Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 7   [ Сообщений: 95 ]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Размышления о детском творчестве
СообщениеДобавлено: Вс авг 05, 2007 6:41 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 10:17 pm
Сообщения: 592
Откуда: Израиль, Нагария
О, это теоретическое обоснование того, что я чувствовала, но не могла объяснить. Только я думала о двух составных частях, а их, оказывается, четыре...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт сен 13, 2007 1:37 pm 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 16, 2007 3:03 pm
Сообщения: 948
Откуда: ИЗРАИЛЬ, ИЕРУСАЛИМ
ТРИ МАТРЕШКИ

Все, кто занимался художественным развитием детей, знает, как трудно прогнозировать творческие процессы. Учебные программы, тщательно спланированные в начале года, непрерывно «атакуются» новыми темами и замыслами, подъемами и спадами детского вдохновения – той новизной, которую неизбежно порождает истинное искусство. Поэтому преподаватель, не желающий подменять детское творчество тиражированием нормативных «образцов», поневоле развивает в себе способность к педагогической (а затем и методической) импровизации.
Однако от импровизаций – один шаг к педагогической неразберихе, когда задачи развития детей безнадежно тонут в потоке «свободного созидания произведений искусства». Чтобы избежать этой опасности, педагог должен очень точно осознавать и формулировать те цели, к которым ведет его работа с детьми.
Потребность в таком осознании у нас ослаблена десятилетиями нормативной педагогики. Еще и сегодня, с увлечением осваивая новые прогрессивные методики, мы зачастую не интересуемся целями, которым эти методики служат.
Настоящая статья представляет собой попытку осмыслить и упорядочить самые общие понятия, объединяемые словом «педагогика». В качестве наглядной модели мы используем знаменитую русскую матрешку.
Нашей первой, самой маленькой и «сплошной» матрешкой является обучение. Его содержание ограничивается ЗУНами (знаниями, умениями, навыками), которые педагог призван передать ребенку. Результаты обучения могут быть оценены традиционной отметкой(1). В свою очередь, сумма выставленных отметок может, при определенных условиях, служить критерием оценки деятельности педагога.

Изображение

Эта «младшая» матрешка помещается во вторую, именуемую развитием. Предметом развития являются:
А) чувства;
Б) способности (музыкальные, спортивные, математические и пр.);
В) качества (внимание, память, настойчивость, воображение и пр.). Для оценки результатов развития, очевидно, простой отметки недостаточно. Тут предполагается работа квалифицированного психолога, использование апробированных тестов и иных средств оценивания.

Изображение

Здесь аналогия с игрушкой немного нарушается. Дело в том, что вторая матрешка не может быть «пустой»: нельзя развивать ребенка, не сообщая ему никаких знаний, не прививая никаких умений и навыков. На соотношении «объемов» матрешек мы остановимся ниже, - но уже здесь следует заметить, что задачи развития, исходя из самой конструкции матрешки, требуют от педагога больших усилий и более высокой квалификации, чем задачи обучения.
Вторая матрешка размещается в третьей и последней. Это – воспитание. Под воспитанием мы подразумеваем, разумеется, не внешнее поведение (т.н. воспитанность), - но формирование всей иерархии потребностей, определяющих масштаб и ценность человеческой личности. Другими словами, речь пойдет о глубоко усвоенных безусловных ценностях, которые служат источником жизненных целей человека, а также о соотношении этих ценностей(2).
Существеннейшей особенностью так понимаемого воспитания являются средства его осуществления. Если развитие (и, тем более, обучение) ребенка предполагает применение определенной педагогической технологии, то здесь технологические приемы отступают на второй план, а их место занимает трансляция личности педагога. Никакая технология не поможет корыстному человеку воспитать бескорыстного, трусливому – храброго, безлюбому – способного к любви. В связи с этим встает проблема учителя – яркой и целостной личности, обладающей прочной и социально значимой системой жизненных ценностей.
В наше время задачи воспитания осложняются множественностью и разнонаправленностью влияний, испытываемых ребенком в непрерывно меняющемся и перенасыщенном информацией мире. Не случайно наиболее выразительные примеры успешного воспитания связаны с «закрытыми» учебными заведениями, где влиянию ярких личностей не противостояли никакие другие сильные влияния. Таким был пушкинский Лицей, приюты Песталоцци и Корчака, колонии Макаренко, школа Сухомлинского (последний утверждал в школе ценности, присущие традиционной сельской общине, в которую и была «встроена» школа) (3).
Нет, наверное, необходимости доказывать, что и третья матрешка не может быть «пустой». Ребенок с неразвитыми чувствами, способностями и качествами никак не станет носителем потребностей, определяющих сильную и социально значимую личность.
Что же касается оценки деятельности педагога-воспитателя, то критерием такой оценки служит, по-видимому, вся жизнь его воспитанников – результат самоосуществления развитой Личности.

Изображение

Рассмотрим теперь, как функционирует наша матрешка в зависимости от возраста учащихся.
Лев Толстой утверждал (и с ним, кажется, согласно большинство психологов), что его личность сложилась на 90% к 5-ти годам. Не настаивая на конкретных цифрах, рискнем предположить, что актуальность воспитания становится минимальной к тому времени, когда окончательно завершается физическое, физиологическое и психическое созревание детского организма (примерно к 16-20 годам). Глубинные слои потребностной сферы вряд ли подлежат пересмотру и переработке в дальнейшем. К этому моменту третью, «старшую» матрешку можно разобрать и отставить в сторону.
Со «средней» матрешкой дело обстоит сложнее. Если эмоциональное развитие, в основном, завершается к 10 – 12 годам (к моменту вступления в подростковый возраст), то развитие способностей и качеств может продолжаться далеко за 40-летним порогом (примерно в это время начинается биологическое угасание организма, т.н. возрастная инволюция).
Что же касается «младшей» матрешки, то обучение человека не прекращается – по необходимости – до последнего дня жизни.
Таким образом, представляется очевидным, что наибольшее педагогическое внимание следует уделять первым годам (и месяцам, и дням) жизни ребенка. Задачи развития и обучения должны в это время полностью подчиняться задачам воспитания.
Это, конечно, не означает, что развитию и обучению отводятся «вторые роли». Каждая «внутренняя» матрешка служит как бы каркасом для внешней. Если недостаточное развитие сделает третью матрешку ослабленной, «вялой», - то развитие опережающее, гипертрофированное способно эту же матрешку деформировать и разрушить. Примеров тому множество – от безудержных «чувственников» до покорно-исполнительных «технологов».
Первая же, «младшая» матрешка остается в служебном, подчиненном положении наиболее длительное время, и по отношению к ней остается справедливым все, сказанное выше о развитии.
Итак, естественный ход педагогического процесса можно рассматривать как последовательное «разоблачение» матрешки, выходящее далеко за пределы школьного возраста. Кажется невероятным, что в педагогической практике мы наблюдаем противоположное явление: его можно назвать «собиранием», или «облачением» матрешки.
С самых первых лет (не касаемся здесь общения ребенка с матерью) педагоги-«дошкольники» начинают усиленно обучать ребенка, прививать ему строго регламентированный набор ЗУНов. Вопросы развития (и, тем более, воспитания) часто упоминаются, но остаются как бы «остаточными» по отношению к обучению. Или, точнее, производными от него.
Некоторый интерес к развитию обнаруживается в младших классах школы (далеко за пределами толстовских 5-ти лет), где ребенок получает право на определенную самостоятельную деятельность (мы имеем в виду уроки эстетического цикла). В подростковом же возрасте, когда появляется многочисленные кружки по интересам, спортивные секции и т. п., - многие из возможностей развития оказываются уже упущенными.
Но хуже всего обстоит дело с воспитанием. Последовательное «надевание» третьей матрешки (беседы, походы, диспуты) начинается только со старшего подросткового возраста, и здесь уж упущения необратимы. Мы пытаемся компенсировать их на протяжении всей жизни: разве не этой цели служат наши призывы и лозунги, инструкции и социальная реклама?(4)
Заканчивая изложение, мы обнаружили, что почти в каждом абзаце содержатся вопросы, ответить на которые автору сегодня не под силу. Важнейшим из этих вопросов нам представляется следующий: каким образом согласовать и соподчинить задачи обучения, развития и воспитания, придать им ту идеальную форму, которой обладает простая народная игрушка?

Ю. Красный
_______________________________________________
(1) Мы не касаемся здесь вопроса о психологическом воздействии отметки на ученика, а также более глубоких и содержательных методов оценивания результатов учебы.
Под чувством мы подразумеваем сложную, неповторимую и содержательную реакцию чело-века на любое явление жизни. Такая реакция опирается как на интеллектуальное, так и эмоциональное, и сенсорное развитие.

(2) Классификацию и анализ потребностной сферы человека см., например, П.В.Симонов, П.М. Ершов. «Темперамент, характер, личность». М., «Наука», 1984 г.
О трансляции личности см. замечательную статью В.С.Семенцова «Проблема трансляции тра-диционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты», сборник «Восток-Запад», М., «Наука», 1988 г.

(3) В этой связи интересно вспомнить нашу беседу с братом В.А.Сухомлинского, 20 лет преподававшего в знаменитой школе украинский язык и литературу. Сергей Александрович говорил, что не любит отвечать на вопрос о профессии бывших учеников, но гордится тем, что среди них нет ни одного алкоголика, судимого или разведенца.

(4) В постсоветской педагогике происходят процессы, меняющие описанную картину. Тем не менее общезначимым, на наш взгляд, остается вывод, что целью обучения является развитие, а целью развития – воспитание (то и другое – в определенных возрастных пределах). Согласившись с этим, мы оказываемся перед необходимостью пересмотра критериев оценки результатов обучения и развития.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт сен 13, 2007 1:43 pm 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 16, 2007 3:03 pm
Сообщения: 948
Откуда: ИЗРАИЛЬ, ИЕРУСАЛИМ
ОЦЕНКА ДЕТСКОЙ РАБОТЫ

Опыт показывает, что развитие ребенка происходит не плавно, а скачками, - «ступенчато». Если очень условно представить его в виде восходящей лестницы, то подъем с одной ступени на другую насчитывает четыре этапа.

Изображение

Этап А (закрепляющий) начинается с момента окончания творческой работы, имеющей более высокий, по сравнению с прежними работами, уровень. Этот этап может быть выражен вопросом: «действительно я это уже могу, или мое место – ступенькой ниже?». Для закрепления в новой позиции ребенку необходимо создать ряд работ, подтверждающих его новый статус.

Этап Б (комфортный) заключается в тиражировании достигнутого. Определить его можно словами: «Я это могу! Не верите? – смотрите!».

Этап В (подготовительный) фокусируется в вопросе: «Что, если я попробую подняться ступенькой выше?». Для такого подъема необходима подготовка, - как психологическая, так и техническая.

Этап Г (творческий) – создание работы качественно нового уровня. Никакими словами его выразить нельзя, он весь сосредоточен в самом творческом акте.

С педагогической точки зрения, развитие ребенка происходит тем интенсивнее, чем выше вертикальная часть ступени и короче горизонтальная. Высота творческого «полета», в свою очередь, зависит от качества подготовки (этап В) и способности «закрепиться» в новой позиции (этап А'). Собственно говоря, все эти три этапа (В, Г и А') очерчивают «зону ближайшего развития», - причем наиболее полным свидетельством достигнутого ребенком уровня является созданная им работа.

Изображение

При формально-эстетической оценке детская работа, выполненная на этапе А, окажется «слабее», неуверенней работы Б, а работа В обнаружит явный перевес «технологии», формальных моментов над содержательными (на этом этапе дети часто даже не завершают свои рисунки, стихи, фильмы и пр.). Для него характерно обращение к эскизам, наброскам, заготовкам.
Наконец, «в полете» (этап Г) ребенок создает работу, обладающую заведомым несовершенством. Она вся – порыв, усилие, вызов.

Таким образом, при формально-эстетической оценке в качестве образцов и выставочно-фестивальных экспонатов выступают работы комфортного, т.е. педагогически периферийного этапа. Такие работы ориентируют детей на повторение достигнутого (исполнительство) и препятствуют задачам развития.
Между тем, работы творческого этапа Г, концентрируя в себе эмоциональную и интеллектуальную энергию ребенка, обладают особой выразительностью, которая зачастую делает такие работы эстетически значимыми.
Определение специфики этих работ, их эстетическая «реабилитация» могли бы положительно повлиять на теорию и практику творческого развития детей.
_________________


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт сен 13, 2007 2:40 pm 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 16, 2007 3:03 pm
Сообщения: 948
Откуда: ИЗРАИЛЬ, ИЕРУСАЛИМ
ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГИКИ
(тезисы)

Приходилось ли вам ощущать обидное несовпадение между целостным заоконным миром – и предметом наших настольных педагогических забот? Там – нерасторжимое единство земли и неба, людей, деревьев и птиц, а здесь – «интегральное обучение», «приемы активизации», «программное обеспечение»?
В такие минуты возникает настоятельная потребность: представить «педагогическое пространство» трехмерным, по возможности полным, евклидовым. Как в школьной физике, обрамленным в три оси – X, Y и Z.
Вот одна из таких попыток.

Изображение

1. Суточная ось.
Понятие «ребенок» можно определить так: человек, который не может не обучаться. Непрерывное нарастание новых возможностей – физических, психических, физиологических, интеллектуальных – требует от ребенка такого же непрестанного (даже во сне!) обучения.
Рассмотрим детские сутки.

Изображение

Примерно половину их – с 8-ми часов вечера до 8-ми утра – ребенок проводит в семье, где обучается под началом родителей и других ее членов.
Вторая половина суток еще раз делится пополам: с 8-ми до 14-ти наставники ребенка – школьные учителя, а с 14-ти до 20-ти – преподаватели внешкольных учреждений, а также сверстники, прохожие, продавцы «шопов», создатели рекламных щитов, персонажи видеофильмов и компьютерных игр, - все, именуемое абстрактным словом «улица».
В этом месте, между школой и семьей, наша горизонтальная ось X, на которой сутки следуют за сутками, может выкинуть неожиданный фортель: внезапно изогнуться и образовать «гору» (счастливое знакомство, удачно выбранная студия или секция) – или же «яму» (криминальная подворотня, зомбирующая секта, сигарета с «травкой»…).

Изображение

На суточной оси (как, впрочем, везде и всегда) самое интересное и важное происходит на границах: семья-школа, школа-«улица», «улица»-семья. Об этом нужно говорить отдельно и обстоятельно, - а нам пора переходить к описанию вертикальной оси Y.

2. Возрастная ось.
Если не углубляться в сложнейшие и важнейшие этапы первых лет жизни, на этой оси можно обозначить: 1)дошкольный; 2)младший школьный; 3)ранний подростковый; 4)подростковый; 5)ранний юношеский периоды. Далее – окончание школы, юность – молодость – зрелость…

Изображение

Характеристики каждого из возрастных этапов хорошо известны и вряд ли подлежат глубоким изменениям, т.к. отражают фундаментальные свойства психики и физиологии. А вот границы этих этапов, похоже, стали смещаться: физическое взросление зачастую наступает раньше, интеллектуальное – позже, а психическое – и вовсе «застряет» (личность «не достраивается», инфантилами остаются до седых волос).
Как бы там ни было, и на этой оси важнее всего – пограничные, «узловые» моменты. Здесь, при переходе из садика в школу, из младших – в средние классы, из школы – в ВУЗ или на производство происходят главные взлеты и падения, преодоления и сломы.
Две описанные оси определяют плоскость, на которой можно изобразить условного двухмерного человечка. Если это, например, мальчик, которому исполнилось 10-11 лет, то на суточной оси «внешкольное» время вскорости начнет расширяться и актуализироваться, а «домашнее» - убывать. Хорошо бы родителям к этому моменту воспитать в ребенке достаточную самостоятельность, помочь ему в выборе прочного долговременного увлечения, круга развитых «внешкольных» друзей. Школе же предстоит поменять педагогическую стратегию, прислушаться к советам психолога, создать благоприятный эмоциональный фон, - иначе не избежать конфликтов, прогулов, «завалов» в учебе.
Но нарисованный нами человечек слишком уж схематичен. Попробуем придать ему объем и введем третью, «глубинную» ось Z.

3. Культурно-историческая ось.
Сразу оговоримся, что речь пойдет не о мировой культуре «от сотворения до наших дней», а о подвижном и достаточно коротком отрезке времени в одно или несколько десятилетий (именно такая дистанция разделяет поколения учеников и учителей).

Изображение

Программы, по которым мы работаем, никогда не были минпросовскими «мумиями», - мы сами их писали, сами выбирали научных руководителей, сами апробировали и шлифовали. Но вот пришло время, когда эти надежные программы стали «пробуксовывать». Что же изменилось в наших детях?
Многое изменилось!
В середине 80-х годов основным источником информации оставалась книга, - в середине 90-х ее активно потеснил телеэкран, да еще в компании с видеомагнитофоном.
В недавние годы кисти детских рук быстро развивались, побуждаемые к тому неустанной ручной деятельностью (рисование, лепка, конструирование и пр.). Сегодня популярнейшим занятием стали компьютерные игры, заставляющие простаивать плечевые и локтевые суставы и ограничивающие работу пальцев.
15 лет назад психика детей прочно опиралась на уверенность, источаемую родителями. Сегодня, когда взрослая картина мира «расфокусировалась», дети все чаще отказываются становиться «большими».
Список перемен можно длить, - но боюсь, что меня и так уже приняли за брюзгу, вспоминающего «лучшие времена».
Ничего подобного! Лучшие времена только наступают: нашим детям не приходится больше лгать; у них появилась возможность повидать мир, а значит, и стимул к изучению языков; перед ними – необозримый океан информации, которую моему поколению приходилось добывать по капле; от них не отгорожен более путь к Богу.
Просто мы переживаем определенный этап, расположенный на оси Z нашего педагогического “мира”. Это потребовало серьезных изменений в методике, и мы их ввели:
- бесконтрольный просмотр видеомакулатуры? > кинообразовательная программа «Искусство видеть»;
- многочасовые компьютерные игры? > программа по созданию художественной компьютерной анимации;
- утрата опоры в родителях? > психологическая программа «Познай себя», семейные консультации, педагогический практикум для родителей;
- атрофия кистей рук? > дополнительные факультативные программы по рисунку, скульптуре, дизайну, декоративному искусству»;
- проблемы взросления? > программа «Прежде всего – жизнь!», приобщающая детей к работе над социально значимыми проектами (печатные издания, выставки, ТВ-передачи экологического содержания).
Изменения, происходящие на культурно-исторической оси, и на этот раз сосредоточены в «узловых» точках (прошлое-настоящее и настоящее-будущее). Эти изменения требуют от педагога постоянной методической самокоррекции, плотно «прижимают» его к реальной жизни и позволяют максимально одушевить наше – теперь уже трехмерное – педагогическое «пространство».

Ю.Красный


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 05, 2007 4:51 pm 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 16, 2007 3:03 pm
Сообщения: 948
Откуда: ИЗРАИЛЬ, ИЕРУСАЛИМ
Экран и/или книга

Шестой класс средней школы. Урок кинообразования. Нам с детьми предстоит сочинить, а потом снять на видео несколько коротеньких «ералашей» из школьной жизни.
Рассказывая о сценарных приемах, привожу пример из Марка Твена:
- Помните, как Том Сойер забор красил?
32 пары глаз смотрят вопросительно: какой еще забор? Кто-то с трудом припоминает, что видел, кажется, такой фильм… Книгу не читал никто!
8-10 лет назад такой случай был бы невозможен. Если кто-либо и «прозевал» Твена, то наверняка читал Жюля Верна, Свифта, Стивенсона, Купера, Майна Рида. Или Беляева. Или Конан Дойля. Или Дюма.
Сегодня книги этих писателей охотнее «смотрят», чем читают. Огромный и благодарный труд сотпорения из 32-х печатных значков своих, неповторимых Томов, Д'Артаньянов и Челленджеров все чаще заменяется нажатием одной-единственной кнопки. Загорается экран и…
Последствия тревожат. Одно из самых разительных: «телевизионные» дети не строят образ.
…Показываю второклассникам «цветовушку» (произвольное сочетание красочных пятен): что они в ней обнаружат? Совсем недавно отвечали водопадом образов:
- медведи играют в футбол!
- Великан собирает грибы!
- Сестрички поссорились, а мама их мирит!
Теперь же – редкие, неуверенные, банальные предположения: «салют»?; «букет цветов?»; «бабочка?»; «может быть, робот?»…
Еще одно упражнение: дети вытягивают две бумажки, с «живым» и «неживым» словом. Соединив их союзом «и», получают название сказки, которую нужно сочинить; «Колбаса и Собака», «Богатырь и Колесо», «Будильник и Колесо»…
Наши студийцы, о литературном развитии которых мы постоянно заботимся, обычно справляются с таким заданием:

Мальчик и речка
Жил-был Мальчик. Рядом с его домом тенкла Речка. И они все время ссорились:
Мальчик бросал в речку камни, а Речка хватала водорослями и захлестывала волной, когда он купался.
Как-то раз пошел дождь. Вода лилась и лилась. Речка стала наполняться и вышла из берегов. И притекла к дому Мальчика, и стала стучать волной в окно:
- Помоги!
Мальчик вышел и говорит:
- А будешь меня за ноги хватать, волнами заливать?
- Нет; буду на волнах катать и лицо твое умывать!
Тогда Мальчик прорыл канавки, и лишняя вода ушла на поля.
Оля А., 6 лет

Слон и Небо
Жил в Африке Слон. Целый день он смотрел на Небо и разговаривал с ним.
Звери считали такое поведение глупым и со Слоном не дружили. Но Слон не огорчался, потому что голос Неба утешал его.
Однажды в джунглях случился пожар. Все звери засуетились, начали разбегаться, прыгать в воду и дико кричать. А Слон попросил помощи у Неба, оно послушалось, и полился дождь.
Огонь быстро погас. Звери поблагодарили Небо и подружились с ним. И со Слоном тоже.
Марина А., 9 лет
Совсем другое дело – школьные, «экранные» дети: с трудом выжимают из себя 3-4 скучных предложения, часто теряют нить рассказа, быстро устают.
Не менее наглядно обнаруживается разница между читающими и нечитающими детьми в изобразительном творчестве. Если первые от занятия к занятию создают все более оригинальные и выразительные работы, то вторые «завязают» на тиражировании комиксовых персонажей, «машин» (мальчики) и «принцесс» (девочки), причем даже в техническом отношении их рисунок остается на «малышовом» уровне.
Если в младших классах эта картина тревожит, то в старших – гнетет.
Недавно мы провели конкурс в двух 7-х и двух 8-х классах, с целью набрать детей в студийную «режиссерскую» группу. Ребят, обнаруживших способность к образному мышлению, оказалось… трое! И все, как выяснилось, заядлые книголюбы. Остальные в список прочитанных книг внесли школьную программу по литературе, с редким вкраплением «анжелик», «Марианн» и «вечных зовов»…
Я, конечно, далек от призывов изолировать детей от экрана, - напротив, стараюсь их к нему адаптировать. Элементы кинообразования ввожу в занятия самых маленьких наших студийцев (4-5 лет). Это – последние 15-20 минут сдвоенного урока, когда дети уже сочинили, нарисовали или смастерили все, что планировалось. По мере взросления детей возрастает и продолжительность, и сложность кинообразовательного курса.
Видеомагнитофон дает ценную возможность замедлить, остановить и возвратить кадры уже просмотренного фильма; убедиться, сколь многого мы не заметили и не поняли в любимом мультике; разобраться, к каким уловкам прибегает упрощенное коммерческое кино, чтобы нас «обмануть».
Экранный образ отличается от живописного или литературного. В скользящий экран нельзя «войти», как в картину; он не оставляет времени для углубленного диалога с автором или персонажем, как книга.
Кинокамера, в отличие от пера и кисти, не приглашает к восприятию, а принуждает к нему. Она как бы держит зрителя за затылок и заставляет видеть то, что выбрал за него режиссер.
Большие киномастера, как правило, не злоупотребляют этой врожденной агрессивностью камеры. Восприятие созданных ими фильмов можно сравнить с прослушиванием хорошей музыки или звучащей поэзии (и требует столь же серьезной подготовки).
Сегодняшний маленький зритель такой подготовки лишен. Не него обрушивается кассовое кино, образцом для которого является не музыка и не поэзия, а… комикс. Чем быстрее сменяются картинки, тем трудней оторвать глаз от экрана; чем эти картинки примитивней, тем легче прочитываются; чем доступней, стандартней фабула, тем проще держать темп… И вот уже широкая спина Арнольда Шварцнеггера загораживает от ребенка мир, бесконечно многообразный, живой и актуальный.
Виновата ли в этом кинокамера? Конечно же, нет! Как ни в чем неповинны перо, кисть и дирижерская палочка.
Есть прекрасные игровые и анимационные фильмы для детей, уже вросшие в детскую культуру. Есть фильмы познавательные, фильмы о путешествиях, о природе, о животных. Существуют чудесные экранизации, подталкивающие ребенка к книге. Есть, наконец, и фильмы, создаваемые самими детьми.
Вредным экран становится, когда подменяет собою наиболее важные связи ребенка с окружающим миром: с мамой, с семьей, с природой, с культурой… Существует, наверное, некая степень психической, эмоциональной и интеллектуальной зрелости, по мере достижения которой экран становится другом. В противном же случае мы можем услышать такие истории:

«Папе моему понравилась игра. Компьютер такой. Там, над дядей - облако. Когда сверху мигает, вырастают ко¬лючки. Когда с горы прыгаешь - прячешься в замке. А в зеленой трубе вылазит гриб. Его ло¬вишь и становишься большим. И по черепахам прыгаешь. Папа это сделал - и пошел...».

Марк, 4 года 8 месяцев

-А я не закрываю глаза, когда убивают! Я смотрю, пока убивают, а потом… Только потом, когда я смотрел про чудовище, – ну, подожди! – когда я про чудовище смотрел, там вижу – он – оно – это! – выходит из чудовища! Вот тогда я пугался и закрывал глаза. Потому что – сказать, как оно бьет сильно? У него здесь (показывает на свою руку) нож вот такой большой, - здесь такие – раз, два, три, четыре, пять, семь шипов, - оно как в горло даст!
Посмотрел этот фильм – потом ночью сплю, сплю – уже утро настало – только смотрю, а мне такой страшный сон приснился! Как будто у нас с Геной машина не заводится, а нам хочется, а это чудовище лезет – разбить стекло и убить, и меня убрать. Только Гена сказал – давай быстрей едем! А оно подскочило, положило ногу на стекло! И мы сразу угнали!!!
Глеб, 5 лет
Первая из этих историй поведала о встрече ребенка с компьютером, и я ловлю себя на мысли, что не смог бы описать эту встречу лучше. Сколько здесь недоумения, как точно передал мальчик абсурд и нищенство компьютерной «картинки», как горчит неутоленная жажда общения с отцом!
Второй рассказ – о последствиях, к которым приводит бесконтрольный просмотр «взрослого» кино, - в комментариях не нуждается.
Обоим этим мальчикам экран нанес психологические травмы, и оба постарались залечить их с помощью слова (хорошо, если есть кому выслушать!).
В последние годы каждое занятие в дошкольных группах я начинаю с рассказывания сказки. Удивительно, какую ненасытную потребность в слове проявляют малыши!
И каждый вечер, воротясь домой, эти дети прилипают к экрану. Кто победит?
Эти заметки я хотел назвать «Как развить нечитающего ребенка?». Не назвал, потому что знал ответ: нечитающий ребенок неизбежно отстанет в развитии.
Творчество немыслимо без развитого воображения. Воображение неразрывно связано мо Словом.
Последние 200 дет нашу культуру определяла книга. Теперь у нее появился конкурент в лице экранных искусств.
Экран не способен заменить книгу, но может подменить ее.
Постараемся, чтобы этого не случилось!
___________________
Примечание
Я сомневался, размещать ли этот материал на сайте. Со времени последней его публикации прошло время, он мог утратить актуальность или попросту устареть.
Но несколько дней назад на занятии с малышами я записал историю, которая убедила меня в обратном. Вот она:
Я не играл в компьютер, потому что был маленький. Только смотрел.
Там дядя, он одет как солдат. И очки у него, чтобы видеть без света. Тогда всё на сером.
Он может ударить ногой, и ножом чуть-чуть обрезать горло. И есть там такие места, где он задушивает. И бьет одной рукой, и так – на спине. Он берет злого, и ножом в живот. И прыгает на злого сверху, по столбу залезает.
Если в 9-м уровне, самом тяжелом, он это не делает – его убивают. Из автомата, потому что эти злые душить не могут.
В конце 9-го нужно найти 2 бомбы. Там этот злой кладет на него пистолет, а он – на злого. И должен стрелять ему в голову, чтобы злой упал в воду.
В эту игру нельзя играть детям. Только в 18 лет.
Даник, 7 лет


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 05, 2007 6:17 pm 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн авг 28, 2006 4:39 pm
Сообщения: 121
Откуда: Израиль: Кармиэль
Лина и Юра Красные писал(а):
Есть прекрасные игровые и анимационные фильмы для детей, уже вросшие в детскую культуру. Есть фильмы познавательные, фильмы о путешествиях, о природе, о животных. Существуют чудесные экранизации, подталкивающие ребенка к книге. Есть, наконец, и фильмы, создаваемые самими детьми.

А можно у Вас попросить составить список фильмов/мф, которые стоило бы посмотреть и примеры занятий с ребёнком, как получить максимальную пользу от просмотра? Если список составить сложно, то хотя бы поясните, пожалуйста, на что обращать внимание при выборе фильма.

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 05, 2007 10:56 pm 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 16, 2007 3:03 pm
Сообщения: 948
Откуда: ИЗРАИЛЬ, ИЕРУСАЛИМ
Avishag писал(а):
А можно у Вас попросить составить список фильмов/мф, которые стоило бы посмотреть и примеры занятий с ребёнком, как получить максимальную пользу от просмотра? Если список составить сложно, то хотя бы поясните, пожалуйста, на что обращать внимание при выборе фильма.


Спасибо, Avishag, за такие непростые вопросы.

Дело в том, что максимальная польза (или хотя бы минимальный вред) от просмотров зависит не столько от перечня фильмов, сколько от многообразных и многочисленных приемов и форм работы с экраном. Чтобы их освоить в первом приближении, нужен хотя бы небольшой цикл занятий, с обратной связью.

В самых общих чертах, выбор фильма зависит от:

а) соответствия возрасту
б) соответствия конкретному опыту и ожиданиям ребенка (в группе – не так, как в семье)
в) художественного уровня
г) развивающих задач, которые вы сегодня решаете

В художественном отношении хороши фильмы Ф.Хитрука, И.Иванова-Вано, Э.Назарова, Ю.Норштейна, Л.Атаманова, Р.Качанова, И.Аксенчука, Б.Степанцева и многих других мастеров.

Есть еще много отличных режиссеров английских, американских, чешских, французских, польских, итальянских, эстонских – только все это труднее раздобыть.

Еще – анимация фестивальная, чаще всего не попадающая в продажу.

И еще – очень важная, но совсем уж некоммерческая анимация, создаваемая детьми.

По тематике лучше всего – фольклор (народные сказки), затем – авторские сказки, увязанные с современными реалиями (например, сюжеты о Карлсоне, о Простоквашино и т.п.).

Нежелательно – всё безвкусное, избыточно динамичное («бегалки»), избыточно агрессивное, примитивное и, конечно, непонятное.

Что касается методов и приемов – не берусь описывать, потому что беглый пересказ неизбежно приведет к профанации, а это небезопасно.

_________________
КРАСНЫЙ УГОЛОК
www.prostorebenok.com


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср дек 05, 2007 10:30 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт дек 04, 2007 1:43 am
Сообщения: 334
Откуда: Севастополь
[b]Юра Красный[/b]
Три года назад в городской библиотеке случайно наткнулась на Вашу книгу. Прочитала запоем. Очень жалела, что не совпала с Вами ни в пространстве ни во времени. И, вдруг, вижу Вас на этом сайте - потрясающе! Обязательно запишусь на следующую серию семинаров, раз на эту уже не успела. Не бросайте, плз, это дело. Радости Вам и удачи!

_________________
Мои дети: Евгений (19.03.2002), Олеся (5.02.2005), Наташа (20.06.10).


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт дек 06, 2007 1:05 am 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 16, 2007 3:03 pm
Сообщения: 948
Откуда: ИЗРАИЛЬ, ИЕРУСАЛИМ
Елена Замяткина писал(а):
Радости Вам и удачи!


Спасибо!

Вам и того, и другого - втрое, чтобы и Олесе, и Жене хватило, и осталось еще!

:D

_________________
КРАСНЫЙ УГОЛОК
www.prostorebenok.com


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс дек 09, 2007 12:40 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт дек 04, 2007 1:43 am
Сообщения: 334
Откуда: Севастополь
Юра Красный!
У Вас в "Азбуке чувств" написано, что программа для детей 6-9 лет. У нас двое деток по 5 с половиной, а остальные - 4, 3 и меньше. Можно ли начинать с такими масиками? Или лучше подождать? И какое минимальное количество человек должно быть в группе?

_________________
Мои дети: Евгений (19.03.2002), Олеся (5.02.2005), Наташа (20.06.10).


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс дек 09, 2007 1:23 am 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 16, 2007 3:03 pm
Сообщения: 948
Откуда: ИЗРАИЛЬ, ИЕРУСАЛИМ
Елена Замяткина писал(а):
Обязательно запишусь на следующую серию семинаров, раз на эту уже не успела. Не бросайте, плз, это дело. Радости Вам и удачи!


Спасибо!
На сказки, кажется, вы еще можете успеть.
:D

Елена Замяткина писал(а):
У Вас в "Азбуке чувств" написано, что программа для детей 6-9 лет. У нас двое деток по 5 с половиной, а остальные - 4, 3 и меньше. Можно ли начинать с такими масиками? Или лучше подождать? И какое минимальное количество человек должно быть в группе?


Интересно, где вы "Азбуку чувств" отыскали? Неужели ее переиздали?

Уроки из этой программы можно адаптировать к более младшему возрасту, - нужно по детям смотреть.

Минимальное количество - 2, оптимальное - от 4-5 для самых маленьких до 8-10-12 для младших школьников.

Вы с малышами работаете?

:D

_________________
КРАСНЫЙ УГОЛОК
www.prostorebenok.com


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс дек 09, 2007 2:54 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт дек 04, 2007 1:43 am
Сообщения: 334
Откуда: Севастополь
Я не работаю :) Я для своих хочу - загорелась.
Попробую создать домашнюю минигруппу. Если по ходу вопросы будут возникать - можно к Вам обращаться?

_________________
Мои дети: Евгений (19.03.2002), Олеся (5.02.2005), Наташа (20.06.10).


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт дек 28, 2007 12:19 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Чт фев 08, 2007 6:14 pm
Сообщения: 330
Откуда: Рига, Латвия
А можно хотя бы десятку лучших мультфильмов и фильмов для детей (названия), чтобы понять на что ориентироваться?

и как вы относитесь к любым обучающим фильмам-мультикам (обучающем математике, правилам поведения, английскому...)?

_________________
Жене 7 лет, Лёне 4,7 года


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб дек 29, 2007 6:56 pm 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 16, 2007 3:03 pm
Сообщения: 948
Откуда: ИЗРАИЛЬ, ИЕРУСАЛИМ
serakuzik писал(а):
А можно хотя бы десятку лучших мультфильмов и фильмов для детей (названия), чтобы понять на что ориентироваться?


Я пытался ответить на этот вопрос на предыдущей странице:

Дело в том, что максимальная польза (или хотя бы минимальный вред) от просмотров зависит не столько от перечня фильмов, сколько от многообразных и многочисленных приемов и форм работы с экраном. Чтобы их освоить в первом приближении, нужен хотя бы небольшой цикл занятий, с обратной связью.

В самых общих чертах, выбор фильма зависит от:

а) соответствия возрасту
б) соответствия конкретному опыту и ожиданиям ребенка (в группе – не так, как в семье)
в) художественного уровня
г) развивающих задач, которые вы сегодня решаете

В художественном отношении хороши фильмы Ф.Хитрука, И.Иванова-Вано, Э.Назарова, Ю.Норштейна, Л.Атаманова, Р.Качанова, И.Аксенчука, Б.Степанцева и многих других мастеров.

Есть еще много отличных режиссеров английских, американских, чешских, французских, польских, итальянских, эстонских – только все это труднее раздобыть.

Еще – анимация фестивальная, чаще всего не попадающая в продажу.

И еще – очень важная, но совсем уж некоммерческая анимация, создаваемая детьми.

По тематике лучше всего – фольклор (народные сказки), затем – авторские сказки, увязанные с современными реалиями (например, сюжеты о Карлсоне, о Простоквашино и т.п.).


Нежелательно – всё безвкусное, избыточно динамичное («бегалки»), избыточно агрессивное, примитивное и, конечно, непонятное.


Приводить "десятку" было бы ошибкой - это дело субъективное.
У профессионалов лучшим мультфильмом всех времен и народов считается "Сказка сказок" Юрия Норштейна. А японцы назвали таковым его же "Ежика в тумане".

Одно занятие с детьми мы строим на классических "Каникулах Бонифация", а для следующего подбираем что-нибудь из "Горы самоцветов".

Этот выбор зависит от многих параметров, в том числе и от вкусов преподавателя (или родителя).

Быть может, вам стоит поспрашивать об этом участников КЛУБА "АНИМАЦИЯ", прошедшими семинар.

serakuzik писал(а):
как вы относитесь к любым обучающим фильмам-мультикам (обучающем математике, правилам поведения, английскому...)?


В моей практике попытки использовать такие фильмы не принесли ярких, убедительных результатов.

Мне кажется, что экран слишком многое "берет на себя", слишком мало оставляет для детской инициативы.
В лучшем случае, получается некое "натаскивание на образцы", игнорирующее личность ребенка.
А в худшем - ребенок остается пассивным зрителем сомнительного в художественном отношении "продукта".

Вообще, мне представляется малоэффективным всё, что не направлено на живую деятельность ребенка и лишено эстетической ценности.

:D


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт янв 01, 2008 4:50 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Чт фев 08, 2007 6:14 pm
Сообщения: 330
Откуда: Рига, Латвия
спасибо, Юрий, я прочитала этот ваш пост и именно поэтому попросила десятку :) для любого возроста, просто чтобы оценить "художественный уровень".
А как вы относитесь к современным мультикам - всяким Шрекам, Мадакасрам и прочим?

Я накачала очень много "развивающих фильмов", в основном широко рекламированных среди родителей, но мне не понравилось, включая то, что ребенок просто сидит перед телевизором и ничего не делает.

_________________
Жене 7 лет, Лёне 4,7 года


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 7   [ Сообщений: 95 ]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group