромалэ, ай, чавалэ!
Ай, ромалэ, ай, чавалэ!
Ай, ромалэ, катар тумэн авэн
Лэ церенса бахталэ дромэнса
Ви ман сас у бари фамилия
Тай мудардя э кали легия.
Авэн манса са лумиакэ рома,
Кай путайлэ лэ романэ дрома,
Акэ вряма — ушти ром акана
Амэ сутаса мишто кай кэраса.
Ай, ромалэ, ай, чавалэ!
Ай, ромалэ, ай, чавалэ!
Ехал я, ехал долгими дорогами,
Я встречал счастливых цыган.
Ехал я, ехал долгими дорогами,
Я встречал счастливых цыган.
Ай, цыгане, ай, ребята.
Ай, цыгане, ай, ребята.
Цыгане, откуда вы едете
С шатрами по счастливым дорогам?
Прежде была у меня большая семья,
Да убили её Чёрные Легионы…
Идёмте со мною, цыгане всего мира,
Открыты цыганские дороги!
Время пришло цыганам подняться,
Высоко мы поднимемся, если будем действовать.
Ай, цыгане, ай, ребята.
Ай, цыгане, ай, ребята.

В цыганском гимне отображена душа народа, стремление к счастью, к вечному пути (реальному или духовному), к свободе, к объединению, а также наша память, упоминается одно из самых страшных событий нашей истории, Кали Траш — массовое убийство фашистами цыган.
Цыганский язык состоит из множества удивительно различных наречий, которые объединяет то, что все они являются производными от санскрита, имеют практически одинаковую грамматику и много родственных слов.
Как у каждой нации, у цыган есть своя шкала ценностей. Основными цыганскими ценностями, в порядке значимости, являются: Семья, Профессиональная успешность, Религия.
Трепетное отношение к такой ценности, как семья, выражается в любви к детям, уважении к старшим членам семьи, признании интересов семьи выше личных, и многими другими способами, слегка различающимися у разных цыганских народностей.
Профессиональная успешность, независимо от выбранной профессии, является также очень важной ценностью. Есть два способа её продемонстрировать: богатство, достаток (ведь доход напрямую зависит от профессиональной успешности, чем лучше знаешь своё дело, тем он выше) и слава. Слава тем более ценна, что для цыгана очень важно одобрение общества, что всегда способствовало успешной интеграции в нецыганское общество при нормальном отношении общества гаджен к цыганам.
Религия для цыгана важнее, чем это обычно думают и рассказывают нецыгане. Отношение цыган к вере выявилось в годы гонения религии Советской властью. Цыган, отринувших Бога, можно было сосчитать по пальцам, в то время как остальное население страны активно атеизировалось. Теперь этот разрыв в вере между цыганами и гадже (традиционное название нецыган также имеет, как видим, профессиональное происхождение и происходит от слова «крестьянин», «земледелец») уменьшается.
Уникальность цыган ещё и в том, что цыгане — сознательно нетерриториальная нация. Нас объединяет не страна проживания, а наш романипэ — цыганский дух. Романистан — не место, а люди.

Романыпэ в пословицах и поговорках русских цыган
Пословицы и поговорки — один из традиционных способов хранения народной мудрости. В коротких, но очень ёмких фразах наши предки сумели описать и цыганский закон, и цыганский дух, и меткие житейские наблюдения, которые могут пригодиться потомкам.

Представленные здесь народные афоризмы были любовно собраны в цыганских домах Ингой Михайловной Андрониковой, женщиной, всю свою жизнь посвятившей изучению и сохранению культуры цыганского народа. Сейчас кажется диким, но за утверждения, что у цыган есть своя, очень богатая культура, за изучение и описание этой культуры в советское время Инга Михайловна подверглась гонениям и травле со стороны властей.

Вот как описывает народная цыганская мудрость романыпэн, на примере нескольких пословиц (рядом с переводом описывается смысл афоризма):
* Вы можете объяснить своими словами малышу эти цыганские мудрости

Бар зорало, а ромэнгиро ило зоралэдыр.
«Камень крепок, а цыганское сердце крепче». Цыгане выносливы благодаря стойкому духу.

Конэстэ рат шылало, одова нанэ ром.
«У кого кровь холодная, тот не цыган».

Рома нанэ клопы, нанэ лыкха, исы пэскири лачэ дела.
«Цыгане не клопы или гниды, у них есть свои хорошие дела».

Ром на сбандёла, подыкхэла, сыр вавир дживэна.
«Цыган не окривеет, посмотрев, как другие живут». Цыгане завистью не болеют.

Конэстэ екх жыла, а ромэстэ дуй.
«У кого одна жила, а у цыгана две». Цыган вынослив от природы.

Сыр на накхарпэ, манушэса ячпэ.
«Как ни называйся, человеком оставайся». Человеком надо оставаться всегда.

Романы яг сарэнгэ бикхэрэнгиро свэтинэла.
«Цыганский костёр всем бездомным светит». Закон гостеприимства свят для цыгана.

Ромэстэ пэскирэ кругом пэ свэто.
«У цыган родня кругом на свете». Цыгане по всему свету живут, все цыгане братья.

Дэ сави строна на гэян, везде пэскири семья ластя.
«В какую страну ни пришёл, везде свою семью нашёл». То же значение, что у предыдущего афоризма.

Ромэстэ шэл чиба, а корнё екх.
«У цыган языков сто, а корень один». Различия между цыганами не повод забывать о родстве.

Китык рома, дакитык обычае.
«Сколько цыган, столько обычаев».

Са амарэ ромэндэ, со чюжонэндэ — рат екх цвэто.
«Что у наших цыган, что у чужих — кровь одного цвета».

Состав республики Романистан
Романистан — республика, которую не найдёшь на картах. Её территория пролегает не по земле, а по душам людей. Эти люди раскиданы по половине света: Европе, Ближнему Востоку, Средней Азии, Северной Африке, обеим Америкам… Эти люди — мы, цыгане.

Почему Романистан?
Потому что большую часть цыган составляют цыгане, называющие себя рома (или ррома). Именно цыгане-рома чаще всего в сознании гаджен представляют цыган мира, и больше всего известна миру опять же художественная культура ромэн. В наше время слово «рома» также принято использовать как собирательное для всех цыган мира (чтобы не перечислять все группы одну за другой).
Рома живут на территории бывшего СССР, в Европе, в Америках и немного и недавно на Ближнем Востоке.
Кроме рома, бывают цыгане-синти (Западная Европа), цыгане-дом (Палестина), цыгане-мугат (их ещё называют люли, живут в Средней Азии), цыгане-лом (Армения) и кое-какие другие.

Почему республика?
Потому что в большинстве своём цыгане тяготеют к демократии. Каждый цыган — ценен и уважаем, каждый цыган — личность, и лишь профессионализм и мудрость дают возможность возвыситься над другими, но не наследственный титул. Все «должности» у цыган исключительно выборные. Иногда выбор негласный, а иногда — вполне официальный; так, некоторые цыгане Украины выбирали своего представителя, т.е. человека, на плечи которого ложится ответственность за связь между цыганами и внешним миром, а также решение некоторых административных проблем, путём самого обычного тайного голосования, на котором даже присутствовали независимые наблюдатели и журналисты.
Есть и романтики, которые мечтают о цыганском королевстве… но эти идеи идут вразрез с цыганской натурой и потому нежизнеспособны.
Романистан — страна свободы и потому может быть только республикой.

Нет наследных титулов? А как же цыганские династии?
Цыганские династии — это цыганские семьи, давшие Романистану множество выдающихся представителей, прославленные семьи. Никто не назначает какую-то семью династией. Она сама в неё превращается. Если семья даёт много замечательных, знаменитых людей, значит, у неё есть свой хороший метод воспитания, свой особенный дух, и за это её уважают. Ничего общего с уважением к аристократическим династиям.

Подробнее о национальном составе Романистана.
Как мы сказали, национальный состав республики Романистан не вполне однороден. Его гражданами являются представители различных родственных между собою цыганских народностей. Мы уже перечислили несколько больших цыганских групп: рома, синти, дом, лом, мугат. А есть ещё кале (Испания, Португалия, Латинская Америка, Финляндия) и трэвеллаз, или трэвеллерс (результат давнишнего смешения британских бродячих ремесленников-тинкеров и цыган-рома). Группы различаются порой так сильно, что республику, пожалуй, можно назвать многонациональной.

Рома
Рома говорят на «романи чиб», языке, ведущем своё происхождение от санскрита. «Романи чиб» — язык индоарийской семьи, то есть родня всем языкам, произошедшим от санскрита. На него, например, похож современный индийский язык хинди. Когда мы используем такие слова, как яґ, кан, пхув, бала, тэ камэс, гилы и многие другие, мы пользуемся наследием языка ариев. Также, цыганский язык устроен очень похоже на санскрит по своей грамматике.
Большая группа состоит из нескольких малых групп, чьи языки и культуры отличаются друг от друга примерно так же, как русские, белорусские и украинские языки и культура отличались друг от друга в 19 веке.
Самая географически распространённая малая группа в составе ромэн — котляры, или ,b>кэлдэрары, что одно и то же. Их название происходит от профессии: предки котляров были ремесленниками-лудильщиками, и лудили, в числе прочего, котлы. Именно благодаря котлярам появился современный национальный цыганский костюм, который известен всему миру. Котляры — очень консервативны, стараются буквально следовать букве цыганского закона и цыганских традиций. До сих пор они стараются брать работы, связанные с ремонтом и работой по железу. Правда, знаменитостей среди работяг-кэлдэраров маловато. Но зато самый-самый знаменитый цыганский писатель, Матео Максимов, был именно кэлдэраром; недавно в России появился новый котляр-писатель, Олег Петрович. Петрович — это фамилия. В России же писала и Ольга Деметер-Чарская, причём как на русском, так и на цыганском языке.
Другая «малая» группа, чей язык в России часто используется для общения между цыганами разных групп — руска рома. Эти цыгане являются потомками польсконэ ромэн, которые, в свою очередь, отделились когда-то от немецких цыган. До сих пор в языке русконэ ромэн можно найти немецкие слова. Получается, что русские цыгане — родичи современным синти.
Предки русконэ ромэн объявились в России 300 лет и получили разрешение властей на проживание и работу. Традиционно, руска рома были певцами, артистами, конеторговцами. Кочевые русские цыгане также нанимались на крестьянские работы — пахали на своих конях. Иногда это было платой за зимний постой. Вообще кочевые русские цыгане были очень дружны с русскими крестьянами, между ними всегда существовала взаимопомощь.
Сейчас круг их занятий намного разнообразней, русских цыган можно встретить в автосалоне, в школе, на стройке, в больнице, в научно-исследовательском институте… Но любовь к искусству в их крови осталась. Руска рома долгое время считались «военными» цыганами. Чтобы избежать гонений, их предки в Германии и Швеции уходили служить в армию или при армии: семьи военнослужащих там не трогали. После переезда в Россию этот обычай также сохранился. Во время войны 1812 года руска рома охотно и очень щедро спонсировали российскую армию, а некоторые цыгане ушли служить в армию или при армии, показав готовность защищать страну, ставшую им за 100 лет родной и любимой. Среди знаменитостей из ряда русских цыган можно назвать, например, артистические династии Бузылёвых, Панковых, Васильевых, Бауровых, Ильинских и многих других. На культуру русских цыган ориентируются многие цыгане России.
Имели привычку к армии и сэрвы (Украина). Некоторые молодые сэрвы успешно служили в казаках. Сэрвы-кузнецы часто обслуживали войска. Также сэрвы знамениты своей образованностью, которая считается даже выше, чем у русконэ ромэн.
Сейчас занятия сэрвов так же разнообразны, как у русска рома. Среди знаменитых сэрвов — Николай Сличенко, «главный цыган СССР» и руководитель театра «Ромэн», а также музыкальная династия Эрденко. Стоит упоминания также и Юрий Иваненко, поставивший себе целью создать переводную литературу для цыганских детей с тем, чтобы они имели возможность учиться читать на родном языке.
Ловари, цыгане, расселившиеся из Венгрии по всему миру, славятся своим богатством и стремленьем быть на гребне моды. Автомобили, компьютеры, мобильные телефоны, престижные колледжи — вот их стихия. Быть современными, оставаясь цыганами — вот их девиз. Ловарей легко представить кочующими по космосу на суперновых космических кораблях, с бластерами наперевес (не для того, чтобы кого-то подстрелить, а для завершённости костюма… ловари очень любят одеваться стильно).
Крымы (кырымитка рома) — горделивы и импульсивны. По горячности их можно сравнить с их бывшими соседями, крымскими татарами, и потому большое счастье, что у них проходит мода носить с собой ножи… Так и хочется пририсовать крыму папаху, бурку и кинжал, словно кавказскому джигиту. Если брать славян, то крымы для цыган — что казаки для русских. Вроде и свои ребята, а вызывают опасение. В прежние времена крымы были отличными кузнецами (сейчас, говорят, кузнецкие рода переключились на автосервис) и торговцами (эта профессия со временем сильно не меняется, так что и она осталась). Живут крымы на всей территории бывшего СССР, тяготеют к большим городам. Среди знаменитых крымов — артистическая династия Оглы (правда, эту фамилию носят несколько семей, что вносит известную путаницу…).
Кроме перечисленных выше, есть ещё и другие рома: влахи, кишинёвцы, урсары, лотфитка рома, польска рома, плащуны и многие-многие другие.
Цыгане. Неизвестный геноцид
В течение столетий на территории Европы было два крупных национальных меньшинства — евреи и цыгане. Если положение еврейского населения достаточно хорошо изучено, то история цыган продолжает оставаться уделом немногих специалистов, хотя и она содержит немало поучительных эпизодов.
Споры о происхождении цыган длились долго. Последнее время большинство учёных сходилось на том, что цыгане пришли в Азию и оттуда в Европу из Индии. И сегодня европейские цыгане без большого труда понимают индийские фильмы на санскрите, а уж после генетических исследований все сомнения в этой версии пропали. Уникальные гены-маркеры, характерные для индусов, также характерны и для цыган.
По одной из гипотез, предки цыган были среди бродячих артистов и ремесленников, кочевавших между дворами индийских махарадж. Тысячу працыган где-то в VI веке — и эта легенда опять подтверждается генетиками — один индийский правитель подарил персидскому правителю; в «Шахнаме» они названы «лури». Уже из Персии «лури» постепенно расходятся на Восток и Запад. В 12-13 веке цыгане появляются в Византии. Византийские императоры предоставляют им привилегии и в течение почти двух столетий цыгане мирно живут на территории угасающей империи. Документы упоминают о них редко, в основном в чсвязи с их профессиональной деятельностью, что свидетельствует об отсутствии каких-либо серьезных конфликтов между переселенцами и местным населением (а также и властями). Большинство цыган, по-видимому, занималось ремеслом. Согласно грамотам, полученным ими на Пелопонессе в 1378 г. и на острове Крит в 1386 г. цыгане зарекомендовали себя как искусные мастера по металлу. Кроме этого они так же изготовляли кожаные ремни, седла, гадали и давали музыкальные и театральные представления.
Кризис и распад Византии тяжело ударил по цыганским общинам. Спасаясь от бесконечных войн, сопровождавших завоевание Балкан турками, цыгане постепенно стали переселяться вглубь европейского континента. В 1417 г. цыгане впервые появились в Трансильвании. В 1417 г. они достигли Франции, в 1425 г. — Испании, в 1500 г. — Шотландии.
Часть цыган всё же осталась на родине и живёт там посейчас.
На первых порах цыгане встретили радушный приём. Они были христианами, а расхождения между православной и католической церковью в то время были незначительны, что позволило цыганам безболезненно стать католиками, и поэтому они лишь в исключительно редких случаях подвергались гонениям со стороны инквизиции. Европейские короли предоставили им охранные грамоты. Так французский король Франциск I (1494-1547 гг.) повелел своим служащим оказывать всяческое содействие Антуану Морелю «своему любимому капитану Малого Египта», не препятствовать его табору, и даже предоставлять ему место для ночлега. Цыганским вожакам было предоставлено исключительное право суда над своими таборами. Английский король Генрих VI (1421-1471 гг.) повелел судить цыган особыми судами, где половина присяжных состояла из цыган, а половина из англичан.
Итак, на первых порах цыгане успешно нашли свою нишу в Европе. Интересно, что в Англии цыгане постепенно смешались с местными бродячими ремесленниками и артистами — «тинкерами», и стали называться единым термином — «тревелерз» (путешественники). По сути дела цыгане стали своеобразной нацией-сословьем бродячих ремесленников и артистов. Трудно не усмотреть здесь параллелей с историей европейских евреев, которые обосновались в Европе при аналогичных обстоятельствах (переселившись в Европу в эпоху раннего средневековья из района Средиземного моря), и, по мнению историка-марксиста Аврама Леона, стали торговой нацией-классом.
Однако «золотой век» цыган в Европе был недолог. С конца 15 в. в странах континента начинают приниматься антицыганские законы. Согласно официальным документом причиной возникновения подобного законодательства были «дурные качества цыган», их мошенничество и преступность. Но, зная об аналогичных мотивировках антиеврейских законов, мы должны отнестись к ним с осторожностью, и попробовать понять, почему правители Европы сменили по отношению к цыганам милость на гнев.
Цыгане стали одной из первых жертв формирующегося в Европе капиталистического способа производства. Можно легко заметить параллель между судьбой цыган и трагической участью жертв «огораживания» в Англии. Мелкое ремесло и фермерство уничтожалось, а появившиеся «новые нищие» представляли из себя слишком опасный социальный элемент, с чьим существованием можно было бы мириться. Английской бедноте, изгоняемой со своей земле, властями предлагалось только две альтернативы — работать за гроши на мануфактурах или отправляться на виселицу. Как известно жертвами законов «против бродяг» стало до двух процентов населения Англии. Цыгане, мелкие бродячие ремесленники и артисты, стали жертвами этой новой политики. Для нарождающегося капитализма они были не нужны, а следовательно, обречены на уничтожение, подобно североамериканским индейцам. Если сравнить гонения на евреев и на цыган, то можно заметить, что преследование последних было гораздо более жестоким и последовательным. Если вопрос об изгнании евреев каждый раз вызывал большие споры среди правящей феодальной верхушки (как это было, например, в Португалии), то цыган обрекали на изгнание и смерть без всяких проблем, несмотря даже на то, что они были христианами - они просто не представляли никакой выгоды для высших классов.
С 15 по 18 в. в Европе было принято 148 антицыганских законов. Самые жестокие из них принимались в протестантских странах: Германии, Англии и Скандинавии. Самое толерантное отношение к цыганам было в таких отсталых странах как Турция и Россия. Английский закон от 1554 г. предписывал смерть для всех цыган мужского, а так же для «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». Можно предположить, что последние дополнение было направлено против «тинкеров», о которых мы писали выше. Уже в 1557 г по этому закону были казнены семь англичан и одна англичанка. В Швеции закон от 1637 г. предписывал казнить всех мужчин цыганской национальности. Фридрих Прусский пошел ещё дальше и в 1725 г. приказал казнить всех цыган старше 18 лет, невзирая на пол. В графстве Рейн «всех встреченных в рейнских землях цыган полагается расстреливать на месте». Закон Майнца от 1714 г. предписывал казнь всех цыган мужского пола и порку и клеймение калёным железом женщин и детей. В Габсбургской империи цыгане были поставлены вне закона эдиктом императора Леопольда I. Император Карл VI в 1721 г. приказал вешать и мужчин, и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали.
Все эти драконовские законы приводились в жизнь. В 1724 г. в маркграфстве Баурейт в один день было повешено пятнадцать цыганок, старшей из которых было 98 лет, а младшей 15. В Касвассене в 1722 г. целый табор подвергся пыткам, после которых четырех цыган колесовали, а головы двух цыганок насадили на пики. В 1782 г. в Венгрии табор цыган обвинили в людоедстве после пропажи нескольких людей. 15 цыган повесили, 6 колесовали, двоих четвертовали. 18 цыганкам отрубили головы. Казни остановились, только когда пропавшие нашлись (!!!).
Если цыганам Европы, в отличие от тасманийцев или индейцев, удалось уцелеть, то в этом нет заслуги европейских правителей. Последние сделали всё возможное, чтобы «окончательно решить цыганский вопрос». Во Франции с 1504 по 1666 г. антицыганские законы принимались 10 раз! Просто дело было в том, что абсолютистские монархии не располагали таким мощным репрессивным аппаратом, как государства 19-20 вв. Преследуемые цыгане довольно легко могли пересекать границы, прятаться в лесах, подкупать местных чиновников.
Как и в случае с евреями, гонения привели к росту изоляции цыган от местного населения. Цыгане стали больше кочевать (хотя традиционным для цыган является не постоянное, а сезонное и трудовое кочевье) и ограничили до минимума свои контакты с не цыганами — «гадже» (букв. «крестьянами», «земледельцами»).
Цыгане находили и другие пути для выживания. Одним из них была эмиграция. Так цыгане оказались в Бразилии, где даже занимались работорговлей (помимо прочего) и стали процветать. Немногие счастливчики находили себе постоянную работу и тем самым избегали гонений. Другие поступили на военную службу. В 17 в. наблюдался резкий рост численности армий, и рекрутов постоянно не хватало. В Швеции 17 — 18 вв. военная служба стала своего рода цыганской профессией, и практически не было цыгана, не служившего в армии хоть раз. Подобное явление наблюдалось и в других европейских странах. Многие цыгане «ушли на дно» и примкнули к криминальным группировкам. Вынужденная криминализация части цыганского сообщества в свою очередь привела к возникновению антицыганских стереотипов среди широких масс населения, стереотипов, которые не наблюдались ранее. Подобное явление можно видеть и в сегодняшней России! Так, в ряде регионов из-за отсутствия других заработков, цыгане были вынуждены заняться наркоторговлей или воровством, что, естественно, вызвало гнев их соседей.
Цыган продолжали преследовать вплоть до начала 20 века. Кое-где антицыганские законы не отменены до сих пор. В Италии цыгане и сегодня имеют право жить только в провинции Венето и Сардиния. Если они появятся вблизи другого города, то мэр вправе вызвать войска.
Приход к власти в Германии нацистского режима дал новый толчок гонениям против цыган. Немногие знают, что так называемые «Нюрнбергские законы» от 15 сентября 1935 г. распространялись не только на евреев, но и на цыган. Их первыми жертвами стали немецкие цыгане — синти. Как и евреи, они уже давно были интегрированы в немецкое общества как торговцы, ремесленники, рабочие и артисты. Изначально нацисты взяли курс на физическое уничтожение цыганского народа. Первоначально планировалось сделать это путём стерилизации. На учет было взято более 20 тыс. цыган Германии. С началом Второй мировой войны власти Германии вступили на путь немедленного физического уничтожения цыган Европы. По данным ЮНЕСКО, результатом этой политики стала гибель полумиллиона цыган. И это всего лишь заниженные и приблизительные цифры. Существенный вклад в дело геноцида цыган внесли коллаборационисты на захваченных немцами территориях. В Югославии усташи разрывали цыганских детей на куски, забивали их до смерти и хоронили живьем. В Латвии было убито 2500 цыган. В Польше карательный отряд Казимежа Новака даже без приказа со стороны немцев за три месяца истребил около 300 человек. На Украине бендеровцы врывались в цыганские посёлки и распиливали взрослых живьём, а детей убивали разными изощрёнными способами, а также расстреливали цыганские таборы.
Тысячи цыган были истреблены в лагерях смерти Треблинка, Собибор, Аушвиц, Бухенвальд и др. Цыганские дети были главным объектом опытов зловещего доктора Менгеле.
Кали Траш* («Чёрный ужас», Холокост цыган) был крепко забыт после Второй мировой войны. И это не удивительно. Например, на 300 книг о нацистском геноциде евреев, приходится лишь одна книга о геноциде цыган. Большая часть организаторов геноцида цыган также осталась безнаказанна. Др. Р. Риттер, организатор выявления всех цыган Германии заявил, что не знал, для чего проводятся данные мероприятия, и был оправдан.
Если кто-то считает, что гонения на цыган остались в прошлом, то он ошибается. Лишь в 1990-1991 гг. в Восточной Европе произошло 44 цыганских погрома. В Румынии и Польше было разрушено 250 цыганских домов (и это только по официальным данным). Из Хорватии большинство цыган бежало вследствие террора, устроенного против них правительством Ф. Туджмана. В Косово албанцы расстреливали цыган в посёлках без счёта, невзирая на общую религию. В Чехии и Словакии на дверях кафе и ресторанов нередко можно увидеть надпись «Цыганам вход запрещен». Каяться за эти преступления, похоже, никто не собирается. Известный российский левый публицист Михаил Магид привёл автору данной статьи интересный диалог, состоявшийся между одним румынским министром и немецкой активисткой. Во время их беседы за окном проехала цыганская бричка, что отвлекло внимание собеседников. Министр выразил сожаления за столь досадную помеху и невозможность в данный момент решить «цыганский вопрос». Когда же его собеседница возмутилась, достойный представитель румынской демократии, не поняв причину возмущения немки, воскликнул в сердцах — «Но вы же сами навязываете нам соблюдение этих прав человека!» Впрочем, цыганофобская политика не стала для восточноевропейских стран преградой для вступления в Европейский союз.
В отличие от «просвещённой» Европы, в России история цыган долгие годы складывалась почти идиллически. Бежав на территорию царской империи ещё в 18 в., цыгане со временем приняли православие, быстро выучили язык и занялись торговлей лошадьми, гаданием и постановками небольших представлений. Уже к концу 19 века, цыгане начали тесно интегрироваться в общество, становились купцами, профессиональными актёрами, получали образование. Однако, с революцией многим из них приходилось бросать свои дома и имущество, скрывать образование и биографию и вновь начинать кочевую жизнь.
В 20-х годах правительство проводило по отношению к цыганам политику патернализма, схожую с политикой по отношению к другим национальным меньшинствам. Был создан Всероссийский Союз цыган, школы, техникумы, кружки по ликвидации безграмотности. В 1928-1932 гг. была создана цыганская письменность. Однако, в конце 30-х годов, волею Сталина, все эти программы были свёрнуты, а поддержание национального самосознания у цыган объявлено препятствующим их советизации и потому вредным.

С началом сталинской коллективизации и индустриализации у цыган начались проблемы идентичные тем, что были у их предков в Европе за 200 лет до 1929 г. Власти упорно стремились посадить кочевых цыган на землю, создавая цыганские колхозы, или отправить их работать на фабрики (напомним, что по большей части это были семьи русских цыган, бывших мещан и купцов, которым такая деятельность казалась нетрадиционной). До середины 1950-х гг. кочевым цыганским таборам, отказывавшимся вписаться в систему, приходилось скрываться от милицейских облав. В 1956 г. кочевье было окончательно запрещено, и большинство российских цыган осели. Многие из них неплохо вписались в нарождавшуюся структуры теневой экономики и неплохо живут и по сей день. Если раньше зажиточные цыгане любили обмениваться лошадьми, то теперь «новые цыгане» обмениваются «Мерседесами» и «БМВ».
Что же касается простых цыган, то для них история, похоже, повторяется. Так, в Архангельские губернатор Донской просто депортировал всех цыган российского гражданства, посадив их на поезд до Москвы. Под Калининградом власти снесли бульдозерами цыганский поселок, мешавший строительству коттеджного городка. Есть информация, что во многих регионах России цыганским детям отказывают в получении образования и медицинского обслуживания.

http://www.romanykultury.info/gallery/a ... php?row=11 – цыганская свадьба
http://www.romanykultury.info/gallery/a ... .php?row=6 – грация танцующих цыганок

_________________
Данилка (Даниил) 02.11.2005 г., Катюшка 01.04.2009 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ 1 сообщение ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group