Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Форум закрытКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 2 ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Блок 1. Занятие 9. Что такое река
СообщениеДобавлено: Сб фев 05, 2011 2:23 am 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
Начнём с презентации "РЕКА".

Во время просмотра или после него обсудите слова ИСТОК и УСТЬЕ.
ПО первому слову есть подборка родственных слов, а к слову устье - нет. Спросите у ребёнка, какие могут быть слова из "семейки" слова устье. Их немного. Подсказка для родителей:
уменьш.-ласк. формы: устьице
пр. существительные: уста,
прилагательные: устьевый, устьевой, устный
Вряд ли дети знают все эти слова. Но слово УСТА должны знать. Если не вспомнили - подскажите.
Вспомните устьице в русской печке. В сказках не раз это слово используется. Например, в сказке "Гуси-лебеди" сестра с братцем забрались в печь - сели в устьице.

Кстати, сказку "Гуси-лебеди" можно припомнить в связи с разговором о реках - ведь там есть молочная река в кисельных берегах!
А в каких сказках еще есть реки? Пусть ребенок назовет несколько, если вспомнит.
Детям постарше можно написать названия рек на карточках, а названия сказок - на других и подобрать - сказку к реке.
Например: "Гуси-лебеди" - "молочная река в кисельных берегах", "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо" и "речка Смородина". И так далее.

Нарисуйте небольшой плакатик (формата А3, например), где укажите части реки: исток, устье, приток, правый берег, левый берег.

Поиграйте в подвижную игру "Горная река - равнинная река". На словах горная река нужно бегать и шуметь, на словах "рвнинная река", нужно двигаться медленно, желательно изгибами.

Вспомните и послушайте или спойте песни и песенки, где есть упоминание про реку. И "Оранжевая речка", и "Течёт река Волга", и "На речке на речке на том бережочке", и "Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке" и любые другие народные или современные песни. Можно и эстрадные, но только проверенные временем, типа Юрия Антонова "Городок наш разделяет река".
Не переборщите с песнями - 2-3 и достаточно, а то надоест.

Обсудите, что река может "делать": течь, бежать, мчаться, нести (кого-то или чего-то).

Сделайте "макет" реки на полу - или из длинного куска обоев, или из шарфов, или из длинного куска ткани. Положите стрелку из бумаги, обозначающую, куда течет река. Поиграйте в "Берег левый, берег правый".
Варианты игры:
:idea: По команде взрослого "правый берег" или "левый берег" нужно сесть на нужном берегу. Остальные команды (для запутывания и отвода глаз) могут быть такими: в реке, в лесу (изобразите рядом лес, например, постелив одеяло) и тому подобное.
:idea: Построить городки или деревушки на берегах реки, устроить паромную переправу, пустить лодки. В процессе игры использовать фразы: левый берег, правый берег. Например, стоят два человечка на двух берегах и вдруг один (не обозначим, какой, кричит: "Лодочник! Переправь меня на правый берег!". Лодочник сам должен догадаться, кто его зовет. Можно еще плавать вверх по течению, вниз по течению. Кстати, у группы "Секрет" была отличная песня со словами "...вниз по течению бежит вода, шлифуя спины камней". :wink:


В географии, термином «слияние» обозначают место встречи двух или более водоемов. Это может быть место впадения притока в главную реку или место, где встречаются две реки, образуя реку с совершенно другим названием. Можете взглянуть на уникальные фотографии - десятка мест слияния рек и других водоемов со всего света, отобранная по фотографиям, на которых лучше всего виден контраст двух водоемов.

_________________________

Что еще?
Обязательно порисуйте меандры! Саша очень любит закрашивать сложные меандры - я ей рисую на бумаге в клетку, а она закрашивает.
Дети старше 6 лет могут попробовать и сами продолжить рисовать начатый вами меандр.


Для самых старших (наверное, старше 7 лет).
Очень советую почитать отрывок из поэму Твардовского "Василий Тёркин"
Глава "Переправа" (мы её с вами учили в школе)

Цитата:
ПЕРЕПРАВА


Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда.,

Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа.

Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны.
Первый взвод.
Погрузился, оттолкнулся
И пошел. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.

Как плоты, пошли понтоны,
Громыхнул один, другой
Басовым, железным тоном,
Точно крыша под ногой.

И плывут бойцы куда-то,
Притаив штыки в тени.
И совсем свои ребята
Сразу - будто не они,
Сразу будто не похожи
На своих, на тех ребят:

Как-то все дружней и строже,
Как-то все тебе дороже
И родней, чем час назад.

Поглядеть - и впрямь - ребята!
Как, по правде, желторот,
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ.

Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи - отцы.

Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.

Мимо их висков вихрастых,
Возле их мальчишьих глаз
Смерть в бою свистела часто
И минет ли в этот раз?

Налегли, гребут, потея,
Управляются с шестом.
А вода ревет правее -
Под подорванным мостом.

Вот уже на середине
Их относит и кружит...

А вода ревет в теснине,
Жухлый лед в куски крошит,
Меж погнутых балок фермы
Бьется в пене и в пыли...

А уж первый взвод, наверно,
Достает шестом земли.

Позади шумит протока,
И кругом - чужая ночь.
И уже он так далеко,
Что ни крикнуть, ни помочь.

И чернеет там зубчатый,
За холодною чертой,
Неподступный, непочатый
Лес над черною водой.

Переправа, переправа!
Берег правый, как стена...

Этой ночи след кровавый
В море вынесла волна.

Было так: из тьмы глубокой,
Огненный взметнув клинок,
Луч прожектора протоку
Пересек наискосок.

И столбом поставил воду
Вдруг снаряд. Понтоны - в ряд.
Густо было там народу -
Наших стриженых ребят...

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно..

Под огнем неразбериха -
Где свои, где кто, где связь?

Только вскоре стало тихо, -
Переправа сорвалась.

И покамест неизвестно,
Кто там робкий, кто герой,
Кто там парень расчудесный,
А наверно, был такой.

Переправа, переправа...
Темень, холод. Ночь как год.

Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод.

И о нем молчат ребята
В боевом родном кругу,
Словно чем-то виноваты,
Кто на левом берегу.

Не видать конца ночлегу.
За ночь грудою взялась
Пополам со льдом и снегом
Перемешанная грязь.

И усталая с похода,
Что б там ни было, - жива,
Дремлет, скорчившись, пехота,
Сунув руки в рукава.

Дремлет, скорчившись, пехота,
И в лесу, в ночи глухой
Сапогами пахнет, потом,
Мерзлой хвоей и махрой.

Чутко дышит берег этот
Вместе с теми, что на том
Под обрывом ждут рассвета,
Греют землю животом, -
Ждут рассвета, ждут подмоги,
Духом падать не хотят.

Ночь проходит, нет дороги
Ни вперед и ни назад...

А быть может, там с полночи
Порошит снежок им в очи,
И уже давно
Он не тает в их глазницах
И пыльцой лежит на лицах -
Мертвым все равно.

Стужи, холода не слышат,
Смерть за смертью не страшна,
Хоть еще паек им пишет
Первой роты старшина,

Старшина паек им пишет,
А по почте полевой
Не быстрей идут, не тише
Письма старые домой,
Что еще ребята сами
На привале при огне
Где-нибудь в лесу писали
Друг у друга на спине...

Из Рязани, из Казани,
Из Сибири, из Москвы -
Спят бойцы.
Свое сказали
И уже навек правы.

И тверда, как камень, груда,
Где застыли их следы...

Может - так, а может - чудо?
Хоть бы знак какой оттуда,
И беда б за полбеды.

Долги ночи, жестки зори
В ноябре - к зиме седой.

Два бойца сидят в дозоре
Над холодною водой.

То ли снится, то ли мнится,
Показалось что невесть,
То ли иней на ресницах,
То ли вправду что-то есть?

Видят - маленькая точка
Показалась вдалеке:
То ли чурка, то ли бочка
Проплывает по реке?

- Нет, не чурка и не бочка -
Просто глазу маята.
- Не пловец ли одиночка?
- Шутишь, брат. Вода не та!
- Да, вода... Помыслить страшно.
Даже рыбам холодна.
- Не из наших ли вчерашних
Поднялся какой со дна?..

Оба разом присмирели.
И сказал один боец:
- Нет, он выплыл бы в шинели,
С полной выкладкой, мертвец.

Оба здорово продрогли,
Как бы ни было, - впервой.

Подошел сержант с биноклем.
Присмотрелся: нет, живой.

- Нет, живой. Без гимнастерки.
- А не фриц? Не к нам ли в тыл?
- Нет. А может, это Теркин? -
Кто-то робко пошутил.

- Стой, ребята, не соваться,
Толку нет спускать понтон.
- Разрешите попытаться?
- Что пытаться!
- Братцы, - он!

И, у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он как он, Василий Теркин,
Встал живой, - добрался вплавь.

Гладкий, голый, как из бани,
Встал, шатаясь тяжело.
Ни зубами, ни губами
Не работает - свело.

Подхватили, обвязали,
Дали валенки с ноги.
Пригрозили, приказали -
Можешь, нет ли, а беги.

Под горой, в штабной избушке,
Парня тотчас на кровать
Положили для просушки,
Стали спиртом растирать.

Растирали, растирали...
Вдруг он молвит, как во сне:
- Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне,
Чтоб не все на кожу тратить?

Дали стопку - начал жить,
Приподнялся на кровати:

- Разрешите доложить...
Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить.

А уж следом за огнем
Встанем, ноги разомнем.
Что там есть, перекалечим,
Переправу обеспечим...

Доложил по форме, словно
Тотчас плыть ему назад.

- Молодец! - сказал полковник.
Молодец! Спасибо, брат.

И с улыбкою неробкой
Говорит тогда боец:

- А еще нельзя ли стопку,
Потому как молодец?

Посмотрел полковник строго,
Покосился на бойца.
- Молодец, а будет много -
Сразу две.
- Так два ж конца...

Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.


Обязательно обсудите все непонятные слова, все сложные места. А потом прочитайте еще раз сначала.

_________________
Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 9. Что такое река
СообщениеДобавлено: Вт фев 08, 2011 10:17 pm 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
Небольшое продолжение темы "Река".

Научитесь находить на карте мира река: найдите на каждом материке 5 рек и запишите их в тетрадки. Можно сделать небольшой плакат, где будет название материка, а под ним - список рек.
Научите ребёнка правильно показывать реки на карте - от истока к устью.
Попробуйте отличить большие реки от маленьких (пусть ребёнок сам увидит, что они разные по толщине).
Найдите и назовите у двух-трех крупных рек притоки. Найдите 2-3 дельты.

Посмотрите удивительную подборку фотографий из космоса - с дельтами разных рек.
Вот одна из них:

Изображение

Просматривая, обязательно находите нужную реку на карте или в атласе, показывайте рек, двигайтесь по течению реки от истока к устью.

_________________
Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрытКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 2 ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group