Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Форум закрытКомментировать Страница 3 из 10   [ Сообщений: 148 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 10  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Чт дек 28, 2006 6:23 pm 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб дек 23, 2006 12:26 am
Сообщения: 443
Откуда: Израиль
На ваш спор ответит, думаю, Фридл Дикер-Брандейс (1898-1944). Она работала с детьми в концлагере и летом 1943 прочла лекцию педагогам о том, что такое ребенок и его рисунок.
Вот отрывок:

"Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить такие источники энергии детей, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.
Многие прежде проводившиеся занятия рисованием обедняли фантазию детей, блокировали их художественную творческую силу.
Лучшими союзниками против «готовой продукции», против заштампованных эстетических представлений, против застывшего в косности мира взрослых являются настоящие художники, и сами дети – когда они приподняты над рутиной.
Если идет речь о ребенке младше десяти лет – имеется в виду не возраст, а степень зрелости – то главным образом нужно заботиться о том, чтобы ему не мешали играть в его игры и осуществлять им самим задуманное. Преподавать, учить такого ребенка бесполезно; в этом нарциссическом возрасте на любое вторжение в душу он отвечает тем, что отворачивается от деятельности вообще, хотя в этот период рисунок и живопись – его главные средства самовыражения.
Ребенка старше десяти лет уже не удовлетворяют средства, имеющиеся у него в распоряжении; ему открывается реальный мир, фантазии отступают на задний план. Приходит пора обучения форме, сами занятия должны носить характер взрыхления почвы или поддержания ее взрыхленной; главное – следить за тем, чтобы в процессе занятий не уничтожить сами всходы. Технику рисунка и живописи надо давать ребенку в точном соответствии с его запросами. Элементы, которыми оперирует ребенок на занятиях, естественно, те же, что и в «большом искусстве»: величины, соотношения величин (пропорции), ритм, свет, тень, пластика, пространство, цвет, перспектива и композиция; теперь его знакомят с каждым из этих элементов в отдельности, при этом оставляя путь к индивидуальному восприятию открытым.
Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями, не следует дирижировать. Эдак можно не только закрыть себе доступ в мир идей ребенка, но и утратить возможность оценки его готовности к восприятию, его способностей, психического состояния, душевного настроя. В том случае, когда педагог обладает достаточным опытом для осуществления обратного перевода – из мира материальных следствий в мир идеальных причин (от объекта к причине), – детские рисунки предоставляют в его распоряжение как важную информацию, так и нити для руководства духовной жизнью ребенка. В противном случае педагогу лучше положиться на повседневные наблюдения. Если ребенок вяло и без энтузиазма отвечает на вторжение взрослых идей в его мир, не следует ему их навязывать. Знания, которые ребенок не способен воспринять, или которые даются ему в момент, когда он поглощен иными интересами, воспринимаются им как посягательство на внутренний мир; на это ребенок отвечает скукой и неадекватным поведением.
Трудности, вызванные скудостью технических средств, могут быть преодолены самим педагогом, если ему удастся установить контакт с учениками. Здесь самое трудное – начало, потом легче; однако бедность средств самовыражения – это уже нечто непреодолимое".

Что до Славы, то у детей бывают разные периоды - то превалирует тяготение к цвету, то к форме, то - к форме-цвету. Пусть он сам выбирает материалы по вкусу.

_________________
САЙТ ЛЕНЫ МАКАРОВОЙ


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт янв 09, 2007 1:37 am 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб дек 23, 2006 12:26 am
Сообщения: 443
Откуда: Израиль
У нас родилась 3-го января родилась внучка, всем миром придумываем имя.
Так что на эти дни я выпала из переписки.
Будут вопросы, отвечу.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 10, 2007 12:43 am 
Надежное плечо

Зарегистрирован: Вт ноя 08, 2005 1:23 pm
Сообщения: 567
Откуда: МО, г.Пушкино
Елена Макарова, и мы присоединяемся к поздравлениям!

Елена Макарова, мне очень запала в душу фраза из Вашей книги: «так рисуют девочки-отличницы: сначала контур рисунка, потом он закрашивается» (пересказываю своими словами, надеюсь, смысл не исказила). Я представляю эти рисунки. Очень не хочется испортить свою дочку, не хочется, чтобы занятия в садике, школе помешали развить фантазию.
Последнее время часто задумываюсь, а где она граница, когда ребенку навязывают стереотипы, и он начинает отказываться от своих фантазий. И где начало этому? Сейчас я говорю о детях, которые только берут в руки кисточки, мелки, карандаши. Ассоль интересно написала, и я видела это в рисунках Маши, что надо знакомить ребенка с инструментами. А как? Например, самое простое - рисуем вместе линии, штрихи или круги, это обучение, навязывание или еще нет. Как рисовать с малышами? Надо ли показывать, что можно нарисовать эти самые круги, линии и т.д. Не все дети начинают сразу получать удовольствие от рисования без темы, или же в процессе роста ребенка интересы меняются. В такой ситуации если сказать, что мы рисуем цветочки на полянке (просто прикасаясь кисточкой к бумаге), то может появиться интерес и желание рисовать. Как понять, где граница между навязыванием и… (даже не знаю, какую фразу подобрать).
Интересно Ваше мнение, мнение других форумчан.

_________________
Доченька Юля родилась 29.12.04 (7 лет)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 10, 2007 1:36 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс мар 26, 2006 7:15 pm
Сообщения: 140
Откуда: Харьков
Елена Макарова, и все-все-все, спасибо за ответ. Честно говоря, еще больше растерялась :oops: Если можно, присоединюсь к вопросу Марии Дм - как не помешать творчеству ребенка, не заглушить его фантазию, а помочь выразить идеи? Ведь дети, посещаюшие например изостудию, рисуют гораздо лучше, чем те, которых рисовать не учили (можно предположить, что навязанные детсадом или родителяи шаблоны рисования убили в них стремление к творчеству, но не все ж дети ходили в сад и не всем родители поазывали, как и что рисовать). Что могут сделать родители, которые сами далеко не художники и не скульпторы, чтоб помочь своим детям отразить свой мир на бумаге, в пластилине и т.д.? Не мешать или пытаться фантазировать вместе?
Елена Макарова, к поздравлениям присоединяюсь :)

_________________
Доча Дашуня 03.09.03
Сынуля Алешка 10.09.05


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 10, 2007 2:35 am 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб дек 23, 2006 12:26 am
Сообщения: 443
Откуда: Израиль
Мои дорогие пытливые мамы!
Есть одна очень важная вещь - от занятий искусством вы и ваши дети в первую очередь должны получать УДОВОЛЬСТВИЕ.
Расслабьтесь - и получайте!
Если вам вместе доставляет удовольствие макать кисточку в краски и разбрызгивать "салют" - делайте это. В раннем возрасте главное - это ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ. Спросите себя, что запечатлилось в вашей памяти от соприкосновения с материалом, который на ваших глазах преображался? Запечаляются вещи совершенно странные.
Если вы соедините "точки" салюта, то получатся цветные узоры. Это же интересно! Было одно - вышло другое! А если вы сверенте это дело в трубочку, у вас получится калейдоскоп, и т.д. и т.п.
Вообще, всякие чудеса, которые возникают по дороге - это то, что запечатлится наверняка.
Не делайте с ребенком того, что вам самим не интересно, что вас не увлекает. Навыки ребенок еще получит. И не все полезные.
Как сделать так, чтобы у него это не пропало? Держаться в творческом тонусе, не погрязать в рутине, жить сейчас, не думать, что случится послезавтра. То есть я призываю вас к вдумчивому легкомыслию, к игре, к удовольствиям.
Не пытаться фантазировать, а фантазировать.
Ну и что, что дети из изостудии рисует лучше? А судьи кто? каков критерий? Более умело? Ну и что? Если вы будете ходить с детьми в музей или показывать им красивые книжки, наблюдать за тем, что им нравится, а что оставляет их равнодушными, вы многое в них поймете. Соприкосновение с красотой даст им неизверимо больше в этом нежном возрасте.
Я 7 лет проработала с детьми в Израильском музее. Мои коллеги не могли детей на аркане в музей затащить - надоел он им, и справедливо. А мои дети рвались туда. Почему? Потому что я каждый раз давала им суперзадания. Например, найти во всем музее изображение человека с кружкой в руке - это же надо поискать, там такой один! Найти рельеф, на котором много-много черточек (клинопись), угадать, что там написано, найти абсолютно круглый предмет... И т.д. и т.п.
Вы себе не представляете, сколько они всего "рассмотрели"! И они до си пор любят "рассматривать", разве это не достижение, и любят искусство как загадку, как секрет, как тайну. Почему у других педагогов это не выходило? Потому что они водили их срисовывать. Мы тоже много рисовали в музее. Но опять же - со сверхзадачей - превратить картину, например, в театр, а значит -принести в класс наброски, вылепить персонажей, расставить их в соотвествии с глубиной (кто впереди, кто сзади), написать фон (задник), т.е. перевести картину из двумерного пространства в трехмерное. С точки зрения образования это дает куда больше. А художников на свете, как мы знаем, раз-два и обчелся. Стоит ли утомлять себя и детей худграмотой?
Все пробуйте на себе.
Попробуйте "выразить идею". И напишите мне, что у вас из этого вышло.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 10, 2007 5:44 am 
Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Ср май 10, 2006 9:24 am
Сообщения: 87
Откуда: Новосибирск
Елена Макарова, возможно не в тему. Вчера шел снег, мы вечером оказались на реке рядом с катком, где по краям было полно снега. Андрюша встал почти под фонарем и начал смотреть, как падает снег, запрокидывал голову назад, падал, тянул смотреть на падающий снег меня и продолжал смотреть. Потом побежал, стал делать из кусков снега снеговиков - налепил штук пять всяких разных. Потом опять стал смотреть на снег, разглядывал форму, блеск снежинок, комментировал. Потом побежал в сторону от фонаря, в темноту, стал смотреть на снег, падающий в темноте, потом увидел, как папа вытащил фонарик (он светит синим), схватил его, стал смотреть на снег через него, потом - через включенные фары машины.
Мне кажется, это был как раз опыт, который описали вы, не связанный конкретно с рисованием, но именно творческий. Снег увидели в абсолютно разном ракурсе. Еще кажется, что я часто не успеваю за тем, в какой момент и где мой сын переживает это. Получается, что бывает время, когда он ведет меня, показывает что-то другое в том, к чему привыкла я и что уже часто не замечаю.

_________________
Андрюша родился 24 июля 2004 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 10, 2007 3:31 pm 
Обаяние
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб мар 18, 2006 2:33 pm
Сообщения: 354
Откуда: Минск-Москва, м. Братиславская
По-моему, грамота нужна - все дело в дозе. Со мной в детстве никак не занимались рисованием, только в школе на уроках. Сегодня мы с Глебом впервые попробовали акварель, я просто потрясена красотой рисунков. Почему мне никто не рассказал (ну не в два, так хотя бы в шесть лет), почему я не знала, что бывает так красиво??? А ведь у меня были акварельные краски, хорошо помню, но лист никогда в школе не готовили, рисовали как гуашью. Дома часто рисовала сама, но фломастерами, других материалов не было. Наверное, главное, что может сделать мама - предоставить ребенку возможность выбирать, возможность уверенно себя чувствовать в мире красок-стаканчиков-кисточек-тюбиков. Не теряться ("я умею рисовать только котов сбоку и вазы" - сказала мне одна пятилетняя девочка), а радостно пробовать.
Думаю, нужно открыть для ребенка дверь в мир рисования, рассказать о его многообразии и красоте, рассказать, не навязывая, о матчасти, а вот исследованиям уже не мешать, ведь это его рисование, его дело.

_________________
Сын Глеб (январь 2005)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 10, 2007 7:05 pm 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб дек 23, 2006 12:26 am
Сообщения: 443
Откуда: Израиль
Дорогие мои!
1. Книжки можно купить в издательстве НЛО и в любом большом магазине. В НЛО, по-моему, дешевле.
Тел. 9764788
real@nlo.magazine.ru
Наверное, можно заказать у них, если вы не в Москве.
2. Замечательная история про снег! А теперь урок физики: достаньте льдышку из холодильника, сожмите ее в руке над чашкой - понятно, потечет вода. Пусть малыш поставит чашку в морозильник, достанет сам - увидит опять лед. Растопит в руках, опять полодит в морозильник. Сколько в этом, а? Смена сосстояний, форма - аморфность и т.д. Опишите, как это было. К чему это я говорю - наболее чудесными являются самые простые вещи. Строение листа, кора дерева и т.д.
3. Отсюда - история с акварельными красками. Мама познакомилась с ними только сейчас, благодаря малышу. А представьте, сколько людей боится к ним прикасаться! Почему? Отчасти потому, что акварельная техника - очень изощренная, акварель требует особо нежного подхода. Может быть, только став мамой и ощутив нежность по-настоящему, можно так полюбить акварель?
4. Не думайте об упущенном, радуйтесь обретенному. Ведь нам не дано паралелльных жизней, мы не можем проверить, что было правильно, а что неправильно.
5. Не все дети художественно одарены, но все дети - люди творческие. Не зацикливайтесь на материалах (при всей их "сенсорной прелести"), материал - это дополнение, а не определение.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 11, 2007 2:25 am 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 06, 2006 12:03 pm
Сообщения: 8
Откуда: Израиль
Елена Макарова,
У меня к вам тоже вопрос, немного дрогого харектера.
Моей старшей 5 лет, и она очень любит все что связанно с из. исскуством.
Явно душу вкладывает, может очень долго рисовать/лепить, уделяя много внимания подробностям. Темы в основном выбирает сама, но когда мы рисуем вместе, сразу пытается срисовивать у меня и очень расстраивается когда по ее мнению у нее не так красиво получается. Важно замемтить, что мне ее работы нравятся гораздо больше чем свои и я ей это говорю, а еще, иногда добавляю, что главное не результат, а радость, которую мы получаем в процессе, но мне кажется что ее это не очень убеждает. Как бы Вы посоветовали поступать в такич ситуациях?
И еще, всех людей она рисует без рук, а когда я один раз невзначай спросила где же руки?, то получила в ответ "они за спиной спрятаны". Стоит ли обращать на это внимание?
Огромное спасибо за ваши ответы!

_________________
Старшей уже шесть,
младшей скоро 4 :-)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 11, 2007 2:53 am 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб дек 23, 2006 12:26 am
Сообщения: 443
Откуда: Израиль
Дорогая Стелла!
Постарайтесь не рисовать вместе с ней какое-то время. Лепите, вырезайте, делайте то, что Вы делаете "хуже".
Руки. Попробуйте обрисовывать руки, а потом рисовать в них, разбираясь в их устройстве. Это не для занятия искусством, а чтобы обратить внимание и подметить ее отношение к рукам. Чтобы понять, что мешает ей их рисовать. Посмотрите, будет ли она рисовать руки после этого упражнения. Напишите, что получится.

_________________
САЙТ ЛЕНЫ МАКАРОВОЙ


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 11, 2007 10:20 pm 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт ноя 07, 2006 9:52 pm
Сообщения: 104
Откуда: Казань
Елена Макарова,
Елена, прежде всего поздравляю Вас с таким грандиозным и радостным событием, как рождение внучки!
На меня произвели неизгладимыое впечатление эти пять страничек - читала как завороженная!
Обязательно прочитаю Ваши книги - их можно читать запоем, судя по всему.
Меня поразили Ваши слова о том, что по ранним рисункам можно буквально предсказать будущее ребенка. У меня сохранились рисунки моей старшей дочери, постараюсь их сфотографировать и показать на форуме - в последнее время у девочки проьлемы с восприятием самой себя...

_________________
Ася (22 января 2005)
Аня (8 июля 1990)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 11, 2007 10:36 pm 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб дек 23, 2006 12:26 am
Сообщения: 443
Откуда: Израиль
Спасибо на добром слове! А сколько лет Вашей страшей дочери? Напишите, что с ней, может, и без рисунков обойдемся.

_________________
САЙТ ЛЕНЫ МАКАРОВОЙ


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 11, 2007 10:56 pm 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб мар 18, 2006 5:02 pm
Сообщения: 113
Откуда: Ростов-на-Дону
Елена Макарова, скажите, пожалуйста, надо ли обращать внимание на цвета, которые выбирает малыш при рисовании? Или в таком возрасте выбор еще ни о чем не говорит?
Спасибо.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 11, 2007 11:00 pm 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт ноя 07, 2006 9:52 pm
Сообщения: 104
Откуда: Казань
Ей 17. Уже в течении очень долгого времени у нее почти всегда плохое настроение. На контакт не идет, мотивируя тем, что "сама не знаю, что со мной и чего хочу". При этом всеобщая лоюбимица в классе. Но именно межличностные отношения ее и тяготят, я это чувствую.
Она очень ответсвенная. При это не очень трудолюбивая ) Но что касается учебы и физ. упражнений - этим она занимается очень упорно.
Настараживает именно дисгармония в отношинии к себе. Иногда может показаться, что у нее слишком завышена самооценка. Но чаще у меня ощущение, что у нее комплекс неполноценности...
Все мои расспросы заканчиваются либо ссорой, либо слезами...
В редкие моменты хорошего настроения у нас полное взаимопонимание.
Очень тяжело смотреть, как она переживает и не знать, как помочь.
Мы даже хотели идти с ней к психологу, но в последний момент Аня передумала...

_________________
Ася (22 января 2005)
Аня (8 июля 1990)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт янв 12, 2007 12:47 am 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб дек 23, 2006 12:26 am
Сообщения: 443
Откуда: Израиль
1. Про цвета. Не выбирать, а, скорее, наблюдать, что выбирает ребенок. Безусловно выбор цвета, при том навязчивый, о чем-то говорит. Например, рисунки детей во время болезни часто отличаются по цвету от рисунков в здоровом состоянии. Я знала такую чуткую мамашу, которая по рисункам видела (цвет и композиция), что ребенок заболевает и бросалась его лечить. Но в возрасте до трех лет выбор цветов часто происходит методом тыка.
2. 17 лет - трудная пора для девушки. "Редкие моменты взаимопонимания" желательно участить. Хвалить побольше, расспрашивать поменьше. Тогда будет меньше ссор. Подмечать успехи, не аксентировать своего внимания на неудачах. Вы говорите, что она любимица в классе и у нее есть авторитет среди своих, и при этом она плачет от недовольства собой? Что это? Может, она влюбилась?

_________________
САЙТ ЛЕНЫ МАКАРОВОЙ


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрытКомментировать Страница 3 из 10   [ Сообщений: 148 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 10  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group