Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 5 ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Природные явления
СообщениеДобавлено: Сб мар 22, 2008 3:49 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Пн фев 04, 2008 4:29 pm
Сообщения: 561
Откуда: Москва, Новогиреево
ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. К ним относятся дождь, гроза, град, снегопад, метель, радуга, туман, роса, гололёд, листопад, ветер, наводнение, землетрясение и др. На эту тему можно говорить очень долго и тогда получился бы целый новый проект, но… Мы рассмотрим природные явления, которые могут встретится малышам в календаре.

http://www.viki.rdf.ru/item/71/download/ - презентация "Природные явления" Виктории Кузнецовой
ЛОТО "ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ" (здесь же есть Времена года) - Делала Инна Богданова
http://stream.ifolder.ru/5921469

ДОЖДЬ
Откуда берётся дождь? В воздухе постоянно находится водяной пар, только мы его никогда не видим. Этот водяной пар поднимается очень высоко вверх, туда, где всегда холодно. Поднявшись, тёплый пар охлаждается и падает вниз в виде дождевых капелек.
http://www.tonnel.ru (в поиске набирите «дождь») – здесь есть песни о дожде
http://www.cosmo.ru/planet_cosmo/spec_s ... ic/215396/ - здесь старые исполнители песни «Дождь»
http://www.chertyaka.ru/detskie_skazki/ ... ozhdik.php - сказка про дождик
http://keep4u.ru/full/070626/e57aeab390ef79bd60/jpg - раскраска «Дождь»
http://keep4u.ru/full/070626/bfbd4f48b5293103b4/jpg - раскраска «Дождь»
http://www.detgazeta.ru/raskraski/winnie/winnie10.HTML - раскраска «Дождь»
http://www.unn.ru/folklore/fzaklich.htm сделайте с малышом такой зонтик
*Самое простое на ниточки (белые лучше шерстяные для вязания накрутить шарики фольги)
* Аппликация дождика из новогоднего дождика или синих шерстяных ниток


СТИХИ
Рано, рано поутру
Выгляни в окошко:
Дождик бегал по двору,
Поиграл немножко.
Он деревья поливал,
Тротуар, лужайки,
И Максимкин самосвал
Отыскал под лавкой.
Сделал две больших реки
У подъезда Васи,
Взял потом мои мелки -
Радугу раскрасить.

***
Небо хмурится сердито,
Гонит со двора ребят,
У меня окно открыто,
Тучи в комнату глядят.
Хоть совсем я не трусишка,
Спрячусь быстро под плащом.
Тучи смотрят - нет мальчишки,
И заплакали дождем.
Барабанят капли-палки,
На дворе темным-темно.
Мне тогда их стало жалко,
И я выглянул в окно.
"Тучки, хватит, перестаньте!
Вас никто не обижал.
Под плащом я был, в серванте!!!"
Странно, дождик перестал.
(Татьяна Агибалова)

***
Дождь, дождь, снова дождь,
Ты ничего уже не ждешь,
Дождь, дождь, льет без конца,
Смыло черты твоего лица.
Дождь, дождь, в этот час
Он разлучил навеки нас,
Знаю, ты больше не придешь,
Мне остается только дождь.
Дождь, дождь, он одинок,
Он идет, не видя дорог,
Я за ним, а он устал,
И идти перестал…
Дождь, дождь, я тебя жду,
Ты пойдешь, и я пойду,
Ты мне поможешь, ты поймешь,
Дождь, дождь, дождь...

***
К чему вы, одинокие прогулки неурочные,
Восторженность минутная угасла, как свеча.
Полупустынны улицы, лишь трубы водосточные,
Облезло неуютные, застыли и молчат.
Когда же небо вскроется, потоком хлынет ливневым,
И спрячутся прохожие, внезапный дождь кляня,
То трубы водосточные, прочистив горла длинные,
Ликующей симфонией прольются на меня.
И в мире, где все зыбкое, размытое, непрочное,
И где не получается заигрывать с судьбой,
Взаимопонимание с трубою водосточною
Быстрее достигается, чем с личностью любой.

***
Зонтик остался дома,
А за окошком - дождь,
Что будешь делать, Тома?
Вымокну - ну и что ж!
Буду по лужам шлепать,
Дождь, не стесняйся, лей!
Смоется грязь и копоть,
И на душе светлей.
Кто-то покрасил небо
Кисточкой голубой,
Где бы ты ни был, где бы,
Мысли всегда с тобой.

ЁЖИК И ДОЖДИК
Дождь — мальчишка озорной
Бегал по лесу босой.
Вдруг заметил, рядом кто-то
Пляшет в луже, снявши боты.
Это — ёж Алёшенька —
Серенький, хорошенький!
Шлеп! Шлеп! Шлеп... по луже лапки
В брызгах нос, иголки, шляпка!
На полянке под сосной —
Ёж и дождик озорной
Пляшут, скачут без заботы —
Ёж босой, а дождик в ботах.
(Елена Невеселая)

ЗАГАДКИ

Шел долговяз - в землю увяз.
(Дождь)

Меня ждут, зовут,
А приду o-прочь бегут.
(Дождь)

Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило.
(Дождь)

Живет в небе,
Гулять пойдет -
Ноги на землю спустит.
(Дождь)

В небе родился,
В земле схоронился.
(Дождь)

Посмотрю я в окошко -
Идет длинный Антошка.
(Дождь)

Один льёт, другой пьет,
Третий растет.
(Дождь, земля,трава)

Он длиннющий,
Он большущий,
Он от тучи до земли...
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
(Дождь)

*Дождик для совсем маленьких: напор воды из душа во время купания (сильный, слабый), можно сделать брызгалку. При этом можно напевать незамысловатые заклички
http://www.unn.ru/folklore/fzaklich.htm

* Пригласите малыша на полянку (ковер, пол). Включите звуки дождя (здесь же раскаты грома и гроза) http://parkov3.narod.ru/dogd.htm Предложите малышу закрыть глаза. «Мы попали на лесную полянку. Что ты слышишь?» (льется вода, шумит ветер, гром, брызги, идет дождь…) «Мы оказались в лесу во время дождя (включается опять музыка). Скорее бежим, спрячемся от дождя. Куда ты спрячешься?” (в дупло, под деревом, под кустом, в норе у лисы, зайчика и т.д.). «Какой дождь идет ? Слабый или сильный ? Добрый или сердитый ? Веселый или грустный ? Шумный или тихий?”
«А сейчас добрая фея дождя превращает тебя в дождинки, падающие с неба; в текущую воду дождя; в смелый сильный гром; в мокрые травинки и цветы, плачущие от дождя; в животных, насекомых, прячущихся от дождя, замерзших, испугавшихся грома и др. Что ты видишь вокруг ? Что слышишь ?»
А теперь нарисуй то, что ты увидел и услышал.


ГРОЗА
Это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. Гроза бывает, как правило, летом, в очень жаркую погоду. Молния наводит на людей страх, и не без основания. Она очень опасна, поскольку иногда её удар может быть смертельным, от него может загореться дом. Впрочем, если правильно вести себя во время грозы (например, не бегать по полю и не прятаться под одиноко стоящим деревом), то молния не опасна, она не поразит вас. Но лучше всё-таки без особой необходимости не выходить при грозе на улицу. Во избежание пожара от удара молнии на домах устанавливаются громоотводы — длинные металлические штыри, которые отводят от дома удар молнии. А опасен ли гром? Многие испуганно вздрагивают, заслышав раскаты грома во время грозы. Но на самом деле гром не опасен. Это просто взрыв воздуха. Гром образуется, когда молния проходит сквозь воздух и очень сильно нагревает его. От такого перегрева воздух и взрывается. Гром — это только звук, который производит молния, и опасаться его не стоит. А как подсчитать, далеко ли от вас находится гроза? Те из вас, кто уже видел грозу, знают, что гром гремит только через несколько секунд после появления молнии, а не одновременно с ней. Это происходит потому, что свет движется быстрее, чем звук. Поэтому вам нужно сосчитать количество секунд между появившейся вспышкой молнии и раскатами грома, а далее это число разделить на три. Получится расстояние в километрах. Например, если между молнией и громом вы насчитали шесть секунд, то значит, что центр грозы находится от вас в двух километрах.
http://www.tonnel.ru (в поиске набирите «гроза») – здесь есть песни о грозе
http://leit.ru/modules.php?name=Pages&p ... ge&pid=136 – сказка о боге грозы
http://razukras.narod.ru/arhiv/100/100c/02.jpg - раскраска «Гроза»
*Аппликация: тучка из мягкой ткани, гроза из золотой золотинки от конфет.
* Звук грома можно показать (если малыш не боится !) лопанием воздушного шарика.



СТИХИ

***
Идет гроза, грохочет гром,
Задорно молния сверкает,
А люд, укрывшийся зонтом,
Поспешно лужи огибает.
Древа испуганно молчат,
Листвою тело прикрывая,
А по земли ручьи журчат,
Грозе весенней подпевая!
Они поют про небеса,
Про зелень и раскаты грома;
И происходят чудеса…
Как много в воздухе озона.
А аромат любви пьянит,
Он пахнет Ландышем и Розой,
И чувство вечное манит,
Тебя Люблю, - скажу я прозой!

* Грозу можно показать вспышкой света (не обязательно очень яркого, скорее внезапного

СНЕГ
Как уже говорилось, водяные пары из воздуха поднимаются вверх, высоко над землёй, где очень холодно, и, не успев превратиться в воду, сразу замерзают и становятся крохотными снежинками, похожими на белые звёздочки. То есть, проще говоря, снег — это замёрзшая вода. Однако, в таком случае, почему он не похож на лёд? Ведь лёд бесцветный, а снег белый! Дело в том, что снежинки в действительности состоят из большого количества маленьких кристалликов льда. Они малы, как пылинки, но они не гладкие, а с гранями. А поскольку свет отражается от их многочисленных граней, снежинки кажутся белыми, а не прозрачными. Как мы уже рассказывали, снег образуется, когда вода, находящаяся в воздухе, замерзает. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. Движение воздуха заставляет эти кристаллы летать вверх и вниз, во всех направлениях. Постепенно эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу, и когда смёрзшихся льдинок оказывается слишком много, они начинают медленно, как парашютики, опускаться на землю. Эти скопления льдинок мы и называем снежинками. Они похожи на белые звёздочки. Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуются густые снежные хлопья, поэтому такой снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом. В ясный морозный день снег скрипит под ногами. Это ломаются под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу много, мы и слышим треск.
Снег белый, непрозрачный (сквозь него ничего нельзя увидеть) и рассыпчатый. Под воздействием тепла он тает и превращается в воду. Снег приносит большую пользу растениям. Он, как шубой, укрывает землю, согревая её (поскольку тепло от земли сквозь снег не проходит). Под снегом не вымерзают травы, мелкие зверюшки согреваются в своих норках. Снег действует и как фильтр, очищая воздух городов от пыли и сажи. Особенно хорошо видно, сколько грязи собрал снег, в конце зимы, когда начинают таять сугробы, становясь почти чёрными от грязи. Весной, тая, снег в виде талой воды питает проснувшиеся от спячки растения.
Длительное падение снега на землю называется снегопадом.
http://www.viki.rdf.ru/item/10/download/ - презентация "Что такое снег?" Натальи Зиновьевой
http://www.tonnel.ru (в поиске набирите «снег») – здесь есть песни о снеге
http://www.solnet.ee/skazki/430.html - сказка о снеге
http://www.detgazeta.ru/raskraski/winnie/winnie11.html - раскраска «Снег»
http://www.detgazeta.ru/raskraski/bears/bear6.html - раскраска «Снег»
http://razukras.narod.ru/arhiv/100/100b/22.jpg - раскраска «Снег»
http://allazobnina.narod.ru/photoalbum8.html - поделки «Снег»
http://doshkolnik.ru/talk/250/1177054100.html - поделки «Снег»

СТИХИ

***
Снег, снег, снег, снег
обсыпает ветки.
На березе, на сосне -
снежные конфетки.
А на елочке у нас
снег ненастоящий,
Но такой же, как в лесу, -
белый и хрустящий.
http://www.pepsi.ru/digital/reports/17348 - много стихов про снег

ЗАГАДКИ

Лежало одеяло,
Мягкое, белое.
Солнце напекло -
Одеяло утекло.
(Снег)

Живет - лежит,
Умрет - побежит
(Снег)

Пришла девушка Беляна,
Побелила все поляны.
(Снег)

Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
(Снег)

На дворе горой,
А в избе водой.
(Снег)

Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью летает.
(Снег)

Скатерть бела
Весь мир одела.
(Снег)

Бел, а не заяц,
Летит, а не птица
(Снег)

Приходит тихо,
Ложится мягко.
(Снег)

У матери белый платок -
Землю покрывает,
А морю не хватает.
(Снег)

Бел, как сахар,
Мягок, как шерсть,
Легок, как перо.
(Снег)

На всех садится,
Никого не боится.
(Снег)

Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает - ковром устилает.
(Снег)

По колено воды,
А не напьешься
(Снег)

Лежал, лежал
Да в реку весной побежал.
(Снег)

Летели серые гуси,
Нароняли белого пуха.
(Снег и тучи)

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
(Снег)

Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег)

* Снег можно показать конечно же на примере ваты: можно сделать картину зимнюю, а для совсем малышей нарвите маленькие волокна ваты, положите на ладошку и подуйте – снежинки летят.

ЛЁД
Лёд — это замёрзшая вода. Она превращается в лёд при температуре ниже нуля градусов. Лёд бесцветный, прозрачный и хрупкий. Если на тонкий кусочек льда надавить, он ломается. Под воздействием тепла лёд тает. Зимой, когда долго стоят холода, лёд становится очень толстым и по нему можно кататься на коньках. Но когда теплеет и начинает пригревать солнце, делать это очень опасно, так как лёд может проломиться.
Посмотрите, как вода в водоёме превращается в лёд. Когда воздух над водоёмом охлаждается, он охлаждает и верхний слой воды. Верхний холодный слой воды становится тяжелее, чем тёплые нижние слои, и он опускается вниз. Этот процесс продолжается до тех пор, пока вся вода не охладится. Когда верхний слой воды охлаждается до минусовой температуры, в нём начинают образовываться мельчайшие кристаллики. Соединяясь, они образуют лёд, и вскоре на поверхности воды появляется корочка льда.
Вода при замерзании не уменьшается в своём объёме, а, наоборот, расширяется. То есть при замерзании девяти литров воды получается десять литров твёрдого льда! Когда зимой лопаются водопроводные трубы, это происходит оттого, что вода замерзает и увеличивается в объёме, превратившись в лёд.
http://www.tonnel.ru (в поиске набирите «лёд») – здесь есть песни о льде
http://www.detgazeta.ru/raskraski/novog/ris58.HTML - раскраска «Лёд»

СТИХИ

ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ
Крошится, крошится, крошится,
Под сапогами лёд,
По речке до дальней рощицы,
Дорога меня ведёт.
Под тоненьким льдом - пучина,
Царствие мутных вод.
Я знаю, безвестно сгину,
Коль треснет прозрачный свод.
Но почему-то ступаю,
От берега близкого прочь,
Хоть твёрдо и верно знаю,
Никто мне не сможет помочь.
Лишь кто-то в сердцах, да на вздохе,
Промолвит совсем уж неслышно:
«Как лучше хотел, а в итоге,
Всё получилось, как вышло».

***
Хруст под ногою схожий,
Что зёрна дробят жернова,
Напоминанием тревожным,
Что все мы живём однова.
Ступаю, не тщусь объясненьем,
Да станут ли верить ответу,
Что я лишь пытаю уменье,
Пройти, но не кануть в Лету!

ЗАГАДКИ

Вода по воде плавает.
(Лед)

Зимнее стекло
Весною потекло.
(Лед)

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло.
(Лед)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)

Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает.
(Лед)

На дворе- камень,
В доме-вода.
(Лед)

В новой стенке,
В круглом окне,
Днем стекло разбито,
А за ночь вставлено.
(Прорубь)

ГОЛОЛЕДИЦА
Это явление природы. Когда после оттепели ударит мороз и намокший снег замерзает и уплотняется, то на этом снежном покрове образуется корка гладкого льда. В это время ходить нужно очень аккуратно: дороги становятся скользкими и можно упасть.
http://www.tonnel.ru (в поиске набирите «гололёд») – здесь есть песни о гололёде

СТИХ

***
Не идется и не едется,
Потому что гололедица,
Но зато отлично подается.
Почему никто не радуется?

ЛЕДЯНЫЕ СОСУЛЬКИ
Это капельки воды, образовавшиеся от таяния снега на крышах домов в тёплый день. Капельки натекают друг на друга и образуют ледяные сосульки, которые мы часто видим свешивающимися с крыши.
Как происходит это образование? Снег на крыше тает, потому что солнечные лучи или потеплевший воздух нагревают его, а стекающие капли воды у края крыши замерзают, потому что здесь холодно и температура ниже О °С. На замёрзшую каплю натекает следующая, также замерзающая, затем третья капля и так далее. Постепенно образуется маленький ледяной бугорок. Затем он всё удлиняется, и в результате образуются сосульки. Сосульки очень опасны. Весной или в оттепель, когда всё тает, сосульки могут оторваться от края крыши и упасть вниз. Поскольку они тяжёлые, острые на конце и висят, как правило, на значительной высоте, они могут сильно поранить или даже убить человека, оказавшегося внизу. Поэтому, если ты видишь сосульки, свисающие с крыши, лучше обойди их стороной.
http://www.tonnel.ru (в поиске набирите «сосулька», «сосульки») – здесь есть песни о сосульках
http://www.skazki.org.ru/view.php?id=1906&print=1 - сказка о сосульке
http://razukras.narod.ru/arhiv/100/100d/03.jpg - раскраска «Сосульки»[/color]

СТИХИ

***
Весна стучит в мое окошко,
Сосулька сверху слезы льет,
Вот между луж крадется кошка,
Брезгливо лапками трясет...

***
И лишь сосулька, слез не пряча,
По всем весною горько плачет
И тает, тает, как свеча,
Слезами в душу мне стуча...

ЗАГАДКИ

Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)

У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет.
(Сосулька)

Что вниз вершиной растет?
(Сосулька)

ГРАД
Это крупинки льда. Они образуются, когда дождевые капли по пути к земле проходят через слой холодного воздуха и замерзают. Из отдельных дождевых капель получаются очень маленькие льдинки — градинки. Но бывает, что градинки слипаются и уже становятся большего размера. Самые большие градины могут быть величиной с куриное яйцо. Град наносит большой вред урожаю, под ударами и тяжестью градин опадают листья, гибнут молодые неокрепшие растения, ломаются колоски зерновых культур. Град может разбить окна в домах и даже убить мелких животных, например цыплят.
http://stupenki.com/img/creo/ras2/full/6.jpg - раскраска «Град»
* пособирайте бусинки на ниточку – собирание градинок

ЗАГАДКА
С неба крупа падает.
(Град)

ОТТЕПЕЛЬ
Когда зимой или в начале весны температура воздуха вдруг резко повышается и становится теплее, снег и лёд начинают таять. Это и есть оттепель. Во время оттепели на крышах домов образуются сосульки, а те, которые образовались ранее, начинают постепенно сползать с крыш и падать вниз.
http://www.tonnel.ru (в поиске набирите «оттепель») – здесь есть песни о оттепели
http://www.peskar.net.ru/index_a.php?id ... &&id_cat=7 – сказка «Лесная оттепель»
http://stupenki.com/img/creo/ras2/full/11.jpg - раскраска «Оттепель»

СТИХ

ОТТЕПЕЛЬ
Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потемнели снега.
В клочьях разорванной тучи
Блешщет осколок луны.
Сосен тяжелые сучья
Мокрого снега полны.
Падают плавятся,льются
Льдинки,втыкаясь в сугроб.
Лужи,как тонкие блюдца,
Светятся около троп.
Пусть молчаливой дремотой
Белые дышат поля,
Неизмеримой работой
Занята снова земля.
Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.
(Н.Заболоцкий)

ОБЛАКА
Как облакам удаётся держаться на небе? Прежде всего следует сказать, что не все облака плывут по небу. Некоторые из них находятся у самой поверхности земли! Ведь то, что мы называем туманом, как раз и представляет собою такое облако.
В воздухе всегда содержится какое-то количество водяного пара. Когда тёплый влажный воздух остывает, то пар преобразуется в огромное количество мелких капелек воды, скопление которых образует облако. Воздушные течения, поднимающиеся вверх от земли, поддерживают облака на небе. Однако если воздух продолжает охлаждаться, то в облаке скапливается всё больше воды. Постепенно мелкие капли увеличиваются в своих размерах, пока, наконец, не становятся настолько тяжёлыми, что падают на землю в виде дождя, а если им приходится проходить через слой воздуха, в котором температура ниже О °С,— то в виде снега или града. А что происходит, когда все эти маленькие водяные капельки встречаются с массой тёплого воздуха? Они испаряются, и облако исчезает.
Не существует двух точно похожих друг на друга облаков, тем более что они постоянно меняют свою форму. Облака имеют разную форму потому, что их образование происходит на разной высоте и при разной температуре.
http://www.tonnel.ru (в поиске набирите «облака», «облако») – здесь есть песни об облаках
http://www.peskar.net.ru/index_a.php?id ... &&id_cat=7 – сказка «Как поймать облако»
http://www.detgazeta.ru/raskraski/bears/bear3.html - раскраска «Облака»
http://www.detgazeta.ru/raskraski/bears/bear4.html - раскраска «Облака»
http://www.detgazeta.ru/raskraski/bears/bear5.html - раскраска «Облака»
http://www.detgazeta.ru/raskraski/bears/bear7.html - раскраска «Облака»
*Поделка «Облако» - из пумпончика, приклеить глазки. Можно длинные ниточки – получится тучка с дождиком

СТИХ

ОБЛАКА
Кучевые облака,
Белоснежные бока,
Приготовьте мне постель
Из парного молока.
Сам король бы возжелал
Ваших светлых покрывал,
Нежных белых простыней
И пуховых одеял!
Сладко грезить, сладко спать,
Сладко с вами день встречать
И с небесной высоты
За землею наблюдать.
Распевая громче птиц,
Не боясь свалиться вниз,
Феей дивной красоты
Плыть, куда велит каприз!
(Мод Кири)

ЗАГАДКИ

Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
(тучи)

* Пригласите малыша на небо (ковер, пол). Прежде нарисуйте, раскрасьте, вырежьте и положите на пол, ковер облака разной формы (а можно сделать и из ткани). Пусть малыш выберет свое облако. Включите звуки природы (любые, лучше пения птиц). Предложите малышу закрыть глаза. «Мы оказались в небе. Выбери себе облако, на котором ты полетишь. На что оно похоже? Что бы взлететь надо повернуться вокруг себя и подпрыгнуть! (включается музыка, малыш произвольно двигается в такт музыке) Мы летим над своим домом, над лугом, лесом, полем, над рекой…Опускаемся на землю ( музыка выключается)».
«Представь, что у тебя в руках легкое пушистое облако, маленькое или большое (имитация движений игры с мячом). А теперь тяжелое облако, сердитое дождевое, но вот пошел дождик и облако становится легким и улетает в небо. Теперь закрой глаза и почувствуй, как опускается теплое светлое пушистое облако. Ты вдыхаешь его теплоту и становишься здоровее и добрее. Какого цвета было это облако?»
Нарисуй его.


РОСА
Ранним утром, в тёплое время года, ты, конечно же, видел на листочках и цветах блестящие капельки воды. Это роса. Как она образуется? В прохладные ночи трава, камни, растения остывают и водяной пар, который находится в воздухе, при соприкосновении с холодной поверхностью превращается в капельки росы. Роса не образуется на тропинках, так как земля долго сохраняет солнечное тепло, а на траве и растениях, которые остыли, роса образуется.
Роса очень полезна для растений, она питает их так же, как и дождь. Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы. Роса появляется по утрам, чаще всего осенью, так как именно в это время сыро и в воздухе много влаги.
http://www.tonnel.ru (в поиске набирите «роса») – здесь есть песни о росе
http://www.mirrebenka.org.ua/s/printses ... rosih.html - сказка о росе
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2& ... rpt=simage раскраска «Роса»

СТИХ

***
Умоюсь росою
По ветру пройдусь
Босою ногою..
Ну и пусть! Ну и пусть!
Пусть ветер играет
Переливами туч
А я не смотрю!...
Ну и пусть! Ну и пусть!

ЗАГАДКА

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.
(Роса)

*Можно показать на примере опрыскивания домашних цветов (только покажите это утром)

ТУМАН
Туман — это облако у поверхности земли. Нет никакой разницы между туманом и облаком в небе. Когда облако находится у поверхности земли или воды, мы называем его туманом. Обычно туман образуется по ночам и рано утром в низинах и над водоёмами. Он связан с холодным потоком воздуха, который опускается на тёплые поверхности суши или воды. Утром холодный плотный белёсый туман молочного цвета постепенно начинает испаряться, оставляя капельки росы на траве. Чаще всего туманы бывают осенью.
http://www.tonnel.ru (в поиске набирите «туман») – здесь есть песни о тумане
http://www.skazki.org.ru/view.php?id=3078&print=1 сказка о тумане

СТИХ

ЁЖИК В ТУМАНЕ
Ёжик в тумане почти заблудился
И с узелочком в речку свалился,
Белый туман молоком всё залил,
Ёжик по речке брёвнышком плыл...
Звёзды на небе ходили по кругу...
В лапках — варенье для лучшего друга.
«Кто Вы?» — «Я — ёжик, я в реку упал...»
Кто-то его над водою поднял...
... Голос невидимый ёжика нёс
Мимо тонувших в тумане берёз,
И, как туман, молочно-бела,
Белая лошадь в тумане плыла...
Ёжик подумал: «А может она,
Если нахлынет тумана волна,
В нём захлебнуться?..» На звёзды взглянул
И, сжав узелочек, тихонько вздохнул.
Доплыл наконец-то, на берег сошёл,
«Спасибо», — сказал и дальше побрёл.
А там, за леском, закипал самовар,
К звёздам летел можжевеловый пар...
«Ну наконец-то!!! Где же ты был?!.», —
Друг даже «здравствуй» сказать позабыл —
Так волновался! «А я давно ждал,
Веточек вот, что ты любишь, собрал...»
Звёздный ковёр расстелился шатром,
Они на пригорке уселись вдвоём.
За чаем с вареньем всегда благодать
Рядышком с другом звёзды считать...
И после того, как он всё сосчитал,
Ёжик о лошади той вспоминал,
Всё снова и снова думал о том,
Как она там, в тумане густом?..
(С.Бритова)

*Посмотрите одноименный мультик

ЗАГАДКИ

Седой дед у ворот
Всем глаза заволок.
(Туман)

Клубится, а не дым,
Ложится, а не снег.
(Туман)

Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман)

ВЕТЕР
Иногда мы выходим на улицу, чтобы полюбоваться спокойной и ясной погодой, как вдруг откуда ни возьмись поднимается ветер. Хотя мы и не видим его, зато прекрасно чувствуем на руках и лице, не имея ни малейшего представления, откуда он взялся. Так откуда же берётся ветер? Ветер — это передвижение воздушных масс над землёй. Что заставляет воздух перемещаться? Ответ на этот вопрос всегда один и тот же — изменение температуры. При нагревании воздух расширяется, становится легче и поднимается вверх. На его место устремляется поток более тяжёлого холодного воздуха. Это и есть ветер.
На свете много ветров и у всех у них разные характеры. Легкий, теплый ветерок любит играть с занавесками на окне, шевелить листвой, сбрасывать шишки с сосен и приносить людям прохладу, запах цветов, лесных ягод. В конце лета ветер пахнет горячими колосьями, поспевающими фруктами. Люди очень радуются такому ветру, открывают настежь окна и двери. Ветер–гуляка летает по полям, лесам, ломает сучки, срывает с деревьев листву. Иногда он хулиганит: ломает деревья, сносит с домов крыши, может сорвать с головы шапку и бросить ее в лужу.
http://www.viki.rdf.ru/item/11/download/ - презентация "Откуда берется ветер ?" Натальи Зиновьевой
http://www.tonnel.ru (в поиске набирите «ветер») – здесь есть песни о ветре
http://www.peskar.net.ru/index_a.php?id ... &&id_cat=7 сказка «Вольный осенний ветер»
http://foto.radikal.ru/f.aspx?i=f22ae51 ... 6552b818bf – раскраска «Осенний ветер»
http://keep4u.ru/full/070626/78c154fc17ee45b2e4/jpg - раскраска «Осенний ветер»
http://razukras.narod.ru/arhiv/100/100c/04.jpg - раскраска «Ветер»

СТИХ

***
О чем поешь бродяга ветер?
О чем печалишься, мой друг?
Что, как всегда, ты не заметил,
Как время пролетело, вдруг…
Уже не звонок шепот листьев,
Деревья не поют тебе,
А птицы в синем небе чистом
Летят домой летят к себе…
И оголтелым громким свистом
Развеешь ты тоску свою
И с белым пеплом вместо листьев
Станцуешь прямо на краю.
Но вот опять приходит лето
И все уже в своем строю.
И слышен звонкий голос где-то
Мой ветер, я тебя люблю!

* Для совсем маленьких покажите на примере выдыхания воздуха, т..е. подуйте на малыша (нежно, как летний ветерок и посильней)
* Пригласите малыша на полянку (ковер, пол). Включите звуки ветра http://parkov3.narod.ru/veter.htm Предложите малышу закрыть глаза. «Мы попали на лесную полянку. Что ты слышишь?» (шум то тише, то громче, дождь, скрип…) «Мы оказались в лесу (включается опять музыка), мы видим, что деревья качаются, цветы и трава наклонились к земле. Что происходит? – Ветер! (музыка стихает) Какой ветер: Слабый или сильный ? Добрый или сердитый ? Веселый или грустный ? Шумный или тихий?”
«А сейчас добрый волшебник «Ветер» превращает тебя в в слабый веселый летний ветерок, который улыбается цветам и травам, щекочет ребятам носики; в сильный северный холодный ветер; в тоненькие деревца, качающиеся на ветру; (музыка затихает); в могучие дубы, которые не может склонить ветер. Что ты видишь вокруг ? Что слышишь ?»
А теперь нарисуй то, что ты увидел и услышал.


ЗАГАДКА

Гуляет в поле, да не конь,
Летит на воле, да не птица.
(ветер)

*В ветреные дни обратите внимание малышей на то, как ветер на своем пути захватывает прошлогодние листья (мусор: бумажки, пакеты целлофановые, пыль и др.) и кружит их, уносит за собой, иногда он только слегка приподнимает листья (мусор: бумажки, пакеты целлофановые, пыль и др.), в другие дни подбрасывает их довольно высоко над землей. Обратите внимание на то, как возникают маленькие вихри. Ветер как бы играет, балуется – то подхватит сухой листок, то бросит его.
* ФИЗМИНУТКА:
Предложите малышу поиграть в игру «Какой бывает ветер». Включите спокойную приятную музыку. И попросите малыша представить, что он юное деревце. А теперь скажите малышу, что сейчас дует легкий ветер и тихонечко колышет листочки – малыш медленно в такт музыке качает кистями рук и пальчиками; Ветер начинает дуть посильней, теперь он гнет веточки – малыш покачивает корпусом и ручками; Ветер сильный-сильный – дует так, что гнет деревья до земли – малыш делает наклоны корпусом в разные стороны и машет ручками.
Теперь предложите малышу представить, что он (она) «ветряная мельница». Движения выполняем под музыку. Слабый ветерок – крылья мельницы слегка покачиваются; Ветер усиливается – крылья раскачиваются и начинают крутиться, пока спокойно; Ветер стал очень сильным – крылья вращаются очень быстро. Мельники собирают муку в мешки (показать ладошками, как мельники собирают муку), мешки очень тяжелые (какие они тяжелые ?). Их относят пекарям (показать как мешок взваливают на плечо и несут). Пекари испекли из муки очень вкусный хлеб. (какой он вкусный ?)
* Посмотрите фильм «Мери Попинс, досвидания»


СТИХ

УРАГАН
ВЕТЕРОК несет прохладу,
Тихо шепчутся листы.
ВЕТЕР гнет деревья сада,
Долу гнет траву, кусты.
БУРЯ кверху пыль вздымает,
Провода и крышу рвет,
Ветви, кущи поломает
И сгоняет в кучу скот.
Пыльной бури пострашнее
УРАГАН. Всегда спеша,
Он экспресса мчит быстрее,
Все ломая и круша.
Копны сена опрокинет,
Разбросает все дрова,
Крышу дома передвинет,
Вырвет с корнем дерева.
Если слабые запоры-
Ворота с петель сорвет,
Вмиг дощатые заборы
Разметет и унесет.
(Ю. Форостенко)

БУРЯ
Человек превратился в могущественное создание, способное укрощать грозные силы, однако и в нём пробуждается ужас, когда он становится свидетелем бури! Что такое буря? Всё, что происходит в природе и по характеру является грозным, жестоким, можно считать бурей. Буря, во время которой идёт дождь, грохочет гром и сверкают молнии, называется грозой. Буря на море — это шторм. Буря со снегом и ветром называется метелью. Снег, кружась, несётся по воздуху, быстро наметая сугробы, а ветер завывает на все голоса. Наверняка тебе часто приходилось слышать слово «циклон», хотя, возможно, ты не вполне понимал его значение. Циклон — это просто одна из разновидностей бури.
Очень точно описал снежную бурю великий поэт А.С.Пушкин:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные кружа.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

*Прочитайте малышу фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города» (там где ураган подхватывает домик и несет его) или посмотрите вместе с малышом одноименный мультфильм .
* После просмотра мультфильма, предложите малышу нарисовать бурю. Пусть сам выберет те краски, которыми по его мнению можно нарисовать бурю или отразит свое настроение, которое у него возникло при слове буря. Включите малышу звуки бури http://parkov3.narod.ru/veter.htm
http://www.tonnel.ru (в поиске набирите «буря») – здесь есть песни о буре
http://andersen.com.ua/ru_o_tom_kak_bur ... veski.html - сказка о буре

СТИХ

БУРЯ НА НЕБЕ ВЕЧЕРНЕМ...
Буря на небе вечернем
Моря сердитого шум -
Буря на море и думы,
Много мучительных дум -
Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум -
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум.
(А.А. Фет)

РАДУГА
Радуга — одно из самых красивых явлений природы. Наверное, ты хотя бы раз в жизни видел на небе после прошедшего дождика цветные полосы. Это и есть радуга. Эти цветные полоски (а их всего семь), изогнуты дугой и очень красиво смотрятся на голубом небе. Солнечный луч или обычный луч белого цвета в действительности является сочетанием всех цветов. Попробуй выдуть мыльный пузырик перед окном, и ты увидишь, что он отсвечивает, переливается крас¬ным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим и фиолетовым цветами. Такими же цветами переливается и радуга, создавая полоску из цветных линий, которая называется «спектр». Радуга и есть большой изогнутый спектр, образовавшийся в результате разложения луча света, проходящего через капельки дождя. Радуга появляется только тогда, когда одновременно идёт дождь и светит солнце. Чтобы увидеть радугу, нужно встать строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождём (он должен быть перед тобой), иначе её не увидеть. Солнце посылает свои лучи, которые, попадая на капельки дождя, создают спектр.
http://www.tonnel.ru (в поиске набирите «радуга») – здесь есть песни о радуге
http://www.solnet.ee/skazki/703.html - сказка про радугу
http://razukras.narod.ru/arhiv/pony/02.jpg - раскраска «Радуга»
http://razukras.narod.ru/arhiv/pony/06.jpg- раскраска «Радуга»
http://razukras.narod.ru/arhiv/pony/14.jpg- раскраска «Радуга»
*Аппликация из цветных атласных лент или цветной ткани
* Радугу очень легко показать падением света на диск.


СТИХИ

***
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка.

***
Так бегите же за мною
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вскарабкаемся,
Поиграем в облаках
и оттуда вниз по радуге
на салазках, на коньках.
(К. Чуковский)

ЗАГАДКА

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ. ТЕРМОМЕТР.
Это прибор для измерения температуры воздуха и воды. Термометр состоит из стеклянной трубочки, заполненной жидкостью красного цвета. Трубочка прикрепляется к пластинке, на которой нанесены деления. Это градусы. Деление, обозначенное цифрой О (ноль), — граница между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше цифры 0, обозначают градусы тепла, а ниже — градусы холода. Есть термометры и для измерения температуры тела человека. Вместо красной жидкости в них находится вещество металлического цвета. Это ртуть. Старайтесь пользоваться термометрами очень осторожно и не разбивать их. Ртуть смертельна для человека!

22 марта весь мир празднует «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ»

ВЫСТАВКА "ВОДА - ЭТО ЖИЗНЬ"
http://stream.ifolder.ru/5921376
ВЫСТАВКА "ДУХИ ВОДЫ"
http://stream.ifolder.ru/5921399

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МАМ: Этот праздник был принят на конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро 3-14 июня 1992 года.
В ряду экологических знаменательных дат этот день особенно важен, поскольку запасы пресной воды на планете катастрофически истощаются. Во многих странах питьевая вода уже продается в банках. По оценкам ЮНЕП, Россия обладает третьей частью мировых запасов пресной воды и уступает в этом только Канаде. Человечество это осознало, и так появилась дата 22 марта - Международный день воды. В России этот день впервые отмечался в 1995 году под девизом "Вода - это жизнь". Цель этого праздника — привлечь внимание к проблемам качества питьевой воды, необходимости сохранения водных ресурсов и их рационального использования.
Экологи всех стран, отмечая День воды, привлекают внимание общественности к проблемам безопасного для здоровья людей водоснабжения и рационального водопотребления. По данным Всемирной метеорологической организации, к 2020 году с нехваткой питьевой воды может столкнуться все население планеты. И хотя земля потенциально располагает достаточным количеством водных запасов, распределены они крайне неравномерно. Одной из причин вооруженных конфликтов в 21 веке может стать борьба за водные ресурсы. Сегодня для России, несмотря на очевидное богатство водными ресурсами, вопрос стоит ребром . сохранить то, что осталось. Вода и экономическое развитие неразрывно связаны. Вода до настоящего времени рассматривалась как непрерывно возобновляемый природный ресурс, однако сегодня ее недостаток определяет экономическое развитие во многих странах мира. Даже страны, которые имеют достаточный запас пресных вод, сталкиваются с проблемой загрязнения природных водоемов, и, кроме того, увеличение водопотребления подвергает запасы пресных вод угрозе. В развивающихся странах водопотребление растет особенно быстро в сельском хозяйстве, промышленности, городах. Глобальное потепление климата и изменением в связи с этим гидрологического цикла делает проблему пресноводных запасов более острой, чем когда-либо ранее. Но наряду с этими проблемами прибывает стремление к совместной деятельности для решения этих вопросов.
На конференции в Рио-де-Жанейро правительствами была принята программа 21, в которой они берут на себя обязательства совместно бороться за более жизнеспособные пути развития в настоящем и будущем. Признавая важность вопроса пресной воды для экономики и социальной сферы, глава 18 Программы 21 призывает к защите запасов пресной воды на основании следующих принципов:
• Запасы пресной воды – существенная и неотъемлемая часть экосистемы земли.
• Вода необходима во всех аспектах жизни.
• В настоящее время многие регионы не имеют достаточного количества воды, качество воды ухудшается.
• Пограничные водоемы имеют важное значение для разделяемых рекой государств.
Главный акцент Дня Воды делается на социально экономический статус развивающихся стран мира. Для экономической стабильности и роста, и фактически для выживания населения развивающихся стран необходимо разумно, оптимально использовать водные ресурсы, так как человеческое здоровье и социально-экономическое развитие напрямую зависят от запасов качественной питьевой воды.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
(В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем)
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

Антуан де Сент-Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете.»

ЗНАКОМСТВО С ВОДОЙ
Возьмите глобус, карту земли или картинку земного шара. Покажите малышу. Обратите его внимание, что на земном шаре воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом. Найдите вместе с малышом океаны и моря. Объясните, что вода в них не такая, как в реках. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода соленая.
Расскажите, что может создаться такое ощущение, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.
«Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)»
Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.
Рассмотрите с малышом на глобусе (карте земли или на картинке земного шара) участки желтого цвета. Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.
Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь.
Спросите малыша «Для чего нужна вода? Как она нам помогает?»
При этом можно использовать иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание). И составьте небольшой рассказ.

Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.

http://www.colorelle.ru/img/patokin/l/007.jpg - раскраска «Вода»
http://krepishok.narod.ru/raskraski/rus ... 1/010.html - раскраска «Вода»

ОПЫТЫ С ВОДОЙ
Обязательно посмотрите вот эту ссылку http://danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7632724 – здесь Све. Очень хорошо демонстрирует, как можно малышам на опыте преподнести понятия «Вода, свойства воды, круговорот воды в природе»
Вода с поверхности полей, лесов, рек, морей испаряется и пар поднимается вверх. Высоко над землей холоднее, чем у её поверхности. Там пар охлаждается, из него образуются облака, из облаков тучи. Из туч весной, летом, осенью выпадает дождь, а зимой снег.
Дождь не обязательно выпадает там, где образовались тучи. Ветер гонит тучи над землёй, и там, где капли уже не могут удержаться в воздухе, идёт дождь. Дождевая вода проникает в землю, попадает в ручьи и реки, а из них – в моря. С поверхности морей и суши вода снова испаряется и поднимается в виде пара в воздух. Так из года в год происходит круговорот воды в природе.
А теперь расскажите малышу сказку «Знаешь, сегодня я получила письмо от трех сестричек. Слушай: Здравствуй, (имя)! Пишут тебе три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер.
Спросите у малыша хочет ли он им помочь.
Представь, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.
Опыт №1: «Вода не имеет формы»
Сравни форму воды в своем стакане с водой в стакане у меня (мама показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
Есть ли форма воды?
Опыт №2: «Вода жидкая, может течь»
Поставьте перед малышом 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложите ему перелить воду из одного стакана в другой.
Спросите у малыша: «Льется ли вода? Почему?»
Опыт №3: «Вода прозрачная»
Какого цвета вода? Положите перед малышом на стол полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая). Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на маму).
Опыт №4: «У воды нет вкуса»
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №5: «У воды нет запаха»
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах чувствуется за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6: «Вода–растворитель»
Какие вещества растворяются и какие не растворяются в воде? (сахар, соль, сухое молоко, какао, песок, камушки и т.д.)
Опыт №7: «Лед – твердая вода»
Заморозьте воду в разных по величине емкостях в морозильнике. Предложите малышу определить, где большая, средняя и маленькая. И вместе проследите, какая быстрее растает.
Опыт №8: «Пар – это тоже вода»
Взять термос с кипятком. Откройте и покажите малышу пар. Над паром поставьте зеркало или стекло. Покажите малышу, что пар – это тоже вода.
«Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?»

ИГРЫ
Предложите малышу поиграть:
«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ ВОДА»
КАРТИНКИ
Положите на стол перед малышом картинки(растение с росой, земной шар, воздушные шары в небе, пруд, облачко с дождиком и лёд). Предложите посмотреть на картинки и отыскать где спряталась вода.

*Послушайте с малышом звуки воды (море, ручей, река, океан и т.д.) http://parkov3.narod.ru/more.htm
НА РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ
Если у Вас есть записи звуков природы – включите их и пригласите малыша на полянку (ковер, пол)
Теперь расскажите малышу, что он попал на лесную полянку. Предложите малышу закрыть глазки и послушать звуки природы. «Что ты услышал?» (льется вода, поют птицы, завывает ветер, капает дождик и т.д.) «Мы оказались у лесного ручейка (включается опять музыка). Какой ручеек: быстрый или спокойный, шумный или тихий, слабый или сильный, добрый или сердитый?”
«Добрая Фея воды превращает тебя в текущую воду ручейка; в камушки на дне ручейка; в травинки и цветы, плывущие по воде; в рыбок, плещущихся в воде (во время превращения разложите маленьких рыбок из картона на полу); в то, что увидел ручеек, протекая по лесной полянке (растения, животные, насекомые) – расскажи, что ты видишь, что ты слышишь.
После такой игры предложите малышу нарисовать то, что он увидел и услышал.
[/color]
СКАЗКИ
*Предложите малышу послушать сказку:
«Жил–был Зайчик–попрыгайчик в огромном лесу. Он очень любил путешествовать по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику–попрыгайчику путешествовать одному. Сел он на камень и пригорюнился.
–Чего пригорюнился, Зайчик–попрыгайчик? – раздался веселый голос.
Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
–Эй! Зайчик–попрыгайчик, не печалься. – Опять раздался голос, похожий на журчание ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.
– Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик–попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто–то смотрит и улыбается.
– Здравствуй, зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.
– Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.
– А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
– Давай, – согласился с радостью Зайчик–попрыгайчик.
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили они остановиться и передохнуть. Зайчик–попрыгайчик лег в тени широкого дуба и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо зайчишке. Оглянулся он по сторонам, а Капельки и след простыл.
– Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отзывался.
Пригорюнился зайчик и сел под дубом.
– Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Капелька улыбнулась.
– Ты как туда забралась? – спросил Зайка.
– Когда ты спал, солнышко припекало и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что, пойдем путешествовать дальше? – спросила Капелька.
– Конечно, – обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать Капельке спокойной ночи, глянул на небо, а ее там нет.
– Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
– Друга своего, Капельку, – ответил заяц.
– Да, вот же я! Взгляни повнимательней на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
– Как же так? – увидимся зайчик.
– А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла пролиться дождиком. Вот так–то.
– Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька!
– Спокойной ночи, Зайчик–попрыгайчик!”

Выводы: капельки воды в природе “ходят, движутся” по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

Вот еще одна сказка «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ МАРИ», ее написала 8-летняя девчушка, прочитайте эту сказку малышу http://www.books.kostyor.ru/tvorch/tv13.html

ЗАГАДКИ
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир,
(Вода)

Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою.
(Вода)

В жаркий день
Самой желанной бывает.
(Вода)

Ни рук, ни ног,
А гору разрушает.
(Капля)

Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать?
(Вода)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)

Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит.
(Река)

Зимой спит,
А летом шумит.
(Река)

Дни и ночи бежит,
И конца этому бегу не бывает.
(Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.
(Река)

В нее льется,
Из нее льется
Сама по земле плетется.
(Река)

Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся.
(Берега реки)

Один говорит - побежим,
Другой говорит - полежим.
(Река и берега}

Бежала-шумела,
Заснула - заблестела.
(Река подо льдом)

Текло, текло -
И легло под стекло.
(Река подо льдом)

Ею питаются,
На ней же и катаются.
(Река подо льдом)

Идет Егор с высоких гор -
Ковром покрыт, скобой прибит.
(Река подо льдом)

Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
(Озеро, пруд)

К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей)

Под землю ходит,
На небо смотрит.
(Родник)

Летом в зной
Угостит водой ледяной.
(Родник)

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в сильный зной
Ледяной поит водой.
(Родник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Не вода и не суша-
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
(Болото)

Спрятана подо мхом -
Ни пройти пешком,
Ни проехать верхом.
(Болото)

Где нельзя ни ходить, ни ездить?
(Болото)

Не море, не земля -
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.
(Болото)

Идет, идет,
У берега песню споет
И пропадет.
(Волна)

По морю идет, идет,
А до берега дойдет -
Тут и пропадет.
(Волна)

Белые барашки
По синему лугу гуляют.
(Море и волны)

Кругом вода,
А с питьем беда.
(Море)

Много рек, озер морей
Он в себя вобрал
Ты подумай и ответь
Что за великан.
(Океан)

Итоговые вопросы для закрепления темы “Вода»:
Зачем нужна вода животным? Растениям?
Зачем нужна вода человеку?
Везде ли есть вода?
Где мы можем ее увидеть?
А вы знаете, что такое снежинка?
Скажите, будет ли лед являться водой?
В каком состоянии или виде бывает вода летом, осенью, зимой, весной?
Много ли пресной воды (которую мы пьем) на планете Земля?
Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится? (Варианты ответов: в крови; вода помогает переваривать пищу; с ее помощью удаляются вредные вещества из организма человека). Человек может долго прожить без еды, но без воды он не обойдется.
Куда исчезает вода после дождя, после таяния снега?
Что происходит с испарившейся водой?
День и ночь вода из ручьёв течёт в реки, а реки несут её в море. Почему моря не переполняются водой?
Что произошло бы на Земле, если бы вода перестала испаряться?

***
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!


ОРИГАМИ:
http://www.origami-do.ru/DIAGRAMS/CLASS ... T/boat.htm - лодочка
http://www.origami-do.ru/DIAGRAMS/CLASS ... amship.htm - пароход
http://www.origami-do.ru/DIAGRAMS/CLASS ... sailer.htm - парусник

КОЛЛАЖИ
Подводим итоги четырем коллажам.
Еще раз прочитайте малышу каждый абзац стихотворения "Четыре цвета года" перед началом работы.
Зима - белые шапки на белых березах из ваты.
Весна - стебелек и листочек к подснежнику из зеленой шерстяной нитки.
Лето - сачек из сеточки или марли.
Осень - капля смолы на стволе из золотинки золотой.

В данной теме был использован материал (по мимо данных выше ссылок) :
www.klassika.ru – стихи
www.litera.ru – стихи
http://festival.1september.ru – некоторые идеи по играм
Шалаева Г.П. Природоведение.Москва, ЭКСМО, 2006
Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000



_________________
Данилка (Даниил) 02.11.2005 г., Катюшка 01.04.2009 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт апр 03, 2008 7:05 pm 
Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Вт июл 31, 2007 6:30 pm
Сообщения: 78
Откуда: Пенза
А вот чудесные стихи отечественных авторов о явлениях природы - с маленькими картиночками.

http://www.bibliogid.ru/bookshelf/little/tih/stishok10

_________________
Много трудов - много успеха.
Изображение Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт апр 03, 2008 7:12 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Пн фев 04, 2008 4:29 pm
Сообщения: 561
Откуда: Москва, Новогиреево
Мне очень нравиться. Спасибо ! :)

_________________
Данилка (Даниил) 02.11.2005 г., Катюшка 01.04.2009 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб апр 05, 2008 1:30 am 
Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Вт июл 31, 2007 6:30 pm
Сообщения: 78
Откуда: Пенза
Я постараюсь больше не вмешиваться в Вашу работу, просто не удержалась :D . Уж извините.

_________________
Много трудов - много успеха.
Изображение Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб апр 05, 2008 1:46 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Пн фев 04, 2008 4:29 pm
Сообщения: 561
Откуда: Москва, Новогиреево
А вот здесь не правы - если есть что интеренсое кидайте - я же не могу охватить весь инет, а интересная информация - всегда интересна ! И всем малышам и мамам пригодится ! Так что я только ЗА ! :)

_________________
Данилка (Даниил) 02.11.2005 г., Катюшка 01.04.2009 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 5 ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group