Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 7 ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Николай Андреевич Тырса
СообщениеДобавлено: Пт сен 04, 2009 11:33 am 
Дружная семья!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 07, 2005 11:38 pm
Сообщения: 507
Откуда: Киров
Всем-всем здравствуйте!
Придумала и спешно выкладываю маленький циклик (надеюсь, с продолжением :D ) о детских художниках и детских книжках. Занятие включает информацию о художнике для мам, презентацию по книжке с оформлением этого художника и 2-3 задания.
Первое занятие посвящено будет Николаю Андреевичу Тырсе.

_________________
Анютке уже двенадцать (03.08.2004), Настюшке шесть (29.11.2010)!
Наш дневничок здесь


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах
СообщениеДобавлено: Чт сен 24, 2009 7:04 pm 
Дружная семья!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 07, 2005 11:38 pm
Сообщения: 507
Откуда: Киров
Просмотрела материалы в Интернете, но биографии все очень короткие и сухие. Но вот нашла для мам очень интересный очерк А.И.Пантелеева, предлагаю вашему вниманию.
Изображение

Алексей Иванович Пантелеев
Тырса

Пантелеев А.И. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3.
Когда я с ним познакомился, мне было очень немного (а точнее - семнадцать) лет, я очень мало знал, а в живописи и вовсе не разбирался.
Но и в то время Николай Андреевич Тырса казался мне чудом.
Он иллюстрировал несколько моих книг, в том числе "Республику Шкид".
Помню, как страшно меня тогда удивляло, почему о нем говорят как об ученике французов, упоминают рядом с его именем имена мирискусников, импрессионистов и еще каких-то "истов".
То, что он сделал с "Республикой Шкид", казалось (и кажется) мне стоящим на грани волшебства.
Это очень точный реалистический рисунок с едва уловимым оттенком гротеска. Короче говоря, это стиль самой повести.
Шкидцев рисовали и после Тырсы - и у нас и за границей, и никому никогда не удалось так верно, так легко, весело и победно схватить не только
фактуру, но и самый дух нашей беспризорной мальчишеской республики.
Не забуду, как поразило меня и моего соавтора, покойного Григория Георгиевича Белых, почти фотографическое сходство многих персонажей повести, людей, которых Николай Андреевич не видел и не мог видеть. Рисовал он, полагаясь только на наш далекий от совершенства текст и на собственную интуицию. Похож президент нашей республики Викниксор, чертовски похожи Янкель, Японец, Купец и другие аборигены Шкиды. А как верно, с каким необыкновенным проникновением в то, что называется духом эпохи, написан Петербург начала двадцатых годов! Какое все точное и какое все тогдашнее - и Нарвские ворота, и старая Петергофская дорога, и шофер таксомотора, и малолетние уличные торговки и - в первую очередь - сами шкидцы, эти гавроши Октябрьской революции, эти бесшабашные и вместе с тем думающие, читающие, сочиняющие
стихи босяки!..
Недавно мне показали рисунки, сделанные молодым художником к одному из "шкидских" рассказов. Человек талантливый, владеет рисунком, чувствует композицию, но - как все это грубо, примитивно, как безвкусно берет иллюстратор самое, на его взгляд, яркое, выигрышное, каких дегенератов с чубиками и в полосатых тельняшках он изобразил!..
У Тырсы Шкида одета так, как она и одевалась в те суровые годы - в поношенную, потертую и бесцветную одежду. Художник не любуется этим рубищем, но он знает и любит каждую деревянную пуговку на холщовой рубахе, каждую складку, каждую вмятину на штанах из чертовой кожи. Он знает, так сказать, не только художественную, но и потребительскую, рыночную цену всем этим предметам. И потому все это так долго живет и так глубоко трогает.
Вспоминаю Тырсу, перелистываю другие книги с его рисунками.
"Портрет". Тоже о беспризорниках. Как здорово сделан, например, тот рисунок, где малолетний правонарушитель Коська, укравший на вокзале
корзинку, вскрывает ее под дощатым настилом дебаркадера. Казалось бы, более неудобного, невыигрышного положения для героя трудно выбрать. И все-таки художник усаживает Коську на корточки именно в таком, согбенном, скрюченном положении, и при этом мы видим, что Коська весь кипит, весь дрожит. Руки его лихорадочно роются в корзине и выбрасывают оттуда - белье, башмаки, коробки и прочее "барахло".
А вот повесть "Пакет". Серийное, массовое издание. Тонкий, очень экономный рисунок пером. Что называется, ничего лишнего.
Генерал Мамонтов появляется в штабе белогвардейской казачьей части. Перепуганные его неожиданным появлением, офицеры вскочили, вытянулись в струнку, приветствуют своего шефа. Во всем этом - никакой буффонады, никакой карикатуры. Наоборот, автор как будто даже любуется изысканной выправкой, родовитостью и сановитостью своих персонажей. И вместе с тем нет никаких сомнений, что эти люди - враги. А вот другой персонаж - Петя Трофимов, этакий красноармейский Иванушка-дурачок, герой повести, от имени которого ведется рассказ. Кажется, будто сам рисунок становится добрее, штрих мягче, округлее, когда на бумаге возникает образ этого героя.
Украшал Николай Андреевич своими рисунками и другие мои работы. И всякий раз, когда я брал в руки свежий, еще пахнущий краской журнал и видел возле своего текста его неповторимый рисунок, - это было всегда добавочной, дополнительной радостью, было праздником.
Я несколько раз бывал у Николая Андреевича - по каким делам, не помню теперь. Жил он, если не ошибаюсь, в "доме Бенуа", у Никольского морского собора. От юношеской своей стеснительности, застенчивости я ничего не видел и не запомнил. Помню только, что у него были три девочки, дочки.
Николаю Андреевичу не было тогда сорока лет, но мне он казался если не старым, то очень взрослым, пожилым, солидным человеком. Таким он, впрочем, казался не мне одному. С тридцати лет он уже был метром, профессором академии...
Внешность у него была запоминающаяся: рыжеватая борода, золотое пенсне, котелок. Чем-то он был похож на того французского виконта, которого прославил Дега, изобразив его с двумя девочками и борзой собакой.
Но это был очень русский виконт - такой же русский, как и некоторые другие завсегдатаи верхних этажей Дома книги, поражавшие меня тогда своей "барственностью", элегантностью: В.В.Лебедев, Б.С.Житков, Д.И.Хармс...
Кстати, о смерти Николая Андреевича я узнал в тот же день, когда узнал и о гибели Даниила Ивановича Хармса. Оба они - и поэт и художник - пали жертвами жестокого века...
Время было блокадное, питерцы уже давно привыкли к утратам, смерть стала для нас явлением обычным и привычным, и все-таки так больно, так горько было узнать, что нет больше Тырсы, что никогда не поможет он тебе сделать новую книгу, не покажет своего искусства волшебника, не порадует своим тонким, честным, умным и веселым мастерством.

Республика Шкид для нас пока рановато. Мы возьмем снежную книгу.
Посмотрите по этой книге презентацию. очень замечательный карндашный рисунок. Текст книги по Зайцеву, сделала максимально крупно. Приятного просмотра!

http://ifolder.ru/14161430

_________________
Анютке уже двенадцать (03.08.2004), Настюшке шесть (29.11.2010)!
Наш дневничок здесь


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах
СообщениеДобавлено: Пт сен 25, 2009 12:02 pm 
Дружная семья!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 07, 2005 11:38 pm
Сообщения: 507
Откуда: Киров
Приступаем к заданиям!
Прежде чем приняться за рисование-изображение, поговорим с малышом о том, что лесные звери не очень-то любят показываться людям на глаза. Спросите малыша, каких лесных зверей он видел своими глазами. Думаю, у городских малышей перечень ограничится парковой белочкой и животными в зоопарке. Даже малышам, часто бывающим у бабушки в деревне, почти наверняка повезло не больше. Даже я, с рождения житель деревенский, имеющий папу-бывалого охотника, живыми видела только белочку, зайца (мельком, дорогу перебегал) и лисицу (увидела уже лет в 18, когда мой друг взял меня с собой ранним весенним утром понаблюдать в бинокль за птицами).
В то же время люди многое знают о том, как живут звери в лесу, как они охотятся и прячутся, что кушают, кто из них делает на зиму запасы. Но ведь редко кто своими глазами видел, как, например, охотится за зайцем лиса.
Проведите опыт. Попросите малыша выйти из комнаты, положите на диван раскрытую книжку, рядом поставьте тарелку или чашку из-под кофе. Когда малыш вернётся, спросите его, что, по его мнению, вы делали, пока его не было. Наверняка он сможет догадаться, что вы кушали и читали за едой.
Расскажите ему, что и многое о животных люди узнали не из наблюдений, а по следам, которые эти животные оставляют. Иногда следы, оставленные животными, могут рассказать целую историю.
1.Посмотрите презентацию, размещенную в предыдущем сообщении. Пыталась ее прикрепить на форум, но, к сожалению, не смогла, видно, размер слишком большой. Но уменьшать картинки не буду, это ж форум по искусству, качество должно быть хорошее.
2.Если малыш не против запачкать пальчики, предложите поиграть в лисичку и зайчика. Вы станьте лисичкой, обмакнув пальчики в красную краску, а малыш – зайчиком (пусть обмакнет пальчики, например, в краску жёлтую). «Побегайте» друг за другом по листу бумаги.
3.Теперь задание посложнее. Приготовьте два листа бумаги (опыт показывает, что можно и побольше, так как игра захватывает надолго). На листах приклейте или нарисуйте (можно схематически, как получится) изображения деревьев, овощей (капусты, морковки) и т.п. В одном месте листа нарисуйте заячью норку. Пусть малыш загадает вам загадку – пробежится по листочку, останавливаясь возле нарисованных или наклеенных предметов, которые ему понравятся. А вы по следам «прочитайте», как прошел заячий день, сопроводив рассказ увлекательными и забавными подробностями. Потом поменяйтесь ролями.
4.С помощью подобных листочков можно выполнять задания на последовательное запоминание нескольких действий. Дайте малышу задание типа: «пусть зайка выскочит из норки, подбежит к грибку, потом полакомится морковкой и вернется обратно». Потом по следам проверьте, соблюдена ли последовательность действий. Не отлынивайте! Выполняйте и задания малыша тоже!
5.Поговорите о том, что в природе ведь звери не раскрашиваю лапки в разные цвета. Как же тогда получаются следы? Хорошо если малыш сам догадается об отпечатках на земле или снегу. Смоделируйте ситуацию дома. Насыпьте на поднос манку или муку. Потопайте по манке пальчиками. Приготовьте несколько разных по очертаниям предметов (отлично подходят рамки-вкладыши), по очереди отгадывайте, какой предмет оставил отпечаток.
6.Наши пальчики оставляют на бумаге и манке одинаковые отпечатки. А вот отпечатки лап животных все разные. Скачайте отсюда http://ifolder.ru/14163196 отпечатки лап лисы и зайца, рассмотрите их. Можно распечатать несколько листов, вырезать отпечатки и поиграть в прятки друг с другом по квартире. Пусть малыш раскрасит отпечатки цветными фломастерами, сравнит друг с другом путём накладывания, попробует срисовать. Если у вас есть игрушечные зайка и лиса, вырежьте по три –четыре штучки разных отпечатков, и пусть малыш раздаст их игрушкам-хозяевам.
7.Вместе с малышом попробуйте создать свою собственную историю. Вот, например, отрывок из книги Руковского Н.Н. «По следам лесных зверей».
«По следам можно узнать о беляке много интересного. Однажды зимой в лесу на Онежском полуострове я прочел по следам маленькую комическую сценку из жизни этого зверька. Очень усталый, я возвращался домой по заснеженной лесной дороге. Вдоль по канавке тянулся след беляка. Заяц передвигался мелкими прыжками, останавливаясь около торчащих из-под снега кустиков и пучков прошлогодней травы. Вдруг на снегу... темный провал. Это беляк попал в "теплячок" - непромерзшую болотнику. Тонкий ледок не выдержал его тяжести и проломился. Зверек стремительно выскочил на снег, разбрызгал по белой пелене бурую торфяную жижу и после такой неожиданной ванны споро покатил вперед. Да не тут-то было! Не проскакав и полсотни метров, он с разбегу вскочил в лунку глухаря. Перепуганы, видимо, были оба. Косой стремительно кинулся в чащу, а внезапно разбуженный петух даже сразу и взлететь не смог. Он вывалился из лунки сперва на один бок, потом перевалился на другой и несколько раз черкнул по снегу своими упругими крыльями, прежде чем поднялся в воздух. Эта маленькая забавная история рассмешила меня, взбодрила и дорога к дому уже не казалась такой долгой и трудной.»
Нарисуйте эту историю с малышом. Мама пусть изображает декорации (канавка, кустики и пучки прошлогодней травы, "теплячок", лунку глухаря). А малыш «топает» или изображает карандашом ход рассказа.
8.Следы мы научились изображать достаточно хорошо. Теперь проделаем следующую штуку. На листе бумаги изобразим силуэт животного (его можно взять из раскраски, или вырезать из новогодней открытки и обвести карандашом на чистом листе бумаги). Пусть он будет небольшой. Но обязательно пушистый. Чебурашка и крокодил не подойдут!
Попросите малыша заштриховать внутри контура цветным или простым карандашом. Пусть он не обводит контур и не закрашивает внутри плотно-преплотно, чтобы сохранилась и просматривалась сама штриховка. Теперь выделите у животного глаза и нос, сотрите резинкой контур и наслаждайтесь зверем, нарисованным в стиле Н. Тырсы!
Приятного вам времяпрепровождения!

_________________
Анютке уже двенадцать (03.08.2004), Настюшке шесть (29.11.2010)!
Наш дневничок здесь


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах
СообщениеДобавлено: Вт сен 29, 2009 10:58 pm 
Сама Щедрость!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс июл 01, 2007 6:00 pm
Сообщения: 1125
Занятие оказалось для нас очень актуальным, огромное спасибо!
С удовольствием порасмативали следы. ВАня обстоятельнозаявил, что это "на снегу", так как там они хорошо видны.
ПОтом поиграли на листе
Изображение
Заяц прыгал к морковке
Изображение
и должен был избежать волка и лису, а попасть к себе в норку.
Изображение
в процессе он "вырыл" себе новую норку - Ваня нарисовал нору
Изображение
и сходил в гости к волку, так как они дружат :)
Вот результат его походов
Изображение

_________________
Анна

Сергей 07.91
Ванечка 2.2.07


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах
СообщениеДобавлено: Пт окт 02, 2009 11:19 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт сен 09, 2008 8:44 am
Сообщения: 517
Откуда: Беларусь/Минск
Здравствуйте!
Мы тоже заинтересовались этим уроком и немного поиграли, используя Ваши идеи.
Сначала с помощью фотографий «повспоминали» лесных зверей, которых видели в зоопарке и просто в парке (белочку). Потом поиграли в игру «Что я делала?». Надюше очень понравилось, я думала, что может пока что ей будет сложно, но она сказала «не знаю» только первый раз, потом я помогла ей с помощью вопросов и все остальные мои «дела» она отгадывала сразу.
Посмотрели презентацию. Немного «оживили» персонажей рассказа: попрыгали, как зайчики, «прокрались», как лисички, показали длинный заячий след («прошлись» ладошками по дивану) и маленький (кулачками) и т.п.
Фото я успела сделать только одно. Здесь Надя показывает, как зайчик обгладывает молоденькую кору.
Изображение
Потом пошли на кухню и «порисовали» следы в тарелке с влажными отрубями.
Изображение
Наде особенно понравилось задание, когда я показала, что зайчик прыгает в одну сторону, а она должна была «запутывать лисичку» и прыгать в обратном направлении, попадая след в след.
Дальше мы использовали идею со следами с помощью красок, но «иллюстрировали» таким образом сказку А. Лопатиной и М. Скребцовой «Почему заяц не стал дружить с белочкой». Подробно я расскажу о том, как мы играли по этой сказке в проекте Путешествие в страну добродетелей, в теме Щедрость ( viewtopic.php?f=826&t=7639359 ).
Здесь же размещаю только фото фрагмента игры, который был навеян презентацией по рассказу Бианки.
Зайчик спрятался в сугроб, лисичка пытается найти его по следам:
Изображение
Еще мы с помощью лекал «пораскрашивали» зверей. Штриховки в стиле Тырсы, конечно, не получилось :) , но белочку, раскрашенную Надей, мы использовали для дальнейших игр.
Изображение Изображение
Думаю, что еще вернемся к заданиям на внимание и память, очень понравились эти идеи.

_________________
Доченька Надя 2.03.2007г. Сынок Витенька 26.09.2012г.
Путешествие в страну добродетелей
Наденька и Витенька


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах
СообщениеДобавлено: Вс окт 04, 2009 10:18 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт сен 09, 2008 8:44 am
Сообщения: 517
Откуда: Беларусь/Минск
Ну вот мы и еще раз поиграли со следами, используя Ваши идеи для инсценировки сказки «Два жадных медвежонка». Я здесь размещаю два фото, как мы делали следы играя первый раз (еще до того, как я прочитала эту тему) и второй раз – после того как я познакомилась с Вашими идеями. Второй раз получилось намного интереснее :D
Изображение
Изображение
Описание, как мы играли, я разместила в этой теме: http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic. ... &t=7639359

_________________
Доченька Надя 2.03.2007г. Сынок Витенька 26.09.2012г.
Путешествие в страну добродетелей
Наденька и Витенька


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах
СообщениеДобавлено: Вс окт 04, 2009 1:47 pm 
Дружная семья!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 07, 2005 11:38 pm
Сообщения: 507
Откуда: Киров
Солнышки мои, спасибо за ответы! Вы просто молодцы!

_________________
Анютке уже двенадцать (03.08.2004), Настюшке шесть (29.11.2010)!
Наш дневничок здесь


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 7 ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group